Научная статья на тему 'НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПРИРОДНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / NATURAL EMERGENCIES / ТЕХНОГЕННЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / КОРРЕКТИРОВКА / TECHNOLOGICAL EMERGENCIES / CORRECTION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Олтян Ирина Юрьевна, Жданенко Ирина Васильевна

Материалы основаны на результатах выполнения НИР «Повышение защищенности населения и территорий от различных опасностей и угроз природного и техногенного характера на основе внедрения современных подходов» (шифр - «Подход -7»). Сформулированы два предложения по корректировке показателей национальной безопасности Российской Федерации, исполнителем которых является МЧС России. Даны рекомендации к внедрению сформулированных предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Олтян Ирина Юрьевна, Жданенко Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientifically Justified Proposals to Adjust the Indicators of the National Security of the Russian Federation

The materials of the article are based on the results of research work “Improving the protection of the population and territories from various hazards and threats of natural and man-made on the basis of the introduction of modern approaches” (code - “Approach-7”). The article formulates two proposals for the correction of national security indicators of the Russian Federation, the executor of which is the EMERCOM of Russia. Recommendations to the implementation of the formulated proposals are given.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

/22 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 1 (55) УДК 338.28

Научно обоснованные предложения по корректировке показателей национальной безопасности Российской Федерации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

И.Ю. Олтян, И.В. Жданенко

Аннотация

Материалы основаны на результатах выполнения НИР «Повышение защищенности населения и территорий от различных опасностей и угроз природного и техногенного характера на основе внедрения современных подходов» (шифр — «Подход -7»). Сформулированы два предложения по корректировке показателей национальной безопасности Российской Федерации, исполнителем которых является МЧС России. Даны рекомендации к внедрению сформулированных предложений.

Ключевые слова: национальная безопасность; природные чрезвычайные ситуации; техногенные чрезвычайные ситуации; показатели; корректировка.

Scientifically Justified Proposals to Adjust the Indicators of the National Security of the Russian Federation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

I. Oltyan, I. Zhdanenko

Abstract

The materials of the article are based on the results of research work "Improving the protection of the population and territories from various hazards and threats of natural and man-made on the basis of the introduction of modern approaches" (code - "Approach-7"). The article formulates two proposals for the correction of national security indicators of the Russian Federation, the executor of which is the EMERCOM of Russia. Recommendations to the implementation of the formulated proposals are given.

Key words: national security; natural emergencies; technological emergencies; indicators; correction.

Статья поступила в редакцию в феврале 2018 года.

Оценка состояния национальной безопасности является одним из важнейших этапов в процессе управления безопасностью страны и призвана не столько предъявить лицу, принимающему решение (высшим руководителям государства), некоторое обобщенное значение в процентах от идеального значения, сколько предоставить исходную информацию для разработки мероприятий по обеспечению безопасности, указать «болевые точки», т.е. служить инструментом политики.

Перечень показателей национальной безопасности определен Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 684дсп «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации».

МЧС России является исполнителем двух показателей:

показатель 10, стратегический национальный приоритет «Оборона страны» — уровень готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС), а также обеспеченности населения защитными сооружениями гражданской обороны, средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты;

показатель 20, стратегический национальный приоритет «Государственная и общественная безопасность» — количество ЧС природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах и численность погибшего в них населения;

и соисполнителем еще 6 показателей.

В рамках выполнения НИР «Повышение защищенности населения и территорий от различных опасностей и угроз природного и техногенного характера на основе внедрения современных подходов» (шифр — «Подход -7») были сформулированы предложения по корректировке показателей национальной безопасности Российской Федерации, исполнителем которых является МЧС России:

1) корректировка подпоказателя 1 «Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» показателя состояния национальной безопасности Российской Федерации «Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на важных объектах и численность погибшего в них населения»;

2) внесение нового подпоказателя 7 «Прямые экономические потери от чрезвычайных ситуаций в процентном отношении к валовому внутреннему продукту Российской Федерации» показателя состояния национальной безопасности Российской Федерации «Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на важных объектах и численность погибшего в них населения».

