Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА'

МЕТОДИКА ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ / РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / STATE POLICY / GENERALIZED INDICATOR / SYSTEM OF MEASURES / EMERGENCY SITUATION / POPULATION AND TERRITORIES PROTECTION / RESOURCE AVAILABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олтян Ирина Юрьевна, Арефьева Елена Валентиновна, Котосонов Александр Сергеевич, Верескун Алексей Викторович, Рыдель Александра Сергеевна

В статье представлено краткое описание основных модулей методики, предназначенной для системной оценки эффективности реализации задач и приоритетных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В основе методики используется индексный метод для оценки достижения целевых значений показателей, характеризующих реализацию каждой задачи и каждого направления Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олтян Ирина Юрьевна, Арефьева Елена Валентиновна, Котосонов Александр Сергеевич, Верескун Алексей Викторович, Рыдель Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR SYSTEMATIC EFFECTIVENESS EVALUATION OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF THE POPULATION AND TERRITORIES PROTECTION FROM NATURAL AND MAN-MADE EMERGENCIES PRIORITY TASKS IMPLEMENTATION

The article provides brief description of the main modules of the methodology designed for systematic effectiveness evaluation of the state policy tasks and priorities in the field of the population and territories protection from natural and man-made emergencies implementation. The methodology is based on the index method for assessing target value indicators achievements characterizing the implementation of each task and each direction of the Fundamentals of the Russian Federation state policy in the field of the population and territories protection from emergency situations for the period up to 2030.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ДЛЯ СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

/30 "Civil SecurityTechnology", Vol. 17, 2020, No. 4 (66) УДК 005.216.1

Методика для системной оценки эффективности реализации задач и приоритетных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2020

И.Ю. Олтян, Е.В. Арефьева, А.С. Котосонов, А.В. Верескун, А.С. Рыдель

Аннотация

В статье представлено краткое описание основных модулей методики, предназначенной для системной оценки эффективности реализации задач и приоритетных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В основе методики используется индексный метод для оценки достижения целевых значений показателей, характеризующих реализацию каждой задачи и каждого направления Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.

Ключевые слова: государственная политика; обобщенный показатель; система мероприятий; чрезвычайная ситуация; защита населения и территорий; ресурсообеспеченность.

Methodology for Systematic Effectiveness Evaluation of the State Policy in the Field of the Population and Territories Protection from Natural and Man-Made Emergencies Priority Tasks Implementation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2020

I. Oltyan, E. Arefyeva, A. Kotosonov, A.V. Vereskun, A. Rydel

Abstract

The article provides brief description of the main modules of the methodology designed for systematic effectiveness evaluation of the state policy tasks and priorities in the field of the population and territories protection from natural and man-made emergencies implementation. The methodology is based on the index method for assessing target value indicators achievements characterizing the implementation of each task and each direction of the Fundamentals of the Russian Federation state policy in the field of the population and territories protection from emergency situations for the period up to 2030.

Key words: state policy; generalized indicator; system of measures; emergency situation; population and territories protection; resource availability.

20.11.2020

Введение

В целях повышения защищенности населения и территорий Российской Федерации от угроз природного и техногенного характера были приняты и утверждены Указом Президента Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года (далее — Основы госполитики) [1]. Основы госполитики включают 7 задач и 28 направлений. Каждая задача отражает различные аспекты деятельности в области защиты населения, включая: совершенствование нормативной базы, развитие методов и подходов в области управления рисками чрезвычайных ситуаций; повышение технической оснащенности и внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; привлечение общественных объединений и некоммерческих организаций; формирование культуры безопасности и др.

