Научная статья на тему 'Современные организационные формы обучения в вузе'

Современные организационные формы обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2536
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ORGANIZATIONAL FORMS OF TRAINING / ЛЕКЦИЯ / LECTURE / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / PRACTICAL EXERCISES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / TELECOMMUNICATION PROJECT / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / NETWORK COMMUNITIES OF TEACHERS / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / CASE-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамадеев Ильгиз Гарданович

Рассмотрены современные организационные формы обучения в вузе, в том числе традиционные и инновационные. Особое внимание уделено инновационным формам обучения, что обусловлено активным развитием информационных технологий. Отдельно раскрыто значение каждой из них. По результатам исследования сформулированы концептуальные выводы.The article deals with modern organizational forms of education in high school, including traditional and innovative. Particular attention is paid to the second group, which is due to the active development of information technologies. According to the results of the study, conceptual conclusions are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные организационные формы обучения в вузе»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.05.P.37 УДК 378.147

И. Г. Мухамадеев,

Башкирский государственный аграрный университет

Современные организационные формы обучения в вузе

В последние годы в сфере образования Российской Федерации произошли существенные трансформации, обусловленные изменениями запросов личности, общества и государства. Если на протяжении продолжительного времени главным в деле модернизации высшего образования было его сущ-ностно-содержательное наполнение, то в современных условиях стала очевидна необходимость обновления организационных форм, методов и средств обучения. В этой связи повышается актуальность поиска и реализации инновационных организационных форм обучения в вузе.

Для того чтобы перейти непосредственно к рассмотрению современных организационных форм обучения, которые применяются в вузах, необходимо разобраться с тем, какой именно смысл вкладывается в данный термин. До настоящего времени не выработано единого определения, которое можно было бы применять в практической деятельности адекватно его возможностям. Например, некоторые специалисты, базируясь на философском подходе к интерпретации понятия «форма», трактуют организационную форму обучения как особую конструкцию всего процесса обучения, характер которого обусловлен его содержанием, средствами, видами деятельности, методами, приемами обучающегося. Она организует содержание изнутри, обеспечивая взаимодействие обучающего с обучаемым в процессе работе над определенным учеб© Мухамадеев И. Г., 2018

Башкирский государственный аграрный университет

ным материалом по соответствующему предмету [7].

Другие авторы считают, что организационная форма обучения представляет собой способ взаимодействия педагога и обучающихся, в котором реализуются основное содержание и методы обучения. А, например, Р. М. Магомедов предлагает рассматривать ее как внешнее выражение скоординированной деятельности участников образовательного процесса, осуществляющейся в регламентированном порядке и в определенном режиме [6].

Рассматриваемое понятие прошло долгий путь развития, в ходе которого его трактовки заменя-

лись одна на другую с учетом изменений в обществе, эволюции информационно-коммуникационных технологий, трансформации педагогической теории и практики [2]. В настоящей статье мы концентрируем внимание на перспективных тенденциях развития учебного процесса и обусловленных ими сдвигах в реальном составе организационных форм обучения, используемых в высших учебных заведениях.

Наиболее распространенными организационными формами обучения в вузе были и остаются следующие.

1. Лекция - ее главная цель состоит в доведении до слушателей

ИЛЬГИЗ ГАРДАНОВИЧ МУХАМАДЕЕВ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Башкирского государственного аграрного университета. Сфера научных интересов: трудовая политехническая подготовка обучающихся, методика преподавания учебных дисциплин. Автор 220 опубликованных научных трудов

Рассмотрены современные организационные формы обучения в вузе, в том числе традиционные и инновационные. Особое внимание уделено инновационным формам обучения, что обусловлено активным развитием информационных технологий. Отдельно раскрыто значение каждой из них. По результатам исследования сформулированы концептуальные выводы.

Ключевые слова: организационные формы обучения, лекция, практические занятия, самостоятельная работа, дистанционное обучение, телекоммуникационный проект, сетевое взаимодействие, сетевые сообщества преподавателей, кейс-технологии.

The article deals with modern organizational forms of education in high school, including traditional and innovative. Particular attention is paid to the second group, which is due to the active development of information technologies. According to the results of the study, conceptual conclusions are formulated.

Key words: organizational forms of training, lecture, practical exercises, independent work, distance learning, telecommunication project, network interaction, network communities of teachers, case-technologies.

