Научная статья на тему 'Современные особенности административно-правового регулирования проведения технического осмотра транспортных средств в России (из серии: транспортная безопасность)'

Современные особенности административно-правового регулирования проведения технического осмотра транспортных средств в России (из серии: транспортная безопасность) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЛАДЕЛЕЦ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА / ТРАНСПОРТ / ТЕХОСМОТР / ЭКСПЕРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Духно Н.А., Васильев Ф.П.

Вопросы транспортной безопасности и обеспечения безопасности жизненно важных объектов в условиях присутствия прямой угрозы ныне требуется всемерного совершенствования контрольно-надзорных органов (прежде всего правоохранительных). Проведённый анализ важнейших ФЗ авторами по существу способствуют знать о значимости деятельности госорганов (собственников и контролирующих субъектов управления) в области обеспечения транспортной и дорожной безопасности. И авторы правы, что ныне в деятельности правоохранительных органов (контрольно-надзорных), в области регулирования технических осмотров, должны присутствовать постоянное совершенствование по защите граждан, социальных и иных объектов (экономическая безопасность) от терактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Духно Н.А., Васильев Ф.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные особенности административно-правового регулирования проведения технического осмотра транспортных средств в России (из серии: транспортная безопасность)»

УДК 330.131.7:656.6

Духно Н.А.

Д.ю.н, профессор, директор, Юридический институт Московского института инженеров

транспорта член Российской академии юридических наук (РАЮН)

Васильев Ф.П.

Д.ю.н., профессор, Юридический институт Московского института инженеров транспорта член Российской академии юридических наук (РАЮН)

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ (ИЗ СЕРИИ: ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ)

Вопросы транспортной безопасности и обеспечения безопасности жизненно важных объектов в условиях присутствия прямой угрозы ныне требуется всемерного совершенствования контрольно-надзорных органов (прежде всего правоохранительных). Проведённый анализ важнейших ФЗ авторами по существу способствуют знать о значимости деятельности госорганов (собственников и контролирующих субъектов управления) в области обеспечения транспортной и дорожной безопасности. И авторы правы, что ныне в деятельности правоохранительных органов (контрольно-надзорных), в области регулирования технических осмотров, должны присутствовать постоянное совершенствование по защите граждан, социальных и иных объектов (экономическая безопасность) от терактов.

Ключевые слова: административный контроль, безопасность, владелец, диагностическая карта, транспорт, техосмотр, эксперт.

В условиях прогрессивного развития (технологий) эксплуатации (разработки, производства оборота) транспортных средств вопросы обеспечения безопасности становятся весьма проблематичными и актуальными. Одновременно присутствуют прямые различного характера угрозы безопасности любого участника правоотношения. И в целях их должного правового регулирования в России действует Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ (с изм. от 04.06.2014) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»13 (далее — ФЗ о техосмотре).

В целях установления единой правовой дисциплины и обеспечения транспортной безопасности в России, законодателями закреплены (установлены единые термины, определения). В частности:

владелец транспортного средства — лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;

диагностическая карта — документ, оформленный по результатам проведения техосмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории РФ и в соответствии с международными договорами РФ также за ее пределами;

заявитель — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее и ИП),

13 СЗ РФ 4 июля 2011 г. № 27 ст. 3881 Но с учетом принятия важнейших ФЗ о промышленной политике и стандартизации в РФ, стратегии планирования, участия граждан в ООП и других НПА в 2014 и 2015 гг. данный ФЗ нуждается в изменениях и дополнениях.

претендующие на получение аккредитации либо на расширение или сокращение области аккредитации;

область аккредитации — деятельность по проведению техосмотра определенной категории транспортных средств или городского наземного электрического транспорта, на осуществление которой получена аккредитация;

обязательные требования безопасности транспортных средств — требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами РФ или НПА РФ, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), при проведении техосмотра;

оператор техосмотра — юрлицо или ИП (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения техосмотра;

средства технического диагностирования — оборудование и программные средства, с помощью которых осуществляется техническое диагностирование и которые применяются при проведении техосмотра;

срок действия диагностической карты — период со дня выдачи диагностической карты до дня, не позднее которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обратиться за проведением очередного техосмотра;

пункт техосмотра — совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения техосмотра транспортных средств оператором техосмотра и находящихся по одному адресу;

техосмотр транспортных средств (далее также — техосмотр) — проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории России и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами;

технический эксперт — работник оператора техосмотра, осуществляющий техническое диагностирование и отвечающий установленным в сфере техосмотра квалификационным требованиям;

техническое диагностирование — часть техосмотра, заключающаяся в процедуре подтверждения соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности транспортных средств;

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозок по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования;

требования аккредитации — совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель и оператор техосмотра при осуществлении деятельности по проведению техосмотра;

дилер — юрлицо или ИП, зарегистрированные на территории России и осуществляющие от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств отдельных марок, сервисное обслуживание таких транспортных средств.