Для обоснования необходимости внесения изменений в подпоказатель 1 «Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» прежде всего следует остановиться на основных факторах, существенно влияющих на количество ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации [2]:

территория России — самая большая в мире, площадь ее составляет более 17 млн км2, омывается водами двенадцати морей, трех океанов и внутреннего Каспийского моря;

Россия — одна из наиболее обеспеченных внутренними водами стран мира;

с геологической точки зрения территория России — сложная структура, состоящая из сейсмически стабильных платформ (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Сибирская) и складчатых областей (Балтийский щит, Урало-Монгольский складчатый пояс, части Средиземноморского и Тихоокеанского складчатых поясов) различной степени сейсмической опасности;

чуть менее 30% территории России — гористая местность;

территория России одновременно располагается в 4 климатических поясах — арктическом, субарктическом, умеренном и частично в субтропическом;

максимальная разность между зарегистрированными на территории России наибольшей и наименьшей температурами составляет более 116 °С;

средние температуры января, по разным регионам, колеблются от 6 до -50 °С, июля от +1 до +25 °С, количество осадков — от 150 до 2000 мм в год;

вечная мерзлота (районы Сибири и Дальнего Востока) занимает около 65% территории России;

более 70% российской территории — зона рискованного земледелия;

страна богата различными видами полезных ископаемых, добыча, переработка и транспортировка которых ведется, в том числе, в экстремальных климатических условиях и внутренних водах.

На территории Российской Федерации реализуется более 30 видов опасных природных явлений (явления геофизического, геологического и метеорологического характера, морские гидрометеорологические явления и гидрологические явления, а также природные пожары), которые могут стать источником ЧС и нанести ущерб социально-экономическому развитию страны [4].

Источниками техногенных ЧС в Российской Федерации являются:

транспортные аварии и катастрофы (протяженность железнодорожных путей составляет 121 тыс. км, автодорог общего пользования — более 1,4 млн км);

пожары, взрывы (предприятия угольной промышленности — 97 шахт, 268 разрезов, 108 объектов обогащения угля, более 7,5 тыс. объектов нефтегазодобычи, более 4,7 тыс. опасных производственных объектов нефтехимических, нефтегазоперерабатыва-ющих производств и объектов нефтепродуктообеспе-чения, 4,5 тыс. опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта (магистральные газопроводы — 188,4 тыс. км, магистральные нефтепроводы — 54,8 тыс. км, магистральные продук-топроводы — 23,2 тыс. км, 1380 металлургических и коксохимических производств, 59,5 тыс. опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления, более 400 объектов предприятий оборонно-промышленного комплекса, на которых обращаются

/24 ^П SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 1 (55)

взрывчатые вещества и изделия, их содержащие, более 4,8 тыс. взрывопожароопасных объектов хранения и переработки растительного сырья, 413 тыс. единиц оборудования, работающего под давлением);

аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (более 3,4 тыс. предприятий химического комплекса);

аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (10 АЭС, 17 промышленных предприятий ядерного топливного цикла, 113 исследовательских ядерных установок, хранилища радиоактивных отходов, более 3,1 тыс. радиационно опасных объектов);

внезапные обрушения зданий и сооружений (725 тыс. подъемных сооружений — грузоподъемных кранов, подъемников (вышек), лифтов, подвесных канатных дорог, буксировочных канатных дорог, фуникулеров, эскалаторов в метрополитенах, строительных подъемников);

аварии на электротеплосетях (электрические станции, котельные, электрические и тепловые установки и сети с общим числом объектов более 1,9 млн протяженность тепловых сетей 185,6 тыс. км, протяженность линий электропередачи 4,6 млн км, 850 тыс. электрических подстанций);

аварии на гидротехнических сооружениях (ГТС) — 25,8 тыс. ГТС различного класса, в том числе 3,8 тыс.— бесхозяйные;

аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;

аварии на очистных сооружениях. Совокупность всех перечисленных выше факторов в результате приводит к тому, что на территории России имеется практически полный спектр всех видов природных и техногенных ЧС, которым в различной мере подвержены субъекты Российской Федерации [5-8].

Вместе с тем, деятельность потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, объектов транспорта и пр., являющихся потенциально опасными, подвержена государственному и муниципальному контролю (надзору1).

Контроль (надзор) за источниками природных ЧС осуществлять невозможно. Объективные процессы, происходящие на глобальном уровне (глобальное изменение климата), показывают невозможность управлять количеством ЧС природного характера и вызывают необходимость поиска новых подходов в области управления рисками ЧС. В частности, требуется больше внимания обращать на заблаговременное выявление опасностей путем мониторинга и прогнозирования опасных процессов и явлений и их последствий.

