УДК 614.8
Методический подход к вычислению интегрального индекса, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории субъекта Российской Федерации от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2020
И.Ю. Олтян, Е.В. Арефьева, С.В. Гутарев, А.С. Котосонов, А.В. Верескун Аннотация
В статье предложен авторский подход к оценке состояния системы текущих и запланированных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории субъекта Российской Федерации от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, на основе интегрального индекса. Представлены результаты автоматизированного расчета текущего и прогнозного значений интегрального индекса, характеризующего состояние системы указанных мероприятий. Полученный интегральный индекс может быть использован при обосновании финансирования мероприятий по обеспечению безопасности и снижению рисков на территории субъекта Российской Федерации, а также как дополнительный индекс при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: интегральный индекс; обобщенный показатель; система мероприятий; чрезвычайная ситуация; защита населения и территорий; эффективность деятельности.
Methodological Approach to the Integral Index
Calculating Characterizing the State of System
Measures to Prepare for the Protection
and to Protect the Population, Material and Cultural
Values from Hazards Arising from Natural
and Man-Made Emergencies on the Territory
of the Russian Federation Subject
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2020
I. Oltyan, E. Arefeva, S. Gutarev, A. Kotosonov, A. Vereskun Abstract
The article offers the author's approach to assessing the state of current and planned system measures to prepare for protection and to protect the population, material and cultural values on the territory of the Russian Federation subject from the dangers arising from natural and man-made emergencies, based on the integral index. The results of automated calculation of the current and forecast values of the integral index that characterizes the state of the system of these measures are presented. The resulting integral index can be used to justify the financing of measures to ensure security and reduce risks on the territory of the Russian Federation subjects, as well as additional index for evaluating the effectiveness of the Russian Federation subjects Executive authorities.
Key words: integral index; generalized indicator; system of measures; emergency situation; population and territories protection; activity efficiency.
21.05.2020
Введение
Под «системой мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории субъекта Российской Федерации от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера» (далее — СМ ЗНТЧС) будем понимать комплекс мероприятий, взаимосвязанных между собой, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выполняемый субъектами Российской Федерации комплекс мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС предлагается оценивать рядом показателей, которые должны:
а) формироваться с учетом показателей документов стратегического планирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [3-7];
б) количественно характеризовать ход реализации мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) отражать развитие области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Выбранные авторами в рамках исследования показатели обладают следующими характеристиками: каждый показатель имеет наименование; каждый показатель имеет единицу измерения; для каждого показателя установлено плановое (целевое) значение1;
каждый показатель в определенный момент времени имеет фактическое значение;
для каждого показателя определена желаемая тенденция изменения (увеличение или снижение);
для каждого показателя установлено критическое2 (минимальное или максимальное) значение;
для каждого показателя установлены временные рамки периода достижения планового (целевого) значения;
для каждого показателя определены источники получения исходных данных.
Состояние всей системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории субъекта Российской Федерации от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, предлагается оценивать интегральным индексом, представляющим собой взвешенный показатель, имеющий количественное значение, агрегирующий определенные подпоказатели, каждый из которых характеризует различные аспекты деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС. Интегральный индекс рассчитывается как для текущего состояния СМ ЗНТЧС, так и для прогнозного состояния с учетом запланированных к выполнению мероприятий по защите населения территорий от ЧС.
Использование интегрального индекса для оценки состояния СМ ЗНТЧС обеспечивает комплексный подход к измерению выполняемых мероприятий в области ЗНТЧС; позволяет ранжировать субъекты Российской Федерации по количественному значению интегрального индекса, отслеживать динамику изменения интегрального индекса в зависимости от выполненных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.
Основная часть
В рамках проведенного исследования [1, 2] получена система показателей и подпоказателей для оценки состояния СМ ЗНТЧС, объединенных в группы по предназначению, которые приведены в таблице.
