Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в образовательном процессе высшей школы'

Современные образовательные технологии в образовательном процессе высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ТРАДИЦИОННЫЕ / TRADITIONAL / СОВРЕМЕННЫЕ / MODERN / ЛЕКЦИИ-ДИСКУССИИ / LECTURES AND DISCUSSIONS / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / PROBLEM SITUATION / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / BRAINSTORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбаева К. И.

В данной работе, не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех образовательных технологий, используемых в практике подготовки педагогических кадров в вузе, автор описывает накопленный собственный опыт в рамках профессионально-педагогической деятельности в Хакасском госуниверситете им. Н.Ф. Катанова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Султанбаева К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL

In this paper, without claiming to be an exhaustive review of all educational technologies used in the practice of teacher education at the university, the author describes his own experience gained in the professional pedagogical activity in Khakassia State University. NF Katanov.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в образовательном процессе высшей школы»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

К.И. Султанбаева

Институт педагогического образования ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

K. Sultanbaeva

Institute of Teacher Education KSU NF Katanov, Abakan

В данной работе, не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех образовательных технологий, используемых в практике подготовки педагогических кадров в вузе, автор описывает накопленный собственный опыт в рамках профессионально-педагогической деятельности в Хакасском госуниверситете им. Н.Ф. Катанова.

Ключевые слова: образовательные технологии, традиционные, современные, лекции-дискуссии, проблемная ситуация, мозговой штурм.

In this paper, without claiming to be an exhaustive review of all educational technologies used in the practice of teacher education at the university, the author describes his own experience gained in the professional pedagogical activity in Khakassia State University. NF Katanov.

Key words: educational technology, traditional, modern, lectures and discussions, problem situation, brainstorming.

Реформирование отечественной системы высшего образования, осуществляемое в контексте идей Болонского процесса, ориентировано на качество подготовки специалистов, обладающих общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями, заявленными в требованиях ФГОС ВПО. В педагогическом образовании высшей школы обнаруживаются противоречия между требованиями ФГОС к формированию у будущих педагогов системы компетенций в контексте социально-рыночных отношений и сложившимися традициями подготовки в российских вузах, в частности, в провинциальных учебных заведениях, являющихся зачастую единственным региональным центром подготовки специалистов. Собственно нормативно утвержденный термин «образовательные услуги» предполагает возникновение деловых взаимозависимых отношений субъектов образования (например, в диаде «преподаватель-студент») как некоего подобия товарно-денежных отношений. Между тем, в педагогических традициях отечественной высшей школы одной из ведущих являлась

«традиция учительского социального служения, определявшего престиж в обществе учительской профессии, отнесение учительства к наиболее культурной элите и общественно активной части отечественной интеллигенции...» [2: 87].

В настоящее время вследствие диктата рыночной экономики в образовательном процессе высшей школы происходят существенные изменения, требующие применения иных

педагогических технологий, в отличие от традиционных, утвердившихся исторически. Проблемы подготовки специалиста в вузе, на мой взгляд, начинаются еще в школе. В педагогические вузы зачастую поступают немотивированные абитуриенты, для которых важнее иметь диплом о высшем образовании, нежели овладение содержательным компонентом образования, формирующим профессиональную компетентность студента с первых дней обучения. Соответственно необходимо как можно раньше включать будущего педагога (психолога, логопеда, воспитателя) в социокультурный контекст вуза разными путями и способами. Иначе говоря, речь идет о выборе оптимальных

Тувинский государственный университет_

образовательных технологий в системе профессионально-педагогической подготовки. Под образовательными технологиями подразумевают несколько понятий:

• «определенные образовательные системы или авторские методики» [1: 54], характеризующиеся наличием сильного «личностного момента» со стороны преподавателя;

• «решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению» [там же, с. 66];

• «системный метод воспроизведения педагогического процесса на основе апробированных и логически выстроенных процедур обучения и воспитания, оптимизирующих образовательный процесс, с определенной степенью вероятности обеспечивающий получение планируемых результатов» [там же, с.54];

• «совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов» [там же, с.29].

