Библиографический список
1. Антонов, В. П. Речеведение: учебно-методический комплекс по дисциплине: в 7-ми ч. Ч. 6: Русский язык и культура речи. Учение о речевой культуре. Теория качеств речи. Элокуция. Эффективная коммуникация: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская; под ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. - 320 с.
2. Купина, Н. А. Стилистика современного русского языка: учебник для бакалавров / Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. - М.: Юрайт, 2013. -415 с.
3. Колокольцева, Т. Н. Стилистика русского языка: учеб. пособие / Т. Н. Колокольцева. - М.: Флинта: Наука, 2016. - 196 с.
4. Лаптева, О. А. Разговорная речь / О. А. Лаптева // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 407-408.
5. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. - 657 с.
6. Сиротинина, О. Б. Русская разговорная речь / О. Б. Сиротинина. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.
7. Лаптева, О. А. Русский разговорный синтаксис / О. А. Лаптева. - М.: Наука, 1976. - 397 с.
8. Земская, Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения / Е. А. Земская. - М.: Русский язык, 1979. - 240 с.
9. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
10. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителей / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.
11. Ширяев, Е. Н. Разговорная речь / Е. Н. Ширяев // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под общ. ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 540-543.
12. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
13. Валиахметова, Д. Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса / Д. Р. Валиахметова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. Т. 2. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. - С 7-9.
© Коняшкин А. А., 2019
УДК [004:659] :37
СОВРЕМЕННЫЕ ОНЛАЙН-МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Королькова Екатерина Дмитриевна,
студент направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций (г. Санкт-Петербург) Научный руководитель — А. С. Савицкая, кандидат политических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург)
В статье рассматривается проблема продвижения образовательных услуг в сети Интернет на основе применения современных онлайн-методов. В связи с данной проблемой определяется специфика предоставляемых целевой аудитории услуг вообще и образовательных в частности. Утверждается, что в современном мире для формирования имиджа образовательной организации, её продвижения в интернет-сфере и поддержания эффективной двусторонней коммуникации учреждений образования с потребителями наиболее успешными являются каналы цифрового маркетинга (digital), которые будут таковыми ещё долгое время. В связи с этим в статье анализируются возможности рекламного и PR-продвижения образовательных организаций при помощи digital-технологий. Специальное внимание уделяется работе с веб-сайтом организации, блогерами, социальными сетями и специальными рекламными платформами.
Ключевые слова: образовательные услуги, образовательные организации, онлайн-продвижение, онлайн-методы, digital-технологии, интернет-реклама, связи с общественностью, веб-сайт, блогеры, социальные сети, специальные рекламные платформы.
MODERN ONLINE METHODS OF PROMOTING EDUCATIONAL SERVICES
Korolkova Ekaterina Dmitrievna,
student of Advertising and Public Relations, Graduate School of Journalism and Mass Media Scientific adviser — A. S. Savitskaya, Ph. D. of Political Sciences, Associate Professor Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg)
The article considers the problem ofpromoting educational services on the Internet through the use of modern online methods. In connection with this problem, the specificity of the services provided to the target audience is deter-
55
mined, including peculiarities of educational services. The author states that in the modern world digital marketing channels are the most successful tools for the formation of the image of an educational organization, its promotion in the Internet sphere and maintaining effective two-way communication between educational institutions and consumers. which will be such for a long time to come. In this regard, the article analyzes the possibilities of advertising and PR-promotion of educational organizations using digital technologies. Special attention is paid to an organization's website, bloggers, social networks and special advertising platforms.
Key words: educational services, educational organizations, online promotion, online methods, digital technologies, online advertising, public relations, website, bloggers, social networks, special advertising platforms.
Предметом данного исследования является продвижение образовательных услуг на основе современных онлайн-методов. Актуальность изучения заявленной темы видим в необходимости систематизировать имеющуюся по ней в литературных источниках теоретическую базу, так как рассматриваемая нами проблема в них либо практически не раскрывается, либо описывается, на наш взгляд, поверхностно. Важность исследования проблемы продвижения образовательных услуг в Интернете связываем также с необходимостью предоставить учреждениям образования новые векторы привлечения потребителей за счёт использования не только классических методов продвижения, но и digital-инструментов. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить тенденции развития и пути продвижения образовательного учреждения с помощью рекламных и PR-инструментов онлайн-средствами.
