Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ УГРОЗ РАЗЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ УГРОЗ РАЗЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЙ ОБЪЕКТ / ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / SMART CRITICAL FACILITY / POTENTIALLY HAZARDOUS FACILITY / SECURITY / SAFETY / EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баньщикова Зоя Ефимовна, Назаренко Елена Константиновна

Рассмотрены и систематизированы результаты научных исследований, проведенных в 2015-2018 гг по проблеме обеспечения безопасности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, в рамках реализации государственной политики в обозначенной области. На основе результатов данных исследований разработаны научно обоснованные предложения по обеспечению требуемого уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов. Определены направления повышения эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баньщикова Зоя Ефимовна, Назаренко Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing the State Policy for a Better All-Hazard Protection of Critical and Potentially Hazardous Facilities

The article summarizes the results of research on all-hazard protection of critical and potentially hazardous sites and facilities conducted in 2015-2018 as part of implementation of the state policy in this area. The research findings served the basis for science-based proposals to ensure the required level of protection of critical and potentially hazardous facilities. Priority areas were determined to increase the efficiency.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ УГРОЗ РАЗЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА»

/54 Civil SecurityTechnology, Vol. 16, 2019, No. 1 (59) УДК 355.58: 351.86

Реализация государственной политики в области повышения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2019

З.Е. Баньщикова, Е.К. Назаренко

Аннотация

Рассмотрены и систематизированы результаты научных исследований, проведенных в 2015-2018 гг. по проблеме обеспечения безопасности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, в рамках реализации государственной политики в обозначенной области. На основе результатов данных исследований разработаны научно обоснованные предложения по обеспечению требуемого уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов. Определены направления повышения эффективности.

Ключевые слова: критически важный объект; потенциально опасный объект; защищенность; безопасность; чрезвычайные ситуации.

Implementing the State Policy for a Better All-Hazard Protection of Critical and Potentially Hazardous Facilities

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2019

Z. Banshchikova, E. Nazarenko

Abstract

The article summarizes the results of research on all-hazard protection of critical and potentially hazardous sites and facilities conducted in 2015-2018 as part of implementation of the state policy in this area. The research findings served the basis for science-based proposals to ensure the required level of protection of critical and potentially hazardous facilities. Priority areas were determined to increase the efficiency.

Key words: smart critical facility; potentially hazardous facility; security; safety; emergency situations.

Статья поступила в редакцию 31.01.2019.

Одной из задач государственной политики в области защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) является совершенствование деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). При решении указанной задачи приоритетным направлением является, в том числе, повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в ЧС1.

Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года определены цели, приоритетные направления, основные принципы и задачи в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов Российской Федерации. Так, целями государственной политики в обозначенной области являются:

а) минимизация рисков ЧС природного, техногенного характера и террористических актов;

б) обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска;

в) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;

г) создание условий для безопасности жизнедеятельности населения, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных территорий.

Актуальность и практическая ценность проводимых работ в этой области обусловлены существующей угрозой возникновения ЧС на критически важных и потенциально опасных объектов, размещенных, преимущественно, в крупных городах и населенных пунктах, с высокой вероятностью поражения населения при возникновении ЧС различного характера. Это подтверждается данными, представленными в ежегодном Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1]. Так, в зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на критически важных и потенциально опасных объектов проживает свыше 90 миллионов человек (60% населения страны).

Цель данной публикации: обобщить и систематизировать результаты научных исследований, влияющих на реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера.

Проблемы обеспечения безопасности и защищенности критически важных и потенциально опасных

объектов в той или иной степени рассматривались в ряде научных работ и публикаций [2-6].

Тем не менее, ранее вопросы систематизации результатов научных исследований в рассматриваемой области не были достаточно полно освещены.

Одним из значимых результатов исследований в указанной области на тот период времени стали формализованные критерии отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам с указанием в необходимых случаях их количественных пороговых значений [5].

Предложенные МЧС России (2016-2017 гг.) критерии отнесения объектов к критически важным прошли публичное обсуждение, согласование на всех уровнях государственного управления, выполнена доработка по замечаниям и предложениям, однако необходимый документ пока законодательно не утвержден.

В 2015-2017 гг. федеральными органами исполнительной власти (далее — ФОИВ), органами исполнительной власти (далее — ОИВ) субъектов Российской Федерации и организациями была проведена совместная работа в рамках Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2020 года по следующим основным направлениям:

совершенствование государственного регулирования и нормативной правовой базы;

развитие фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники;

совершенствование методов и средств предупреждения и ликвидации ЧС;

совершенствование системы отбора и подготовки кадров;

повышение эффективности международного сотрудничества.