Для оценки эффективности реализации Основ госполитики в субъектах Российской Федерации специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) была разработана Методика для системной оценки эффективности реализации задач и приоритетных направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — Методика)

Методика предназначена:

для мониторинга текущих значений показателей документов стратегического планирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — ЗНТЧС) на основе информационных данных, имеющихся в глобальной сети Интернет в федеральных органах исполнительной власти и в ведомственной сети МЧС России;

для автоматизированной оценки реализации запланированных значений показателей документов стратегического планирования в области ЗНТЧС;

для автоматизированного формирования отчета, позволяющего провести системную оценку эффективности реализации каждой задачи и приоритетного направления государственной политики в области ЗНТЧС и пожарной безопасности, а также достаточности ресурсов для такой реализации.

Основная часть

Методика для системной оценки эффективности реализации каждой задачи и каждого приоритетного направления государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера состоит из нескольких взаимоувязанных модулей:

Модуль1 — Оценка реализации документов стратегического планирования в области ЗНТЧС (оценка соответствия документов стратегического планирования основным задачам и приоритетным направлениям государственной политики в области ЗНТЧС).

Модуль 2 — Оценка степени достижения плановых значений показателей документов стратегического планирования в области ЗНТЧС.

Модуль 3 — Оценка эффективности реализации каждой задачи каждого приоритетного направления государственной политики в области ЗНТЧС, а также достаточности ресурсов для такой реализации.

В модуле 1 в качестве исходных используются следующие данные:

перечень основных мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

перечень задач и основных направлений по их реализации, определенных Основами государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года;

перечень показателей состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включенных в вышеперечисленные нормативные правовые акты.

Оценка уровня планирования мероприятий по выполнению приоритетных направлений Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации выполняется по следующей формуле:

Р =

± ИНП

Р + Р + Р + Р + Р + Р + Р

1 СДОУ т 1 КСБЖ 1 УЗН т 1 ПОО т 1 РОП т 1 СНПБ МС

где:

РСДОУ — уровень планирования мероприятий по совершенствованию деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

РКСБЖ — уровень планирования мероприятий по внедрению комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

Рузн—уровень планирования мероприятий по повышению уровня защиты населения от чрезвычайных ситуаций и внедрению современных технологий и методов при проведении аварийно-спасательных работ;

РпОО — уровень планирования мероприятий по привлечению общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Рроп — уровень планирования мероприятий по внедрению риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

РСНПБ—уровень планирования мероприятий по совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

РМС—уровень планирования мероприятий по развитию международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

7

Выходными данными модуля 1 являются итоговые уровни планирования мероприятий в государственной программе субъекта Российской Федерации для выполнения задач и направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (на примере Тюменской области) (рис. 1.).

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Рис. 1. Итоговые уровни планирования мероприятий по реализации государственной программы субъекта РФ (Пример: Тюменская область) [2]

Классы отнесения субъектов Российской Федерации по уровню планирования мероприятий по выполнению приоритетных направлений Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года в государственных программах субъектов Российской Федерации определяются следующим образом:

1 класс — высокий РИПН, находится в интервале [0,4; 0,1];

2 класс — удовлетворительный РИПН, находится в интервале [0,2; 0,39];

3 класс — неудовлетворительный РИПН, находится в интервале [0,0; 0,19].

В первом модуле выполняется также оценка уровня планирования мероприятий в государственных программах субъектов Российской Федерации для достижения показателей состояния защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Основами государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.

Показатели состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отражены в Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года и приведены в табл. 1.

В таблице в представлен перечень показателей т состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Основами государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.

Каждому показателю присваивается значение Р2т, где:

2 — группа показателей, указывает на отношение показателя к области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (1 — группа показателей в области гражданской обороны, 3-группа показателей в области пожарной безопасности);

т — порядковый номер показателя в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года в диапазоне 1.. .10.

