Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в образовательном процессе высшей школы'

Современные образовательные технологии в образовательном процессе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER EDUCATION / ТРАДИЦИОННЫЕ / TRADITIONAL / СОВРЕМЕННЫЕ / MODERN / ЛЕКЦИИ-ДИСКУССИИ / DISCUSSIONS / БАКАЛАВРИАТ / BACCALAUREATE / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LECTURES / THINKING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна

В данной статье автор рассматривает вопросы, связанные с образовательными технологиями, которые используются в практике подготовки педагогических кадров в вузе на основе собственного опыта в рамках профессионально-педагогической деятельности в Хакасском госуниверситете им. Н.Ф. Катанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION

In this article the author examines the issues related to educational technologies, which are used in the practice of teacher training at university on the basis of their own experience within the professional and educational activities in the Khakassia State University named after N. Katanov.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в образовательном процессе высшей школы»

2. Жарова, А.В. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе / А.В. Жарова, Т.П. Колоскова // Концепт. Выпуск № 11 (27). - 2013. - С. 46 - 50. Bibliograficheskij spisok

1. Amosova, N.O. Refleksivnye mekhanizmy sohraneniya psihologicheskogo zdorov'ya v studencheskom vozraste / N.O. Amosova // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitetaim. A.I. Gercena. Vypusk № 77, 2008. - S. 241 - 245.

2. ZHarova, A.V. Rol' centrasocial'no-psihologicheskoj pomoshchi v sohranenii zdorov' yauchastnikov obrazovatel'nogo processa v vuze / A.V. ZHarova, T.P. Koloskova // Koncept. Vypusk№ 11 (27). -2013. - S. 46 - 50.

Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

Frokol Anna - Senior Lecturer, State University of Tuva, Kyzyl, E-mail: [email protected]

Ооржак Лариса Николаевна - к. псих.н., старший преподаватель, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected].

Oorzhak Larisa - Candidate of Psychological sciences (PhD), senior lecturer, State University of Tuva, Kyzyl, E-mail: [email protected].

УДК 37.378.14

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Султанбаева К.И.

Хакасский государственный университет, Абакан

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION

Sultanbaeva K.I.

Khakassia State University, Abakan

В данной статье автор рассматривает вопросы, связанные с образовательными технологиями, которые используются в практике подготовки педагогических кадров в вузе на основе собственного опыта в рамках профессионально-педагогической деятельности в Хакасском госуниверситете им. Н.Ф. Катанова.

Ключевые слова: образовательные технологии, педагогическое образование, традиционные, современные, лекции-дискуссии, бакалавриат, мыслительная деятельность.

In this article the author examines the issues related to educational technologies, which are used in the practice of teacher training at university on the basis of their own experience within the professional and educational activities in the Khakassia State University named after N. Katanov.

Key words: educational technology, teacher education, traditional, modern, lectures, discussions, baccalaureate, thinking activity.

Реформирование отечественной системы высшего образования, осуществляемое в контексте идей Болонского процесса, ориентировано на качество подготовки специалистов, обладающих общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями, заявленными в требованиях ФГОС ВПО. В педагогическом образовании высшей школы обнаруживаются противоречия между требованиями ФГОС к формированию у будущих педагогов системы компетенций в контексте социально-рыночных отношений и сложившимися традициями подготовки в российских вузах, в частности, в провинциальных учебных заведениях, являющихся зачастую единственным региональным центром подготовки специалистов. Собственно нормативно утвержденный термин «образовательные услуги» предполагает возникновение деловых взаимозависимых отношений субъектов образования (например, в диаде «преподаватель-студент») как некоего подобия товарно-денежных отношений. Между тем, в педагогических традициях отечественной высшей школы одной из ведущих являлась «традиция учительского социального служения, определявшего престиж в обществе учительской профессии, отнесение учительства к наиболее культурной элите и общественно активной части отечественной интеллигенции...» [1].

В настоящее время вследствие диктата рыночной экономики в образовательном процессе высшей школы происходят существенные изменения, требующие применения иных педагогических технологий, в отличие от традиционных, утвердившихся исторически. Проблемы подготовки специалиста в вузе, на наш взгляд, начинаются еще в школе. В педагогические вузы зачастую поступают немотивированные абитуриенты, для которых важнее иметь диплом о высшем образовании, нежели овладение содержательным компонентом образования, формирующим профессиональную компетентность студента с первых дней обучения. Соответственно необходимо как можно раньше включать будущего педагога (психолога, логопеда, воспитателя) в социокультурный контекст вуза разными путями и способами. Иначе говоря, речь идет о выборе оптимальных образовательных технологий в системе профессионально-педагогической подготовки. Под образовательными технологиями подразумевают:

• «определенные образовательные системы или авторские методики» [2], характеризующиеся наличием сильного «личностного момента» со стороны преподавателя;

• «решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению» [там же];

• «системный метод воспроизведения педагогического процесса на основе апробированных и логически выстроенных процедур обучения и

воспитания, оптимизирующих образовательный процесс, с определенной степенью вероятности обеспечивающий получение планируемых результатов» [там же];

• «совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов» [там же].

