Научная статья на тему 'Паспортзация объектов как способ установления стандартов безопасности и их обеспечения'

Паспортзация объектов как способ установления стандартов безопасности и их обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБСЛЕДОВАНИЕ / ОБЪЕКТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ПАСПОРТИЗАЦИЯ / ТЕРАКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Духно Н.А., Васильев Ф.П.

Вопросы безопасности и обеспечения безопасности жизненно важных объектов в условиях присутствия прямой угрозы ныне актуальны. Проведённый анализ НПА авторами по существу позволит любому читателю знать о значимости деятельности госорганов (собственников и контролирующих субъектов управления) в области обеспечения той или иной безопасности. Кроме того, в работе показано, что в деятельности правоохранительных органов (контрольно-надзорных), должны присутствовать постоянное совершенствование по защите населения (объектов) от терактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Духно Н.А., Васильев Ф.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паспортзация объектов как способ установления стандартов безопасности и их обеспечения»

УДК 330.131.7:656.6

Духно Н.А.

Д.ю.н, профессор, директор, Юридический институт Московского института инженеров транспорта член Российской академии юридических наук (РАЮН)

Васильев Ф.П.

Д.ю.н., профессор, Юридический институт Московского института инженеров транспорта член Российской академии юридических наук (РАЮН)

ПАСПОРТЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КАК СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Вопросы безопасности и обеспечения безопасности жизненно важных объектов в условиях присутствия прямой угрозы ныне актуальны. Проведённый анализ НПА авторами по существу позволит любому читателю знать о значимости деятельности госорганов (собственников и контролирующих субъектов управления) в области обеспечения той или иной безопасности. Кроме того, в работе показано, что в деятельности правоохранительных органов (контрольно-надзорных), должны присутствовать постоянное совершенствование по защите населения (объектов) от терактов.

Ключевые слова: акт, административный надзор и контроль, безопасность, обследование, объект повышенной опасности, защита населения, паспортизация, теракт

Существующие угрозы в классовом обществе ныне требуют достаточных затрат и совершенствования государственных органов всех уровней и категорий, и их должностных лиц в области обеспечения на должном уровне безопасности (стабильность и жизнедеятельность). И в целях их осуществления и в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство России своим постановлением9 утверждает: требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее — ММПЛ); форму паспорта безопасности ММПЛ; требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией; форму паспорта безопасности объектов (территорий)10. Одновременно МВД России обязывает давать разъяснения по вопросам применения требований, утвержденных данным постановлением.

По существу данный нормативный правовой акт (далее — НПА), т.е. требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности ММПЛ (за исключением объектов (территорий), правообладателями которых являются федеральные ОИВ и Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите, а также объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией) (далее — ММПЛ). Перечень таких мест в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти (далее — ОГВ) субъектов РФ или органами местного самоуправления по согласованию с

9 См. Постановление Правительства России от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее — Требований).

10 СЗ РФ от 6 апреля 2015 г. № 14 ст. 2119.

территориальными органами ФСБ, ОВД и МЧС России. Притом, на наш взгляд данные установки (требования), следует считать в виде установления стандарта обеспечения безопасности граждан (общественной и иной безопасности). Тем более, все организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ осуществляются ОГВ субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие ММПЛ. То есть субъектами (см. ст. 132 Конституции РФ11) управления (контроля), обязанными обеспечить правопорядок на муниципальной территории (по месту нахождения объекта). Эти требования НПА носят общий характер (стандарт) в отношении вопросов оснащения ММПЛ средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами (далее — ИТС) охраны. Оснащение ММПЛ конкретными моделями средств охраны определяется в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ (СМР), реконструкции и капремонта. При этом, их антитеррористическая защищенность должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности данных мест.

Существенную роль в области обеспечения безопасности занимает также и категорирование ММПЛ. Так, если она проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в них терактов и их возможных последствий. То, степень угрозы совершения теракта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных терактах в субъекте РФ (муниципальном образовании), на территории которого расположено ММПЛ. И в этих целях, возможные последствия совершения теракта в них определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью. А для проведения их категорирования решением руководителя ОГВ субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположено данный объект, создается межведомственная комиссия по обследованию ММПЛ (далее — комиссия). При этом, комиссию возглавляет руководитель ОГВ субъекта РФ (глава муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ, либо уполномоченное им должностное лицо. В ее состав включаются собственник объекта или лицо, использующее на ином законном основании (далее — правообладатель ММПЛ), представители территориального органа ФСБ, территориальных ОВД и МЧС России. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах ММПЛ либо в непосредственной близости к нему. И в зависимости от возможных последствий совершения теракта в ММПЛ устанавливаются следующие категории ММПЛ:

- ММПЛ 1 категории — ММПЛ, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

- ММПЛ 2 категории — ММПЛ, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

- ММПЛ 3 категории — ММПЛ, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Уполномоченными лицами, расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания, передвижения людей на территории ММПЛ в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни. Но при этом, в зависимости

11 Так, в соответствии с требованиями Конституции страны органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

от обстановки, складывающейся в районе расположения ММПЛ, комиссией может быть принято решение о присвоении данному месту категории выше или ниже, чем это предусмотрено Требованиями (п. 10). Все результаты работы комиссии оформляются актом обследования и их категорирования, который составляется в 5 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности ММПЛ (далее — паспорт безопасности).

Следующим значимым правовым фактором в установлении стандарта безопасности является непосредственно паспорт безопасности ММПЛ. Так, на каждое ММПЛ после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности. Оно составляется также в 5 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа ФСБ, территориальных ОВД и МЧС России. Далее утверждается руководителем ОГВ субъекта РФ (главой муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ. А согласование паспорта безопасности осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки. Данный документ является: информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности ММПЛ (уровень обеспеченности безопасности) и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) терактов в ММПЛ; документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне»12 (СЗ РФ13 октября 1997 г. № 41 ст. 4673).

