Научная статья на тему 'Современное толкование о транспортной безопасности в России и её административно-правовое регулирование'

Современное толкование о транспортной безопасности в России и её административно-правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
536
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКТ / ACT / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / NATIONAL STANDARD / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / NATIONAL SYSTEM / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / TECHNICAL REGULATIONS / СОБСТВЕННИК / OWNER / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / ТЕХНИЧЕСКАЯ / TECHNICAL / ТЕХНИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ / TECHNICAL STANDARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Федор Петрович, Духно Николай Алексеевич, Корякин Виктор Михайлович

Вопросы технического развития и регулирование вопросов обеспечения безопасности в нынешних международных условиях ныне как никогда важны для России. Проблемы транспортной безопасности и их стандартизации нуждаются в системном толковании в целях развития промышленной политики, а также иных методов государственного регулирования России и их совершенствования. В работе предложены инструменты, позволяющие установить соответствие техническо-транспортной политики (научно-техническая) международным стандартам без отрицательного влияния на экономику и безопасность нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY INTERPRETATION ON TRANSPORT SECURITY IN RUSSIA AND IT ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

Issues of technical development and regulation of security issues in the current international environment is now as important as ever for Russia. The problem of transport safety and standardization need a consistent interpretation for the purposes of industrial development and other methods of state regulation of Russia and their development. In this paper we propose the tools to establish compliance with technical and transport policy (research and technical) international standards without negative impact on the economy and security of our country.

Текст научной работы на тему «Современное толкование о транспортной безопасности в России и её административно-правовое регулирование»

УДК 330.131.7:656.6

Васильев Федор Петрович

Доктор юридических наук, профессор, Юридический институт Московского института инженеров транспорта член Российской академии юридических наук (РАЮН)

e-mail: vasilev17@mail.ru

Духно Николай Алексеевич

Доктор юридических наук, профессор, директор, Юридический институт Московского института инженеров транспорта член Российской академии юридических наук (РАЮН)

Корякин Виктор Михайлович

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гражданское право и гражданский процесс»,

Юридический институт Московского института инженеров транспорта

СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ И ЕЁ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Вопросы технического развития и регулирование вопросов обеспечения безопасности в нынешних международных условиях ныне как никогда важны для России. Проблемы транспортной безопасности и их стандартизации нуждаются в системном толковании в целях развития промышленной политики, а также иных методов государственного регулирования России и их совершенствования. В работе предложены инструменты, позволяющие установить соответствие техническо-транспортной политики (научно-техническая) международным стандартам без отрицательного влияния на экономику и безопасность нашей страны.

Ключевые слова: акт, государство, государственный стандарт, государственная политика, федеральный закон, национальная система, транспорт, технический регламент, собственник, стандартизация, техническая, технический стандарт.

Fedor Vasiliev

Doctor of Legal Sciences, Professor, Juridical institute, Moscow State Institute of railway engineering

Member of the Russian Academy of Legal Sciences

vasilev 17@mail. ru

Nikolay Duhno

Doctor of Legal Sciences, professor Director Law Institute of Moscow Institute of Transport Engineers Member of the Russian Academy of Legal Sciences

Victor Koryakin

Doctor of Legal Sciences, Professor Chair of «Civil law and civil procedure" Department Juridical institute, Moscow State Institute of railway engineering Member of the Russian Academy of Legal Sciences

CONTEMPORARY INTERPRETATION ON TRANSPORT SECURITY IN RUSSIA AND IT ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

Issues of technical development and regulation of security issues in the current international environment is now as important as ever for Russia. The problem of transport safety and standardization need a consistent interpretation for the purposes of industrial development and other methods of state regulation of Russia and their development. In this paper we propose the tools to establish compliance with technical and transport policy (research and technical) international standards without negative impact on the economy and security of our country.

Keywords: act, state, national standard, state policy, Federal law, the national system, transport, technical regulations, the owner, standardization, technical, technical standard.

В настоящее время почти все национальные экономики стремятся развивать исследования и разработки в области высоких технологий во всех сферах экономики, при этом приоритетными являются исследования в области производства и оборота техники (транспорта) и технологий безопасности (защиты). Причиной это является то значимое влияние на развитие экономики,

которое оказывает развитие и трансфер технологии и оказывает влияние на положение национальных производителей как на внутреннем, так и на международных рынках. Между тем процессы диффузии национальных инноваций технологий существенным образом зависят от институциональных факторов, определяющих состояние внутренней и внешней безопасности России.