Как видно из определений, сущностными признаками образовательной технологии являются заданность диагностируемых целей, системная воспроизводимость педагогического процесса (обучения и воспитания), планируемость, оптимизация образовательного (педагогического) процесса. Личностный (субъектный) фактор явно присутствует только в авторских системах, рассматриваемых также и как образовательная технология, что является дискуссионным.

В нашем понимании образовательная технология представляет собой совокупность методов, приемов и средств, также процесс решения дидактических задач, выбираемых преподавателем с учетом конкретных социокультурных условий, включительно собственные профессионально-педагогические возможности (педагогическое мастерство, практический опыт, уровень научно-методической, организационно-методической компетентности и др.). Личность преподавателя как организатора, источника информации, примера-образца рассматриваем неотъемлемой составляющей целостного образовательного процесса. Соответственно, роль и значимость фигуры преподавателя в подготовке специалистов даже при наличии самого высококлассного технического оборудования незаменима.

В данной работе, не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех образовательных технологий (они полно описаны в трудах В.П. Беспалько, В.М. Кларина, Г.К. Селевко, С.Д. Смирнова, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина и др.), используемых в практике подготовки педагогических кадров в вузе, обратимся к накопленному собственному опыту в рамках профессионально-педагогической деятельности в Хакасском госуниверситете им. Н.Ф. Катанова. Условно разделим наиболее активно функционирующие образовательные технологии в педагогическом образовании на две категории: традиционные и современные, при этом помня об этнорегиональной и социокультурной специфике каждого образовательного учреждения, требующих особого изучения.

Характеристика основных признаков традиционных технологий подготовки будущих педагогов в вузе Характеристика основных признаков современных технологий подготовки будущих педагогов в вузе

Форма обучения: лекционно-семинарская, практическая; лабораторные практикумы с решением педагогических задач и ситуаций; Методы и приемы чтение лекции под запись, рассказ, беседа, приведение наглядных примеров, Форма обучения: лекционно-семинарская с использованием мультимедиатехнологий; тренинговые занятия в группе; Методы и приемы обсуждение содержания лекции с преподавателем после ее предварительного

обсуждение, элементы дискуссии; сочетание индивидуального обучения с групповым и коллективным, консультирование, выполнение письменных заданий, конспектирование, коллоквиум, анализ преподавателем результатов и

др.

Результативность: специалист подготовлен к выполнению профессиональных обязанностей в контексте государственно-общественного заказа, обладает системно-аналитическими умениями и навыками, готов к исполнительской и воспроизводящей деятельности в рамках профессиональной квалификации, но затрудняется в творческом самовыражении и выдвижении инициативных проектов.

изучения на сайте вуза, подготовка и защита индивидуального портфолио с педагогическими материалами, беседа, обсуждение индивидуальных (групповых) проектов по плану преподавателя, консультирование, использование

мультимедиатехнологий, реферирование, дискуссия, деловая (ролевая) игра, мозговой штурм, кейс-метод, рефлексия и др.

Результативность: специалист подготовлен к выполнению профессиональных обязанностей в контексте государственно-общественного заказа, обладает ярко выраженной индивидуальной позицией, способностями применять современные мультимедиатехнологии, компетентен в частных вопросах педагогики и образования, инициативен, самостоятелен, творчески ориентирован, но затрудняется в глубокой аналитической оценке педагогических процессов._

Как нам представляется, такие функции образовательного процесса в вузе как социализирующая, интегрирующая и инкультурация личности в реальное историко-культурное пространство со всеми сложными противоречиями и проблемами заслуживают специального рассмотрения. При этом заметим, что современные образовательные технологии, включающие активные методы (защита проекта, моделирование, дискуссия, игровые технологии, тренинг, рефлексия и т.д.) в психолого-педагогическом образовании, применяемые в системе, требуют постоянного самообразования и самоподготовки преподавателя, продумывания разных сторон профессиональной деятельности: целеполагающей, процессуальной, оценочно-контрольной в сочетании с научно-методической, научно-организационной и научно-исследовательской направлениями. Каким образом возможно находить на все это время? Ответ неоднозначный.