Указанная работа стала объектом научных исследований в МЧС России, в результате которых были разработаны предложения, направленные на повышение эффективности деятельности ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, государственных корпораций и организаций в обозначенной области.

На основе научного анализа материалов данной работы ежегодно готовятся информационно-справочные бюллетени о результатах деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по обеспечению требуемого уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации [7] в рамках выполнения Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз природного и техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года (утв. решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 12.07.2012 г. № 3).

1 Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г, утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 г № Пр-3400.

/56 ^П SecurityTechnology, Vol. 16, 2019, No. 1 (59)

Следует отметить, что по результатам проведенного анализа деятельности в рассматриваемой области МЧС России был подготовлен проект федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного и природного характера на период до 2030 года, который утвержден решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 28.12.2018 № 4 [8].

Федеральный план подготовлен с учетом результатов выполнения предыдущего плана, приоритетных направлений Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года2, актуальных решений Совета Безопасности Российской Федерации и предложений ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и организаций в рассматриваемой области.

Так, к основным предложениям по повышению эффективности деятельности в указанной сфере относятся следующие:

ускорить утверждение постановления Правительства Российской Федерации, определяющего порядок разработки критериев отнесения объектов государственной и негосударственной собственности к категории критически важных и порядок разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам;

провести работу по идентификации критически важных и потенциально опасных объектов;

в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации, осуществить формирование новых перечней критически важных и потенциально опасных объектов на всех уровнях, разработку планов повышения защищенности и паспортов безопасности этих объектов;

обеспечить выполнение мероприятий Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного и природного характера на период до 2030 года [8];

внести изменения (признать утратившими силу) в приказы МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» и от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

Кроме этого, в рамках исследований в целях дальнейшего совершенствования защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов были разработаны предложения по следующим направлениям:

обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного

оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» в части, касающейся критически важных и потенциально опасных объектов;

финансирование и выполнение мероприятий, направленных на реализацию вопросов защиты населения, критически важных и потенциально опасных объектов и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности в государственных программах субъектов Российской Федерации;

мероприятия по безопасному функционированию критически важных и потенциально опасных объектов и выполнению требований, предъявляемых к таким объектам в области защиты населения и территорий от ЧС;

совершенствование систем мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов и прогнозирования ЧС, в том числе с использованием результатов космического мониторинга;

создание, хранение, восполнение, обновление и использование СФД-ЧС для ликвидации ЧС;

создание высокоэффективных аэромобильных спасательных подразделений, оснащенных современными техническими средствами и технологиями для прикрытия критически важных объектов в субъектах Российской Федерации;

усиление и оснащение пожарно-спасательных подразделений, обеспечивающих прикрытие критически важных объектов экономики, в том числе объектов атомной энергетики, оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической отрасли.

В целях совершенствования правового регулирования в данной сфере требуют законодательной корректировки следующие вопросы:

подтверждения компетентности работников критически важных и потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов топливно-энергетического комплекса;

обеспечения готовности подразделений МЧС России вновь созданных субъектов Российской Федерации на территории Южного федерального округа (Республики Крым и г. Севастополя) органов управления и сил ГОЧС, критически важных и потенциально опасных объектов к действиям при возникновении ЧС;

эффективной реализации органами местного самоуправления требований Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в данной области;

недопущения возникновения ЧС, крупных пожаров, в том числе на критически важных и потенциально опасных объектах этих субъектов Российской Федерации.

По вопросам повышения защищенности потенциально опасных объектов в результате проведенных исследований также разработаны:

методические рекомендации по идентификации объектов независимо от формы собственности как

2 Основы государственной политики в области защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера на период до 2020 г, утвержденные Указом Президента Российской Федерации 11 января 2018 г. № 12.

потенциально опасных объектов и формированию перечней потенциально опасных объектов, разработанных ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России в 2017 г. [9];

перечень потенциально опасных объектов, сформированный с использованием автоматизированной базы данных потенциально опасных объектов Российской Федерации;

информационно-справочные материалы о потенциально опасных объектах Российской Федерации.

В целях формирования перечней потенциально опасных объектов по субъектам Российской Федерации использовался программный продукт — модуль сбора сведений о потенциально опасных объектах. Модуль сбора сведений о потенциально опасных объектах представлен на рисунке.

Он обеспечивает формирование перечня ПОО как путем ручного ввода (как в обычном документе Excel), так и путем использования всплывающих электронных форм по отдельным показателям.

Методическое обеспечение формирования перечней потенциально опасных объектов осуществлялось с учетом положений Методических рекомендаций по идентификации объектов независимо от формы собственности как потенциально опасных объектов и формированию перечней потенциально опасных объектов [9].