Теоретическую основу нашего исследования составили труды таких специалистов в области маркетинга, рекламы и связей с общественностью, как Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус, М. П. Соловейкина, А. К. Кайдашова,
B. К. Чертыковцев, Г. Л. Тульчинский,
C. В. Земляк, А. В. Ульяновский и др., а эмпирической базой стал практический опыт применения онлайн-инструментов российскими и зарубежными образовательными учреждениями в сфере PR.
Паблик рилейшнз (РЯ), как известно, представляет собой «вид информационной деятельности, направленной на формирование общественного мнения о ком-, чём-л. (например, в области политики, бизнеса и т. п.)» [1,
с. 587]. Так, Г. Л. Тульчинский в учебном пособии «PR в сфере культуры и образования» системно излагает актуальные вопросы РИ, который используют разные организации, учреждения и т. д., как практики создания и внедрения в сознание людей привлекательного образа кого- и/или, чего-либо. Кроме того, автор названной книги освещает цели, технологии указанного вида деятельности, описывает возможности анализа эффективности решения задач, связанных со сферой РЯ [2].
Другие учёные - С. В. Земляк и Ю. Ю. Савченко - провели исследование, связанное с проблемами инновационного маркетинга в сфере услуг высшего образования, и представили его результаты в монографии «Инновационный маркетинг в сфере услуг высшего образования» [3]. Изучение названной проблемы исследователи проводили на примере системы высшего образования Алтайского края.
Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг высшей школы рассмотрели в одноимённой статье А. К. Кайдашова и В. К. Чертыковцев. Они, опираясь на характеристику понятия «образовательные услуги», в частности, определяют цели и задачи маркетинга образовательных услуг высшей школы, а также характеризуют содержание элементов комплекса маркетинга, обеспечивающих достижение поставленных целей [4].
Н. А. Пашкус и её соавторы пишут, что в наше время образовательные учреждения не могут быть просто производителями соответствующих услуг, не могут оставаться незаинтересованными в продвижении своих услуг -
они должны сами заниматься формированием своего рынка образовательных услуг в соответствии с реальными потребностями рынка, новыми потребностями развивающегося общества [5, с. 5]. Исследователи обоснованно утверждают, что «активная маркетинговая позиция образовательного учреждения предполагает использование современного аппарата маркетинга, стратегического продвижения, формирование устойчивых каналов маркетинговых коммуникаций, выявление и обоснование стержневой компетенции образовательного учреждения, создание его торговой марки и даже устойчивого образовательного брэнда» [5, с. 5-6]. «Применение современных методов маркетинга образовательных услуг, - замечают далее авторы учебного пособия, - позволит российским образовательным учреждениям не только выйти на принципиально иной качественный уровень развития и реализовать свои потенциальные возможности, но и выйти на мировой уровень, эффективно интегрироваться в глобальное образовательное пространство и успешно конкурировать с ведущими образовательными учреждениями, являющимися носителями признанных глобальных образовательных брэндов» [5, с. 6].
Изучая проблему продвижения образовательных услуг, нельзя не остановиться на сущности базового понятия «образовательные услуги», закреплённого в государственных законодательных актах в качестве правовой категории. В данном статусе указанное понятие впервые закреплено в Федеральном законе «Об образовании» в 1996 году. Этим законодательным документом образовательные услуги определяются как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [6].
Определив сущность образовательных услуг (далее - ОУ), необходимо чётко установить их специфические особенности. Специфику особенностей услуг вообще и образовательных в частности мы будем интерпретировать вслед за авторами учебного пособия «Маркетинг образовательных услуг» [5]. Итак, Н. А. Пашкус и др. характеризуют особенности образовательных услуг следующим образом.
1. Услуги не материальны и не осязаемы до момента их приобретения. Чтобы убедить клиента приобрести услугу, производители стараются формализовать наиболее значимые для потенциального покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В сфере образования этим целям служат следующие параметры (критерии): учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
2. Услуги неотделимы от лица, которое оказывает их (любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания ОУ, а следовательно, изменить и спрос на данную услугу). Активное владение навыками гуманитарных технологий, выражающееся в общительности и доброжелательности, умение владеть собой, вызывать доверие, оценивать последствия своей деятельности - обязательные требования к работникам сферы образования.
3. Потребление ОУ начинается одновременно с началом их оказания, а технология их оказания требует активного участия в образовательном процессе самого потребителя. Следовательно, качество полученных результатов образовательной деятельности зависит от заинтересованности и желания конечных потре-
бителей прилагать дополнительные усилия по формированию своего человеческого капитала.
4. Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего, с личностными характеристиками и индивидуальными особенностями преподавателя, который, как и любой человек, подвержен смене настроения, состояния здоровья, зависим от влияния внешних факторов. Непостоянство качества ОУ связано также и с существенными индивидуальными различиями самих обучаемых, а также с различиями их базового уровня знаний, полученных на предшествующей стадии образования.
5. Услуги не заготовляемы, так как их невозможно создать заранее и заготовлять в ожидании роста спроса. При том, что учебная информация, содержание дисциплин и методические разработки могут быть зафиксированы и распространены отдельно от самой ОУ, некоторые составляющие ОУ могут быть произведены только в процессе её оказания, хотя именно они и обладают наибольшим образовательным потенциалом, так как стимулируют интерес учащегося и подстёгивают его самостоятельную деятельность.
6. Знания и навыки имеют свойство быстро устаревать, вследствие этого требуется система сопровождения ОУ в форме повышения квалификации, переквалификации специалистов и обеспечения непрерывного образования на протяжении всего периода профессиональной деятельности человека [5, с. 15-16].
Далее непосредственно остановимся на он-лайн-методах формирования имиджа образовательной организации, её продвижения в интернет-сфере и поддержания эффективной двусторонней коммуникации учреждений образования с потребителями, которые осуществляются на базе каналов цифрового маркетинга (digital) как наиболее эффективных путей применения названных методов.
Несомненным является факт, что в современном мире каналы цифрового маркетинга (digital) остаются и будут оставаться наиболее
успешными для продвижения организации и поддержания двусторонней коммуникации с потребителями. Заметим, что образовательные организации с целью рекламирования себя и своих ОУ могут обратиться к самым разным каналам, которые имеются в наше время в их распоряжении. Это и телеканалы, и радиостанции, и печатная пресса, и интернет-сети (об этом мы писали ранее: [7]). Однако Интернет, вне всякого сомнения, позволяет сегодня достигать наибольшего охвата целевой аудитории, так как ею преимущественно являются представители молодого поколения, нежели среднего и старшего. Следовательно, учреждения высшего и среднеспециального образования должны обратить на этот канал информирования своих потребителей особенно пристальное внимание. Но нельзя сбрасывать со счетов и другие каналы, способы рекламирования себя и своих услуг, направленные, прежде всего, на родителей и других родственников будущих абитуриентов и иных потребителей ОУ, потому что в большом количестве случаев на выбор вуза или другого учреждения образования большое влияние оказывают именно родственники.
Как было уже отмечено, у Интернета имеются почти неограниченные возможности для рекламирования образовательных услуг. Например, можно назвать такие весьма популярные сегодня социальные сети, как ВКонтакте, Facebook, YouTube, Instagram и др., которые позволяют вести в них собственные паблики или каналы, соответственно, встраивать в них специальную рекламу. При этом следует помнить, что реклама рекламе рознь. Так, одной из самых эффективных видов рекламы сегодня считается нативная реклама. Объясняется это, во-первых, тем, что она содержит больше информационного или познавательного контента, нежели рекламного, и, во-вторых, она воспринимается более позитивно, не вызывая при этом отторжения и ощущения навязывания. В ленте новостей социальной сети ВКонтакте
нативная таргетированная реклама используется наиболее часто; рекламное сообщение здесь сливается с основным потоком информации и не бросается в глаза, как, например, реклама, размещающаяся в левом блоке под меню.
Помимо сказанного, наиболее эффективно можно рекламировать образовательные услуги в социальных сетях. Это можно делать создавая текстовый контент (описание курса, информация о начале занятий и пр.) и прикладывая к нему фото- и/или видеоматериалы. В таком формате целевая аудитория максимально удобно сможет ознакомиться как с информативной, так и с визуальной составляющей записи. Возможность использовать нужный текст, фото- и видеоматериалы имеется как ВКонтакте, так и в Instagram, однако последняя рассчитана, скорее, на визуальное восприятие картинки. В большей мере пользователи Instagram, не открывая всего содержания текста, листают в ленте новостей такие записи, в которых организации сложно уместить всю желаемую для показа информацию.