Таблица
Система показателей и подпоказателей, объединенных в группы по предназначению, для оценки состояния
СМ ЗНТЧС
№ показателя/ подпока-зателя Наименование показателя/ подпоказателя Описание подпоказателя
1 2
10 Состояние систем мониторинга и прогнозирования ЧС
11 Внедрение АПК «Безопасный город» Доля муниципальных районов и городских округов Российской Федерации, в которых создан сегмент АПК «Безопасный город», обеспечивающий сквозную передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков информации в рамках межведомственного взаимодействия, в общем количестве муниципальных районов и городских округов, в %
20 Состояние систем оповещения и информирования населения
21 Охват населения системами оповещения Отношение численности населения в зонах звукопокрытия к общей численности населения, в %
23 Обеспеченность ПОО локальными системами оповещения Отношение фактического количества локальных систем оповещения к необходимому, в %
24 Наличие системы-112 Доля населения субъекта, проживающего на территориям муниципальных образований, в которых развернута система-112, в %
1 Плановое (целевое) значение установлено в Государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» [7], в Паспорте показателя национальной безопасности либо определено авторами экспертным методом.
2 Под «критическим значением показателя» будем понимать такое значение, выход за границы которого свидетельствует о потенциальном возникновении критической ситуации в области защиты населения и территорий вследствие нарушения нормального течения отображаемых этим показателем процессов [8].
Окончание табл.
1
30 Состояние резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
31 Резерв финансовых ресурсов на душу населения Отношение созданного резервного фонда к количеству населения, руб./чел.
32 Резерв материальных средств на душу населения Отношение созданного резервного фонда к количеству населения, руб./чел.
40 Состояние систем реагирования на ЧС
41 Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений на чрезвычайные ситуации и пожары в городе Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений на чрезвычайные ситуации и пожары в городе, мин
42 Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений на чрезвычайные ситуации и пожары в сельской местности Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений на чрезвычайные ситуации и пожары в сельской местности, мин
43 Степень прикрытия населенных пунктов Отношение количества «неприкрытых» населенных пунктов субъекта к общему количеству населенных пунктов субъекта, в %
100 Количество ЧС, пожаров, происшествий на водных объектах и численность погибшего в них населения
101 Количество ЧС природного и техногенного характера Количество ЧС природного и техногенного характера, произошедших на территориях субъектов Российской Федерации, ед.
102 Количество зарегистрированных пожаров Количество произошедших пожаров, ед.
103 Количество происшествий на водных объектах Количество происшествий на водных объектах, ед.
104 Количество населения, погибшего в ЧС Количество населения, погибшего в ЧС природного и техногенного характера, чел.
105 Количество населения, погибшего при пожарах Количество населения, погибшего при пожарах, чел.
106 Количество погибших на водных объектах Количество погибших на водных объектах, чел.
107 Прямой материальный ущерб от пожаров Прямой материальный ущерб от пожаров, тыс. руб.
108 Количество лесных пожаров Количество лесных пожаров, ед.
Для каждого показателя и подпоказателя разработан паспорт показателя (рис. 1).
ПАСПОРТ ПОКАЗАТЕЛЯ
Обеспеченность ПОО локальными системами оповещения Группа показателей:
Состояние систем оповещения и информирования
Категория документа: Коэффициент значимости:
Плановое значение (общее):
Плановая динамика:
Увеличение показателя Влияние на прогноз:
Рис. 1. Паспорт показателя 23 «Обеспеченность ПОО локальными системами оповещения»
Все подпоказатели разбиты на 3 группы в зависимости от включенности в тот или иной документ стратегического планирования; им присвоены соответствующие коэффициенты значимости К1, k2, k3:
показатели состояния национальной безопасности, определенные Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 684 «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации» (М = 1,4);
показатели (индикаторы) Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» ф2 = 1,2); прочие показатели {кЪ = 1). Разработана Методика расчета прогнозного значения обобщенного показателя (интегрального индекса), характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов и федеральных округов Российской Федерации от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, с учетом запланированных к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС [1, 2]. В работе предложен подход к оценке текущего значения интегрального индекса, характеризующего состояние СМ ЗНТЧС (аналогично подходам к оценке эффективности реализации государственных программ Российской Федерации [9], с учетом предложенных авторами коэффициентов значимости мероприятий к1, k2, k3). Интегральный индекс определяется по зависимости (1):
У ом; X\ом! Уьр омк
k1x^i=-' + k 2 x^1-- + k 3x^=—k
kl + k 2 + k 3
<100, (1)
где:
110 — интегральный индекс, характеризующий состояние СМ ЗНТЧС в г-м субъекте РФ;
ОМ/. к — общая оценка мероприятий, направленных на достижение плановых значений /-го, .-го, к-го показателей оценки состояния СМ ЗНТЧС г-м субъектом РФ;
к1, к2, к3 — коэффициенты значимости мероприятий.
