УДК 551.5
Методический подход к расчету прогнозного значения обобщенного показателя, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2020
И.Ю. Олтян, Е.В. Арефьева, В.В. Артюхин, А.В. Верескун, С.В. Гутарев, А.С. Котосонов, Ю.К. Чяснавичюс
Аннотация
На основе разработанных моделей и методического подхода составлен алгоритм для автоматизированного расчета текущего и прогнозного значений обобщенного показателя, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, в том числе с учетом среднесрочного и долгосрочного прогнозирования рисков ЧС природного и техногенного характера. Обобщенный показатель может быть использован при подготовке проекта предложений по перечню и характеристикам рекомендуемых для выполнения на территориях субъектов Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Ключевые слова: индексы риска; обобщенный показатель; система мероприятий; чрезвычайная ситуация; защита населения и территорий;прогнозирование.
Methodological Approach for the Forecast Value Estimation of the Composite Index Characterizing the System Measures State for the Preparation and for Protection the Population, Material and Cultural Values on the Territories of the Russian Federation's Subjects in Emergency Situations
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2020
I. Oltyan, E. Arefeva, V. Artyukhin, A. Vereskun, S. Gutarev, A. Kotosonov, Yu. Chyasnavichyus
Abstract
Based on the developed models and methodological approach the algorithm is developed for automated calculation of the current and forecast values of the composite index that characterizes the state of the system of measures to prepare for protection and to protect the population, material and cultural values in the territories of the Russian Federation and Federal districts from hazards arising from natural and man-made emergencies, including taking into account medium-and long-term forecasting of natural and man-made emergencies risks. The composite index can be used in preparing draft proposals for the list and characteristics of recommended measures for the prevention and elimination of emergencies in the territories of the Russian Federation's constituent entities.
Key words: risk indexes; composite index; system of measures; emergency situation; population and territories protection; forecasting.
23.04.2020
Введение
Повышение защищенности населения и территорий субъектов РФ от угроз природного и техногенного характера, как правило, контролируется и оценивается через запланированные к реализации мероприятия по защите населения и территорий субъектов Российской Федерации. Индикаторами состояния защищенности предлагается рассматривать текущие и прогнозные значения индексов риска природных и техногенных опасностей по количеству погибшего, пострадавшего населения и величине экономического ущерба. Целевые значения показателей «количество лиц, погибших в чрезвычайных ситуациях», «экономический ущерб от деструктивных событий» установлены Государственной программой Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Если прогнозные значения индексов риска при выполнении запланированных субъектом РФ мероприятий по защите населения и территорий от ЧС не улучшают показатели индексов риска, то руководителям и специалистам органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, целесообразно скорректировать объем и сроки выполнения мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от ЧС. Разработанные обобщенные показатели, характеризующие состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях, текущие и прогнозные значения индексов риска природных и техногенных опасностей, позволяют осуществлять отнесение субъектов РФ по классам опасности относительно усредненных значений индексов риска и обобщенных показателей по стране.
Классы субъектов РФ по индексам риска по погибшему и пострадавшему населению в ЧС и величине экономического ущерба определяются следующим образом:
I класс — очень опасный;
II класс — опасный;
III класс — умеренно опасный;
IV класс — незначительно опасный;
V класс — не опасный.
Полученные результаты могут быть использованы для формирования стратегий социально-экономического развития субъектов РФ, а также для обоснования финансирования проектов по обеспечению безопасности и снижению рисков на территориях субъектов Российской Федерации.
Методологический подход к определению обобщенного показателя, характеризующего текущие и запланированные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения и территорий от угроз природного и техногенного характера в субъекте РФ, будет представлен в цикле статей. В данной статье освещены основные идеи, принципы и общие алгоритмы, использованные в работе. В других статьях
детально будет раскрыто основное содержание методики по определению обобщенного показателя, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях.
Основная часть
Предлагаемый в работе методический подход реализован последовательно в пяти взаимосвязанных модулях [1].
Модуль 1 — Ранжирование и отнесение субъектов РФ к классам по текущим значениям индексов риска природных техногенных опасностей (величине ущерба, числу погибших и числу пострадавших в ЧС).
