УДК УДК 614.8.084
Некоторые подходы к классификации и разработке паспортов безопасности критически важных объектов
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2020
М.И. Анюгина
Аннотация
Рассмотрена проблема совершенствования обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах Российской Федерации. Проведена оценка состояния безопасности объектов различного производственного назначения. Обосновано их отнесение к критически важным объектам с проведением мероприятий по паспортизации их безопасности.
Ключевые слова: критически важный объект; паспорт безопасности; классификация критически важных объектов; критерии, классификация уровней критической важности.
Some Approaches for the Classification and Development of Critical Facilities Safety Passports
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2020
M. Anuhgina
Abstract
The problem of measures improvement for the prevention and elimination of emergency situations at critical facilities of the Russian Federation is considered. The safety status of various production facilities was assessed. Their classification as critically important objects with measures to certify their safety is justified.
Key words: critical object; safety data sheet; classification of critical objects; criteria; classification of critical importance levels.
23.04.2020
Цель исследований — изложение актуальных в современной теории и практике предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) техногенного характера предложений по вопросам классификации и дальнейшей паспортизации безопасности объектов различного производственного назначения, отнесенных в установленном порядке к критически важным объектам, на основе изучения, научного анализа и оценки действующей нормативной правовой и методической базы, ее практического применения.
В соответствии со статьей 1 главы I Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано следующее определение термина «критически важный объект» [1]: критически важный объект (далее — КВО) — это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
В соответствии с подпунктом р) статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» полномочиями Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС является установление порядка [1]:
разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам;
формирования и утверждения перечня критически важных объектов;
разработки и формы паспорта безопасности критически важных объектов;
разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС.
Представляется целесообразным впервые для более обоснованного решения вопросов на законодательном уровне по разработке критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам, формирования и утверждения перечня критически важных объектов, формы паспорта безопасности критически важных объектов и обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС дополнительно в федеральном законодательстве в области предупреждения и ликвидации ЧС утвердить следующие термины и их определения:
объект — это комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем; отдельное здание, строение и сооружение (за исключением объектов капитального строительства), размещенные на обособленной территории (акватории), границы которой установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обособленная территория (акватория) — территория и (или) акватория, границы которой установлены
в соответствии с законодательством Российской Федерации и обозначены ограждением (объектами естественного и (или) искусственного происхождения) и (или) географическими координатами;
организация, эксплуатирующая критически важный объект, — юридическое лицо независимо от формы собственности, а также его филиалы и дочерние хозяйственные общества либо индивидуальный предприниматель, непосредственно владеющие или использующие потенциально опасный объект на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, аренды или иных законных основаниях;
источник ЧС техногенного характера — опасное техногенное происшествие, авария, в результате поражающего воздействия которых на людей, окружающую среду на определенной территории может сложиться (произойти) ЧС техногенного характера;
поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации техногенного характера — негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации техногенного характера, которое повлекло за собой человеческие жертвы (погибших) и (или) получивших ущерб здоровью людей, ущерб окружающей среде (материальный ущерб) либо нарушение условий жизнедеятельности людей;
материальный ущерб (от чрезвычайной ситуации) — это вред, причиненный имуществу (вещам) гражданина и (или) юридического лица, природной среде, выражаемый в натуральных или стоимостных единицах;
паспорт безопасности критически важного объекта (паспорт безопасности КВО) — документ, содержащий информацию, характеризующую важность (значимость) объекта (в случае его нарушения или прекращения функционирования) в управлении экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;
уровень важности (значимости) критически важного объекта — присваиваемое критически важному объекту значение уровня важности (значимости) по результатам прогнозирования и оценки возможных последствий потери управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения в случае нарушения или прекращения функционирования критически важного объекта;
идентификация критически важного объекта — процесс выявления, распознавания и качественного описания всех конструктивных, технологических и иных признаков, характеризующих критическую важность (значимость) объекта в управлении экономикой и (или) состоянии экономической безопасности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы
субъекта Российской Федерации, обеспечении безопасности жизнедеятельности населения;
отнесение объекта к критически важному объекту — определенные последовательные действия, производимые федеральным органом исполнительной власти, государственной корпорацией, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и (или) эксплуатирующей организацией по идентификации объекта, подготовке и предоставлению в уполномоченный регистрирующий орган установленным порядком сведений о критически важном объекте;
регистрация критически важного объекта — внесение сведений о критически важном объекте и эксплуатирующей его организации в перечень критически важных объектов федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, присвоение класса важности (значимости) и регистрационного номера такому объекту, а также выдача документа, удостоверяющего регистрацию критически важного объекта в перечне критически важных объектов Российской Федерации.