Как отмечается в докладе Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2016 год [3], тенденция к повышению температуры приземного воздуха в Российской Федерации соответствует общемировому тренду глобального потепления. Наметившаяся с 1970 года тенденция повышения температуры сохраняется в течение последних 30 лет и, по-видимому, продолжится в ближайшем

десятилетии. Причем рост среднегодовой температуры, усредненный по территории Российской Федерации, опережает общемировой, особенно это проявляется в росте температуры в арктической зоне. Изменения климата на территории Российской Федерации сопровождается также увеличением количества годовых осадков по территории России, составляющим около 2,1% /10 лет, что может приводить и приводит к катастрофическим наводнениям (наводнения в Крымске в 2012 году, на Дальнем Востоке в 2013 году). Аналогично влияет глобальное потепление на опасные метеорологические процессы и явления. Только в 2016 году в целом на территории Российской Федерации отмечалось 988 опасных гидрометеорологических явлений, из них 380 нанесли значительный экономический ущерб [4]. Рост опасных гидрометеорологических явлений неизбежно повышает количество природных ЧС, что может привести к недопустимым значениям подпока-зателя 1 (выше критического).

Таким образом, подготовлено предложение по корректировке подпоказателя 1 «Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» показателя состояния национальной безопасности Российской Федерации «Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на важных объектах и численность погибшего в них населения» (см. табл. 1).

Таблица 1

Предложения по корректировке подпоказателя 1 «Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Текущее название Предлагаемое название

подпоказателя подпоказателя

«Количество чрезвычайных «Количество чрезвычай-

ситуаций природного и техно- ных ситуаций техногенного

генного характера» характера»

Прогнозное значение показателя в 2020 году составит 106 и получено на основании построения линии тренда по зависимости (рис. 1):

у = 1078 . х-0-557.

Процедура расчета критического значения подпоказателя 1 основана на применении центральной предельной теоремы к статистическим данным подпоказателя 1 с последующей оценкой параметров кривой нормального распределения генеральной совокупности значения подпоказателя по имеющимся значениям выборки статистических данных [1] (табл. 2).

Далее следует рассмотреть предложения по введению нового подпоказателя 7 «Прямые экономические потери от чрезвычайных ситуаций в процентном отношении к валовому внутреннему продукту Российской Федерации» показателя состояния национальной безопасности Российской Федерации «Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на важных объектах и численность погибшего в них населения».

1 Форма деятельности государственных органов по обеспечению законности.

Рис. 1. Динамика техногенных ЧС на территории Российской Федерации (без учета техногенных пожаров)

Таблица 2

Статистические данные и предлагаемое критическое значение подпоказателя 1 «Количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера»

Год Количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера

2009 0,269

2010 0,199

2011 0,190

2012 0,228

2013 0,166

2014 0,186

2015 0,179

2016 0,178

Среднее количество по выборке ( X ) X =2 х п

0,199

Стандартное отклонение выборки (я) 5 = ,/ ^^ =х(X X)2 V п -1

0,03363884

Критическое значение 0.299

Крупномасштабные ЧС наносят существенный ущерб экономике страны. Так, катастрофическое наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году нанесло ущерб экономике Российской Федерации в размере более 520 млрд руб., что составляло 0,08 валового внутреннего продукта страны. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерб от природных ЧС составил в 2014 г.— 6673 млн руб., в 2015 г.— 7355 млн руб. и в 2016 году — 7,117 млрд руб. Очевидно, что глобальное изменение климата все в большей степени

будет влиять на количество ЧС природного характера и, как следствие, на прямые экономические потери.

Экономические потери от крупных техногенных ЧС также оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие регионов и всей Российской Федерации. Так, общий ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году составил более 40 млрд руб. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерб от техногенных ЧС составил в 2014 г.— 16,3 млрд руб., в 2015 г.— 0,656 млрд руб. и в 2016 г — 1,34 млрд руб.

/26 См! SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, N0. 1 (55)

Рис. 2. Динамика отношения прямых экономических потерь от ЧС к ВВП страны

Таблица 3

Статистические данные и предлагаемое критическое значение подпоказателя 7 «Прямые экономические потери от чрезвычайных ситуаций в процентном отношении к валовому внутреннему продукту Российской

Федерации»

Год Материальный ВВП Российской Прямые экономические потери от ЧС в процентном

ущерб от ЧС, Федерации2 отношении к ВВП Российской Федерации

млн ру6. млрд руб.

