Научная статья на тему 'Подготовка инженерных кадров с помощью ДОТ (опыт, результаты, перспективы)'

Подготовка инженерных кадров с помощью ДОТ (опыт, результаты, перспективы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕННАЯ АУДИТОРИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ENGINEERING EDUCATION / DISTRIBUTED AUDIENCE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Галина Петровна

Подготовка технических специалистов связана с наличием в вузе весьма дорогостоящих учебно-научных лабораторий, составляющих материально-техническую базу для формирования практических навыков будущих специалистов. Опыт СЗТУ в области разработки и внедрения инновационных образовательных технологий демонстрирует возможность и целесообразность практического применения дистанционных технологий подготовки инженерно-технических специалистов без отрыва от производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Engineering students training by means of distance learning technologies

The experience in training engineering students using distance learning technologies is described.

Текст научной работы на тему «Подготовка инженерных кадров с помощью ДОТ (опыт, результаты, перспективы)»

неких универсальных способностей, прежде всего мыслительных, коммуникативных, творческих, рефлексивных и формирование мышления - системного, процессного и критического. Главное здесь - не возможность решения данной конкретной задачи, а освоение способов решения задач определенного класса, причем в изменяющейся среде, с изменяющимися граничными условиями. При этом базовой становится деятельность продуктивная и творческая, деятельность же репродуктивная выполняет вспомогательную функцию.

В заключение подчеркнем, что затрону-

тые вопросы имеют принципиальное значение для стратегического самоопределения как отдельных учебных заведений, так и системы отечественного образования в целом. С дальнейшим развитием технологических средств актуальность обоснованного позиционирования электронного обучения в пространстве дидактических возможностей будет только возрастать.

Литература

1. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002.

SHCHENNIKOVS. MODERN E-LEARNING DIDACTICS

The article considers reasons behind the development of a new postindustrial educational paradigm and the effects of ICT on educational models. The basic principles of modern education didactics are presented. The importance of educational context management is shown. A hierarchic model for educational context is proposed.

The author identifies didactic principles of educational environment management as a combination of professional, learning and social environments and lists the organizational forms applicable to implementation of blended learning models.

Contextual, andragogic and developing approaches are regarded as the general.

Keywords: e-learning, didactics, educational paradigm, educational model, educational context, educational organizational forms.

Г.П. СЕМЕНОВА, доцент Северо -Западный государственный заочный технический университет

Подготовка инженерных кадров с помощью ДОТ

(опыт, результаты, перспективы)

Подготовка технических специалистов связана с наличием в вузе весьма дорогостоящих учебно-научных лабораторий, составляющих материально-техническую базу для формирования практических навыков будущих специалистов. Опыт СЗТУ в области разработки и внедрения инновационных образовательных технологий демонстрирует возможность и целесообразность практического применения дистанционных технологий подготовки инженерно-технических специалистов без отрыва от производства.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные обучающие технологии, система менеджмента качества, комплексирование технологий, управление качеством, инженерное образование, распределенная аудитория, компетенции.

В условиях экономического кризиса использование традиционных форм безотрывного обучения (вызов студентов-заоч-ников на две-три сессии в году, неоднократный выезд преподавателей универси-

тета в длительные командировки в структурные подразделения университета для организации учебного процесса на месте) существенно затруднено. Это обусловлено рядом факторов, и в первую очередь - от-

сутствием средств как у студентов, так и у вуза. Кроме того, ввиду действия ряда негативных социально-экономических факторов, включая низкий престиж инженерных профессий, полноценная модернизация лабораторного оборудования из внебюджетных источников зачастую невозможна Неудивительно, что квалификация выпускников, не имеющих опыта работы и получивших практические навыки на физически и морально устаревшем оборудовании вузовских лабораторий, не может удовлетворить инновационно ориентированных работодателей. Перечисленные ограничения в сегодняшних социально-экономических условиях привели руководство и профессорско-преподавательский состав Северо- Западного государственного заочного технического университета косознанию необходимости поиска и внедрения новой модели безотрывного профессионально-технического обучения, создания распределенной информационно-образовательной среды (ИОС), объединенной общей концепцией, интерфейсом, системами разработки и сопровождения [1].

