Научная статья на тему 'Исполнительные органы Автономного образования: статус и полномочия'

Исполнительные органы Автономного образования: статус и полномочия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ СЕРБИИ 2006 ГОДА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ АВТОНОМИЯ / СИСТЕМА ОРГАНОВ АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АВТОНОМНЫЙ КРАЙ ВОЕВОДИНА / УСТАВ АВТОНОМНОГО КРАЯ ВОЕВОДИНА / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ АВТОНОМНОГО КРАЯ ВОЕВОДИНА / РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА СЕРБИИ / КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

На современном этапе в ряде унитарных государств Европы заложены основы территориальной децентрализации. Не исключением является и современная Сербия. Так, Автономный край Воеводина как автономное образование в Республике Сербия имеет длинные исторические корни. При этом современное регулирование статуса автономного края стало предметом затяжного конституционного спора, результатом которого стало принятие нового Устава Автономного края Воеводина 2014 года. Устав 2014 года заложил новые основы краевого управления в Автономном крае Воеводина, анализу которых и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTIVE BODIES OF AUTONOMOUS ENTITY: STATUS AND POWERS

At the present stage the foundations of territorial decentralization are laid in a number of unitary States of Europe. Modern Serbia is not an exception. Therefore, the Autonomous province of Vojvodina as an autonomous entity of the Republic of Serbia has a long-dated historical roots. However modern regulation of the status of the autonomous province has been the subject of protracted constitutional dispute, which resulted in the adoption of a new Statute of the Autonomous province of Vojvodina 2014. The author analysis the Statute which has laid the foundations of a new regional regulation in the Autonomous province of Vojvodina.

Текст научной работы на тему «Исполнительные органы Автономного образования: статус и полномочия»

6.2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ

Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: На современном этапе в ряде унитарных государств Европы заложены основы территориальной децентрализации. Не исключением является и современная Сербия. Так, Автономный край Воеводина как автономное образование в Республике Сербия имеет длинные исторические корни. При этом современное регулирование статуса автономного края стало предметом затяжного конституционного спора, результатом которого стало принятие нового Устава Автономного края Воеводина 2014 года. Устав 2014 года заложил новые основы краевого управления в Автономном крае Воеводина, анализу которых и посвящена данная статья.

Ключевые слова: Конституция Сербии 2006 года. Административная автономия. Система органов автономного образования. Автономный край Воеводина. Устав Автономного края Воеводина. Исполнительные органы Автономного края Воеводина. Решения Конституционного суда Сербии. Конструктивный вотум недоверия.

EXECUTIVE BODIES OF AUTONOMOUS ENTITY: STATUS AND POWERS

Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor, Department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow

kpolovchenko@gmail.com

Abstract: At the present stage the foundations of territorial decentralization are laid in a number of unitary States of Europe. Modern Serbia is not an exception. Therefore, the Autonomous province of Vojvodina as an autonomous entity of the Republic of Serbia has a long-dated historical roots. However modern regulation of the status of the autonomous province has been the subject of protracted constitutional dispute, which resulted in the adoption of a new Statute of the Autonomous province of Vojvodina 2014. The author analysis the Statute which has laid the foundations of a new regional regulation in the Autonomous province of Vojvodina.

Keywords: Serbian Constitution of 2006. Аdministrative autonomy. System of bodies of autonomous province. The Autonomous province of Vojvodina. The Statute of the Autonomous province of Vojvodina 2014. Executive bodies of the Autonovous province of Vojvodina. Decisions of the Constitutional court of Serbia. Constructive vote of no confidence.

Новейшая Конституция Республики Сербия 2006 года в разделе I «Конституционные принципы» заложила основы современной демократической государственности. Согласно Конституции 2006 года Республика Сербия является унитарным государством, при этом государственная власть в Сербии ограничивается правом граждан на краевую автономию и местное самоуправление (ч. 1 ст. 12 Конституции РС). Конституционный принцип, предусмотренный в статье 12, получил свое развитие в главе 7 Конституции «Территориальное устройство». Так, в соответствии со статьей 177 Конституции Республики Сербия автономные края обладают полномочиями по вопросам, которые целесообразным образом могут быть решены в автономном крае, при условии, если эти вопросы не относятся к компетенции Республики Сербия [8; С. 277].