Данные определения (термины), должны учитываться всеми должностными лицами, обеспечивающими транспортную безопасность (техосмотра), а также применяющими (разработка, составление) НПА, имеющих непосредственное отношения к вопросам транспортной безопасности (техосмотру). Данным ФЗ установлены также порядок и периодичность проведения техосмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юрлиц, ИП (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению техосмотра. Но, действие данного ФЗ не распространяется на транспортные средства, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью не более 4 киловатт и

максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 50 километров в час, а

14

также прицепы к ним14.

В целом, порядок и периодичность проведения техосмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных ОИВ, в которых ФЗ предусмотрена военная служба, транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. см. или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним и которые зарегистрированы органами, осуществляющими госнадзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, определяются Правительством России. А отношения в области техосмотра регулируются международными договорами РФ, ФЗ о техосмотре, другими ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА субъектов РФ (далее — ФЗ в области техосмотра транспортных средств).

В настоящее время основной целью проведения техосмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами их проведения. Ныне их проведение основывается на следующих принципах: • территориальная и ценовая доступность для населения услуг по проведению техосмотра; право выбора гражданами, юрлицами операторов техосмотра; доступность информации о порядке и периодичности проведения техосмотра; конкуренция операторов техосмотра; • обеспечение качества услуг по проведению техосмотра, соответствующих правилам проведения техосмотра; ответственность операторов техосмотра за выдачу диагностической карты в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также за соблюдение иных требований, установленных ФЗ о техосмотре.

В данном случае следует учитывать основы системы техосмотра. В частности, техосмотр проводится операторами техосмотра, аккредитованными в соответствии с ФЗ о техосмотре профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Оно проводится: • в соответствии с правилами проведения техосмотра, установленными Правительством России. При этом также учитывать и нормы Постановление Правительства России от 13.11.2013 № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием» (вместе с «Правилами проведения техосмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием»); • оператором техосмотра в соответствии с областью аккредитации, указанной в аттестате аккредитации; на основе договора о проведении техосмотра за плату с периодичностью, установленной ФЗ о техосмотре. А учет сведений о результатах проведения техосмотра осуществляется с помощью единой автоматизированной информсистемы техосмотра.

Далее после проведения техосмотра оператором техосмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

В рамках названного НПА (ФЗ) В целях обеспечения гарантий прав владельцев транспортных средств на проведение техосмотра на территориях субъектов РФ федеральный

14 При этом Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ с 1 января 2017 года ч. 3 ст. 2 (данный пункт) после слов «федеральных органов исполнительной власти» будет дополнена словами «и федеральных государственных органов».

ОИВ, уполномоченный Правительством России, осуществляет контроль за выполнением на территориях субъектов РФ нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами техосмотра. В случае, если по результатам такого контроля выявлено, что на территории субъекта РФ нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами техосмотра не соблюдены, указанный федеральный ОИВ направляет в высший исполнительный орган госвласти (далее — ОГВ) субъекта РФ представление о необходимости принятия мер по организации проведения техосмотра, который обязан принять меры по организации проведения техосмотра. Перечень этих мер определяется актом высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ). В случае, если им несоблюдение нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами техосмотра выявлено до получения представления, высший исполнительный ОГВ субъекта РФ принимает меры по организации проведения техосмотра после такого выявления. А нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами техосмотра для субъектов РФ и для входящих в их состав муниципальных образований утверждаются уполномоченными ОИВ субъектов РФ в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, установленной Правительством России. При этом, операторы техосмотра, осуществляющие в соответствии с областью аккредитации проведение техосмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта, и дилеры не учитываются при расчете фактической обеспеченности населения пунктами техосмотра для субъектов РФ и для входящих в их состав муниципальных образований.

