УДК 378
Суглобов Александр Евгеньевич
доктор экономических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РФ
В статье раскрываются методические аспекты организации дистанционного обучения иностранных студентов в ВУЗах Российской Федерации, требования к участникам, этапы организации изучения дисциплин, применяемые модели сетевого обучения и кейс-технологии.
Ключевые слова: дистанционное обучение, иностранные студенты, модели сетевого обучения, кейс-технологии.
Актуальность обучения иностранных студентов в России в области дистанционного образования обоснована тем, что, во-первых, российская высшая школа славится своим историческим превосходством над зарубежными высшими школами, во-вторых, приток иностранного инвестиционного капитала в последнее время способствует развитию образовательного бизнеса.
Россия становится все более и более привлекательной для инвестиций со стороны западных партнеров. Последним, в свою очередь, необходимы специалисты, хорошо владеющие экономической ситуацией в России, знающие законодательную базу страны. Следовательно, обучившись в российской высшей школе, можно обеспечить себя перспективной и интересной работой на будущее, как в нашей стране, так и за рубежом.
Задачи, стоящие при подготовке иностранных студентов, при использовании локальных и удаленных систем обучения, наполненных соответствующей информацией, обусловливают необходимость ознакомления с теорией и приобретением соответствующих навыков работы с такими системами. Следует отметить, что на современном этапе развития делового мирового пространства информационные потоки определяются как важный стратегический ресурс, организация которого направлена на максимизацию ценности в системе высшего образования.
Наличие объемных информационных потоков обуславливает устойчивую тенденцию в направлении сокращения времени аудиторных занятий студентов, приводит к необходимости использования методов дистанционного обучения (далее ДО). Изучение различных дисциплин посредством дистанционных технологий (ДО) актуально еще и потому, что при организации дистанционного обучения можно привлечь достаточно большое количество иностранных студентов в учебный процесс российских ВУЗов.
Привлечение иностранных студентов посредством дистанционного обучения является весьма актуальным и в связи с интеграцией российских ВУЗов в мировой образовательный процесс.
При этом организация дистанционного обучения иностранных студентов в российских ВУЗах требует:
- разработки теоретических положений о возможности и целесообразности использования дистанционных технологий иностранными студентами;
- проведения ревизии имеющихся дистанционных образовательных технологий в ВУЗе, которые можно адаптировать под необходимость обучения иностранных студентов;
- разработки учебно-методических материалов поддержки различных изучаемых дисциплин;
- разработки методики использования подготовленных материалов в процессе дистанционного обучения иностранных студентов;
- использования принципов дистанционного образования;
- разработки механизмов контроля полученных знаний иностранными студентами при дистанционной форме обучения.
Определение основных направлений для преподавателей и студентов, задействованных в реализации дистанционного обучения, имеет как прямую, так и обратную взаимозависимость, тем не менее, основные требования указанных участников будут различны. Требования к участникам дистанционного образования мы постарались отразить в таблице 1.
Следует также отдельно остановиться на основных психолого-педагогических требованиях к педагогам, реализующим дистанционные формы обучения при преподавании различных дисциплин иностранным студентам:
- изучение преподавателем особенностей и способов организации эффективной познавательной деятельности в условиях дистанционного обучения, в результате которой иностранный студент овладеет знаниями и умениями, свяжет новые знания с уже освоенными;
- разработка заданий, решать которые должен научиться в конце обучения каждый иностранный студент;
- умение активизировать самостоятельную работу иностранного студента;
- умение в условиях пространственной или временной независимости определить, что является движущими силами познавательной деятельности иностранного студента;
- умение формировать у иностранного студента интерес к познавательной деятельности, формиро-
200
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014
© Суглобов А.Е., 2014
Таблица 1
Требования к участникам дистанционного образования
Участники Требования Участники Требования
Студенты знание русского языка; Преподаватели знание английского языка;
свободное владение информационными Интернет-технологиями; знание файловой системы;
умение вводить в контент изученную информацию, а также редактировать ее; умение использовать электронную почту для процесса обучения, работать в системе телеконференций;
знание файловой системы; владение различными технологиями работы и общения со студентами в режиме реального времени;
Студенты умение работать с электронной почтой; Преподаватели умение искать в интернете информацию
умение работать в чатах и форуме. умение систематизировать и размещать в образовательной сети информацию по изучаемой дисциплине в форматеWeb-документов;
умение проявлять творческую инициативу по разработке новых информационных образовательных ресурсов;
умение обмениваться полученным опытом по реализации обучения посредством дистанционных технологий с коллегами.