Как видно из определений, сущностными признаками образовательной технологии являются заданность диагностируемых целей, системная воспроизводимость педагогического

процесса (обучения и воспитания), планируемость, оптимизация образовательного (педагогического) процесса. Личностный (субъектный) фактор явно присутствует только в авторских системах, рассматриваемых также и как образовательная технология, что является дискуссионным.

В нашем понимании образовательная технология представляет собой

совокупность методов, приемов и средств, также процесс решения дидактических задач, выбираемых преподавателем с учетом конкретных социокультурных условий, включительно собственные профессионально-педагогические возможности (педагогическое мастерство, практический опыт, уровень научно-

методической, организационно-методической компетентности и др.). Личность преподавателя как организатора, источника информации, примера-образца рассматриваем неотъемлемой составляющей целостного образовательного процесса. Соответственно, роль и значимость фигуры преподавателя в подготовке специалистов даже при наличии самого высококлассного технического оборудования незаменима.

В данной работе, не претендуя на исчерпывающее рассмотрение всех образовательных технологий (они полно описаны в трудах В.П. Беспалько, В.М. Кларина, Г.К. Селевко, С.Д. Смирнова, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина и др.), используемых в практике подготовки педагогических кадров в вузе, обратимся к накопленному собственному опыту в рамках профессионально-педагогической деятельности в Хакасском госуниверситете им. Н.Ф. Катанова. Условно разделим наиболее активно функционирующие образовательные технологии в

педагогическом образовании на две категории: традиционные и современные, при этом помня об этнорегиональной и социокультурной специфике каждого образовательного учреждения, требующих особого изучения.

Как нам представляется, такие функции образовательного процесса в вузе как социализирующая, интегрирующая и инкультурация личности в реальное историко-культурное пространство со всеми сложными противоречиями и проблемами заслуживают специального рассмотрения. При этом заметим, что современные образовательные технологии, включающие активные методы (защита проекта, моделирование, дискуссия, игровые технологии, тренинг, рефлексия и т.д.) в психолого-педагогическом образовании, применяемые в системе, требуют постоянного самообразования и самоподготовки преподавателя, продумывания разных сторон профессиональной деятельности: целеполагающей, процессуальной, оценочно-контрольной в

сочетании с научно-методической, научно- возможно находить на все это время? Ответ организационной и научно-исследо- неоднозначный, вательской направлениями. Каким образом

Характеристика основных признаков традиционных технологии подготовки будущих педагогов в вузе Характеристика основных признаков современных технологии подготовки будущих педагогов в вузе

Форма обучении: лекционно-семинарская, практическая; лабораторные практикумы с решением педагогических задач и ситуаций: Методы и приемы: чтение лекции под запись, рассказ, беседа, приведение наглядных примеров, обсуждение, элементы дискуссии; сочетание индивидуального обучения с групповым и коллективным, консультирование, выполнение письменных заданий, конспектирование, коллоквиум, анализ преподавателем результатов и др. Результативность специалист подготовлен к выполнению профессиональных обязанностей в контексте государственно-общественного заказа, обладает системно-аналитическими умениями и навыками, готов к исполнительской и воспроизводящей деятельности в рамках профессиональной квалификации, но затрудняется в творческом самовыражении и выдвижении инициативных проектов. Форма обучения: лекционно-семинарская с использованием мультимеднатехнологий; тренинговые занятия в группе; Методы и приемы, обсуждение содержания лекции с преподавателем после ее предварительного изучения на сайте вуза, подготовка и защита индивидуального портфолио с педагогическими материалами, беседа, обсуждение индивидуальных (групповых) проектов но плану преподавателя, консультирование, использование мультимеднатехнологий. реферирование, дискуссия, деловая (ролевая) игра, мозговой штурм, кейс-метод, рефлексия и др. Результативность: специалист подготовлен к выполнению профессиональных обязанностей в контексте государственно-общественного заказа, обладает ярко выраженной индивидуальной позицией, способностями применять современные мультимедиатехнологни. компетентен в частных вопросах педагогики и образования, инициативен, самостоятелен, творчески ориентирован, но затрудняется в глубокой аналитической оценке педагогических процессов.

