Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные образовательные технологии / социальный проект / целевая аудитория / конкурентная среда / идея / задачи / мониторинг / modern educational technologies / social project / target audience / competitive environment / idea / objectives / monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярцева Елена Яковлевна

В данной статье рассматриваются современные образовательные технологии, в части разработки социальных проектов. Автором исследована тематика создания социального проекта, детально представлена характеристика основных этапов его реализации: инициирование проекта, определение целей и задач проекта, определение целевой аудитории и ее потребностей, изучение конкурентной среды, оценка ресурсов, определение состава команды, предварительная оценка идеи, планирование, исполнение плана проекта, мониторинг результатов, завершение проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses modern educational technologies in terms of the development of social projects. The author has researched the topic of creating a social project, presented in detail the characteristics of the main stages of its implementation: initiating the project, defining the goals and objectives of the project, identifying the target audience and its needs, studying the competitive environment, assessing resources, determining the composition of the team, preliminary assessment of the idea, planning, execution of the plan project, monitoring results, project completion.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

измерительными приборами, средствами пробоотбора и пробоподготовки. Наличие оборудования, доступного для учреждений среднего образования, позволяет на базе лаборатории проводить занятия по методической подготовке студентов к экологическому образованию школьников.

Одним из наиболее эффективных путей привития навыков творческой работы и творческой инициативы, с учетом индивидуальных возможностей и способностей личности, наряду с постоянным совершенствованием содержания, форм и методов учебных занятий, является привлечение студентов к исследовательской работе.

В системе научной исследовательской работы заложены большие возможности. В данном направлении весьма плодотворна работа студенческих научных обществ и кружков, где творческие группы могут работать под руководством как одного, так и нескольких преподавателей, объединяясь в разработке единой темы. Кружковая научная работа может включать в себя следующие направления: выпуск химических газет, решение расчетных и экспериментальных задач, углубленное изучение теоретических основ химии, а также химический исследовательский эксперимент [2].

Для успешного функционирования и результативной деятельности химических научных обществ, кружков необходимо соблюдать следующие основные организационные принципы: целесообразность, добровольность, планирование, реальность и актуальность тематики, разнообразие применяемых методов работы, учитывать интересы и возможности студентов, соблюдать преемственность и формировать традиции в работе.

На базе кафедры химии и методики преподавания химии Оренбургского государственного педагогического университета работает несколько научных кружков разных направлений (неорганическая и органическая химия, биохимия, химия окружающей среды). В настоящее время студенты проявляют большой интерес к вопросам экологии, химии окружающей среды и здоровому образу жизни. Особое место занимает проблема экологически чистого питания и мониторинг пищевых продуктов. Поэтому основными направлениями работы кружка «Окружающая среда и здоровье населения» являются:

1) химическое загрязнение и мониторинг объектов природной среды Оренбуржья;

2) вещества - токсиканты в продуктах питания, экологическая коррекция питания;

3) химия и фармакология здорового образа жизни;

4) вредные привычки и здоровье.

Работа по первому направлению сводится к определению загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, природной и питьевой воде, почве различных районов Оренбургской области. Важную роль играет химический эксперимент, объединенный тематикой «Химия пищи». Работа студенческого кружка по данному направлению включает в себя определение качества продуктов и изучение процессов, происходящих при усвоении и кулинарной обработке пищи, а также последствия использования недоброкачественных пищевых продуктов. Неотъемлемой частью жизни любого современного человека является использование разнообразной фармакологической продукции. Поэтому на занятиях кружка проводятся исследования биологически активных добавок, витаминов и других препаратов различных производителей.

В рамках работы студенческих научных обществ и кружковой работы решаются следующие задачи: расширение творческого кругозора и научной эрудиции студентов, развитие способности применять теоретические знания в практической работе, привитие навыков научно-исследовательской работы, воспитание потребности и формирование умения постоянно совершенствовать свои знания, экологическое воспитание, воспитание экологической культуры, экономическое воспитание. Кроме того, такая организация весьма позитивна, так как позволяет формировать интерес к химической науке и повышать профессиональную компетентность будущих учителей химии.