В рамках рассматриваемого нами вопроса существенную юридическую роль играет полномочия участников системы техосмотра. Так, Полномочия Правительства России в сфере техосмотра:

- выработка госполитики в сфере техосмотра; распределение установленных ФЗ о техосмотре полномочий федеральных ОИВ; установление: правил проведения техосмотра, в том числе установление параметров и требований, предъявляемых к транспортным средствам при проведении техосмотра, формы и содержания диагностической карты;

- требований к технологическим, программным, лингвистическим и организационным средствам единой автоматизированной информационной системы техосмотра, порядка сбора, передачи, обработки, хранения, использования информации, содержащейся в указанной системе, обеспечения к ней доступа; размера платы за аккредитацию в сфере техосмотра; методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами техосмотра для субъектов РФ и для входящих в их состав муниципальных образований;

- и иные полномочия, установленные ФЗ о техосмотре.

К полномочиям федеральных ОИВ в сфере техосмотра относятся: осуществление контроля за соблюдением нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами техосмотра и утверждение порядка осуществления этого контроля; создание и ведение единой автоматизированной информационной системы техосмотра; утверждение: формы типового договора о проведении техосмотра; правил заполнения диагностической карты; основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня; правил аккредитации операторов техосмотра; методики расчета предельного размера платы за проведение техосмотра; установление: квалификационных требований к техническим экспертам; порядка учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт; порядка ведения реестра операторов техосмотра; и иные полномочия, установленные ФЗ о техосмотре.

К полномочиям органов госвласти (далее — ОГВ) субъектов РФ в сфере техосмотра относятся: принятие мер по организации проведения техосмотра на территории субъекта РФ; утверждение нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами техосмотра для субъектов РФ и для входящих в их состав муниципальных образований; установление предельного размера платы за проведение техосмотра в соответствии с ФЗ о техосмотре, предельных размеров расходов на оформление дубликата талона техосмотра и осуществление контроля за соблюдением установленных предельных размеров.

К полномочиям указанного в ФЗ о техосмотре (ч. 1 ст. 5) профессионального объединения страховщиков в сфере техосмотра относятся:

- рассмотрение заявлений о предоставлении аттестатов аккредитации, принятие решений о выдаче данных аттестатов аккредитации или об отказе в предоставлении аттестатов аккредитации (решение об аккредитации);

- принятие решения о расширении или сокращении области аккредитации; переоформление аттестатов аккредитации;

- приостановление действия аттестатов аккредитации и возобновление их действия; аннулирование аттестатов аккредитации;

- проверка заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации; контроль за деятельностью операторов техосмотра на соответствие установленным требованиям аккредитации и правилам проведения техосмотра;

- формирование открытого и общедоступного инфорресурса, содержащего сведения из реестра операторов техосмотра;

- ведение: реестра операторов техосмотра; ведение учета бланков талонов техосмотра и бланков международных сертификатов техосмотра;

Недопустимо не учитывать вопросы организация системы техосмотра. Так, аккредитация в сфере техосмотра. Она осуществляется в соответствии с правилами аккредитации операторов техосмотра, утвержденными уполномоченным федеральным ОИВ. Требованиями аккредитации являются: наличие: на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), соответствующих установленным основным техническим характеристикам и входящих в утвержденный перечень; в штате не менее 1 технического эксперта; технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения техосмотра в единую автоматизированную информсистему техосмотра, а также документирования сведений о таких результатах; договора с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств на сервисное обслуживание таких транспортных средств в случае, если заявителем является дилер.

Аттестат аккредитации выдается на основании представленных заявителем заявления о предоставлении аттестата аккредитации и документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям аккредитации. Исчерпывающий перечень таких документов устанавливается уполномоченным федеральным ОИВ.

Основанием отказа в предоставлении аттестата аккредитации является: наличие в представленных заявителем заявлении о предоставлении аттестата аккредитации, прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; установленное при проведении документарной проверки несоответствие заявителя требованиям аккредитации.

Основанием для аннулирования аттестата аккредитации является: обращение оператора техосмотра о прекращении деятельности в качестве оператора техосмотра;наличие в течение 12 месяцев 2х и более нарушений оператором техосмотра требований аккредитации, правил проведения техосмотра, нарушений, связанных с превышением предельного размера платы за проведение техосмотра, установленного в соответствии с ФЗ о техосмотре; ликвидация юрлица — оператора техосмотра, прекращение оператором техосмотра деятельности в качестве ИП. А аттестат аккредитации действует бессрочно. При этом, аккредитация в сфере техосмотра осуществляется на платной основе. Размер платы за аккредитацию в сфере техосмотра устанавливается Правительством России15.

Принимаемые профессиональным объединением страховщиков, указанным в ФЗ о техосмотре, решения об аккредитации должны быть мотивированными, оформляются приказом и предоставляются заявителю в день их принятия под роспись или отправляются по

15 См. Постановление Правительства России от 03.11.2011 № 912 «О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра».

