УДК 159.923+37.015.3+378.637
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА
Людмила С. Колмогорова1' @1, Галина Г. Спиридонова1' @
Алтайский государственный педагогический университет, Россия, 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 @1 [email protected] @ [email protected]
Поступила в редакцию 30.11.2016. Принята к печати 12.04.2017.
Ключевые слова: самопрезентация, профессиональная подготовка, культура самопрезентации, внешние и внутренние составляющие культуры самопрезентации, представления о самопрезентации.
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме самопрезентации педагога в профессиональной деятельности. В работе представлены результаты эмпирического исследования, проведенного со студентами педагогического университета. Целью исследования заключалось в выявлении представлений студентов о самопрезентации педагога. В ходе исследования описываются полученные данные. Выявлены представления студентов о самопрезентации педагогов старшего и молодого поколения, затруднения, испытываемые студентами в самопрезентации, характеристики, относящиеся к составляющим культуре самопрезентации педагога. Среди характеристик, относящихся к самопрезентации педагога, студенты выделяют внешние (грамотность речи, манера поведения, форма подачи себя и т. д.) и внутренние (воспитанность, открытость, самосознание и т. д.). В выводах авторы указывают на значимость учета представлений студентов о самопрезентации педагога в их профессиональной подготовке, которые можно учитывать в высшем образовании. Незнание этих представлений студентов в образовательном процессе затрудняет установление контакта, решение педагогических задач преподавателем высшей школы и т. д.
Для цитирования: Колмогорова Л. С., Спиридонова Г. Г. Представления студентов о самопрезентации педагога // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 135 - 140. Б01: 10.21603/2078-8975-2017-2-135-140.
Одной из основных задач преподавателей вуза является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Обучение в вузе построено на основе интенсивной коммуникации между преподавателем и студентом. В ходе общения усваивается учебная информация, качество которой во многом зависит от того, насколько студент готов воспринимать информацию, идущую от преподавателя. Такая готовность во многом зависит от представлений студента о самопрезентации педагога, сформированных в ходе коммуникации. Также несоответствие между представлениями о самопрезентации педагога у студентов и преподавателей затрудняют не только общение, но и процесс профессионального становления.
Термины «самопрезентация», «управление впечатлением» прочно вошли в англоязычную научную лексику (И. Гоффман, Б. Шленкер, Д. Майерс и др.), однако в нашей стране феномен самопрезентации не так давно (начиная с 90-х гг. XX века) стал предметом самостоятельных психологических исследований (работы Н. В. Амяга, Е. В. Зинченко, Ю. П. Кошелевой, Е. В. Михайловой, Е. П. Никитиной, О. А. Пикулевой, Е. А. Соколовой-Бауш, Н. Е. Харламенковой, В. В. Хороших и др.) [1].
Самопрезентация в профессиональной деятельности педагога на современном этапе рассматривается в различных аспектах. Так, исследованию самопрезентации и близкого понятия «имидж педагога» посвящен ряд научных трудов. С. И. Глухих рассматривает имидж современного педагога [2], А. А. Чекалина исследует особенности самопрезентации женщин-учителей [3], Л. Э. Семенова изучает особенности самопрезентации мужчин-
педагогов [4], Н. Ф. Анохина в своей работе исследует самопрезентацию учителя в интернет-пространстве [5], О. В. Ярошевич уделяет внимание имиджу преподавателя как составляющей качества системы геометро-графической подготовки студентов [6], Л. П. Иноземцева рассматривает имидж преподавателя как составляющую его профессиональной личности [7], С. Д. Якушева уделяет внимание педагогическому имиджу современного преподавателя высшей школы [8], А. А. Калюжный изучает психологию формирования имиджа учителя [9], Л. Ю. Донская исследует психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы [10], Е. Ю. Сысоева выделяет психолого-педагогические основы формирования имиджевой компетентности преподавателя вуза [11], З. Р. Ажниязова, М. И. Исаев в своей работе рассматривают имидж современного преподавателя вуза глазами студента [12].
