СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ - КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА
РОССИИ НА МСФО
Чибисова Е.И., к.э.н., доцент кафедры «Экономики» Московского технологического института (МТИ), г. Москва, доцент кафедры «Математического обеспечения информационных систем и инноватики» Московского государственного университета экономики,
статистики и информатики (МГУЭСИ), г. Москва Чибисов О.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансов, кредита и банковского дела» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г. Москва
Солтаханов А.У., к.э.н., доцент кафедры «Финансов, кредита и банковского дела» Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г. Москва
По мере развития корпоративной социальной отчётности, неизбежно встанет вопрос о необходимости её унификации, о переходе на единый, обязательный стандарт отчёта, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчёта станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчётности. Сегодня социальная отчетность в России и не является обязательной, её анализ и публикация в скором времени станет необходимой и востребованной на всех уровня, начиная с государственного и муниципального и заканчивая уровнем домашних хозяйств.
Ключевые слова: социальная отчётность; стандарт; корпоративный социальный отчет; устойчивое развитие; международный стандарт; инновационный подход,эффективность.
SOCIAL REPORTING AS A TOOL FOR EVALUATING THE PERFORMANCE OF THE COMPANY DURING THE PERIOD OF TRANSITION TO IFRS
Chibisova E., Ph.D., associate professor at the Department of Economics of Moscow Institute of technology (MIT), Moscow, associate professor at the Department of information systems and software innovations Moscow State University of Economics, statistics and Informatics (MGUISI),
Moscow, Russia
Chibisov O., Ph.D., associate professor at the Department of finance, credit and banking, Moscow State University of Economics, statistics and
Informatics (MGUISI), Moscow, Russia Soltakhanov A., Ph.D., associate professor at the Department of finance, credit and banking, Moscow State University of Economics, statistics
and Informatics (MGUISI), Moscow, Russia
The development of corporate social reporting, will inevitably raise the issue of the need of its harmonizing, on transition to a single, mandatory standard report, the basic parameters which satisfy all the interested parties, and the publication of the social report will be for the same binding as the preparation of the financial statements. Today, the social reporting in Russia and is not mandatory, its analysis and publication will soon become necessary and popular at all levels, ranging from State and municipal and household level.
Keywords: social accounting; standard; corporate social report; sustainable development; international standard; innovation, efficiency.
Сегодня в условиях рыночной экономики и развитой конкуренции среди предприятий, и организаций, выигрывает та компания, которая в борьбе за потребителя проявит больше находчивости и станет в глазах потребителей наиболее привлекательной чем другие конкуренты.
Одним из инструментов такой привлекательности может стать использование социальной отчетности, которая не является обязательной в России, но публикация, которой может дать большие конкурентные преимущества для предприятия и создать дополнительные барьеры для конкурентов. Так что же представляет собой социальная отчетность?
По мнению негосударственной и некоммерческой организации Фонда являющегося экономическим аналитическим центром - «Институт экономики города», созданной в 1995 году в Москве, главной задачей которого является анализ социальных и экономических проблем развития муниципальных образований, а также разработка практических предложений, рекомендаций по реформированию региональной и городской экономики, кроме того, сопровождение реализации конкретных проектов и пр. под социальной отчетностью-понимают отчеты компании, включающие информацию не только о результатах их экономической деятельности, но и социально-экологические показатели.
Корпоративный социальный отчет в свою очередь - это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и всего общества о том, как и какими темпами компания реализует цели, заложенные в стратегических планах развития, в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.
Социальная отчетность позволяет комплексно представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности компаний; производить самооценку по
следующим направлениям:вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, выявлять их оценки и ожидания; предотвращать возможные обвинения;получать дополнительные конкурентные преимущества;укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, СМИ; создавать основу для разработки стратегии развития компании.
Социальная ответственность бизнеса или корпоративная социальная ответственность (КСО) стала формироваться в 19701980-е гг. в развитых западных государствах в неразрывной связи с концепцией устойчивого развития обществах.1
Термин «устойчивое развитие» был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Исходя из основной цели деятельности организации - извлечении прибыли, и опираясь на то, что организация в первую очередь должна служить интересам собственника, при абсолютно равных условиях деятельности с другими предприятиями, в этом случае появляется необходимость в получении конкурентныхпреимуществ, а также предпринимаются попытки заинтересовать клиентов. Именно таким конкурентным преимуществом и должна стать публикуемая социальная отчетность.
Предоставление подобной отчётности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией миссия, видение, стратегические цели реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в отчёте.
