Научная статья на тему 'Электронные средства обучения в деятельности преподавателя'

Электронные средства обучения в деятельности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1426
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Светлана Анатольевна

Автор раскрывает возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные средства обучения в деятельности преподавателя»

УДК 378.124:004

Дьяченко С. А. Электронные средства

обучения в деятельности преподавателя

Автор раскрывает возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения студентов.

Ключевые слова: электронные средства обучения, формы организации процесса обучения, критерии оценки качества учебных занятий.

Dyachenko S.A. The electronic means of

education in teacher's activity

The author reveals Ше opportunities of informational and communicational means of students' education in use.

Key words: The electronic means of education. The organizational forms of studying process. The educational criteria of studying quality.

В современном образовании все более

широко используются возможности создания интерактивного образовательного пространства для подготовки специалистов новой формации, способных самостоятельно творчески мыслить, формировать и реализовывать принимаемые решения. Такое положение базируется на использовании современных средств обеспечения учебного процесса, связанных с увеличением часов на самостоятельное освоение студентами различных учебных дисциплин, что способствует лучшему усвоению ими изучаемого материала.

В образовательном процессе могут быть использованы следующие информационно-коммуникационные средства обучения (рисунок 1):

1) печатные издания - учебные пособия, изготавливаемые типографским способом;

2) электронные издания - учебные пособия в электронном виде;

3) компьютерные обучающие системы в мультимедийном варианте;

4) аудио учебно-информационные материалы;

5) видео учебно-информационные материалы;

6) лабораторные дистанционные практикумы;

7) тренажеры;

8) базы данных и знаний с удаленным доступом;

9) электронные библиотеки с удаленным доступом;

10)дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;

11)дидактические материалы на основе геоинформационных систем.

При организации обучения на основе информационно-коммуникационных технологий в вузе в качестве средств обучения используются:

1) электронные библиотеки;

2) образовательные порталы;

Светлана Анатольевна Дьяченко - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и математических методов управления Орловской региональной академии государственной службы.

Электронные средства

электронные библиотеки с удалённым доступом электронные издания - учебные пособия в электронном виде

компьютерные обучающие системы базы данных и знаний с удалённым доступом

образовательные порталы и сайты аудио и видео учебно-информационные материалы

медиатека

лабораторные дистанционные практикумы

электронные учебные материалы; средства сетевого тестирования и контроля знаний

дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем и на основе геоинформационных систем

система дистанционного обучения

г

Формы организации процесса обучения

традиционные

лекции;

практические занятия; семинарские занятия; лабораторные работы; курсовые и дипломные работы и проекты; консультации;

контрольные и экзаменационные мероприятия; самостоятельные работы.

инновационные

видеолекция; семинары-чаты; лабораторные работы с использованием ресурсов Интернет; видеоконференции; консультирование с помощью электронной почты; компьютерное и сетевое тестирование.

Рисунок 1. Электронные средства обучения

3) медиатеки;

4) электронные учебные материалы;

5) средства сетевого тестирования и контроля знаний;

6) система дистанционного обучения.

Рассмотрим средства предоставления

учебной информации с точки зрения их использования преподавателем вуза в процессе обучения.

Электронные библиотеки являются средствами накопления и распространения информационных и методических ресурсов. Их возникновение связано с попыткой специалистов различных областей знаний упорядочить электронные данные, появляющиеся в Интернет. Это обстоятельство обусловило обращение к решению задач навигации, размещения данных, доступа к информационным ресурсам и авторского права. Электронные библиотеки изначально создавались в связи с автоматизацией библиотечно-библиографических процессов, появлением и наращиванием электронного каталога и массивов электронных документов. В настоящее время они представляют собой саморазвивающуюся систему электронных информационных ресурсов, функционирующую в телекоммуникационном пространстве, имеющую мощные поисковые и навигационные средства с доступом пользователей через глобальные телекоммуникационные сети.