Общая оценка мероприятий ОМ| . к, направленных на достижение плановых значений показателей оценки состояния СМ ЗНТЧС г-м субъектом РФ, выполняется на основе анализа степени достижения плановых показателей и степени динамики значений оцениваемых показателей и определяется по зависимости (2):
omj = спj x сд i,
(2)
где:
СП/. к — степень достижения планового значения /-го, .-го, к-го показателей СМ ЗНТЧС в г-м субъекте РФ;
СД/. к—степень динамики значения /-го, .-го, к-го показателей СМ ЗНТЧС в г-м субъекте РФ.
Степень достижения планового значения показателя СП. . к в г-м субъекте РФ определяется по зависимостям (3)-(4 ):
для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
если ЗПП, k ^ 0, тогда СП[
_ ЗПФ1,J ,k
J ,k _зП
ЗПП1, j,k
если ЗПП,. ,к = 0, тогда СП[,. ,к = 1
(3)
для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
если ЗП
Ф1 ,j ,k
ф 0, тогда СП;,J,k =
ЗП
_ J"n;,j,k
ЗП1'
ф; ,j,k
если ЗП
ф; ,j ,k
= 0, тогда СП;, Jk = 1
(4)
где:
ЗП' , — плановое значение /-го, /'-го, к-го показа-
П/,к '
телей СМ ЗНТЧС;
ЗП' , — значение /-го, .-го, к-го показателей СМ
Ф/,к ? J ?
ЗНТЧС, фактически достигнутое субъектом г на конец рассматриваемого периода3.
Степень динамики значения показателя СД/.. к в г-м субъекте РФ определяется по зависимостям (5)-(6):
для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
ЗП
если ЗПфпред1,j,k * 0, т0гда СД;,j,k = —
ЗП
Ф1,j,k
Фпред1,j,k , (5)
если ЗПфпред1, j,k = 0 Т0ГДа СД1, j,k = 1
для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
если ЗП1,,
ЗПф,
* о сд1, j,k=—
"" V j
Ф1,j,k ■ - ,jзп
если ЗПф;, j ,k = 0 СД1 ,,k = 1
(6)
где ЗП' , , — значение /-го, .-го, к-го показателей
Фпред/,к ? J ?
СМ ЗНТЧС, фактически достигнутое г-м субъектом за год, предшествующий рассматриваемому периоду.
Особенности расчета
1. Если для показателя СМ ЗНТЧС отсутствует плановое значение показателя, то СП к принимается равным 1.
2. Если отдельные показатели неприменимы в субъекте РФ (например, показатель «Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений на чрезвычайные ситуации и пожары в сельской местности» неприменим в г. Москве), то ОМ0 принимается равным 100.
3. Степень достижения планового значения отдельно взятого показателя в г-м субъекте РФ не может превышать 1 (сп.. к < 1).
4. Если фактическое значение показателя равно 0 (ЗПФ^. к = 0), тогда считаем его равным е— очень малому числу (например, е= 106).
5. Общая оценка состояния СМ ЗНТЧС не может превышать 100 (ОМ0 < 1).
Для рассчитанного интегрального индекса авторами установлена шкала, на основании которой осуществляется отнесение субъектов РФ к определенным классам по численному значению интегрального индекса:
0 < ОМ0 < 70 — 1 класс (наихудший);
70 < ОМ0 < 80 — 2 класс (удовлетворительно);
80 < ОМ0 < 90 — 3 класс (хорошо);
90 < ОМ0 < 100 — 4 класс (отлично).
Разработан классификатор основных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, запланированных к выполнению в Государственных программах субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также одноименных подпрограммах и отдельных мероприятиях в составе программ по обеспечению безопасности жизнедеятельности, общественной безопасности и профилактике правонарушений (в случае включения вышеперечисленных вопросов в иные государственные программы субъекта в виде подпрограмм, ведомственных целевых программ или мероприятий в составе программ). Такие программы размещены в справочных правовых информационных
II0 =
3 Рассматриваемый период — год, предшествующий текущему.