вать потребность и мотивацию к овладению знаниями и умениями;
- умение оптимизации способов организации групповой и проектной работы;
- умение в формировании информационной культуры у иностранных студентов дистанционной формы обучения;
- умение разрабатывать персональные задания, при выполнении которых иностранный студент будет решать абстрактные задачи, связанные с его будущей деятельностью;
- умение работы с дефинициями условий и факторов, оказывающих влияние на формирование методики дистанционного преподавания иностранным студентам.
В высшем учебном заведении применение инструментов дистанционных образовательных технологий в учебном процессе является своеобразным путем подготовки преподавателей к осуществлению эффективной профессиональной деятельности. Одним из условий дистанционного обучения является существенное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, работающего в данных технологиях.
Опишем задачи, решаемые дистанционной формой обучения при обучении иностранных студентов:
1. Формирование представлений об особенностях среды дистанционного образования для понимания специфики педагогической деятельности с использованием сетевой дистанционной образовательной технологии и организации учебного процесса.
2. Формирование практических умений и навыков использования инструментов системы дистан-
ционного образования для эффективного интерактивного взаимодействия между преподавателем и иностранными студентами в ходе реализации учебного процесса по дистанционной форме обучения.
3. Обеспечение необходимыми технологическими инструкциями для уверенного использования интерфейса электронной обучающей среды Дистанционной формы обучения (Дистанционная система обучения - система управления дисциплинами (электронное обучение)), также известная система управления обучением или виртуальная обучающая среда представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения).
4. Предоставление возможности стать участником профессиональной дискуссии по актуальным проблемам дистанционного обучения.
5. Обеспечение коммерциализации дистанционных технологий. Разработанные в ВУЗе контен-ты можно будет реализовывать другим учебным заведениям.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате организации дистанционной формы обучения иностранный студент будет знать основные принципы реализации учебного процесса в электронной обучающей среде Дистанционной формы обучения; специфику работы по управлению и контролю самостоятельной работы студента в системе дистанционного обучения; будет уметь уверенно использовать инструменты электронной обучающей среды; успешно овладевать основными направлениями и особенностями изучаемых
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014
201
дисциплин, представленных в виде сетевых учебных дисциплин; интерактивно взаимодействовать между участниками дистанционного учебного процесса в ходе освоения учебных дисциплин.
Способ организации и реализации программ дистанционного обучения предполагает очно-заочную форму обучения без отрыва от работы: очные вводное и заключительное занятия и самостоятельную работу с использованием дистанционных образовательных технологий под руководством преподавателя дисциплины. Иностранным студентам выдаются Логин и Пароль для доступа к контенту по дисциплине. Необходимым условием обучения является наличие у иностранного студента компьютера с выходом в Интернет.
Контроль знаний иностранных студентов, обучающихся по дистанционным технологиям, проводится на основе on-line-тестирования по предоставленным темам каждого предмета (дисциплины) и выполнения индивидуальных практических заданий, демонстрирующих практические навыки работы в электронной обучающей среде. Зачет по каждому предмету (дисциплине) проводится по результатам накопительной системы оценки. Экзамен принимается в режиме on-line с использованием телеконференции. По итогам обучения проводится государственный экзамен, защита наработанного научного материала в качестве выпускной квалификационной работы.
Нельзя не отметить приоритетность системы дистанционной формы обучения (онлайн-универ-ситет) над традиционными формами:
- увеличение шансов студентов на карьерный успех, при нехватке времени на обучение по направлению работы;
- возможность обучения без учёта расстояния, времени и национальных границ;
- наличие электронной приёмной комиссии, что делает процесс поступления максимально простым и понятным: простота в отборе студентов; подача документов осуществляется в электронном виде; прохождение вступительных экзаменов или собеседования в режиме on-line независимо от отдаленности от университета;
- приступать к экзамену студент может в любое время суток, главное - сдать его в установленные сроки;
- при необходимости получения срочной консультации студент обращается непосредственно к преподавателю дисциплины или в образовательный центр и при помощи видеочата получает разъяснение;
- оперативность работы on-line-университета намного эффективнее.