К понятию "электронная библиотека" существует целый ряд подходов, начиная с того, что под электронной библиотекой понимают любые информационные ресурсы, любым образом организованные на электронных носителях (базы данных, текстовые файлы, разделы Интернет и т.д.), и заканчивая рассмотрением только мультимедийных и полнотекстовых ресурсов. Электронная библиотека представляет собой не просто коллекцию или совокупность коллекций электронных документов (как оцифрованных традиционных материалов, так и созданных сразу в электронном виде). Она выступает в роли системы, реализующей унифицированный подход к производству, хранению и организации разнообразной информации с целью поиска, анализа и доступа к ней с использо-

ванием глобальных компьютерных сетей. Она предназначена для хранения информации различных видов, прежде всего текстовой, и реализуется в виде сложных информационных систем,распределенных и обладающих унифицированным интерфейсом, а также возможностью доступа через Интернет.

В составе электронных библиотек преподавателем формируются тематические базы, справочная, каталогизированная информация, обеспечивающая свободный доступ к ним через глобальные сети. Электронные библиотеки должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах.

Доступ к электронным библиотекам может быть организован через образовательные порталы. Образовательный портал рассматривается как взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, имеющая вертикальную структуру, информационное наполнение которого посвящено образовательной тематике.

Говоря об отличии образовательного портала от образовательного сайта, отметим следующее. Образовательный сайт, как правило, непосредственно содержит материалы, посвященные основной его проблематике. Все информационное наполнение образовательного сайта обычно находится на одном WEB-сервере. Доступ к отдельным материалам сайта может быть ограничен для разных посетителей. Образовательные сайты обычно бывают посвящены какой-то определенной области знаний или содержанию обучения конкретному учебному предмету. Образовательные порталы в большинстве случаев предлагают посетителям только ссылки на образовательные ресурсы сети Интернет. Такие ссылки либо собираются создателями портала, либо предлагаются посетителями портала, желающими разместить на портале ссылку на свой сайт. Данные ссылки классифицируются по рубрикам, количество которых зависит от объема охватываемой порталом информации. Таким об-

разом, на образовательном портале представлена информация о многочисленных ресурсах сети, посвященных различным областям знаний. В этом случае становится актуальной проблема достоверности ссылок. На портале может быть представлен ресурс, который уже или изменил адрес, или вообще прекратил свое существование. Образовательный сайт не имеет такого недостатка, т.к. его информационные ресурсы контролируются создателями. Таким образом, образовательные порталы являются ресурсом, используемым для поиска требуемой информации.

Наибольшую пользу для студента оказывает образовательный портал, аккумулирующий в себе полезные и методически проработанные образовательные сайты, которые позволяют реализовать конструктивистскую парадигму самостоятельного построения обучаемым своей образовательной траектории. Такой образовательный портал может быть создан группой разработчиков и методистов во главе с преподавателем.

Одним из факторов, сдерживающим применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и не позволяющим в полной мере задействовать научно-педагогический потенциал, является ограниченность образовательных учреждений в получении информации. Поэтому в современном обучении назрела необходимость создания системы общеобразовательных и специализированных порталов.

Разработка и экспериментальная проверка материалов для образовательного портала, которые содержат в электронном виде учебники, задачники, методические материалы, справочники, развивающие игры, материалы для углубленного изучения иностранных языков, тесты, диагностические материалы, модули для высшего педагогического образования и т.д., осуществляются в медиатеке.

Медиатека представляет собой среду, в которой пользователи могут комфортно и эффективно работать с различными информационными ресурсами (печатные издания и листовые материалы, аудио- и видеоданные, машиночитаемая информа-

ция), находящимися как в самой библиотеке, так и за ее пределами. Она представляет собой специально оснащенную аудиторию, в которой имеется несколько компьютеров, соединенных локальной сетью и имеющих доступ в Интернет. Медиатека является комплексной структурой, сочетающей функции читального зала с фондом на нетрадиционных носителях и информационного центра, обладающего источниками информации на любых видах носителей.

