Научная статья на тему 'Декабрьский съезд учителей 1988 года – шаг к обновлению школы'

Декабрьский съезд учителей 1988 года – шаг к обновлению школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народное образование / общественно-педагогическое движение / учительский съезд / школа. / public education / social pedagogical movement / teacher congress / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Михайловна Очур

Рассмотрены съезды учителей в исторической ретроспективе, особое внимание уделено Всесоюзному съезду работников народного образования, который проходил в декабре 1988 г. в Москве. Отмечено, что съезд провозгласил курс на демократизацию, гуманизацию и многообразие в образовании. Сделан вывод о том, что он стал съездом нового формата, новой педагогической мысли в условиях демократических преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECEMBER CONGRESS OF TEACHERS OF 1988 - STEP TO UPDATE SCHOOL

The article is devoted to congresses of teachers in historical retrospective. The author paid special attention to the All-Union Congress of Public Education Workers, which was held in Moscow in December 1988. It is noted that the congress proclaimed a course on democratization, humanization and diversity in education. The author came to the conclusion that this congress has acquired a new format of modern pedagogical thought in the context of democratic transformations.

Текст научной работы на тему «Декабрьский съезд учителей 1988 года – шаг к обновлению школы»

5. Терешкович П.В. Нация // Всемирная энциклопедия: философия /сост. А.А. Гришанов -Мн.: Харвест, 2001. 1312 с.

6. Тишков В.А. Нация // Новая философская энциклопедия / Институт философии АН РАН - М.: Мысль, 2010. Т. III.

УДК37.075

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10031

Надежда Михайловна Очур Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия

ДЕКАБРЬСКИЙ СЪЕЗД УЧИТЕЛЕЙ 1988 ГОДА - ШАГ К ОБНОВЛЕНИЮ ШКОЛЫ

Рассмотрены съезды учителей в исторической ретроспективе, особое внимание уделено Всесоюзному съезду работников народного образования, который проходил в декабре 1988 г. в Москве. Отмечено, что съезд провозгласил курс на демократизацию, гуманизацию и многообразие в образовании. Сделан вывод о том, что он стал съездом нового формата, новой педагогической мысли в условиях демократических преобразований.

Ключевые слова: народное образование, общественно-педагогическое движение, учительский съезд, школа.

Nadezhda Ochur Tuvan state University, Kyzyl, Republic of Tyva, Russia

DECEMBER CONGRESS OF TEACHERS OF 1988 - STEP TO UPDATE SCHOOL

The article is devoted to congresses of teachers in historical retrospective. The author paid special attention to the All-Union Congress of Public Education Workers, which was held in Moscow in December 1988. It is noted that the congress proclaimed a course on democratization, humanization and diversity in education. The author came to the conclusion that this congress has acquired a new format of modern pedagogical thought in the context of democratic transformations. Keywords: public education, social pedagogical movement, teacher congress, school

В России съезды учителей и работников народного образования играли ведущую роль в развитии общественно-педагогического движения и педагогической мысли, стимулируя поиск нового и обмен опытом. Первые учительские съезды стали созываться земствами в 60-е годы XIX века. Это было время начала становления общественно-педагогического движения в России. На съездах читали лекции, проводили открытые занятия, обсуждали вопросы, обменивались опытом, проходили курсы повышения уровня профессиональной подготовки учительства. В 1880-е годы съезды приобрели еще более активный характер: в их работе стали принимать участие знаменитые педагоги, преподаватели и студенты университетов, в повестку дня включали вопросы условий жизни и быта учителей, улучшения дел школ.

В начале XX века возникли сотни учительских организаций и союзов, состоялось большое число учительских собраний, съездов и митингов. Они были пронизаны лозунгами революций. Их стали отличать плюрализм мнений, открытость борьбы, критика государственной образовательной политики. Учительские съезды стали иметь разные направления и тематику. Например, созывались съезды, посвященные деятельности различных учебных заведений - коммерческим, духовным и т.д. Интерес у общественности вызывали съезды, где рассматривали вопросы женского образования и семейного воспитания. Большую группу составляли съезды учителей-предметников, которые созывались по отдельным учебным округам и во всероссийском масштабе. Учителя обсуждали вопросы методики преподавания предмета, использования новых методов и приемов в обучении.

В первые годы советской власти учительские съезды обрели еще больше популярность. Они определяли пути развития новой школы, привлекали педагогов на сторону советской власти, мобилизовывали их силы на творческую педагогическую работу.

В 1918 году был создан отдел съездов Наркомпроса РСФСР, который стал заниматься проведением многочисленных съездов по различным отраслям образования. Только в 1918 году в РСФСР состоялось свыше 160 учительских съездов и 80 съездов работников народного образования [1].

Первый Всероссийский съезд по народному образованию проходил 25 - 28 августа 1918 года в Москве. В работе съезда приняли участие свыше 600 делегатов, работали несколько секций. Решением съезда было принято решение о переходе к единой трудовой школе.

В последующие годы в соответствии с политикой партии и советского правительства съезды решали следующие задачи: ликвидация неграмотности, совершенствование подготовки учителей, развитие высшего образования, переход к политехническому образованию, внешкольное образование детей в новых условиях и т.д.

Постепенно в советском образовании, как и в советском обществе, стали наблюдаться кризисные моменты. Школа перестала удовлетворять социально-экономические, культурные и образовательные запросы общества, не соответствовать требованиям современной науки. В середине 1980-х годов с началом перестройки началось активное обсуждение проблем образования и, прежде всего, школы.