указанному заявителем почтовому адресу посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Указанные в настоящей части решения направляются также в форме электронных документов на указанный заявителем адрес электронной почты.

В области регулирования вопросов транспортной и иной безопасности, а также поддержания правовой дисциплины определенную роль играет в сфере осуществления техосмотра16 единая автоматизированная информационная система (далее — АИС)

17

техосмотра17.

Сбор, хранение и использование информации о техосмотре осуществляются с помощью единой автоматизированной информсистемы (АИС) техосмотра. Она создается уполномоченным федеральным ОИВ и содержит следующую информацию об операторах техосмотра:

- полное и сокращенное наименование оператора техосмотра — юрлица, место его нахождения; ФИО оператора техосмотра — ИП, место его жительства; номера контактных телефонов, почтовый адрес, адреса электронной почты; ФИО руководителя оператора техосмотра — юрлица;

- информация об аккредитации (информация о решении о выдаче аттестата аккредитации, расширении или сокращении области аккредитации, переоформлении аттестата аккредитации, приостановлении действия аттестата аккредитации или возобновлении его действия, об аннулировании аттестата аккредитации) и о нарушениях требований аккредитации, правил проведения техосмотра, требований соблюдения предельного размера платы за проведение техосмотра;

- количество пунктов техосмотра и их адреса; ФИО технических экспертов, сведения об их образовании в соответствии с квалификационными требованиями, а также адреса пунктов техосмотра, в которых они осуществляют техническое диагностирование; сведения о количестве выданных оператором техосмотра диагностических карт с указанием номеров таких документов.

Операторы техосмотра обязаны передавать в единую АИС техосмотра следующие сведения, необходимые для ее ведения: марка и модель т/средства, в отношении которого проведен техосмотр, год его выпуска, сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство (идентификационный номер транспортного средства (VIN), номер кузова); адрес пункта техосмотра, в котором был проведен техосмотр; диагностическая карта в форме электронного документа; ФИО лица: представившего т/средство для проведения техосмотра; технического эксперта, принявшего решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии т/средства обязательным требованиям их безопасности.

Сведения, указанные в ФЗ о техосмотре, передаются оператором техосмотра в единую АИС техосмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения техосмотра. А правила ведения единой АИС техосмотра, порядок взаимодействия ее и АИС обязательного страхования, содержащей сведения о договорах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев т/средств, страховых случаях, т/средствах и об их владельцах, статистические и иные сведения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев т/средств, и порядок взаимодействия уполномоченного федерального ОИВ, оператора техосмотра и указанного в ФЗ о техосмотре профобъединения страховщиков при использовании данной системы устанавливаются уполномоченным федеральным ОИВ. Взаимодействие информсистем уполномоченного федерального ОИВ и указанного в ФЗ о техосмотре профобъединения страховщиков осуществляется с использованием единой

16 Дополнительно см. Постановление Правительства России от 13.11.2013 № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием» СЗ РФ 25.11.2013, № 47, ст. 6099.

17 См. Постановления Правительства России от 23 декабря 2011 г. № 1115 «О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств» (с изменениями от 29.11.2012).

системы межведомственного электронного взаимодействия.

В целях установления единой правовой дисциплины (транспортной безопасности) указанное в ФЗ о техосмотре профессиональное объединение страховщиков: формирует открытый и общедоступный информресурс, содержащий сведения из реестра операторов техосмотра; ведет реестр операторов техосмотра. В реестре должны быть указаны: • сведения об операторе техосмотра; дата внесения в этот реестр сведений об операторе техосмотра; номер аттестата аккредитации оператора техосмотра; область аккредитации оператора техосмотра; адреса пунктов техосмотра; основания, даты проведения проверок оператора техосмотра и реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок; основания, даты вынесения профобъединением страховщиков решений о приостановлении, возобновлении действия аттестатов аккредитации операторов техосмотра, об аннулировании таких аттестатов и реквизиты данных решений; иные необходимые для ведения этого реестра сведения. И все сведения, содержащиеся в реестре операторов техосмотра, являются открытыми для ознакомления с ними заинтересованных лиц, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами. А порядок их ведения операторов техосмотра, формирования и размещения информресурса установлены Минтрансом России18. При этом оператор техосмотра обязан: передавать информацию, необходимую для ведения единой АИС техосмотра; оказывать: услугу, связанную с проведением техосмотра, за исключением случая оказания услуг по проведению техосмотра т/средств дилером, любому лицу, обратившемуся за ее оказанием, вне зависимости от места жительства физического лица, места нахождения юрлица, места регистрации т/средства; в выдаче диагностической карты при несоответствии т/средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности т/средств; обеспечивать: учет, хранение и

19

уничтожение диагностических карт19; сохранность транспортного средства, представленного для проведения техосмотра.