Сотрудники медиатеки предоставляют возможность пользователям самостоятельно вести поиск необходимых им информационных ресурсов, оказывают различные информационные услуги, а также консультируют их при работе с имеющимися в медиатеке, в том числе собственной генерации, ресурсами. При этом в автоматизированном режиме осуществляются запись пользователей в медиатеку, учет посещаемости и использования информационных ресурсов, сбор и обработка других статистических данных. В медиатеке соединяются традиционные справочные и периодические издания с широким спектром подобных машиночитаемых материалов, баз данных, различных аудио-, видео- и мультимедийных данных, доступ к которым обеспечивается как непосредственно в самой медиатеке, так и в Интернет с помощью установленных в ней компьютеров. Ее сотрудники выполняют комплекс информационных услуг, в том числе по копированию и распечатке информации.

Преподаватель координирует деятельность по формированию информационных ресурсов медиатеки в соответствии с образовательными и научными программами дисциплины. Основной задачей является создание удобных каталогов для поиска необходимых сведений. Для этого преподаватель определяет примерное содержание информационных ресурсов с учетом сферы интересов студентов по изучаемой дисциплине, производится содержательный отбор учебного материала с учетом научности, значимости, актуальности и т.д. Преподаватель координирует деятельность по переводу в электронную

форму научно значимых публикаций или их фрагментов. Таким образом формируется энциклопедия информации по дисциплине, материал в которой постоянно обновляется.

Преподаватель следит, чтобы фонды медиатеки пополнялись периодическими изданиями, справочниками, учебно-методическими пособиями, а также различными информационными ресурсами, генерируемыми в вузе или получаемыми тем или иным путем из других источников. В качестве собственных библиографических, полнотекстовых и мультимедийных информационных ресурсов, предлагаемых студентам, могут быть базы данных трудов профессорско-преподавательского состава, дипломных работ и диссертаций, защищенных в вузе, учебные программно-методические материалы, выпускаемые кафедрами и издательством вуза, библиографические базы данных фонда библиотеки и др. материалов, в т.ч. электронный каталог, тематические базы данных статей из периодических изданий. Также представляют интерес различные справочные, инструктивные и информационные документы (инструкции, буклеты, памятки и др.), мультимедийные учебные материалы.

Информационные ресурсы могут и должны быть в медиатеке одновременно на различных, порой альтернативных носителях. Например, энциклопедии предлагаются студентам как в традиционной печатной форме, так и в электронном виде. Работники медиатеки должны предоставить возможность пользователям оперативно обратиться к такой энциклопедии в интерактивном режиме. При этом она может быть расположена не только в медиатеке, но и на некотором сайте, например ее создателя.

Для организации работы медиатеки предусматривается создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса с учетом национально-региональных особенностей.

Электронные учебные материалы представляют собой учебные материалы в виде файлов на электронном носителе. Могут включать как отдельные текстовые

файлы, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, так и их упорядоченную совокупность, предназначенную для изучения определенного учебного курса или его фрагмента.

На основе электронных учебных материалов разрабатывается компьютерный учебный курс (электронный учебный курс) - программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Основное назначение компьютерного учебного курса - формирование и закрепление новых знаний, умений и навыков в определенной предметной области и в определенном объеме в индивидуальном режиме либо при ограниченной по объему методической помощи преподавателя (в частности, сетевых консультациях).

Компьютерный учебный курс может содержать электронное учебное пособие, школьную мультимедийную энциклопедию или иные информационно-справочные материалы, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы, контрольно-тестирующий комплекс, а также методические материалы для преподавателей. Перечни электронных учебных материалов и программно-методических комплексов по дисциплинам специальностей среднего профессионального образования формируются на основе:

> приоритетного обеспечения инвариантных дисциплин;

> перечня образовательных программ специальностей высшего и среднего профессионального образования;

> анализа особенностей назначения, формирования содержания и специфики практических навыков по дисциплинам;

> востребованности подготовки специалистов высшего и среднего звена по различным направлениям подготовки.