Уровень планирования мероприятий для достижения каждого показателя 2-й группы в диапазоне от 1 до т оценивается по следующей зависимости:

K2m =

где:

Рр — количество запланированных в государственной программе субъектов Российской Федерации основных мероприятий, направленных на достижение т-го показателя;

Таблица 1

Показатели состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2m

Обозначение показателя Наименование показателя

т 1 Снижение количества ЧС природного и техногенного характера

т 2 Снижение количества пожаров

т 3 Снижение количества происшествий на водных объектах

т 4 Снижение численности населения, погибшего в ЧС

т 5 Снижение численности населения, погибшего при пожарах

т 6 Снижение численности населения, погибшего в происшествиях на водных объектах

т 7 Степень обеспечения готовности сил и средств территориальной подсистемы РСЧС к выполнению всего спектра задач по ведению спасательных и других неотложных работ, в том числе по экстренному реагированию

т 8 Доля муниципальных образований, в которых создан сегмент АПК «Безопасный город»

т 9 Доля населения, проживающего в муниципальных образованиях, в которых система-112 создана в полном объеме

т 10 Доля населения, прошедшего подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Ррзт — общее количество приоритетных направлений Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, направленных на реализацию т-го показателя.

Уровень планирования мероприятий в государственной программе субъекта Российской Федерации для достижения показателей состояния системы обеспечения пожарной безопасности, установленных Основами государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, оценивается по следующей зависимости:

1 т=1

К = -I К2т.

10

Порядок отнесения субъектов Российской Федерации к определенному классу по уровню планирования мероприятий в государственной программе субъекта Российской Федерации для достижения показателей состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выполняется следующим образом:

1 класс — высокий, если Кт находится в интервале [0,4; 1,0];

2 класс—удовлетворительный, если Кгп находится в интервале [0,39; 0,1];

3 класс — неудовлетворительный, если Кгп находится в интервале [0,0; 0,09].

Модуль 2 предназначен для оценки степени достижения плановых значений показателей документов стратегического планирования в области ЗНТЧС и оценки эффективности реализации каждой задачи каждого приоритетного направления государственной политики в области ЗНТЧС.

Исходными данными для вычисления обобщенных показателей, характеризующих реализацию каждой задачи и приоритетного направления Основ госполитики, являются:

Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

Государственные программы субъектов Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

ежегодные государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

срочные донесения и иные отчетно-информационные документы МЧС России, определенные приказом МЧС от 19.02.2019 № 90;

формы отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России, определенные приказом МЧС России от 8.02.2017 № 43;

Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности территориальных органов МЧС

России в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций № 2-4-87-9-14;

приказ МЧС России от 22.10.2018 № 467 «О плане мероприятий на 2018-2024 годы (I этап) по реализации МЧС России Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

Для оценки реализации каждой задачи и каждого направления Основ госполитики была разработана специальная система показателей, среди которых: показатели национальной безопасности; показатели из государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др. На основе достигнутых фактических значений показателей по специальным расчетным зависимостям формируется оценка комплексного показателя по каждому направлению и по каждой задаче и в целом — обобщенного индекса государственной политики в области ЗНТЧС. Полученные результаты представляются в виде диаграмм, таблиц и других графических иллюстраций (рис. 2).

Все показатели предварительно нормируются и приводятся к относительным однородным показателям для возможности дальнейшего определения обобщенных индексов, характеризующих каждое направление и каждую задачу Основ госполитики.

Нормировка каждого показателя выполняется по формуле:

я' = (я ) - я ) ) / (я ) - я ) )

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

® кп, т кп, т' ^ кп, т'крит' кп, т'целее ^ кп, т'крит'

если я\ > (я] ) , тогда я\ = 1;

° кп, т 40 кп, т' целее ° кп, т 7

где:

8 'ш т — нормированный показатель gikn т;

(я] ) — критическое значение показателя 8'. ;

40 кп, т'крит 1 ° кп, т7

(я' ) — целевое значение показателя я'. ;

40 кп, т'целее ° кп, т7

' — индекс номера задачи;

т — индекс направления;

к—номера направления в задаче;

п — номер подпоказателя.