В соответствии установленных правил, транспортные средства подлежат техосмотру со следующей периодичностью: каждые 6 месяцев в отношении следующих транспортных средств: легковые такси; автобусы; грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем 8 (за исключением места для водителя); специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов;

- каждые 20 месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства, свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год выпуска) (за исключением т/средств, указанных в ФЗ о техосмотре): легковые автомобили; грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм; прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в ФЗ о техосмотре; мототранспортные средства; каждые 12 месяцев в отношении следующих транспортных средств (за исключением т/средств, указанных в ФЗ о техосмотре): транспортные средства: оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; предназначенные для обучения управлению транспортными средствами;

- каждые 24 месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска которых прошло от 3х до 7 лет, включая год их выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в ФЗ о техосмотре): • легковые автомобили; прицепы и полуприцепы, за

18 Приказ Министерства экономического развития РФ от 21.10.2011 № 587 «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра». Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2011 г. № 22301.

19 См. Приказ Минтранса России от 25.02.2014 № 46 «Об утверждении порядка учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт».

исключением транспортных средств, указанных в ФЗ о техосмотре; мототранспортные средства; грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет: более 3х тонн 500 кг.; до 3х тонн 500 кг..

Не требуется проведение техосмотра в первые 3 года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств (за исключением т/средств, указанных в ФЗ о техосмотре):

- легковые автомобили; грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм; прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в ФЗ о техосмотре; мототранспортные средства. Сроки, установленные ФЗ о техосмотре исчисляются со дня проведения первого техосмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году, следующем за годом выпуска транспортных средств, указанных в данных пунктах.

Первый техосмотр транспортных средств проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом владелец обязан представить его для проведения техосмотра в течение срока действия диагностической карты. Также по своему желанию, в том числе при необходимости выезда за пределы России, он вправе обращаться за проведением техосмотра в более короткие сроки, чем сроки, установленные ФЗ о техосмотре.

В соответствии установленных правил, проведение техосмотра осуществляется на платной основе и предельный размер платы за проведение техосмотра устанавливается дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций. Но, предельный размер платы за проведение техосмотра устанавливается высшим исполнительным ОИВ субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной федеральным ОИВ, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере госрегулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Стороны (собственник, владелец и производящий техосмотр) обязаны соблюдать условия проведения техосмотра. Так, техосмотр проводится по выбору владельца или его представителя любым оператором техосмотра в любом пункте техосмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства. Для проведения техосмотра он (владелец) обязан представить оператору техосмотра транспортное средство и следующие документы: • документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в ФЗ о техосмотре представителя владельца т/средства); свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

Оператор техосмотра отказывает в оказании услуг по проведению техосмотра только в случае: непредставления документов; несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство. При этом он (оператор) не вправе требовать от владельца транспортного средства или его представителя представления других документов, за исключением предусмотренных ФЗ о техосмотре документов.

Проведение техосмотра осуществляется на основании договора о проведении техосмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором техосмотра. является публичным, за исключением случаев заключения договоров дилером, и заключается по форме такого типового договора, утвержденного Минэкономразвитием России от 14.10.2011 № 573 «Об утверждении формы типового договора о проведении технического осмотра»20. А техническое диагностирование

20 Дополнительно см. Приказ Минпромторга Россииот 6 декабря 2011 г. № 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня» Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2011 № 22697. Действует с 01.01.2012. А также Приказ Минсельоза России от 18 декабря 2013 г. № 484 «Об утверждении формы бланка свидетельства о прохождении технического осмотра, порядка заполнения, хранения и уничтожения бланка свидетельства о прохождении технического осмотра, формы акта

осуществляется техническими экспертами, ответственными за его проведение и принимающими решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

При этом, Правительство России вправе устанавливать особенности проведения техосмотра транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в соответствии с международными договорами РФ.

Учитывая, что в процессе жизнедеятельности возникают ситуации проведение повторного техосмотра, законодателями установлены отдельные правовые аспекты. В частности, транспортное средство, техническое состояние которого признано не соответствующим обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подлежит повторному техосмотру. Или же, при проведении повторного техосмотра транспортного средства в срок не позднее чем 12 дней с момента проведения предыдущего техосмотра осуществляется проверка транспортного средства только в отношении показателей, которые согласно диагностической карте при проведении предыдущего техосмотра не соответствовали обязательным требованиям безопасности транспортных средств. В данных случаях техосмотр также проводится за плату, размер которой определяется объемом выполненных работ, но не может превышать предельный размер платы за проведение техосмотра, определенный в ФЗ о техосмотре. А в случае, если повторный техосмотр проводится в другом пункте техосмотра или у другого оператора техосмотра, такой техосмотр проводится в полном объеме.