Первый экземпляр паспорта безопасности хранится в ОГВ субъекта РФ (администрации муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ, остальные экземпляры хранятся в территориальном органе ФСБ, территориальных ОВД и МЧС России и у правообладателя ММПЛ. А в случае невозможности обеспечения им (правообладателем) сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в ОГВ субъекта РФ (администрацию муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ. И актуализация паспорта безопасности происходит не реже 1го раза в 3 года, а также в следующих случаях: • возведение в границах ММПЛ либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов; изменение: основного назначения и значимости ММПЛ; общей площади и границ ММПЛ; угроз террористического характера в отношении ММПЛ.

Несомненно, при актуализации паспорт безопасности согласовывается с территориальным органом ФСБ, территориальными ОВД и МЧС России в течение 30 дней со дня внесения в него изменений.

Особую важность играет, то, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ должны проводиться в обязательном порядке. Так, она обеспечивается путем:

12 В соответствии данного Закона засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих гостайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.). Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Отнесение сведений к гостайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями ОГВ в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к гостайне, утверждаемым Президентом России. Для осуществления единой госполитики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите гостайны формирует Перечень сведений, отнесенных к гостайне. Определены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих гостайну.

- проведения организационных мероприятий по обеспечению их антитеррористической защищенности, включая их категорирование, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них теракта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в них терактов; оборудования их необходимыми инженерно-техническими средствами;

- применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения их безопасности; осуществления мероприятий по защите информации; контроля: в едином информпространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах их расположения; за соблюдением требований к обеспечению их антитеррористической защищенности.

В зависимости от установленной категории в отношении ММПЛ реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного ОГВ субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ. Все ММПЛ независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.

В целях поддержания правопорядка в ММПЛ организуется их физическая охрана. В рамках комплексного использования сил и средств ОВД и внутренних войск МВД России по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к ММПЛ с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки. К обеспечению их физической охраны могут привлекаться различные общественные объединения и организации. Все пути эвакуации в ММПЛ должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств. И в соответствии установленных требований, если ММПЛ 1 категории (за исключением прогулочных и пешеходных зон, улиц, проспектов, переулков, бульваров) по решению ОГВ РФ (органов местного самоуправления), на территории которого расположены соответствующие ММПЛ, могут оборудоваться стационарными колоннами (стойками) с кнопками экстренного вызова наряда полиции и системой обратной связи, а также при необходимости обследуются кинологами со специально обученными служебными собаками с целью выявления возможной установки взрывного устройства. То, ММПЛ 1 и 2 категории оборудуются информстендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении ЧС, телефоны правообладателя соответствующего ММПЛ, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности. А система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории ММПЛ, архивирование и хранение данных в течение 30 дней. Или же, система оповещения в ММПЛ: должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении теракта; является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории ММПЛ, а при получении информации об угрозе совершения теракта для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения терактов в них осуществляются мероприятия соответствующего режима усиления противодействия терроризму. Содержание же режимов усиления противодействия терроризму предусматривает выполнение комплекса мер, указанных в настоящих требованиях, в зависимости от степени угрозы совершения теракта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов РФ и отдельных местностях (объектах) РФ в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом

Президента России от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

Непосредственным исполнителям (госслужащим), следует знать порядок информирования об угрозе совершения или о совершении теракта. Так, при поступлении в ОГВ субъекта РФ, администрацию муниципального образования или правообладателю ММПЛ информации (в том числе анонимного характера) об угрозе совершения или о совершении теракта в ММПЛ должностные лица ОГВ субъекта РФ, администрации муниципального образования или правообладатель ММПЛ незамедлительно информируют об этом территориальный орган ФСБ, ОВД и МЧС России посредством имеющихся в их распоряжении средств связи. Или же при представлении информации с помощью средств телефонной связи или радиосвязи лицо, передающее информацию, называет свои ФИО, занимаемую должность, наименование ММПЛ и сообщает имеющуюся информацию об угрозе совершения или о совершении теракта. А лицо, передавшее информацию с помощью средств электронной или факсимильной связи, телефонной связи или радиосвязи, фиксирует факт передачи, дату и время передачи информации имеющимися в его распоряжении средствами аудио- и, видеозаписи, программными или техническими средствами. При этом, срок хранения носителей информации, подтверждающих факт ее передачи, дату и время, составляет не менее 30 дней.

Уполномоченным лицам, необходимо также знать и порядок осуществления контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности ММПЛ. Так, она осуществляется комиссией посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок с докладом результатов руководителю ОГВ субъекта РФ (главе муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ, либо лицу, исполняющему его обязанности. Так, плановая проверка осуществляется 1 раз в год в соответствии с планом, утвержденным председателем комиссии, и проводится в форме документарного контроля или выездного обследования ММПЛ на предмет определения состояния его антитеррористической защищенности. А внеплановые проверки проводятся в форме документарного контроля или выездного обследования ММПЛ: • в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе плановых проверок; при повышении уровня террористической опасности, вводимого в соответствии с Указом Президента России от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»; в случае возникновения угрозы совершения или при совершении теракта в районе расположения ММПЛ; при возникновении ЧС в районе расположения ММПЛ; при поступлении от граждан жалоб на несоблюдение требований к антитеррористической защищенности ММПЛ и бездействие должностных лиц, органов и организаций в отношении обеспечения антитеррористической защищенности ММПЛ. Срок проведения плановых и внеплановых проверок не может превышать 10 рабочих дней. Далее, после проведения проверки комиссия направляет правообладателю ММПЛ и руководителю ОГВ субъекта РФ (главе муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ, предложения по совершенствованию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности ММПЛ и устранению выявленных недостатков. А контроль за устранением выявленных недостатков осуществляется комиссией.

