Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии: технология самопрезентации'

Современные образовательные технологии: технология самопрезентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2230
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / ЭТАПЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / SELF-PRESENTATION / SELF-PRESENTATION TECHNOLOGY / STAGES OF SELF-PRESENTATION / PUBLIC SPEAKING / DEFENSE OF FINAL QUALIFYING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна

Активное применение современных образовательных технологий обеспечивает повышение качества и эффективности образовательного процесса. Юноши и девушки, обучаясь в учреждениях высшего образования и среднего профессионального образования, сталкиваются с тем, что выступая на научных конференциях, защищая различные проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы, испытывают определенные трудности, а именно не умеют правильно преподнести и донести материал. В данной статье рассматривается проблема применения технологии самопрезентации при подготовке студентов. Раскрыты понятия «технология», «образовательная технология», «самопрезентация», рассмотрены виды презентаций и их цели. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие студенты заочной формы обучения психолого-педагогического факультета (направление подготовки «Психология образования»). Обучение студентов технологии самопрезентации позволяет развивать у них коммуникативные умения (умение работать в коллективе, эффективно общаться с детьми, родителями, администрацией), являющиеся очень важными в их будущей профессиональной деятельности в образовательных учреждениях различного типа. Представленный опыт применения технологии самопрезентации при подготовке студентов к выступлениям на конференциях и защитах выпускных квалификационных работ может быть использован педагогами образовательных учреждений для более эффективной организации работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY: TECHNOLOGY OF SELF-PRESENTATION

The active use of modern educational technologies improves the quality and efficiency of the educational process. Boys and girls, studying in institutions of higher education and secondary vocational education, are faced with the fact that speaking at scientific conferences, defending various projects, course and final qualifying work, experiencing some difficulties, namely, do not know how to properly present and convey the material. This article deals with the problem of using self-presentation technology in the preparation of students. The concepts of "technology", "educational technology", "self-presentation" are revealed, the types of presentations and their goals are considered. The work was carried out on the basis of Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. It was attended by part-time students of the faculty of psychology and education (direction of training "Psychology of education"). Teaching students self-presentation technology allows them to develop their communication skills (ability to work in a team, effectively communicate with children, parents, administration), which are very important in their future professional activities in educational institutions of various types. The presented experience of using the technology of self-presentation in the preparation of students for presentations at conferences and defense of final qualifying works can be used by teachers of educational institutions for more effective organization of work with students.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии: технология самопрезентации»

педагогически науки

Андриенко Оксана Александровна СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ...

UDC 378.147

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТЕХНОЛОГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

© 2019

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])

Аннотация. Активное применение современных образовательных технологий обеспечивает повышение качества и эффективности образовательного процесса. Юноши и девушки, обучаясь в учреждениях высшего образования и среднего профессионального образования, сталкиваются с тем, что выступая на научных конференциях, защищая различные проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы, испытывают определенные трудности, а именно не умеют правильно преподнести и донести материал. В данной статье рассматривается проблема применения технологии самопрезентации при подготовке студентов. Раскрыты понятия «технология», «образовательная технология», «самопрезентация», рассмотрены виды презентаций и их цели. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие студенты заочной формы обучения психолого-педагогического факультета (направление подготовки «Психология образования»). Обучение студентов технологии самопрезентации позволяет развивать у них коммуникативные умения (умение работать в коллективе, эффективно общаться с детьми, родителями, администрацией), являющиеся очень важными в их будущей профессиональной деятельности в образовательных учреждениях различного типа. Представленный опыт применения технологии самопрезентации при подготовке студентов к выступлениям на конференциях и защитах выпускных квалификационных работ может быть использован педагогами образовательных учреждений для более эффективной организации работы со студентами.

Ключевые слова: технология, образовательная технология, самопрезентация, технология самопрезентации, этапы самопрезентации, публичное выступление, защита выпускной квалификационной работы.