Вопросы развития российской транспортной технологии по соответствующим направлениям ныне сталкивается с прямыми угрозами со стороны конкурирующих национальных экономик.

Для обеспечения безопасности в этих условиях в 2014-2015 г.г. были приняты нормативные правовые акты (далее — НПА) для регулирования технической политики (технологий) в России.

В частности, были приняты федеральные законы (далее — ФЗ) о промышленной политике, стратегического планирования, стандартизации, а также пересмотрено достаточно большое количество НПА, рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования (далее — НИР). В том числе административно-технических регламентов и вопросов предоставления государственных (муниципальных) услуг (далее — ГМУ)2 в этой области, кроме того, были пересмотрены полномочия и задачи всех субъектов управления в области обеспечения ими той или иной безопасности (федеральных и местных органов исполнительной власти (далее — ОИВ) и госорганов страны).

В рамках рассматриваемого вопроса, следует учитывать (пересмотр) нормы ФЗ от 09.02.2007 № 16 (ред. от 13.07.2015) «О транспортной безопасности»3 (далее — ФЗ о транспортной безопасности). И значимость данного НПА в том, что в области обеспечения транспортной безопасности законодатели определили цели и задачи обеспечения транспортной безопасности. Так, ныне целями обеспечения транспортной безопасности (далее — ОТБ) являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов

2 Васильев Ф.И. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В семи частях. Часть 5. Предоставление государственных услуг // М.: ЦОКР ДГСК МВД России, 2012. — 215 с.

3 СЗ РФ от 12 февраля 2007 г. № 7 ст. 837.

незаконного вмешательства. А основными задачами ОТБ являются: НПР в области ОТБ; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и транспортных средств; категорирование ОТИ и транспортных средств; подготовка и аттестация сил ОТБ; осуществление федерального госконтроля (надзора) в области ОТБ; информационное, материально-техническое и научно-техническое ОТБ; сертификация технических средств ОТБ; разработка и реализация: требований по ОТБ; мер по ОТБ.

Важность ФЗ о транспортной безопасности заключается также в том, что в целях правильного толкования определенных норм права (применения) и с учетом актуальности, важности и в целях недопущения различного характера толкования, искажения, в процессе применения законодателями закреплены (даны) перечень основных понятий терминологий (определений) в области регулирования ОТБ, а именно такие понятия как акт незаконного вмешательства, зона транспортной безопасности, соблюдение транспортной безопасности, аттестация сил ОТБ, аттестующие организации, категорирование объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств, компетентные органы в области ОТБ, обеспечение транспортной безопасности (ОТБ), объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), органы аттестации, оценка уязвимости ОТИ и транспортных средств, оценка охраны морского судна и портового средства, программа обеспечения авиационной безопасности, перевозчик, подразделения транспортной безопасности (ПТБ), силы обеспечения транспортной безопасности, грузы повышенной опасности, специализированные организации в области ОТБ , субъекты транспортной инфраструктуры, транспортная безопасность, транспортные средства, транспортный комплекс, уровень безопасности.

Несомненно, эти, перечисленные определения (терминологии), следует учитывать не только в процессе применения данного НПА, но и необходимо в научно-исследовательской деятельности и реализации других НПА, когда они взаимосвязаны.

В сущности, ОТБ важны, не только для определенного участника правоотношения, но и в целом в процессе жизнедеятельности любого субъекта правоотношения. В частности ОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено ФЗ о транспортной безопасности и иными ФЗ. Или же, федеральные ОИВ обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной ФЗ о транспортной безопасности, другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ. ОИВ субъектов РФ, органы местного самоуправления участвуют в ОТБ в соответствии с компетенцией. Или же ОТБ на ОТИ или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности4. А также, субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по ОТБ транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки. А ОТИ и транспортные средства, ОТБ которых осуществляется исключительно федеральными ОИВ, определяются соответствующими ФЗ, НПА Правительства5. И обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных к ОТИ, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) ОТИ, осуществляется с учетом категории соответствующего ОТИ. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом ОТБ соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Но при этом в данном случае существенную роль играет оценка уязвимости ОТИ и транспортных

4 Дополнительно см. Приказ Минтранса России от 9.07.2012 № 214 (с изменениями от 20.12.2013) Об утверждении Административного регламента Росавиацией предоставления госслуги по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. Зарегистрировано в Минюсте 7.08.2012 № 25132.

5 В данном случае см. Постановление Правительства России от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» (вместе с «Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»).

