/30 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 4 (58) УДК 316.35
Современные особенности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2018
И.Ю. Олтян, М.А. Балер, О.И. Тихонова Аннотация
Проведен анализ основных аспектов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в области снижения риска чрезвычайных ситуаций, в том числе на основе результатов опроса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведенного в 2017 году. Обоснованы перспективные направления участия НКО в деятельности по снижению риска бедствий. Определены признаки и показатели оценки их эффективной деятельности.
Ключевые слова: социально ориентированная некоммерческая организация; снижение риска; чрезвычайная ситуация.
Current Specifics of the Activities of Socially Oriented Non-Profit Organizations in the Area of Protection of Population and Territories Against Emergency Situations
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2018
I. Oltyan, M. Baler, O. Tikhonova
Abstract
The authors discuss the key aspects of disaster risk reduction activities of socially oriented non-profit organizations. Among other sources, they use the results of a survey of government officials of the Russian Federation conducted in 2017. Promising areas for NPO activities in disaster risk reduction are identified. The characteristics and indicators of organizational performance are defined.
Key words: socially-oriented non-profit organization; risk reduction; emergency situation.
Статья поступила в редакцию 13.09.2018.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одним из приоритетных направлений определено развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций (далее — НКО), оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций.
Последние несколько лет российское государство выстраивает отчетливую политику в отношении некоммерческого сектора. Необходимость развития некоммерческого сектора России подтверждается тезисами посланий Президента Российской Федерации Федеральному собранию, который на протяжении нескольких лет ставит задачи включения НКО в систему оказания услуг: «Необходимо снять все барьеры для развития волонтерства, оказать всестороннюю помощь и социально ориентированным некоммерческим организациям. Основные решения здесь уже приняты. Со следующего года для некоммерческих организаций, имеющих соответствующий опыт, открываются возможности, открывается доступ к оказанию социальных услуг, которые финансируются за счет бюджета»1.
2018 год в Российской Федерации Указом Президента России В. В. Путина объявлен Годом добровольца (волонтера)2.
Согласно официальным данным Росстата3, на 2017 год в Российской Федерации была зарегистрирована 142641 НКО, которая привлекает к своей работе добровольцев общей численностью 2731 652 человека. По итогам социологических исследований Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, более 50% НКО стремится к сотрудничеству с государством в осуществлении общественно значимых программ. Почти треть НКО является социально ориентированной и готовой оказывать помощь государственным органам в реализации основных направлений социальной политики [1].
Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» определено в Федеральном законе № 7-ФЗ4. Согласно этому определению некоммерческими являются организации, не ставящие извлечение
прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, которые, в том числе, осуществляют следующие виды деятельности:
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Согласно официальным данным Росстата5, в 2017 году из общего числа НКО 2156 НКО занимались подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), 2620 — оказанием помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, 752 — участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Участие общественных организаций и других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтеров (добровольцев) в мероприятиях по защите населения и территорий от ЧС является одной из задач государственной политики, определенных в Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года6.
С 2015 г МЧС России осуществляет государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах путем предоставления субсидий по итогам конкурсного отбора7.
Конкурсный отбор проводится с 2015 года. За четыре года было более 200 участников, социально ориентированным некоммерческим организациям предоставлена 41 субсидия общим объемом финансовых средств 368200 000,00 рублей [2].
Активное участие ежегодно принимает более 20 НКО федерального, субъектового и муниципального уровней со всей Российской Федерации. В 2017 году впервые принимали активное участие казачьи организации, организация, связанная с поиском пропавших детей.
1 Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г http://base.garant.ru/71552000/.
2 Указ Президента РФ Путина В.В. от 6 декабря 2017 г. № 583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)».
3 Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/
4 Федеральный закон от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
5 Официальный сайт Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/
6 Указ Президента РФ от 11 января 2018 г № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».
7 Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2014 г № 1332 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
43 17
-Заявки 2017 г. -Участники - Победители
- Заявки 2018 г. -Участники
- Победители
ЮФО
0
ж
0<
«к
СКФО 0
Рис. Распределение НКО, участвующих в конкурсном отборе в 2017-2018 гг., по федеральным округам
Наиболее активны НКО из Центрального и Приволжского федеральных округов.