Внедрение АПК «Безопасный город»
Количество ЧС природного и техногенного характера
Количество зарегистрированных пожаров
Количество происшествий на водных объектах
Количество населения: погибшего в ЧС
Охват населения системами оповещения
Обеспеченность ПОО локальными системами оповещения
Наличие системы-112
Резерв финансовых ресурсов на душу населения
Резерв материальных ресурсов на душу населения
Мероприятия, направленные на совершенствование системы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и крупномасштабных ЧС
Мероприятия, направленные на обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
Мероприятия по развитию и материально-техническому обеспечению общественных объединений добровольной пожарной охраны
Подготовка населения в области гражданской обороны
Показатели, характеризующих С,М ЗНТЧС
Отнесение к
классу мероприятий
О 2 а.|
3 * о о
о и 8.5
Среднее время прибытия в сельской местности
Степень прикрытия НП
Влияние на показатели
Среднее время прибытия пожарно-спасательных подразделений в городе
Классы основных мероприятий программ субъектов РФ
Накопление, хранение и использование с целях ГО запасов материально-технических средств
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства пожарной охраны субъекта РФ
(71
ГО ы о
Мероприятия, запланированные = к выполнению субъектами РФ
о о ч
__(Г
ш л
тз
- о
СО
Обеспечение пожарных и
частей пожарно-техническим |
вооружением |(
(Г
Субъект РФ
Обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для предупреждения и
ликвидации ЧС §
х
Создание и оборудование баз
для стоянок маломерных ф1
судов 5
ь
Выпуск материалов наглядной ^ агитации ^
"О
Повышение квалификации персонала ^
о
Выделение грантов о
подразделениям о\
добровольной пожарной о
охраны ш
х
о о
о о
О) СП
Рис. 2. Схема взаимосвязей показателей, характеризующих систему мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, классов основных мероприятий и мероприятий по защите
населения и территорий от ЧС, запланированных к выполнению в субъектах Российской Федерации
системах «Консультант Плюс (регион)» и «Гарант», а также на сайтах администраций субъектов Российской Федерации. Некоторые программы субъектов РФ можно найти в глобальной сети «Интернет» на различных правовых сайтах.
Получена взаимосвязь показателей, характеризующих СМ ЗНТЧС, классов основных мероприятий и мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, запланированных к выполнению в субъектах Российской Федерации (на основе анализа программ субъектов). Схематично взаимосвязь изображена на рис. 2.
Авторский подход к оценке состояния системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории субъекта Российской Федерации от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, на основе интегрального индекса реализован в виде программного продукта АИС «Риск-прогноз» [10].
АИС «Риск-прогноз» позволяет отображать количество запланированных субъектом РФ мероприятий в определенных классах (группах) (рис. 3), а также выводить их перечень.
На рис. 4 представлена картограмма значений интегрального индекса, характеризующего состояние СМ ЗНТЧС (по состоянию на 2018 год). На рис. 5 представлена картограмма отнесения субъектов РФ к классам, обозначенным выше.
Для оценки эффективности запланированных мероприятий по защите населения и территорий от ЧС авторами введен повышающий коэффициент в, увеличивающий общую оценку выполнения мероприятий ОМ/. к, направленных на достижение плановых значений /-го, .-го, к-го показателей оценки состояния СМ ЗНТЧС г-м субъектом РФ (формула 7).
где г
l, j, k
1, j ,k
1,j ,k •
,100 + в4 X ri,j,k
100
(7)
общее количество мероприятий определенного класса /,к, запланированных к проведению г-м субъектом РФ на среднесрочный период.
Прогнозное значение интегрального индекса П* (на краткосрочный период) определяется по зависимости (8):
kl
m
, V1-1
+ k 2
V
, ¿-Ч-1
*' Vр j + k3x^i-L
III1 —
kl + к 2 + кЗ
х100. (8)
На рис. 6 приведена динамика изменения прогнозного значения интегрального индекса II* относительно фактического значения интегрального индекса 110 при в = 1,0. В дальнейшем коэффициент в будет откалиброван с учетом фактических данных по показателям СМ ЗНТЧС.