Крупным событием в жизни отечественного образования явился Всесоюзный съезд работников народного образования, который проходил 20-22 декабря 1988 года в Москве. Делегатами были учителя общеобразовательных школ, научно-педагогические работники высших учебных заведений и институтов повышения квалификации, преподаватели средних специальных учебных заведений и профтехучилищ, работники дошкольных и внешкольных учреждений, органов управления образованием, представители партии и государственных органов, всего 5022 человек [2, с.287].

Тувинской АССР на съезде представляли Министр народного образования Конгар Н.С. [3], заместитель Министра народного образования Марченко Л.Т. [4], преподаватель Кызылского медицинского училища Биче-оол Б.К. [5], воспитатель детского сада №11 г. Кызыла Григорьева В.С. [6], директор школы №4 г. Кызыла Деменская Л.Н. [7], ректор Кызылского государственного педагогического института Набатов А.В. [8], заведующий Пий-Хемского районо Ооржак К.Д. [9], директор СПТУ №4 Суменков А.П. [10].

Съезд открыл Председатель Государственного комитета СССР по народному образованию Ягодин Г.А. В докладе «Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования» [11] он указал на приоритетные вопросы в работе собрания и в реформировании системы образования -развитие личности, роль учителя в новых преобразованиях, проблемы и перспективы совершенствования профессионального образования, управление школой.

На съезде были организованы 15 площадок. Актуальными были «Гуманизация народного образования», «Демократизация и управление образованием», «Высшее образование», «Среднее специальное и профессионально-технические образование», «Преподавание истории и общественных наук», «Проблемы защиты детства». Интересные дискуссии развернулись на секции «Сельская школа», где обсуждали вопросы о подготовке кадров для малокомплектных школ, обеспечении сельских школ учебным и техническим оборудованием, разработке целевой государственной программы по поддержке сельских школ. На секции «Учитель в современном обществе» были подняты проблемные вопросы о роли учителя в перестройке школы, качестве подготовки учительских кадров в вузах, новаторстве в деятельности учителя, социальном статусе педагогических работников и др. Всего прозвучало около 500 выступлений. Делегаты от Тувы участвовали в дискуссионных площадках по направлению своей деятельности, внесли в работу съезда определенные идеи и предложения.

В отличие от других педагогических съездов на этом форуме не было «долгих» отчетов, подготовленных выступлений, шло активное обсуждение назревших проблем образования, звучали конструктивные предложения и рекомендации от регионов и представителей разных форм и типов учебных заведений. На съезде также были представлены доклады и не схожие с официальной точкой зрения на поднимаемые вопросы.

Съезд рассмотрел назревшие задачи обучения и воспитания молодого поколения, подготовки и повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, подъёма культуры и образования народа в условиях социально-экономических и политических реформ. Делегаты Всесоюзного съезда осудили формализм и бюрократизм в организации и руководстве системой образования, приверженность к устаревшим методам и стилям. Было подчёркнуто, что чрезмерная централизация системы образования, безынициативность учительства, некомпетентное вмешательство в жизнь школы вышестоящих инстанций препятствуют обновлению школы и

общества. Съезд определил основные пути реформирования образования: создание системы непрерывного образования и построение её на государственно-общественных началах, демократизация, гуманизация и многообразие, развитие национального образования, создание эффективного организационно-экономического и правового механизма развития школы, решение социальных вопросов.

Всесоюзный съезд работников народного образования, который проходил в декабре 1988 года стал началом либерального движения, начавшегося в системе образования после застоя. Он дал толчок развитию, в первую очередь, школьного образования, новой педагогической мысли, поднял социальную активность учительства в условиях демократических преобразований.

Источники и литература

1. Национальная педагогическая энциклопедия. Съезды педагогические и по народному образованию. [Электронный ресурс]. URL: https://didacts.ru/termin/sezdy-pedagogicheskie-i-po-narodnomu-obrazovaniyu.html (дата обращения: 05.08.2019).

2. Всесоюзный съезд работников народного образования. Стенографический отчет. 20-22 декабря 1988 г. - М.: Высшая школа, 1990, - 414 с.

3. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.5.

4. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.6.

5. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.2.

6. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.3.

7. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.4.

8. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.7.

9. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.8.

10. Государственный комитет СССР по народному образованию. Всесоюзный съезд работников народного образования. Список и учетные карточки делегатов от Тувинской АССР// ГА РФ. Ф. Р-9661. Оп.1. Д.117. Л.9.

11. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования. Доклад председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Г. Ягодина Всесоюзному съезду работников народного образования // Учительская газета. - 1988. - 22 дек. - №151. - С.1-4.

УДК. 378.1+378.4

аок 10.24411/9999-021А-2019-10032

Марианна Монгун-ооловна Оюн Тувинский государственный университет, Кызыл, Республика Тыва, Россия Клавдия Ивановна Султанбаева Хакасский государственный университет

им. Н. Ф. Катанова Абакан, Республика Хакасия, Россия

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТУВИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье представлен авторский взгляд на функционирование этнопедагогических традиций в образовательном процессе Тувинского университета на основе аналитического обзора опубликованных статей-воспоминаний педагогов и руководителей университета. Предпринята попытка показать национальное своеобразие и значимость регионального вуза как центра подготовки квалифицированных кадров в условиях поликультурности.

Ключевые слова: этнопедагогические традиции, педагогическое образование, поликультурность, образовательный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.