Модуль 2 — Автоматизированный расчет текущего значения обобщенного показателя (интегрального индекса), характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов и федеральных округов от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера.
Модуль 3 — Прогноз индексов риска природных и техногенных опасностей и отнесение субъектов РФ к соответствующим классам на основе рассчитанных прогнозных значений индексов риска по величине ущерба, количеству погибших и количеству пострадавших в ЧС.
Модуль 4 — Автоматизированный расчет прогнозного значения обобщенного показателя, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов РФ и федеральных округов РФ от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, с учетом запланированных к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Модуль 5 — Автоматизированная подготовка проекта предложений по перечню рекомендуемых для выполнения на территориях субъектов РФ и федеральных округов РФ дополнительных (типовых) мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (снижению рисков ЧС и смягчению их последствий).
Структура предлагаемого методического подхода представлена на рис. 1.
Текущее и прогнозное состояние защищенности населения и территорий субъекта РФ определяется по усредненным показателям, «индексам риска». По индексам риска можно судить об эффективности принимаемых мер и мероприятий, а также возможных, запланированных мероприятий с учетом приоритетных опасностей, угроз природного и техногенного характера на территории субъекта РФ.
В качестве индексов риска природных и техногенных опасностей рассматриваются индексы риска по количеству погибших, количеству пострадавших
в чрезвычайных ситуациях (далее — индексы риска по количеству погибших, пострадавших) и прямым экономическим потерям от чрезвычайных ситуаций [2] (далее — по величине ущерба), соответственно, в текущий и в прогнозный периоды.
На рис. 2 приведена схема процесса автоматизированного расчета прогнозного значения обобщенного показателя, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по
защите населения от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, с учетом запланированных к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, с автоматическим ранжированием субъектов РФ по классам по каждому индексу риска и обобщенному показателю.
Для определения индексов риска (по величине ущерба, количеству погибших и пострадавших) требуется
очень опасный умеренно опасный опасный незначительно опасный
Классы субъектов
индексу Я
По-
ущербам
индексу
г
5
~ТТо~
по индексу X
]
2
3
4
5
текущее состояние
=>
Классы субъекта в Прогноз оез УВ
индексу И
УВ{доп. мероприятия}
ПО
яндексу
индексу
г
по индексу
по индексу X | г
1
2
3
4
5
V
Прогноз с УВ
по индексу
=>
Клдссы субъектов по интегральному индексу
Текущее состояние
А
Прогнозное
состояние с УВ
1
УБ(доа мероприятии)
Рис. 2. Принципиальная схема автоматизированного расчета прогнозного значения обобщенного показателя (интегрального индекса), характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите
населения на территориях субъектов и федеральных округов от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, с учетом запланированных к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС с автоматическим ранжированием субъектов РФ по классам по каждому индексу риска и обобщенному показателю.
Принятые сокращения: УВ — управляющее воздействие
определить среднее количество ЧС каждого класса в г-м субъекте РФ, которое определяется отношением общего количества ЧС в данном субъекте определенного класса к периоду времени ^:
-' Е1=1 %
П\ =-
(1)
где:
Г — среднее количество ЧС у-го класса (] = 1,4) в г-м субъекте РФ;
пУ — количество чрезвычайных ситуаций по у-му классу ЧС в г-м субъекте РФ в у-м году, ед.; г — индекс субъекта РФ, \ = 1,85; у — индекс класса чрезвычайной ситуации (у = 1 — ЧС локального характера, у = 2 — ЧС муниципального характера, у = 3 — ЧС межмуниципального характера, у = 4 — ЧС регионального характера)2;
t — период времени, за который учитывается статистика по ЧС, год;
k — количество рассматриваемых классов ЧС (по масштабу ЧС), ед.
Если рассматривать классы ЧС: локальный, муниципальный, межмуниципальный и региональный, а в субъекте РФ происходит ЧС федерального или межрегионального уровня, то субъект РФ автоматически переходит в более опасный класс.
Для определения индекса риска по величине ущерба (5) определим составляющие индекса риска по формуле:
п х Б.
•> 1
(2)
по каждому г-му субъекту РФ как произведение медианного ущерба3 8 (] = 1,4) на количество ЧС соответствующего класса (у) в субъекте Российской Федерации.