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY: TECHNOLOGY OF SELF-PRESENTATION

© 2019

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected])

Abstract. The active use of modern educational technologies improves the quality and efficiency of the educational process. Boys and girls, studying in institutions of higher education and secondary vocational education, are faced with the fact that speaking at scientific conferences, defending various projects, course and final qualifying work, experiencing some difficulties, namely, do not know how to properly present and convey the material. This article deals with the problem of using self-presentation technology in the preparation of students. The concepts of "technology", "educational technology", "self-presentation" are revealed, the types of presentations and their goals are considered. The work was carried out on the basis of Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. It was attended by part-time students of the faculty of psychology and education (direction of training "Psychology of education"). Teaching students self-presentation technology allows them to develop their communication skills (ability to work in a team, effectively communicate with children, parents, administration), which are very important in their future professional activities in educational institutions of various types. The presented experience of using the technology of self-presentation in the preparation of students for presentations at conferences and defense of final qualifying works can be used by teachers of educational institutions for more effective organization of work with students.

Keywords: technology, educational technology, self-presentation, self-presentation technology, stages of self-presentation, public speaking, defense of final qualifying work.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Применение интерактивных технологий - требование Федерального государственного образовательного стандарта. Их использование обеспечивает повышение качества и эффективности образовательного процесса [1].

В настоящее время, обучаясь в различных образовательных учреждениях, юноши и девушки регулярно выступают на научных конференциях, защищают проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Это вызывает определенные трудности: волнение, тревожность, неуверенность в себе, неумение преподнести и донести правильно материал и т.д.

Важность грамотного написания доклада нельзя переоценить, поскольку, например, аттестационная комиссия обращает внимание, прежде всего на то, насколько грамотно и полно студент способен защитить (отстоять) свою работу [2].

Поэтому очень важно обучать студентов с помощью специальных средств доносить до сознания слушающих информацию, аргументировано излагать свою позицию, мнение, точку зрения. Также очень важно готовить выпускников к написанию текста о себе на этапе трудоустройства. Все вышеперечисленное и предполагает технология самопрезентации._

Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1(3)

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам обучения студентов технологии самопрезентации посвящено достаточное количество исследований. Различные аспекты данного процесса затрагиваются в работах Н.В. Бордовской [3], М.Н. Бардова [4], А.Ю. Бригадновой [5], Ю.Н. Захаровой, М.А. Ко-вардаковой, К.А. Мызровой, О.А. Поселенновой [6], Н.Б. Лисовской, Е.А. Трощининой [7], Т.А.Соколовой, Л.А.Ворониной [8] и др. [9, 10, 11].

Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначает процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом.

Необходимо отметить, что в педагогической практике часто понятия «педагогическая технология» и «образовательная технология» являются синонимами, хотя второе по своему содержанию более широкое, поскольку может включать различные смежные аспекты (психологические, экономические, социальные и др.) [12].

Понятие «самопрезентация» происходит от латинского слова, что в переводе означает «самоподача», то

5

Andrienko Oksana Aleksandrovna pedagogical

MODERN EDUCATIONAL ... sciences

есть представление себя другим людям.

В психолого-педагогической литературе под самопрезентацией понимают способность человека раскрыть себя в общении с другими людьми, в теории маркетинга и менеджмента - профессионально-важные качества, профессиональные знания, умения с целью трудоустройства, карьерного роста [4].

H.А. Некрасова и У.С. Некрасова в своей работе определяют самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекать к себе внимание при помощи акцентирования внимания на своих качествах, которые актуализируются на основе использования особых технологий и стратегий» [13].

Наиболее распространенными формами самопрезентации являются: резюме, деловая беседа по телефону, собеседование, публичное выступление [4]. В рамках нашей темы остановимся более подробно на публичном выступлении.

Публичное выступление - это выступление перед аудиторией, изложение какой-либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью [14].

Целью публичных выступлений является задача донесения авторской позиции до аудитории. Все публичные выступления (презентации) можно разделить на следующие виды:

I. По конечному результату:

а) информирующие;

б) продвигающие.

2. По степени личной заинтересованности:

а) персональные;

б) общественные.

3. По широте сообщения:

а) общие;

б) дискретные.

4. По характеру предоставления:

а) устные;

б) письменные (отчеты, тезисы, доклады и т.д.) [3].

По мнению Н.В. Бордовской, технология самопрезентации позволяет студентам: изучить принципы построения презентации; освоить алгоритм подготовки выступления; ориентироваться в средствах и способах эффективного изложения материала; выявить трудности публичного выступления; анализировать качество подготовленных для выступления материалов [3].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось обучение студентов технологии самопрезентации для более успешных выступлений на научных конференциях и защитах выпускных квалификационных работ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие студенты заочной формы обучения психолого-педагогического факультета (направление подготовки «Психология образования»).