Вопросы безопасности, дорожной дисциплины, контроля обеспечивается ныне также диагностической картой. Так как она содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства (т/с) обязательным требованиям безопасности т/средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации т/средства, должна содержать срок ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации т/средства, — перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей.

Данная карта заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку технического состояния т/средства и она составляется в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу т/средства или его представителю, другой хранится у оператора техосмотра в течение не менее чем 3 года. Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, направляется в единую автоматизированную информационную систему (АИС) техосмотра и хранится в ней в течение не менее чем 5 лет. Она также является документом строгой отчетности. А если в течение срока действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, изменился владелец транспортного средства (приобретение в собственность, получение в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобное), данная карта считается действующей до момента истечения указанного в ней срока. Ее форма диагностической карты утверждается Правительством России, а правила заполнения диагностической карты утверждаются уполномоченным федеральным ОИВ.

В случае же утраты или порчи ее в течение срока ее действия соответствующий дубликат выдается любым оператором техосмотра по заявлению владельца т/средства или его представителя на основании сведений, содержащихся в единой АИС техосмотра. А дубликат диагностической карты выдается заявителю в день обращения. При этом, за выдачу дубликата диагностической карты взимается плата в размере одной десятой предельного размера платы за проведение техосмотра, установленного уполномоченным органом государственной власти

технического осмотра и порядка заполнения акта технического осмотра» Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 № 31143.

субъекта РФ.

В области правового регулирования по обеспечению транспортной (иной) безопаности существенно играет осуществления контроля за деятельностью операторов техосмотра и контроля (надзора) за деятельностью профессионального объединения страховщиков, осуществляющего аккредитацию операторов техосмотра. Так, контроль за деятельностью операторов техосмотра и проверка заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации осуществляются указанным в ФЗ о техосмотре профессиональным объединением страховщиков в порядке, установленном уполномоченным органом, указанным ФЗ о техосмотре. А в отношении заявителя, представившего заявление о предоставлении аттестата аккредитации, проводится документарная проверка. Основанием для проведения документарной проверки в отношении заявителя является представление в профессиональное объединение страховщиков заявления о предоставлении аттестата аккредитации. В случае, если при проведении соответствующей документарной проверки заявителя возникают обоснованные сомнения в достоверности сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, подтверждающих соответствие заявителя требованиям аккредитации, профессиональное объединение страховщиков вправе провести выездную проверку заявителя.

При этом, в отношении оператора техосмотра, представившего заявление о переоформлении аттестата аккредитации, проводится документарная проверка. В данном случае основанием для проведения документарной проверки оператора техосмотра является представление в профобъединение страховщиков заявления о переоформлении аттестата аккредитации. А предметом документарной или выездной проверки заявителя либо документарной проверки оператора техосмотра являются сведения, содержащиеся в представленных ими заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений требованиям аккредитации и сведениям о заявителе, содержащимся в едином госреестре юрлиц, едином госреестре ИП, единой автоматизированной информационной системе техосмотра, правилам проведения техосмотра.

Параллельно в отношении оператора техосмотра проводятся документарные проверки, выездные проверки. Основанием для их проведения является поступившее в указанное в ФЗ о техосмотре профессиональное объединение страховщиков заявление гражданина, юридического лица, госоргана или органа местного самоуправления о нарушении оператором техосмотра требований аккредитации, правил проведения техосмотра. В частности предметом выездной проверки оператора техосмотра является соблюдение им требований аккредитации, правил проведения техосмотра. Срок проведения документарной проверки составляет 10 дней, а срок проведения выездной проверки оператора техосмотра составляет 5 дней.

А в случае выявления при проведении выездной проверки оператора техосмотра нарушения требований аккредитации, правил проведения техосмотра указанное в ФЗ о техосмотре профессиональное объединение страховщиков принимает в отношении этого оператора техосмотра соответствующее решение в порядке, установленном уполномоченным федеральным ОИВ21.