Следующим НПА выступает Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией (утв. Постановлением Правительство России от 25.03.2015 № 272). Так, Требования определяют порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих в соответствии с распоряжением Правительства России от 2 ноября 2009 г. № 1629-р обязательной охране полицией (далее — объект (территория), включая

проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).

В целом, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) должна соответствовать характеру угроз, особенностям объектов (территорий), оперативной обстановке в районе расположения объектов (территорий), обеспечивать надежность охраны, а также наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности объектов (территорий). Требования носят общий характер в вопросах оснащения объектов (территорий) средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны. Оснащение объекта (территории) конкретными моделями средств охраны определяется в техническом задании на проектирование, на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта. Ответственность за проведение организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на должностных лиц органов (организаций) — правообладателей объектов (территорий), осуществляющих руководство деятельностью сотрудников (работников) таких органов (организаций) на объектах (территориях) (далее — руководители объектов).

Учитывать актуальность категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения. Так, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование. Работа осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения теракта на объектах (территориях), а также возможных последствий их совершения. А степень угрозы совершения теракта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных терактах. Возможные последствия совершения теракта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории), которые могут погибнуть или получить вред здоровью, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории). И в качестве значений показателей критериев категорирования объектов (территорий) используются значения, определенные в постановлении Правительства России от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Установлены также 3 категории объектов (территорий) (высокая, средняя и низкая значимость (более подробно см. в Требовании).

Для проведения категорирования объекта (территории) создается решением руководителя (собственника) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее — комиссия), в состав которой включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), представители территориального органа ФСБ, территориальных ОВД и МЧС России. И к работе комиссии могут привлекаться представители администрации муниципального образования и других организаций (по согласованию). А комиссию возглавляет руководитель объекта или лицо, им уполномоченное.

В ходе работы комиссии на каждом объекте (территории) независимо от его категории выделяются потенциально опасные участки, совершение теракта на которых может привести к возникновению ЧС с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы, совершение теракта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем, а также осуществляются анализ уязвимости объекта (территории) в целом и оценка эффективности существующей системы антитеррористической защищенности объекта (территории). Далее по результатам работы комиссии объекту (территории) присваивается категория и определяются мероприятия по обеспечению его антитеррористической защищенности. Результаты ее работы оформляются актом, который составляется в 4

экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).

Здесь также существенное место занимает паспорт безопасности объекта (территории). Так, на каждый объект (территорию) разрабатывается паспорт безопасности. Оно является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности ММПЛ и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) терактов на объекте (территории). И оно составляется комиссией, подписывается всеми членами комиссии, согласовывается с руководителями территориального органа ФСБ, территориальных ОВД и МЧС России по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем (собственником) органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) либо лицом, им уполномоченным. А согласование паспорта осуществляется в 30-дневный срок со дня его разработки, и оно является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности. Решение же о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии названного ФЗ о государственной тайне.

Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 4 экземплярах. Первый хранится на объекте (территории), остальные экземпляры направляются в территориальный орган ФСБ, территориальные ОВД и МЧС России по месту нахождения объекта (территории). И актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже 1 раза в 3 года, а также в случае изменения: • основного вида деятельности; общей площади и периметра; количества потенциально опасных участков и критических элементов на ней; базовых угроз террористического характера в отношении объекта (территории); организации охраны и защиты; мероприятий по инженерно-технической защите.

Данная работа (актуализация) осуществляется в порядке, установленном для его разработки, а изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причины и даты их внесения.

Существенным фактором является мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) (далее — АЗО). Она обеспечивается путем: • инженерно-технического оборудования объектов (территорий) и обеспечения контроля за наличием и работоспособностью инженерно-технических средств (ИТС) охраны объектов (территорий), а также их технического обслуживания ИТС охраны объектов (территорий); обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); • проведения: организационных мероприятий по обеспечению АЗО объектов (территорий); комплекса мероприятий, направленных на минимизацию возможных последствий совершения терактов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы совершения терактов на объектах (территориях); мероприятий по защите информации.

Организационные мероприятия по обеспечению АЗО включают в себя: разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов; определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по АЗО; • проведение учений, тренировок с сотрудниками (работниками) объектов (территорий) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении терактов на них; информирование сотрудников (работников) объектов (территорий) о требованиях к АЗО и об организационно-распорядительных документах по пропускному и внутриобъектовому режимам; исключение фактов бесконтрольного нахождения на потенциально опасных участках (критических элементах) объектов (территорий) посетителей, работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций.

Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капремонт и утилизация (снос). Выбор и оснащение объектов

(территорий) ИТС охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование ИТС охраны. А по решению руководителя объекта объект (территория) может оборудоваться ИТС охраны более высокого класса защиты. Так, наибольшая плотность ИТС охраны создается на направлениях, ведущих к критическим элементам объекта (территории), на трудно просматриваемых участках периметра и уязвимых местах объекта (территории). Но, с учетом присвоенной объектам (территориям) категории к их инженерно-технической укрепленности, применяемым на них техническим средствам охранной, тревожной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступом, оповещения и охранного освещения, а также к инфраструктуре их физической охраны предъявляются требования согласно приложению.