теоретических основ изучаемой дисциплины, развитие интереса к учебному процессу и учебной деятельности, а также формирование ориентиров для самостоятельной работы (вводная, информационная, обзорно-повторительная, завершающая).

2. Практические занятия -предназначены для более углубленного изучения дисциплины (семи-

нарские занятия, лабораторные работы, практикумы).

3. Самостоятельная работа -планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [8].

Перечисленные формы отличаются друг от друга целым рядом характеристик, включая: - численность обучающихся;

Учебная телеконференция в библиотеке вуза

- соотношение индивидуальных и коллективных форм организации деятельности обучающихся;

- специфику руководства образовательным процессом со стороны педагога;

- степень самостоятельности слушателей и др. [6].

Наряду с традиционными организационными формами обучения в вузе все большую популярность приобретают новые формы. Они предназначены для того, чтобы способствовать профессиональному росту студентов, усвоению ими знаний и эффективному их применению в будущей профессиональной деятельности.

Особый интерес представляют инновационные организационные формы обучения в вузе. В их числе выделим и рассмотрим:

- дистанционное обучение;

- телекоммуникационный проект;

- сетевое взаимодействие;

- сетевые сообщества преподавателей;

- кейс-технологии и др. Дистанционное обучение представляет собой целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателя и обучающихся между собой и с учебно-методическим материалом, инвариантный к их положению в пространстве и времени.

Интерес к данной организационной форме обучения очевиден, причем как для желающих получить необходимую профессию, так и для самих учебных заведений. Особенно удобна эта форма для лиц, которые по объективным причинам (например, в силу физических отклонений, большой занятости и так далее) не могут лично посещать вуз.

Для вузов преимущества также вполне очевидны. Так, с помощью дистанционного обучения можно решить одну из ключевых проблем - дефицит площадей.

Особое место в образовательной деятельности современной высшей школы занимают телекоммуникационные проекты. Именно они вы-

ступают в качестве одного из направлений развития метода проектов в условиях использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Основная суть телекоммуникационного образовательного проекта состоит в том, что это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, организованная с применением компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Следует упомянуть, что метод проектов является комплексным и позволяет индивидуализировать образовательный процесс. Это означает, что студенту предоставлены широкие возможности, чтобы проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле личной учебной деятельности. Кроме этого, обучающимся создаются условия, стимулирующие их к тому, чтобы они в полной мере проявляли свои творческие навыки при выполнении учебных заданий и упражнений.

Еще одной инновационной формой обучения выступает сетевое взаимодействие, которое заключается в совместном применении электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, находящихся в различных образовательных учреждениях и сайтах, с помощью интернета и других информационных и телекоммуникационных технологий [3]. При этом указанные ресурсы могут быть преобразованы в ходе сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Наиболее популярными инструментами сетевого взаимодействия выступают:

- телеконференции;

- чаты;

- веб-сайты;

- электронная почта;

- FTP;

- блоги;

- форумы.

Возможности применения новых информационных технологий в образовании не имеют границ

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день сетевое взаимодействие выступает действенным катализатором расширения доступности образования и повышения его эффективности, а его педагогически оправданное использование позволяет максимально качественно организовать обучение в вузе [5].

Еще одной формой обучения, которая соответствует современным требованиям, являются сетевые сообщества - объединения преподавателей и студентов с помощью сети Интернет. Они подразумевают активное участие прежде всего педагогического состава и позволяют педагогам с разных регионов взаимодействовать между собой для решения профессиональных вопросов. Кроме того, это уникальная возможность реализовать себя и повысить профессиональный уровень [4].

Вместе с тем нельзя игнорировать то колоссальное влияние, которое сетевое сообщество способно оказать на студентов. Взаимодействие педагогов и обучающихся в рамках сетевых сообществ стимулирует

развитие интереса студентов к преподаваемым дисциплинам, становление у них творческого мышления, освоение коллективных форм работы. При этом преподаватель организует работу учащихся для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях и направляет их деятельность в телекоммуникационных проектах.

На современном этапе развития системы высшего образования используются следующие формы учебной деятельности, применяемые в рамках педагогических сетевых сообществ:

- учебная телеконференция;

- офлайн-конференция;

- обсуждение в чате;

- виртуальное обучение;

- учебный конкурс;

- совместное создание веб-страниц;

- виртуальный опрос обучающихся;

- учебный виртуальный проект;

- мастер-класс по определенной тематике;

- проектировочный семинар;

- фестиваль проектов и др. [1].