Широкомасштабные работы по организации новых технологий обучения студентов в СЗТУ начались четыре года назад. С учетом изложенных выше позиций научнометодическим советом университета были предложены для использования следующие группы информационных технологий и поддерживающих их систем:

1) программно-методическое обеспечение, ориентированное на поддержку преподавания дисциплин и ихмодулей (демонстрационные, информационно-справочные, контролирующие и тренажерные, моделирующие программные средства, автоматизированные обучающие системы);

2) программные системы, обеспечивающие формирование навыков применения ИТ в учебной и профессиональной деятельности (системы подготовки тестов, базы данных, электронные таблицы, графические и музыкальные редакторы и т.д.);

3) средства обучения, функционирующие на базе ИТ, применение которых обес-

печивает сопряжение компьютеров с другим учебным и демонстрационным оборудованием (учебные роботы, управляемые ЭВМ, электронные конструкторы, устройства, обеспечивающие получение информации об изменяющемся или регулируемом физическом параметре или процессе);

4) системы искусственного интеллекта, используемые в учебных целях (учебные базы знаний, экспертные обучающие системы);

5) компьютерные телекоммуникации учебного назначения (учебные телеконференции, доступ к распределенным базам данных);

6) предметно-ориентированные среды обучающего и развивающего назначения, реализация которых может осуществляться на основе технологии мультимедиа.

Это позволило, в свою очередь, активизировать работу преподавателей по созданию интегрированных учебно-методических комплексов, ставших основными элементами информационно-образовательной среды вуза [2, 3].

В результате активной работы по созданию информационно-образовательной среды, основанной на интеграции педагогичес-кихи информационных технологий, осуществлен прием студентов на заочную и очно-

заочную формы обучения с использованием дистанционных обучающих технологий (ДОТ). В настоящее время ИОС университета включает базу учебных материалов, средства их разработки, хранения, передачи и предоставления доступа. Она опирается на созданное в СЗТУ дидактическое и научно-техническое обеспечение развития эффективных форм, методов и технологий подготовки специалистов, сочетающих учебную и профессиональную деятельность и учитывающих нужды региона.

В иногородних подразделениях университета (будем условно называть их кампусами) в рамках эксперимента разработаны и апробированы принципиально новые технологии проведения следующих видов занятий на расстоянии:

1) установочные занятия на распределенную аудиторию (чтение лекций, проведение практических занятий и консультаций при использовании видеоконференцсвязи). Распределенная аудитория -это группы студентов, которые собираются в 2-4 кампусах университета по расписанию, и преподаватель проводит с ними общее занятие в режиме видеоконференции. При этом чаще всего занятие проходит в одной из аудиторий, где присутствуют студенты, обучающиеся в Санкт-Петербурге [1];

2) индивидуальное обучение студентов заочной формы обучения без привязки к кампусам с элементами ДОТ через Интернет для 37 специальностей университета в среде Moodle (форумы, чаты, групповые и индивидуальные консультации, текущий и итоговый контроль) [4];

3) управление проведением виртуальных лабораторных работ удаленной аудитории (с использованием лицензионных программ, например Labview, Remote Office и Ultra VNC, флэш-технологий; с удаленным доступом к оборудованию);

4) обучение студентов на базе вариаций комплексирования (смешивания) технологий [1].

Организация образования на расстоя-

нии с использованием ИКТ осуществлялась в четырех вариантах.

Первая технология (индивидуальное обучение) реализуется для студентов, не имеющих возможности для регулярной работы по графикуобычного студента-за-очника, но имеющихвозможности работы в среде Интернет и проживающих в непосредственной близости от одного из филиалов или представительств СЗТУ. Организация работы с ними осуществляется в следующей последовательности:

• студенты получают логины и пароли для входа на учебный сайт университета, методические указания и инструкции по работе с учебным сайтом, знакомятся с куратором группы (тьютором) и слушают установочные лекции в режиме видеоконференции;

• обучающиесяавторизуются на учебном сайте и приступают к самостоятельному изучению модульно-структурированных учебных материалов, размещенных на сайте;

• по графику изучения дисциплины, размещенному на учебном сайте, студенты принимают участие в форумах, могут получить консультации в режимах как offline, так и on-line.