В области обеспечения безопасности надо учитывать порядок контроля за выполнением требований к АЗО. Эти обязанности возлагается на территориальные ОВД по месту расположения объектов (территорий) и осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок АЗО, указанных в акте обследования объекта (территории) и паспорте безопасности объекта (территории). Так, плановые проверки АЗО проводятся 1 раз в год в соответствии с планом-графиком в форме документарного контроля и выездного обследования АЗО. Ежегодный план-график проведения таких плановых проверок разрабатывается территориальным ОВД по месту расположения объектов (территорий) и доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте этого территориального органа. О проведении плановой проверки АЗО органы (организации) — правообладатели объектов (территорий) уведомляются территориальным ОВД посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя этого территориального органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения. А основанием для проведения внеплановых проверок АЗО является: • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований к АЗО; поступление в территориальные ОВД обращений граждан, в том числе ИП и юрлиц, информации от ОГВ, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах нарушений АЗО, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юрлиц, государственному, муниципальному имуществу или угрозу возникновения аварий, ЧС природного, техногенного характера либо повлекли причинение такого вреда или возникновение аварий, ЧС, природного, техногенного характера; приказ (распоряжение) руководителя территориального ОВД, изданный в соответствии с поручениями Президента и Правительства России или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение плановых и внеплановых проверок АЗО, определяется начальником территориального ОВД. Срок проведения их не может превышать 30 рабочих дней. А руководитель объекта по истечении сроков устранения выявленных недостатков, указанных в акте обследования объекта (территории), информирует территориальный ОВД о выполнении мероприятий по обеспечению АЗО в течение 15 дней со дня окончания срока выполнения предписанных мероприятий. Для контроля за выполнением руководителем объекта мероприятий по обеспечению АЗО приказом руководителя территориального ОВД назначается должностное лицо с правом проведения контрольной проверки по устранению недостатков. А по результатам проведения плановой или внеплановой проверки АЗО составляется акт в 2 экземплярах, который утверждается начальником территориального ОВД и руководителем объекта или уполномоченными ими должностными лицами. Или же, при выявлении нарушений Требований должностным лицом, проводящим проверку, руководителю объекта выдается предписание об устранении выявленных недостатков.

Собственникам и должностным лицам (органов), следует знать установленные требования — порядок действий при угрозе совершения или совершении теракта на объекте (территории). Так, при получении информации (в том числе анонимного характера) об угрозе совершения или о совершении теракта на объекте (территории) руководитель объекта либо лицо, его замещающее, незамедлительно обеспечивает информирование об этом территориальных органов ФСБ, территориальных ОВД и МЧС России по месту нахождения объекта (территории). А также при получении информации осуществляются мероприятия по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие угрозы, предупреждения совершения терактов, направленных против объектов (территорий). Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных Требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения теракта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов РФ и на отдельных участках территории РФ (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента России от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

Руководитель объекта либо лицо, его замещающее, в случае поступления информации об угрозе совершения теракта или о совершении теракта:

- оценивает реальность угрозы для сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории) и объекта (территории) в целом; уточняет у ответственного за обеспечение безопасности объекта (территории) лица (начальника службы безопасности, дежурного диспетчера, начальника отделения (старшего смены) охраны) сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте (территории) или вблизи него; обеспечивает: усиление охраны объекта (территории) и доведение полученной информации до территориальных органов ФСБ, территориальных ОВД и МЧС России по месту нахождения объекта (территории); приведение в повышенную готовность имеющихся в его распоряжении формирований гражданской обороны; подготовку помещений для работы штаба контртеррористической операции, оповещение и сбор специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих подразделений оперативных служб, представление необходимых документов;

- докладывает вышестоящему руководству о полученной информации и принятых мерах; обеспечивает ограничение доступа посторонних лиц и транспортных средств на объект (территорию), за исключением транспортных средств и личного состава оперативных служб ФСБ, МВД и МЧС России, машин скорой медицинской помощи; • организует немедленную эвакуацию сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории), не участвующих в локализации угрозы (ликвидации последствий) теракта, обеспечивает вывод из работы основного технологического оборудования с последующей эвакуацией работающего персонала при угрозе влияния производственного процесса, осуществляемого на объекте (территории), на размер ущерба в результате теракта; осуществляет иные действия, направленные на обеспечение безопасности сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории), а также на оказание помощи прибывшим на объект (территорию) подразделениям экстренных служб.

В процессе рассмотрения вопроса необходимо учитывать приложение к требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (АЗО), подлежащих обязательной охране полицией.

Для всестороннего рассмотрения вопросов в области обеспечения безопасности (установлении стандартов) важное место занимает Требования к инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), применяемым на объектах (территориях)

техническим средствам охранной, тревожной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступом, оповещения и охранного освещения, а также к инфраструктуре физической охраны объектов (территорий). Например, инженерно-техническая укрепленность объектов (территорий), т. е. инженерное заграждение представляет собой препятствие (физический барьер) в виде ограждений, других сооружений или конструкций, расположенных на поверхности или заглубленных в грунт, оборудованных в оконных или дверных проемах, вентиляционных и других отверстиях в крышах и стенах зданий (строений, сооружений). Они выполняются из колючей проволоки (ленты), металлических спиралей, сеток и решеток, устроенных на отдельно стоящих металлических, железобетонных или деревянных опорах, в виде конструкций, затрудняющих продвижение нарушителя. Их конструкция должна быть прочной. Травмирующий эффект инженерного заграждения должен иметь нелетальный характер воздействия на нарушителя. Притом допускаются переносные инженерные заграждения в виде проволочных ежей, рогаток, спиралей из колючей проволоки (ленты), малозаметных препятствий и проволочных гирлянд, устанавливаемых временно в дополнение к постоянным заграждениям. А ограждение периметра объекта (территории), локальных охраняемых зон и отдельных участков объекта (территории) (далее — ограждение) оборудуется в виде прямолинейных участков с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны. Оно должно исключать проход людей (животных), въезд транспорта и затруднять проникновение правонарушителей на охраняемую территорию, минуя КПП (посты охраны). И к ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся составной частью периметра. В ограждении не должно быть лазов, проломов и других повреждений, способствующих проникновению правонарушителей, а также незапираемых ворот, дверей и калиток. Ограждение подразделяется на основное, дополнительное и предупредительное (более подробно см. в Требованиях).