В итоге суммируются слагаемые по величинам ущер бов:
п. х Б.,' — среднегодовой ущерб от среднегодового числа ЧС локального характера в г-м субъекте РФ;
Пг х Б 2 — средний ущерб от среднегодового числа ЧС муниципального характера в г-м субъекте РФ;
Пз х Б3 — средний ущерб от среднегодового числа ЧС межмуниципального характера в г-м субъекте РФ;_
П4 х Б 4 — средний ущерб от среднегодового числа ЧС регионального характера в г-м субъекте РФ.
И в итоге определяется текущий индекс риска (по величине ущерба) г-го субъекта РФ Я', как среднее значение
—I
> П,
х б;
^ =
X 4
—I
J
(3)
1 Период времени определяется периодом времени, в течение которого имеется статистическая информация для расчетов индексов риска по количеству погибших, пострадавших, величине ущерба от ЧС, в данной статье учитывается период с 2009 по 2018 гг.
2 ЧС межрегионального и федерального характера, произошедшие в субъекте РФ, в дальнейшем учитываются перемещением субъекта РФ в более опасный класс.
3 Под «медианным ущербом» будем понимать среднюю величину ущерба в каждом классе ЧС.
[
где Я0 — текущее значение индекса риска природных и техногенных опасностей по величине ущерба.
При расчете индекса риска по количеству погибших в формуле также используется среднегодовое количество ЧС каждого класса в 1-м субъекте РФ, которое определяется по зависимости (1).
Среднегодовое количество погибших в j-м классе ЧС в 1-м субъекте РФ определяется по формуле:
(4)
где:
N j — среднегодовое значение количества погибших в ЧС^го класса (] = 1,4) в г-м субъекте РФ;
N'yj — количество погибших в ЧС j-го класса (] = 1,4) в г-м субъекте РФ в у-м году.
Текущий индекс риска субъекта по количеству погибших (20'), нормированный на 100 тыс. чел., определяется отношением общего среднегодового количества погибших во всех ЧС к среднегодовому количеству ЧС всех классов ЧС (] = 1,4):
Zo' =
Уk n х N
j
У
k
n
j=1 j
(5)
где 2™ — текущее значение индекса риска природных и техногенных опасностей по количеству погибших, нормированное на 100 тыс. чел.
Аналогично определяется индекс по количеству пострадавших.
Текущий индекс риска субъекта по количеству пострадавших (Х0), ненормированный на 100 тыс. чел., определяется отношением общего среднегодового количества пострадавших во всех ЧС к среднегодовому количеству ЧС всех классов ЧС (] = 1,4):
X с' =
Уk П X н
Aj=1 J
У
k -' п
J
(6)
где:
Х0 — нормированное на 100 тыс. чел. текущее значение индекса риска природных и техногенных опасностей по количеству пострадавших;
И — среднегодовое значение количества пострадавших в ЧС ^го класса (г-м субъекте РФ).
Отнесение субъектов к определенным классам по индексам риска удобно производить на основании параметров распределений соответствующих индексов по всем субъектам. Однако, как видно из диаграмм выше (рис. 3а и 4а), исходные распределения являются скошенными, несимметричными, поэтому оперировать
величинами среднего (М) и среднеквадратического отклонения (о) в их отношении не имеет смысла. С другой стороны, если выполнить логарифмическое преобразование величин индексов (преобразование Бокса-Кокса [3, 4] при X = 0, если значение показателя до логарифмирования было равно 0, считаем его равным е — очень малому числу, например, 10-6), то результирующие распределения могут считаться и обрабатываться как нормальные, что подтверждается результатами теста Шапиро-Уилка [5].
Таким образом, от анализа исходных распределений и их характеристик мы переходим к анализу распределения и характеристик преобразованных значений индексов риска (по величине ущерба, количеству погибших и количеству пострадавших).
Каждый субъект РФ будет отнесен к трем классам (по индексу риска по величине ущерба (Л0), индексам риска по количеству погибших (20) и количеству пострадавших (Х0).
При этом класс присваивается в зависимости от того, в какой диапазон попадает соответствующее значение преобразованного обобщенного показателя (Р), где Р принимает значения: в первом случае — К'0, во втором — 20, в третьем — X.
