Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ'

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / МЧС РОССИИ / NON-PROFIT ORGANIZATION / PERFORMANCE / PERFORMANCE ASSESSMENT / PROTECTION OF POPULATION AND TERRITORIES / EMERGENCY SITUATION / EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуков Алексей Олегович

Предложена методика, позволяющая оценить эффективность деятельности некоммерческой организации, не опираясь на экспертно-аналитические подходы. Методика позволяет построить распределение эффективности на множестве исследуемых некоммерческих организаций, ранжировать их по убыванию эффективности. Методика может быть полезной при принятии решений о выделении субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жуков Алексей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method for Assessing Performance of Non-Profit Organizations in Protecting Population and Territories Against Emergency Situations

The proposed method allows assessing the performance of a non-profit organization without expert reviews. The method makes it possible to construct a bar chart of performance distribution for a set of non-profit organizations and rank them based on their performance. The method can be used to support decision making on allocating federal subsidies to non-profit organizations involved in protecting population and territories against emergencies, ensuring fire safety and the water safety.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

/52 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 4 (58) УДК 351.862.82

Методика оценивания эффективности деятельности некоммерческих организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

А.О. Жуков

Аннотация

Предложена методика, позволяющая оценить эффективность деятельности некоммерческой организации, не опираясь на экспертно-аналитические подходы. Методика позволяет построить распределение эффективности на множестве исследуемых некоммерческих организаций, ранжировать их по убыванию эффективности. Методика может быть полезной при принятии решений о выделении субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Ключевые слова: некоммерческая организация; эффективность; оценка эффективности; защита населения и территорий; чрезвычайная ситуация; МЧС России.

Method for Assessing Performance

of Non-Profit Organizations in Protecting Population

and Territories Against Emergency Situations

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

A. Zhukov

Abstract

The proposed method allows assessing the performance of a non-profit organization without expert reviews. The method makes it possible to construct a bar chart of performance distribution for a set of non-profit organizations and rank them based on their performance. The method can be used to support decision making on allocating federal subsidies to non-profit organizations involved in protecting population and territories against emergencies, ensuring fire safety and the water safety.

Key words: non-profit organization; performance; performance assessment; protection of population and territories; emergency situation; EMERCOM of Russia.

Статья поступила в редакцию 21.09.2018.

Актуальность темы данной публикации для МЧС России обусловлена необходимостью оптимизации распределения субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям с учетом эффективности их деятельности в рамках приоритетных направлений, регламентируемых Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. № 1332)1 (далее — Правила предоставления субсидий).

Вопросам эффективности деятельности организаций, в частности — некоммерческих (далее — НКО), а также социально ориентированных НКО, посвящено много публикаций.

Так, публикация [1] посвящена критериям оценки эффективности.

Исследование [2] посвящено оценке инвестиционных проектов.

В статье [3] рассматривается специфика оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций. Выделяются специфические и неспецифические проблемы оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций. Делается вывод о возможности их использования. Указываются сложности измерения социального эффекта.

В статье [4] предложена система показателей для количественной и качественной оценки и рекомендации по организации мониторинга эффективности финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний.

В статье [5] рассматриваются роль и место некоммерческих организаций в системе социального обслуживания населения. Отмечены функции некоммерческих организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций в общественном развитии. Представлены основные направления развития данного сектора социального обслуживания. Обозначены необходимость и возможности взаимодействия государства, бизнес-структур и некоммерческих организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Однако статей, посвященных вопросам эффективности некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, практически не наблюдается.

Перейдем к описанию методики на примере НКО, участвовавших в процедуре конкурсного отбора, организованным МЧС России, и получивших субсидии из федерального бюджета в 2017 году:

НКО 1. Владимирская региональная общественная организация «Спасатель» (далее — ВРОО «Спасатель»);

НКО 2. Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее — «ВДПО»);

НКО 3. Общероссийская общественная организация «Российское научное общество анализа риска» (далее — «РНОАР»);

НКО 4. Общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана Брянской области» (далее — «ДПО Брянской области»);

НКО 5. Общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана Республики Мордовия» (далее — «ДПО Республики Мордовия»);

НКО 6. Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей» (далее — «РОССО-ЮЗСПАС»);

НКО 7. Общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана Еврейской автономной области» (далее — ОУ «ДПО ЕАО»);

НКО 8. Межрегиональная общественная организация «Водно-спасательный отряд» (далее — МРОО «ВСО»).

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах2 (далее—Правила), сформулируем следующий перечень из пяти приоритетных направлений деятельности (групп мероприятий) НКО:

Н1. Участие в подготовке и обучении населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

H2. Оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров и несчастных случаев на водных объектах.