На наш взгляд, самопрезентация педагога недостаточно рассмотрена современной психологией. В частности, не раскрыты представления студентов о самопрезентации педагогов. Этот вопрос важен в связи с подготовкой будущих педагогов, т. к. преподаватели вуза либо уделяют недостаточное внимание умениям самопрезентации, либо не знают и(или) не учитывают взгляды студентов на собственную презентацию (идеалы, ориентиры, образцы поведения и т. д.). Это, в свою очередь, затрудняет межличностные контакты в педагогическом процессе, особенно при выраженном возрастном различии преподавателей и студентов.
В результате теоретического анализа литературы, проведенного нами ранее [13 - 15], мы определили поня-
тие «культура самопрезентации» следующим образом: это совокупность знаний и умений, необходимых для самопрезентации, их эффективное применение, ценностное отношение и осознание значимости самопрезентации, рефлексия процесса и результата самопрезентации, творчество в самопрезентации. Это базовое определение было взято нами за основу при определении культуры самопрезентации педагога с учетом содержания и специфики его профессиональной деятельности. Это определение соответствует ранее выделенным нами компонентам в самопрезентации как характеристикам психологической культуры [13 - 15]: когнитивный (грамотность), компетентностный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, творческий. В культуре самопрезентации мы также выделяем совокупность внешних и внутренних составляющих через систему сущностных характеристик самопрезентации и их внешних проявлений в профессиональной деятельности.
По нашему мнению, в культуру самопрезентации педагога входят: а) внешние составляющие (внешний вид; невербальные/вербальные средства и способы воздействия на окружающих в процессе самопрезентации; приемы общения в самопрезентации), так и б) внутренние составляющие (ценностное отношение к процессу, содержанию и результату самопрезентации; принципы и правила конструирования содержания самопрезентации; знания о средствах и способах самопрезентации; эмоциональная саморегуляция в процессе самопрезентации; анализ самопрезентации с точки зрения проявления личностных качеств; знания о своих профессионально значимых качествах, способствующих эффективности самопрезентации; проектирование и коррекция целей, содержания самопрезентации).
В нашем исследовании использовались следующие методы: анкетирование и контент-анализ сочинения. В соответствии с изложенными представлениями о самопрезентации мы разработали анкету, направленную на выявление представлений студентов о самопрезентации педагога, а именно: представлений студентов о самопрезентации педагогов старшего и молодого поколения; представлений студентов о внешних и внутренних характеристиках самопрезентации педагога; затруднений в самопрезентации у будущих педагогов. Также в рамках исследования респонденты написали сочинения на тему «Педагог XXI века».
Цель нашего исследования заключалась в выявлении представлений студентов о самопрезентации педагога.
Исследование проводилось в 2016 г. на базе Алтайского государственного педагогического университета г. Барнаула. Всего приняло участие 100 студентов разных профилей подготовки («Начальное образование», «Психология образования», «Психология и социальная педагогика»).
Задачи исследования:
- выявить представления студентов о самопрезентации педагога, её внешних и внутренних характеристиках;
- сравнить представления студентов о самопрезентации педагогов старшего и молодого поколения;
- выявить затруднения в самопрезентации у будущих педагогов.
По результатам проведенного контент-анализа сочинений наиболее часто называются следующие характеристики педагога: образованность - 72 %, коммуникативность - 68 %, развитость - 65 %, самосовершенствование - 64 %, современность менталитета - 63 %, ответственность - 61 %, культурность - 57 %, эрудированность -54 %, просвещенность - 52 %, эстетичность - 49 %, уверенность - 48 %, дисциплинированность - 44 %, грамотность речи - 43 %, современность в манерах и одежде -45 %, уравновешенность - 41 %, психическая активность - 39 %, самоуверенность - 37 %, мобильность -36 %, внимательность - 34 %, уважительность -33 %, добросовестность - 31 %, физическая активность - 34 % (таблица).