[-2; М(Р) — о(Р)] — 5 класс по индексу риска;
(М(Р) — о(Р); М(Р)] — 4 класс по индексу риска;
(М(Р); М(Р) + о(Р)] — 3 класс по индексу риска;
(М(Р) + о(Р); М(Р) + 2 * о(Р)] — 2 класс по индексу риска;
(М(Р) + 2 * о(Р); +22] — 1 класс по индексу риска, где:
2 — формально бесконечно большое число, фактически просто большое число, например, 2 = 106;
о — среднеквадратичное отклонение преобразованного показателя Р.
Численные значения индексов риска могут быть представлены в виде картограмм, на которых оттенками цвета показаны числовые значения индексов (см. рис. 5).
Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов и федеральных округов от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера (далее — СМ ЗНТЧС), оценивается системой показателей, объединенных в группы по функциональному предназначению:
состояние систем мониторинга и прогнозирования ЧС;
состояние систем оповещения и информирования населения;
состояние резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
состояние систем реагирования на ЧС;
состояние защищенности населения от ЧС;
количество ЧС, пожаров, происшествий на водных объектах и численность погибшего в них населения.
I-1-\-1-1
-2-10 1 2
Логарифмированное значение индекса
Рис. 3. Анализ распределения значений индекса риска по величине ущерба (й'0) в субъектах РФ на основе статистических
данных о размере причиненного ущерба в ЧС
Значение индекса
Рис. 4. Анализ распределения значений индекса риска по количеству погибших в ЧС в субъектах РФ на основе статистических данных о количестве погибших в чрезвычайных ситуациях
Рис. 5. Пример картографического представления индекса риска по числу погибших (фрагмент карты)
Обобщенный показатель определяется как общая оценка состояния системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории субъекта Российской Федерации от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера (далее — оценка состояния СМ ЗНТЧС) в текущем году, и рассчитывается по зависимости4 (7):
OM0 =
Уm OMi У9 10Mj У f OM'k
k1x^=-+ k 2 -i- + k 3 -k
map
k1 + k 2 + k 3 x100,
(7)
где:
ОМ0 — общая оценка состояния СМ ЗНТЧС в г-м субъекте РФ;
ОМ' — общая оценка достижения планового значения 1-го показателя оценки состояния СМ ЗНТЧС г-м субъектом РФ, являющегося показателем состояния национальной безопасности, определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 684 «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации»;
Ом. — общая оценка достижения планового значения j-го показателя оценки состояния СМ ЗНТЧС в г-м субъекте РФ, являющегося показателем (индикатором) Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;
ОМк — общая оценка достижения планового значения к-го показателя оценки состояния СМ ЗНТЧС в г -м субъекте РФ, не являющегося показателем состояния национальной безопасности, определенным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015
№ 684 «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации», и показателем (индикатором) Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Вычисленная оценка ОМ0 округляется до целого значения.
Более подробному вычислению обобщенного показателя оценки СМ ЗНТЧС будет посвящена отдельная статья.
Прогнозные значения индексов риска по величине ущерба, числу погибших и пострадавших определяются в соответствии с общей схемой методического подхода (рис. 1). Для этого необходимо получить прогнозные значения числа чрезвычайных ситуаций каждого из интересующих нас классов ЧС, которые определяются с использованием статистического метода скользящего среднего по имеющимся историческим данным [6].
Для каждого г-го субъекта РФ рассчитываются прогнозные значения индексов риска по величине ущерба с учетом того, что каждое запланированное к проведению на среднесрочный период мероприятие, отнесенное к классу, влияющему на снижение количества ЧС природного и техногенного характера, снижает среднегодовое прогнозное количество ЧС природного и техногенного характера с учетом понижающего коэффициента Р1:
^(Н-вМ х R 4 100 4
(8)
где:
Я*— прогнозное значение индекса риска по величине ущерба с учетом проведения запланированных в г-м субъекте РФ мероприятий на среднесрочный период;
р — количество запланированных к проведению на среднесрочный период мероприятий, влияющих на
4 Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской
Федерации по итогам 2016 года. Методика оценки эффективности реализации государственных программ Российской
Федерации» (приложение № 11). http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/5d7b77cf-7424-49dd-9f2f-9fffeab39cc6/
2017030812.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=5d7b77cf-7424-49dd-9f2f-9fffeab39cc6
снижение количества ЧС природного и техногенного характера;
— коэффициент, снижающий среднегодовое прогнозное количество ЧС на среднесрочный период в результате выполнения запланированных г-м субъектом мероприятий.