Выводы. Таким образом, процесс экологического воспитания будущего учителя химии должен быть системным, с использованием межпредметной интеграции, краеведческого материала. Данный процесс должен осуществляться с использование разнообразных форм, методов и приемов организации деятельности студентов.

Литература:

1. Заграничная, H.A. Профессиональное саморазвитие учителя химии. Воспитательный потенциал курса химии как основа формирования личностных результатов обучения. 8-10 классы. Серия «Методическая лаборатория» / H.A. Заграничная. - Волгоград: Учитель, 2015. - 114 с.

2. Золотова, О.М. Экологические аспекты изучения химических дисциплин / О.М. Золотова // Наука и образование. -2020. -№4. -С.339.

3. Котельникова А.Д. К вопросу об экологическом образовании и воспитании в курсе химии / А.Д. Котельникова // Наука и образование. - 2020. - №2. - С. 226.

4. Ляпина, O.A. Реализация экологического подхода в обучении химии / O.A. Ляпина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №4. - С. 47.

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Ярцева Елена Яковлевна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные образовательные технологии, в части разработки социальных проектов. Автором исследована тематика создания социального проекта, детально представлена характеристика основных этапов его реализации: инициирование проекта, определение целей и задач проекта, определение целевой аудитории и ее потребностей, изучение конкурентной среды, оценка ресурсов, определение состава команды, предварительная оценка идеи, планирование, исполнение плана проекта, мониторинг результатов, завершение проекта.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, социальный проект, целевая аудитория, конкурентная среда, идея, задачи, мониторинг.

Annotation. This article discusses modern educational technologies in terms of the development of social projects. The author has researched the topic of creating a social project, presented in detail the characteristics of the main stages of its implementation: initiating the project, defining the goals and objectives of the project, identifying the target audience and its needs, studying the

compétitive environment, assessing resources, determining the composition of the team, preliminary assessment of the idea, planning, execution of the plan project, monitoring results, project completion.

Key words: modem educational technologies, social project, target audience, compétitive environment, idea, objectives, monitoring.

Введение. Разработка любого социального проекта состоит из нескольких основных этапов: инициирование проекта, определение целей и задач проекта, определение целевой аудитории и ее потребностей, изучение конкурентной среды, оценка ресурсов, определение состава команды, предварительная оценка идеи, планирование, исполнение плана проекта, мониторинг результатов, завершение проекта.

Изложение основного материла статьи. Рассмотрим подробно каждый из этапов.

Инициирование проекта. В рамках стадии инициирования предстоит придумать и конкретизировать идею вашего проекта и формализовать ее путем определения целей, задач и механизмов реализации проекта. Чем эффективнее будет проведено инициирование проекта, тем проще будет перейти в стадию планирования, подготовки проектного предложения и реализации проекта. Ключевая задача инициирования проекта - это определение актуальности, значимости и реализуемости проекта.

Основными задачами перед разработкой проекта являются:

1) запрос целевой аудитории, а именно ее потребности и ценностные ориентиры, на которые будет направлен сам проект;

2) соответствие запроса проекта согласно потребностям целевой аудитории;

3) Swot-анализ, в части конкурентной среды;

4) преимущества разрабатываемого проекта, его УТП и ключевые отличия от других проектов, связанные той же направленностью;

5) ресурсы, необходимые для реализации проекта (материальные и нематериальные) и кадровый потенциал команды проекта;

6) основные и дополнительные источники ресурсов, и возможных партнеров при реализации проекта [5].

Определение целей и задач проекта. Именно цель определяет суть проекта, все последующие пункты проекта будут

привязаны к ней. Цель станет визитной карточкой вашего проекта, а значит она должна давать максимальное представление

В проектной деятельности при определении целей используются два основных подхода: социально-политический и SMART-подход.