Средства сетевого тестирования и контроля знаний - программная система, предусматривающая организацию сетевого тестового для контроля усвояемости учебного материала студентами различных

форм обучения, в том числе для дистанционного обучения. К средствам оценки знаний,тестирования и самотестирования студентов относятся следующие компоненты курса:

1. Домашние работы, задания на лабораторные и практические занятия, курсовые проекты;

2. Оп-Ппе тесты, коллоквиумы, контрольные работы, промежуточные и финальный экзамен;

3. Примеры тестов, контрольных работ, экзаменационных задач;

4. База данных контрольных вопросов, задач и проблем по курсу.

Тестовый комплекс состоит из системы тестовых заданий с описанными системами обработки и оценки результата, стандартной процедуры проведения и процедуры для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения. При использовании объектно ориентированного подхода любой объект изучения может быть описан определенной совокупностью знаний о нем. Эти знания отражают непосредственные факты, связи между объектами, законы, теории или включают методологические или оценочные знания (свойства, методы, события и состояния объектов). В зависимости от целей обучения и начального уровня подготовки одни и те же знания могут изучаться с различной полнотой, глубиной, обобщенностью, осознанностью и т. д. Эти качества знаний могут служить целями обучения. Преподаватель, анализируя задачи занятия, специфику своей дисциплины, конкретную тему, ставит определенную цель, формирует те или иные качества знаний. В одних случаях обучающемуся необходимо получить полные и глубокие знания о предмете, явлении, в других - планируется лишь знакомство его с определенными фактами. Часто студенту требуется освоить лишь небольшой объем информации, но уметь применять свои знания на практике. Руководством к выбору целей обучения является раскрытие содержания качеств знания. Для того чтобы тесты могли выявлять дости-

жение учащимися одного из уровней усвоения в процессе обучения, сами тестовые комплексы должны быть разработаны с учетом названных исходных положений и отвечать определенным требованиям:

□ соответствие содержанию и объему полученной обучающимся информации;

□ соответствие контролируемому уровню усвоения;

□ определенность;

□ простота;

□ однозначность;

□ надежность.

Последовательность подготовки заданий для тестового контроля включает в себя следующие этапы:

1) составление спецификации учебных элементов по выбранной дисциплине или теме;

2) определение объектов контроля и выделение учебных элементов, по которым будут составлены тесты;

3) составление тестов в рабочем варианте;

4) экспертно-редакционная проверка и корректировка тестов;

5) экспериментальная проверка;

6) анализ результатов экспериментальной проверки и корректировка заданий и эталонов.

Совершенствование информационной культуры преподавателя вуза предусматривает применение им новых форм организации образовательного процесса, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Под формами обучения будем понимать организационную сторону образовательного процесса, определяющую содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых.

Преподаватели могут применять те же формы обучения, что и при традиционном обучении (лекции, семинары, практикумы и т.д.), но в условиях использования компьютера они приобретают свои особенности, позволяющие адаптировать данный вид обучения к потребностям и ожиданиям студентов. В результате этого появляются такие формы обуче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния, как видеолекция, семинары-чаты, видеоконференции.

Различные формы организации учебных занятий, используемые в деятельности преподавателя с развитым уровнем информационной культуры можно условно разделить на две группы:

1) традиционные формы организации учебных занятий:

а) лекции;

б) практические занятия;

в) семинарские занятия;

г) лабораторные работы;

д) курсовые и дипломные работы и проекты;

е) консультации;

ж) контрольные и экзаменационные мероприятия;

з) самостоятельные работы;

2) новые (информационные) формы организации учебных занятий:

а) видеолекция;

б) семинары-чаты;

в) видеоконференции;

г) компьютерное и сетевое тестирование.

В условиях применения ИКТ не только появляются новые формы организации учебных занятий, но и традиционные формы приобретают новый смысл.

