общества. Съезд определил основные пути реформирования образования: создание системы непрерывного образования и построение её на государственно-общественных началах, демократизация, гуманизация и многообразие, развитие национального образования, создание эффективного организационно-экономического и правового механизма развития школы, решение социальных вопросов.
Всесоюзный съезд работников народного образования, который проходил в декабре 1988 года стал началом либерального движения, начавшегося в системе образования после застоя. Он дал толчок развитию, в первую очередь, школьного образования, новой педагогической мысли, поднял социальную активность учительства в условиях демократических преобразований.
Источники и литература
1. Национальная педагогическая энциклопедия. Съезды педагогические и по народному образованию. [Электронный ресурс]. URL: https://didacts.ru/termin/sezdy-pedagogicheskie-i-po-narodnomu-obrazovaniyu.html (дата обращения: 05.08.2019).
2. Всесоюзный съезд работников народного образования. Стенографический отчет. 20-22 декабря 1988 г. - М.: Высшая школа, 1990, - 414 с.
3. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.5.
4. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.6.
5. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.2.
6. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.3.
7. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.4.
8. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.7.
9. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.8.
10. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.9.
11. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования. Доклад председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Г. Ягодина Всесоюзному съезду работников народного образования // Учительская газета. - 1988. - 22 дек. - №151. - С.1-4.
УДК. 378.1+378.4
doi: 10.24411/9999-02^-2019-10032
Марианна Монгун-ооловна Оюн Тувинский государственный университет, Кызыл, Республика Тыва, Россия Клавдия Ивановна Султанбаева Хакасский государственный университет
им. Н. Ф. Катанова Абакан, Республика Хакасия, Россия
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТУВИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье представлен авторский взгляд на функционирование этнопедагогических традиций в образовательном процессе Тувинского университета на основе аналитического обзора опубликованных статей-воспоминаний педагогов и руководителей университета. Предпринята попытка показать национальное своеобразие и значимость регионального вуза как центра подготовки квалифицированных кадров в условиях поликультурности.
Ключевые слова: этнопедагогические традиции, педагогическое образование, поликультурность, образовательный процесс вуза.
Marianna Oyun Tuvan state University, Kyzyl, Republic of Tyva, Russia Klavdia Sultanbaeva Khakass State University after N.F. Katanov Abakan, Republic of Khakasia
ETNOPEDAGOGICAL TRADITIONS AT THE TUVA UNIVERSITY
The article presents the authors' point of view on the function of the ethnopedagogical traditions in education of the Tuva University, the analysis of the teachers' and their heads' published works are used. There is an attempt to reveal the national peculiarities of the regional higher school as a center of training qualified specialists for multicultural society presented.
Key words: ethnopedagogical traditions, pedagogical education, multi culturalness, educational process at highest school.
Цель написания данной статьи: показать этнопедагогические традиции в обучении будущих специалистов в Тувинском госуниверситете на основе аналитического обзора научных, научно-популярных работ с воспоминаниями преподавателей, руководителей и студентов.
Предмет исследования: этнопедагогические традиции в образовательном процессе Тувинского государственного университета за период его существования.
Методы исследования: анализ и синтез рефлексивной информации в печатных работах участников образовательного процесса в Тувинском университете, контент-анализ текстов, обобщение и систематизация историко-педагогической, педагогической литературы.
Теоретическая основа работы - это положения герменевтического подхода в интеграции с этнокультурной концепцией М.Б. Кенин-Лопсана, а также этнопедагогическая концепция Г.Н. Волкова и его учеников Г.Д. Сундуй, А.С. Шаалы. Согласно герменевтическому подходу, историко-педагогические тексты трактуются с позиций объективного анализа, с учетом конкретно-исторических ситуаций времени их создания. Рефлексивные выводы в воспоминаниях участников педагогических событий интерпретированы и систематизированы снаучно-педагогической точки зрения, с учетом реального состояния системы образования в советский период. Зафиксированные воспоминания живых участников образовательного процесса в вузе рассматриваются как исторический документ, отражающий личностно значимые события, как состоявшийся исторический факт, имеющий в новом времени важное значение для развития исторической памяти современников. Оценка специфики исторического развития системы высшегообразования требует сравнительно-сопоставительного изучения в целом всей системы на определенном этапе. Мы ограничимся рамками статьи и акцентируем внимание на выше означенной цели.