Оценка эффективности реализации каждой задачи и каждого направления будет определяться по степени (в %) достижения целевых значений комплексных показателей, характеризующих достижение каждой задачи и каждого направления ГП ЗНТЧС. Под «эффективностью» в рамках планирования и выполнения мероприятий в области ЗНТЧС будет пониматься степень достижения целевых показателей, предусмотренных документами стратегического планирования в области ЗНТЧС, за счет проведения указанных мероприятий. Каждый комплексный показатель, характеризующий выполнение направления Основ госполитики ЗНТЧС (модуль 2) вычисляется как среднее арифметическое из относительных показателей, измеряемых в долях единицы или %. Соответственно уровень реализации того или иного направления измеряется от 0 до 1 (или от 0 до 100%).

Рис. 2. Оценка степени достижения плановых значений показателей документов стратегического планирования

в области ЗНТЧС (пример: Тюменская область)

Рис. 3. Обобщенный индекс по реализации государственной политики в области ЗНТЧС по Уральскому федеральному округу (на диаграмме изображены числовые значения обобщенных индексов реализации Основ государственной политики в области ЗНТЧС, на карте выделен Уральский федеральный округ)

Обобщенный индекс выполнения государственной политики в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций вычисляется по формуле:

I* = X7, 111 а

где:

—комплексные показатели, отражающие решения каждой задачи ГП ЗНТЧС; I — номер субъекта РФ; у — номер задачи ГП ЗНТЧС; а. — весовые коэффициенты, а1 = а2 = а3 = 0,2; а4 = = а. = а, = а. = 0,1.

Модуль 3 — Оценка достаточности ресурсов для реализации каждой задачи и каждого приоритетного направления Основ госполитики.

Для расчетов по модулю 3 необходимы результаты расчетов по модулю 2, фактические значения достижения показателей, интегральных индексов, характеризующих фактическое выполнение направлений и реализацию задач ГП ЗНТЧС.

В результате реализации модуля 3 оценивается достаточность ресурсов для выполнения каждой задачи и каждого направления ГП ЗНТЧС.

Разработанный на основе Методики программный комплекс позволяет оценивать не только степень реализации Основ государственной политики, но и оценивать ресурсообеспеченностьдля реализации каждой задачи и каждого направления.

Под «ресурсообеспеченностью» реализации каждой задачи и каждого направления Основ государственной политики понимается обеспеченность ресурсами

финансового, технического, организационно-кадрового и нормативно-методического типа.

Программами субъектов в области ЗНТЧС предусмотрено выделение денежных средств на выполнение конкретных мероприятий; мероприятия оператор ввода данных относит к тому или иному направлению. Суммируя все «вклады» от мероприятий в направления (в денежном эквиваленте), входящие в конкретную задачу, получаем финансовое обеспечение конкретной задачи.Таким образом определяется финансовый ресурс для реализации конкретного направления и задачи.

Кроме того, каждое направление Основ госполитики соответствует одному из наиболее характерных типов ресурсообеспеченности: технического, нормативно-методического, организационно-кадрового. Учитывая, что каждое направление относится к определенному типу ресурса, то по комплексным показателям реализации каждого направления (модуль 2) мы можем судить о достаточности именно данного типа ресурса для реализации каждого направления Основ госполитики ЗНТЧС. В целом реализация Основ госполитики будет оцениваться по интегральным показателям ресурсообеспеченности в целом по всем задачам и всем направлениям: по нормативно-методическому (К) либо техническому (Т), либо организационно-кадровому(О) типу ресур-сообеспечения (см. табл. 2).

Уровень реализации в субъекте Российской Федерации каждого направления Основ госполитики и, соответственно, ресурсообеспечения по типу ресурса, приоритетного для данного направления, представлена ниже:

неудовлетворительное ресурсообеспечение—менее или равно 50%;

удовлетворительное ресурсообепечение — от 50% до или равно 70%;

хорошее ресурсообеспечение — от 70% до или равно 85%.