Устав автономного края является в соответствии с частью 1 статьи 185 Конституции Республики Сербия высшим правовым актом автономного края. Именно в уставе на основании и во исполнение Конституции Сербии устанавливается круг собственных полномочий автономного края, порядок формирования, организация и деятельность его органов, и другие вопросы, представляющих интерес для автономного края. Устав автономного края принимается краевой скупщиной, с предварительного согласия Народной скупщины (ч.2 ст. 185 Конституции РС). Причем согласие сербского Парламента дается в виде принятия специального правового акта, которым утверждается текст устава, представленного краевой скупщиной. В части 2 статьи 182 Конституция Республики Сербия предусмотрено, что Республика Сербия имеет на своей территории Автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия. При этом из двух ныне

существующих на территории Республики Сербия автономных краев свой Устав принял только Автономный край Воеводина1. Так, с принятием новой Конституции Сербии 2006 года на ее основании был принят Устав Автономного края Воеводина 2009 года. При этом Устав Автономного края Воеводина в 2009 году имел ряд недостатков, в том числе, связанных с нарушением, как буквы, так и духа Конституции Республики Сербия 2006 года. В частности, вопреки положениям статьи 183 Конституции Сербии Устав Автономного края Воеводина 2009 года расширил круг вопросов, отнесенных Конституцией к предметам ведения автономного края. Кроме того, как справедливо отмечает профессор Маркович, и по своей структуре и дикции он напоминал скорее конституцию. Более того, большинство положений Устава Автономного края Воеводина 2009 года, касающихся порядка организации и деятельности органов Автономного края Воеводина просто копировали соответствующие положения Конституции Республики Сербия 2006 года [6; С. 456]. По сути, разработчики Устава Воеводины 2009 года перенесли структуру организации власти Республики Сербия, установленную Конституцией Сербии 2006 года на краевой уровень, соответственно, на порядок организации и взаимоотношения органов власти Автономного края Воеводина, отождествив названия отдельных краевых органов с органами государственной власти Республики Сербия. В результате такого «свободного» нормотворчества, в Сербии появился, например, помимо высшего

1 Следует обратить внимание на то, что еще на основании Конституции Республики Сербия 1990 года Автономный край Воеводина принял Устав 1991 года. С принятием же новой Конституции Сербии 2006 года на ее основании был принят Устав Автономного края Воеводина 2009 года.

Социально-политические науки

3'2017

исполнительного органа Республики [18; С. 95], еще один орган с названием Правительство, но уже на уровне Автономного края Воеводина.

В итоге, значительный объем положений Устава Автономного края Воеводина 2009 года стал предметом рассмотрения дела о конституционности и законности в Конституционном суде Сербии. Изначально Конституционный суд выделил два конституционно-правовых вопроса, ответы, на которые являлись существенными для принятия решения о соответствии Конституции Республики Сербия Устава Автономного края Воеводина 2009 года, как в целом, так и отдельных его оспоренных положений. Один вопрос был связан с установлением правовой природы устава, как высшего правового акта автономной края, от чего напрямую зависел объем регулирования этого акта. Другой вопрос касался системы власти автономного края и ее соответствия установленным Конституцией 2006 года конституционным принципам. При этом, ответ на второй вопрос в полной мере зависел от принятой концепции правовой природы устава автономного края.

Следует обратить внимание на то, что в сербской доктрине существует два подхода к правовой природе Устава как высшего правового акта автономного края. Первый подход представляют Тамаш Корхес и Дарко Симо-вич. По мнению Тамаша Корхеса, «Устав Автономного края Воеводина является sui generis специфическим нормативно-правовым актом. Он обладает частично учредительным характером, ограниченным Конституцией и частично законами Республики Сербия» [1; С. 11]. В силу вышеизложенного устав является не типичным подзаконным актом, а скорее атипичный подзаконным актом, который занимает особое место в иерархии правовых актов. При этом его подзаконный характер не всегда одинаково выражен, что напрямую зависит от сферы регулирования. Такой подход к правовой природы устава учитывает специальный порядок его принятия, в котором участвуют два представительных органа. Первым из них является высший законодательный орган Республики Сербия, а второй - представительный орган граждан Воеводины, что дает уставу специфическую юридическую силу, которая и не позволяет в полной мере отождествить его с другими подзаконными нормативными актами [1; 13]. Более того, следует учитывать и то, что при даче согласия на устав автономного края Народная скупщина Республики Сербия принимает решение абсолютным большинством своих членов. Еще одним аргументом в пользу того, что устав является учредительным документом являются, по мнению профессора Корхеса положения статей 179, 180, 183 Конституции Республики Сербия, предусмотревшие, что автономный край в соответствии с Конституцией самостоятельно устанавливает структуру, порядок избрания и компетенцию своих органов и подчиненных им публичных служб. Таким образом, зарезервировав за автономным краем соответствующие предметы ведения, в рамках которых автономный край осуществляет самостоятельное регулирование, сербский конституционный законодатель тем самым признал существование элементов учредительности в уставе как высшем правовом акте автономии как формы территориальной децентрализации.

