6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© И. И. Шульга, Г. А. Муратбаева, Е. В. Андриенко DOI: 10.15293/2226-3365.1506.10
УДК 378 + 37.0
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ
И. И. Шульга (Новосибирск, Россия), Г. А. Муратбаева (Алматы, Казахстан), Е. В. Андриенко (Новосибирск, Россия)
В статье рассматриваются некоторые подходы к реализации образовательных технологий при профессиональной подготовке студентов вуза (на примере педагогического вуза). Авторы фиксируют проблему изменения знаковых систем подачи, интерпретации и усвоения информации в процессе обучения студентов. Рассматриваются различные группы образовательных технологий в зависимости от приоритетного статуса формирования знаний, развития опыта деятельности и решения креативных задач. В качестве концептуальной основы реализации такого подхода предложена теория Д. П. Гилфорда, обосновывающая развитие конвергентного и дивергентного мышления студентов для совершенствования процессов обучения и повышения их эффективности. В статье также анализируется герменевтический подход в контексте анализа изменения знаковых систем в процессе профессионального обучения студентов.
Ключевые слова: образовательная технология, профессиональное образование, профессиональная подготовка педагога, герменевтический подход, смена знаковых систем в обучении, активно-деятельностные технологии, когнитивные технологии, гуманистические технологии, театральная педагогика, педагогическая импровизация.
Современная подготовка студентов педагогического вуза ориентируется на федеральные государственные образовательные
стандарты высшего профессионального образования, социальный заказ общества и потребности подрастающего поколения. Инно-
Шульга Ирина Ивановна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Институт физико-математического и информационно-экономического образования, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Муратбаева Гулнар Абылкасимовна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра общей педагогики, Казахский государственный женский педагогический университет. Андриенко Елена Васильевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Институт физико-математического и информационно-экономического образования, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
6(28)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
вационная модель такой подготовки включает в себя формирование компетенций, отражающих общекультурные, профессиональные, специальные и предметные задачи обучения студентов. Фиксируя актуальные профессиональные задачи, которые должны решать педагоги-бакалавры в области профессиональной деятельности, ФГОС ВПО отмечают разработку современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности.
Способность педагогов разрабатывать и реализовывать педагогические/образовательные технологии выступает значимым фактором профессионализма их деятельности. Современные научные представления о специфике содержания, структуры и функций образовательных технологий базируются на классических теориях и концепциях бихевиоризма, гуманистической психологии, глубинной психологии, а также психологии и педагогики прагматизма. Кроме того, они включают в себя психолого-педагогические и социологические идеи относительно специфики образовательной социализации человека, последовательно усваивающего основные виды социального опыта, которые передаются от одного поколения к другому (опыт познавательной деятельности, опыт творческой деятельности, опыт деятельности по алгоритму, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности). В ХХ веке эти виды опыта использовались для создания общей концепции содержания образования, что в целом способствовало подготовке весьма эффективных учебников и методик преподавания учебных предметов.
Несмотря на то, что методика обучения и образовательная технология представляют собой разные явления педагогической действительности, мы не можем игнорировать
факт их некоторого сходства и даже совпадения. Так, например, основные структурные компоненты технологии и методики почти полностью совпадают по своему составу и функциям, кроме того, их реализация в процессе обучения осуществляется в одинаковой последовательности. Существует достаточно фактов, свидетельствующих в пользу применения потенциала частных методик для совершенствования содержания и структуры образовательных технологий, однако большинство исследователей, как правило, стремятся оставить без внимания вопрос о методиках обучения.
Несмотря на многообразие образовательных технологий, применяемых в системе высшего образования, мы можем говорить о возможности их комплексной реализации с учетом необходимости формирования профессиональной готовности. При этом формирование может быть рассмотрено как направленный процесс новообразований социально-феноменологического характера, обусловливающих достижения в профессиональной сфере на определенном этапе развития специалиста как личности, индивида и субъекта деятельности.