Лекция - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное монологическое систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению материалом учебной дисциплины. Задачи лекции:

1) обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

2) учить умению аргументированно излагать научный материал;

3) формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

4) отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

5) оптимизировать все другие формы организации учебного процесса.

Лекция в условиях применения ИКТ представляет собой, как и в традицион-

ном образовательном процессе, систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Общие требования к лекции сохраняются. Преподавателем организуются установочные, обзорные и заключительные лекции, которые могут проводиться непосредственно или опосредованно, фронтально и индивидуально, с использованием телевидения, телеконференций и видеоконфе-ренц-связи. При изложении лекционного материала целесообразно применение текстовых вариантов лекций с включением в ее содержание дополнительных материалов - фрагментов научных статей, учебных пособий, видеоприложений, фрагменты решения практических задач, в том числе с использованием прикладных программных продуктов.

Важно учесть, что присоединение России к Болонской конвенции предусматривает введение кредитно-модульной системы. Внедрение в некоторых вузах модуль-но-рейтинговой системы, предшествующей этой системе, позволяет уже не разбивать курс лекций на модули и не акцентировать внимание на формировании модулей, которые, как правило, естественно охватывают определенные разделы читаемого курса. Модуль включает такие элементы, какусвоениетеоретического материала, применение его к решению примеров и задач, в частности к выполнению индивидуальных заданий и типовых расчетов, выполнение контрольных работ, сдача коллоквиумов. При этом важным является выполнение всех работ систематически и своевременно.

При блочно-модульном принципе формирования и использования видеоматериалов успешно реализуются многофункциональность, гибкость, адаптивность и информационная насыщенность аудиовизуальной информации. Решая вопрос о содержании информационных блоков, следует исходить из необходимости единства аудиторной и самостоятельной учебной работы, что исключает взаимодублирование, механический перенос. В соответствии с принципом функционально-целесообразной компле-

ментарности информационные блоки могут содержать:

1) краткое системное изложение программного теоретического учебного материала (комплекты) видеорефератов, лекций, в т.ч. обзорных, специализированных для подготовки к зачетам и экзаменам;

2) углубленное или расширенное изложение отдельных разделов теоретического курса, при этом возможно выделение видеоверсии громоздких разделов курса;

3) разделы теоретического программного материала, изначально предназначенные для самостоятельной проработки видеокопий.

Использование информационных и коммуникационных технологий предоставляет преподавателю возможность использовать широкий спектр различных видов наглядности, демонстрируемых при этом в статике, динамике, разном масштабе. Чтобы выбрать наиболее оптимальные средства предъявления информации, нужно учитывать, что лекция рассматривается как форма совместной деятельности преподавателя и студентов, где преподаватель выполняет функцию управления. Кроме того, цели лекции (цели управления) определяются функциями лекции в образовательном процессе, ее соотношением с другими организационными формами обучения и необходимостью координировать деятельность студентов.

Важной формой учебного процесса являются практические и семинарские занятия. Их особенностью является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов. Цель семинарского и практического занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов. Задачи:

1) закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине;

2) формирование умения постановки и решения учебных, научных и практических задач и проблем;

3) совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки

зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

4) демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Эффективность практических и семинарских занятий значительно возрастает, если они строятся на основе живого творческого обсуждения, дискуссии по рассматриваемой тематике и могут проводиться с помощью компьютерных видео-и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант мало отличается от традиционных, так как участники процесса видят и слышат друг друга на экранах мониторов компьютера. На семинарах, проводимых с помощью телеконференций, наблюдается значительная специфика, т.к. участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Каждый участник видит на экране тексты вопросов и ответов всех других участников семинара. Семинар может проходить в отсроченном и реальном масштабе времени, причем при проведении электронных семинаров, участники которых располагаются в разных часовых поясах, предпочтительны семинары в режиме отсроченного времени.

