9.2. СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОНОМНОГО КРАЯ ВОЕВОДИНА
Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России
Аннотация: Конституция 2006 заложила современные основы территориального устройства Сербии. Республика Сербия является унитарным государством, в котором образованы автономные края. Одним из них является Автономный край Воеводина. Во исполнение Конституции Сербии в 2009 году был принят Устав Воеводины, являющийся высшим правовым актом Автономного края. Однако Решением Конституционного суда Сербии более 20 положений Устава были признаны не соответствующими Конституции Сербии. В результате, в 2014 году был принят новый Устав Автономного края Воеводина 2014 года. В рамках предпринятого в статье исследования автор анализирует положения нового Устава Автономного края Воеводины, учитывая правовые позиции Конституционного суда, интерпретирующие и развивающие базовые принципы Конституции 2006 года.
Ключевые слова: Конституция Сербии 2006 года; Административная автономия; Система органов автономного образования; Автономный край Воеводина; Устав Автономного края Воеводина; Конституционный суд; Конституционность и законность; Решение Конституционного суда.
THE MODERN BASIS OF THE LEGAL STATUS OF THE AUTONOMOUS PROVINCE OF VOJVODINA
Polovchenko Konstantin A., Ph.D. in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow
Annotation: The new Constitution of 2006 laid the modern foundations of the territorial organization of Serbia. The Republic of Serbia is a unitary state with autonomous provinces. One of them is the Autonomous province of Vojvodina. According to the Constitution of Serbia the Statute of Vojvodina had been adopted in 2009, which is the act of the full legal force for Autonomous region. However, by the Decision of the Constitutional court of Serbia more than 20 provisions of the Statute were found unconstitutional. As a result, a new Statute of the Autonomous province of Vojvodina has been adopted in 2014. In the article the author analyzes the provisions of the new Statute of the Autonomous province of Vojvodina taking into account the legal positions of the Сonstitutional court which interpret and develop the basic principles of the Constitution of 2006.
Keywords: Serbian Constitution of 2006; Аdministrative autonomy; The system of bodies of the Autonomous province; The Autonomous province of Vojvodina; The Statute of the Autonomous province of Vojvodina; The constitutional court of Serbia; ^n-stitutionality and legality; Decisions of the Constitutional court of Serbia.
В соответствии с Конституцией 2006 года Республика Сербия является унитарным государством, при этом государственная власть в Сербии ограничивается правом граждан на краевую автономию и местное самоуправление (ч. 1 статьи 12 Конституции РС). Положения статьи 12 Конституции Сербии получили развитие в седьмой главе Конституции «Территориальное устройство». В частности, в соответствии с частью 2 статьи 182 Конституции Республики Сербия в состав Республики Сербия входит Автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия, правовой статус которых по Конституции 2006 года различается [2; С. 331]. Согласно части 1 статьи 177 Конституции Сербии автономные края обладают полномочиями по вопросам, которые целесообразным образом могут быть решены в автономном крае, при условии, если эти вопросы не относятся к полномочиям Республики Сербия. Высшим правовым актом Автономного края Воеводина является Устав (ч.1 ст. 185 Конституции. Устав автономного края принимает его скупщина (представительный орган автономного края), при наличии предварительного согласия Народной скупщины (представительный и законодательный орган Республики Сербия). В результате, основы правового статуса Автономного края Вое-
водина, заложенные в Конституции Республики Сербия 2006, детализируются в Уставе Автономного края Воеводина, которым, в частности, определяются характер взаимоотношений с единицами местного самоуправления, особенности защиты прав национальных меньшинств, бюджетно-финансовые основы деятельности, компетенция, порядок формирования, организация и работа органов и служб Автономного края1. В соответствии с частью 1 статьи 183 Конституции Республики Сербия 2006 года, «автономные края, в соответствии с Конституцией и своими уставами, регулируют компетенцию, избрание, организацию и деятельность органов и служб, ими создаваемых»» [3; С. 54].