Имея в виду различные модели дистанционного обучения, наиболее распространена в современном образовательном процессе сетевая технология дистанционного обучения. Данный вид дистанционной технологии предполагает организацию обу-
чения иностранных студентов посредством информационно-образовательной среды (обучение через Internet / или электронное образование, в оригинальной транскрипции - e-Learning.).
Основным механизмом организации взаимодействия преподавателей иностранных студентов будет являться система дистанционного обучения (СДО). Практическая реализация учебного процесса в информационно-образовательной среде позволяет организовать посредством СДО учебное пространство, доступное для всех участников дистанционного обучения: преподавателей, иностранных студентов, работников деканата, а также администрации высшего учебного заведения. Использование дистанционных образовательных технологий высшим учебным заведением, предоставляющим возможность освоения учебных программ своему контингенту студентов, учитывает тот факт, что предлагаемое обучение происходит в той точке земного шара, где это удобно студенту, а обеспечение целого ряда преимуществ в организации учебного процесса «на расстоянии» берет на себя сетевая технология:
- доступность дисциплины в любой момент времени. Сетевая технология позволяет организовать обучение по временному принципу, т.е. можно работать над дисциплиной двадцать четыре часа в сутки, или семь дней в неделю, или триста шестьдесят пять дней в году, так как электронные задания и лекции доступны для обучающегося в любой момент времени. Следовательно, обучающиеся самостоятельно решают в каком темпе им проходить ту или иную дисциплину;
- доступность дисциплины учебного курса из любой точки земного шара, где есть доступ в Интернет;
- широта предоставляемой информации, т.е. получение информации опосредованно в процессе работы, при изучении дисциплины используют любую мировую информацию, размещенную в различных образовательных центрах, электронных библиотеках и т.д.;
- автоматизация учебного процесса - способность системы дистанционного образования подбирать различные параметры и осуществлять проверку и сохранность полученных результатов в электронном журнале;
- соответствие электронных технологий менталитету современного студента;
- уверенное овладение современными телекоммуникационными технологиями позволяет приобрести одну из ключевых компетенций выпускника современного высшего учебного заведения, способствующую повышению общей компьютерной грамотности студента;
- формирование у студента стиля мышления, соответствующего широте и масштабности изучаемой информации;
202
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014
Рис. 1. Этапы организации изучения дисциплины иностранными студентами при дистанционной форме обучения
- использование различных технологий дистанционной формы обучения предоставляет огромные возможности для самостоятельной работы студента, способствующей формированию у него навыков самоорганизации и рационального планирования учебного времени.
Отличительной особенностью образовательного процесса системы дистанционной формы обучения являются последовательно чередующиеся периоды самостоятельного изучения теоретического материала (лекции) и закрепление теоретического материала (контрольные работы, лабораторные работы, тесты, работа в чате/форуме).
Этапы организации изучения дисциплин иностранными студентами при дистанционной форме обучения представлены на рисунке 1.
Реализация первого этапа «Изучение теоретического материала» использует вытекающие средства обучения:
- издания средств массовой информации;
- издания электронного характера;
- мультимедийные (обычные) компьютерные обучающие системы;
- учебно-информационные аудио- и видео материалы;
- лабораторные работы;
- различные тренажеры;
- базы данных и заданий, электронные библиотеки с удаленным доступом;
- дидактические материалы на основе экспертных и геоинформационных систем;
- компьютерные сети.
Учебные системы классифицируются на два типа: синхронные и асинхронные. Синхронные учебные системы реализуются при одновременном участии иностранных студентов и преподавателя в процессе изучения учебных занятий. К этим системам относятся:
а) телеконференции (аудиоконференции, видеоконференции, компьютерные телеконференции), использование электронных каналов связи для реализации возможности общения между участниками учебного процесса;
б) технологии, сформированные на применении сервиса сети Internet IRC, (Interactive Relay Chat - интерактивно передаваемый разговор) - это программное обеспечение, позволяющее просматривать и посылать безграничному количеству пользователей краткие текстовые сообщения в реальном времени, с воспроизведением на экране всех сообщений и координат их авторов;
MUD (Multi-user Domain - «многопользовательский домен») создавать как частные встречи, так и групповые;
MOO (Multi-user Object Oriented - это среда, обеспечивающая контакт через Internet в реальном времени).