Ключевым преимуществом отчётности является её доступность не только менеджменту, но и всем заинтересованным лицам, включая государственные органы. Бесспорно, корпоративная социальная
1 Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий.
отчетность улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех групп общества. Поскольку репутация складывается из таких нематериальных активов, как доверие, надёжность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, то отказ от корпоративной социальной отчётности может оказать негативное влияние на стоимость компании.2
Можно сказать, что социальная отчетность станетэффективным инструментомспособным: укрепить репутацию и имидж компании в глазах потребителей и конкурентов; повысить качество управления бизнесом; повысит качество выпускаемой продукции; создаст дополнительные барьеры для конкурентов; сделает предприятие более привлекательным в глазах потребителей, за счет повышения социально значимых операций;повысит инвестиционнуюпривле-кательность компании.
Таким образом можно сказать, что социальная отчетность способна стать несомненным помощником для повышения эффективности в части: управления персоналом предприятия; организации техники-безопасности;оценке благотворительной деятельности; охране окружающей среды; сохранности и экономии природных ресурсов; повышение качества выпускаемой продукции,а также в части создания и соблюдения корпоративной этики.
Социальную отчетность можно разделить на две части - это внутреннюю и внешнюю.
Анализ внутренний социальной отчетности даст возможность определить:затраты на социальную поддержку сотрудников и членов их семей; суммы предоставленных льготных займов сотрудникам; затраты на благоустройства быта рабочих и рабочего места; дополнительные пенсии бывшим сотрудникам, что в результате должно привести к укреплению корпоративного духа и корпоративной этики, снижению текучести кадров, заинтересованности работников в эффективности деятельности предприятия, а как следствие это выразится в качестве труда, объемах производства и качестве продукции.
Анализ внешний социальной отчетности даст возможность определить: затраты на социальную деятельность; затраты на благоустройство; затраты на защиту окружающей среды; затраты на создание новых рабочих мест, что сделает предприятие более значимы, для региона, повысит доверие со стороны потребителей, а как следствие увеличится объемы потребления, сделает предприятие привлекательным в глазах инвесторов, что даст возможность расширить производство, повысит конкурентоспособность предприятия, даст возможность внедрять инновационные технологии в производство, новые разработки особенно касающиеся защиты окружающей среды и качества продукции, сделать отраслевыми стандартами, что даст возможность развивать конкуренцию и в тоже время создавать барьеры для других производителей, заставляя их расти до уровня производителя лидера.
Социальная отчетность
Внутренняя
Пользователи:
ту
Внутренние:
Сотрудники
Социально зависимые слои населения
Руководство
Конкуренты
Акционеры и собственники
Внешние:
Потребители товаров, работ, услуг
Все общество в целом
Инвесторы
Люди ищущие работу
Данные отчетности:
Для внутреннего анализа
Т
Для внешнего анализа
- Затраты на социальную поддержку сотрудников и членов их семей - суммы предоставленных льготных займов сотрудникам
- затраты на благоустройства быта рабочих и рабочего
ллегтэ
- затраты на социальную деятельность
- затраты на благоустройство
- затраты на защиту окружающей среды - затраты на создание новых рабочих
МРГТ
Рис 1. Внутренняя и внешняя социальная отчетность.
Определим основные группы пользователей и их информационные потребности:
- акционеры, инвесторы, кредиторы и руководство: информация по всем вопросам, влияющим на стоимость бизнеса, его репутацию и инвестиционную привлекательность, в частности об удовлетворенности персонала, производительности труда, лояльности клиентов, соблюдении законодательных требований;
- сотрудники и представители профсоюзов: информация о действиях или планах руководства по реструктуризации бизнеса, охране труда и технике безопасности, быту на производстве, вознаграждениям и поощрениям и социальным программам;
- государственные органы: информация по всем вопросам, влияющим на социально-экономическую стабильность и рациональное использование окружающей среды;
- бизнес-партнеры: информация по всем вопросам, влияющим на репутацию организации, выполнение ей обязательств и соблюдение этических принципов;
- потребители: информация о качестве товаров и услуг, особенностях производства
- конкуренты: информация по всем вопросам, влияющим на стоимость бизнеса, его репутацию и инвестиционную привлекательность;
- местные сообщества: информация о выгодах или проблемах, связанных с присутствием организации, в частности создание рабочих мест, реструктуризация бизнеса, сохранение природных ресурсов, поддержка местной культуры, науки и образования, сохранение уклада жизни коренных народов.
В настоящее время в зарубежной практике ведения социальной отчётности компаний наибольшее распространение получили два стандарта:
1. GRI - «Глобальная инициатива по отчётности» ^М, GlobalReportingInitiative) и ЛЛ1000 («Ответственность» — ЛссоиМЛЫШу 1000).