Н3. Участие в профилактике и (или) тушении пожаров.

Н4. Участие в проведении аварийно-спасательных работ.

Н5. Проведение конференций и семинаров по проблемам безопасности жизнедеятельности.

В течение отчетного периода указанными НКО реализовывались мероприятия в рамках следующих приоритетных направлений деятельности:

НКО 1 (ВРОО «Спасатель») реализует приоритетные направления деятельности «Н1» и «Н4», предусмотренные Программой «Охрана жизни и здоровья

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г № 1332 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

2 Приказ МЧС России от 2 марта 2015 г № 99 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г № 1332 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

граждан, обеспечение безопасности на водных объектах Владимирской области»;

НКО 2 («ВДПО») реализует приоритетные направления деятельности «Н1», «Н3» и «Н4», предусмотренные Программой «Совершенствование социально ориентированной деятельности ВДПО»;

НКО 3 («РНОАР») реализует приоритетные направления деятельности «Н1» и «Н5», предусмотренные целевой программой «Развитие государственно-общественной системы оценки риска, совершенствование подготовки и обучения населения и специалистов области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

НКО 4 («ДПО Брянской области») реализует приоритетное направление деятельности «Н3», предусмотренное программой «Обеспечение деятельности и социальная защита добровольных пожарных в Брянской области в связи с проведением мероприятий в честь 125-летия Всероссийского добровольного пожарного общества»;

НКО 5 («ДПО Республики Мордовия») реализует приоритетное направление деятельности «Н3», предусмотренное программой «Развитие добровольной пожарной охраны Республики Мордовия»;

НКО 6 («РОССОЮЗСПАС») реализует все приоритетные направления деятельности «Н1», «Н2», «Н3», «Н4» и «Н5», предусмотренные программой «РОССОЮЗСПАС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах»;

НКО 7 (ОУ «ДПО ЕАО») реализует приоритетное направление деятельности «Н3», предусмотренное программой «Развитие добровольной пожарной охраны Еврейской автономной области»;

НКО 8 (МРОО «ВСО») реализует приоритетное направление деятельности «Н1», предусмотренное программой «Водно-спасательный отряд» в Красноярском крае по обеспечению безопасности населения на водных объектах на 2016-2017 годы».

Участие НКО в реализации приоритетных направлений деятельности (мероприятий), предусмотренных пунктом 2 Правил, в наглядной матричной форме отражено в табл. 1.

Результативность деятельности НКО характеризуется достижением плановых значений показателей

результативности предоставления субсидии, установленных Соглашением, заключенным между НКО и МЧС России. Поэтому для каждого показателя результативности деятельности конкретной НКО предлагается вычислить результативность, характеризуемую данным показателем, в соответствии со следующей формулой: Р

а, --100%, (1)

р

где:

Куук — результативность деятельности НКО, характеризуемая к-м показателем результативности Р установленным в Соглашении, утверждаемым МЧС России для г-й НКО в рамках реализации НКОу-го приоритетного направления деятельности;

Р ■■, л. — фактическое значение к-го показателя

гук факт *

результативности, достигнутое г-й НКО к концу отчетного периода в рамках реализации НКО

у-го приоритетного направления деятельности; Р.., — плановое значение к-го показателя резуль-

гук план 1

тативности г-й НКО в рамках реализации НКО у-го приоритетного направления деятельности.

Средняя результативность реализации каждой НКО конкретного приоритетного направления деятельности вычисляется путем усреднения по числу показателей результативности реализации НКО данного приоритетного направления деятельности:

(2)

где:

К.. — средняя результативность реализации г-й НКО у-го приоритетного направления деятельности;

К—количество показателей результативности деятельности НКО в рамках реализации у-го приоритетного направления.

Суммирование в числителе формулы (2) производится лишь по показателям результативности, относящимся к реализации г-й НКО у-го приоритетного направления ее деятельности.

Результаты вычислений средней результативности деятельности НКО представлены в табл. 2.

Таблица 1

Матрица участия НКО в реализации приоритетных направлений деятельности (мероприятий),

предусмотренных пунктом 2 Правил

К

Н1 Н2 Н3 Н4 Н5

НКО 1 + +

НКО 2 + + +

НКО 3 + +

НКО 4 +

НКО 5 +

НКО 6 + + + + +

НКО 7 +

НКО 8 +

Таблица 2

Средняя результативность реализации НКО приоритетных направлений деятельности (мероприятий),