Дополнительное ограждение устанавливается вверху и внизу основного ограждения и предназначено для повышения сложности преодоления основного ограждения методом перелаза или подкопа, а также увеличения высоты основного ограждения. Если дополнительное верхнее ограждение представляет собой противоперелазный козырек на основе изделий из спиральной или плоской армированной колючей ленты и устанавливается на всех видах основного ограждения, а также на крышах одноэтажных зданий, примыкающих к основному ограждению и являющихся составной частью периметра охраняемого участка. То, дополнительное нижнее ограждение устанавливается под основным ограждением с заглублением в грунт не менее 0,5 метра. В случае размещения основного ограждения на ленточном фундаменте функцию нижнего дополнительного ограждения выполняет сам железобетонный фундамент.

При этом, предупредительное ограждение предназначено для обозначения границы рубежа охраны и подразделяется на внешнее и внутреннее. Ее высота составляет не менее 1,5 метра, а в районах с глубиной снежного покрова более 1 метра — не менее 2 метров. На ней через каждые 50 метров размещаются таблички (например, «Не подходить! Запретная зона», «Внимание! Охраняемая территория») и другие указательные и предупредительные знаки. При необходимости между основным ограждением и внутренним предупредительным ограждением оборудуется запретная зона, представляющая собой специально выделенную полосу местности, предназначенную для выполнения личным составом подразделения охраны служебных задач по защите объекта (территории). И в ней не должно быть никаких строений и предметов, затрудняющих применение системы охранной сигнализации и действия подразделения охраны. Она может быть использована для организации охраны объекта (территории) при помощи служебных собак. В этом случае предупредительное ограждение должно иметь высоту не менее 2,5 метра. Ее ширина запретной зоны должна быть не менее 5 метров, а при размещении в ней технических средств охраны должна превышать ширину их зоны обнаружения. К ее границе как с внешней, так и с внутренней стороны не должны

примыкать здания, строения, сооружения, площади для складирования, а также лесонасаждения.

Противотаранные заграждения представляют собой инженерно-технические изделия, предназначенные для воспрепятствования проезду транспортных средств, механизмов на определенном участке и способные разрушить ходовую часть движущегося транспортного средства. Они устанавливаются перед (за) основным ограждением (в том числе воротами в основном ограждении) для его усиления, а также перед охраняемыми зданиями, если они выходят на неохраняемую территорию. А в случае если часть охраняемого здания (сооружения) выходит на неохраняемую территорию, для предотвращения наезда автотранспорта перед зданием (сооружением) по краю тротуара устанавливаются железобетонные блоки.

При этом, конструкция ворот (калиток) должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении. Расстояние между дорожным покрытием и нижним краем ворот должно быть не более 0,1 метра. Ворота (калитки) с электроприводом и дистанционным управлением оборудуются устройствами аварийной остановки, открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания, а также ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения). И по степени защиты от проникновения ворота (калитки) подразделяются на 1, 2, 3 и 4 классы (более конкретно их стандарты см. в Требовании).

Двери и люки охраняемых зданий (сооружений, помещений) должны обеспечивать надежную защиту помещений объекта (территории) и обладать достаточным классом защиты к разрушающим воздействиям. Все входные наружные двери в охраняемое здание (сооружение, помещение) должны открываться наружу. А дверные проемы (тамбуры) центрального и запасного входов в здание объекта (территории) (при отсутствии возле них постов полиции) оборудуются дополнительной дверью. При невозможности их установки входные двери оборудуются системами раннего реагирования, выдающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома дверей. Дверные проемы входов в спецпомещения объекта (территории) оборудуются дополнительной запирающейся металлической решетчатой дверью внутри помещения классом защиты не ниже второго. А эвакуационные и аварийные выходы оборудуются по согласованию с территориальными подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России устройством экстренного открывания дверей (устройством «Антипаника»).

По степени защиты от проникновения дверные конструкции подразделяются на дверные конструкции 1, 2, 3 и 4го класса защиты (описание см. в Требовании).

Оконные конструкции должны обеспечивать надежную защиту помещений и обладать достаточным классом защиты к разрушающим воздействиям. Их выбор и материалов, из которых они изготовлены, класс защиты оконных конструкций определяются исходя из категории объекта (территории) и характеристик конструкции.

По степени защиты от проникновения оконные конструкции подразделяются на. оконные конструкции 1-го класса защиты (минимально необходимая степень защиты от проникновения), включающие: оконный блок из любого материала (деревянный, поливинилхлоридный, алюминиевый); окна с обычным стеклом, дополнительно не оснащенные защитными конструкциями; • оконные конструкции 2-го класса защиты (средняя степень защиты от проникновения), включающие: оконный блок из любого материала (деревянный, поливинилхлоридный), оснащенный противовзломной фурнитурой; окна с защитным остеклением, выдерживающим удар с нормируемыми показателями энергии удара от 141 килограмма на 1 сантиметр и выше, или со стеклом, оклеенным защитной пленкой; окна с обычным стеклом, дополнительно защищенные защитными конструкциями (решетки, жалюзи, ставни, рольставни); • оконные конструкции 3-го класса защиты (высокая степень защиты от проникновения), включающие: оконные блоки из алюминиевого профиля или комбинированного усиленного профиля, оснащенные противовзломной фурнитурой; окна с

защитным остеклением, выдерживающим удар с нормируемыми показателями энергии удара от 382 килограммов на 1 сантиметр или выдерживающим многократный удар до 30 ударов дробящим или рубящим инструментом и выше, или со стеклом, оклеенным защитной пленкой; оконные блоки, дополнительно защищенные защитными конструкциями (решетки, жалюзи, ставни, рольставни); • оконные конструкции 4-го класса защиты (специальная степень защиты от проникновения), включающие: оконные блоки из комбинированного усиленного профиля, оснащенные противовзломной фурнитурой; оконные блоки, дополнительно защищенные защитными конструкциями (решетки, жалюзи, ставни, рольставни); окна спецконструкции с защитным остеклением, выдерживающим многократный удар (от 30 ударов и выше) дробящим или рубящим инструментом; окна с пулестойким стеклом (бронестекло).