Индекс риска по количеству погибших с учетом того, что каждое запланированное к проведению на среднесрочный период мероприятие, отнесенное к классу, влияющему на снижение количества погибших в ЧС, снижает среднегодовое прогнозное количество погибших в ЧС с учетом понижающих коэффициентов в и Рг
(100-Д х р) (100-в2
I; - х"
)
100
100
х 2;, (9)
где:
Z*'t — прогнозное значение индекса риска по числу погибших с учетом проведения запланированных в г-м субъекте РФ мероприятий на среднесрочный период;
q — общее количество запланированных к проведению г-м субъектом РФ мероприятий, влияющих на снижение количества погибших в ЧС;
в2 — коэффициент, снижающий среднегодовое прогнозное количество погибших в ЧС на среднесрочный период в результате выполнения запланированных г-м субъектом мероприятий.
Отнесение субъектов по классам по значениям индекса риска по числу погибших (текущее значение, прогнозное и прогнозное с учетом мероприятий) приведено во фрагменте таблицы на рис. 6.
Числовые значения индексов риска могут быть представлены в виде диаграмм (рис. 7).
Аналогично рассчитываются прогнозные значения индексов риска по количеству пострадавших с учетом
того, что каждое запланированное к проведению на среднесрочный период мероприятие, отнесенное к классу, влияющему на снижение количества пострадавших в ЧС, снижает среднегодовое прогнозное количество пострадавших в ЧС с учетом понижающих коэффициентов в1 и в3:
х.,_(100-Ахр) (100-вхщ)хх,
100
100
(10)
где:
Х*г — прогнозное значение индекса риска по числу пострадавших с учетом проведения запланированных в г-м субъекте РФ мероприятий на среднесрочный период;
V — общее количество запланированных к проведению г-м субъектом РФ мероприятий, влияющих на снижение количества пострадавших в ЧС;
в3— коэффициент, снижающий среднегодовое прогнозное количество пострадавших в ЧС на среднесрочный период в результате выполнения запланированных г-м субъектом мероприятий.
Значения коэффициентов в2, в3 корректируются ежегодно на основании вновь поступившей и обработанной статистической информации.
На основании прогнозных значений индекса риска по величине ущерба (Я*), индекса риска по количеству погибших (2*\), индекса риска по количеству пострадавших (X *') выполняется отнесение субъектов РФ к классам с учетом планируемых субъектом РФ мероприятий.
Для каждого г-го субъекта РФ выполняется расчет прогнозных значений интегрального показателя ОЫ'(, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов и федеральных округов от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, с учетом
Рис. 6. Фрагмент таблицы отнесения субъектов РФ по классам опасности по значениям индексов риска по числу погибших по субъектам РФ (текущее значение, прогнозное без учета мероприятий, прогнозное с учетом
запланированных мероприятий)
Рис. 7. Представление результатов расчета индексов риска в виде диаграмм (фрагмент)
того, что каждое запланированное к проведению мероприятие, отнесенное к определенному классу, увеличивает общую оценку выполнения мероприятий ОМ', , к с учетом повышающего коэффициента в4:
OM*j,k = OMljk
100 + в х Ij
X-4-^ , (11)
100
перечню дополнительных мероприятии, рекомендуемых для выполнения субъектом РФ, направленных на снижение риска ЧС и смягчение последствий ЧС.
Перечень дополнительных (типовых) мероприятий носит рекомендательный характер. Для каждого '-го субъекта РФ может быть сформирован перечень наиболее рациональных (необходимых) мероприятий, исходя из планируемого объема финансирования мероприятий.