По С. И. Ожегову, «формировать - значит придавать определенную форму, законченность»; «формироваться, т. е. слагаться, приобретать законченность, зрелость; развиваться, приобретая зрелость» [9]. В. Даль следующим образом толковал слово «формировать»: «... набирать, составлять, строить, наполнять до полного состава» [5]. В Большом толковом словаре иностранных слов представлена следующая трактовка: «образовывать, составлять, придавать форму, а формироваться - значит образовываться, окончательно складываться, достигать полной зрелости, окончательно развиться» [8]. Словарь
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
иностранных слов обозначает смысл формирования следующим образом: «образовывать, составлять, придавать чему-либо какую-либо форму, вид, законченность, порождать» [10].
Внимание к этимологическому аспекту понятия «формирование» необходимо для профилирования одного из наиболее часто встречающихся стереотипов восприятия феномена, обозначаемого данным словом, а именно: интерпретация формирования как внешнего по отношению к объекту процесса, который направлен только на придание объекту определенной формы. Между тем данный процесс включает в себя и порождение, и развитие, и даже зрелость. Таким образом, само слово «формирование» может определять несколько смысловых контекстов восприятия явления. Мы рассматриваем формирование в качестве социально-феноменологического процесса, включающего в себя направленную на развитие личности педагогическую систему и динамику профессионально-личностных новообразований, сложившуюся под влиянием данной системы и собственной активности личности. При этом собственная активность личности играет ключевую роль.
Формирование каждой компетенции выступает как образовательная задача, решаемая в педагогическом процессе вуза. Результат связан с развитием образовательных технологий, которые обеспечивают возможности индивидуализации учебного процесса и направлены на саморазвитие личности студента на основе формирования компетенций [3; 6]. Образовательные технологии обеспечивают исследовательскую направленность самостоятельного учебного поиска студентов, акцентируя возможности анализа, систематизации и отбора необходимой информации для решения актуальных проблем [7]. Кроме того, они позволяют реализовать совокупность подхо-
дов, в том числе: герменевтического, деятель-ностного, личностного, дифференцированного, индивидуального, аксиологического, амбивалентного и др.
В современной теории и практике высшего образования в последние годы очень динамично развивается, обосновывается и применяется герменевтический подход, что во многом обусловлено развитием информационных технологий и Интернета. Герменевтический подход нацелен на использование таких знаковых систем, которые сами по себе обладают не только смысловыми, но и дидактическими функциями. Реализация образовательных технологий в педагогическом вузе специфицирована относительно предметных и психолого-педагогических интересов студентов, которые, изучая определенное направление науки, готовятся к преподавательской деятельности, требующей знаний психологии и педагогики. Для психолого-педагогической подготовки особенно важно использовать разные знаковые системы при обучении студентов.
Герменевтический подход предполагает расширение возможностей для студентов, которые стремятся самостоятельно пользоваться изменением знаковых систем при работе с той или иной информацией. Технологии, предполагающие смену знаковых систем, имеют особое значение для подготовки именно творческого учителя в процессе вузовского обучения, поскольку позволяют преобразовывать структуру информации, осмысливать её в различных контекстах, а также менять форму её презентации.
В ХХ веке идея образовательной технологии отражала представления об интегратив-ном процессе, включающем людей, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения и
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний [15]. Мы будем понимать под образовательной технологией заранее спроектированную и относительно автономную систему развивающих и обучающих процедур, направленных на формирование компетенций, а также личностных и субъектных качеств студента как профессионала [1]. Следует отметить двойственный характер реализации технологий в подготовке учителей, которые могут использовать эти технологии уже в собственной профессиональной деятельности.