Двери, ворота, люки, ставни, жалюзи и решетки оборудуются соответствующими по классу защиты запирающими устройствами, которые должны обеспечивать требуемую защиту от разрушающих воздействий, сохранять работоспособность в диапазонах температур и влажности окружающего воздуха, характерных для данной климатической зоны, при прямом воздействии воды, снега, града, песка и других факторов. А входные наружные двери в охраняемое помещение должны оборудоваться 2 врезными (накладными) замками или одним врезным (накладным) и одним замком навесного типа. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот следует устанавливать не менее 2 замков гаражного или навесного типа. Редко открываемые ворота (запасные или аварийные) с внутренней стороны периметра объекта (территории) должны запираться на засовы и навесные замки. Ключи от замков на оконных решетках и дверях запасных выходов хранятся в помещении, оборудованном охранной сигнализацией.

Наружные и внутренние стены зданий, перекрытия пола и потолка помещений должны быть труднопреодолимым препятствием для проникновения нарушителей. А усиление некапитальных стен, перекрытий и перегородок металлическими решетками производится по всей площади с внутренней стороны помещения. После установки решетки маскируются штукатуркой или облицовочными панелями. Или же вентиляционные шахты, короба, дымоходы, технологические каналы и отверстия диаметром более 200 миллиметров, имеющие выход за границы охраняемой территории объекта (территории), в том числе на крыши зданий, в смежные неохраняемые помещения и входящие в охраняемые помещения, оборудуются на входе в эти помещения металлическими решетками и при необходимости техническими средствами охраны. А решетка в вентиляционных коробах, шахтах, дымоходах со стороны охраняемого помещения располагается от внутренней поверхности стены (перекрытия) не более чем на 100 миллиметров.

Все воздушные трубопроводы, пересекающие ограждения периметра объекта, оборудуются элементами дополнительного ограждения: козырьком из колючей проволоки или инженерным средством защиты, разворачиваемым по верху трубопровода или вокруг него. А водопропуски сточных или проточных вод, подземные коллекторы (кабельные, канализационные) при диаметре трубы или коллектора от 300 до 500 миллиметров, выходящие с объекта (территории), оборудуются на выходе металлическими решетками. При этом, в трубе или коллекторе большего диаметра, где есть возможность применения инструмента взлома, устанавливаются решетки и технические средства охраны. Устройства паводкового водосброса в местах пересечения запретной (контролируемой) зоны реками, ручьями, оврагами оборудуются инженерными заграждениями над и под водой (металлическими решетками, спиралями, гирляндами).

Кроме того, спецпомещения должны иметь капитальные стены, прочные потолочные перекрытия и пол. Вход в них защищается двойной металлической дверью (наружная — сплошная, внутренняя — решетчатая). А наружная дверь запирается на 2 врезных замка или на два врезных замка раннего реагирования. Внутренняя решетчатая дверь запирается на врезной замок. Специальное помещение также должно иметь три рубежа охранной сигнализации,

срабатывающей на открывание или взлом помещения, появление человека внутри помещения, а также на открывание или взлом сейфов, шкафов. И наличие оконных проемов в спецпомещениях не допускается.

Минимально необходимый состав средств инженерно-технической укрепленности объектов (территорий) в зависимости от присвоенной объектам (территориям) категории включает в себя всего четыре категории с конкретными описаниями (см. в Требованиях). А также — противотаранные устройства (при наличии охраняемой территории); оконные конструкции не ниже. 2-го класса защиты для оконных проемов первого и подвального этажей, выходящих как на охраняемую, так и на неохраняемую территорию; 2-го класса защиты для оконных проемов 2го этажа и выше, выходящих на охраняемую территорию; 3-го класса защиты для оконных проемов 2го этажа и выше, выходящих на неохраняемую территорию, примыкающих к пожарным лестницам, балконам, карнизам; 2-го класса защиты для оконных проемов второго этажа и выше, выходящих на неохраняемую территорию, не примыкающих к пожарным лестницам, балконам, карнизам; 3-го класса защиты для оконных проемов спецпомещений. Или же, вне зависимости от категории объекта (территории) при отсутствии возможности, обусловленной объективными факторами, допускается применять отдельные средства инженерно-технической укрепленности более низких классов защиты. К таким объективным факторам относятся: • расположение зданий и сооружений объекта (территории) в непосредственной близости от транспортных магистралей (фактически отсутствует территория перед фасадом охраняемого здания); строительство или реконструкция объекта (территории) в особых климатических зонах (вечная мерзлота, пустыни, лесные массивы); значительная протяженность периметра охраняемой территории; несоответствие НПА ОГВ субъектов РФ или органов местного самоуправления в части архитектурно-планировочных решений развития региона, области, города.

В случаях, указанных в Требований (п. 24), обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) достигается созданием дополнительных рубежей охраны, организуемых с помощью технических средств охраны или физической охраной.

