Научная статья на тему 'Обучение студентов колледжа технологии самопрезентации'

Обучение студентов колледжа технологии самопрезентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / SELF-PRESENTATION / STRUCTURE AND CONTENT OF SELF-PRESENTATION / THE ELEMENTS OF SELFPRESENTATION TRAINING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардова М.Н.

В числе требований к уровню подготовки современного специалиста обозначены сформированные коммуникативные навыки, которые лежат в основе таких общих и профессиональный компетенций, как умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ставить цели, организовывать работу, принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий. В статье раскрыт подход к обучению студентов колледжа технологии самопрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING OF STUDENTS TECHNOLOGIES SELF-PRESENTATION IN COLLEGE

Among the requirements for the training of a modern specialist are designated shaped communication skills, which form the basis of general and professional competence as the ability to work in a team and the team, communicate effectively with colleagues, management, consumers, set goals, organize work, take responsibility for the results of their assignments. The article discloses an approach to teaching college students self-presentation technology.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов колледжа технологии самопрезентации»

Воспитание и социализация личности

УДК 377.5 М. Н. Бардова, преп. Копейского

горно-экономического колледжа (КГЭК), Челябинская область, г. Копейск, e-mail: kgk@chel.surnet.ru

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ТЕХНОЛОГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

В числе требований к уровню подготовки современного специалиста обозначены сформированные коммуникативные навыки, которые лежат в основе таких общих и профессиональный компетенций, как умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ставить цели, организовывать работу, принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий. В статье раскрыт подход к обучению студентов колледжа технологии самопрезентации.

Ключевые слова: самопрезентация, структура и содержание самопрезентации, элементы технологии обучения самопрезентации.

Современные выпускники средних профессиональных образовательных учреждений нередко сталкиваются с проблемой трудоустройства. Причиной является не столько уровень подготовки, сколько отсутствие навыков самопрезентации, выгодного представления себя как профессионала, специалиста. Возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативной компетенции выпускников техникумов и колледжей и реальной практикой профессиональной подготовки студентов.

Одним из путей решения данного противоречия, на наш взгляд, является включение в основную профессиональную образовательную программу специальностей таких дисциплин по выбору студентов, как «Деловое общение», «Технология поиска работы», содержание которых включает в себя обучение студентов технологии самопрезентации.

Перечислим некоторые значимые ситуации, в которые попадают выпускники колледжа, когда первое впечатление о человеке остается и последним, практически без возможности что-либо исправить в дальнейшем. Одна из ос-

новных ситуаций такого типа — интервью при трудоустройстве. Как правило, если человек сразу не произвел благоприятного впечатления на работодателя или понравился ему меньше, чем другой кандидат, то вероятность исправить отношение в дальнейшем равна нулю. Другой ситуацией такого рода являются публичные выступления: сотрудника перед коллегами или перед администрацией, начальника перед подчиненными, а также деловые переговоры. Если оратор не привлек внимание аудитории, то никто не будет слушать сообщаемую им даже достаточно интересную информацию.

Отсюда следует вывод, что необходимость обучения технологии самопрезентации имеет социальный аспект. Наряду с социальным, мы выделяем образовательный аспект: самопрезентацию можно использовать как форму оценки результатов учебной (защита курсовых работ, дипломных проектов), научно-исследовательской, творческой деятельности студентов, а также самостоятельной работы.

Анализ источников позволил выделить следующие толкования понятия «самопрезен-

тация»: 1) средство организации человеком своего поведения; 2) форма социального поведения (демонстративное поведение); 3) средство подтверждения человеком образа своего «Я» и поддержания самооценки; 4) средство самовыражения; 5) поведенческая реализация мотивации к достижениям или к избеганию неудач ; 6) тремление к власти в межличностных отношениях; 7) управление восприятием через привлечение внимания; 8) правила делового общения. Как мы видим из приведенных определений, самопрезентация неотделима от личности человека и возможна только в общении с другими людьми.

В психолого-педагогической литературе под самопрезентацией понимают способность человека раскрыть себя в общении с другими людьми, в теории маркетинга и менеджмента — демонстрировать деловые качества, профессиональные знания, умения с целью трудоустройства, карьерного роста, управления.

Американские исследователи Дж. Тедеши и М. Риес [1] считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т. е. стремление к власти. Они выделяют пять стратегий самопрезентации, каждая из которых направлена на получение определенного вида власти:

- стремление понравиться — выражение любезности, доброжелательности к субъекту (власть обаяния);

- самореклама или самопродвижение человеком своей компетентности (власть эксперта);

- запугивание — демонстрация силы, обя-зывание окружающих подчиниться (власть страха);

- пояснение примером — демонстрация духовного превосходства (власть наставника);

- мольба — демонстрация слабости (власть сострадания).