Правовая дисциплина также обеспечивается через осуществления контроля (надзора) за соблюдением указанным в ФЗ о техосмотре профессиональным объединением страховщиков требований законодательства в области техосмотра т/средств осуществляется в соответствии с законодательством РФ. И ответственность оператора технического осмотра за нарушение ФЗ в области техосмотра транспортных средств играет существенную роль и в области транспортной безопасности. Так, в соответствии с гражданским законодательством он несет ответственность перед владельцем т/средства за нарушение договора о проведении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Установлен порядок осуществления профессиональным объединением страховщиков контроля за операторами технического осмотра

Приказ ФСФР России от 06.05.2013 № 13-32/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью операторов технического осмотра».

техосмотра. А если в ходе проведения техосмотра им не выявлены технические неисправности т/средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту, он должен возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца т/средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей. Или же, в случае утраты или порчи свидетельства о прохождении техосмотра в течение срока его действия соответствующий дубликат выдается органом гостехнадзора, оформившим указанное свидетельство, по заявлению владельца машины или его представителя после получения органом гостехнадзора информации об уплате госпошлины. А бланк свидетельства о прохождении техосмотра является документом строгой отчетности и защищенной полиграфической продукцией уровня «Б». Форма бланка свидетельства о прохождении техосмотра, а также порядок его заполнения, хранения и уничтожения утверждено Минсельхозом России22. Кроме того, при выявления несоответствия машины какому-либо из требований безопасности в акте техосмотра указываются параметры машины, в отношении которых установлено такое несоответствие. Форма акта техосмотра и порядок его заполнения утверждаются Минсельхозом России. А машина, в отношении которой оформлен акт техосмотра, подлежит повторному техосмотру.

При представлении машины для прохождения повторного технического осмотра в течение 20 дней со дня оформления акта технического осмотра, содержащего сведения о несоответствии машины какому-либо из требований безопасности, органу гостехнадзора, оформившему такой акт, проверка технического состояния машины проводится только в отношении указанных в этом акте параметров машины, по которым установлено такое несоответствие. В рамках рассматриваемого вопроса надо анализировать Постановление Правительства России от 05.12.2011 № 1008 (ред. от 04.09.2015) «О проведении технического осмотра транспортных средств». Так, в соответствии со ст. 7 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство России утверждает «Правила проведения технического осмотра транспортных средств»23 (далее — Правила).

Правила устанавливают порядок оказания услуг по проведению техосмотра, включая оценку соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска т/средств к участию в дорожном движении на территории России в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, а также за ее пределами. Технический осмотр транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (за исключением специально оборудованных), проводится в порядке, установленном данными Правилами (Постановление Правительства России от 17.04.2013 № 348).

При этом Правила не применяются к отношениям, связанным с проведением техосмотра т/средств городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных ОИВ, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. см. или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним и которые зарегистрированы

22 Приказ Минсельоза России от 18 декабря 2013 г. № 484 «Об утверждении формы бланка свидетельства о прохождении технического осмотра, порядка заполнения, хранения и уничтожения бланка свидетельства о прохождении технического осмотра, формы акта технического осмотра и порядка заполнения акта технического осмотра» Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 № 31143.

23 СЗ РФ 12.12.2011 № 50 ст. 7397.

органами, осуществляющими госнадзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, если иное не установлено актами Правительства России.

Все требования (включая параметры), предъявляемые при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, приведены в приложении № 1. При проведении техосмотра к транспортным средствам не применяются требования, касающиеся наличия подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, при условии отсутствия внесения изменений в его конструкцию в части указанных элементов и содержащих их узлов и агрегатов. Техосмотр проводится операторами техосмотра, аккредитованными для проведения техосмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями № 1 и 2, а также организациями, указанными в ФЗ о техосмотре (далее — операторы техосмотра). И ее проведение осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении техосмотра, заключаемым владельцем т/средства или его представителем, в том числе представителем, действующим на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме (далее — заявитель), и оператором техосмотра по типовой форме указанного договора, утвержденной Минэкономразвитием России.

Размер платы за проведение техосмотра и размер платы за проведение повторного техосмотра, который определяется объемом выполненных работ, устанавливаются оператором техосмотра и не могут превышать предельный размер, установленный высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной ФАС России.