В основе создания образовательной технологии лежит определенный проект, реализация которого дает гарантированный результат. Относительная автономия данного проекта по отношению к другим учебным процедурам обеспечивает результат, который можно определить как промежуточный, но, несомненно, тесно связанный с другими результатами обучения (как, например относительная автономия дипломного проектирования, непосредственно связанная с теорией обучения и педагогической практикой в вузе). В образовательной технологии всегда важны процедуры, предопределяющие взаимосвязанную последовательность действий, их алгоритм, необходимый установленный порядок для формирования той или иной компетенции. Важны также и знаковые системы, которые кодируют смысл воспринимаемой, интерпретируемой и передаваемой информации.
Знаковые системы представляют собой системы относительно однообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений, которыми можно обмениваться в процессе взаимодействия, общения и обучения. Любая знаковая система имеет смысловое, предметное и экспрессивное значения. Объективация человеческого сознания посредством знаковой системы, осуществляемая в форме речи/текста,
по-разному представляет содержание предмета в зависимости от доминирования смыслового, предметного, либо экспрессивного значения.
Наиболее оптимальный вариант предполагает высокое социально-психологическое качество при условии содержательности информации, интереса самого интерпретатора и его влияния на респондентов. Если мы имеем в виду обращение человека к слушателям, т. е. речь, представленную в форме текста, то её качество в социально-психологическом контексте определяется тремя основными психолого-педагогическими критериями: содержанием, влиянием, отношением. Содержание связано с информацией, отношение с эмоциональным контекстом, который привносит в речь сам человек, воздействие определяется влиянием речи на других. При оценке социально-психологического качества речи необходимо выяснить насколько содержательной и значимой является его информация для других, интересует ли она самого говорящего и влияет ли его сообщение на других людей [2].
Собственно предметность знаковой системы имеет значение соотнесения, указания на что-то, что должно быть хотя бы частично уже знакомо обучающемуся. Экспрессивность связана с выражением чувств, отношений коммуникатора и реципиента, а смысловое значение определяет совокупность сведений о характере изучаемого и обсуждаемого предмета, его основных свойствах и особенностях. Если при изучении какого-либо явления субъект меняет знаковые системы кодирования, декодирования и передачи информации, то сам процесс обучения идет более эффективно и дает интересные новые результаты. В образовательном процессе особенно большое значение для обучающихся имеет смена знаковых систем при обработке одной и той же информации.
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
91
6(28)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
На это в свое время указывал один из авторов психометрического направления в исследовании личности и мышления, американский психолог Д. П. Гилфорд [4; 15]. Исследуя развитие интеллекта в обучении, он создал модель структуры интеллекта в виде трехмерной матрицы, отразив три основных составляющих интеллекта: содержание (собственно мышление), операции (процедуры) и результат (продукты). Содержание включает в себя весь изобразительный материал, семантический, символический и т. д. Операции - это собственно познание, память, измерение, оценивание, эффективность мыслительного процесса. В качестве результатов выступают: продукты, элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы [4]. Анализируя значение обработки информации разными способами, Д. П. Гилфорд ввел понятия конвергентной и дивергентной продуктивности человека в процессе обучения.
Конвергентная продуктивность (от лат. соте^еге - сходиться) основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения какой-то задачи, что дает однозначный ответ. Такое мышление осуществляется как повторное открытие или узнавание ответа. Дивергентная продуктивность (от лат. divergere - расходиться) связана с методом решения творческих задач, которые не имеют и не могут иметь однозначного результата. При дивергентном мышлении информация не может быть приведена к одному и тому же единственно правильному опыту, поскольку ответов может быть сколько угодно. Целью такого мышления является развитие исследовательского интеллекта [4; 15].
Разрабатывая методики изучения конвергентной и дивергентной продуктивности, Д. П. Гилфорд провел серию исследований, в результате которых обосновал четыре основ-
ных характеристики креативности: продуктивность, гибкость, оригинальность, разработка (внедрение идей). При этом он обозначил пять психических операций интеллекта, развитие которых обеспечивает эффективность образовательного процесса: познание, память, оценивание, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность. Именно Д. П. Гилфорду принадлежит обоснованная идея изменения знаковых систем при изучении определенного материала в процессе обучения. Такое изменение позволяет студенту вводить новые обозначения уже известной информации, что углубляет его понимание и дает новые аспекты осмысления изучаемого предмета [4].