Правительством (Требованиями) определены технические средства охраны объектов (территорий). Так, периметр объектов (территорий) категории 1 оборудуется не менее чем 2 рубежами охранной сигнализации, объектов (территорий) категории 2 и 3 — не менее чем одним. Они размещаются на ограждениях, зданиях, строениях, сооружениях, в зоне отторжения, на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний и вибрации. И оборудуются помещения с постоянным или временным хранением материальных ценностей, а также все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба). Количество шлейфов охранной сигнализации определяется тактикой охраны, размерами зданий, строений, сооружений, этажностью, количеством уязвимых мест, а также точностью определения места проникновения для быстрого реагирования на извещения о тревоге. А в помещениях с круглосуточным нахождением персонала охранной сигнализацией оборудуются отдельные участки периметра помещения, а также сейфы и металлические шкафы для хранения ценностей и документов.

Кроме того, здания, строения, сооружения, расположенные на объектах (территориях) категории 1, оборудуются не менее чем 3 рубежами охранной сигнализации, здания, строения, сооружения, расположенные на объектах (территориях) категории 2 и 3, — не мене чем 2. Первым в зависимости от вида предполагаемых угроз блокируются входные двери, ворота, деревянные, стеклянные и остекленные конструкции, вентиляционные короба, дымоходы, места ввода (вывода) коммуникаций сечением более 200 х 200 миллиметров, а также стены, перекрытия и перегородки, за которыми размещаются помещения других собственников. Вторым защищаются объемы помещений на «проникновение» с помощью объемных извещателей различного принципа действия. Третьим рубежом охранной сигнализации в помещениях блокируются отдельные предметы, сейфы, металлические шкафы, предназначенные для хранения документов и материальных ценностей.

Вся система охранной сигнализации должна обеспечивать автоматический переход на электропитание от автономного источника. Длительность ее работы от автономного источника электропитания должна составлять не менее 24 часов в дежурном режиме и не менее 3 часов в режиме «Тревога». При переходе на резервное электропитание должны выдаваться соответствующие сигналы в звуковой и световой формах.

Для передачи тревожных извещений объект (территория) оборудуется устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями). Ручные и ножные устройства тревожной сигнализации устанавливаются скрытно. Система контроля и управления доступом должна обеспечивать: защиту от несанкционированного доступа на охраняемый объект (помещение, зону) в режиме снятия его с охраны; контроль и учет доступа работников (посетителей) на охраняемый объект (помещение, зону) в режиме снятия его с охраны; автоматизацию процессов взятия (снятия) охраняемого объекта (помещения, зоны) с помощью средств идентификации системы контроля и управления доступом в составе устройств и приборов охранной сигнализации; возможность: интеграции с системами охранной сигнализации и охранного телевидения; непрерывной работы с учетом проведения регламентного технического обслуживания.

Преграждающие устройства системы контроля и управления доступом должны иметь: защиту от прохода через них одновременно 2 или более человек; возможность механического аварийного открывания в случае пропадания электропитания или возникновения чрезвычайных ситуаций.

Система аварийного открывания преграждающих устройств системы контроля и управления доступом должна быть защищена от возможности использования ее для несанкционированного проникновения. Считывающие устройства защищаются от манипулирования путем перебора или подбора идентификационных признаков. Притом, системы досмотра должны обеспечивать: надежное обнаружение объектов поиска; помехозащищенность от внешних источников электромагнитных излучений; эффективную биологическую защиту, допускающую нахождение оператора в непосредственной близости от рентгеновского аппарата; специальное конструктивное решение, исключающее действие комплекса на компьютеры и средства связи; безопасность воздействия на человека и окружающую среду; возможность интеграции с системами охранной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения; экологическую безопасность и электромагнитную совместимость.

Стационарные и мобильные средства радиационного контроля должны обеспечивать выявление предметов и лиц с повышенным радиационным фоном. Система охранного телевидения должна обеспечивать:

- разграничение полномочий доступа к управлению системой в целях предотвращения несанкционированных действий; оперативный доступ к видеозаписи и видеоархиву путем установления времени, даты и идентификатора телекамеры; видеоверификацию тревог (подтверждение обнаружения проникновения) — подтверждение с помощью видеонаблюдения факта несанкционированного проникновения в зоне охраны и выявление ложных срабатываний;

- прямое видеонаблюдение оператором (дежурным) зоны охраны;

- запись видеоинформации в архив для последующего анализа состояния охраняемого объекта (зоны), тревожных ситуаций, идентификации нарушителей; выдачу сигнала тревоги при возникновении изменений в зоне наблюдения отдельных телевизионных камер (видеодетектор движения), сопровождающуюся записью видеоинформации, с формированием произвольной конфигурации чувствительной зоны видеодетектора; возможность интеграции с системами охранной сигнализации, контроля и управления доступом.

Видеокамеры системы охранного телевидения должны работать в непрерывном режиме, а устройства видеозаписи должны обеспечивать запись и хранение видеоинформации в следующих режимах: непрерывная видеозапись в реальном времени;

видеозапись отдельных фрагментов или видеокадров по срабатыванию охранных извещателей, по детектору движения или по заданному времени.

Режим записи и время хранения видеоинформации должны устанавливаться в зависимости от условий и режима охраны объекта, а в режиме записи отдельных фрагментов или видеокадров видеоизображение должно записываться по принципу «кольцевого буфера» так, чтобы обеспечить запись «предтревожной ситуации». Притом, система оповещения должна обеспечивать:

- подачу звуковых, световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; возможность выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон; автоматический переход на электропитание от резервного источника.

Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей. Они не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Управление системой оповещения должно осуществляться из спецпомещения. Система охранного освещения должна обеспечивать: возможность автоматического включения дополнительных источников света на отдельном участке (зоне) охраняемой территории (периметра) при срабатывании охранной сигнализации; ручное управление работой освещения из помещения контрольно-пропускного пункта (далее — КПП) или помещения охраны; совместимость с техническими средствами охранной сигнализации и охранного телевидения; непрерывность работы освещения на КПП, в помещениях и на постах охраны.