Среди характеристик, названных студентами, встречаются качества, относящиеся к внутренним составляющим самопрезентации педагога (образованность -72 %, развитость - 65 %, самосовершенствование - 64 %, ответственность - 61 %, культурность - 57 %, эрудированность - 54 %, психическая активность - 39 %, уверенность - 48 %, дисциплинированность - 44 %, уравновешенность - 41 %, самоуверенность - 37 %, мобильность - 36 %, внимательность - 34 %, уважительность -33 %, добросовестность - 31 %, современность менталитета - 63 %, просвещенность - 52 %), а также к внешним составляющим (эстетичность - 49 %, коммуникативность - 68 %, грамотность речи - 43 %, современность в манерах и одежде - 45%, физическая активность - 34 %) (таблица).
Итак, проведенный контент-анализ сочинений выявил преимущественное преобладание внутренних характеристик самопрезентации педагога над внешними.
При анализе ответов студентов на вопросы анкеты среди внутренних составляющих культуры самопрезентации педагога студенты выделяют следующие характеристики: опыт - 78 %, образованность - 73 %, воспитанность - 71 %, доброжелательность - 67 %, самосознание - 61 %, знания - 58 %, открытость - 57 %, скромность - 56 %, спокойствие - 53 %, навыки - 51 %, жизненные принципы - 48 %, уверенность - 47 %, умение слушать - 44 %, жизненная позиция - 43 %, самооценка -41 %, самокритика - 34 %, умение расположить к себе других - 32 %. Среди характеристик, относящихся к внешним составляющим культуры самопрезентации педагога, студенты отмечают: грамотность речи - 72 %, форма подачи себя - 63 %, манера поведения - 61 %, внешний вид - 53 %, манера общения - 44 %, презентабельность - 42 %, опрятность - 41 %, мимика - 39 %, умение проявить свои положительные качества в речи -49 %, лаконичность речи - 37 %, создание общего мнения о себе в обществе - 31 %, оказание благоприятного впечатления на собеседника - 27 %, актерское мастерство - 23 %, умение проявлять свои эмоции - 48 %. Данные анкет показывают, что у студентов более высокий показатель по внутренним составляющим самопрезентации педагога, чем по внешним. Внутренние характеристики преобладают как по частоте встречаемости в высказываниях, так и по широкому спектру предпочтений у студентов (таблица).
Таблица. Количественный анализ представлений студентов о самопрезентации педагога Table. Quantitative analysis of impression management of a teacher as seen by students
Метод Контент-анализ сочинений Анкетирование
Составляющие самопрезентации Характеристики самопрезентации % Характеристики самопрезентации %
Внешняя составляющая самопрезентации эстетичность 49 умение проявить свои положительные качества в речи 49
коммуникативность 68 грамотность речи 72
грамотность речи 43 форма подачи себя 63
современность в манерах и одежде 45 манера поведения 61
физическая активность 34 внешний вид 53
умение проявлять свои эмоции 48
манера общения 44
презентабельность 42
опрятность 41
мимика 39
лаконичность речи 37
создание общего мнения о себе в обществе 31
оказание благоприятного впечатления на собеседника 27
актерское мастерство 23
Внутренняя составляющая самопрезентации образованность 72 образованность 73
развитость 65 опыт 78
самосовершенствование 64 воспитанность 71
ответственность 61 доброжелательность 67
культурность 57 самосознание 61
эрудированность 54 знания 58
уверенность 48 открытость 57
дисциплинированность 44 скромность 56
уравновешенность 41 спокойствие 53
психическая активность 39 навыки 51
самоуверенность 37 жизненные принципы 48
мобильность 36 уверенность 47
внимательность 34 умение слушать 44
уважительность 33 жизненная позиция 43
добросовестность 31 самооценка 41
современность менталитета 63 самокритика 34
просвещенность 52 умение расположить к себе других 32
Преподаватели и студенты - представители разных поколений, поэтому для их взаимопонимания важно проследить представления студентов о самопрезентации педагогов разных поколений, и интересно, как студенты понимают эти межпоколенные различия. Для этого в анкете был вопрос об отличиях в самопрезентации педагогов старшего и молодого поколения. Среди характеристик, относящихся к внешним составляющим самопрезентации молодого поколения, студенты выделяют: нестрогий стиль - 43 %, неграмотность речи - 29 %, яркие краски во внешнем виде - 27 %, вульгарность - 48 %. Среди внутренних составляющих: свобода и раскованность в общении - 13 %, открытость - 64 %.