средств от актов незаконного вмешательства. Порядок их проведения устанавливается Минтрансом, по согласованию с ФСБ и МВД России6.

Оценка уязвимости ОТИ проводится спецорганизациями в области ОТБ с учетом требований по ОТБ на основе публичного договора. А транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо спецорганизациями в области ОТБ с учетом требований по ее обеспечению на основе публичного договора. Далее, результаты проведенной оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области ОТБ. При этом, сведения о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств, являются сведениями, составляющими гостайну.

Одновременно, субъектам обеспечивающих (регулирующих) ОТБ надо учитывать также и отдельные специфические направления. Так, оценка уязвимости морского судна включает в себя оценку охраны морского судна и проводится с учетом требований НПА РФ. Или же оценка уязвимости морского терминала, акватории морского порта включает в себя оценку охраны соответствующего портового средства и проводится с учетом требований, установленных международными договорами РФ, ФЗ о транспортной безопасности, а также с иными НПА. Особенности оценки уязвимости акватории морского порта устанавливаются Минтрансом7 по согласованию с ФСБ и МВД России. Оценка уязвимости воздушного судна, ОТИ воздушного транспорта проводится с учетом требований, установленных международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, ФЗ о транспортной безопасности и принимаемыми в соответствии с ним иными НПА. Порядок

6 Например, см. Административный регламент Росжелдора предоставления госуслуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, утвержденный приказом Минтранса России от 9 августа 2012 г. № 292.

7 См. приказы Минтранса России: от 12.12.2013 № 463 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Нарьян-Мар»; от 04.03.2013 № 62 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Ростов-на-Дону» (Зарегистрировано в Минюсте 11.04.2013 N 28101).

обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств8 и сведениями, содержащимися в планах ОТБ ОТИ и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством России.

В области ОТБ категорирование ОТИ и транспортных средств по существу способствует качественность ОТБ. Тем более ОТИ и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ о транспортной безопасности. Количество категорий и критерии категорирования ОТИ и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом Минтрансом9, по согласованию с ФСБ, МВД России, и Минэкономразвитием России. Их категорирование осуществляется компетентными органами в области ОТБ. В данные действия включаются в реестр ОТИ и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области ОТБ в устанавливаемом порядке10. ОТИ и транспортные средства, не подлежащие категорирования по видам транспорта, определяет Минтранс11, по согласованию с ФСБ и МВД России. То же самое и уровни безопасности ОТИ и транспортных средств. Так, в целях принятия мер по ОТБ устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Их перечень уровней и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в

8 Дополнительно см. Приказ Минтранса России от 21.02.2011 № 62 «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности». Зарегистрировано в Минюсте 16 марта 2011 г. № 20150.

9 См. Приказ Минтранса России от 21.02.2011 № 62 (ред. от 10.10.2013) «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте 16.03.2011 № 20150).

10 Приказ Минтранса России от 23.07.2014 № 196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте 14.08.2014 № 33589).

11 См. Приказ Минтранса России от 23.07.2014 № 196 «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте 14.08.2014 № 33589).

деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством12. То же самое перечень требований по ОТБ, в частности, это: •по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ФЗ о транспортной безопасности (ст. 7), для различных категорий ОТИ и транспортных средств, устанавливаются Правительством13 по представлению Минтранса, по согласованию с ФСБ и МВД России. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками; ОТИ по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства устанавливаются Правительством14 по представлению Минтранса, согласованному с Минстроем, архитектуры, градостроительства, ФСБ и МВД России. Указанные требования являются обязательными для исполнения застройщиками ОТИ; объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся ОТИ и расположенных на земельных участках, прилегающих к ОТИ и отнесенных в соответствии с Земельным кодексом РФ к охранным зонам земель транспорта, учитывающие уровни безопасности. Они установлены Правительством 15 по представлению Минтранса, согласованному с ФСБ и МВД России. Эти требования являются обязательными для исполнения юрлицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, являющимися собственниками либо владеющими указанными объектами (зданиями, строениями, сооружениями) на ином законном основании; для физлиц, следующих либо находящихся на ОТИ или транспортных средствах, по видам транспорта устанавливаются Правительством16 по представлению Минтранса,

12 См. Постановление Правительства России от 10.12.2008 № 940 (с изменениями от 30.12.2013) «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».

13См. Постановление Правительства России от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)»

14В данном случае см. Постановление Правительства России от 16.02.2008 № 87 (ред. от 28.07.2015) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

15См. Постановление от 24.02.2009 № 160 (с изменениями от 28.08.2013) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

16В данном случае см. Постановление Правительства России от 15.11.2014 № 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта».