Необходимо отметить, что процесс самопрезентации, в нашем случае, публичного выступления, включает в себя две очень важные стороны:

1) содержание выступления;

2) процесс его реализации.

Вместе они и определяют конечный результат, представляющий собой донесение до аудитории необходимой информации, аргументации своей позиции.

В различных теоретических работах выделяют несколько этапов, позволяющих осуществить самопрезентацию наиболее эффективно: подготовка презентации, процесс презентации и результат презентации (рефлексия) [3; 4]. Опираясь на выше представленные этапы, выстраивалась и наша работа со студентами.

Первый этап: подготовка презентации.

Данный этап является достаточно важным при подготовке презентации, т.к. именно подготовка накапли-6

вает в себе самые важные аспекты любого публичного выступления.

Во-первых, на данном этапе очень важно осуществить постановку целей, т.е. уточнить причину выступления, ответить себе на вопрос: «На что направлено выступление?». Основной целью защиты выпускной квалификационной работы является краткое представление работы и основные выводы по исследованию.

Также в качестве целей какой-либо презентации могут выступать следующие цели: развлечение, убеждение, информирование [3].

Во-вторых, необходимо построение концепции сообщения, включающее в себя, например, выписывание основных мыслей, написание доклада, графическое расположение вопросов, требующих освещения и т.д. Здесь необходимо учитывать некоторые особенности аудитории (возраст, пол, образование, род занятий и др.).

В-третьих, выбор структуры выступления является достаточно значимым при подготовке доклада на конференцию или защиту работы. Как правило, выступление включает в себя три основные части: введение, основная часть и заключение.

Содержание доклада должно содержать:

- актуальность темы работы;

- характеристику объекта, предмета исследования, перечень использованных в работе методов, описание поставленных цели, задач и гипотезы;

- краткий, четкий последовательный рассказ о том, как решались поставленные задачи, и какие выводы были сделаны. Здесь представляется краткое изложение каждой главы ВКР и полученные по ним выводы;

- рекомендации по совершенствованию объекта и предмета исследования.

Здесь очень эффективно использовать поддерживающий материал, например, конкретные примеры из практики работы или проведения исследования студентом, аналогии, статистика и т.д.

В-четвертых, подбор и поиск материала для выступления.

У студентов очень часто возникает желание сказать, как можно больше, но не стоит забывать, что выступление должно быть рассчитано на 7-8 минут. Важно провести ревизию всех подобранных материалов для доклада, оставив только то, без чего нельзя обойтись и то, что желательно включить.

В-пятых, выбор средств и приемов проведения выступления. Конечно, основная форма - это речь выступающего, но она может быть дополнена различными средствами, такими как графика, техника, традиционное оборудование, позволяющими сделать выступление более понятным, увлекательным и запоминающимся. Однако, практика показывает, что выпускники не всегда могут эффективно использовать данные средства, например, «перегружая» текстом презентации к докладу.

Заканчивается подготовка выступления проверкой традиционных элементов: приветствие, представление, тема выступления, его цель, регламент, вопросы и выражение благодарности.

Второй этап: процесс презентации.

Здесь происходит демонстрация умения «подать свою работу», произвести нужное впечатление на окружающих, грамотно представить работу, свои знания и умения.

Выступление перед аудиторией всегда было, есть и будет стрессовой ситуацией для студентов. Говоря о защите выпускной квалификационной работы, необходимо отметить, что это заключительный этап всего периода обучения в вузе, что повышает ее значимость, а, следовательно, и уровень тревоги студентов.

Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся как особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 1(3)

педагогически науки

Андриенко Оксана Александровна СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ...

опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми [15]. Существует разделение тревожности на ситуативную и личностную. Первая связана с конкретной внешней ситуацией, вторая - стабильное свойство личности.

Повышенная тревожность сопровождается негативным эмоциональным фоном, порождающим нестабильность в поведении, отзывающаяся отрицательными последствиями, как для самого обладателя тревоги, так и для окружающих [15]. Повышенный уровень тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовые ситуации. В данном случае выступление перед большой аудиторией на конференции, перед государственной аттестационной комиссией на защите можно расценивать как стрессовую ситуацию для выпускников.