Необходимо отметить, что представленный социально-политический подход содержит основные характеристики описания цели проекта со стороны большего влияния на обстановку в регионе, стране, а также в мире. Отметим, что указанный подход при анализе демонстрирует незначительный результат для осуществления проекта, с учетом заявленной цели, однако более широкое описание проекта на прямую влияет на сегментированную целевую аудиторию. Социально-политический подход отлично подходит для долгосрочных проектов и программ, в рамках которых сложно просчитать конкретные количественные результаты, но возможно описать качественные результаты и их значимость.

SMART-цель - четко-измеримая, достижимая, значимая и ограниченная по времени цель. Аббревиатура SMART образована от первых букв английских слов - spécifié, measurable, achievable, relevant, time-bound. Для более подробной расшифровки данного понятия рассмотрим отдельно каждую из составляющих этой цели.

Конкретность. При формировании и постановки конкретных задач, первоочередным является составление вопроса и получения обратной связи, например: «Какой результат мы хотим получить при выполнении конкретного задания, задачи, проекта и др.?». Констатация факта и однозначное решение, понимания ответа на вопрос, является первым и однозначным элементом цели.

Измеримость. Метрика цели предусматривает наличие конкретных показателей для критериев, которые позволили бы определить, в процессе реализации поставленной задачи, каким образом будет достигнута поставленная цель. Отметим, что при отсутствия критериев, возникает сложность получения результатов работы и объективного оценивания процесса. Однако, в таким случаях в качестве критериев достижения цели можно использовать любые количественные показатели как форму результата работы, как абсолютные, так и относительные.

Достижимость. При постановке и формирования цели необходимо учитывать функциональность каждого члена команды, материально-технические возможности, имеющиеся ресурсные возможности, а также учет рисков и других факторов, которые могут влиять на качество реализации реализуемого проекта. Основным в работе является соблюдение баланса, поскольку заниженный показатель негативно скажется на привлекательности вашего проекта, а завышенный приведет к не достижению цели.

Значимость. Определение главного тезиса проекта, определение значимости и конкретное предназначение как прикладная форма. Необходимо, при составлении цели заранее определять, для чего необходимо выполнение самой цели. В таком случае, главным становится вопрос: «Зачем?». Соответственно ответ: «Потому, что именно это необходимо целевой аудитории». Если получить такой ответ не удается задумайтесь «А действительно ли это надо?». В данном варианте развития событий нужно срочно что-то менять в формулировке поставленной цели. Так как в таком случае сходит на нет результат установленной цели.

Задачи - это конкретные шаги, которые необходимо совершить для достижения цели, которые выражены в качественных или количественных показателях. Реализация поставленных задач является показателем частично-промежуточного результата. Сумма всех задач однозначно должна приводить к достижению цели. При этом рекомендуется определять для проекта не более 8 задач.

После того, как вы определили задачи для достижения своей цели, проверьте - все ли задачи ориентированы на достижение цели и необходимы, а также будет ли достигнута цель при их выполнении.

Определение целевой аудитории и ее потребностей. Как правило, проблема определения общей целевой аудитории редко встает перед руководителем проекта. Связано это с тем, что идея проекта рождается на основе эмпатии к определенной группе или сложившейся общеполитической обстановки.

Эмпатия - это способность осознанно переживать эмоциональное состояние другого человека, не теряя при этом ощущения его происхождения [6].

Пример влияния политической обстановки можно легко рассмотреть на основе ситуации в Европе. Сложившаяся ситуация с большим наплывом беженцев в Евросоюз привела к фокусировке социальной политики на решение проблем этой целевой аудитории. Социально ориентированные вузы занимаются исследованиями потребностей и механизмов их удовлетворения, а грантодающие организации взяли это направление за приоритетное.

В проектной работе применяются два основных подхода к постановке целей: социально-политический и вМАКТ-подход. Определение общей целевой аудитории не является достаточным для запуска проекта. Необходимо уточнить целевую группу, с которой планируется работать в рамках проекта. Это позволит более точно спланировать проект, определить потребности и потенциальных партнеров.