предусмотренных пунктом 2 Правил

Н1 Н2 Н3 Н4 Н5

НКО 1 100,00% не участвует не участвует 100,00% не участвует

НКО 2 155,70% не участвует 151,59% 122,86% не участвует

НКО 3 100,00% не участвует не участвует не участвует 100,00%

НКО 4 не участвует не участвует 266,47% не участвует не участвует

НКО 5 не участвует не участвует 100,00% не участвует не участвует

НКО 6 1842,70% 1111,14% 1772,67% 2099,67% 775,33%

НКО 7 не участвует не участвует 110,00% не участвует не участвует

НКО 8 100,00% не участвует не участвует не участвует не участвует

Частную эффективность реализации НКО отдельных приоритетных направлений деятельности предлагается вычислять путем деления средней результативности реализации рассматриваемого приоритетного направления деятельности данной НКО на сумму значений средней результативности всех НКО, участвующих в реализации рассматриваемого приоритетного направления деятельности:

E

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

° 2, R

•100%

(3)

где R. — средняя результативность реализации i-й НКО j-го приоритетного направления деятельности.

Результаты вычислений частной эффективности деятельности НКО представлены в табл. 3.

Интегральную эффективность E. i-й НКО по всем реализуемым ею приоритетным направлениям деятельности предлагается вычислять в соответствии с формулой:

Et =

= (En ))"-(E ,2)2 -(E „з)-(E ,4)4-(E ,5) -

(max E) -(max E2)2 -(max E3)3 -(max E4)4 -(max E5)5 -1 00%, (4)

где:

E.( j = 1, ..., 5) — вычисляемые на основании формулы (3) значения частной эффективности реализации i-й НКО j-го приоритетного направления деятельности; max Е. = max{E , ..., Е },j = 1, ..., 5;

7у( ] = 1, •••, 5) — весовой коэффициент, который принимает одно из двух альтернативно возможных значений за единицу, если i-я НКО участвует в реализации .-го приоритетного направления, либо ноль в противном случае.

Использование формулы (4) для вычисления эффективности деятельности НКО оправдано в связи со следующей ее геометрической интерпретацией. Если каждую i-ю НКО рассматривать как точку с координатами (Еп, Е2, Е& Е.4, Е.5) в 5-мерном координатном пространстве, то становится понятно, что числитель формулы (4) определяет объем параллелепипеда, определяемого началом координат, координатными осями и точкой, характеризующей геометрическое положение НКО в рассматриваемой системе координат. Ясно также, что знаменатель определяет объем параллелепипеда, характеризующего гипотетическую НКО, осуществляющую свою деятельность на предельно допустимых, а значит максимально эффективных в существующих конкурентных условиях возможностях.

Таким образом, чем ближе отношение рассматриваемых объемов к единице, тем деятельность /'-я анализируемой НКО более эффективна. И наоборот, чем ближе отношение рассматриваемых объемов к нулю, тем ее деятельность менее эффективна.

Необходимость введения весовых коэффициентов у.. в качестве показателя степени при каждом сомножителе связана с тем, что, в общем случае, конкретная НКО может реализовывать не все приоритетные направления

Таблица 3

Частная эффективность реализации НКО отдельных приоритетных направлений деятельности (мероприятий),

предусмотренных пунктом 2 Правил

Н1 Н2 Н3 Н4 Н5

НКО 1 4,35% не участвует не участвует 4,31% не участвует

НКО 2 6,77% не участвует 6,31% 5,29% не участвует

НКО 3 4,35% не участвует не участвует не участвует 11,42%

НКО 4 не участвует не участвует 11,10% не участвует не участвует

НКО 5 не участвует не участвует 4,17% не участвует не участвует

НКО 6 80,17% 100,00% 73,84% 90,40% 88,58%

НКО 7 не участвует не участвует 4,58% не участвует не участвует

НКО 8 4,35% не участвует не участвует не участвует не участвует

Всего 100,00% 100,00% 100,00% 100,00% 100,00%

Нормированные значения интегральной эффективности деятельности НКО

Таблица 4

НКО Эффективность Нормированная эффективность

РОССОЮЗСПАС 100,00% 75,01%

ДПО Брянской области 15,03% 11,28%

ОУ «ДПО ЕАО» 6,20% 4,65%

ДПО Республики Мордовия 5,65% 4,24%

МРОО «ВСО» 5,43% 4,07%

РНОАР 0,70% 0,52%

ВРОО «Спасатель» 0,26% 0,19%

ВДПО 0,04% 0,03%

Всего 133,31% 100,00%

деятельности, а только некоторые из них. Поэтому для обеспечения корректности вычислений в формуле (4) в качестве сомножителей следует учитывать не все приоритетные направления деятельности, регламентируемые пунктом 2 Правил предоставления субсидии, а лишь те из них, в реализации которых рассматриваемая НКО принимает участие.

Для построения распределения эффективности на множестве исследуемых НКО значения интегральной эффективности их деятельности, вычисленные в соответствии с формулой (4), необходимо нормировать таким образом, чтобы их сумма составила 100%:

Е * =-

2 Е.