Если на определенное направление Основ госполитики в субъекте РФ вообще не запланировано

ни одного мероприятия, и следовательно, не выделены деньги, а показатель реализации данного направления Основ госполитики ЗНТЧС (модуль 2), тем не менее, отличен от нуля, значит данный тип ресурса, характерный для данного направления Основ госполитики частично закрыт, но его требуется дооснастить. В этом случае необходимо предусмотреть выделение соответствующих финансовых ресурсов.

Следуя анализу приоритетных направлений в Основах госполитики в области ЗНТЧС, для эффективной реализации Основ госполитики в области ЗНТЧС более всего необходимы: техническая ресурсообеспечен-ность (42,8%); нормативно-методическая (35,8%); организационно-кадровая (21,4%).

На рис. 4 приведена схема алгоритма модуля 3 для автоматизированной оценки достаточности ресурса по реализации Основ госполитики.

Таким образом, каждый из модулей Методики позволяет: оценить различные аспекты реализации Основ госполитики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в каждом субъекте Российской Федерации и в стране в целом; оценить уровень планирования мероприятий и степень реализации каждого направления и каждой задачи Основ госполитики; оценить ресурсообеспеченность как по типам ресурса, так и по финансовой обеспеченности.

Методика позволяет сравнивать субъекты Российской Федерации по степени реализации Основ госполитики, выявлять авангардные и арьергардные субъекты РФ, а также сравнивать уровень затрачиваемых ресурсов и уровень эффективности реализации Основ госполитики в каждом субъекте РФ.

Заключение

Методика, реализованная в автоматизированной информационной системе, рекомендуется для использования руководителями и специалистами органов, специально уполномоченных на решение задач по

Таблица 2

Матрица приоритетных типов ресурсообеспечения по каждому направлению и задачам Основ госполитики

в области ЗНТЧС

№ направления /1 2 3 45 6 7 Всего направлений № задачи Основ в задаче госполитики

I задача N Т Т Т N О Т 7

II задача Т Т N N - - - 4

III задача Т Т Т Т Т Т - 6

IV задача О О N О - - - 4

V задача N О - - - - - 2

VI задача N N - - - - - 2

VII задача N N О - - - - 3

Всего направлений 28

где:

N — обозначение нормативно-методического типа ресурса; Т — обозначение технического типа ресурса; О — обозначение организационно-кадрового типа ресурса.

Ввод данных оператором субъекта РФ _по специальной форме_

Оценка финансовых ресурсов, выделенных на направления (по форме ввода)

_¥_

Оценка финансовых ресурсов, выделенных на реализацию каждой задачи

и каждого направления

a) финансирование каждого направления (28 направлений)

b) финансирование каждой задачи (7 задач)

Оценка ресурсообеспеченности по каждому типу ресурса каждого направления _(нормативно-методическое, техническое, организационно-кадровое)_

Оценка обеспечения каждой задачи по нормативно-методическому типу ресурса

Оценка обеспечения каждой задачи по техническому типу ресурса

Оценка обеспечения каждой задачи по организационно-кадровому типу ресурса

а) Оценка обеспеченности ресурсами каждого направления по типу ресурса.

_Ь) Оценка обеспеченности каждой задачи по типу ресурса

_¥_

Оценка достаточности ресурсов по каждому типу ресурса в сравнении с реализацией каждого направления (модуль 2), т.е. сколько не хватает до 100% обеспеченности

ресурсами каждого направления

_¥_

Оценка достаточности ресурсов по типу ресурса для реализации каждой задачи

_¥_

Оценка достаточности ресурсообеспеченности реализации ГП ЗНТЧС в целом

по каждому типу ресурса

Сравнительная оценка достаточности ресурсов выполнения ГП ЗНТЧС (в сравнении с передовым субъектом и связь с индексами риска («Риск-прогноз»)*

_¥_

Выходные формы 3-го модуля:

Форма I а, б — финансирование каждого направления (28 направлений) (форма 1а); финансирование каждой задачи {7 задач) (форма 16).

Форма 2 л б—обеспеченность ресурсами каждого направления по типу ресурса (макет 2а); обеспеченность каждой задачи по типу ресурса (макет 26).