Для определения конкретных потребностей целевой аудитории существует ряд методов, таких, как опрос, личная беседа (глубинное интервью), анализ целевой аудитории конкурентов. Однако наиболее эффективным для социальных проектов, на наш взгляд, является метод фокус-группы.

Групповое интервью - метод социологических исследований, в котором представители целевой аудитории последовательно опрашиваются индивидуально. Во время этих интервью исследователи получают субъективные мнения респондентов о товарах, услугах и других объектах исследования. В общем смысле термин «фокус-группа» относится непосредственно к самому методу исследования, а в узком - к группе респондентов (опрошенных) [2]. Таким образом, анализируется сформированное отношение к товару или предоставляемой услуге. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей.

Эти знания помогут определиться с тем, нужна ли реализация идеи, которую вы задумали, вашей целевой аудитории или стоит ее изменить.

Изучение конкурентной среды. Понятие «конкуренты» в контексте социальных проектов мало применимо, поскольку все организации, занимающиеся социальной рекламой, объединены одной целью - помочь, предупредить, побудить к правильному решению. Однако этот шаг все же необходим, поскольку инициаторы проектов, определившись с целевой аудиторией и проведя исследование потребностей, очень часто считают, что их идея абсолютно новая и никто до них ее не реализовывал. Но очень часто это не так и вместо улучшение существующих идей и проектов, инициаторы тратят свои силы и ресурсы на повтор того проекта, который уже осуществили их конкуренты, повторяя их судьбу. На самом же деле, изучив опыт реализации проектов в выбранном проблемном поле можно не только избежать типовых ошибок, но и найти уникальные решения для своего проекта.

Наиболее эффективным методом изучения конкурентной среды является изучение проектных заявок и отчетной документации на сайтах грантодающих организаций. При таком исследовании важно не останавливаться на прочтении указанных документов, а постараться узнать дальнейшую судьбу проектов. Стоит найти упоминания об интересующем вас проекте в СМИ, изучить онлайн ресурсы, посвященные проекту и, в крайнем случае, обратиться к руководителю проекта с определенными вопросами.

Изучая конкурентной среду, стоит обращать внимание не только на свой регион и страну, но и на весь мир, поскольку нередко отечественные проекты являются аналогом международных проектов. Конечно, каждый проект в зависимости от географии имеет свою специфику, однако внедрение успешных моделей в новый регион и под другую социальную аудиторию нередко является эффективным методом.

Оценка ресурсов. На стадии инициирования проекта необходимо планировать как будет осуществляться проект, то есть с помощью каких ресурсов.

Ресурсы подразделяются на материальные и нематериальные, и если про материальные помнят все, то часто забывают о таких ресурсах, как время, кадры, партнеры и др.

Нередко, особенно в социальных проектах, руководители утверждают, что их проект не требует ресурсов. Это мнение, зачастую, приводит к серьезным ошибкам при составлении плана проекта.

Критически отнеситесь к тому сколько сил потребуется на реализацию проекта, насколько готова ваша команда и сколько времени вам потребуется.

Далее переходите к материальным ресурсам, составьте список и проверьте достаточно ли их у вас, или есть ресурсы, которые вам требуются. Подумайте над источниками требующихся ресурсов, для старта проекта часто бывает достаточно задействовать ресурсы, имеющиеся у ваших близких, друзей или коллег. Если требуется привлечение более значительных ресурсов, уделите время поиску партнеров, которые смогут их предоставить. Ресурсы всегда получить от партнера проще, чем финансирование. Но если реализация проекта невозможна без финансовых вложений, то ищите грантодающую организацию, чьи приоритетные направления совпадают с направлением вашего проекта.