Регистрация критически важного объекта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования» осуществляется федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией в отношении объектов, правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности либо порученным им отраслям экономики [3].
В целях установления единого подхода к формированию критериев отнесения объектов всех форм собственности к КВО предлагается установить следующие группы критериев отнесения к КВО, характеризующие:
1) потерю управления экономикой;
2) необратимое негативное изменение (разрушение) экономики;
3) существенное снижение безопасности жизнедеятельности населения.
Они должны характеризовать уровень критической важности (значимости) объекта.
Предлагается следующая классификация уровней критической важности (значимости) объекта:
а) высокий — нарушение или прекращение его функционирования приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации;
б) средний — нарушение или прекращение его функционирования приведет к потере управления экономикой субъекта Российской Федерации, необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации;
в) низкий — нарушение или прекращение его функционирования приведет к потере управления
экономикой административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Паспорт безопасности КВО (далее — Паспорт КВО) является основным документом по безопасности на объекте, отнесенном к КВО, содержащим информацию, характеризующую важность (значимость) объекта (в случае его нарушения или прекращения функционирования) в управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
Все иные документы в области безопасности, разрабатываемые на объекте (например, «Паспорт антитеррористической защищенности» и т.п.), являются дополнением к Паспорту КВО.
На основе изучения действующей нормативной правовой и методической базы, регламентирующей разработку паспортов безопасности различных типов объектов (опасные производственные объекты, потенциально опасные объекты, критически важные объекты и другие), а также требований к форме, структуре и содержанию указанных паспортов ниже предлагается новая структура и содержание паспорта безопасности критически важного объекта. Паспорт КВО должен включать в себя: титульный лист;
раздел I. Общая характеристика критически важного объекта;
раздел «II. Результаты оценки риска возникновения нарушения или прекращения функционирования критически важного объекта»;
раздел III. Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность критически важного объекта и готовность к предупреждению и ликвидации нарушений функционирования критически важного объекта, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
раздел IV. Мероприятия по повышению защищенности критически важного объекта;
раздел V. Дополнительная информация, характеризующая критически важный объект, если он одновременно отнесен установленным порядком к потенциально опасному объекту;
раздел VI. Сведения о разработчиках; Приложения к паспорту безопасности критически важного объекта.
Содержание разделов Паспорта КВО: 1) Раздел I. Общая характеристика потенциально опасного объекта — включает в себя подразделы:
1.1. Краткие сведения об объекте.
1.2. Краткие сведения об организации (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующей критически важный объект.
2) Раздел II. Результаты оценки риска возникновения нарушения или прекращения функционирования критически важного объекта — включает в себя подразделы:
2.1. Количественные показатели допустимых рисков потери управления экономикой, негативного изменения экономики или снижения безопасности жизнедеятельности населения.
2.2. Количественные показатели фактических рисков возникновения нарушения или прекращения функционирования объекта.
2.3. Краткая характеристика сценариев нарушения или прекращения функционирования объекта.
2.4. Количественные показатели экономической безопасности объекта.
3) Раздел III. Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность критически важного объекта и готовность к предупреждению и ликвидации нарушений функционирования критически важного объекта, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций — включает в себя подразделы:
3.1. Сведения о наличии и укомплектованности структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области безопасности, гражданской обороны.
«3.2. Сведения о наличии распорядительных, организационно-плановых документов в области безопасности объекта, защиты работников объекта и территорий от чрезвычайных ситуаций»;
3.3. Сведения о наличии профессиональных подразделений охраны, аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне объекта.
3.4. Сведения о наличии на объекте локальных (объектовых) систем информирования и оповещения работников и населения, проживающего вблизи объекта.
3.5. Сведения о наличии на объекте защитных сооружений гражданской обороны.
3.6. Сведения о наличии на объекте технических систем безопасности, предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций, их краткая характеристика, в том числе: систем автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения, мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и др.
3.7. Сведения о наличии на объекте автоматизированной системы управления технологическим (производственным) процессом, функционирующей в условиях нарушения функционирования объекта, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.8. Сведения о наличии на объекте резервных источников (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения), обеспечивающих функционирование объекта в различных ситуациях.
3.9. Сведения о создании и наличии объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации нарушения функционирования объекта, ликвидации ЧС (объем (количество), дата, номер и наименование приказа об их создании).
3.10. Сведения об организациях, осуществляющих на договорной основе аварийно-спасательное обслуживание (оказание услуг) объекта.