Есть возможность проводить рекламные кампании в Интернете и с помощью платформ Яндекс Директ и Google Adwords, для чего можно использовать функциональные особенности и возможности контекстной рекламы. Контекстная реклама - это вид рекламы, локализованный внутри поисковой системы и напрямую зависящий от тематики представляющей её веб-страницы и поискового запроса. Работа специалиста заключается в написании популярных ключевых слов для каждой из кампаний, в настройке охвата аудитории, тар-гетинга по территориальному и возрастному признаку, в изменении ставок для рекламных объявлений и визуальном оформления контекстной рекламы. Самое главное для рекламодателя состоит в том, чтобы донести до целевой аудитории значимость, популярность и перспективность рекламируемой услуги. Исходя из грамотно построенной рекламы, потенци-
альные потребители должны будут сделать выбор в пользу того или иного образовательного учреждения и в конечном итоге воспользоваться этой услугой. Так, по правилам проведения эффективных кампаний в Интернете «важно не только определить основные цели бизнеса, но и правильно поставить коммуникационные цели. Необходимо достичь максимального охвата целевой аудитории, вступить с ней в контакт, привлечь её внимание, сформировать отношение к своим продуктам и организации в целом, а затем конвертировать это отношение в действия - покупки» [8, с. 109— 110].
Наконец, как инструмент рекламного продвижения образовательных услуг учебные заведения могут использовать веб-сайты, которые также эффективны в деле доведения до целевых групп общественности нужной им информации, способствующей совершению взаимовыгодных соглашений. По мнению авторов книги «Инновационный маркетинг в сфере услуг высшего образования» С. В. Земляка и Ю. Ю. Савченко, сайт представляет сегодня «один из самых приоритетных инструментов коммуникативной политики в условиях интеграционных процессов» [3, с. 175].
Веб-сайт любой организации — это её визитная карточка. С веб-сайта, как правило, начинается знакомство потребителей с компанией, её товарным предложением, комплексами услуг. Грамотно созданный сайт должен подтолкнуть клиента к совершению покупки, и рекламная формула «AIDA» при оформлении веб-сайта будет актуальна как никогда. Так, сайт должен иметь хороший, продуманный дизайн, соответствующий стилю компании, должен привлекать внимание (Attention) своих посетителей и удерживать его как можно дольше. Он должен быть составлен с учётом всех потребностей и интересов (Interest) своей целевой аудитории, наглядно и доступно представлять свой товарный ассортимент, информацию о ценах, акциях или специальных пред-
ложениях. На сайте должна находиться информация о компании, её истории, сотрудниках, отдельно необходимо выделить конкурентные преимущества компании, так как потенциальный покупатель должен понимать, почему именно здесь он должен совершить покупку или воспользоваться услугами. Цель любой рекламной продукции - пробудить желание (Desire) у посетителя совершить нужное для компании действие (Action). Это является главной составляющей правильно разработанного веб-сайта, необходимым исходом всего процесса взаимоотношений между потенциальным покупателем и организацией (продавцом).
В связи с использованием Интернета как наиболее эффективного канала размещения любой рекламы, в том числе и ОУ, напомним о Федеральном законе № 97-ФЗ, который известен также под названием «Закон о блогерах» [9]. По этому закону, действовавшему до конца июля 2017 года, авторам интернет-ресурсов (сайтов, блогов и пр.), имевшим аудиторию свыше 3 000 пользователей в сутки, требовалось обязательно регистрироваться в Роском-надзоре. В соответствии с названным законом к владельцам сайтов и учётных записей должны были применяться все ограничения, установленные в Российской Федерации для СМИ. Сказанное говорит о том, что все официально зарегистрированные блоги приравнивались к средствам массовой информации.
Как показывает практика, возможности блогов используются сегодня в рекламном бизнесе достаточно широко. Данный факт, как можно с уверенностью предположить, связан с отменой «Закона о блогерах», безусловно, послужившей некоторым толчком к распространению рекламы через популярных владельцев сайтов или учётных записей в социальных сетях. В зависимости от целевой аудитории бло-геры самыми разными способами и весьма небезуспешно презентуют товары или услуги рекламодателя на YouTube, в Instagram, ВКон-
такте, Facebook, а также в других популярных интернет-ресурсах. Можно сделать вывод, что блоги и блогеры являются неофициальными каналами и трансляторами широкого распространения информации, в том числе рекламного характера. Сказанное обусловлено важными достоинствами блогов, среди которых назовём интерактивность и простоту использования данного способа коммуникации. Кроме того, информация, публикуемая в блогах, носит неформальный характер, это также повышает уровень доверия к ним их аудитории [10, с. 51]. Учитывая то обстоятельство, что целевой аудиторией образовательного учреждения являются преимущественно люди молодого возраста, можно резюмировать, что использование блогеров (как лидеров мнений) и их сайтов будет для образовательных организаций верным решением в их рекламной деятельности с целью формирования своего имиджа.