Форма 3 — Оценка достаточности ресурсов по каждому типу ресурса в сравнении с реализацией каждого направления (модуль 2).

Форма 4 — Оценка достаточности ресурсов по каждому типу ресурса в сравнении с реализацией каждого направления (модуль 2), т.е. сколько не хватает до 100% обеспеченности ресурсами каждого направления.

Форма 5 — Оценка достаточности ресурсов по типу ресурса для реализации каждой задачи.

Форма 6 — Оценка достаточности ресурсообеспеченности реализации ГП ЗНТЧС в целом по каждому типу ресурса.

Форма 7 — Сравнительная оценка достаточности ресурсов для выполнения ГП ЗНТЧС (в сравнении с передовым субъектом и связь с индексами риска («Риск-прогноз»), Форма 8 — сравнительная диаграмма реализации ГП ЗНТЧС по субъектам РФ_

Рис. 4. Общая схема алгоритма модуля 3

* «Риск-прогноз» — автоматизированная система для расчета обобщенного индекса, характеризующего состояние системы мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

предупреждению и ликвидации ЧС при органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления. Методика может быть использована: при разработке документов стратегического планирования; при формировании рационального плана

мероприятий в области защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций [3]; при контроле их эффективности в ситуационных центрах глав субъектов Российской Федерации.

Сведения об авторах

Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ученый секретарь (в ранге заместителя начальника института).

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: irenaoltyan@mail.ru SPIN-код — 3476-5213.

Арефьева Елена Валентиновна: д. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), г. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: elaref@mail.ru SPIN-код — 2738-6323.

Котосонов Александр Сергеевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), нач. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

e-mail: kotosonov.aleksandr@gmail.com

SPIN-код — 2362-3700.

Верескун Алексей Викторович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: a.vereskun@mail.ru SPIN-код — 2507-0175.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыдель Александра Сергеевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: jsrubdd@mail.ru

Information about the authors

Oltyan Irina Yu.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Scientific Secretary (in the rank of Deputy Head of the Institute). 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: irenaoltyan@mail.ru SPIN-scientific — 3476-5213.

Arefeva Elena V.: Dr. Sci. (Engineering), Assistant Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: elaref@mail.ru SPIN-scientific — 2738-6323.

Kotosonov Alexander S.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: kotosonov.aleksandr@gmail.com SPIN-scientific — 2362-3700.

Vereskun Alexey V.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: a.vereskun@mail.ru SPIN-scientific — 2507-0175.

Rydel Alexandra S.: All-Russian Research Institute forCivil Defense and Emergencies, Junior Researcher. 7, Davydkovskaya str., Moscow, 121352, Russia. e-mail: jsrubdd@mail.ru

Литература

Указ Президента Российской Федерации от 11.01.2018 № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года». Государственная программа Тюменской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение

пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Основание для реализации: постановление Правительства Тюменской области от 03.12.2018 № 456-п.

3. Рыбаков А. В., Олтян И. Ю., Арефьева Е. В., Иванов Е. В., Нестеров В. А. Методика формирования рационального плана мероприятий в области защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций // Технологии гражданской безопасности. 2020. Т. 17. № 3 (65). С. 43-47.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Пучкое В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том I (А-И) http://elibrary.ru/item.asp?id=23586113

Пучкое В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том II (К-О) http://elibrary.ru/item.asp?id=23623287

Пучкое В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том III (П-С) http://elibrary.ru/item.asp?id=23623286

Пучкое В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том IV (Т-Я) http://elibrary.ru/item.asp?id=23623279

Пучкое В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедический словарь. Издание третье, переработанное и дополненное http://elibrary.ru/item.asp?id=23623275

Дежурный Л.И. и др. Вопросы развития системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Международная научно-практическая конференция. Москва, 20 мая 2015 г. http://elibrary.ru/item.asp?id=23777013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.