По мнению профессора Симовича, власть территориальной автономии носит деривативный, производный характер. Поэтому когда речь заходит о правовой природе устава как высшего правового акта автономного края, можно сделать вывод о том, что он по своему характеру не является учредительным, поскольку территориальная

автономия была установлена и определена Конституцией, а не уставом [2; С. 67]. При этом, такая позиция в некоторой степени допускает возможность того, что устав автономного края, хотя и не является учредительным по своей природе, все же обладает и определенными элементами учредительности. Эти элементы учредительно-сти связаны с правом Автономного края Воеводина самостоятельно регулировать компетенцию, формирование, организацию и деятельность органов и служб автономного края. Таким образом, несмотря на то, что автономный край не обладает правом на самоопределение, элементы учредительности его устава связаны с установленным Конституцией правом на самоорганизацию автономного края. В этом аспекте, устав автономного края не является обычным подзаконным актом, поскольку в соответствии с Конституцией 2006 года компетенция Народной скупщины как законодательного органа Республики Сербия исключена в этой сфере. Соответственно, когда речь идет о гарантированном Конституцией праве на самоорганизацию, автономный край при принятии устава не связан законами, но только Конституцией Республики Сербия. В результате, профессор Симович делает вывод о том, что, поскольку устав содержит исходные нормы, т.е. нормы, которыми первоначально регулируются некоторые вопросы, устав автономного края действительно содержит некоторые элементы учредительного характера [2; С. 68].

И все же более распространенным среди сербских конституционалистов является подход, в соответствии с которым Устав автономного края является разновидностью обычного подзаконного акта. Такой подход основан, прежде всего, на конституционных положениях, в соответствии с которыми «уставы, решения и все другие общие акты автономных краев (...) должны соответствовать закону» (ч. 2 ст. 195 Конституции РС); Конституционный суд принимает решение о «соответствии устава и общих актов автономных краев (...) Конституции и закону» (п. 4 ч. 1 ст. 167 Конституции РС).

Что же касается аргументов противников данной позиции относительно того, что устав как высший акт автономного края принимается в специальном усложненном порядке, то в ответ на них предлагается ряд контраргументов. Так, Владан Петров полагает, что с одной стороны, усложненный порядок принятия устава не подразумевает более высокую юридическую силу этого обычного подзаконного акта. С другой стороны, «... роль Народной скупщины в процедуре принятия устава является следствием необходимости осуществления правового контроля центральной республиканской власти за децентрализованной властью» [3; С. 145]. По мнению профессора Кутлешича, роль Народной скупщины в процедуре принятия устава предусмотрена не в целях обеспечения большей юридической силы этого правового акта, но речь идет о часто встречающемся в сравнительном правоведении инструменте контроля за автономными образованиями, что означает, как раз нечто противоположное равенству и партнерству [4; С. 91]. В конце концов, если в Конституции прямо предусмотрено то, что устав должен не противоречить закону, то нет вообще оснований оспаривать то, что устав является подзаконным актом.

Однако, профессор Ратко Маркович отмечает: «Исходя из текста Конституции, можно вывести как формальное, так и материальное понятие краевого устава. В формальном смысле краевой устав является подзаконным общим нормативно-правовым актом, ограниченным Конституцией и законом одновременно (...). В материальном смысле краевой устав является органи-

ческим актом, содержащим правовые нормы об организации и деятельности краевых органов и краевых публичных служб, в рамках компетенции автономного края, установленной Конституцией» [5; С. 69]. Таким образом, позиция профессора Марковича представляет собой некий компромисс в отношении вышеизложенных подходов и фактически допускает вывод о том, что устав автономного края, хотя и не является учредительным по своей природе, все же несет в себе отдельные признаки учредительности.