Данный подход позволил нам осмыслить некоторые возможности использования знаковых систем при реализации психолого-педагогических когнитивных, активно-деятель-ностных и гуманистических образовательных технологий в системе высшего профессионального образования для подготовки педагогов. Каждая группа технологий специфицирована относительно тех или иных доминирующих функций. Поэтому когнитивные технологии используются в ситуации, когда приоритетный статус отдается развитию опыта познавательной деятельности и формированию системы знаний, необходимых и достаточных для усвоения предмета. Активно-деятельност-ные технологии реализуются в условиях необходимости отработки практических навыков и решения типичных педагогических задач и выполнения действий, являющихся обязательными в современной педагогической практике. Гуманистические технологии используются для развития опыта творческой деятельности в меняющихся профессиональных ситуациях.
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Самый простой и доступный любому преподавателю способ смены знаковых систем при обучении студентов может включать следующие знаковые системы: аналитическую, риторическую, презентационную (при реализации когнитивной технологии).
Аналитическая знаковая система раскрывает научно-теоретический и практический психолого-педагогический аспект темы. Представляет собой аналитический обзор и осмысление определенной информации по заданной теме. Представляется в форме заранее подготовленного и отредактированного законченного текста: реферата, статьи, тезисов, курсовой работы, доклада и т. д. Наш опыт показывает, что наиболее важно нацеливать студентов на подготовку статьи, что дает студенту большие возможности не только для дальнейшей разработки темы, но и для осмысления написанного.
Презентационная знаковая система представляет наглядный перцептивный аспект изучаемой темы. Это своего рода образ темы, выстроенный автором (интерпретатором), воспринимаемый и сконструированный им для того, чтобы передать другим в виде логической, наглядной модели, представляющей собой определенную целостность и включающую некую структурную законченность предмета изучения. Здесь есть структура, определенная последовательность составляющих наглядных элементов, логика, схема, изображение (может быть любая наглядность) и т. д. Представляется в форме слайд-презентации.
Мы считаем подготовку студентом слайд-презентации достаточно сложной частью работы, требующей не меньшей напряженности, чем сбор материала и написание статьи. Конечно, если речь идет о качественном результате. Слайд-презентация готовится для того, чтобы другие студенты получили наглядное представление о предмете. Она не
может быть оформлена только в виде каких-то частей текста, размещенных на слайдах. Она должна быть структурирована через очень краткие, но наиболее важные положения, с цифрами, изображениями, графиками, схемами, фотографиями и другими наглядными материалами, иллюстрирующими текст. Представляя собой последовательно и логично расположенные опорные сигналы, презентации позволяют акцентировать наиболее существенные идеи темы.
Риторическая знаковая система - выступление, заранее подготовленное для слушателей в соответствии с аналитическими разработками и презентационным материалом. Это доклад, с которым студент выступает по своей теме перед группой. Доклад ни в коем случае не должен представлять собой чтение статьи перед слушателями, поскольку дидактические требования к текстам для чтения и текстам для слушания различаются. Речь устная и речь письменная имеют свои особенности. При подготовке выступления студенты учитывают специфику современной аргументации, которая определена в работах Ю. В. Шатина, исследующего проблемы специальной словесной организации речи как способа воздействия на различные группы людей посредством слова или любого семиотического механизма, знаковой системы [11].
Таким образом, разрабатывая определенную тему, студенты представляют готовый результат с использованием аналитической, презентационной и риторической знаковых систем. Главное, чтобы все три знаковые системы были представлены каждым студентом только по той проблеме, которую он взял для изучения. Такой герменевтический подход особенно важен при организации самостоятельной работы студента. А именно, когда
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
93
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
преподаватель предлагает для самостоятельного изучения определенный вопрос, имеющий проблемный характер.