Следовательно, в отличиях самопрезентации педагогов старшего и молодого поколения студенты чаще отмечают внешние составляющие, нежели внутренние. При этом среди названных характеристик педагогов молодого поколения чаще встречаются негативные (неграмотность, вульгарность, нестрогий стиль), чем позитив-
ные. К позитивным характеристикам можно отнести свободу и раскованность в общении, а также открытость, что, безусловно, может способствовать эффективному взаимодействию педагога со студентами в образовательном процессе.
Также нами изучались основные затруднения, с которыми сталкиваются будущие педагоги в процессе профессиональной подготовки. Это было необходимым для организации работы по формированию умений самопрезентации у будущих педагогов на базе Центра психологического и социального здоровья молодежи. Среди ответов респонденты выделяют волнение, страх, дрожь (46 %). 37 % респондентов боятся оказаться смешными, непонятыми. 17 % студентов указывают на неуверенность, неумение привлечь аудиторию, контроль над невербальными компонентами общения. Из анкет следует, что студенты испытывают в основном затруднения эмоционального характера. Данные характеристики связаны с эмоциональной саморегуляцией, что вызывает необхо-
димость в организации работы со студентами в этом направлении.
Таким образом, среди характеристик, относящихся к составляющим культуры самопрезентации педагога, студенты выделяют больше внутренних (опыт, образованность, воспитанность, доброжелательность, умения, самосознание, знания, открытость, скромность, спокойствие и т. д.), чем внешних (грамотность речи, умение проявлять свои эмоции, форма подачи себя, манера поведения, внешний вид, манера общения, презентабельность, опрятность, мимика, лаконичность речи и т. д.). В представлениях студентов о самопрезентации педагогов старшего поколения чаще встречаются позитивные характеристики, чем в представлениях о педагогах молодого поколения. Отличия педагогов молодого поколения от старшего поколения по представлениям студентов относятся к негативным характеристикам (неграмотность речи, вульгарность, нестрогий стиль), нежели позитивным. Негативные характеристики относятся к внешним
составляющим культуры самопрезентации педагога, а позитивные (раскованность в общении и открытость) -к внутренним составляющим. Затруднения, испытываемые студентами в своей самопрезентации, в основном связаны с эмоциональной саморегуряцией как одной из характеристик внутренней составляющей культуры самопрезентации педагога. Представления студентов о самопрезентации педагога, сформированные в ходе коммуникации с преподавателем, в личном жизненном опыте являются основными составляющими, которые можно учитывать в ходе подготовки квалифицированных специалистов. Для создания позитивного образа педагога студентам необходимо анализировать как внешние, так и внутренние составляющие самопрезентации педагогов разных поколений. С целью повышения профессионального мастерства будущих педагогов нами разработан и апробирован тренинг «Культура самопрезентации в профессиональной деятельности», в котором учитывались выявленные представления.
Литература
1. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб.: Речь, 2007. 167 с.
2. Глухих С. И. Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности // Народное образование. 2012. № 2. С. 112 - 116.
3. Чекалина А. А. Об особенностях самопрезентации женщин-учителей // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 85 - 88.
4. Семенова Л. Э. Особенности самопрезентации мужчин-педагогов средней школы в контексте их профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 82 - 89.
5. Анохина Н. Ф. Самопрезентация учителя в интернет-пространстве // Образовательные технологии. 2012. № 4. С. 135 - 144.