Определение состава команды. Наряду с оценкой ресурсов, необходимо оценить потенциал команды проекта. Одним из важнейших аспектов формирования сильной команды для социального проекта является мотивация. Существует несколько причин, по которым люди могут быть мотивированы:

1) Желание помогать тем, кто нуждается;

2) Желание учиться чему-то новому;

3) Желание заниматься чем-то;

4) Желание получать удовольствие;

5) Желание познакомиться с новыми людьми;

6) Желание отблагодарить других за добро;

7) Желание решить определенную проблему;

8) Наличие свободного времени.

Для поддержания максимально эффективной работы команды нужно, чтобы целевая аудитория проекта вызывала эмпатию у его участников. Нужно ставить перед участниками проекта задачи, способствующие их профессиональному и компетентностному развитию. Излишняя требовательность, мощное давление, и постановка очень строгих сроков могут демотивировать участников. Обычно сочетание первых двух типов мотивации приводят к активному участию заинтересованных людей в проекте.

Кроме мотивации, есть и дисциплина. Чем выше дисциплина - тем выше общая исполнительность команды и ниже вероятность того, что в кризисных ситуациях команда перестанет выполнять свои задачи.

В большинстве случаев команда социального проекта формируется из ближайшего окружения руководителя. Это не плохо, но важно помнить, что в команде нужны люди, обладающие знаниями и компетенциями, поэтому формируя команду руководствуйтесь не количеством, а качеством ее участников [4].

Для повышения эффективности работы команды, рекомендуется привлекать участников с различной мотивацией, организацией и компетенциями. Такой подход позволяет компетентно распределять задачи между людьми, соблюдая баланс занятости и поддерживать степень мотивации команды, за счет того, что каждый решает задачи, которые интересны именно ему и входят в его компетенцию. Чем больше опыт участника команды в выполнении определенной задачи, тем выше возможность того, что с возникающими при ее реализации трудностями участник будет справляться самостоятельно.

Следовательно, для повышения эффективности работы команды над проектом могут быть предприняты следующие

1) Определение ясных ролей и обязанностей каждого члена команды.

2) Установление четких и реалистичных целей и сроков выполнения задач.

3) Обеспечение открытого и эффективного обмена информацией между участниками команды.

4) Проведение регулярных встреч для обсуждения прогресса и проблем.

5) Поощрение коллективной работы и поддержки друг друга.

6) Обеспечение достаточных ресурсов для выполнения задач.

7) Проведение обучающих мероприятий для улучшения профессиональных навыков участников команды.

Также не стоит забывать, что основная сила любого социального проекта - это волонтеры. Но при распределении задач стоит помнить, что волонтеры - это ваши подчиненные. Они должны получать конкретные задания, над ними всегда необходим контроль. При качественной работе с волонтерами существует большая вероятность их участия в следующем вашем проекте, в том числе и как полноценных участников проекта.

Отметим, роль волонтера в проекте может включать следующие функции:

1) Помощь в выполнении оперативных задач и выполнение поручений руководителя проекта.

2) Предоставление дополнительной экспертной поддержки и ресурсов для успешной реализации проекта.

3) Проведение мониторинга и оценки эффективности проекта, в том числе сбор и анализ данных.

4) Участие в публичных мероприятиях и акциях, связанных с проектом.

5) Предоставление обратной связи и рекомендаций для улучшения процессов и результатов проекта.

6) Развитие связей с заинтересованными сторонами и участие в коммуникационных мероприятиях.

7) Поддержка команды проекта и установление партнерских отношений с другими участниками.

8) Повышение осведомленности общественности о целях и значимости проекта.

Предварительная оценка идеи. Оценка идеи должна осуществляться по следующим критериям:

1) инновации;

2) польза для общества;

3) возможность реализации;

4) интерес для себя.

Если идея попадает под все эти критерии, это значит, что цель проекта, вероятнее всего, будет достигнута.

Планирование проекта. Одним из важнейших инструментов проектирования является календарный план или график проекта. Последовательность при разработке плана мероприятий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) определяется объем и виды предстоящих работ по каждому мероприятию, с указанием ответственных;

2) производится оценка длительности планируемых работ;

3) составляется календарный план-график;

4) составляется перечень необходимых ресурсов, их объем;

5) оценивается доступность ресурсов;

6) определяются источники и порядок приобретения недостающих ресурсов.

