Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в обучении иностранных студентов в белорусском государственном медицинском университете'

Современные образовательные технологии в обучении иностранных студентов в белорусском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в обучении иностранных студентов в белорусском государственном медицинском университете»

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019, ТОМ 18, №1

Основная проблема, которая возникает при подготовке новых учебников - кто, какой квалификации, с каким педагогическим стажем, опытом работы готовит эти учебники? К сожалению, в большинстве случаев инициацией написания учебника служит необходимость получения звания доцента или профессора лицами, имеющими только опыт научных исследований и недостаточный педагогический стаж. При этом в качестве основы для учебника служат курсы лекций, которые содержат материал в сжатой форме, в виде только терминов, определений, понятий, классификаций. Сжатая форма изложения материала не дает возможности студентам самостоятельно овладевать материалом дисциплины. Далее, авторы к такому сжатому изданию добавляют заимствованные фотографии, рисунки, схемы из учебников прошлого века, при этом не делая никаких ссылок, нарушают авторские права. Другой вариант «быстрых иллюстраций учебников» - перевод англоязычных схем, рисунков или получение их из интернета с последующим присвоением себе авторских прав. Иногда доходит до смешного в случаях, когда автор, взяв фотографии из электронных ресурсов, обрезает с использованием компьютерной программы место указания авторских прав, дарит это издание с ними действительному автору этого материала. Другой пример, профессор, рецензируя диссертацию, учебник, учебное пособие, обнаруживает в ней свои собственные рисунки, схемы из монографий, учебников без ссылок на автора. Или третий пример: российским профессором паразитологом Н.А. Холодковским в 1899 г. была получена фотография целого свиного цепня, которая последние годы широко используется практически во всех учебниках по паразитологии, но очень редко делается авторская ссылка.

Заключение. Таким образом, подготовка новых учебников требует, в первую очередь, наличия высококвалифицированных кадров, имеющих ученое звание профессора или доцента, значительный педагогический стаж, опыт работы, знающих современные инновационные подходы к преподаванию дисциплин. Эти специалисты должны владеть информацией об учебниках сходной тематики, издаваемых не только в 21, но и изданных в 20 веке, а также владеть современными компьютерными технологиями для создания собственного, авторского иллюстративного материала или в авторский коллектив должны включаться сотрудники, владеющие таковыми знаниями. Новые издания должны проходить детальную компьютерную проверку на плагиат. Обязательно включение в базу данных программ «антиплагиат» изданий 70-90-х годов 20 века по сходной тематике, а также кафедральных курсов лекций, учебных пособий, учебников. При соблюдении вышеуказанных условий возможна подготовка и издание действительно качественных, конкурентоспособных новых национальных учебников.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ГОЛЬЦЕВ М. В., КУХАРЕНКО Л. В., ГОЛЬЦЕВА М. В., ГУЗЕЛЕВИЧ И.А.

Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск, Республика Беларусь

Внедрение практикоориентированных технологий является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки иностранных студентов в медицинском вузе. Это предполагает переход от информативных форм и методов обучения к активным, а также переориентацию от знаниевого к деятельностному подходу и к поиску возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями. В данной работе рассматривается ряд практикоориентированных технологий в обучении иностранных студентов на английском языке базовых предметов, лежащих в основе медицинского образования с учетом превращения современной клиники в высокотехнологический научно-производственный комплекс - физики, математики, биофизики, медицинской и биологической физики, информатики в медицине. Преподавание вышеуказанных предметов для иностранных студентов выстроилось в успешно применяемую двухэтапную систему: довузовская подготовка - университет, с разделением студентов и процесса преподавания на два направления - преподавание на русском языке и преподавание на английском языке. В каждом тематическом разделе обязательно приводится

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N1

пример практического использования в медицине данного физического явления или математической операции. Также указываются междисциплинарные связи, как физическое явление или метод используется в физиологии, терапии, хирургии и других медицинских науках.

На качество современного образовательного процесса существенное влияние оказывает применение практикоориентированных инновационных и информационных технологий, электронных образовательных ресурсов в условиях информатизации общества. Применение созданных электронных образовательных ресурсов и различных инфокоммуникационных методик дистанционного обучения обеспечивают принцип «образование без границ» и в этом смысле представляет собой уникальную технологию, совмещающую адресный подход и хорошее методическое обеспечение [1].

Внедрение информационных технологий в лабораторном практикуме [2] позволяет в интерактивном режиме знакомить студентов с новыми современными практическими методами исследований, проводимых в ведущих научных центрах. Студент работает в режиме online согласно задачам лабораторной работы, через рабочее окно программы WSxM с многооконным интерфейсом, а использование платформы LMS MOODLE позволяет использовать интерактивную лабораторную работу без привлечения дорогостоящего оборудования. Использование компьютерных технологий и дистанционных форм обучения с использованием сети Интернет в лабораторном практикуме по медицинской и биологической физике позволяет не только знакомить студентов с современными микроскопическими методами физических исследований в интерактивном режиме и инновационными технологиями, но и приобретать практические навыки прямой визуализации как отдельных клеток, так и структуры клеточной мембраны с помощью атомно-силовой микроскопии на наноуровне. В этих условиях студенты вместо аудиторных лабораторных занятий в традиционном понимании используют технологию дистанционного управления экспериментом и контроля за параметрами высокотехнологичного оборудования в научных центрах или центрах коллективного пользования.

Особое место в обучении иностранных студентов занимают электронные образовательные ресурсы в виде электронных учебно-методических комплексов на английском языке на базе платформы LMS MOODLE, признанной во многих странах и поэтому понятной иностранным студентам, предоставляющей следующие возможности:

- размещение на курсе учебных материалов любых форматов: текстовые материалы, рисунки, графики, аудио- и видео-файлы, презентаций Power Point, в виде текстовых документов PDF, iSpring Suite, аудио- и видео-фрагменты лекций или другие учебные материалы в аудио/видео-формате;

- организация среды интерактивного общения учителя и учащихся - проведение обсуждений и диспутов, совместная творческая деятельность учащихся по созданию интеллектуального продукта;

- создание эффективной системы контроля знаний: задания, опросы, тесты, лекции, семинары, наличие управляющих параметров позволяют разработчику провести точную настройку условий контроля или тренинга.

Белорусский государственный медицинский университет согласно решению республиканской конкурсной комиссии по проведению конкурса «Лучший экспортер года» был награжден поощрительными дипломами конкурса «Лучший экспортер 2015 года», «Лучший экспортер 2016 года» и «Лучший экспортер 2017 года», а также занял одну из лидирующих позиций в номинации «Услуги», всего же с 2010 года темп роста экспорта образовательных услуг составил 300%. Десятилетний опыт преподавания на английском языке, использование современных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и элементов дистанционного обучения с использованием информационных технологий, применение модульно-рейтинговой оценки знаний студентов показало их актуальность для практикоориентированного обучения иностранных студентов.

Литература

1. Гутман, С. Образование в информационном обществе / С. Гутман. - СПб. : Рос. нац. б-ка, 2004. - 96 с.

2. Гольцев, М. В. Применение инновационных интерактивных и дистанционных форм обучения с внедрением результатов научных исследований преподавателей в учебный процесс в Белорусском государственном медицинском университете / М. В. Гольцев, Л. В. Кухаренко, М. В. Гольцева // Университеты и общество. Сотрудничество и развитие университетов в XXI веке : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. ун-тов, Москва, 23-24 апр. 2010 г. - М., 2011. - С. 472-478.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.