Асинхронные учебные системы, не требующие одновременного участия иностранных студентов и преподавателя. Иностранным студентом самостоятельно выбирается время и план занятий. В дистанционном образовании к подобным системам относят курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, электронной почте.
Технология WWW (World Wide Web - «всемирная паутина») охватывает сетевой протокол http и язык написания гипертекстов HTML. В совокупности с протоколом CGI, языками Java, JavaScript, Active X, мультимедийными технологиями Macromedia, передачей звука в реальном времени RealAudio, RealVideo, MPEG и рядом других технологий сервис WWW предоставляет неограниченные возможности для создания дистанционных учебных курсов. Особенность в том, что для подготовки дисциплин преподавателю дорогого оборудования не требуется, современное
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова „¿j- № 2, 2014
203
программное обеспечение позволяет ему создавать дистанционные курсы обучения почти без участия программистов. Это связано с тем, что проведение самой дисциплины предельно автоматизировано. Дидактические материалы дисциплины отражаются на персональном компьютере студента, подключенном к Internet, с помощью популярных программ-браузеров MS Internet Explorer и Netscape Navigator. Однако компьютер студенту необходимо оборудовать звуковой картой и акустической системой, микрофоном и видеокамерой.
FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) в образовательных системах носит вспомогательный характер, являясь хранилищем больших файлов, содержащих наглядные пособия: видео фильмы, графические изображения высокого разрешения, программные модели, документацию (обычно в формате PDF) и другие. Для загрузки этих файлов иностранному студенту не требуется специального программного обеспечения - все браузеры имеют в своем составе FTP - клиенты, которые запускаются автоматически [5].
При этом важно, чтобы студенты не только помнили информацию, но и связывали ее с реальными жизненными или профессиональными ситуациями.
При обучении иностранных студентов возможна интеграция очных и дистанционных форм обучения. Мы полагаем, что данная интегрированная модель очной и дистанционной форм обучения наиболее перспективна применительно к вузовскому образованию.
При таком подходе дисциплины можно реали-зовывать на базе ресурсных центров вузов, вести их могут преподаватели этих центров. У иностранных студентов возникает широкий выбор профильного направления, а разработка и руководство этих дисциплин высококвалифицированными педагогами различных ресурсных центров ведущих вузов страны будет гарантировать качество обучения.
Для эффективной организации системы дистанционного обучения иностранных студентов необходимо создание информационно-предметной среды по профилю и, соответственно, подготовка к единому государственному экзамену. Однако на сегодняшний день вопрос дистанционного образования не решен ни на уровне министерства, ни на уровне конкретных вузов. Иностранные студенты выбирают экстернат обучение, поскольку не могут совмещать полную сетку часов с основательным прохождением дисциплины.
Любая дисциплина, разработанная в рамках дистанционного обучения, - это полноценный учебный процесс. Востребованность такой модели обучения достаточно высока и с годами будет все возрастать, так как иностранные студенты будут стремиться получать полноценное образование или углублять свои знания по отдельным предме-
там, не имея возможности посещать очные учебные заведения, будучи не удовлетворены качеством образования на местном уровне.
Среди различных моделей дистанционного образования необходимо выделить следующие: модель сетевого обучения и кейс-технологий, интерактивное телевидение (Two-way TV).
Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. Наличие утвержденных методическим объединением печатных пособий снижает необходимость в создании электронных сетевых учебников. Эффективность обучения можно рассматривать и с учётом уже изданных учебников и учебных пособий, на базе которых, используя дополнительный материал сети Интернет, строится обучение иностранных студентов. При этом можно либо усиливать этот материал для «продвинутых» студентов, либо давать добавочные разъяснения, упражнения для более слабых студентов. Консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты в данной среде необходимы. Для доступа к системе дистанционного обучения необходимо выйти с любого компьютера в сеть Интернет и набрать в адресной строке браузера адрес учебного заведения, предоставляющего услуги по данной форме образования.
Оформление результатов успеваемости иностранных студентов по дисциплинам академической задолженности проводится в ходе последующего семестра, по мере отработки иностранными студентами своих задолженностей и достижения установленного порогового значения рейтингового балла. В этот период преподавателю необходимо осуществлять контроль работы иностранных студентов группы академической задолженности, которая формируется специалистами учебного отдела высшего учебного заведения в рамках каждого сетевого курса дисциплины, по предоставленным преподавателями материалам.