2. Стандарт АссоиПАЫШу 1000 (ЛЛ1000), (далее «Ответственность 1000 (ЛЛ1000)) обеспечивает качественное ведение социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчётности. Стандарт «Ответственность 1000 (ЛЛ1000)» был впервые разработан в 1999 г., и с той поры является главным документом, определяющим подходы, как к постановке учёта социальной ответственности, так и к обеспечению интересов - так называемых стейкхолдеров (то есть лиц заинтересованных в социальных инициативах предпринимателей).3
Ключевые параметры качества отчётности стандарта ЛЛ1000 определяются следующими факторами:
- необходимость учета потребностей стейкхолдеров, гарантирующего достоверность информации о необходимых социальных инициативах и «содержательный» подход позволяющий избежать лоббирования предпринимателями более выгодных им схем социального инвестирования;
- соблюдение принципа относительности, при котором стейк-холдеры получают возможность сравнивать предлагаемые им различными предпринимателями социальные проекты;
- применение принципа реальности, который требует принимать к декларации социальные проекты бизнеса, являющиеся технически и финансово выполнимыми;
- необходимость гарантированной полезности социального проекта, признанной и стейкхолдерами, и предпринимателями;
- потребность обеспечения легитимности всего процесса составления отчётности. 4
На основе этих критериев, были сформулированы следующие восемь «принципов качества» корпоративной социальной отчётности:
1. Принцип содержательности и нейтральности означает, что социальный и этический бухгалтерский учет и ревизия должны отражать мнения и интересы всех лиц, заинтересованных в социальных инициативах компании.
2. Принцип сравнимости (сопоставимости) подразумевает, что социальный учет, ревизия и отчётность являются базовыми
показателями для оценки и сравнения деятельности различных корпораций, а также изучения динамики развития социальной ответственности организаций за различные периоды времени и сопоставления уровней социальной ответственности различных компаний, с выделением законодательно регламентированных и добровольных социальных инициатив.
3. Принцип законченности означает, что никакая область деятельности компании не может быть преднамеренно и систематически исключена из оценки.
4. Принципы регулярности и своевременности требуют периодического пересмотра социальных проектов предпринимателей. Соблюдение принципов регулярности и своевременности обеспечивает процесс постоянной эволюции и развития социальной ответственности бизнеса.
5. Принцип последовательности обеспечивает сопоставимость показателей социальной ответственности компании.
6. Принцип коммуникации предполагает, что организация не должна формально подходить к социальному проектированию, ориентируясь исключительно на внутренние социальные.
7. Принцип качественности или обязательности внешней проверки.
8. Принцип непрерывного усовершенствования.5
Стандарт ЛЛ1000 определяет процедуры, которым организация должна следовать с целью учёта, аудита и отчётности о своей деятельности.
Согласно требованиям стандарта основными этапами процесса социальной отчётности являются: планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение/уточнение ценностей и задач компании и др.), отчётность (выявление наиболее актуальных вопросов, определение индикаторов оценки, сбор и анализ информации), подготовка отчёта и проведение аудита внешней организацией.
Стандарт ЛЛ1000 позволяет:
- дать оценку системе менеджмента и операциям компании;
- выявить взаимное влияние системы менеджмента и операций друг на друга, включая восприятие этого влияния акционерами компаний;
- служить инструментом управления и внешнего контроля с целью идентификации, оценки и лучшего управления рисками, возникающими при взаимодействии компании с акционерами;
- обеспечить акционеров информацией о социальной составляющей в деятельности компании;
- создать конкурентные преимущества на основе развития социальной сферы ответственности.
Таким образом ключевыми элементами содержания социальной отчетностидолжны стать:обзор организационной структуры;виды хозяйственной деятельности, включая риски и возможности;стратегические цели и пути достижения этих целей;управление и бизнес-процессы;результаты финансово-хозяйственной деятельности;показатели устойчивого развития относительно экономической, экологической, социальной и инновационной результативности работы компании; а также прогноз показателей финансового состояния и устойчивого развития.
Представляется, что по мере развития корпоративной социальной отчётности, неизбежно встанет вопрос о необходимости её унификации, о переходе на единый, обязательный стандарт отчёта, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчёта станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчётности.И хотя социальная отчетность в России и не является обязательной, её анализ и публикация в скором времени станет необходимой и востребованной на всех уровня, начиная с государственного и муниципального и заканчивая уровнем домашних хозяйств.