■100%.

(5)

Значения интегральной эффективности деятельности НКО, нормированные в соответствии с формулой (5), позволяют ранжировать НКО по убыванию эффективности (табл. 4 и рис.).

Таким образом, с точки зрения эффективности реализации НКО приоритетных направлений (мероприятий), регламентируемых пунктом 2 Правил предоставления субсидии, в 2017 году отчетливо выделяются следующие три группы НКО:

1. Лидирующей НКО по всем приоритетным направлениям деятельности является Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей» (далее — «РОССОЮЗСПАС»), с заметным отрывом от которой реализует свою деятельность в области обеспечения пожарной безопасности общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана Брянской области» (далее — «ДПО Брянской области»).

2. Относительно эффективными в 2017 году являлись следующие НКО:

— общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана Еврейской автономной области» (далее — ОУ «ДПО ЕАО»);

75.01%

РОССОЮЗСПАС ДПО Брянской ОУ «ДПО ЕАО» ДПО Республики МРОО «ВСО» РНОАР ВРОО ВДПО

области Мордовия "Спаситель»

Рис. Ранжирование НКО по эффективности реализации приоритетных направлений деятельности в 2017 году

общественное учреждение «Добровольная пожарная охрана Республики Мордовия» (далее — «ДПО Республики Мордовия»);

межрегиональная общественная организация «Водно-спасательный отряд» (далее—МРОО «ВСО»).

3. Наименее эффективными в 2017 году оказались следующие НКО:

общероссийская общественная организация «Российское научное общество анализа риска» (далее — «РНОАР»);

Владимирская региональная общественная организация «Спасатель» (далее — ВРОО «Спасатель»);

общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее — «ВДПО»).

Выводы

Проведенные исследования позволили разработать научно обоснованную методику оценки эффективности некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Наиболее важными достоинствами предложенной методологии являются:

1. Объективность в том смысле, что описанное вычисление эффективности не опирается на экспер-тно-аналитические подходы.

2. Относительная простота организации вычислительного процесса оценки эффективности НКО как по частным критериям эффективности, так и в ходе определения интегральной оценки эффективности реализации приоритетных направлений деятельности.

3. Геометрическая интерпретируемость формулы (4), лежащей в основе вычисления интегральной эффективности деятельности НКО.

4. Инвариантность формы представления формул (1) — (5) от следующих факторов:

количество НКО, получивших субсидию из федерального бюджета по результатам процедуры конкурсного отбора;

количество частных показателей результативности (эффективности), изначально учитываемых в формуле (1) и (2);

количество приоритетных направлений деятельности, регламентируемых пунктом 2 Правил предоставления субсидий, что особенно актуально в силу возможных изменений указанных Правил в части, касающейся дополнения (расширения) их новыми приоритетными направлениями деятельности НКО.

5. Разработанная методология позволяет оценивать эффективность с учетом конкуренции организаций некоммерческого сектора, в рамках которой НКО, стремящиеся к максимизации частных критериев результативности (эффективности), определяют целевой ориентир развития отстающих НКО.

6. Ежегодная оценка эффективности НКО в соответствии с разработанной методологией позволит сделать выводы о фундаментальных закономерностях, определяющих динамику изменения эффективности НКО, участвующих в процедуре конкурсного отбора.

Проведенные исследования могут быть полезны при принятии решений о выделении субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Литература

1. Борисенко Е. Эффективность работы некоммерческих организаций: опыт и критерии оценки / https://pandia.ru/ text/78/174/8876.php

2. Оценка инвестиционных проектов, осуществляемых некоммерческой организацией / https://studwood.ru/723155/ ekonomika/otsenka_investitsionnyh_proektov_ osuschestvlyaemyh_nekommercheskoy_organizatsiey

3. Тарханова Е. Г. Эффективность деятельности некоммерческих организаций: особенности и концепции оценки / Известия ИГЭА. 2012. № 2 (82). С. 108-109.

4. Казакова Н.А., Иванова Е. А. Мониторинг, анализ и контроль эффективности финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний / Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 6. С. 124-134.

5. Палибина А. С., Панькова Е. Г., Соловьева Т. В., Бистяй-кинаД. А. Некоммерческие организации в системе социального обслуживания населения / Дискуссия. 2017. № 10 (84). С. 55-56.

Сведения об авторе

Жуков Алексей Олегович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

с. н. с. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таН: ya.self@mail.ru

SPIN-код — 3331-6376.

Information about author

Zhukov, Alexei O.: PhD in Technical Sciences, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: ya.self@mail.ru SPIN-scientific — 3331-6376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.