согласованному с ФСБ и МВД России. Требования являются обязательными для исполнения физическими лицами, прибывающими на ОТИ или транспортные средства либо находящимися на них.

В настоящее время меры по ОТБ — объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств должна реализоваться через планирование. Так, на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ, транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают свои планы ОТБ объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и не позднее 3х месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области ОТБ. Порядок разработки указанных планов установлены Минтрансом17, по согласованию с ФСБ и МВД России. И эти планы утверждаются компетентными органами в области ОТБ. Реализация планов ОТБ объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом ОТБ18. А сведения, содержащиеся в них, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах ОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются сведениями, составляющими гостайну. Их реализация осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, а в случаях, предусмотренных ФЗ, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами госвласти или органами местного самоуправления либо исключительно органами госвласти. Притом, реализация планов ОТБ акваторий морского порта осуществляется капитанами морских портов. Так, план ОТБ морского судна является планом охраны морского судна, предусмотренным международными

17 См. Приказ Минтранса от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте 24.03.2010 № 16708). При этом в данном приказе о согласовании или термины МВД и ФСБ не употребляет. См. Методрекомендации по разработке планов ОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта (от 218.6.013-2014), утвержденные распоряжением Росавтодора от 10.11.2014 № 2159-р.

18 Административный регламент Росавиации предоставления госуслуги по утверждению планов ОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 6 марта 2013 г. № 73.

договорами РФ, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами РФ, ФЗ о транспортной безопасности, а также принимаемыми в соответствии с ними иными НПА. А для морского терминала является планом охраны соответствующего портового средства, предусмотренным международными договорами РФ, и разрабатывается с учетом их требований, установленных международными договорами РФ, ФЗ о транспортной безопасности, а также принимаемыми в соответствии с ними иными НПА. Или же, план ОТБ акватории морского порта является планом охраны соответствующего портового средства, предусмотренным международными договорами РФ, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами и иными НПА. А план ОТБ расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе России искусственного острова, установки, сооружения, отнесенных к портовым средствам, является планом охраны соответствующего портового средства и разрабатывается с учетом требований, установленных соответствующими ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ. То же самое, программой авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия), предусмотренной международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, является совокупность планов ОТБ транспортных средств воздушного транспорта, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, которые разрабатываются с учетом требований, установленных международными договорами РФ, ФЗ о транспортной безопасности, а также принимаемыми в соответствии с ними иными НПА. А план ОТБ аэропорта (аэродрома) является программой авиационной безопасности соответствующего аэропорта (аэродрома), предусмотренной международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и разрабатывается с

учетом требований, установленных международными договорами РФ, ФЗ о транспортной безопасности, а также с ними иными НПА России.

Надо отметить, что необходимо учитывать ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с ОТБ. В частности, работы, непосредственно связанные с ОТБ, не вправе выполнять лица: • имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией; • досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с госслужбы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим

нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь

" 10 госслужащего, утратой доверия к нему 19 , если после такого досрочного

прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем 3 года; • не

прошедшие подготовку и аттестацию сил ОТБ; и подвергнутые

административному наказанию за потребление наркосредств или психотропных

веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных

веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым

административному наказанию; в отношении которых по результатам проверки,

проведенной в соответствии с ФЗ от 7.02.2011 № 3 «О полиции», имеется

заключение ОВД о невозможности допуска к выполнению работ,

непосредственно связанных с ОТБ; внесенные в перечень организаций и

физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к

экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с ФЗ от 7.08.2001

№ 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных

19 Дополнительно см. Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в России. Этические нормы и присяга. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2015. — 583 с. — (Серия «Научные издания для юристов»); Васильев Ф.П., Бережкова Н.Ф., Орехова Л.М., Анохина С.Ю., Лятифова Т.С. МВД России как основной субъект реализации требований Президента России о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан //ежемес. жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 1 — 2015 г. С. 231-236.

29

преступным путем, и финансированию терроризма»; сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с ОТБ; и имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ, в соответствии с выданным медзаключением. А проверка сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры. Обработка персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с ОТБ, или выполняющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, осуществляется органами аттестации, аттестующими организациями с учетом особенностей, предусмотренных порядком аттестации сил ОТБ. Перечень работ, непосредственно связанных с ОТБ, установленными Правительством20.

