Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы подготовки новых практикоориентированных медицинских учебников и учебных пособий'

Проблемы и перспективы подготовки новых практикоориентированных медицинских учебников и учебных пособий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы подготовки новых практикоориентированных медицинских учебников и учебных пособий»

VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2019, VOL. 18, N1

обучения. Схожие задания можно составлять для других клинических дисциплин.

Использование представленных задач даже в бумажном варианте на занятиях цикла «Онкология» в Гомельском государственном медицинском университете показало значительную эмоциональную активизацию участников. Возникали дискуссии по вопросу задания, сомнения в дальнейшем действии становились поводом для запросов в бумажные и электронные источники информации. Разбор удачных и ошибочных решений проходил в духе конструктивного диалога, а последующий опрос показывал более глубокое усвоение знаний.

Заключение. Внедрение мобильных технологий в учебный процесс в форме электронных ситуационных задач позволяет повысить качество преподавания за счёт оперативной реализации обратной связи, обеспечивает информационную и методическую поддержку практических занятий, предоставляет более качественные услуги в части организации обучения.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ НОВЫХ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

БЕКИШ В.Я., ЗОРИНА В.В.

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

С начала 21 века в Республике Беларусь ведется активная подготовка национальных учебников по дисциплинам, преподаваемым в медицинских вузах. Созданы авторские коллективы, включающие ведущих специалистов, профессоров по преподаваемым дисциплинам. Объединенными усилиями профессорского состава кафедр разных медицинских вузов Республики Беларусь проводится подготовка современных учебников нового формата. Новые национальные учебники построены по модульному принципу, соответствуют модулям типовых программ и, для получения грифа, в обязательном порядке проходят рецензирование и проверку в медицинских вузах, ГУО «Республиканский институт высшей школы», а также в Министерстве образования.

При подготовке новых учебников, учебных пособий возникает ряд проблем, которые снижают качество этих изданий и делают их неконкурентоспособными по сравнению с таковыми, выпускаемыми российскими авторами.

При создании национальных учебников в авторских коллективах происходят разногласия в работе, обусловленные наличием у каждого из авторов своего, уже готового, неоднократно переизданного учебного пособия или учебника. Не всегда авторы национального учебника имеют единую точку зрения на последовательность изложения материала, а также на его объем. В то же время студент должен иметь возможность готовиться не только по одному изданию, но и по другим его аналогам.

Высшее образование находится недалеко от границы начала 21 века, которое жестко отграничило новое, современное, полученное на протяжении последних 18 лет, и оставило «устаревшее», «неперспективное», «советское» в 20 веке [8]. Поэтому при упоминании в списке литературы учебника конца 20 века, подготовленного профессором, членом-корреспондентом, академиком, его уже считают «старым» и требуют заменить на новое, современное издание, даже не обращая внимание на квалификацию авторов, которые его подготовили. При таком отношении к «старым» учебникам получается, что только за последние 18 лет были сделаны основные открытия в биологии и медицине, а также подготовлены лучшие кадры высшей квалификации для написания новых учебников. Такой подход неправильный и неуважительный по отношению к профессорско-преподавательскому составу вузов, которые подготовили учебники всего 18-20 лет назад. Кроме того, в России и нашей республике отмечаются случаи плагиата. Новые авторы используют тексты старых учебников 60-70-х годов прошлого века уже умерших ученых или старых кафедральных изданий. При этом эти нечистоплотные авторы надеются, что родственники не заметят плагиата. Большинство таких ситуаций заканчиваются судебными разбирательствами.

ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2019, ТОМ 18, №1

Основная проблема, которая возникает при подготовке новых учебников - кто, какой квалификации, с каким педагогическим стажем, опытом работы готовит эти учебники? К сожалению, в большинстве случаев инициацией написания учебника служит необходимость получения звания доцента или профессора лицами, имеющими только опыт научных исследований и недостаточный педагогический стаж. При этом в качестве основы для учебника служат курсы лекций, которые содержат материал в сжатой форме, в виде только терминов, определений, понятий, классификаций. Сжатая форма изложения материала не дает возможности студентам самостоятельно овладевать материалом дисциплины. Далее, авторы к такому сжатому изданию добавляют заимствованные фотографии, рисунки, схемы из учебников прошлого века, при этом не делая никаких ссылок, нарушают авторские права. Другой вариант «быстрых иллюстраций учебников» - перевод англоязычных схем, рисунков или получение их из интернета с последующим присвоением себе авторских прав. Иногда доходит до смешного в случаях, когда автор, взяв фотографии из электронных ресурсов, обрезает с использованием компьютерной программы место указания авторских прав, дарит это издание с ними действительному автору этого материала. Другой пример, профессор, рецензируя диссертацию, учебник, учебное пособие, обнаруживает в ней свои собственные рисунки, схемы из монографий, учебников без ссылок на автора. Или третий пример: российским профессором паразитологом Н.А. Холодковским в 1899 г. была получена фотография целого свиного цепня, которая последние годы широко используется практически во всех учебниках по паразитологии, но очень редко делается авторская ссылка.

Заключение. Таким образом, подготовка новых учебников требует, в первую очередь, наличия высококвалифицированных кадров, имеющих ученое звание профессора или доцента, значительный педагогический стаж, опыт работы, знающих современные инновационные подходы к преподаванию дисциплин. Эти специалисты должны владеть информацией об учебниках сходной тематики, издаваемых не только в 21, но и изданных в 20 веке, а также владеть современными компьютерными технологиями для создания собственного, авторского иллюстративного материала или в авторский коллектив должны включаться сотрудники, владеющие таковыми знаниями. Новые издания должны проходить детальную компьютерную проверку на плагиат. Обязательно включение в базу данных программ «антиплагиат» изданий 70-90-х годов 20 века по сходной тематике, а также кафедральных курсов лекций, учебных пособий, учебников. При соблюдении вышеуказанных условий возможна подготовка и издание действительно качественных, конкурентоспособных новых национальных учебников.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ГОЛЬЦЕВ М. В., КУХАРЕНКО Л. В., ГОЛЬЦЕВА М. В., ГУЗЕЛЕВИЧ И.А.

Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск, Республика Беларусь

Внедрение практикоориентированных технологий является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки иностранных студентов в медицинском вузе. Это предполагает переход от информативных форм и методов обучения к активным, а также переориентацию от знаниевого к деятельностному подходу и к поиску возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями. В данной работе рассматривается ряд практикоориентированных технологий в обучении иностранных студентов на английском языке базовых предметов, лежащих в основе медицинского образования с учетом превращения современной клиники в высокотехнологический научно-производственный комплекс - физики, математики, биофизики, медицинской и биологической физики, информатики в медицине. Преподавание вышеуказанных предметов для иностранных студентов выстроилось в успешно применяемую двухэтапную систему: довузовская подготовка - университет, с разделением студентов и процесса преподавания на два направления - преподавание на русском языке и преподавание на английском языке. В каждом тематическом разделе обязательно приводится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.