В качестве результата своей самостоятельной образовательной деятельности студент должен представить: во-первых, законченный текст статьи (подготовленной для печати по всем правилам ГОСТ); во-вторых, слайд-презентацию данной темы; в-третьих, выступление по теме на семинаре или конференции. Таким образом, студент представляет осмысленную, проанализированную и переработанную информацию в виде трех знаковых систем: аналитической, риторической, презентационной. С учетом опыта реализации данной работы со студентами педагогического вуза мы пришли к выводу о необходимости введения определенных правил или требований, обязательных для всех, поскольку речь идет о студенческой группе, и в течение семестра должен выступить каждый студент. Если, например, не ограничивать время выступления, объем текста или количество слайдов, то большинство студентов могут представлять достаточно объемные и плохо структурированные результаты, которые они будут излагать в течение длительного времени.
Наш опыт показывает, что при такой работе важны следующие правила, которые должны выполнять все без исключения студенты: а) каждый студент получает (или выбирает при помощи преподавателя) определенную тему для самостоятельной разработки; б) в процессе самостоятельной работы каждый студент консультируется с преподавателем в специально отведенное для этого время; в) объем статьи не должен превышать пять страниц напечатанного текста (14 шрифт Times New Roman, печать через полтора интервала); г) готовая статья представляется преподавателю за неделю до выступления; д) количество использованных
источников - от пяти до десяти; е) слайд-презентация включает 10 слайдов; ж) выступление студента перед аудиторией должно быть не менее семи и не более 10 минут; з) при выступлении студент не имеет права читать текст, но представляет свою тему при помощи слайд-презентаций. По окончании выступления студент отвечает на вопросы по теме, если они возникают у членов группы.
Регламентация процедур подготовки, оформления и выступления структурирует самостоятельную работу, но не влияет на независимый поиск и творчество, что позволяет, во-первых, развивать креативность студентов, а во-вторых, реализовывать проектную деятельность с учетом нормативных условий. Для нас важна как конвергентная, так и дивергентная продуктивность студента, представляющего в рамках определенных требований интеллектуальный авторский продукт, качество которого очень легко оценить по всем трем аспектам презентации и интерпретации. Такая работа готовит будущих профессионалов не только к самостоятельному поиску и самостоятельной работе, но также к защите своих идей, умению их четко формулировать на основе изученной информации, выстраивать логические связи и находить главные индикаторы, а также таймировать обучающие и презентационные процедуры. Кроме того, данный подход позволяет формировать коммуникативную компетентность, а также развивать стремление студентов к самообразованию и самостоятельной работе.
Особенности реализации гуманистических технологий могут быть представлены на примере театральной педагогики. Театральная педагогика позволяет использовать для получения оригинальных результатов особые знаковые системы - образные и телесные, ко-
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
94
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
торые могут быть восприняты самим студентом как спонтанный первичный профессиональный опыт, подвергаемый последующей рефлексии. Образные знаковые системы, включающие в себя живопись, музыку, танцы и другие виды художественного творчества, влияют не только на развитие мышления, но и на формирование эмоционального интеллекта. Телесные знаковые системы представляют собой основной пласт невербальных ресурсов общения, поэтому их освоение педагогом особо необходимо в современных условиях с учетом конкурентного влияния на учеников других источников информации. Общий характер педагогической деятельности предполагает акцентирование невербальной выразительности образовательных процессов, как на уровне внешнего культурного оформления, так и на уровне внутреннего преподавательского исполнения.
В основе этих технологий лежит метод театрализации, который разрабатывается как психотехника общения и метод психотерапии (социодрама). Представляет интерес установленное принципиальное сходство педагогической деятельности и театрального художественного творчества, которое заключается в нескольких характеристиках:
1. В процессе осуществления педагогического взаимодействия педагог использует свой психофизиологический аппарат, который позволяет ему выразить внутренние психические процессы, используя свои внешние физические возможности: голос, речь, пластику, мимику, жесты, пантомимику.