Операторы техосмотра обеспечивают размещение в сети Интернет и в удобном для ознакомления месте и виде в пункте техосмотра текста ФЗ о техосмотре, названных Правил, информации справочного характера (в том числе адресов оператора техосмотра и пункта техосмотра, номеров телефонов, адреса электронной почты, адреса сайта оператора техосмотра в сети Интернет), актуальной информации о режиме работы пункта техосмотра, информации о размерах платы за услуги по ее проведению, перечня документов, необходимых для ее прохождения, копии аттестата аккредитации (за исключением организаций, указанных в ФЗ о техосмотре), типовой формы договора о его проведении, а также обеспечивают возможность предварительной записи на техосмотр. Операторы техосмотра, являющиеся дилерами, также размещают информацию о марках т/средств, техосмотр которых они проводят. Участникам данного правоотношения следует соблюдать порядок оказания услуг по проведению техосмотра. Так, для проведения техосмотра заявитель обращается к любому оператору техосмотра в любой пункт техосмотра вне зависимости от места регистрации т/средства и представляет транспортное средство и следующие документы: документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для представителя владельца т/средства); свидетельство о регистрации т/средства или паспорт т/средства.

В случае; непредставления заявителем указанных в Правиле документов либо несоответствия т/средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это т/средство, оператор отказывает заявителю в оказании услуг по техосмотру: соответствия т/средства данным, указанным в представленных документах, и после его идентификации это т/средство допускается к проведению технического диагностирования. Но, до начала ее проведения заявителем производится оплата услуг, оказываемых по договору о проведении техосмотра, что подтверждает заключение указанного договора. Она проводится: техническим экспертом, являющимся работником оператора техосмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Минпромторга России24; методами визуального, органолептического контроля, с использованием средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств. А

24 См. Приказ Минпромторга Росии от 1 декабря 2011 г. № 1664 «Об утверждении Квалификационных требований к техническим экспертам» Зарегистрировано в Минюсте России от 28 декабря 2011 г. № 22789.

основные технические характеристики и перечни средств технического диагностирования утверждаются также Минпромторгом России25. Далее по завершении процедуры технического диагностирования оператор техосмотра осуществляет оформление и выдачу заявителю диагностической карты, содержащей заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства. Правила заполнения диагностической карты устанавливаются Минтрансом России. Транспортное средство, в отношении которого выдана диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности его эксплуатации, подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных ФЗ о техосмотре.

Тем самым проведенный анализ НПА позволяют сделать вывод, что в целом технический осмотр транспортных средств обеспечивают безопасность всех участников правоотношения. И с учетом этих факторов как законодатели, так и Президент и Правительство России за поседение годы (2012-2015) годы периодически пересмотрели НПА, имеющих непосредственное отношение к объекту повышенной опасности — транспорт ным средствам, а также в целом транспортной инфраструктуре. Это в честности ФЗ о транспортной безопасности. Тем более рассмотренная нами вопрос также имеет непосредственное отношение к данному Закону. Или же как мы видим пересмотрены за эти годы по этим вопросам и правовые полномочии МВД, Минтранса, ФСБ, Минпрома России и др.

Литература

1. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Мельников А.В.. и др. Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие докт-ра эконом. наук, канд. юр. наук профессора Н.Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, — 816 с.

2. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В семи частях. Часть 1. Административный регламент в государственном управлении /Заказное исследование. М.:, ЦОКР ДГСК МВД России. 2011. — 176 с.

3. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В семи частях. Часть 3. Исполнение государственных функций // Заказное исследоввание. М.: ЦОКР ДГСК МВД России, 2012. — 271 с.

4. Васильев Ф.П. Административный регламент Федерального агенства железнодорожного транспорта (Росжелдора): Учебное пособие. — Чебоксары: «Новое время», 2011. — 628 с.

5. Быкадаров В.А., Васильев Ф.П. Техническое регулирование и обеспечение безопасности. Учебное пособие. Под ред. доктора юр. наук. Ф.П. Васильева. Предисловие доктора технических наук, профессора В.С. Артамонова и доктора экономических наук, профессора Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. — 640 с.

6. Васильев Ф.П., Духно Н.А., Корякин В.М. Современное толкование о транспортной безопасности в России и их административно-правовое регулирование// Крымский научный вестник, № 5-2015.

7. Васильев Ф.П. Духно Н.А. Правовое положение Ространснадзора в области обеспечения безопасности на современном этапе //Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 1 (сентябрь), 2015 1 УДК 330.131.7:656.6

8. Духно Н.А., Васильев Ф.П. Вопросы стандартизации в России и их совершенствование на современном этапе // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам УМеждународный научно-практической конференции 31 августа 2015 г. в 4х ч. Под общ. Ред. Е.П. Ткачевой. -Белград: И.П. Ткачева Е.П., 201, — № 5, ч. II. С. 95-108

25 Приказ Минпромторга Россииот 6 декабря 2011 г. № 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня» Зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2011 г. № 22697. Действует с 01.01.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.