Таким образом, на основании и во исполнение Конституции Сербии 2006 года 2009 года был принят Устав Автономного края Воеводина. Однако Устав Автономного края Воеводина в 2009 году имел ряд недостатков, в том числе связанных с
1 Следует обратить внимание на то, что еще на основании Конституции
Республики Сербия 1990 года Автономный край Воеводина принял Устав 1991 года. С принятием же новой Конституции Сербии 2006 года на ее основании был принят Устав Автономного края Воеводина 2009 года.
Половченко К. А.
СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОНОМНОГО КРАЯ ВОЕВОДИНА
нарушениями как буквы, так и духа Конституции Республики Сербия 2006 года. Так, Уставом было упразднено установленное Конституцией Сербии 2006 года различие между государ-ствообразующим сербским народом и национальными меньшинствами. Устав Воеводины 2009 года объединил их под одним термином «национальные общины», которые в общем составе населении Автономного края Воеводина составляют, соответственно, численное большинство или меньшинство. Более того, как справедливо отмечает профессор Маркович, и по своей структуре и дикции он напоминал скорее конституцию [1; С. 456].
В результате значительный объем положений Устава Автономного края Воеводина 2009 года стал предметом рассмотрения дела о конституционности и законности в Конституционном суде Сербии. Дело о конституционности и законности Устава Автономного края Воеводина 2009 года рассматривалось Конституционным судом четыре года. Нужно заметить, что в ходе производства по данному делу были проведены публичные слушания, на которые были приглашены ведущие сербские конституционалисты2. Итоговое решение по Решения по данному делу было вынесено 5 декабря 2013 года.
В Решении от 5 декабря 2013 года Конституционный суд Сербии сформулировал следующие правовые позиции:
во-первых, «автономный край является образованием-продуктом Конституции, и, таким образом, является производным, а не оригинальным образованием», и, следовательно, устав автономного края «не может иметь характер учредительного акта»;
во-вторых, «устав автономного края в иерархии национальных общих правовых актов является общим правовым актом, юридическая сила которого ниже юридической силы Конституции и закона»;
в-третьих, «автономные единицы не обладают собственной учредительной властью, которая бы содержала в себе признаками государственности»;
в-четвертых, «автономный край не уполномочен собственными актами определять свои полномочия»;
в-пятых, к предмету устава автономного края относятся «в первую очередь вопросы, касающиеся организации и компетенции краевых органов и служб, создаваемых автономным краем, вопросы распределения полномочий между отдельными органами, а также вопросы, касающиеся символов автономного края».
Исходя из выше обозначенных своих позиций, Конституционный суд, установил, что более двадцати положений Устава Автономного края Воеводина противоречит Конституции. Среди них положения о Новом Саде в качестве главного административного центра Автономного края Воеводины, положения об академии наук и искусств Воеводины; положения о создании Совета национальных общин в качестве «специального органа» Скупщины Автономного края Воеводина. Особо хотелось отметить то, что Конституционным судом были признаны неконституционными ряд положений, касающихся основополагающего определения Автономного края Воеводина, который, как указывается в Решении от 5 декабря 2013 года не является автономным краем «гражданок и граждан, прожива-
2 Знакомство с материалами публичных слушаний как по делу 1№-353/2009, так и по делу 1ио-360/2009 позволяет говорить о том, что ряд аргументов, высказанных ведущими сербскими учеными на публичных слушаниях, были учтены в итоговом Решении Конституционного суда от 5 декабря 2013 года. [11],[12]
ющих в нем», но Автономным краем Республики Сербия, то есть всех граждан Республики Сербия.