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить то, что в ходе производства в Конституционном суде Республики Сербия по делу о конституционности и законности Устава Автономного края Воеводина 2009 года были проведены публичные слушания. На публичные слушания были приглашены выдающиеся сербские конституционалисты, в том числе и цитированные выше ученые. Знакомство с текстом окончательного Решения по данному делу от 5 декабря 2013 года позволяет говорить о том, что ряд аргументов, высказанных на публичных слушаниях, были учтены Конституционным судом2 Так, Конституционный суд Сербии признал неконституционными положения Устава 2009 года о Правительстве Автономного края Воеводина как носителе «исполнительной власти», поскольку по мнению Конституционного суда Сербии носителями государственной власти в унитарном государстве могут быть только государственные органы. Более того, Конституционный суд признал «оспоримой в конституционно-правовом смысле концепцию устройства исполнительной системы Автономного края Воеводина». Исследовав содержание нормативной системы Автономного края, заложенной Уставом 2009 года Конституционный суд установил то, что оно противоречит положениям статьи 195 Конституции»[7].

В результате, итогом вынесенного 5 декабря 2013 года Решения Конституционного суда Сербии стало то, что более чем две третьих положений Устава Автономного края Воеводина были признаны в целом или частично не соответствующими Конституции Республики Сербия. Это ставило под вопрос всю нормативную и функциональную систему Автономного края Воеводина. Именно поэтому Конституционный суд в целях обеспечения функционирования Автономного края Воеводина отложил опубликование своего решения о не конституционности положений Устава 2009 года на максимально допустимый Законом о Конституционном суде срок в шесть месяцев с тем, чтобы «в течение этого срока Скупщина Автономного края Воеводина, в качестве органа, уполномоченного на принятие Устава и Народная скупщина, в качестве органа, дающего предварительное согласие на принятие Устава, привели Устав в соответствие с Конституцией» [7]. В результате, Народная скупщина Сербии и Скупщина Автономного края оказались в предельно сложной ситуации, поскольку опубликование Решения Конституционного суда по окончании шестимесячного срока влекло утрату юридической силы основных положений Устава Автономного края Воеводина 2009 года, при том, что остальные его нормы были выражением концепции этого акта, в отношении которой Конституционный суд установил, что она также не соответствует Конституции Сербии. В итоге, действуя в соответствии с Решением Конституционного суда, на основании части 2 статьи 185 Конституции Республики Сербия, и Решения о предоставлении предварительного согласия Народной скупщины Респуб-

2 1Уо-360/2009, «Службени гласник Републике Србице», броj 61/14.

лики Сербия Скупщина автономного края Воеводина на заседании, состоявшемся 22 мая 2014 года, приняла новый Устав Автономного края Воеводина 2014 года.

В соответствии со статьей 44 Устава Автономного края Воеводина 2014 года Краевое правительство является исполнительным органом Автономного края Воеводина. Деятельность Краевого правительства направляется Краевой скупщиной, перед которой Краевое правительство несет ответственность.

Компетенцию Краевого правительства как коллегиального исполнительного органа можно разделить по направлениям его деятельности. Так, в рамках исполнительно-распорядительной функции Краевое правительство исполняет решения Краевой скупщины и другие общие акты Краевой скупщины, исполняет законы Республики Сербия, если оно на это ими уполномочено, принимает краевые постановления и иные общие акты, необходимые для исполнения законов и решений Краевой скупщины, если на это уполномочено законом или решением Краевой скупщины. Кроме того, по запросу Краевой скупщины, ее рабочего органа или председателя Краевой скупщины Краевое правительство представляет свое заключение по проектам специальных решений Краевой скупщины и других общих актов, представленных Краевой скупщине иным субъектом нормотвор-ческой инициативы. В случае стихийного бедствия и в других чрезвычайных ситуациях, если Краевая скупщина не может собраться на свое заседание, то Краевое правительство принимает общие акты и меры в пределах компетенции Краевой скупщины, с тем чтобы устранить последствия этих чрезвычайных ситуаций, в соответствии с законом. Краевое правительство представляет регулярный ежегодные отчет о своей деятельности Краевой скупщине, а по ее специальному запросу также и внеочередной отчет.