На лабораторных занятиях студенты в основном отрабатывают практические приемы и навыки, проверяют и применяют усвоенные теоретические знания на практике в лабораторных условиях, овладевают современными методами и технологиями социальной работы. Цель лабораторного занятия - организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Задачи лабораторных занятий:

1) закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

2) развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

3) выработка способности логического осмысления самостоятельно получен-

ных данных; овладение новыми методами и технологиями;

4) обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Лабораторные занятия отличаются от практических и семинарских занятий необходимостью работы с дополнительным оборудованием. Эта проблема решается двумя способами: использованием программных продуктов и организацией удаленного сетевого доступа к профессиональному оборудованию. Эффективность лабораторных работ повышается, если они проводятся с использованием современных пакетов прикладных программ, позволяющих моделировать ситуации реальной жизни, решать профессиональные задачи, применяемых с целью подготовки и проведения реальных экспериментов.

Консультации являются одной из форм управления самостоятельной работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала и могут быть индивидуальными и групповыми. В условиях применения информационно-коммуникационных технологий показаны консультации с применением телефона и электронной почты.

Контрольные работы и коллоквиумы -это формы промежуточной аттестации знаний студентов. Контрольная работа -письменная, а коллоквиум - это беседа преподавателя со студентами для выяснения ихзнаний. Проводятся они,как правило, несколько раз в семестр, завершают собой изучение важных тем и разделов курса, их результаты учитываются при выставлении зачетов и сдаче экзаменов.

Контроль может быть осуществлен в форме тестовых компьютерных заданий. Преподавателем может быть сформировано два вида пакетов тестовых заданий: тренирующий и контрольный. Тренирующий тестовый пакет может быть предложен студентам в начале обучения с целью организации самоконтороля при изучении учебного курса. Контрольный тестовый пакет предлагается студенту в качестве контрольной или проверочной работы, на зачете или экзамене.

Самостоятельная работа может быть индивидуальной, парной и групповой. С положительной стороны показала себя организация реальных или виртуальных студенческих групп взаимопомощи, общающихся через средства телекоммуникации, которые являются специфической организационной формой дистанционного обучения.

Самоконтроль может осуществляться обучающимся как с помощью компьютерных обучающих программ, так и путем самотестирования по разделам учебной программы.

Видеоконференция обеспечивает активное взаимодействие студентов и преподавателя. Как новая форма учебного занятия в вузе видеоконференция будет эффективной, если:

• студенты имеют определенную готовность к участию в конференции (навыки работы с персональным компьютером, подключение к сети Интернет и др.);

• у студентов при ее проведении будет высокая мотивация к обучению (сохраняющаяся в течение всего обучения);

• будут обеспечены психолого-педаго-гическиеусловия ее проведения:устранены трудности с установлением межличностных контактов между студентами и преподавателями, создан благоприятный психологический климат и т.д.;

• будет учитываться ряд специфических особенностей телекоммуникационной среды: открытость, доступность, интерактивность и др.

Использование видеоконференции стало возможно только с появлением глобальной сети Интернет. Видеоконференция рассматривается как собрание, совещание, общение участников образовательного процесса с целью получения новых знаний и закрепления уже имеющихся, а также контроля знаний на основе использования Интернет или локальной сети.

При использовании видеоконференции не обязательно, чтобы все члены учебной группы находились в одной аудитории и даже в одном городе. Данная форма организации учебного занятия от-

носится к такому методу обучения, когда дистанционно разделены преподаватель, обеспечивающий проведение занятий (лекции, консультации), и группа одновременно занимающихся студентов (в современном понимании это может быть вообще виртуальная группа). При этом взаимодействие происходит в реальном масштабе времени.

Положительными характеристиками видеоконференции как формы проведения учебных занятий являются следующие:

V удобство (студент использует удобное для себя время и место, а не посещает регулярные лекции и семинары);

V индивидуализация (возможность разработки курсов как для индивидуального изучения, так и для групп, не ограниченных по численности);

V специализированный контроль знаний (использование дистанционных экзаменов, тестирующих систем, рейтинговых оценок) и др.