Итогом вынесенного 5 декабря 2013 года Решения Конституционного суда Сербии стало то, что более чем две третьих положений Устава Автономного края Воеводина были признаны в целом или частично не соответствующими Конституции Республики Сербия. Это ставило под вопрос всю нормативную и функциональную систему Автономного края Воеводина. Именно поэтому Конституционный суд в целях обеспечения функционирования Автономного края Воеводина отложил опубликование своего решения о неконституционности положений Устава 2009 года на максимально допустимый Законом о Конституционном суде срок в шесть месяцев с тем, чтобы «в течение этого срока Скупщина Автономного края Воеводина, в качестве органа, уполномоченного на принятие Устава и Народная скупщина, в качестве органа, дающего предварительное согласие на принятие Устава, привели Устав в соответствие с Конституцией». В результате, Народная скупщина Сербии и Скупщина Автономного края оказались в предельно сложной ситуации, поскольку Решением Конституционного суда утратили свою юридическую силу основные положения Устава Автономного края Воеводина 2009 года, а остальные его нормы были выражением концепции этого акта, в отношении которой Конституционный суд установил, что она также не соответствует Конституции Сербии. В итоге, действуя в соответствии с Решением Конституционного суда, на основании части 2 статьи 185 Конституции Республики Сербия, и Решения о предоставлении предварительного согласия Народной скупщины Республики Сербия3 Скупщина автономного края Воеводина на заседании, состоявшемся 22 мая 2014 года приняла новый Устав Автономного края Воеводина 2014 года.
В соответствии со статьей 1 Устава Автономного края Воеводина 2014 года Автономный край Воеводина является автономным территориальным сообществом Республики Сербия, в котором граждане осуществляют право на краевую автономию в соответствии с Конституцией и законом. Автономный край Воеводина является неотъемлемой частью Республики Сербия, в котором приоритет отдается европейским принципам и ценностям (ч.2 ст. 1 Устава АК Воеводина).
Согласно статье 4 Устава правом на краевую автономию обладают граждане Республики Сербия в соответствии с Конституцией Сербии. Они осуществляют свое право на краевую автономию как непосредственно путем народной инициативы и референдума, так и через своих свободно избранных представителей, в соответствии с Конституцией и законом. Таким образом, речь идет о том, что никакого параллельного гражданства в Автономном крае нет, а все его жители являются гражданами Республики Сербия.
Автономный край Воеводина определяет свои символы и порядок их использования в соответствии с Конституцией. Символами Автономного края Воеводина являются флаг и герб. Город Нови-Сад является административным центром Воеводины, в котором располагаются краевые органы. При этом решением Краевой скупщины может быть предусмотрено, что отдельные органы Автономного края Воеводина располагаются за пределами города Нови-Сад.
Согласно статье 2 Устава Автономный край Воеводина является юридическим лицом. Скупщина Автономного края своим решением устанавливает краевой орган, представляющий
3«Службени гласник Републике Срб^е», броj 54/2014.
Автономный край в качестве юридического лица и осуществляющий права и обязанности Автономного края Воеводина в качестве учредителя государственных предприятий и учреждений в соответствии с законом. Территорию Автономного края составляют территории единиц местного самоуправления, установленные законом. Границы территории Автономного края Воеводина могут быть изменены только в соответствии с Конституцией и законом.
Согласно статье 58 Устава Автономный край Воеводина имеет собственный бюджет, в котором указываются все расходы и доходы, из которых финансируется компетенция Автономного края Воеводина. Бюджет Автономного края Воеводина составляет не менее 7% бюджета Республики Сербия. Три седьмых бюджета Автономного края Воеводина используются для финансирования капитальных расходов. Автономный край Воеводина обладает собственными доходами из которых финансируются его полномочия, в соответствии с Конституцией и законом. Тип и объем собственных доходов и участие Автономного края Воеводина в доходах Республики Сербия определяется законом, в соответствии с Конституцией.
Порядок пользования, распоряжения и другие вопросы, связанные с общественной собственностью Автономного края Воеводина - краевой собственностью, регулируются законом в соответствии с Конституцией. Краевая прокуратура представляет Автономный край Воеводина в процессе защиты интересов и права собственности (ст. 11 Устава АК Воеводина).