Что вызывает волнение у студентов? Проведенный нами опрос показал, что основными причинами являются:

- сомнения в своих знаниях, в том, что сумеют ответить на задаваемые вопросы;

- сомнения в собственных силах;

- страх перед процедурой защиты и государственной аттестационной комиссией, перед большой аудиторией;

- неуверенность в себе;

- повышенная ответственность перед близкими и коллегами.

Выступление перед аудиторией - это не простое сухое перечисление фактов, это в первую очередь, взаимодействие со слушателями. Здесь важно владение материалом по теме работы, создание студентом мнения о себе, как о человеке, говорящем правду, показ заинтересованности в проведенном исследовании, восприимчивость к мнению аудитории.

Если студент выступает с докладом на научной конференции, то здесь целесообразно придерживаться следующего плана выступления:

1. Приветствие.

2. Представление

3 Цель выступления.

4 Название темы исследования.

5. Актуальность темы исследования.

6. Цель исследования и способы ее решения.

7. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования.

8. Выводы по результатам проведенного исследования.

9. Дальнейшие изыскания по теме проведенного исследования.

10. Благодарность за внимание к выступлению.

11. Ответы на вопросы.

Однако на данном этапе самопрезентации выпускника могут подстерегать и свои сложности, проявляющиеся в волнении, что является естественным состоянием в ситуации публичного выступления, невнимательности аудитории, опозданиях слушателей, сбивании с мысли, вопросах аудитории и т.д.

Третий этап: результат презентации (рефлексия).

Это самоанализ выступления, оценка поставленной цели.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обучение студентов технологии самопрезентации позволяет развивать у них коммуникативные умения (умение работать в коллективе, эффективно общаться с детьми, родителями, администрацией), являющиеся очень важными в их будущей профессиональной деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

Согласимся с мнением различных авторов, что в образовательный процесс необходимо вводить такие дисциплины (факультативы) как «Основы самопрезентации», «Поиск работы и его технология» в каждом учебном заведении высшего образования и среднего профессионального образования. Представленные технологии самопрезентации предполагают использование простых

приемов, не требующих специального оборудования, способствуют более эффективному продвижению выпускников в жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамов О.Н., Лошкарева ДА., Прохорова М.П. Интерактивные образовательные технологии в высшей школе //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 9-15.

2. Мельникова Е.П. Организация работы по написанию и защите выпускной квалификационной работы в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2014. №5. С.26-33.

3. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2013. 432 с.

4. Бардова М.Н. Обучение студентов колледжа технологии самопрезентации // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 1 (01). С. 151-153.

5. Бригаднова А.Ю. Технология формирования готовности к самопрезентации в процессе практического обучения //Вестник РМАТ. 2012. № 2-3. С. 114-119.

6. Захарова Ю.Н., Ковардакова М.А., Мызрова К.А., Поселеннова О.А. Навыки творческой самопрезентации студентов — элемент профессиональной коммуникации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 480.

7. Лисовская Н.Б., Трощинина Е.А. Способность к самопрезентации как фактор карьерной готовности выпускника вуза //Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 13-1. С. 271-277.

8. Соколова Т.А., Воронина Л.А. Технология самопрезентации — технология актуализации и развития личностного потенциала субъектов образовательного процесса // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 461-465.

9. Федосова И.В. Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 162-166.

10. Дианова Ю.А., Назаренко А.В. Формирование имиджа будущего педагога профессионального обучения средствами портфолио-технологии //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 79-84.

11. Журавлёва О.В. Особенности внедрения адаптированных модулей в адаптированные образовательные программы высшей школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 96-99.

12. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии. Книга 1. Челябинск, ЧГПУ, 2012. 411 с.

13. Некрасова Н.А., Некрасова У.С. Самопрезентация: сущность и основные характеристики // Успехи современного естествознания. 2007. № 11. С. 122-124.

14. Сорокина А.В. Основы делового общения. М.: Научная книга, 2009.

15. Андриенко О.А. К вопросу о психологической поддержке выпускников общеобразовательных школ при подготовке и сдаче ЕГЭ / В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». 2018. С. 4326-4329.

Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1(3)

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.