В процессе работы студенты выполняют задания текущего контроля (контрольные работы, рефераты, курсовые работы). За каждый вид работ им начисляется определенное количество баллов; итоговый контроль осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы.

Вторая технология организации учебного процесса применяется для студентов всех форм обучения, имеющих доступ к Интернету, и отличается тем, что лекционный материал предоставляется студентам на сайте университета, а также в виде кейсов (в форме видео-лекций и записей на CD-или DVD-дисках). Контрольные мероприятия для этой группы студентов осуществляются традиционным путем.

Третья технология организации обучения предназначена для студентов, не имеющих возможности работать в Интернете

и регулярно посещать занятия в иного род-них подразделениях университета. Их работа организуется следующим образом:

• в ближайшем «кампусе » они прослушивают установочные лекции и получают кейсы методических материалов;

• в соответствии с индивидуальным графиком осваивают материал;

• в компьютерном классе ближайшего филиала в удобное время проходят тестирование, выполняют там практические и лабораторные работы;

• записываются на сдачу экзаменов и зачетов и сдают их в согласованное время в филиале.

Четвертая технология разработана для групп студентов, регулярно посещающих занятия в иногородних структурных подразделениях университета. Для них организовано проведение всех видов занятий (чтение лекций, практические занятия и лабораторные работы, тестирование и сдача экзамена в формате удаленного доступа) с использованием компьютерных классов подразделения. При этом преподаватель находится в одной из студий главного офиса университета, а обучаемые - в удаленном подразделении.

Каждая из перечисленных технологий в обязательном порядке опирается на балльно-рейтинговую систему оценки качества обучения как системы мотивации. Таким образом, достижение образовательного эффекта в целом обеспечивается за счет рационального комбинирования традиционных форм заочно-выездной модели обучения, проведения групповых занятий на распределенную аудиторию с применением новейших Интернет-технологий, широкого внедрения в учебный процесс виртуальных лабораторных работ, организации лабораторных и практических занятий с закреплением навыков на промышленных и транспортно-логистических предприятиях. Пропорции комбинирования технологий зависят от специальности, расположения кампуса, имеющегося технического обеспечения.

В помощь студентам заочной формы обучения на площадке портала YouTube открыт образовательный видеоканал, где в открытом доступе представлены лекции и лабораторные работы по физике, химии, материалы по высшей математике. Кроме того, на базе CorbinaTV университет имеет собственное IP-телевидение, в программе передач которого предусмотрены лекции по русскому языку, химии, истории Петербурга, художественному литью, культурологии.

В настоящее время устойчивая и регулярная связь с использованием Интернет-каналов осуществляется со структурными подразделениями университета в городах Великие Луки, Мирный, Кандалакша, Петрозаводск, Мурманск, Боровичи, Пушкин, Стерлитамак, Сосновый бор, Кириши, Кронштадт, Выборг, Ломоносов, Кингисепп, Удомля, Кировск. Для студентов всех курсов данных структурных подразделений проводятся лекции и практические занятия в режиме видеоконференции. Если еще два года назад чтение лекций для распределенной аудитории было доверено нескольким энтузиастам, то сегодня трудно найти преподавателя, не читающего лекции в этом режиме.

В настоящее время разработана методика и проводятся практические занятия и различные формы контроля для удаленной аудитории. Техническая база занятий основывается на комплексе специально оборудованных аудиторий, студий и компьютерных классов в зданиях центральных корпусов университета и филиалов.

В целом разработанный комплекс новых технологий обучения базируется на созданной в университете системе методического, педагогического и технического обеспечения. Основой обучения являются четко структурированные учебно-методические комплексы (УМК) по дисциплинам, включающие в обязательном порядке информацию о дисциплине, рабочие учебные материалы, информационные ресурсы и блок контроля. Структура УМК нашего универ-

ситета удобна для размещения в системе МооШе на учебном сайте вуза. В настоящее время подготовлено порядка 500 учебнометодических комплексов по различным дисциплинам.