Отдельного внимания заслуживает вопрос международного сотрудничества Автономного края Воеводина. Так, в соответствии со статьей 16 Устава Автономный край вправе осуществлять сотрудничество с территориальными общинами и другими формами автономии других государств в рамках внешней политики Республики Сербия и при соблюдении обязанностей уважать территориальную целостность и правопорядок Республики Сербия. В рамках этой деятельности Автономный край Воеводина вправе заключать соглашения с соответствующими территориальными сообществами других государств, в соответствии с законом, а также становиться членом европейских и общемировых объединений регионов. Кроме того, по инициативе Автономного края Воеводина в рамках дипломатических (консульских) представительств Республики Сербия в соответствии с законом может создаваться специальный орган для представительства, продвижения и развития экономического, образовательного и туристического потенциала Автономного края Воеводина.
Согласно статье 6 Устава все граждане в Автономном крае Воеводина равны в осуществлении своих прав, независимо от расы, пола, национальной принадлежности, социального происхождения, рождения, религии, политических или иных убеждений, имущественного положения, культуры, языка, возраста и психического и физического здоровья, в соответствии с Конституцией и законом. Автономный край Воеводина в пределах своих прав и обязанностей, гарантированных Конституцией, способствует достижению полного равенства венгров, словаков, хорватов, черногорцев, румынов, цыган, русинов, македонцев и представителей иных национальных меньшинств - национальных общин, которые живут в нем, с представителями сербского народа. Таким образом, все граждане Республики Сербия на территории Автономного края Воеводина обладают равными правами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Республики Сербия, законами, а также Уставом Автономного края Воеводина.
Многоязычие, культурное многообразие и свобода совести являются ценностями особой важности для Автономного края Воеводина. Автономный край, в пределах своей компетенции, поощряет и обеспечивает сохранение и развитие многоязычия и культурного наследия национальных меньшинств - национальных общин, проживающих на его территории и конкретными мерами и непосредственными действиями обеспечивает уважительное отношение к языкам, культурам и религиям на территории Воеводины. Воеводина заботится о реализации равенства между женщинами и мужчинами в соответствии с законом (ст. 8 Устава АК Воеводина).
В то же время Устав Автономного края предусмотрел определенную специфику правового положения национальных общин на территории Автономного края Воеводина. Так, в статье 21 Устава Автономного края в соответствии с Конституцией, на основании закона, краевыми нормативными актами устанавливаются дополнительные права национальных меньшинств - национальных общин. Например, при приеме на работу принимается во внимание национальный состав населения и соответствующая представленность лиц, из состава национальных меньшинств - национальных общин в краевых органах и службах, создаваемых Автономным краем Воеводина в соответствии с Конституцией и законом. В случае значительного непропорционального представительства членов национальных общин в краевых органах и службах, образованных Автономным краем Воеводина, Краевая администрация обязана принять конкретные меры и действия, такие как специальные программы, предусматривающие стипендии и специальную подготовку представителей национальных общин, а также иные меры и действия.
Отдельное внимание в современном Уставе Воеводины уделяется институциональным формам реализации права на самоуправление в сферах общественной жизни, важных для сохранения идентичности лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Так, согласно статье 23 Устава Воеводины представители национальных общин через выборные национальные советы реализуют право на самоуправление в области культуры, образования, информации и официального использования языка и письменности, в соответствии с законом. Автономный край Воеводина вправе передать, частично или полностью, учредительные права на создание краевых образовательных и культурных учреждений национальным советам национальных меньшинств, в соответствии с законом. Кроме того, Автономный край Воеводина в своем бюджете выделяет средства на деятельность национальных советов национальных меньшинств, действующих на его территории, в соответствии с законом и решением Краевой скупщины Воеводины.
Что же касается официальных языков использования на территории Автономного края, то наряду с сербским языком и кириллицей, в органах Автономного края Воеводина в равноправном официальном использовании находятся венгерский, словацкий, хорватский, румынский и русинский языки и их письменность, в соответствии с законом. В пределах своих полномочий органы власти Воеводины принимают меры с целях последовательной реализации установленного законом порядка официального использования языка и письменности национальных общин.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о компетенции Автономного края Воеводина. Так, Автономный край Воеводи-
Половченко К. А.
СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА АВТОНОМНОГО КРАЯ ВОЕВОДИНА
на осуществляет полномочия в следующих областях и направлениях деятельности:
- территориальное развитие и региональное планирование; сельское хозяйство, водопользование, лесное хозяйство, охота и рыболовство;
- туризм, санаторно-курортное обслуживание;
- защита окружающей среды;
- промышленность и тороговля;
- автомобильный, железнодорожный, водный транспорт и строительство и содержание дорог;
- организация ярмарок и иных экономических мероприятий;
- просвещение, культура, спорт;
- здравоохранение и социальная защита;
- массовая информация на краевом уровне;
- развитие инфраструктуры и капитальные вложения;
- иные направления деятельности.
Например, в сфере территориального развития и регионального планирования Автономный край принимает региональный территориальный план, территориальные планы специального назначения и регулирует иные вопросы территориального планирования краевого значения, принимает стратегические и другие документы, касающиеся регионального развития в соответствии с экономической политикой и стратегией регионального развития Республики Сербия. Кроме того, Автономный край создает фонды и банки в целях развития Автономного края Воеводина, создает организации, занимающиеся обеспечением сбалансированного регионального развития, развивает административный потенциал краевого управления в целях эффективного использования структурных фондов Европейского Союза.
Согласно статье 179 Конституции Сербии автономный край самостоятельно регулируют устройство и полномочия своих органов и публичных служб. Таким образом, Конституция Республики Сербия 2006 года предусмотрела широкий простор для самоорганизации автономного края. При том, что согласно части 1 статьи 180 Конституции Республики Сербия Скупщина является высшим органом автономного края. Таким образом, Конституция Сербии фактически обязала автономный край организовать систему органов Автономного края по скупщин-скому принципу.
В результате, в систему органов Автономного края Воеводина по Уставу 2014 года входит Краевая скупщина, являющаяся высшим органом Автономного края Воеводина и осуществляющая нормативную и другие функции в соответствии с Конституцией, законом и Уставом; формируемое и ответственное перед Краевой скупщиной Краевое правительство, являющееся исполнительным органом Автономного края Воеводина; Краевая администрация, создаваемая а Автономном крае Воеводина для осуществления специальной компетенции в исполнительной сфере, а также иные краевые органы. Среди них следует выделить Краевого защитника граждан - омбудсмена, являющегося независимым и самостоятельным органом Автономного края Воеводина, защищающим права граждан и осуществляющим надзор за деятельностью краевых административных органов, публичных предприятий и учреждений в связи с их деятельностью по исполнению решений и других правовых актов Автономного края Воеводина.
Поскольку суверенитет Республики Сербия распространяется на всю территорию государства, постольку Конституция и законодательство Сербии обладает высшей юридической силой на территории Сербии. В соответствии с частью 3 статьей 185 Конституции Республики Сербия автономный край вправе принимать собственные нормативные акты. К ним в соответ-
ствии со статьей 19 Устава Автономного края Воеводина относятся, помимо Устава как высшего правового акта Автономного края Воеводина, ряд иных актов, в частности:
- решения Краевой скупщины;
- краевые постановления;
- решения;
- декларации;
- резолюции;
- рекомендации;
- регламенты;
- руководства;
- приказы;
- инструкции;
- постановления;
- заключения и другие акты, принимаемые как в рамках собственных, так и делегированных полномочий.
Итак, Автономный край Воеводина не обладает правом на принятие законов, т.е. самостоятельными законодательными полномочиями, что, несомненно, свидетельствует в пользу то, что Автономный край Воеводина является разновидностью административной автономии, поскольку наличие законодательных полномочий, как правило, отличает политические автономии от административных. При этом современные конституционные границы нормативных полномочий автономных образований по Конституции Сербии 2006 года, исключающие законодательные полномочия автономий, явились закономерной реакцией на то, к чему привело наличие законодательных полномочий у автономных образований по Конституции СФРЮ 1974 года. Именно их наличие у автономных образований по Конституции 1974 года привело к фактически полной параллельности деятельности краевых законодательных органов и, как результат, подмене краевым законодательством законодательства республиканского, что, по мнению сербских конституционалистов, подпитывало сепаратизм автономных краев [1; С. 453].