2014 23960,803 79199,7 0,03

2015 8505,898 83232,6 0,01

2016 9000,002 86043,6 0,01

Среднее по выборке ( X ) X =2 х п

0,016

Стандартное отклонение выборки (я) 5 = =Х (X - X)2 V п -1

0,011547005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критическое значение 0,051

Уточненное критическое значение* 0,08

* Критическое значение с учетом ущерба от катастрофического наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 г. № 2033-р в Федеральный план статистических работ внесены показатели достижения целей устойчивого развития Российской Федерации (п. 2.8 Федерального плана статистических работ), среди которых показатель 2.8.3 «Прямые экономические потери от чрезвычайных ситуаций в процентном отношении к ВВП Российской Федерации», за который отвечает Минэкономразвития России, сведения о котором официально распространяются 1 апреля года, следующего за отчетным, начиная с 1 апреля 2018 г.

В связи с вышесказанным, предлагается внесение нового подпоказателя 7 «Прямые экономические потери от чрезвычайных ситуаций в процентном отношении к валовому внутреннему продукту Российской Федерации» показателя состояния национальной безопасности Российской Федерации «Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров,

происшествий на важных объектах и численность погибшего в них населения».

Прогнозное значение показателя в 2020 году составит 0,003 и получено на основании построения линии тренда по зависимости (рис. 2):

у = 0,0272 . х-1-063.

Процедура расчета критического значения подпоказателя 7 также основана на применении центральной предельной теоремы к статистическим данным подпоказателя 7 с последующей оценкой параметров кривой нормального распределения генеральной совокупности значения подпоказателя по имеющимся значениям выборки статистических данных [1] (табл. 3).

Предложения по корректировке показателей национальной безопасности Российской Федерации рекомендуются к внедрению путем внесения изменений

2 Сайт Росстата http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm

в Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 684дсп «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации».

Литература

1. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014, 2015, 2016 годах.

2. Управление рисками техногенных и природных чрезвычайных ситуаций: Пособие для руководителей муниципальных образований / Под общ. ред. М. И. Фалеева. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 220 с.

3. Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2016 год / Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ). М.: РОСГИДРОМЕТ, 2017. 70 стр.

4. Природные опасности России / Под ред. С. К. Шойгу. М.: КРУК, 2003.

5. Афиногенов Д. А. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Доклад на конференции по проблемам гражданской обороны. М.: МЧС России, 2016.

6. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях / Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева / МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006.

7. Современные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций / Под общей ред. В. А. Пучкова. М.: ЦСИ ГЗ МЧС России, 2013.

8. Осипов В. И., Шойгу С. К. и др. Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. М.: Дизайн, Информация, Картография, 2005.

Сведения об авторах

Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

нач. научно-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таИ: [email protected]

SPIN-код — 3476-5213.

Жданенко Ирина Васильевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: [email protected] SPIN-код 7747-6337.

Information about the authors

Oltyan Irina J.: Cand.Sci. (Engineering), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Research Center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3476-5213.

Zhdanenko Irina V.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Scientific Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN- scientific — 7747-6337.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Артамонов В.С. и др. Гражданская оборона. Учебник http://elibrary.ru/item.asp?id=26496217

Акимов В.А. и др. Защита населения и территорий Российской Федерации в условиях изменения климата Гаврилюк А.Д. и др. Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения. Международная конференция. Салехард, 18-20 августа 2015 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26013124 http://elibrary.ru/item.asp?id=26496295

Воронов С.И. и др. Страхование от чрезвычайных ситуаций. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=26244052

Степанов В.Я. Чернобыль: взгляд сквозь годы. Выпуск 6. Сер. Звезда Чернобыля http://elibrary.ru/item.asp?id=25889316

Пучков В.А. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Изд. 3-е, актуализ. и дополн. https://elibrary.ru/item.asp?id=29123709

Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году» https://elibrary.ru/item.asp?id=29106705

Мануйло О.Л. и др. Справочник руководителя гражданской обороны http://elibrary.ru/item.asp?id=26175476

Прищепов Д.З. и др. Сборник результатов интеллектуальной деятельности МЧС России http://elibrary.ru/item.asp?id=26516650

Андриченко Л.В. и др. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» http://elibrary.ru/item.asp?id=26340272

Онищук Ю.Ю. и др. Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе. Безопасный город в Арктике. Международная научно-практическая конференция. Звенигород, 6-8 апреля 2016 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=26496405

Дурнев Р.А. и др. Технологии подготовки диссертационных работ в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Научно-методическое издание http://elibrary.ru/item.asp?id=26340114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.