Следует заметить, что при разработке плана любого рекламного или PR-мероприятия необходимо всегда учитывать особенности, черты, предпочтения, желания и стремления целевой аудитории. Ведь кто, как не потребители, создают рынок спроса, в том числе и образовательных услуг, и определяют дальнейший ход развития деятельности компаний-конкурентов? Соответственно, для подростковой и/или молодёжной аудитории понадобятся одни подходы для успешной коммуникации с ними, а вот для взрослой - абсолютно другие.
Н. А. Пашкус и другие утверждают, что современные условия глобализации образовательных систем, растущая конкуренция на рынке образовательных услуг и ужесточение требований, которые предъявляются к образовательным учреждениям требуют смены основной парадигмы поведения субъектов образовательной деятельности и осуществления перехода к новой для них активной маркетинговой позиции [5, с. 5]. Осознание реалий и требований современного времени, связанных с предложением и реализацией образователь-
ных услуг, должно привести образовательные учреждения к формированию собственного рынка ОУ, к эффективному применению различных современных инструментов рекламы и связей с общественностью, стратегическому продвижению своих ОУ для коммуникации с целевой аудиторией. Кроме того, уточняют авторы упомянутого учебного пособия, активная маркетинговая позиция предполагает формирование образовательными учреждениями устойчивых каналов маркетинговых коммуникаций, выявление и обоснование стержневой компетенции образовательного учреждения, создание его торговой марки и даже устойчивого образовательного брэнда [5, с. 5-6].
Таким образом, образовательные учреждения как производители соответствующих услуг не могут оставаться на старых позициях, быть незаинтересованными в качестве предоставляемых ими услуг и не соответствовать реальным потребностям рынка ОУ. В противном случае непонимание или недопонимание сло-
жившихся реалий на рынке образовательных услуг, нежелание оперативно реагировать на насущные требования времени, нежелание или неумение/неспособность менять стратегию и тактику коммуникации с целевой аудиторией может привести, как минимум, к снижению конкурентоспособности образовательного учреждения.
В современное время, время появления новых коммуникационных технологий в digital -сфере, для привлечения новых клиентов (целевой аудитории), повышения известности, узнаваемости и продвижения своих услуг любое образовательное учреждение, помимо классических средств, должно использовать онлайн-средства продвижения. Для этого необходимо постоянно следить за тенденциями развития рекламной и PR-деятельности в области образовательных услуг, а также хорошо понимать специфику той сферы, в которой эти услуги предоставляются.
Библиографический список
1. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 944 с.
2. Тульчинский, Г. Л. PR в сфере культуры и образования: учебное пособие / Г. Л. Гульчинский. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2011. -576 с.
3. Земляк, С. В. Инновационный маркетинг в сфере услуг высшего образования / С. В. Земляк, Ю. Ю. Савченко. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. - 308 с.
4. Кайдашова, А. К. К вопросу об особенностях маркетинга в сфере образовательных услуг высшей школы / А. К. Кайдашова, В. К. Чертыковцев. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-ob-osobennostyah-marketinga-v-sfere-obrazovatelnyh-uslug-vysshey-shkoly (дата обращения: 23.09.2018).
5. Пашкус, Н. А., Маркетинг образовательных услуг: учебное пособие / Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус, М. П. Соловейкина, Л. В. Чебыкина. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 112 с.
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.09.2018).
7. Королькова, Е. Д. Особенности рекламного продвижения образовательных услуг / Е. Д. Королькова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2018. - N° 26. - С. 40-42.
8. Умаров, М. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила / М. Умаров. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 230 с.
9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: Федеральный закон № 97-ФЗ; принят Госдумой в третьем чтении 22 апреля 2014 г.; одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 г. (подписан Президентом Российской Федерации 5 мая 2014 г.; официально вступил в силу 1 августа 2014 г.). - URL: https://210fz.ru/zakon-o-smi-i-bloggerax/ (дата обращения: 23.09.2018).
10. Ульяновский, А. В. Реклама в сфере культуры: учебное пособие / А. В. Ульяновский. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2012. - 520 с.
© Королькова Е. Д., 2019