Для эффективного обучения технологии самопрезентации необходимо знать наиболее распространенные ее формы: резюме, деловая беседа по телефону, собеседование, публичное выступление. Резюме — это личная бизнес-карточка, краткое досье на соискателя работы с упором на его профессиональные навыки и опыт. Деловая беседа по телефону — это контактное по времени, но дискантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников. Это самый быстрый деловой контакт, требующий особого умения. У телефонного разговора по сравнению с письмом есть одно важное преимущество: он

обеспечивает непрерывный двухсторонний обмен информацией независимо от расстояния. Собеседование — это процесс, во время которого представитель предприятия лично встречается с кандидатом на замещение вакантной должности и общается с ним в течение определенного периода времени. Публичное выступление — разновидность речевой деятельности, позволяющая установить интеллектуальный и эмоциональный контакт со значительным ко -личеством людей.

Самопрезентация имеет свою структуру, компонентами которой являются вербальная и невербальная речь. Невербальный компонент отражает внешний вид, жесты, мимику, осанку и др. Вербальный — особенности речи: темп речи, громкость, выразительность, произношение и др. Немаловажными факторами являются содержание речи, ее грамотность, отношение к другим людям и поведение, положительный настрой на тех людей, с кем предстоит общаться. Компонент «поведение» в процессе формирования отношения должен соответствовать той культуре, в которой проходит коммуникация, при этом имеется в виду не широкая общественная культура, а, скажем, узкая культура предприятия или группы, к которой относится лицо, с которым человек контактирует.

В теоретических исследованиях выделяют ряд этапов, которые позволяют осуществить самопрезентацию наиболее эффективно.

1. Подготовка самопрезентации. На данном этапе необходимо определить цели, потенциальных собеседников (целевая аудитория) самопрезентации, осуществить анализ своих способностей, знаний, навыков, опыта, личных качеств и даже внешности.

2. Собственно самопрезентация как демонстрация умения «подать себя», произвести нужное впечатление на окружающих, грамотно представить себя, свои знания и умения.

3. Рефлексия — самоанализ осуществленной самопрезентации [2].

Обучение технологии самопрезентации в большей степени должно быть ориентировано на практические занятия, проигрывание ситуаций, проведение тренингов, формирование определенных поведенческих моделей. Опыт практической деятельности показал, что обучение студентов колледжа данной технологии следует начинать с подготовки короткой трид-цатисекундной самопрезентации, в которой студент выражает свое отношение к себе и к окружающим его людям. Стандартными темами могут быть следующие: «Люди, я люблю вас»,

Воспитание и социализация личности

«Я подарок для человечества», «Голосуйте за меня любимого». Самопрезентация должна начаться через тридцать секунд после объявления темы. Такие сжатые сроки готовят студентов к немедленной реакции на коммуникационную ситуацию. После того как все студенты выступили, проводится рефлексивный анализ всех презентаций и демонстрация преподавателем собственной презентации по предложенной теме.

Следующий шаг — групповые презентации на избранную группой тему. При этом студенческая группа делится на подгруппы по 3-5 человек. Последующему анализу подвергаются не темы и содержание презентаций, а их структура и использованные коммуникационные техники и приемы. За время учебного занятия подгруппы делают несколько таких презентаций, каждый раз оттачивая технику. После того как преподаватель разъяснит студентам порядок изложения информации в зависимости от целей и содержания (изменить поведение слушателей, изменить отношение, проинформировать, сообщить хорошие или плохие новости), в анализ включается еще и порядок изложения [3]. При наличии времени элементы самопрезентации отрабатываются также письменно, в виде деловых писем на заданную преподавателем тему.

В процессе обучения технологии самопрезентации особое внимание уделяется теме трудоустройства. При этом отрабатываются следующие элементы.

1. Написание резюме. В процессе занятий студентам разъясняется, что резюме — это рекламная листовка о самом себе, сделанная в единственном экземпляре под конкретную вакансию. При этом делается акцент на то, что целью создания резюме и передачи его потенциальному работодателю является только одно: добиться личной встречи. В процессе обучения все студенты пишут резюме, которые затем обсуждаются в группах и комментируются преподавателем.

2. Написание сопроводительного письма, которое при правильном составлении способно усилить положительное впечатление о кандидате.