Как негативные стороны использования видеоконференций можно отметить неумение преподавателя рационально спланировать самостоятельную работу студента с учебными материалами, сложности, возникающие у студента в личном общении с преподавателем по электронной почте, и другие проблемы, связанные с субъектами педагогической системы.

Видеоконференции делятся на отсроченные и в режиме реального времени.

Отсроченная видеоконференция может проводиться в указанный заранее период времени по установленному расписанию работы в компьютерных классах, объединенных локальной сетью. На первом занятии проводится установочная конференция, где студенты знакомятся с темой конференции, ее структурой, наполнением. Ведущий телеконференции объясняет порядок работы и дает рекомендации по работе с ней. Все последующие сеансы работы в компьютерном классе студенты могут осуществлять самостоятельно, предварительно подготовив необходимый материал для размещения его в телеконференции. При этом студенты имеют возможность просматривать ответы друг друга, но не коммен-

тарии ведущего на помещенные в данном сеансе материалы. Ведущий обрабатывает ответы после завершения очередного сеанса, что позволяет студенту увидеть свои результаты и скорректировать их на следующем сеансе. Такая форма работы стимулирует более полное погружение студентов в проблематику конференции, способствует развитию исследовательской деятельности и коммуникативных способностей. В отсроченных конференциях рекомендуется проводить обсуждение крупных тем, т.к. студенты имеют возможность в перерывах между сеансами, ознакомившись предварительно с перечнем обсуждаемых проблем, изучить необходимые источники. Конференция может проводиться одновременно с курсом лекций по проблематике конференции, и тогда сеансы в компьютерном классе становятся своего рода лабораторно-практическими занятиями по этому курсу. На заключительном занятии подводятся итоги, по результатам которых студенты могут быть аттестованы по данному курсу.

Видеоконференция в режиме реального времени в отличие от отсроченной конференции проводится при непосредственном участии ведущего, который сразу же обрабатывает поступившие ответы студентов и комментирует их. Получение комментария со стороны ведущего дает возможность студенту видеть результаты своей деятельности, работу других участников конференции и в случае необходимости внести изменения в свою работу. В таких конференциях больший упор делается на материал, помещенный в самой конференции, т.к. ответ на предложенный вопрос студенты должны давать сразу в течение того же сеанса работы. Таким образом, тематика конференций в режиме реального времени должна быть менее масштабной как по содержанию, так и по форме. В этом случае возможно проведение промежуточного контроля, хотя это потребует значительных усилий со стороны ведущего. Наибольший эффект достигается, если в конференции принимают участие сразу несколько групп сту-

дентов, находящихся в разных аудиториях, подключенных к одному серверу. В этом случае достигается эффект удаленного общения между участниками конференции, что позволяет интенсифицировать образовательный процесс.

В связи с введением новых форм организации учебных занятий и пересмотром традиционных форм встает проблема оценки качества основных форм учебных занятий. Основные критерии такой оценки:

0 соответствие темы и содержания занятия тематическому плану и учебной программе дисциплины;

0 научность, соответствие современному уровню развития науки;

0 точность используемой научной терминологии;

0 информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами;

0 реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

0 реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

0 связь с профилем подготовки обучающихся, их будущей специальностью и специализацией;

0 обоснованность применения информационных и коммуникационных технологий на учебном занятии.

Использование информационно-ком-муникационныхтехнологий создает предпосылки для внедрения виртуальных форм обучения. Это означает, что студент может не присутствовать непосредственно на занятии, а, находясь в удобном для него месте, присутствовать в проблемно ориентированной среде.

Итак, преподаватель со сформированным информационным культурным уровнем применяет в своей деятельности различные средства и формы организации образовательного процесса, основанные на использовании информационно-коммуникационных технологий. Они помогают поднять организацию образовательного процесса на качественно новый уровень, соответствующий развитию современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.