Необходимо также учитывать и взаимосвязь информобеспечения в области ОТБ. Так, в целях осуществления мер по ОТБ уполномоченным Правительством21 федеральным ОИВ создается единая госинформсистема ОТБ, являющаяся собственностью России. Информсистема состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении следующих видов перевозок: внутренние и международные воздушные перевозки; железнодорожные перевозки в дальнем следовании; перевозки: морским, внутренним водным транспортом в международном сообщении и в сообщении между портами, расположенными на территориях разных субъектов РФ, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым; автомобильным транспортом, в том

20См. Распоряжение Правительства России от 05.11.2009 № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности».

21 См. Постановление Правительства России от 04.10.2013 № 880 (ред. от 23.08.2014) «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности».

числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов России, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым.

Субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик иностранного государства, являющиеся собственниками транспортного средства, которое выполняет международные перевозки пассажиров в Россию, из России, через территорию России, либо использующие его на иных законных основаниях, обеспечивают передачу данных, в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных», ФЗ о транспортной безопасности. Проверка соблюдения порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств проводится Ространснадзором. Федеральный госконтроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными ОИВ (далее — органы госконтроля (надзора) согласно их компетенции. К отношениям, связанным с осуществлением федерального госконтроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок юрлиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок. А основанием для проведения плановой проверки является истечение 1 года со дня: госрегистрации субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика объектов транспортной инфраструктуры; окончания проведения последней плановой проверки. А также основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения субъектом транспортной инфраструктуры,

перевозчиком, застройщиком ОТИ выданного органом госконтроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований по ОТБ; поступление в органы госконтроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (ИП), юрлиц, информации от органов госвласти (должностных лиц органов госонтроля (надзора), органов местного самоуправления, из СМИ о фактах возникновения угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса или нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками ОТИ требований по ОТБ; совершение акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, повлекшего за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, государственному или муниципальному имуществу, имуществу физических и юрлиц; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа госконтроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента или Правительства России либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка деятельности субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика ОТИ может быть проведена органом госконтроля (надзора) по основанию, после согласования с органом прокуратуры, незамедлительно с извещением органа прокуратуры в соответствии ФЗ от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 12 ст. 10), без согласования с органом прокуратуры. А также предварительное уведомление субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика ОТИ о проведении внеплановой выездной проверки не допускается. При проведении проверок субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков ОТИ, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, допускается использование тест-предметов (предметов,

имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по ОТБ). Их проведение осуществляется с использованием тест-предметов и тест-объектов. И проводятся органами госконтроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями ФСБ, ОВД или уполномоченных подразделений указанных органов в порядке, установленном Минтрансом России, по согласованию с ФСБ России и МВД России.

Правовая дисциплина в общественном правоотношении (безопасности) обеспечивается через установления права и обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области ОТБ. Так, они имеют право: получать от уполномоченных федеральных ОИВ информацию по вопросам ОТБ; вносить в Минтранс, ФСБ и МВД России, предложения по ОТБ. Кроме того они обязаны: незамедлительно информировать в порядке, установленном Минтрансом22, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и транспортных средствах; выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных ОИВ об устранении нарушений требований по ОТБ23; • оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению; предоставлять в компетентные органы в области ОТБ полную и достоверную информацию для проведения категорирования.

В целях обеспечения правопослушности (соблюдения) гражданском обществе данные субъекты несут юридическую ответственность за неисполнение

22 Например см. Приказ Минтранса России от 8.02.2011 № 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта». То есть, определен комплекс мер по защите объектов инфраструктуры и судов морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Зарегистрировано в Минюсте 2.03.2011 № 19982.

23 Дополнительно см. Приказ Минтранса от 13.03.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». Зарегистрировано в Минюсте 7.03.2013 № 2757.

требований в области ОТБ (см., например, нормы ГК и КоАП РФ и УК РФ). Как для этих и других целей (служебной дисциплины) присутствует в области регулирования транспортной политики страны подготовка и аттестация сил ОТБ, аккредитация подразделений транспортной безопасности (далее — ПТБ 24). Так, подготовка сил ОТБ осуществляется в порядке, устанавливаемом Минтрансом, по согласованию с ФСБ, МВД и Минобрнауки России. То есть, силы ОТБ подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в установленное Правительством25 по представлению Минтранса, согласованному с ФСБ и МВД России. Для целей аттестации сил ОТБ компетентные органы в области ОТБ имеют право привлекать аттестующие. И в целях принятия решения об их аттестации органы аттестации, аттестующие организации осуществляют проверку соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физподготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям ФЗ о транспортной безопасности. При этом, перечень отдельных категорий сил ОТБ устанавливается порядком их аттестации. А требования к знаниям, умениям, навыкам сил ОТБ, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физподготовки отдельных категорий сил ОТБ устанавливаются Минтрансом России. Так, Минтранс, по представлению компетентных органов в области ОТБ могут устанавливаться в части, не противоречащей ФЗ о транспортной безопасности, особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физподготовки отдельных категорий сил ОТБ применительно к отдельным видам транспорта. А к аттестации сил ОТБ не допускаются лица, имеющие ограничения на выполнение работ, непосредственно связанных с ОТБ. И функции осуществляются органами аттестации, аттестующими организациями на основании публичного договора, заключенного с субъектом транспортной инфраструктуры, ПТБ, иной