6. Ярошевич О. В. Имидж преподавателя как составляющая качества системы геометро-графической подготовки студентов // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета. Новосибирск, 2015. С. 140 - 149. Режим доступа: http://ng.sibstrin.ru/brest novosibirsk/2015/doc/034.pdf
7. Иноземцева Л. П. Имидж преподавателя как составляющая его профессиональной личности // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24. С. 231 - 232.
8. Якушева С. Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2011. Ч. I. С. 71 - 82.
9. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. М.: ВЛАДОС, 2004. 222 с.
10. Донская Л. Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 212 с.
11. Сысоева Е. Ю. Психолого-педагогические основы формирования имиджевой компетентности преподавателя вуза // Наука и образование: современные тренды. 2014. № 5. С. 156 - 174.
12. Ажниязова З. Р., Исаев М. И. Имидж современного преподавателя вуза глазами студента: результаты эмпирического исследования // Студенческий научный форум 2016: материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции. М.: Российская Академия Естествознания, 2016. Режим доступа: http ://www.scienceforum.ru/2016/pdf/21918 .pdf
13. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры учащихся в условиях образования: монография. Барнаул: АлтГПА, 2013. 237 с.
14. Колмогорова Л. С., Спиридонова Г. Г. Характеристики самопрезентации в контексте соотношения внутренней и внешней составляющих культуры человека // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4(53). С. 180 - 182.
15. Спиридонова Г. Г. Культура самопрезентации в профессиональной деятельности педагога // Образование и общество. 2015. Т. 5. № 94. С. 98 - 102.
THE CONCEPT OF IMPRESSION MANAGEMENT OF A TEACHER AS SEEN BY STUDENTS Lyudmila S. Kolmogorova1' Galina G. Spiridonova1' @
1 Altai State Pedagogical University, 55, Molodejnaja St., Barnaul, Russia, 656031
Abstract: This article presents a topical issue of impression management of the teacher in professional activity. This paper presents the results of the diagnostic study, which was undertaken among Pedagogical University students. The aim of the study was to identify the representation of students about the teacher's self-presentation. The study describes the findings. There were revealed students' representations about the teachers' self-presentation of the older and younger generation, as well as problems of self-presentation experienced by students, characteristics related to composing of culture of the teacher's self-presentation. Among the characteristics relating to the teacher's impression management, students single out external (verbal intelligence, behavioral pattern, feeding themselves and form, etc.) and internal ones (politeness, openness, self-awareness, etc.). The conclusions of the authors points at the importance of consideration of representations of students about teacher's self-presentation in their training, which can be taken into account in higher education. Ignorance of these representations of students in the educational process makes it difficult to establish contact and to solve pedagogical matters for high school teacher, etc.
For citation: Kolmogorova L. S., Spiridonova G. G. Predstavleniia studentov o samoprezentatsii pedagoga [The Concept of Impression Management of a Teacher as Seen by Students]. Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (2): 135 - 140. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-2-135-140.
References
1. Mikhailova E. V. Samoprezentatsiia: teorii, issledovaniia, trening [Self-presentation: theories, research, training]. Saint-Petersburg: Rech', 2007, 167.
2. Glukhikh S. I. Imidzh sovremennogo pedagoga kak uslovie formirovaniia professionalnoi kompetentnosti [The image of the modern teacher as a condition of formation of professional competence]. Narodnoe obrazovanie = Education, no. 2 (2012): 112 - 116.
3. Chekalina A. A. Ob osobennostiakh samoprezentatsii zhenshchin-uchitelei [About features of self-presentation of women-teachers]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia = Theory and practice of social development, no. 3 (2012): 85 - 88.
4. Semenova L. E. Osobennosti samoprezentatsii muzhchin-pedagogov srednei shkoly v kontekste ikh professionalnoi deiatelnosti [Self-presentation in male teachers working in secondary school in the context of their professional activity]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie = Psychological science and education, no. 1 (2008): 82 - 89.
5. Anokhina N. F. Samoprezentatsiia uchitelia v internet-prostranstve [Teacher's self-presentation in the Internet Space]. Obrazovatelnye tekhnologii = Educational Technology, no. 4 (2012): 135 - 144.