Целесообразно отдельно упомянуть кейс-технологии. Основополагающий принцип этой формы обучения заключается в том, что в начале обучения составляется индивидуальный план и каждый студент получает определенный «кейс», который состоит из мультимедийного видеокурса, пакета учебно-методической литературы, обучающих программ, виртуальной лаборатории и электронной рабочей тетради.

Изучив весь учебный материал, студент может получить помощь по электронной почте и пересылать полученные результаты лабораторных работ и практических заданий.

Взятые в целом, современные организационные формы обучения

в вузе обладают целым рядом преимуществ, которые обеспечивают использование широкого спектра каналов доступа к учебной информации, индивидуализацию процесса обучения и более глубокое овладение студентами знаниями, формирование у них профессиональных компетенций.

Освоение новых организационных форм обучения самым тесным образом связано с цифровой революцией, становлением общества и экономики знаний. Можно констатировать, что этот процесс в последние годы заметно активизировался. И все-таки приходится признать, что в большинстве отечественных вузов все еще весьма ограниченно применяются кейс-технологии, е-таИ-

консультирование, дистанционное обучение, телекоммуникационные проекты, слайд-лекции, метод телеконференций, сетевое взаимодействие, компьютерное тестирование, онлайн-лекции, чаты, форумы.

Не вызывает сомнений, что современный этап развития высшей школы требует использования принципиально новых организационных форм обучения, которые способны вывести подготовку кадров на качественно новый уровень. Результатом их применения должно стать формирование профессионалов, чьи компетенции, знания, умения и навыки будут в более полной мере, чем сегодня, отвечать требованиям работодателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белякова Е.М., Прокопьев А. В. Инновационные методы обучения в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2(1).

2. Борейко Л.И. Организационные формы и методы обучения: ретроспективный анализ и перспективы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4.

3. Воровщиков С. Г. Сетевое взаимодействие школы и профессионального сообщества как ресурс эффективного решения инновационных проблем // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2.

4. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Восточно-Сибирская государственная академия образования. Иркутск, 2010.

5. Зубарева Т.А. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Национальный исследовательский Томский государственный университет. Томск, 2011.

6. Магомедов Р.М. Подготовка учителей информатики к использованию новых организационных форм в образовательном процессе: дис. ... д-ра пед. наук / Московский городской педагогический университет. М., 2017.

7. Монахов В.М., Фирсов В. М. Условия и факторы формирования концепции модернизации российского образования // Педагогика. 2014. № 1.

8. Сорокина Е.И, МаковкинаЛ.Н. Организационные формы обучения в вузе // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015.

LITERATURA

1. Belyakova E.M., Prokop'evA. V. Innovacionnye metody obucheniya v obrazovanii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2(1).

2. Borejko L I. Organizacionnye formy i metody obucheniya: retrospektivnyj analiz i perspektivy // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2011. № 4.

3. Vorovshchikov S. G. Setevoe vzaimodejstvie shkoly i professional'nogo soobshchestva kak resurs ehffektivnogo resheniya innovacionnyh problem // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014. № 2.

4. Goncharova N. Yu. Setevoe vzaimodejstvie pedagogov kak sredstvo formirovaniya informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti uchitelya v sisteme povysheniya kvalifikacii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Vostochno-Sibirskaya gosudarstvennaya akademiya obrazovaniya. Irkutsk, 2010.

5. Zubareva T.A. Ispol'zovanie setevogo vzaimodejstviya dlya innovacionnogo razvitiya obrazovatel'nyh uchrezhdenij: avtoref. dis.... kand. ped. nauk / Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet. Tomsk, 2011.

6. Magomedov R.M. Podgotovka uchitelej informatiki k ispol'zovaniyu novyh organizacionnyh form v obrazovatel'nom processe: dis. ... d-ra ped. nauk / Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet. M., 2017.

7. Monahov V. M., Firsov V. M. Usloviya i faktory formirovaniya koncepcii modernizacii rossijskogo obrazovaniya // Pedagogika. 2014. № 1.

8. Sorokina E.I., Makovkina L.N. Organizacionnye formy obucheniya v vuze // Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2015 g.). Kazan': Buk, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.