24 Необходимо учитывать Приказ Минтранса России от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил ОТБ» (Зарегистрировано в Минюсте 07.10.2014 № 34259).

25 См. Постановление Правительства России от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».

организацией, ИП, выполняющими работы (оказывающими услуги) в целях исполнения субъектом транспортной инфраструктуры требований по ОТБ, или с аттестуемым лицом. А аккредитация юрлиц в качестве ПТБ осуществляется федеральными ОИВ, осуществляющими функции по оказанию госуслуг в области ОТБ, в установленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юрлиц в качестве ПТБ и требования к ним устанавливается Минтрансом 26 , по согласованию с ФСБ и МВД России. А порядок формирования и ведения реестра органов аттестации, порядок формирования и ведения реестра аттестующих организаций, порядок формирования и ведения реестра аккредитованных ПТБ, порядок формирования и ведения реестра выданных свидетельств об аттестации сил ОТБ, а также предоставления содержащихся в нем данных установлены Правительством27 по представлению Минтранса, согласованному с ФСБ и МВД России.

Безусловно, в обеспечении безопасности правовую роль играет контрольные меры — досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях ОТБ28. Так, в случаях, предусмотренных требованиями по ОТБ, установленными в соответствии ФЗ о транспортной безопасности (ст. 8), проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение, собеседование в целях ОТБ. И организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения, собеседования в целях ОТБ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков. В ходе их проведения в целях ОТБ осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, направленные на обнаружение оружия,

26 См. Приказ Минтранса России от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» (Зарегистрировано в Минюсте 08.07.2015 № 37926). В данном случае также в приказе не указывается о согласовании с МВД и ФСБ России.

27 См. Постановление Правительства России от 30.06.2014 № 600 «Об утверждении правил формирования и ведения реестра органов аттестации, реестра аттестующих организаций, реестра аккредитованных подразделений транспортной безопасности, реестра выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления содержащихся в нем данных».

28 Надо учитывать Приказ Минтранса России от 25.07.2007 № 104 (ред. от 16.04.2012) «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров». Зарегистрировано в Минюсте 09.08.2007 № 9975).

взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также на выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.

При этом, в ходе досмотра в случаях, предусмотренных требованиями по ОТБ, проводятся наблюдение, собеседование в целях ОТБ, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства29. По результатам наблюдения, собеседования в целях ОТБ принимается решение о проведении дополнительного досмотра. А также, в ходе дополнительного досмотра в целях ОТБ осуществляются мероприятия по обследованию граждан, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, в целях распознавания и идентификации предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства. При получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, проводится повторный досмотр в целях ОТБ. Или же, при их проведении и повторного досмотра в целях ОТБ используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы,

29 В этих случаях надо учитывать Приказ Минтранса Росси от 16.02.2011 № 56 (ред. от 20.02.2012) «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах» (Зарегистрировано в Минюсте 16.03.2011 № 20147). То есть, они обязаны незамедлительно информировать компетентные органы о совершении актов незаконного вмешательства и их угрозах на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36

газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть. И все технические средства ОТБ (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на ОТИ и транспортных средствах в целях ОТБ) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств ОТБ и порядок их сертификации определяются Правительством30. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение, собеседование в целях ОТБ проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности. А в случае идентификации в ходе досмотра в целях ОТБ оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть, силы транспортной безопасности в соответствии с планом ОТБ объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства незамедлительно информируют об этом уполномоченные подразделения Минздрав, и ФСБ России для принятия мер реагирования в соответствии с их компетенцией. Полиция (ГУТ МВД России) на ОТИ и транспортных средствах, в том числе в зонах транспортной безопасности, осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ от 7.02.2011 № 3 «О полиции». При этом, лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются, а отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ является

30 Например, см. Постановление Правительства России от 13.04.2005 № 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи». То есть Правилами закреплены полномочия в сфере обязательной сертификации Минкомсвязи России, Россвязьнадзора, Россвязи, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров). При проведении обязательной сертификации используются несколько схем сертификации.

основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке. Все правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ установлены Минтрансом31, по согласованию с ФСБ и МВД России. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях ОТБ включают в себя в том числе перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также порядок проведения наблюдения, собеседования в целях ОТБ.

Существенную роль играет определение об особенностях защиты ОТИ и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Что подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и транспортных средств 1 и 2 категорий от актов незаконного вмешательства, а также в случаях, установленных ФЗ, имеют право на приобретение, хранение и ношение спецсредств и служебного огнестрельного оружия. И работники обязаны ежегодно проходить профилактические медосмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркосредств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и спецсредств. Порядок прохождения профилактического медосмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются Минздравом32, а порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и спецсредств, устанавливается МВД России 33 . Работники подразделений транспортной безопасности после прохождения профподготовки и медосмотра

31См. Приказ Минтранса России от 25.07.2007 № 104 (ред. от 16.04.2012) «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» (Зарегистрировано в Минюсте 09.08.2007 № 9975).

32 Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2015 № 36866).

33 См. Приказ МВД России от 29.06.2012 № 646 (ред. от 30.12.2014) «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД России госфункции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия» (Зарегистрировано в Минюсте 06.09.2012 № 25389).

при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, спецсредств и служебного огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном ФЗ от 14.04.1999 № 77 «О ведомственной охране». При исполнении должностных обязанностей они имеют право на использование спецсредств и служебного огнестрельного оружия. Все спецсредства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патроны к нему, а также нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности определены Правительством 34 по представлению Минтранса России, согласованному с ФСБ и МВД России. А правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения спецсредств определены Правительством 35 по представлению Минтранса России, согласованному с ФСБ и МВД России. Работники подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием служебного огнестрельного оружия, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с ФЗ о дактилоскопировании. А при превышении полномочий при применении физической силы, спецсредств или служебного огнестрельного оружия влечет юридическая ответственность (см. нормы КоАП РФ и УК РФ).

Категории работников подразделений транспортной безопасности, которые выполняют возложенные на них обязанности по защите ОТИ и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и имеют право на приобретение, хранение и ношение спецсредств и служебного огнестрельного оружия, определяются планами ОТБ по согласованию с уполномоченными территориальными подразделениями Минздрава России. А в случае, если полномочия единоличного исполнительного органа субъекта транспортной инфраструктуры, являющегося хозяйственным обществом, передаются

34Постановление Правительства России от 15.11.2014 № 1209 «О специальных средствах, видах, типах и моделях служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормах обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности и об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения спецсредств, используемых работниками подразделений транспортной безопасности».

35См. Постановление Правительства России от 26.01.2000 № 73 «Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание».

39

коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), договор о передаче указанных полномочий должен предусматривать ответственность управляющей организации или управляющего за соблюдение требований по ОТБ, предъявляемых ФЗ о транспортной безопасности к такому субъекту транспортной инфраструктуры.

При создании, эксплуатации и использовании во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе России установок и сооружений, создаваемых на основе морской плавучей (передвижной) платформы, субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает в их отношении исполнение требований по ОТБ, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ морского транспорта, с учетом особенностей, установлены Правительством 36 , по представлению Минтранса России, согласованному с ФСБ и МВД России.

Тем самым как мы видим, современные вопросы обеспечения транспортной безопасности требуют развития административно-правовых мер в области: нормотворческой деятельности (установление правил, ограничений и запретов); определение объектов транспортной инфраструктуры и субъектов, обеспечивающих транспортной безопасности и их задач и функции по данным вопросам; осуществление должного государственного контроля и надзора, профподготовки лиц, имеющих непосредственное отношение к вопросам жизнедеятельности объектов транспортной инфраструктуры; регулирование и реализация правоприменительных мер (юридической ответственности) мер и т.д.

Кроме того, по мнению авторов, в целях конкретизации (дифференцирование и арестного подхода) вопросов государственной политики (наличие прямых различных угроз) в области обеспечения транспортной безопасности как законодателям, так и субъектам управления пересмотреть (внести изменения и дополнения свои НПА, регламентирующие вопросов

36См. Приказ Минтранса России от 08.02.2011 № 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте 02.03.2011 № 19982). О согласовании также в приказе не указывается.