В 2017 году МЧС России решением комиссии к конкурсному отбору для предоставления субсидий из федерального бюджета допущено 17 организаций. В 2017 победителями стало 6 некоммерческих организаций. Им предоставлена субсидия из федерального бюджета на сумму 90 млн рублей. В 2018 году субсидию в размере 88200 000,00 рублей получило 9 организаций.
Информация о ходе конкурса и его результатах открыта и размещается на официальном сайте МЧС России.
Распределение НКО, участвующих в конкурсном отборе в 2017-2018 гг., по федеральным округам представлено на рис.
В 2017 году в рамках выполнения НИР «Научно-методическое обеспечение оценки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» [3] ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) был проведен анкетный опрос о деятельности социально ориентированных НКО в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в 27 субъектах Российской Федерации, некоммерческие организации из которых принимали участие в конкурсном отборе НКО в 2017 году.
Основная цель опроса состояла в сборе и анализе сведений о деятельности НКО, в том числе в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на территории Российской Федерации.
Основными аспектами анализа результатов анкетного опроса были следующие:
1) включенность НКО в различные виды деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
2) оценка проблем участия НКО в деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
3) оценка перспектив участия НКО в деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
4) потребности НКО;
5) эффективность деятельности НКО в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Анализ результатов анкетного опроса показал включенность НКО в следующие виды деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (табл. 1).
Таблица 1
Виды деятельности НКО в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах
Мероприятие Виды деятельности
Мероприятия в соответствии с п. 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. № 13328
Участие в подготовке и обучении населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Развитие навыков безопасного поведения в повседневной жизни; совершенствование практических навыков и умений в чрезвычайных и экстремальных ситуациях; формирование культуры безопасного и ответственного поведения граждан посредством пропаганды, распространения знаний, обучения, лекций, бесед, социальной рекламы, проведения конкурсов, олимпиад, других обучающих и массовых общественно полезных мероприятий в сфере пожарной безопасности и защиты от ЧС; информационно-просветительская деятельность в области безопасности жизнедеятельности; деятельность, направленная на формирование у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; пропаганда здорового образа жизни; пропагандистская и профилактическая работа в области пожарной безопасности и защиты от ЧС; профессиональная ориентация молодежи; привлечение молодежи к спасательным организациям
Оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате ЧС, пожаров и несчастных случаев на водных объектах Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; социальная поддержка и защита граждан, в том числе ветеранов пожарно-спасатель-ных служб
Участие в профилактике и (или) тушении пожаров Профилактика и тушение пожаров силами добровольцев; спасение людей и имущества при пожарах; содействие органам местного самоуправления в реализации первичных мер противопожарной безопасности; взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности и защиты; популяризация, развитие пожарно-спасательного спорта среди молодежи; пропагандистская и профилактическая работа в области пожарной безопасности
Участие в проведении аварийно-спасательных работ Проведение аварийно-спасательных работ; повышение роли спасателей в развитии аварийно-спасательного дела; привлечение молодежи к спасательным организациям
Проведение конференций и семинаров по проблемам безопасности жизнедеятельности Проведение конференций и семинаров по проблемам безопасности жизнедеятельности, оценки и управления рисками ЧС, повышения устойчивости функционирования организаций и территорий в ЧС, реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий в 2015-2030 гг.