Одним из временных ресурсов считаем использование лекции-дискуссии (лекции-беседы или лекции-консультации) в отведенное по расписанию время. После первых-двух лекций студентам рекомендуем заранее познакомиться с содержанием наших лекций с сайта университета, подготовить вопросы по непонятным моментам и во время встречи обсуждать информацию. В частности, при преподавании дисциплин теоретической или практической педагогики для первого и второго курсов бакалавриата по педагогическому направлению используем дискуссионные приемы во время обсуждения сложных проблем. Зачастую аппелируем к социальному опыту студентов в качестве примера для формирования адекватного педагогического мышления. Стимулирующим моментом в начале является оценивание качества задаваемого вопроса.

Результативность на первых этапах разная, однако, к третьему и четвертому годам обучения студенты осваивают предлагаемое содержание: без страха комментируют педагогические ситуации, анализируют свои поступки

с точки зрения воспитания и культурно-нравственных норм. В конце учебного семестра до формального итогового контроля предлагаем обучающимся оценить в свободном рефлексивном сочинении степень самостоятельности в связи с самоподготовкой и новой для студентов технологией проведения лекций. Отметим, что не все студенты желают работать по такой технологии, из группы в 28 человек, около 30% предпочли бы традиционную лекцию, объясняя это большой нагрузкой на них (не успевают готовиться и к семинарам и лекции одновременно), среди таких студентов много имеющих слабое здоровье и физическую незакаленность. Этот фактор заставил несколько изменить работу группы во время лекций: разрешить более свободное передвижение в аудитории. Результативность организации лекционно-семинарских занятий в форме дискуссии с применением проблемных ситуаций, мозгового штурма, обсуждением актуальных педагогических проблем, связанных с социальным опытом самих студентов, выявляется в процессе преподавания частных методик, где студенты проявляют наибольшую активность, что отмечено моими коллегами.

В качестве резюме отметим: в преподавании педагогических дисциплин применение образовательных технологий, не активизирующих мыслительную и познавательную деятельность будущего учителя, воспитателя или логопеда, недопустимо в силу специфики педагогической деятельности. При выборе образовательных технологий необходимо руководствоваться не только программными (стандартными) требованиями, но и личностными возможностями себя как преподавателя, представляющего элитарную часть интеллигенции и педагогической науки, также и социокультурными и личностными потенциалами обучающихся, в перспективе рассматривая их как своих коллег.

Библиографический список

1. Шевелев А.Н. Тенденции исторического развития Петербургского учительства в период 19902010гг. // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил. 2011. № 2. С. 84-97.

2. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский Центр «Академия», 2008. 352 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Shevelev A.N. Tendentsii istoricheskogo razvitiya Peterburgskogo uchitelstva v period 1990-2010gg. // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. Nizhnij Tagil. 2011. 2. S. 84-97.

2. Pedagogicheskij slovar: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. / V.I. Zagvyazinskij, A.F. Zakirova, T.A. Strokova i dr.; pod red. V.I. Zagvyazinskogo, A.F. Zakirovoj. M.: Izdatelskij tsentr "Akademiya", 2008. 352 s.

Султанбаева Клавдия Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, E-mail: [email protected]

Sultanbaeva Claudia - Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education of Khakassia State University Institute of Pedagogical Education named after NF Katanov, E-mail: [email protected]

УДК.37.018.1 (571.51/.52)

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ТУВИНСКОЙ СЕМЬЕ

Султанбаева К.И.

Хакасский государственный университет, г. Абакан

THE EXPERIENCE OF ETHNOCULTURAL RESEARCH IN A MODERN TUVAN FAMILY

Sultanbaeva K.I.

Khakass State University, Abakan

В статье представлена часть материалов эмпирического исследования этнопедагогических традиций в семейном воспитании тувинского этноса по г. Кызылу.

Ключевые слова: этническая культура, этнопедагогические традиции, семейное воспитание, тувинский этнос, родной язык, национальные традиции.

The article presents an abstract from the research work on the ethno pedagogical traditions of modern Tuvan people in Kyzyl.

Key words: ethnic culture, ethno pedagogical traditions, family upbringing, Tuvan people, native language, national traditions.

В современных условиях модернизации всей социокультурной жизни общества интерес к народно-семейным традициям российских этносов проявляют не только этнологи, историки и культурологи, но и педагоги образовательных учреждений, занятые в непосредственной образовательной деятельности с детьми и родителями. Родительская общественность регионов также озабочена возрождением национально-культурных традиций, выполняющих многоплановые функции передачи культурных ценностей новым поколениям, и сохранением родного языка в глобализирующемся мире. Вышесказанным обусловлен выбор темы эмпирического исследования на территории Хакасии и Тувы.

Цель исследования была сформулирована, исходя из практической потребности специалистов в получении сведений о функционировании этнопедагогических традиций в семейном воспитании у современных хакасов и тувинцев, проживающих в условиях поликультурной и полиэтнической среды г. Абакана, г. Кызыла и сельских населенных пунктов республик Тувы и Хакасии, с использованием эмпирических методов. Соответственно поставлены задачи исследования, среди которых:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.