2. Сходство заключается в объединения участия субъектов взаимодействия. Педагогическая деятельность превращает партнера по взаимодействию в субъект совместного творчества.
3. Деятельность педагога и деятельность актера - деятельность по управлению деятельности других людей (учеников, зрителей).
4. Общей характеристикой педагогической и актерской деятельности выступает общение: его характер, интенсивность, степень формализации. Специфика общения, как в деятельности педагога, так и в деятельности актера заключается в активном привлечении способов и средств, характерных для интенсивного общения, а именно: экспрессии, аф-фективности, самопрезентации, эмоциональной выразительности.
5. Для воспитательного и театрального взаимодействия существенное значение имеет пространственно-временной признак. Поскольку такое взаимодействие развивается на протяжении определенного времени и пространства, которые представляют собой самостоятельную ценность вне целей и результата [12-13].
Таким образом, использование элементов театрально-художественного творчества в учебно-воспитательном процессе имеет большие перспективы в современной педагогической теории и практике. Разработанная нами технология представляет собой процесс включения основных элементов театрального творчества (драматургии, режиссуры, актерского мастерства) в подготовку бакалавров-педагогов.
Очень важно обучение студентов построению сюжетно-образной концепции будущего урока. Она обычно отражена в драматургии. Особенность драматургии урока заключается в ее прямой зависимости от участников взаимодействия. Поскольку процесс педагогического взаимодействия строится не только на содержании самого материала, но и на «внут-риаудиторном общении», важно учитывать особенность участников, для которых разрабатывается сюжет. В отличие от театральной
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
95
6(28)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
драматургии, рассчитанной на то, что сцена представляет собой закрытое пространство, а затемненный зрительный зал создает эффект «четвертой стены», драматургия урока ориентирована на аудиторию, когда сцена является продолжением зрительного зала. В соответствии с этой характеристикой специфика такой драматургии заключается в следующем: действие сориентировано на совместное творчество; оно предполагает «коллективную самодеятельность», оперативность и подвижность сюжетной линии; в нем используются готовые литературно-художественные и музыкальные произведения; устанавливается связь сюжета с реальной жизнью и социально-возрастными особенностями участников; героем назначается конкретный реальный человек, находящийся рядом; построение сюжета осуществляется по эпизодам с использованием монтажа.
Следующим элементом технологии является обучение основам режиссуры урока, содержание которой заключается в реализации идейно-художественного замысла образовательного действа. Учитель должен уметь выявить те черты драматургии урока, которые являются наиболее важными и актуальными и способны побудить учеников к сопереживанию, сочувствию, содействию. Замысел режиссера реализуется через организованное им коллективное творчество всех участников урока как образовательного события. Такое коллективное творчество предполагает осмысленное единство всех компонентов урока. Очень важны организаторские способности педагога как режиссера, позволяющие ему не только вдохновить на совместное творчество, но и наладить взаимодействие всех участников.
Центральным элементом технологии является обучение технике актерской игры в пе-
дагогическом взаимодействии. Владение техникой актерской игры учителем выступает одним из условий успешности урока-события, поэтому педагог должен обладать искусством внутреннего перевоплощения и техникой внешней выразительности. Решение этой задачи достигается с помощью системы занятий по обучению приемам актерской игры. Комплекс этих занятий строится в соответствии с логикой освоения профессиональных навыков актером: основы сценической речи, психофизические тренинги, основы актерского мастерства.
Отличительными особенностями занятий в рамках данной технологии являются студийность и использование техник погружения. Оба эти плана связываются рефлексией, которая в данном случае выступает в качестве механизма, приводящего в действие всю систему коммуникативных, организаторских, аналитических возможностей личности педагога, поэтому особенностью занятий является создание ситуаций коллективного анализа, обсуждения, самоанализа.