Прочие мероприятия
Обеспечение безопасности на водных объектах Обеспечение безопасности людей на водных объектах; охрана жизни людей на водах; профилактика происшествий на водных объектах; подготовка инструкторов по плаванию для детских оздоровительных лагерей и спасателей на муниципальных пляжах; водная подготовка детей и подростков в образовательных учреждениях; решение задач в области охраны жизни и здоровья людей на водах; максимальная возможное снижение гибели людей на водных объектах; организация и проведение разъяснительной работы среди населения по предотвращению несчастных случаев с людьми на воде
Участие и содействие в мероприятиях по реализации государственных программ, направленных на обеспечение безопасности и защиты населения Участие и содействие в мероприятиях по реализации государственных программ, направленных на обеспечение безопасности и защиты населения, в том числе территории страны ЧС; участие в установленном порядке в разработке и реализации федеральных, региональных и местных целевых программ и проектов в области пожарной безопасности и защиты от ЧС
Памятно-мемориальные мероприятия Деятельность по увековечению памяти спасателей и пожарных, погибших при выполнении задач
8 Стоит отметить, что вышло новое постановление Правительства РФ от 17 октября 2018 г. № 1237 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Анализ участия НКО в деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах выявил следующие проблемы:
недостаточная поддержка НКО государством (56,25% опрошенных отметили, что без поддержки государства НКО не выживут);
недостаточная освещенность деятельности НКО в СМИ (отмечено 18,75% опрошенных).
Анализ результатов анкетного опроса показал следующие перспективные направления участия НКО в деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:
формирование у населения активной гражданской позиции в сфере защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
расширение масштабов предоставления информационной, образовательной и консультационной поддержки НКО посредством организации работы специализированных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
развитие, совершенствование деятельности добровольной пожарной охраны на территории субъекта;
расширение сферы влияния пожарных добровольцев с целью доведения принципов обеспечения пожарной безопасности до каждого человека;
общественный контроль за соблюдением в населенных пунктах (в организациях) требований по защите населения от ЧС, пожарной безопасности;
участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения защиты населения от ЧС, пожарной безопасности в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
участие в разработке проектов НПА по вопросам безопасности людей на водных объектах, укрепления добровольной пожарной охраны в сельской местности;
создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения (особенно на водоемах, не входящих в перечень мест массового отдыха на водных объектах);
обучение населения, прежде всего детей, плаванию и приемам спасания на воде;
обучение спасателей спасательных постов пляжей; проведение культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий по пропаганде мер безопасности и спасательного дела;
популяризация спасательного дела, развитие волонтерского движения.
Признаками эффективной деятельности некоммерческой организации, осуществляющей деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, которой оказывается поддержка государства, анкетируемые посчитали следующие:
наличие на счету НКО спасенных жизней;
выполнение взятых на себя обязательств по предупреждению ЧС, обеспечению пожарной безопасности и спасению людей на водах;
уменьшение ущерба населению, имуществу от ЧС разного вида;
уменьшение количества пожаров и их последствий; количества происшествий и погибших на водных объектах;
снижение оперативного времени реагирования пожарных подразделений;
активное гражданское участие в деятельности НКО; увеличение количества добровольцев и штатных работников;
положительные оценки деятельности НКО со стороны населения;
наличие социального эффекта от реализованных НКО мероприятий;
увеличение охвата населения профилактическими мероприятиями в данных областях;
эффективная реализация долгосрочных программ и проектов НКО;
расширение области деятельности НКО (увеличение охвата населения, территории, наличие филиальной сети НКО), положительный уровень социальной рентабельности, высокая интенсивность использования имеющихся ресурсов;
наличие собственных средств для осуществления заявленной социальной деятельности;
присутствие информации о деятельности организации НКО в публичном информационном поле, в том числе наличие сайта, публикаций в СМИ; развитие материально-технической базы; наличие взаимодействия с органами власти, органами местного самоуправления, органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты от ЧС и гражданской обороны.
Анкетируемыми были предложены следующие показатели оценки эффективности деятельности НКО в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (по группам):
1) показатели по охвату населения деятельностью НКО непосредственно и опосредованно:
количество спасенных; количество получивших помощь; количество проведенных мероприятий, в том числе профилактических.
2) экономические показатели деятельности НКО: увеличение объема предполагаемых поступлений
из внебюджетных источников, включая денежные средства, иное имущество, имущественные права, безвозмездно выполняемые работы, предоставляемые товары и оказываемые услуги;
процент расходования НКО бюджетных средств на содержание аппарата НКО;
темпы наращивания материально-технической базы.
3) показатели открытости и прозрачности деятельности НКО:
открытый доступ к актуальной информации о деятельности НКО, ее подотчетности;
уровень доверия населения и органов исполнительной власти к НКО.