Что же касается защиты прав автономного края, основы которой предусмотрены в статье 187 Конституции Республики Сербия, то в ней ключевую роль играет Конституционный суд Сербии. Так, согласно статье 18 Устава Автономного края Воеводина Краевая скупщина или Краевое правительство вправе направить жалобу в Конституционный суд, если индивидуальным актом или действием государственного органа или органа местного самоуправления создаются препятствия в осуществлении компетенции Автономного края [9; С. 261]. Кроме того, Краевая скупщина и Краевое правительство вправе возбудить производство по проверке конституционности и законности законов и других общих актов Республики Сербия или общих актов местного самоуправления, нарушающих право на краевую автономию [1; С. 455]. Таким образом, речь идет о двух разных производствах в Конституционном суде, в рамках которых обеспечивается защита автономного края от неконституционности (незаконности) как юридически значимых действий, так и актов (нормативных и ненормативных) органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Сербия [8; С. 94],[10; С. 207].
Итак, Конституция Республики Сербия 2006 года предусмотрела наличие двух автономных краев на территории Сербии, статус которых различен. Одним из них является Автономный край Воеводина, обладающий статусом административной автономии. Поскольку Конституция Сербии 2006 года предусмотрела то, что устав является высшим правовым актом автономного края, постольку во исполнение Конституции 2006 года
был принят Устав Автономного края Воеводина 2009 года, ряд положений, как и, в целом, концепция которого были признаны не соответствующими Конституции. В результате, при разработке нового Устава Автономного края Воеводины 2014 года были учтены все конституционные «пороки» предыдущего Устава 2009 года. Так, в соответствии с Уставом 2014 года Автономный край Воеводина является автономным территориальным сообществом Республики Сербия, в котором граждане осуществляют право на краевую автономию в соответствии с Конституцией и законом. Устав 2014 года детально урегулировал правовой статус Автономного края Воеводина, учредил скупщинскую, как того требовала Конституция 2006 года, систему органов, а также систему правовых актов Автономного края Воеводина, предусмотрел ряд специальных мер, направленных на реализацию и защиту прав национальных меньшинств на территории Края, наконец, предусмотрел специальный порядок защиты интересов Автономного края в Конституционном суде Сербии. Подробный анализ положений Устава 2014 года позволяет говорить о том, что при его разработке были учтены как итовые выводы, так и доктринальные позиции Конституционного суда, развивающие базовые принципы Конституции 2006 года о правовом статусе автономий в Республике Сербия.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,71%.
Список литературы:
1. Р. Маркович. Уставно право и политичке институци]е. Београд.
2014.
2. M. Па]ванчип. Уставно право. Нови Сад. 2014.
3. Д. Симовип. Ustavno uoblicavanje teritorialne autonomije Vojvodine. Zurnal za kriminalistiku i pravo. Kontroverze o Ustavnom Sudu Bosne I Hercegovine. Beograd. 2013.
4. Odluka Ustavnog suda, IUz-353/2009. Sluzbeni glasnik RS. 67/2012.
5. Odluka Ustavnog suda, Юо-360/2009. Sluzbeni glasnik RS. 61/14.
6. B. Milosavljevic. Ustavnopravni koncept teritorijalne autonomije u Srbi-ji. Pravni zivot. 12/2012.
7. Половченко К.А. Конституционная юстиция в России и Украине (сравнительно-правовой анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.
8. Половченко К.А. Институт судебного конституционного контроля в постсоветских государствах // Вестник МГИМО. №3. 2013.
9. Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №5.
10. Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.
11. Половченко К.А. Особенности правового статуса президента в системе органов государственной власти Республики Сербия // Право и управление. XXI век. 2015. №2.
12. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Сербия // Конституционный контроль в зарубежных странах : коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремян-ской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет, 2015.
13. K. Cavoski. Tratrskript izlaganja dr Koste Cavoskog i dr Tomasa Korheca sa javne rasprave u predmetu broj IUz-353/2009. 23.11.2011.
14. T. Varadi. Zapisnik sajavne rasprave u predmetu broj lUz-353/2009,1.2.2012. godine.