В процессе эксперимента доказано [1, 4] , что на дидактическое качество реализации учебного процесса в условиях распределенной аудитории основное влияние оказывают такие средства дистанционных образовательных технологий, как:

• распределенная электронная библиотека учебных материалов, объединенная общим интерфейсом, доступная в любой месте, где имеется Интернет, и включающая специально разработанные электронные учебники и разнообразные информационные ресурсы электронных библиотек, Интернет-ссылок и т.п.;

• средства диагностики и контроля знаний, содержащие разные формы вопросов с учетом коэффициентов их сложности и точности ответов обучающихся (базы тестовых заданий);

• средства общения как синхронного (чат, видеотелеконференция), так и асинхронного (форумы и т.п.) со стандартными интерфейсами взаимодействия студентов с преподавателем и друг с другом;

• средства разработки и сопровождения учебно-методических материалов.

На всероссийских, межрегиональных и

международных конференциях и форумах за последние три года сделано около 200 докладов по проблемам регулирования заочного образования на расстоянии и образования on-line, а также его методического, дидактического, технического и программного обеспечения.

В заключение следует отметить следующие моменты.

1. Дальнейшее развитие заочного обучения требует разработки единой педагогической концепции комплексирования традиционныхпедагогических технологий и современных технологий системы образования на расстоянии и образования on-line.

2. Современная информационно-образовательная среда технического университета должна развиваться как комплексная педагогически спроектированная телекоммуникационная система и обеспечивать высокую педагогическую эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса - преподавателя и студента (быть динамичной, интенсивной, мобильной, открытой, доступной, адаптивной и эмоционально насыщенной).

3. Концептуальными основами развития ИОС должны быть: компетентност-ный подход к образовательному процессу, модель непрерывного профессионального образования, обеспечивающая обу-

чаемым возможность формирования индивидуальной образовательной траектории и воплощающая общую концепцию обучения в течение жизни, а также методология перехода от пассивной (репродуктивной) передачи знаний к обучению студентов самостоятельно приобретать эти знания.

4. С целью повышения качества следует вести постоянный мониторинг качества компетенций и планировать корректирующие воздействия.

Литература

1. Семенова Г.П. Педагогические и организационные проблемы эффективности сочетания безотрывных форм образования взрослых. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009. 255 с.

2. Помпеев К.С., Одинцова Л.В., Яблочков

Е.Н. Использование реального и виртуального лабораторного комплекса // Материалы международной научно-практической конференции «Механизмы научного и кадрового сопровождения инновационного развития предприятий в региональных экономических системах. 14— 15 апреля 2010 г. СПб., 2010.

3. Семенова Г.П., Стрижаченко А.И., Семе-

нов Д.М., Скоробогатова О.А., Матюхин А.Б. Применение облачных вычислений при создании университетского виртуального лабораторного комплекса // Материалы международной научно-практической конференции...

4. Пресс И.А. Педагогическое сопровожде-

ние учебного процесса в современной высшей школе: преподаватель-тьютор // Материалы международной научно-практической конференции.

SEMYONOVA G. ENGINEERING STUDENTS TRAINING BY MEANS OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

The experience in training engineering students using distance learning technologies is described.

Keywords: distance learning technology, quality management system, engineering education, distributed audience, competence.

Перспективы вм. соискатель образовательного

ИПКработников ТВ и РВ жж ^

Интернет-телевидения

В работе дано обоснование перспектив развития системы образовательного телевидения на базе современных технологий Интернет-вещания. Рассматривается типология Интернет-телевидения, его современное состояние, особенности и формы представления образовательного контента. В работе затронуты проблемы специфики аудитории Интернет-телевидения, особенности потребительской активности, демографические характеристики.

Ключевые слова: образовательное телевидение, Интернет-телевидение, подкас-товое телевидение, видео по запросу, учебное телевидение.

Проблемы, которые ставит перед науч- туация с вещанием в Интернете традици-

ным сообществом и практиками традици- онных эфирных телевизионных каналов. В

онных средств массовой информации муль- этом отношении особые перспективы суще-

тимедийная среда Интернет, очень разно- ствуют у образовательного телевидения -

образны. Наиболее концептуально неопре- системы, вытесненной из телевизионного

деленной, по всей видимости, является си- эфира коммерческим вещанием в начале

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.