Библиографический список
1. Баширова С.В. Направления и условия успешной социализации студентов современного ВУЗа // Вестник Университета Российской академии образования. - 2006. - № 4. - С. 77-82.
2. Брагина З.В., Суглобов А.Е. Проектно-про-цессный подход подготовки магистров (направления подготовки: «Экономика» и «Менеджмент») // Экономика образования. - 2012. - № 3. - С. 17-19.
3. Кутузов М.Н. Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 143-146 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.moluch.ru/conf/ ped/archive/19/935/ (дата обращения: 03.03.2014)
204
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова J.J. № 2, 2014
Формирование национального мировоззрения как ценность образования на современном этапе
4. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://rudocs.exdat.com/docs/index-62918. html?page=2 (дата обращения: 03.03.2014)
5. Система дистанционного обучения в сети Интернет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://cdo.bseu.by/about/DA.htm (дата обращения: 03.03.2014)
6. Старцева Т.Е. Теоретические проблемы формирования инновационного профессионального образования // Вопросы региональной экономики. - 2011. - Т. 7. - № 2. - С. 3-16.
7. Котрин В.В., Резникова А.В., Старцева Т.Е., Шманенкова Г.А. Муниципальное управление в наукограде (на примере города Королёва) // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2009. - № 2. - С. 39-47.
УДК 378
Ферцер Виктория Юрьевна
кандидат педагогических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево
Кутякова Нинель Константиновна
кандидат педагогических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье рассматривается взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей в формировании национального мировоззрения, представлены некоторые модели национальной школы. Ключевые слова: национальное мировоззрение, проекты национальной школы.
Социально-экономические и политические изменения в жизни российского общества обусловили приоритетные цели возрождения национальной школы. Педагогический процесс должен сформировать механизмы, которые способны обеспечить сохранение и развитие национальной и духовной самобытности народов России. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что наше общество должно получить устойчивую систему образования, учитывающую особенности историко-культурного развития народов России. В то же время система образования должна быть ориентирована на современные и отдаленные перспективы, потребности страны [10]. Среди многочисленных проблем, стоящих перед современным обществом, одна из наиболее важных - проблема формирования общечеловеческих и национальных ценностей в образовательном процессе.
Представители отечественной классической педагогики (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушин-ский и др.) выделяли три составных элемента педагогического процесса: личные или субъективные, народные или национальные, всенародные или общечеловеческие. По мысли Н.И. Пирогова, общечеловеческое начало, отражающее единство человеческой природы, является основанием педагогической науки, имеющей общенациональный и всечеловеческий характер, направленной на изучение всеобщих теоретических положений о развитии и воспитании личности. Эти методические позиции отечественных педагогов придают основательность и глубину подхода современных уче-
ных и практики к проблеме взаимосвязи общечеловеческих и национальных начал в образовательном процессе.
Компоненты национального и регионально-ориентированного образования являются предметом теоретико-практического исследования ряда ученых-педагогов (В.И. Беляев, Е.П. Белозер-цев, И.А. Галицкая, В.Н. Ганичев, В.С. Кукушин, И.В. Метлик, М.И. Мухин, А.М. Новиков, В.Ю. Троицкий и др.) [2; 5; 7; 9]. Определенный опыт накоплен современными общеобразовательными организациями России (Елецкий государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Татарстан, Вологодская область, Москва и Московская область, Северокавказский регион и проч.) [1; 4; 8; 11; 12; 13].
Сегодня идеи национально-ориентированного образования все более широко разрабатываются в психолого-педагогической науке и внедряются в педагогической практике. Но в большой мере использованы или внедрены лишь элементы эмпирического опыта. Требуется серьезное глубокое научно-методическое обоснование.
Объектом многих исследований являются модельные построения национальной школы. Сторонники этнокультурного компонента образования (И.Ф. Гончаров, Т.И. Гончарова, А.И. Николаева, Л.Н. Погодина, Н.П. Фаустова и др.) отечественную школу рассматривают как средство формирования национального мировоззрения у подрастающего поколения.
Содержание образования максимально наполнено этнографическим и историческим материа-
© Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К., 2014
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014
205