4) показатели прологнированности деятельности: длительность позитивного воздействия реализованной программы (проекта, мероприятия) на развитие организации, укрепление ее материальной и технической базы, кадрового потенциала;
наличие долгосрочных, структурных изменений в ходе реализации проектно-программной деятельности НКО (изменение институциональных условий, общественного мнения, отношения к конкретной проблеме, на решение которой направлена деятельность НКО);
устойчивость результатов деятельности НКО после прекращения проекта, программы, оказания услуги и т. д.; продолжительность деятельности НКО.
5) показатели профессионализма: соответствие деятельности некоммерческой организации уставным целям;
достижение организацией запланированных качественных и количественных показателей результативности программы (проекта, мероприятия);
наличие новых (или не новых, но оригинальных) услуг социального характера (или общественно полезных услуг).
Респонденты также дали некоторые рекомендации по развитию НКО в субъекте, а именно:
разработка и принятие нормативных правовых актов, определяющих условия и порядок предоставления субсидий на поддержку НКО, а также предоставление льгот по уплате налогов и сборов;
Литература
1. Протасеня Д. Н. Государственная поддержка развития кластера социально-ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 1. Стр. 261-269.
2. Олтян И. Ю., Балер М.А., Тихонова О. И. Анализ деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в области снижения риска чрезвычайных ситуаций (по результатам опроса органов исполнительной власти субъектов российской федерации) // В сб. «Новые подходы к управлению рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий. Теория и практика»: М-лы Круглого стола в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2018». 2018. С. 24-31.
Сведения об авторах
Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
нач. научно-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: irenaoltyan@mail.ru
SPIN-код — 3476-5213.
Балер Мария Алексеевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: 61otdel@gmail.com SPIN-код — 5322-9094.
Тихонова Оксана Игоревна: НТУ МЧС России, главный
специалист-эксперт отдела.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
E-mail sana2604@mail.ru
SPIN-code — 4992-3850.
разработка и реализация органами исполнительной власти и местного самоуправления целевых программ, направленных на поддержку и развитие НКО.
внесение предложений по изменению субъектового законодательства в части определения мер мотивации, стимулирования граждан к участию в НКО на добровольной основе;
увеличение объема финансирования на поддержку НКО; расширение перечня грантовых направлений;
ведение открытого диалога между органами власти и НКО по проблемным вопросам [4];
привлечение к обеспечению деятельности НКО ресурсов и финансовых средств коммерческих организаций;
взаимодействие между органами исполнительной и законодательной власти субъекта и НКО;
участие представителей НКО в мероприятиях по обсуждению государственного регулирования деятельности НКО.
В заключение стоит отметить, что финансирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах позволит снизить нагрузку на местные и субъектовые бюджеты [5], увеличить объемы профилактических работ в данной области, а также снизить время реагирования и, как следствие, увеличить количество спасенных в ЧС.
3. Олтян И. Ю., Балер М. А. и др. Отчет о научно-исследовательской работе (п. 27 раздела III Плана НИОКР МЧС России на 2017 год, утвержденного приказом МЧС России от 12 апреля 2017 г. № 161, выполненной в 2017 году ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), инв. номер 7643).
4. Собина М. А. Решение социальных проблем через взаимодействие НКО, государства и бизнеса // В сб. «Новая наука: современное состояние и перспективы развития»: М-лы Международной (заочной) научно-практической конференции / Под общ. ред. А. И. Вострецова. 2017. С. 342-345.
5. Мерсиянова И. В. Влияние финансирования российских НКО на оценку их работы и экономического положения // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 3. С.25-31.
Information about the authors
Oltyan Irina J.: Cand.Sci. (Engineering), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Research Center.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: irenaoltyan@mail.ru SPIN-scientific — 3476-5213.
Baler Maria A.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: 61otdel@gmail.com SPIN-scientific — 5322-9094.
Tikhonova Oksana I.: Office for Technology and Science, Chief Specialist-expert of the Department of Emercom of Russia.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: sana2604@mail.ru. SPIN-code — 4992-3850.