3.11. Организация противопожарной охраны и обеспечения объекта.
3.12. Организация охраны и защиты объекта.
3.13. Общий вывод.
4) Раздел IV. Мероприятия по повышению защищенности критически важного объекта — включает в себя подразделы:
4.1. Мероприятия по предупреждению и ликвидации рисков потери управления экономикой.
4.2. Мероприятия по предупреждению и ликвидации рисков негативного изменения (разрушения) экономики.
4.3. Мероприятия по предупреждению и ликвидации рисков снижения безопасности жизнедеятельности населения.
4.4. Мероприятия по предупреждению и ликвидации рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.
5) Раздел V Дополнительная информация, характеризующая критически важный объект, если он одновременно отнесен установленным порядком к потенциально опасному объекту — включает в себя информацию различного характера, характеризующую критически важный объект, если он одновременно отнесен установленным порядком к потенциально опасному объекту.
6) Раздел VI. Сведения о разработчиках — включает в себя информацию, характеризующую организацию — разработчика Паспорта КВО, даты разработки и актуализации Паспорта КВО.
5) Приложениями к паспорту безопасности критически важного объекта являются:
Приложение 1. Ситуационный план размещения критически важного объекта.
Приложение 2. Возможная обстановка при нарушении или прекращении функционирования критически важного объекта.
Предлагается в Паспорте КВО рассматривать все возможные сценарии потери управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимого негативного изменения (разрушения) либо существенного снижения безопасности жизнедеятельности населения.
Если объект, отнесенный установленным порядком к КВО, одновременно отнесен к ПОО, то Паспорт ПОО отдельно не разрабатывается, а отсутствующая в Паспорте КВО информация, характеризующая ПОО, включается в раздел V Дополнительная информация, характеризующая критически важный объект, если он одновременно отнесен установленным порядком к потенциально опасному объекту Паспорта КВО, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 411-рс «Об утверждении перечня критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры Российской Федерации» [2].
Более детализированная информация по составу информационных показателей по разделам (подразделам)
предлагаемой структуры паспорта безопасности КВО будет опубликована в последующих научных статьях по рассматриваемой тематике.
Изложенные в научной статье подходы (решения) предлагается использовать в разрабатываемых в соответствии с подпунктом р) статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1] нормативных правовых актов Российской Федерации, в части:
определения порядка разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам;
определения порядка формирования и утверждения перечня критически важных объектов;
определения порядка разработки и формы паспорта безопасности критически важных объектов;
определения порядка разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предлагаемые в научной статье подходы (решения) позволят в дальнейшем:
совершенствовать систему подготовки документов, определяющих состояние безопасности критически важных объектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
совершенствовать организацию информационного взаимодействия объектовых систем мониторинга и управления инженерными системами зданий
и сооружений критически важных объектов с органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Литература
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]. Режим доступа: информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ» (дата обращения 21.02.2020).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 411-рс «Об утверждении перечня критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ» (дата обращения 21.02.2020).
3. Постановление Правительства РФ от 5 мая 2012 № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования».
Сведения об авторах
Анюгина Мария Игоревна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
н. с. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код — 3591-9959.
Information about the authors
Anuhgina Maria I.: All-Russian Researcher Institute for Civil Defense and Emergencies, Researcher of the Research Center.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3591-9959.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Фалеев М.И. и др. Экономические механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от угроз военного, природного и техногенного характера https://elibrary.ru/item.asp?id=29860580
Акимов В.А. Междисциплинарные исследования проблем безопасности Артамонов В.С. и др. Историческая пожарно-спасательная энциклопедия https://elibrary.ru/item.asp?id=32369931 https://elibrary.ru/item.asp?id=32288725
Фалеев М.И. и др. Управление рисками техногенных и природных чрезвычайных ситуаций (пособие для руководителей муниципальных образований) https://elibrary.ru/item.asp?id=32726150
Гражданской обороне 85 лет: Фотоальбом https://elibrary.ru/item.asp?id=30505592
Сломянский В.П. и др. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» https://elibrary.ru/item.asp?id=30601349
Мошков В.Б. и др. Тенденции развития пожарно-спасательной отрасли. Фотокнига https://elibrary.ru/item.asp?id=32458165
Посохов Н.Н. и др. Информационный бюллетень о деятельности функциональных и территориальных подсистем РСЧС в I полугодии 2018 года https://elibrary.ru/item.asp?id=36829114
Анализ деятельности МЧС России по подготовке и проведению мероприятий по обеспечению безопасности при проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года https://elibrary.ru/item.asp?id=37083242