Кроме того, в рамках исполнительно-распорядительной функции Краевое правительство вносит на рассмотрения Краевой скупщине бюджет и отчеты о его исполнении, вносит на рассмотрение Краевой скупщине программные документы, документы по развитию и планированию документов и принимает меры по их реализации, а также вносит на рассмотрение Краевой скупщины проекты решений Краевой скупщины. Помимо вышеуказанного, Краевое правительство управляет и распоряжается публичной собственностью Автономного края Воеводина, в соответствии с законом, о чем регулярно отчитывается перед Краевой скупщиной. Краевое правительство осуществляет надзор за деятельностью хозяйственных обществ и учреждений, осуществляющих публичные полномочия и иную деятельность по вопросам краевого значения и учредителем которых является Автономный край Воеводина.

В рамках организаторской функции Краевое правительство образует профильные и иные службы для осуществления полномочий в рамках компетенции Краевого правительства, в соответствии с законом, Уставом и решением Краевой скупщины назначает на должность и освобождает от должности краевых чиновников, избрание и освобождение от должности которых не относится к компетенции Краевой скупщины, направляет и координирует деятельность органов краевой администрации и осуществляет контроль за их деятельностью. Краевое правительство вносит на рассмотрение Краевой скупщины проекты соглашений с соответствующими территориальными сообществами других государств.

Помимо вышеуказанной деятельности Краевое прави-

Социально-политические науки

3 '2017

тельство осуществляет иную деятельность, предусмотренную законом, Уставом и специальным решением Краевой скупщины. Таким образом, регламентация компетенции исполнительного органа Автономного края Воеводина носит открытый характер, что представляется вполне оправданным, принимая во внимание место этого органа в системе органов Автономного края Воеводина. Порядок осуществления деятельности Краевым правительством определяется регламентом, принимаемым Краевым правительством самостоятельно.

Что же касается состава Краевого правительства, то в его состав входит председатель, один или несколько заместителей председателя и членов Краевого правительства. Председатель Краевого правительства осуществляет руководство и обеспечивает координацию деятельности исполнительного органа Автономного края Воеводина в соответствии с направлениями, указанными Краевой скупщиной. Кроме того, председатель обладает рядом иных полномочий. Так, он представляет Краевое правительство, подписывает принятые им акты, обеспечивает применение регламента Краевого правительства, осуществляет иную деятельность, предусмотренную Уставом Автономного края Воеводина, решением Краевой скупщины и регламентом Краевого правительства. Члены Краевого правительства за проделанную ими работу и ситуацию в сфере, относящейся к их компетенции, несут ответственность перед Краевой скупщиной, Краевым правительством и председателем Краевого правительства (ст. 46 Устава АК Воеводина).

Следует обратить внимание на то, что председатель, заместитель председателя и члены Краевого правительства не могут быть депутатами Краевой скупщины. Депутат, избранный председателем, заместителем председателя и членом Краевого правительства утрачивает мандат депутата. Таким образом, в Автономном крае Воеводина не допускается формирование скупщинского или смешанного правительства Края. Специальным решением Краевой скупщины, в соответствии с Конституцией Республики Сербия и законом, определяются другие функции, деятельность или частные интересы, влекущие конфликт интересов в случае их совмещения с должностью председателя, заместителя председателя и члена Краевого правительства.

В соответствии со статьей 48 Краевое правительство формируется Краевой скупщиной как высшим органом Автономного края. Кандидатуру на должность председателя Краевого правительства предлагает председатель Краевой скупщины, после заслушивания мнений представителей парламентских групп. Кандидат на должность председателя Краевого правительства предлагает кандидатуры одного или нескольких заместителей председателя и членов Краевого правительства. Краевая скупщина одновременно принимает решение об избрании председателя, заместителя председателя и членов Краевого правительства большинством голосов от общего числа депутатов.

Срок полномочий Краевого правительства длится до истечения срока полномочий Краевой скупщины, которая его избрала, а начинает течь со дня принесения присяги перед Краевой скупщиной. Срок полномочий Краевого правительства прекращается до истечения срока, на который оно было избрано: освобождением от должности председателя Краевого правительства, отставкой председателя Краевого правительства или досрочным прекращением полномочий Краевой скупщины. Краевое правительство, полномочия которого прекращены, может осуществлять только текущую и неотложную деятель-

ность, определенную специальным решением Краевой скупщины, до избрания нового Краевого правительства. При этом полномочия члена Краевого правительства прекращаются досрочно в случае констатирования его отставки, если Краевая скупщина освободит его от должности по предложению председателя Краевого правительства, а также в случае освобождения от должности или отставки председателя Краевого правительства.