Сеть аварийного освещения должна автоматически переходить на питание от резервного источника. Управление их включением на объектах (территориях) категорий 1 и 2 должно осуществляется с центрального поста охраны и автоматически при срабатывании периметральных извещателей системы охранной сигнализации. На объектах (территориях) категорий 1 и 2 должны обеспечиваться условия видимости прилегающей к объекту территории в ночное время суток при искусственном электроосвещении.

Надо отметить и о значимости инфраструктуры физической охраны объектов (территорий). Порядок их организации постами полиции и необходимая численность сотрудников полиции устанавливаются МВД России. При этом, на объектах (территориях), на которых установлен пропускной режим или планируется его введение, обустраиваются КПП для прохода людей и проезда транспорта. А КПП для пропуска людей на объект (территорию) обустраиваются в специально построенных (выделенных) зданиях или на входе в охраняемое помещение. И в зависимости от места обустройства на контрольно-пропускных пунктах оборудуются: проходная; помещение для хранения и оформления пропусков (карт); камера для хранения личных вещей сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории); комната досмотра; досмотровая площадка для досмотра транспортных средств; помещение (кабина) для сотрудников подразделения охраны и размещения технических средств охраны; комната отдыха и приема пищи для сотрудников подразделения охраны; система контроля и управления доступом. Допускается интегрирование системы контроля и управления доступом с техническими средствами обнаружения запрещенных к проносу предметов и материалов.

Все входы в помещение КПП, а также управляемые преграждающие конструкции оборудуются замковыми устройствами и средствами охранной сигнализации, которые выдают сигнал тревоги при попытке преодоления нарушителем этих конструкций путем их вскрытия, разрушения. При организации доступа на объект (территорию) ворота, калитки, двери, турникеты или шлагбаумы должны располагаться последовательно на расстоянии, обеспечивающем размещение между ними 1 человека или 1 единицы транспортного средства, образуя «шлюз». А КПП, предназначенные для пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта, располагаются на периметре объекта (территории) с его внешней или внутренней

стороны. Или же, ограждение транспортного КПП оборудуется средствами охранной сигнализации и системой раннего реагирования. А ворота транспортного КПП оборудуются замковыми устройствами и средствами охранной сигнализации. Если интенсивность движения автомобильного транспорта превышает 10 машин в час, ворота оборудуются электроприводами. Для досмотра транспорта: оборудуются досмотровые площадки, эстакады, досмотровые ямы, а для досмотра железнодорожного транспорта — вышки с площадками, на которых устанавливаются скрытые кнопки тревожной сигнализации; снизу и сверху допускается применение средств охранного телевидения. Центральный пост охраны объектов (территорий) категорий 1 и 2 обеспечивается прямым городским номером с телефонным аппаратом, не подключаемым к сети электропитания, а также средствами проводной связи и радиосвязи с постами охраны. А посты охраны объектов (территорий) всех категорий оборудуются тревожной сигнализацией с выводом на пункт централизованного наблюдения (ПЦН) и обеспечиваются телефонной связью с абонентами внутренней автоматической телефонной связи объекта (территории), средствами проводной и радиосвязи с центральным постом охраны. Для патрулирования объектов и прилегающей к ним территории, усиления их охраны допускается использование сторожевых собак. В итоге проведенный анализ двух НПА, позволяет нам отметить, что все установленные требования Правительства России по существу выступают как установления виде стандартов безопасности на объектах повышенной опасности (ММПЛ) и обеспечение на них стабильной жизнедеятельности.

Но при этом в названных НПА мы не заметим о месте и роли военной полиции на территориях воинских формирований, в области противостоянии терроризму. Когда в Указе Президента России достаточно полно поставлены задачи, функции перед военной полицией. В том числе по вопросам правопорядка и безопасности на определённых объектах Минобороны России. Или же зачем создавать силовые структуры? Когда не ликвидируются не свойственные государственные функции (в том числе и огромное сокращение полиции МВД России) у других правоохранительных органов.

Литература

1. Указ Президента России от 25.03.2015 № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». СЗ РФ 30.03.2015 № 13 ст. 1909.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом России от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895)

3. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дембицкая И.Л., Николаев А.Г., Лятифова Т.С. и др. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 — 2014 г. С. 146-153.

4. Васильев Ф.П., Орехова Л.М. Административно-правовое регулирование правового воспитания граждан органами внутренних дел (полицией) Российской Федерации как средство предупреждения правонарушений// Конституция РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 14.11.2013). В 3-х частях. Часть 2 (практическая значимость). — М.: Институт повышения квалификации Следственного комитета РФ, 2013. С. 75-80.

5. Васильев Ф.П. Административно-технические регламенты в области обеспечения безопасности //Уголовная и уголовно-исполнительная политика на современном этапе развития общества и государства: отечественный и зарубежный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф., Владимир, 29-30 нояб. 2012 г. / Федер. служба исполн. наказаний, Владим. юрид. ин-т Федер. службы исполн. наказаний; [редкол.: С.Н. Емельянов (пред.) и др.]. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2013. С. 41-45.

6. Стандартизация и техническое нормирование, сертификация и испытание продукции в строительстве: Учеб. пособие/ Зубков В.А., Свиридов В.Н., Нагорняк И.Н., Трескина Г.Е. М.: Изд-во АСВ, 2003. — 223 с.

7. Старинский В.Н. и др. Экономика недвижимости. СПб, 1999. -342 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Строительство: налогообложение и учет/ Либерман И.А., Луговой А.В., Полянский С.В. и др. Под ред. Л.В.Тереховой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.