3. Прохождение собеседования или интервью. До определенной степени можно предугадать вопросы, которые стандартно задаются работодателем при собеседовании. Следовательно, можно подготовить и ответы, которые вызывали

Библиографический список

бы благоприятное впечатление. Кроме того, у студентов формируется общий подход к ответам на вопросы. При отработке этого элемента студентам предлагается изучить наиболее частные вопросы интервьюеров и подготовить ответы на них. Затем учебная группа разбивается на подгруппы по три человека, которые поочередно играют роли кандидата, интервьюера и наблюдателя — таким образом все участники проводят интервью с последующим обсуждением его в подгруппах. Наиболее интересные моменты обсуждаются всей группой студентов. В завершение изучения темы преподаватель предлагает учебной группе выступить в качестве интервьюера и задавать вопросы ему. Затем место интервьюируемого предлагается занять любому студенту. При наличии времени в роли интервьюируемого всей группой должен побывать каждый студент.

В результате проведенных учебных занятий студенты осознали важность умения презентовать себя; научились более свободно выступать перед аудиторией, писать деловые письма и выстраивать в них информацию таким образом, чтобы с большей долей вероятности добиться поставленных целей; научились структурировать свои выступления с определением порядка подачи информации в зависимости от цели презентации, а также быстро и правильно отвечать на вопросы; осознали важность резюме для устройства на работу и научились его составлять.

В заключение отметим, что обучение технологии самопрезентации позволяет сформировать у студентов коммуникативные навыки, которые лежат в основе таких общих и профессиональных компетенций, как умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; ставить цели, организовывать работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. Учитывая достаточно простые приемы, которые используются в процессе обучения, отсутствие необходимости в специальном оборудовании, можно говорить о возможности введения таких дисциплин, как «Деловое общение», «Технология поиска работы», в каждом профессиональном учебном заведении. Обученные коммуникационным технологиям выпускники будут не только эффективнее продвигаться в жизни, но и создавать учебному заведению позитивный имидж.

1. Теории самопрезентации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ecsocman.hse. ru/data/302/693/1219/chapter1_mikhailova_1.pdf.

2. Шевцова, И. Тренинг личностного роста [Электронный ресурс] / И. Шевцова. — Режим доступа : http://www.shevtsova.rU/shkola/pers.php#2.

3. Михайлова, Е. В. Самопрезентация : Теории, исследования, тренинг [Текст] / Е. В. Михайлова. — СПб. : Речь, 2007. — 224 с.

УДК 377.5 О. С. Дубровина, зав. лабораторией

проблем профессионального воспитания Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗА В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются педагогические условия, необходимые для формирования у студентов ССУЗа проектировочных умений при организации научно-исследовательской деятельности. Организация этой деятельности способствует также формированию общеучебных умений и навыков, нужных для проектирования профессиональной деятельности будущими специалистами.

Ключевые слова: умения, проектные умения, научно-исследовательская деятельность, создание педагогических условий, общеучебные умения и навыки.

Формирование проектировочных умений у студентов среднего профессионального образовательного учреждения сегодня представляет собой одну из важнейших педагогических проблем, решение которой направлено на улучшение качества профессиональной подготовки. Специалист любого профиля, а тем более экономического, должен обладать профессиональной мобильностью и умениями, позволяющими ему оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся обстоятельства как в профессиональной деятельности, так и в обществе в целом. Важным элементом такого образования является вовлечение студентов в решение актуальных проблем современного социума через организацию научно-исследовательской деятельности в учреждениях профессионального образования.

Главное назначение научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении — привлечение студентов к самостоятельной исследовательской и поисковой работе. Исследовательская деятельность позволяет развивать познавательный интерес и творческие способности студентов, формировать их проектировочные умения, способность к разнообразным видам деятельности.

Умения в педагогике определяются как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, созна-

тельно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях [1, с. 153]. Под проектировочными умениями нами понимаются умения студентов ставить профессиональные и личные цели, определять возможности их достижения в конкретных условиях и проектировать комплекс соответствующих задач. Проектировочные умения — это интегративные способности личности, которые не только обеспечивают стратегическую направленность профессиональной деятельности, но и проявляются в умении проектировать сам профессиональный процесс, его результаты, условия, перспективы развития, позволяют будущему специалисту эффективно адаптироваться к реальной профессиональной обстановке, проектировать и конструировать свою профессиональную деятельность в дальнейшем.

Вопросам развития проектировочных умений посвящено большое количество психолого-педагогических исследований (Г. Б. Голуб, А. Н. Леонтьев, Н. Ю. Пахомова и др.) [2; 3; 4]. Мы в своем исследовании анализируем возможности формирования рассматриваемых умений в рамках научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.