Поскольку предусмотренное в Уставе Автономного края Воеводина досрочное прекращение полномочий Краевого правительства напрямую связано с освобождением от должности и отставкой председателя Краевого правительства, то необходимо отдельное внимание уделить анализу регулирования этого вопроса Уставом Автономного края Воеводина. Так, согласно статье 50 Устава Автономного края Воеводина предложение об освобождении от должности председателя Краевого правительства может быть внесено не менее 30 депутатами и должно быть рассмотрено на ближайшем заседании Краевой скупщины, которое должно быть проведено в течение семи дней после внесения предложения. После завершения слушаний проводится голосование об освобождении от должности. Краевая скупщина принимает решение об освобождении от должности председателя Краевого правительства, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Если Краевая скупщина освобождает от должности председателя Краевого правительства, то председатель Краевой скупщины должен начать процедуру избрания нового Краевого правительства. Если Краевая скупщина не сможет избрать новый состав Краевого правительства в течение 60 дней после освобождения от должности председателя Краевого правительства, то полномочия Краевой скупщины прекращаются и назначаются выборы Краевой скупщины. Таким образом, Устав Автономного края Воеводина предусмотрел, в целях обеспечения стабильности осуществления исполнительной функции на территории Воеводины, «мягкую» версию конструктивного вотума недоверия. Если Краевая скупщина не принимает предложение об освобождении от должности председателя Краевого правительства, то лица, подписавшие это предложение, не вправе внести новое предложение об освобождении от должности председателя Краевого правительства в течение последующих 180 дней.

Председатель Краевого правительства может инициировать досрочное прекращение полномочий Краевого правительства путем подачи заявления о своей отставке в Краевую скупщину. Председатель Краевого правительства направляет заявление об отставке на имя председателя Краевой скупщины и одновременно информирует об это общественность. Краевая скупщина на своем первом очередном заседании констатирует отставку без обсуждения. Полномочия Краевого правительства прекращаются в день констатации отставки председателя Краевого правительства. Сразу же после констатации Краевой скупщиной отставки председателя Краевого правительства председатель Краевой скупщины обязан начать процедуру избрания нового Краевого правительства. Если Краевая скупщина не сможет избрать новый состав Краевого правительства в течение 60 дней после констатации отставки председателя Краевого правительства, то, как указывалось выше в работе, полномочия Краевой скупщины прекращаются и назначаются досрочные выборы в Краевую скупщину.

Член Краевого правительства также вправе подать в отставку. Заявление об отставке он подает председателю Краевого правительства. Председатель Краевого

правительства направляет заявление об отставке председателю Краевой скупщины, а последняя ее констатирует на первом очередном заседании. Председатель Краевого правительства может самостоятельно внести предложение Краевой скупщине об освобождении от должности члена Краевого правительства. В этом случае Краевая скупщина на своем первом очередном заседании рассматривает и проводит голосование по предложению об освобождении от должности члена Краевого правительства. Решение об освобождении от должности члена Краевого правительства принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Полномочия члена Краевого правительства, подавшего в отставку прекращаются на дату констатации отставки Краевой скупщиной, а полномочия члена Краевого правительства, который освобожден от должности - в день принятия решения Краевой скупщиной об освобождении от должности. Правовой статус члена Краевого правительства, подавшего в отставку или в отношении которого внесено предложение об освобождении от должности, до прекращения полномочий регулируется специальным решением Краевой скупщины. Председатель Краевого правительства, после того, как были прекращены полномочия члена Краевого правительства должен предложить кандидатуру нового члена Краевого правительства. Аналогичная вышеуказанной процедура отставки и освобождения от должности распространяется также и на заместителя председателя Краевого правительства.

Отдельное внимание в Уставе Автономного края Воеводина уделяется иммунитету председателя, заместителя председателя и члена Краевого правительства: они не несут ответственность за мнения, высказанные на заседании Краевого правительства, на заседании Краевой скупщины и за голосование на заседании Краевого правительства (ст. 53 Устава АК Воеводина).

В рамках своих полномочий Краевое правительство принимает краевые указы и другие общие акты, которые должны соответствовать Уставу, специальным решениям Краевой скупщины и другим ее общим актам.