Однако на сегодняшний день нет государственных стандартов по публикации и анализу социальной отчетности, и, как следствие социальная деятельность не стала обязательной, а является личным делом каждого хозяйствующего субъекта, по-нашему мнению необходимо ввести Российские стандарты с целью унификации и сравнения предприятий между собой, в качестве же
2http://www.msfofm.ru - МСФО ФМ.
3Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий
4Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий
5 http://www.accountability.org - AA1000 AccountAbility Principles Standard.
6ЧибисоваЕ.И. Budgetary process. Specific of formation, function and planning of state budget. Бюджетный процесс. «Особенности формирования, функционирования и планирования государственного бюджета»: Сборник научных трудов. - М.: Вестник МНЭПУ. - 2011. - 288с.
базовой модели социальной отчётности российских корпораций целесообразно было бы временно принять наиболее широко используемый в сегодня стандарт GRI, кроме того, применительно к нашей стране следует включить в структуру социального отчёта информацию о взаимоотношениях компании с государственными органами власти и местным самоуправлением являющимся фундаментом финансовой системы России.6
Литература:
1. Кушпов В.А. Социальная ответственность как фактор развития предприятий: диссертация [Текст] / В.А.Кушпов. - Челябинск:
Издательство ГОУВПО «Челябинский государственный университет», 2010. - 76;
2. Чибисова,Е.И. Budgetary process. Specific of formation, function and planning of state budget. [Текст] / Чибисова Е.И. // Бюджетный процесс. «Особенности формирования, функционирования и планирования государственного бюджета»: // Сборник научных трудов. - М.: Вестник МНЭПУ. - 2011. - 288с.;
3. AccountAbilityPrinciplesStandard (Стандартизация западных стран): [Электронный ресурс] URL: http://www.accountability.org (дата обращения 05.04.2014);
4. МСФО ФМ [Электронный ресурс] URL: http://www.msfofm. ru (дата обращения 02.06.2014).
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В
СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чибисова Е.И., к.э.н., доцент кафедры «Математического обеспечения информационных систем и инноватики» Московского
государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г.Москва Чибисов О.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансов, кредита и банковского дела» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), г. Москва
Статья посвящена проблеме правового регулирования взаимоотношений информационно-инновационных технологий и законодательных факторов в сфере высшего образования. Рассматриваемый подход предполагает увеличение возможностей в современной экономической и социальной политике Российской Федерации, где особое место занимает высшее образование, предопределяя тем самым значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных взаимоотношений.
Ключевые слова: образование, smart-технологии, законодательство, инновационные технологии, процесс реформирования, инновационного развития современного ВУЗа.
LEGAL REGULATION OF RELATIONS BETWEEN INFORMATION AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND LEGISLATIVE FACTORS IN HIGHER
EDUCATION
Chibisova E., Ph.D., Associate Professor of the Chair of information systems and software technology innovation Moscow State University of
Economics, statistics and Informatics (MGUISI), Moscow, Russia Chibisov O., Ph.D., associate professor at the Department of finance, credit and banking, Moscow State University of Economics, statistics and
Informatics (MGUISI), Moscow, Russia
The article deals with the problem of legal regulation of relations of information and innovation technologies and legislative factors in higher education. This approach would increase the opportunities in the current economic and social policy of the Russian Federation, where is the higher education, thereby prejudging the value clear and effective legal regulation of social relations.
Keywords: education, smart technologies, legislation, innovative technologies, the process of reforming, innovative development of the modern University.
Организация учебного процесса в высших учебных заведениях входит в круг фундаментальных проблем функционирования современного демократического государства и общества.
Актуальность проблемы заключается в том, что в современной экономической и социальной политике Российской Федерации особое место занимает высшее образование, предопределяя тем самым значение четкого и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующей сферы общественных взаимоотношений.
Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства, когда инновации проникаю во все сферы жизнедеятельности современного человека и гражданина.
Болонская конвенция рассматривает систему образования как предоставляющую образовательные услуги. Российская же система образования, наряду с обучением, предусматривает формирование мировоззрения учащихся, студентов. В условиях же рыночных отношений выживаемость вуза будет определяться его конкурентоспособностью. Следовательно, главная задача вуза - повышать качество образовательных услуг, востребованных практикой.
Сегодня в рамках перехода на МФСО Россией были предложены три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и целевой (форсированный) - "Прогноз долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2030 года".1
Консервативный сценарий характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и средне- технологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Так, среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0 - 3,2% в 2013 - 2030 годах. Согласно прогнозным показателям экспертов Министерства экономического развития экономика к 2030 году увеличится всего от 1,7 до 2 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.
Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Данный сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.
Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0 - 4,2% в 2013 - 2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.