Логичным продолжением технологии использования элементов театральной педагогики является педагогическая импровизация, которая представляет собой акт, в процессе которого исполнение совпадает или следует сразу за созданием объективно или субъективно нового. Она может выступать одним из элементов педагогической деятельности, и в то же время - своеобразным механизмом трансформации профессиональных знаний, умений, навыков, техники в педагогические действия творческого характера.
Ценность педагогической импровизации заключается в том, что она, способствуя воспитанию, обучению, развитию детей, привлекает творческий ресурс, как педагога, так и ученика. В силу этой причины она находит
6(28)2015 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
применение в образовательной сфере, а ее характеристики способствуют оптимизации урока как творческого акта. К таким характеристикам относятся: внезапность, сиюминутность, новизна, публичность, педагогическая значимость. Включение педагогической импровизации в процесс подготовки педагогов предполагает последовательное обучение студентов элементам деятельности, которые позволят им импровизировать.
Обучение педагогическому озарению, т. е. «возникновению идеи в фантазии» - это первый этап технологического процесса. Создание ситуации инсайта и осмысления выбора - второй этап. Обучение публичному воплощению инсайта как спонтанной реакции на ситуацию с помощью «импровизационных ловушек», домашних заготовок осуществляется на третьем этапе. Четвертый этап процесса -осмысление как мгновенный анализ процесса воплощения.
Организация занятий со студентами включает в себя шесть шагов. Первый шаг -организуется коллективное обсуждение возможных тем, которые спонтанно возникают в аудитории, выбирается одна из них, и распределяются ее различные аспекты среди участников группы. Второй шаг предполагает индивидуальную работу студентов по написанию эссе по выбранной теме. Третий
шаг - все участники зачитывают свои эссе, обсуждают и включают дополнения. На следующем этапе студентам предлагается создание пост-эссе с учетом пожеланий и комментариев, возникших в процессе предыдущего коллективного обсуждения. Пятый шаг - коллективное обсуждение вновь созданных текстов. Шестой шаг - создание метаимпро-визации как общего текста в пределах определенной композиции.
Таким образом, осмысление внутренних и внешних возможностей использования различных знаковых систем при реализации современных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки будущих педагогов позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, существует необходимость группирования и специфицирования основных образовательных технологий относительно доминирующих функций обучения. Во-вторых, в современной модели педагогического образования присутствует возможность гибкого варьирования и привлечения инновационных, неклассических технологий образования педагогов с учётом объективных изменений в культурно-образовательном пространстве и конкурентных условиях образовательной деятельности в информационном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. -188 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология. - М.: Академия, 2012. - 266 с.
3. Артамонова Е. И. Формирование инновационной компетентности педагога в процессе обучения в вузе // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 5. - С. 17-27.
4. Гилфорд Д. П. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. -165 с.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. - Т. 4. - СПб.: Диамант, 1997. - 870 с.
6(28)2015
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
6. Краснов С. И., Каменский Р. Г. Теоретические основания системы обучения субъектов образования инновационному проектированию // Педагогика. - 2013. - № 2. - С. 39-45.
7. Набатова Л. Б., Романов В. Н. Технологический подход к профессиональному образованию в условиях внедрения ФГОС // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 3. -
8. Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Большой толковый словарь иностранных слов. - Ростов-н/Д: Феникс, 1995. - 512 с.
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1088. - 749 с.
10. Словарь иностранных слов / под ред. А. Г. Спиркина, И. А. Акчурина, Р. С. Карпинской. -М.: Русский язык, 1987. - 608 с.
11. Шатин Ю. В. Технология агональной коммуникации. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004.
12. Шульга И. И. Профессиональная подготовка бакалавров-педагогов к организации детского досуга: монография. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. - Ч. 1. - 164 с.
13. Шульга И. И. Педагогическая анимация: Профессиональная подготовка организаторов детского досуга. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. - 340 с.
14. Guilford J. P. The Nature of Human intelligence. - N.Y.: David MeKey Co, 1967.
15. Silber K. H. Some implications of the history of educational technology were all in this together // Brown G. W., Brown S. N. Educational Media Yearbook. - Littleton: Colorado Libraries Unlim-
С. 122-125.
ited, 1981. - P. 21.