В результате выполнения мероприятий Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов созданная на территории Российской Федерации единая система реагирования на ЧС и пожары обеспечивает прикрытие 100% объектов, критически важных для национальной безопасности страны.

Вывод

В целях реализации государственной политики в области повышения защищенности КВО и ПОО от угроз различного характера в МЧС России были получены результаты в рамах исследований по следующим направлениям:

разработка формализованных критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам;

разработка научно обоснованных предложений по обеспечению требуемого уровня защищенности критически важных объектов (в том числе разработка проекта Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного и природного характера на период до 2030 года, сформированный на основе предложений ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и организаций;

разработка Методических рекомендаций по идентификации объектов независимо от формы собственности как потенциально опасных объектов и формированию перечней потенциально опасных объектов,

разработка перечня потенциально опасных объектов, сформированного с использованием автоматизированной базы данных потенциально опасных объектов Российской Федерации;

разработка информационно-справочных материалов о потенциально опасных объектах Российской Федерации.

Новизна — обобщены и систематизированы результаты научных исследований, обеспечивающие реализацию государственной политики в области безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера.

Практическая значимость состоит в том, что результаты научных исследований воплощены в предложения по разработке конкретных мер по совершенствованию защиты критически важных и потенциально опасных объектов в условиях возрастания вероятности техногенных и природных катастроф.

Результаты исследований также подтверждают необходимость дальнейшей работы по совершенствованию мероприятий в указанной области на ближайшую перспективу.

Рисунок. Модуль сбора сведений о потенциально опасных объектах

/58 Civil SecurityTechnology, Vol. 16, 2019, No. 1 (59)

Литература

1. Акимов В. А., Новиков В. Д., Радаев Н. Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: ЗАО ФиД «Деловой экспресс», 2001. 344 с.

2. Кузьмин В. В. Правовое регулирование защиты критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры населения страны от угроз техногенного и природного характера: диссертация и автореферат по ВАК 05.26.02, канд. юр. н., СПб., 2009.

3. Азанов С. Н., Баньщикова З. Е., Глебов В. Ю., Савченков С. Н. Изменения в 2014 году и пути совершенствования нормативной правовой базы по вопросам защиты населения, критически важных и потенциально опасных объектов // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 3 (45).

4. Глебов В. Ю., Коршунов С. С. Совершенствование правового регулирования деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 2 (44). С. 14-18.

5. Баньщикова З. Е., Глебов В. Ю., Коршунов С. С. Нормативно-правовые аспекты, влияющие на деятельность государственных органов исполнительной власти в области защиты населе-

ния и территорий от чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 1 (51). С. 24-28.

6. Государственные доклады о состоянии защиты населения, территорий и критически важных объектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012-2017 годах / МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013...2018.

7. Информационно-справочный бюллетень о результатах деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по обеспечению требуемого уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018.

8. Федеральный план повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного и природного характера на период до 2030 года (утв. решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Протокол от 28.12.2018 № 4).

9. Методические рекомендации по идентификации объектов независимо от формы собственности как потенциально опасных объектов и формированию перечней потенциально опасных объектов. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017.

Сведения об авторах

Баньщикова Зоя Ефимовна: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: avk1933@ yandex.ru SPIN-код — 4805-5920.

Назаренко Елена Константиновна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таИ: 14_otdel@mail.ru

SPIN-код — 6428-3125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

Banschikova Zoya E.: Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: avk1933@yandex.ru SPIN-scientific — 3101-5157.

Nazarenko Elena K.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Department.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: uao-630807@yandex.ru SPIN-scientific — 2024-3051.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Акимов В.А. и др. Наземно-космический мониторинг чрезвычайных http://elibrary.ru/item.asp?id=27268186

ситуаций

Воронов С.И. и др. Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования). I Научно-практическая конференция. Москва, 20 октября 2016 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=27562600

Качанов С.А. и др. Стратегия развития системы-112 в Российской Федерации.Монография. 2-е изд., перераб. и доп. http://elibrary.ru/item.asp?id=27408544

Акимов В.А. и др. Глобальные и национальные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=27562706

Историческое и культурное наследие в системе МЧС России. Па- https://elibrary.ru/item.asp?id=29103188

мятники архитектуры и мемориальные ценности

Аюбов Э.Н. и др. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями http://elibrary.ru/item.asp?id=27613062

Аюбов Э.Н. и др. Природные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613013

Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Гидродинамические и транс- http://elibrary.ru/item.asp?id=27612998

портные аварии

Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Радиационные и химические http://elibrary.ru/item.asp?id=27612987

аварии

Аюбов Э.Н. и др. Социальные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613407

Аюбов Э.Н. и др. Терроризм и криминогенные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613403

Аюбов Э.Н. и др. Пожары и взрывы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613397

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.