Актуальность изучения проблемы сохранения преемственности в профессиональной подготовке специалистов для Республики Тува обусловлена естественной потребностью национального субъекта Российской Федерации в саморазвитии и необходимостью обеспечения самобытного культурного развития в условиях глобализации мирового пространства. Как и всякий субъект России, Республика Тува включена в модернизационные процессы со всеми вызовами. Сегодня очевидно, что тенденции к поликультурности и полиэтничности в мировом масштабе имеют амбивалентную природу: с одной стороны, происходит определенная унификация социокультурных норм и процессов, что влияет на развитие взаимопонимания между народами. С другой стороны, стираются этнонациональные различия между ними, угрожая постепенным вытеснением и исчезновением родных языков и прогрессивных национальных традиций.
В сложных взаимосвязанных процессах важно осмыслить идею об уникальности каждой личности и каждого народа, что обусловлено уровнем культурного и цивилизационного развития региона. В этом контексте важно обратить внимание на этнокультурные традиции народа, по сути это есть сердцевина культуры, в них отраженыего самобытная душа, ценностные ориентиры и жизненные принципы, которых придерживались из поколения в поколение наши предки. Как метко отметил академик Г.Н. Волков, «без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания...». Расшифровывая эту формулу («золотое правило» этнопедагогики), ученый пояснял: «.культура и воспитание - в центре, тем более, есть культура воспитания, которая даст выход к традициям - традиционная культура воспитания» [1, с. 28]. Итак, традиции народного воспитания основаны на естественной потребности народа, семьи сохранять и
преемственно передавать самое ценное, сокровенное в семье и роду через традиции. Именно традициям принадлежат функции укрепления родственных, духовных связей между поколениями, представителями различных этносов в межкультурной коммуникации, а также в культуре педагогического взаимодействия. Самым ценным у народа являются его люди, молодое трудоспособное поколение с патриотическими ориентациями. При этом следует ориентироваться на лучшие народные достижения во всех сферах жизни.
Тувинский госуниверситет является основным центром подготовки национальных кадров для республики, для этнокультурного возрождения и развития этнического самосознания тувинского народа, выполняя важнейшую социокультурную и политическую миссию в южно-сибирском регионе. Понятно, что стабильность социально-экономического, культурного развития республики во многом зависит от качества подготовленных специалистов с высшим образованием. Сегодня судьбу национального региона во многом определяют не только политика и экономика, но и система образования. Поэтому чрезвычайный интерес представляют многочисленные публикации авторов -участников и соучастников создания Тувинского государственного университета в 1990-х годах.
В книге «Педагогическое образование в Туве» (Кызыл, 2003) собраны очерки, воспоминания ведущих педагогов, руководителей, студентов о делах минувших, исторических событиях, имеющих продолжение и в настоящий период. Примечательно, что приведенные исторические факты в логической последовательности дают представление о клубке сложных решенных проблем, о педагогах-лидерах, добровольно или по партийному поручению взявших на себя великий труд создать с нуля систему общего, затем и высшего профессионального образования. При этом прослеживается линия преемственности поколений на основе педагогических традиций, которые также создавались многими педагогами с учетом сложившихся обстоятельств. Думается, что нынешним студентам и молодым преподавателям стоит помнить имена великих учителей, внесших неоценимый вклад в развитие высшего образования в Кызыле.
Как и большинство современных университетов в регионах, Тувинский госуниверситет «вырос» из Кызылского педагогического института в 1995 году. Педагогические традиции в образовательном процессе вуза, как свидетельствуют записанные в книге воспоминания, развивались не только под влиянием извне, но «опирались на свои собственные ресурсы и возможности традиционной педагогической культуры, созданной древними соплеменниками, предками тувинского народа.» [3,с. 70]. Среди первых ученых, посвятивших себя изучению истории народного образования, следует назвать Н.А. Сердобова. Его монография «Народное образование в Туве» (1953) и сегодня продолжает служить источником изучения истории педагогики и образования.
К. Б. Салчак одним из первых в педагогике осветил этнопедагогическую культуру тувинцев, их народно-педагогические воззрения и воспитательные традиции, познакомив широкую педагогическую общественность с самобытной педагогической воспитательной системой. В современном образовательном процессе на лекциях по педагогике и этнопедагогике игнорировать его выводы и примеры невозможно.
Первые ученые-преподаватели Тувы опирались на народно-педагогические традиции в своей практической деятельности. Наглядно об этом пишет известная всей Туве ученая, просветительница Р.Р. Бегзи, внесшая огромный вклад в развитие русско-тувинского двуязычия и разработку методики обучения русскому языку тувинских детей практически на всех этапах общего и высшего образования [3, с. 99-121]. Она писала: «Итак, я разработала концепцию четырех этапов начального обучения тувинскому языку русскоязычных детей - для детсадов, для начальной школы, для средних и старших классов. Каждый этап должен отличаться содержанием вводимого материала, методами обучения, степенью самостоятельности учащихся...Для всех этапов речевая направленность (без излишнего теоретизирования), знакомство с обычаями и традициями тувинцев и, как следствие, гармонизация межнациональных отношений» [3, с. 118]. Идея сохранения преемственности в обучении детей и молодежи на народных традициях и обычаях коренного народа стала одной из ведущих в научно-практической деятельности этого неутомимого труженика, поменявшего перспективу блестящей ученой карьеры в столице на глухой край с множеством бытовых и профессиональных проблем.