Одним из временных ресурсов считем использование лекции-дискуссии (лекции-беседы или лекции-консультации) в отведенное по расписанию время. После первых-двух лекций студентам

рекомендуем заранее познакомиться с содержанием наших лекций с сайта университета, подготовить вопросы по непонятным моментам и во время встречи обсуждать информацию. В частности, при преподавании дисциплин теоретической или практической педагогики для первого и второго курсов бакалавриата по педагогическому направлению используем дискуссионные приемы во время обсуждения сложных проблем. Зачастую аппелируем к социальному опыту студентов в качестве примера для формирования адекватного

педагогического мышления.

Стимулирующим моментом в начале является оценивание качества задаваемого вопроса.

Результативность на первых этапах разная, однако, к третьему и четвертому годам обучения студенты осваивают

предлагаемое содержание: без страха комментируют педагогические ситуации, анализируют свои поступки с точки зрения воспитания и культурно-нравственных норм. В конце учебного семестра до формального итогового контроля предлагаем обучающимся оценить в свободном рефлексивном сочинении степень самостоятельности в связи с самоподготовкой и новой для студентов технологией проведения лекций. Отметим, что не все студенты желают работать по такой технологии, из группы в 28 человек, около 30% предпочли бы традиционную лекцию, объясняя это большой нагрузкой на них (не успевают готовиться и к семинарам и лекции одновременно), среди таких студентов много имеющих слабое здоровье и физическую незакаленность. Этот фактор заставил несколько изменить работу группы во время лекций: разрешить более свободное передвижение в аудитории. Результативность организации лекционно-семинарских занятий в форме дискуссии с применением проблемных ситуаций, мозгового штурма, обсуждением

Тувинский государственный университет

актуальных педагогических проблем, связанных с социальным опытом самих студентов, выявляется в процессе преподавания частных методик, где студенты проявляют наибольшую активность, что отмечено нашими коллегами.

В качестве резюме отметим: в преподавании педагогических дисциплин применение образовательных технологий, не активизирующих мыслительную и познавательную деятельность будущего учителя, воспитателя или логопеда, недопустимо в силу специфики педагогической деятельности. При выборе образовательных технологий необходимо руководствоваться не только программны-

ми (стандартными) требованиями, но и личностными возможностями себя как преподавателя, представляющего элитарную часть интеллигенции и педагогической науки, также и социокультурными и личностными потенциалами обучающихся, в перспективе рассматривая их как своих коллег.

Литература:

1. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. Т.А. Строкова и др.] / Под ред. В.И. Загвязинского. А.Ф. Закировой. - М.: Издательский Центр «Академия». 2008. -352с.

2.Шевелев А.Н. Тенденции исторического развития Петербургского учительства в период 19902010гг. / А.Н. Шевелев // Историко-педагогический журнал. - Нижний Тагил. -2011.-№2.-С. 84-97.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧ НА МЕСТНОМ МАТЕРИАЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ ТУВИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О.М. Танова, Н.М. Кара-Сал

Тувииский государственный университет, г. Кызыл

USING MATH PROBLEMS OF LOCAL MATERIAL IN THE STUDY OF MATHMATICS IN 5™ AND 6th GRADES IN A TUVAN NATIONAL SCHOOL

O. Tanova, N. Kara-Sal

Tuvan state university, Kyzyl

В дайной статье описывается опыт использования задач на местном материале посредством экспериментального двуязычного учебного пособия по математике для 5-6 классов в сельских школах РТ. Рассматриваются текстовые задачи, содержание которых связано с краеведческими, историческими, географическими, бытовыми сведениями на местном материале. Материалы статьи могут быть использованы учителями математики в школе.

Ключевые слова: двуязычное пособие по математике, текстовые задачи на местном материале, примеры задач.

The experience of using math problems with the help of different experimental bilingual math teaching materials for children in the 5-6 grades in rural schools in the Republic of Tuva is taken into consideration in the article. The content of the math problems is connected with the various information of different character, such as regional studies, history, geography and so on. The material of the article can be widely used by school math teachers.

Key words: Bilingual teaching materials, math problems with local information, examples of

sums.

Современная школа находится на этапе поиска эффективных путей обучения и воспитания подрастающего поколения. Подтверждением этого является, в первую

очередь, внедрение новых образовательных стандартов (ФГОС), которые разработаны с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.