© 2011-2015 Вестник НГПУ
Все права защищены
98
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin 2015, Vol. 5, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1506.10
Shulga Irina Ivanovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogy and Psychology Department, Institute of Physics, Mathematics, Information and Economic Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: [email protected] Muratbaeva Gulnar Abylkasimovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogy Department, Kazakh State Women's Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan. Andrienko Elena Vasilevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Pedagogy and Psychology Department, Institute of Physics, Mathematics, Information and Economic Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN UNIVERSITY-LED UNDERGRADUATE TRAINING IN THE CONTEXT OF CHANGING SIGN SYSTEMS
Abstract
The present article discusses some approaches to implementation of educational technologies in undergraduate teacher training (at a pedagogical university). The authors focus on the problem of changing sign systems in presentation, interpretation and acquisition of information in educational process at higher education institutions. Different groups of educational technologies are described according to the priority of knowledge formation, experience enrichment and creative tasks solution. As a conceptual basis of this approach the authors propose Joy Paul Guilford's theory which justifies the development of students' convergent and divergent types of thinking in order to improve teaching and enhance academic attainments . The article also analyses the hermeneutic approach in the context of changing sign systems in undergraduate training. Keywords
Educational technologies, university-led undergraduate training, initial teacher training, herme-neutic approach, sign systems, active learning techniques, cognitive technologies, humanistic technologies, theater pedagogy, teaching improvisation
REFERENCES
1. Andrienko E. V. Teaching Professionalism. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2011, 188 p. (In Russian)
2. Andrienko E. V. Social psychology. Moscow, Academy Publ., 2012, 266 p. (In Russian)
3. Artamonov E. I. Formation of innovative competence of the teacher in the learning process at the university. Teacher education and science. 2014, no. 5, pp. 17-27. (In Russian)
4. Guilford D. P. Three sides of the intellect. Cognitive psychology. Moscow, Progress Publ., 1965, 165 p. (In Russian)
2015, Vol. 5, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
5. Dahl B. Explanatory Dictionary of Russian language. In 4 vol., Vol. 4. Saint Petersburg, Diamant Publ., 199, 870 p. (In Russian)
6. Krasnov S. I., Kamensky R. G. The theoretical foundation of teaching the subjects of education innovative design. Pedagogy. 2013, no. 2, pp. 39-45. (In Russian)
7. Nabatova L. B., Romanov V. N. Technological approach to vocational training in the conditions of implementation of the GEF. Teacher education and science. 2013, no. 3, pp. 122-125. (In Russian)
8. Nadel-Chervinskaya M. A., Chervinskiy P. P. Great Dictionary of Foreign Words. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 1995, 512 p. (In Russian)
9. Ozhegov S. I. Russian dictionary. Moscow, 1088, 749 p. (In Russian)
10. Dictionary of Foreign Words. Ed. A. G. Spirkina, I. A. Akchurina, R. S. Karpinskaya. Moscow, Russian language Publ., 1987, 608 p. (In Russian)
11. Shatin Y. Agonistic communication technology. Novosibirsk, Novosibirsk State University Publ., 2004. (In Russian)
12. Shulga I. I. Training of bachelors-teachers in the organization of children's leisure. Monograph. Novosibirsk, 2013, Part 1, 164 p. (In Russian)
13. Shulga I. I. Educational animation: Training organizers of children's entertainment. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2010, 340 p. (In Russian)
14. Guilford J. P. The Nature of Human intelligence. N.Y., David MeKey Co. Publ., 1967.
15. Silber K. H. Some implications of the history of educational technology were all in this together. Brown G. W., Brown S. N. Educational Media Yearbook. Littleton, Colorado Libraries Unlimited Publ., 1981, pp. 21.
© 2011-2015 Bulletin NSPU All rights reserved
100