Сегодня теоретические и методические разработки этого ученого используются в развитии двуязычного обучения на филологически специальностях на принципах диалога культур. В поликультурной среде это становится необходимым условием успешной социализации специалиста и вообще современного грамотного человека. Этнопедагогическая традиция народа - коллективно и взаимно помогая решать сложные проблемы в условиях рынка «не работает», поскольку рыночные отношения диктуют иные правила: каждый за себя.
В воспоминаниях других участников - свидетелей развития педагогического образования в Туве (Н.Г. Дубровский, Л. К. Будук-оол, Г.Н. Курбатский, Х.Д.-Н. Ооржак, М.А. Хадаханэ и др.) показаны различные аспекты становления и развития высшей школы как социокультурного учреждения. Так, Г.Н. Курбатский особо подчеркнул ценность традиции общения с обучающимися. На личном примере он показал силу влияния личности педагога на студента. «Преподавание русской литературы в национальном вузе сопряжено с немалыми трудностями. Первостепенное значение имеет душевное, внутреннее расположение студентов к русской культуре и литературе, знание русского языка, привычка к чтению художественной литературы, культура чтения, подготовленность к самостоятельному, творческому чтению...» [3, с. 132]. Насколько справедливо это высказывание сегодня применительно к образованию современных студентов, не приходится доказывать. Для нерусского студента нагрузка возрастает вдвойне, если учесть двуязычность его мышления. Практически в каждом документе - воспоминания преподавателей Тувинского университета, где высказаны общие мысли: приоритетность нравственности, духовности личности тех, кто обучает и тех, кто учится; забота о качестве подготовки специалистов независимо от политической ситуации; любовь к своему делу - двигатель общего развития; вера в силу научной мысли, в перспективы своей специальности. Вместе с тем, кризисный этап постсоветского переходного периода, несомненно, оставил свой отпечаток в виде слабой подготовленности части студентов к обучению в вузе, их социальной незрелости.
Наши личные встречи с участниками педагогического процесса в университете показали, что самобытность атмосферы и педагогической деятельности характеризуется активным двуязычием (тувинско-русским) в общении, толерантностью, взаимным уважением и теплыми дружескими отношениями между педагогами и обучающимися. В этом усматриваем проявление и сохранение народно-педагогических традиций в Тувинском госуниверситете.
Таким образом, аналитическое изучение статей, очерков различных личностей, трудившихся и продолжающих педагогическую работу в Тувинском университете, показало, что в образовательном процессе высшей школы присутствуют этнопедагогические традиции, органично вплетенные в системно выстроенный образовательный процесс. Прежде всего, это использование богатства родного языка в профессиональном обучении наряду с классическим русским языком. Согласимся с патриархом этнопедагогики Г.Н. Волковым, что «Родное слово является не только свидетельством надежных жизненных сил народа, но есть именно сама жизнь народа» [2, с. 237]. Затем, взаимное уважение и бережное отношение к личности будущего специалиста, забота о его благополучном самочувствии. Основу народно-педагогических традиций составляет любовь к своему делу, что воспитывается и культивируется в профессиональном образовании личным примером преподавателей.
Источники и литература
1. Волков Г. Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. Москва-Элиста: АПП «Джангар», 2003, 416 с.
2. Калмыцкая биография академика Г. Н. Волкова: сб. материалов / Калм. гос. ун-т; отв. ред. Г. М. Борликов; авт.-сост. А. Б. Панькин. Элиста: КГУ, 2007, 288 с.
3. Педагогическое образование в Туве: научная мысль. История. Люди. Кызыл: Тувинское книжное издательство. 2003. 256 с.
4. Ондар У. Летопись Тывинского госуниверситета // Башкы. 1998. № 1. С. 75.
УДК 373.1(571.52)
doi: 10.24411/9999-021А-2019-10033
Оксана Петровна Оюн Тувинский государственный университет г. Кызыл, Республика Тыва, Россия
О РЕЗУЛЬТАТАХ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2019 г.
В статье представлен анализ результатов Единого государственного экзамена по обществознанию в Республике Тыва за 2019 год. Проанализированы результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки, продемонстрировавших как наиболее высокие, так и низкие результаты ЕГЭ обществознанию. Представлен анализ выполнения отдельных заданий.