эксплуатации и оборота объектов транспортной инфраструктуры обеспечения транспортной безопасности. В данном случае, прежде всего имеется в виду в связи с принятием в 2014 и 2015 годы об участии граждан в охране общественного порядка (ДНД), о военной полиции, о промышленной политике и государственной стратегической планировании, стандартизации, об общественном контроле, о банкротстве граждан и др. А также, в связи с наличием прямой экономической угрозы (необоснованные санкции) и нарушением международного административно-правовых вопросов под диктовку США в адрес России. Тем более в России до настоящего времени еще нет НПА (единого ФЗ) о порядке осуществления государственного контроля и надзора в России37.

В частности, например, наверное, следует конкретизировать в отдельной статье в ФЗ о транспортной безопасности о видах транспортных угроз и закрепить определение, что такое транспортная угроза, угроза объектов транспортной инфраструктуры: угроза объектов железной дороги (авиационной и т.д.). Именно законодательная конкретизация, способствует недопущение искажения не только в толковании, применении НПА, но и в деятельности субъектов, обеспечивающих (собственников) непосредственного вида безопасности.

Подобного характера подхода (пересмотра НПА) должно быть в частности в двух основных НПА:

- Указа Президента России от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» СЗ РФ 05.04.2010 № 14 ст. 1637;

- Постановления Правительства России от 08.09.1997 № 1143 «Об одобрении Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации» СЗ РФ 15.09.1997 № 37 ст. 4303.

Что же касается ведомственных (федеральных и субъектов РФ и собственников), то они (НПА) должны пересматриваться с учетом требований

37 По данным проблемам (совершенствования) см.: Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Дембицкая И.Л., Николаев А.Г., Ускова А.С., Лятифова Т.С. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 — 2014 г. С. 146-153.

вышеназванных федеральных законов (2014-2015) и согласовываться с Минтрансом России.

Литература

1. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Мельников А.В., (всего авторов 7) Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие докт-ра эконом. наук, канд. юр. наук профессора Н. Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014, — 816 с.

2. Быкадаров В.А., Васильев Ф.П., Казюлин В.А. Техническое регулирование и обеспечение безопасности. Учебное пособие. Под ред. доктора юр. наук. Ф.П. Васильева. Предисловие доктора технических наук, профессора В.С. Артамонова и доктора экономических наук, профессора Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. — 640 с.

3. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П., Казюлин В.А. техническое регулирование и обеспечение безопасности Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Москва, 2014.

4. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В семи частях. Часть 6. Обеспечение безопасности на транспорте // М.: ЦОКР ДГСК МВД России, 2012. — 255 с.

5. Васильев Ф.П. Административный регламент МВД России: Учебное пособие. — Чебоксары: «Новое время», 2010. — 600 с.

6. Васильев Ф.П. Административный регламент Федерального агенства железнодорожного транспорта (Росжелдора): Учебное пособие. — Чебоксары: «Новое время», 2011. — 628 с.

7. Васильев Ф.П., Дугенец А.С. Административный регламент ФМС России: Монография / Под ред. Ф.П. Васильева. М., 2009. 475 с..

8. Васильев Ф.П., Дугенец А.С. Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов// Российская юстиция. 2010. № 4.

9. Духно Н. А., Васильев Ф. П. Вопросы нормативного регулирования разработки и применения технических регламентов в Российской Федерации// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 3. «Юридические науки», с. 38-57. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/DuhnoNA-VasilievFP.pdf

10. Духно Н.А., Васильев Ф.П. Вопросы нормативного регулирования разработки и применения технических регламентов в Российской Федерации //Крымский научный вестник № 4 — 2015. http://krvestnik.ru/nomer/

11. Лятифова Т.С. Обеспечение прав и свобод человека в ходе исполнения правоохранительными органами государственных функций: Практическая значимость // Конституция РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 14.11.2013) В 3-х частях: Практическая значимость. — М.: Институт повышения квалификации СК РФ, 2013, Ч. 2. — С. 258-263

12. Саркисова В.Г. Уголовно-правовое обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры: диссертация ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Саркисова Виктория Глебовна; Кубанский государственный аграрный университет. — Ставрополь, 2014. — 195 с.

13. Стиславский А.Б., Кононов A.A., Цыгнчко В.Н. Управление рисками нарушения транспортной безопасности. М.: АС-Траст, 2008. 210 с.

14. Infrastructure Protection and the Critical Infrastructure Assurance Office. Washington, D.C. July 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.