где:
l, j, k
— общее количество мероприятий определен- Заключение
ного класса I, ], к, запланированных к проведению '-м субъектом РФ на среднесрочный период;
в4 — коэффициент, увеличивающий общую прогнозную оценку достижения планового значения показателя оценки состояния СМ ЗНТЧС в '-м субъекте РФ в результате выполнения запланированных '-м субъектом мероприятий.
На основании прогнозного рассчитанного обобщенного показателя, характеризующего состояние СМ ЗНТЧС с учетом выполнения запланированных мероприятий, осуществляется отнесение субъектов РФ к классам по обобщенному показателю по шкале, приведенной выше (см. рис. 2).
В заключительной части методики выполняется автоматизированная подготовка проекта предложений по перечню рекомендуемых для выполнения на территориях субъектов РФ и федеральных округов Российской Федерации дополнительных (типовых) мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: с учетом текущих и прогнозных значений индексов риска природных и техногенных опасностей; с учетом проводимых текущих и запланированных субъектом РФ мероприятий и с учетом приоритетных угроз природного и техногенного характера в конкретном субъекте РФ.
Для каждого субъекта РФ из сформированного единого перечня характерных для субъекта РФ источников возникновения ЧС и перечня дополнительных (типовых) мероприятий формируется проект предложений по
Реализованный в виде специального программного обеспечения методический подход предназначен для автоматизированного расчета текущего и прогнозного значений обобщенного показателя (интегрального индекса), характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера с учетом запланированных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе на основе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования индексов рисков ЧС природного и техногенного характера, а также для подготовки проекта предложений по перечню и характеристикам рекомендуемых для выполнения на территориях субъектов РФ и федеральных округов Российской Федерации дополнительных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (снижению рисков ЧС и смягчению их последствий).
Предложенный подход может быть использован руководителями и специалистами органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС в субъектах Российской Федерации.
Результаты могут быть также использованы для формирования концепции обеспечения безопасности или устойчивого социально-экономического развития субъекта РФ, при обосновании финансирования проектов
по обеспечению безопасности и снижению рисков на территориях субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Олтян И. Ю., Арефьева Е. В. Основные модули автоматизированной информационной системы по расчету прогнозного значения обобщенного показателя, характеризующего состояние системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территориях субъектов Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях // М-лы IV Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х ч. М.: Изд-во Академии ГПС МЧС России. С. 494-498.
2. Артюхин В. В., Чяснавичюс Ю. К. Обобщенные требования к оценочным показателям // Проблемы анализа риска. 2019. Т. 16. № 5. С 82-85.
3. Drew Conway & John Myles White. Machine Learning for Hackers.— Sebastopol: O'Reilly, 2015.
4. Box G. E. P., Cox D. R. An analysis of transformations (with discussion). Journal of the Royal Statistical Society. Series B (Methodological). Vol. 26. No. 2. 1964. P. 211-252. https://www. ime.usp.br/~abe/lista/pdfQWaCMboK68.pdf
5. Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика. М.: Физматлит, 2006. С. 238.
6. Montgomery, Douglas C.; Jennings, Cheryl L.; Kulahci, Murat. Introduction to Time Series Analysis and Forecasting.— Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, 2015.
Сведения об авторах
Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), учёный секретарь — заместитель начальника ин-та. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: [email protected] SPIN-код — 3476-5213.
Арефьева Елена Валентиновна: д. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: [email protected], SPIN-код — 2738-6323.
Артюхин Валерий Викторович: к. э. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код — 7954-1764.
Верескун Алексей Викторович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 2507-0175.
Гутарев Сергей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код — 3104-0776.
Котосонов Александр Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), нач. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код — 2362-3700.
Чяснавичюс Юлюс Кястутович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
с. н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код — 8705-4446.
Information about the authors
Oltyan Irina Yu.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Scientific Secretary — Deputy Head of the Institute. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3476-5213.
Arefeva Elena V.: Dr. Sci. (Engineering), Assistant Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2738-6323.
Artyukhin Valery V.: PhD (Economics Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 7954-1764.
Vereskun Alexey V.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2507-0175.
Gutarev, Sergey V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher of the Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3104-0776.
Kotosonov Alexander S.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Research Center. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2362-3700.
Chyasnavichyus Yulius K.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of Research Center.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 8705-4446.