Последовательность реализации проекта заключается в определенных условиях, где содержание проекта требует установления перечня и порядка действий по реализации его. Задачи, направления, этапы и модули мероприятий организованы последовательно, с определенными сроками и ответственными исполнителями.

После того, как были определены мероприятия, проводимые в рамках проекта, следует сформулировать ожидаемые результаты.

После окончания проекта ожидаются конкретные результаты в соответствии с целями, поставленными в проекте. Это может быть разработка нового продукта, улучшение бизнес-процессов, повышение эффективности работы команды или достижение других задач, заложенных в проектной документации. Эти результаты могут измеряться через определенные показатели, такие как увеличение выручки, сокращение издержек, повышение уровня удовлетворенности клиентов или повышение производительности. Таким образом, после завершения проекта ожидается положительное влияние на бизнес и достижение поставленных целей.

Отметим, что результаты проекта включают в себя: количественные и качественные показатели.

Количественные показатели - описание всех количественных результатов проекта (количество благополучателей, количество выпущенных методических пособий, количество часов проведенных лекций и т.д.).

Качественные показатели - те качественные позитивные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта (например, повышение уровня знаний пожилых людей - участников проекта - о возможных схемах мошенничества против них, снижение уровня безработицы среди подопечных выпускников детских домов и т.д.).

Так как результаты символизируют достижение поставленных задач, они должны быть:

1) измеримыми;

2) видимыми;

3) специфичными.

Необходимо конкретно описывать конечные результаты.

Реализация плана проекта. Выполнение плана проекта - это процесс направления функционала людей на реализацию поставленных задач и расходования средств для выполнения плана.

Процесс организации выполнения проекта требует наличие у менеджера определенных компетенций и навыков, умение решать проблемы и разрешать конфликты. С точки зрения участника проекта, исполнение - это последовательное исполнение мероприятий (задач), информирование руководителя проекта о возникающих сложностях в реализации или о возможностях улучшения качества мероприятий.

С точки зрения руководителя проекта, исполнение - это последовательное отслеживание всего процесса реализации проекта, контроль работы команды и детальное понимание ситуации в проекте, поддержка и мотивация участников проекта.

Важным моментом в ходе исполнения проекта является работа по осмыслению дальнейшего развития и перспектив проекта. Отработка различных предложений и поиск новых партнеров, работа с информацией о проекте и распространение ее в сети интернет, социальных сетях и СМИ.

Мониторинг результатов. Аналитика, анализ, сравнение, сопоставление - все эти ключевые слова характеризуют и определяют мониторинг результатов проекта. Отметим, что контроль и мониторинг проекта - это процесс сравнительного анализа выполнения проекта, оценка возможных альтернатив и принятие, в случае необходимости, решений о корректирующих действиях для ликвидации нежелательных отклонений от реализованного плана проекта.

Контроль проекта включает в себя следующие действия:

- Сбор отчетности о прогрессе работ по проекту;

- Анализ текущей ситуации проекта относительно основных ключевых показателей (результаты, стоимость, время);

- Прогнозирование достижения целей проекта;

- Подготовку и анализ последствий корректирующих мероприятий;

- Окончание проекта. Это процесс закрытия проекта и формальное завершение всех деятельностей. Завершение проекта включает в себя следующие процедуры:

- Предоставление заказчику результатов проекта;

- Финальная оценка финансовой ситуации (финансовый отчёт);

- Подготовка заключительного отчета по проекту (детальный отчёт);

- Обсуждение открытых вопросов и урегулирование спорных моментов (обратная связь от членов команды). Следовательно, в процессе реализации осуществляется архивация документов (управленческих, содержательных,

проектных) для последующего использования при реализации других проектов.