Для реализации специальной компетенции в исполнительной сфере Автономным краем создается Краевая администрация. Она является самостоятельным подразделением системы краевого управления и все свои полномочия осуществляет в соответствии с Конституцией, законом, Уставом и решениями Краевой скупщины. При этом за свою деятельность краевая администрация несет ответственность перед Краевым правительством и Краевой скупщиной. Полномочия краевой администрации осуществляют краевые секретариаты и краевые специальные административные организации. Название и сфера полномочий краевого секретариата и краевой административной организации определяется решением Краевой скупщины. Краевым секретариатом руководит член Краевого правительства, а краевой специальной административной организацией - директор, назначаемый Краевым правительством. Внутреннее устройство краевых административных секретариатов и краевых административных организаций и служб, устанавливается Краевым правительством. Индивидуальные акты и действия краевых административных сектератиатов и организаций, которым делегированы полномочия, должны быть основаны на законе и специальном решении Краевой скупщины.

Что же касается контроля за деятельностью краевых административных органов, то его осуществляют как органы государственной администрации Республики

Сербия, так и Краевое правительство Автономного края Воеводина в соответствии с законом и Уставом. Индивидуальные акты краевой администрации, в которых принимается решение о правах, обязанностях или законом установленных интересах могут быть оспорены в суде в соответствии с Конституцией и законом (ст. 55 Устава АК Воеводина).

Итак, проведенное в статье исследование позволяет сделать вывод о том, что признание неконституционными ряда положений предыдущего Устава 2009 года, касающихся порядка организации власти в Автономном крае Воеводина, оказало заметное влияние на систему управления, предусмотренную в ныне действующем Уставе Автономного края Воеводина 2014 года. Так, в настоящее время в Автономном крае установлена скуп-щинская система управления, при которой Краевое правительство формируется и несет ответственность пред Краевой скупщиной. Однако в целях обеспечения ее «дееспособности» скупщинская система управления была заметно рационализирована путем исключения возможности формирования депутатского или смешанного состава Краевого правительства и установления института, так называемого, «мягкого» конструктивного вотума недоверия Краевому правительству.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,78%.

Список литературы:

1. T. Korhec. «Predlog novog statuta AP Vojvodine - ispunjavanje ustavnog okvira ili pokusaj protivustavnog i protivzakonitog stvaranja drzave u drzavi». Predlog statuta AP Vojvodine - naucna rasprava, Beoerad, 2009.

2. D. Simovic. Ustavno uoblicavanje teritorialne autonomije Vojvodine. Zurnal za kriminalistiku i pravo. Beograd. 2013.

3. V. Petrov, D. Simovic. „Statut kao podzakonski akt bez elemenata konstitutivnosti - uz dilemu o pravnoj prirodi Statuta AP Vojvodine od 2009. godine». Pravna rijec 35/2013. Banja Luka. 2013.

4. V. Kutlesic. „Predlog statuta AP Vojvodine i Ustav Srbije». Predlog statuta AP Vojvodine - naucna rasprava. Beograd 2009.

5. R. Markovic. Predlog statuta AP Vojvodine - naucna rasprava. Beograd 2009. S. 69.

6. Р. Маркович. Уставно право и политичке институте. Бео-град. 2014.

7. Д. Сх^ановип. Уставно право. Ниш. 2009.

8. M. PajvanciC. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

9. M. Па]ванчип. Уставно право. Нови Сад. 2014.

10. Odluka Ustavnog suda, IUz-353/2009. Sluzbeni glasnik RS. 67/2012.

11. Odluka Ustavnog suda, Юо-360/2009. Sluzbeni glasnik RS. 61/14.

12. Уставни судови бивших Jугословенских республика. Оливера ВучиЛ, Владан Петров, Дарко СимовиЛ. Београд. 2010.

13. Р. Маркович. Уставни Суд у Уставу Републике Срб^е од 2006 године. Анали Правног факултета у Београду. 2/2007.

14. B. Milosavljevic. Ustavnopravni koncept teritorijalne autonomije u Srbiji. Pravni zivot. 12/2012.

15. Половченко К. А. Конституционная юстиция в России и Украине (сравнительно-правовой анализ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный институт Международных отношений. Москва. 2003.

16. Половченко К. А. Конституционный контроль в Республике Сербия. / Конституционный контроль в зарубежных странах : коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет, 2015.

17. Половченко К. А. Институт судебного конституционного контроля в постсоветских государствах. Вестник МГИМО. №3. 2013.

18. Половченко К. А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия. Пробелы в российском законодательстве. №5.

19. Половченко К. А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии. Социально-политические науки. №4. 2016.

20. Водяницкая Е. А. Конституционный контроль в Австрии // Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю. И. Лейбо и др.]; под ред. Е. Я. Павлова, Е. А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.