6. Iaroshevich O. V. Imidzh prepodavatelia kak sostavliaiushchaia kachestva sistemy geometro-graficheskoi podgotovki studentov [The image of the teacher as part of the quality system geometric-graphic preparation of students]. Innovatsionnye tekhnologii v inzhenernoi grafike: problemy i perspektivy: sbornik trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 85-letiiu Novosibirskogo go sudar stvennogo arkhitekturno-stroitelnogo universiteta [Innovative technologies in the engineering drawing: problems and prospects: Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf. dedicated to the 85th anniversary of the Novosibirsk State Architecture and Construction University]. Novosibirsk, 2015, 140 - 149. Available at: http://ng.sibstrin.ru/brest_novosibirsk/2015/doc/034.pdf
7. Inozemtseva L. P. Imidzh prepodavatelia kak sostavliaiushchaia ego professionalnoi lichnosti [The image of the teacher as part of his professional personality]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Cheliabinsk State University, no. 24 (2011): 231 - 232.
8. Iakusheva S. D. Pedagogicheskii imidzh sovremennogo prepodavatelia vysshei shkoly [Pedagogical image of modern high school teachers]. Aktualnyie problemyi pedagogiki i psikhologii: materialy mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual problems of and psychology: Proc. Intern. correspondence Sc.-Prac. Conf.]. Novosibirsk: Siberian associations of consultants, Part I (2011): 71 - 82.
9. Kaliuzhnyi A. A. Psikhologiia formirovaniia imidzha uchitelia [Psycology teacher image formation]. Moscow: VLADOS, 2004, 222.
@1 [email protected] @2 [email protected]
Received 30.11.2016. Accepted 12.04.2017.
Keywords: impression management, professional education, culture of self-presentation, external and internal parts of self-presentation, concept of self-presentation.
10. Donskaia L. Iu. Psikhologicheskie usloviia formirovaniia imidzha prepodavatelia vysshei shkoly. Diss. kand. psikhol. nauk [Psychological conditions of formation of the image of a high school teacher. Cand. psychol. Sci. Diss.]. Stavropol', 2004, 212.
11. Sysoeva E. Iu. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniia imidzhevoi kompetentnosti prepodavatelia vuza [Psycho-pedagogical bases of formation of image of the university teacher competency]. Nauka i obrazovanie: sovremennyie trendy = Science and education: current trends, no. 5 (2014): 156 - 174.
12. Azhniiazova Z. R., Isaev M. I. Imidzh sovremennogo prepodavatelia vuza glazami studenta: rezultaty empiricheskogo issledovaniia [The reputation of a modern university professor through students' eyes: empirical findings]. Studencheskii nauchnyi forum 2016: materialy VIIIMezhdunarodnoi studencheskoi elektronnoi nauchnoi konferentsii [Student scientific forum 2016: Proc. VIII Intern. Student Sc. Conf.]. Moscow: Rossiiskaia Akademiia Estestvoznaniia, 2016. Available at: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/21918.pdf
13. Kolmogorova L. S. Stanovlenie psikhologicheskoi kultury uchashchikhsia v usloviiakh obrazovaniia [Formation of psychological culture of pupils in the conditions of education]. Barnaul: AltGPU, 2013, 237.
14. Kolmogorova L. S., Spiridonova G. G. Kharakteristiki samoprezentatsii v kontekste sootnosheniia vnutrennei i vneshnei sostavliaiushchikh kultur cheloveka [Features self-relations in the context of internal and external components of human culture]. Mir nauki, kultury, obrazovaniia = The world of science, culture and education, no. 4(53) (2015): 180 - 182.
15. Spiridonova G. G. Kultura samoprezentatsii v professionalnoi deiatelnosti pedagoga [Self-presentation culture in the professional activity of a teacher]. Obrazovanie i obshchestvo = Education and society, 5, no. 94 (2015): 98 - 102.