Выводы. Таким образом, мы выяснили, что разработка любого социального проекта состоит из нескольких основных этапов: инициирование проекта, определение целей и задач проекта, определение целевой аудитории и ее потребностей, изучение конкурентной среды, оценка ресурсов, определение состава команды, предварительная оценка идеи, планирование, исполнение плана проекта, мониторинг результатов, завершение проекта. Литература:

1. Биккулов, A.C. Современные технологии инициирования, разработки и управления проектами в вузе: учебно-методическое пособие / A.C. Биккулов. - СПб: НИУ ИТМО, 2013. - 138 с.

2. Кузнецов, В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. -2-е изд., доп. и перер. -М.: Аспект Пресс, 2007. - 302 с.

3. Мазур, И.И. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; под ред. проф. И.И. Мазура. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 664 с.

4. Машлинцев, А. Эффективность рекламы / А. Машлинцев. - М., 2002. - 255 с.

5. Особенности разработки и реализации социальных добровольческих программ и проектов - современный взгляд и технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kdobru.ru/netcat_files/userfiles/VDE/Posobie_Osnovy_razrabotki_proektov.pdf (дата обращения: 20.07.2023)

6. Перепечаева, Я. Психологические аспекты социальной рекламы / Я. Перепечаева. - Москва. - 2001. - 124 с.

Психология

УДК 159.99

старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье представлен анализ понятия «конфликт», рассмотрены его виды. Конфликты неизбежны в профессиональной деятельности педагогов-психологов и умение их разрешать одна из составляющих мастерства специалиста. Исходя из этих соображений, была проведена диагностика способа реагирования в конфликте среди студентов по направлению обучения 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова». Выборку составили 24 студента кафедры «Социальная педагогика». Диагностика проводилась посредством теста «Ваш способ реагирования в конфликте» (К. Томас). Цель диагностики в том, чтобы определив способ реагирования в конфликтной ситуации научить будущих педагогов-психологов эффективному поведению и конструктивному разрешению. В статье представлены полученные данные и их интерпретация.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, избегание, компромисс, педагог-психолог, поведение, приспособление, соперничество, сотрудничество, студенты.

Annotation. The article presents an analysis of the concept of "conflict", its types are considered. Conflicts are inevitable in the professional activities of teachers-psychologists and the ability to resolve them is one of the components of a specialist's skill. Based on these considerations, the diagnosis of the method of responding to the conflict among students in the direction of study 44.03.02 "Psychological and pedagogical education" of the Pedagogical Institute of the Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov was carried out. The sample consisted of 24 students of the Department of "Social Pedagogy". Diagnostics was carried out by means of the test "Your way of reacting in a conflict" (K. Thomas). The purpose of diagnostics is to determine the way to react in a conflict situation to teach future teachers-psychologists effective behavior and constructive resolution. The article presents the obtained data and their interpretation.

Key words: conflict, conflict situation, avoidance, compromise, educational psychologist, behavior, adaptation, rivalry, cooperation, students.

Введение. В профессиональной деятельности педагогов-психологов нередко придется участвовать в разрешении конфликтов в школьной среде и очень важна избранная стратегия, от которой будет зависеть успех. Исходя из того, что это должно быть профессиональным умением, необходимо в период обучения в вузе обратить внимание на способ реагирования будущих педагогов-психологов в конфликте. Для этого необходимо, прежде всего, провести диагностику, а затем в рамках дисциплин психолого-педагогического модуля обучать эффективным стратегиям поведения в конфликте. Рассмотрим, какие трактовки понятия «конфликт» предлагают нам справочные издания.

Изложение основного материала статьи. В издании «Большая психологическая энциклопедия»: «конфликт -столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме» [7].

«Большая российская энциклопедия»: «конфликт - это социальный тип взаимодействия социального, противоборство сторон, обусловленное противоречием интересов, ценностей и целей» Г81.

«Большая советская энциклопедия»: «конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе» [91.

«Википедия: свободная энциклопедия»: «конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон занимает свою позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны» [101.

«Словарь практического психолога»: «конфликт - это противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов» [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.