На основании прогнозного, рассчитанного интегрального индекса, характеризующего состояние СМ ЗНТЧС с учетом выполнения запланированных мероприятий, осуществляется отнесение субъектов РФ к классам по интегральному индексу, характеризующему СМ ЗНТЧС, по приведенной ранее шкале.
Заключение
Реализованный в виде отдельного модуля специального программного обеспечения [10] методический подход к получению интегрального индекса, применимый для оценки состояния защиты населения от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, имеющих географические, социальные, промышленные и другие различия, может быть использован руководителями и специалистами органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС в субъектах Российской Федерации, для отслеживания динамики, сопоставления результатов оценки состояния защиты населения и территорий между субъектами Российской Федерации.
Рис. 3. Картограмма, отображающая количество запланированных субъектом РФ мероприятий в определенных классах
(группах)
Рис. 4. Картограмма интегрального индекса, характеризующего СМ ЗНТЧС
Рис. 5. Картограмма отнесения субъектов РФ к классам по численным значениям интегрального индекса,
характеризующего СМ ЗНТЧС
Предложенный подход также может быть рекомендован для практического использования при обосновании финансирования мероприятий по обеспечению безопасности и снижению рисков на территориях субъектов Российской Федерации, а также как дополнительный индекс при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Олтян И. Ю., Арефьева Е. В. Основные модули автоматизированной информационной системы по расчету прогнозного значения обобщенного показателя, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите
населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях // М-лы IV Междунар. науч.-практ. конфер., посвященной Всемирному дню гражданской обороны «Гражданская оборона на страже мира и безопасности». В 3-х ч. М.: АГПС МЧС России. Ч. II. С. 494-498.
2. Олтян И.Ю., Арефьева Е.В., Артюхин В.В., Верескун А.В. Гутарев С.В., КотосоновА.С., ЧяснавичюсЮ.К. Методический подход к расчету прогнозного значения обобщенного показателя, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях // Технологии гражданской безопасности. 2020. Т. 2. № 2 (64). С. 4-13.
3. Стратегия в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утв. Указом Президента РФ от 16.10.2019 № 501.
Рис. 6. Динамика изменения прогнозного значения интегрального индекса относительно фактического значения интегрального индекса с учетом выполнения запланированных субъектом мероприятий (при р= 1,0)
4. Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утв. Указом Президента РФ от 20.12.2016 № 696.
5. Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утв. Указом Президента РФ от 11.01.2018 № 12.
6. Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утв. Указом Президента РФ от 01.01.2018 № 2.
7. Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 300.
8. Глазьев С. Ю., Локосов В. В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их
использование в управлении социально-экономическим развитием // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 4 (22). С. 22-41. Электронный ресурс https://cyberleшnka.ш/article/n/otsenka-predelno-kNticheskih-znachemy-pokazateley-sostoyamya-rossiyskogo-obschestva-i-ih-ispolzovame-v-upravlenп-sotsialno-1/viewer
9. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2016 года «Методика оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации» (приложение № 11). http://economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/5d7b77cf-7424-49dd-9f2f-fffeab39cc6/2017030812. pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=5d7b77cf-7424-49dd-9f2f-9fffeab39cc6
10. АИС «Риск-прогноз». Свидетельство о государственной программе для ЭВМ. Номер свидетельства: RU2019613928.
Сведения об авторах
Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), учёный секретарь (в ранге заместителя начальника института).
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: [email protected] SPIN-код — 3476-5213.
Арефьева Елена Валентиновна: д. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: [email protected] SPIN-код — 2738-6323.
Гутарев Сергей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код — 3104-0776.
Котосонов Александр Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), нач. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код — 2362-3700.
Верескун Алексей Викторович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 2507-0175.
Information about the authors
Oltyan Irina Yu.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Scientific Secretary (in the rank of Deputy Head of the Institute). 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3476-5213.
Arefeva Elena V.: Dr. Sci. (Engineering), Assistant Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2738-6323.
Gutarev, Sergey V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher of the Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3104-0776.
Kotosonov Alexander S.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2362-3700.
Vereskun Alexey V.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2507-0175.