Научная статья на тему 'Выбор методики бизнес-планирования для предпринимательского проекта'

Выбор методики бизнес-планирования для предпринимательского проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5780
967
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕТОДИКИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВА­НИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / BUSINESS PLAN / INTERNATIONAL METHODOLOGIES OF BUSINESS PLANNING / ENTREPRENEURIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Юлия Андреевна, Еременко Елена Ивановна

Рассмотрены международные методики построения бизнес-плана для предпринимательских проектов, в том числе коммерческих и социальных. Проанализированы руководства ЮНИДО, руководства по бизнес-планированию, предлагаемые ведущими аудиторскими и консалтинговыми фирмами KPMG, EY, Deloitte и PwC. Анализ методик бизнес-планирования включал разбор структуры бизнес-плана, выявление особенностей методики, определение преимуществ каждой методики для определенных типов проектов. Также приведены результаты мониторинга предпринимательских проектов, разрабатываемых участниками Президентской Программы подготовки управленческих кадров в Омской области на базе Центра делового образования ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. В мо­ниторинге участвовало 90 проектов, инициированных в 2015 г. по заказу предприятий и органов власти, а также 29 проектов, инициированных в 2016 г. Бизнес-плани­ро­вание проектов осуществлялось на основе методики ЮНИДО. Авторами обобщены вопросы, с которыми сталкивались менеджеры проектов при использовании методики ЮНИДО, и даны рекомендации по выбору методики в зависимости от типа разрабатываемого проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choosing methodologies of business planning for entrepreneurial project

The international business planning methodologies are considered for entrepreneurial projects, including commercial and social projects. Authors studied the UNIDO manuals and the business planning guides proposed by the largest professional services (audit and consulting) companies KPMG, EY, Deloitte, and PwC. Business planning methodologies ana­lysis included analysis of business plan structure, identification of features of methodologies, and their advantages for different project types. This article also presents the results of entrepreneurial projects’ monitoring. The projects were developed by participants of Presidential Management Training Program in Omsk region on the basis of Business Education Centre of Dostoevsky Omsk State University. The monitoring covers 90 projects initiated in 2015 by order of companies and authorities, and 29 projects initiated in 2016. The business planning of projects was carried out on the basis of the UNIDO methodology. Authors tried to summarize the issues that project managers faced using the UNIDO methodology and make recommendations to choose the business planning methodology according to the project type.

Текст научной работы на тему «Выбор методики бизнес-планирования для предпринимательского проекта»

УДК 338.2

ВЫБОР МЕТОДИКИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Ю.А. Фомина, Е.И. Еременко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 декабря 2016 г.

Дата принятия в печать 25 декабря 2016 г.

Ключевые слова

Бизнес-план, международные методики бизнес-планирования, предпринимательский проект

Публикация подготовлена в рамках проекта, поддержанного фондом Владимира Потанина (договор о гранте № ГПК-77/16 от 23.05.2016)

Аннотация. Рассмотрены международные методики построения бизнес-плана для предпринимательских проектов, в том числе коммерческих и социальных. Проанализированы руководства ЮНИДО, руководства по бизнес-планированию, предлагаемые ведущими аудиторскими и консалтинговыми фирмами - КРМЮ, БУ, йе1о1йе и PwC. Анализ методик бизнес-планирования включал разбор структуры бизнес-плана, выявление особенностей методики, определение преимуществ каждой методики для определенных типов проектов.

Также приведены результаты мониторинга предпринимательских проектов, разрабатываемых участниками Президентской Программы подготовки управленческих кадров в Омской области на базе Центра делового образования ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. В мониторинге участвовало 90 проектов, инициированных в 2015 г. по заказу предприятий и органов власти, а также 29 проектов, инициированных в 2016 г. Бизнес-планирование проектов осуществлялось на основе методики ЮНИДО. Авторами обобщены вопросы, с которыми сталкивались менеджеры проектов при использовании методики ЮНИДО, и даны рекомендации по выбору методики в зависимости от типа разрабатываемого проекта.

CHOOSING METHODOLOGIES OF BUSINESS PLANNING FOR ENTREPRENEURIAL PROJECT

Yu.A. Fomina, E.I. Eremenko

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract. The international business planning methodologies are considered for entrepreneurial projects, including commercial and social projects. Authors studied the UNIDO manuals and the business planning guides proposed by the largest professional services (audit and consulting) companies - KPMG, EY, Deloitte, and PwC. Business planning methodologies analysis included analysis of business plan structure, identification of features of methodologies, and their advantages for different project types.

This article also presents the results of entrepreneurial projects' monitoring. The projects were developed by participants of Presidential Management Training Program in Omsk region on the basis of Business Education Centre of Dostoevsky Omsk State University. The monitoring covers 90 projects initiated in 2015 by order of companies and authorities, and 29 projects initiated in 2016. The business planning of projects was carried out on the basis of the UNIDO methodology. Authors tried to summarize the issues that project managers faced using the UNIDO methodology and make recommendations to choose the business planning methodology according to the project type. framework of a project supported by the Vladimir Potanin Foundation (grant agreement No. GPK-77/16, May 23, 2016)

Article info

Received December 1, 2016

Accepted

December 25, 2016 Keywords

Business plan, international methodologies of business planning, entrepreneurial project

Acknowledgements

Article was prepared within the

© Ю.А. Фомина, Е.И. Еременко, 2017

Каждый день мы сталкиваемся с экономическими, социальными и экологическими вызовами. Предпринимателями являются те люди, которые пытаются решить эти проблемы с помощью инноваций и оказать положительное воздействие на экономику, общество и экологию в локальном или глобальном масштабе. Для того чтобы начать предпринимательский проект, как коммерческий, так и социальный, в большинстве случаев нужен бизнес-план. Бизнес-план обосновывает наиболее важные аспекты нового предприятия или проекта и позволяет привлечь инвестиции и внедрить инновации в обществе. Как правило, бизнес-план разъясняет цели нового предприятия, их достижимость и конкретные планы их достижения [1; 2].

Результаты бизнес-планирования во многом зависят от выбранной методики. В России для разработки бизнес-плана традиционно используется методика Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) [3].

Но в мировой практике также используются и другие методики. К наиболее распространенным международным методикам бизнес-планирования можно отнести методики, разрабатываемые «большой четверкой» аудиторских и консалтинговых фирм - KPMG [4-5], Ernst & Young [6-8], Deloitte [9-11] и PwC [12]. Мы предлагаем рассмотреть преимущества каждой из числа указанных выше методик для предпринимательских проектов.

В данной статье мы исходим из гипотезы, что методика ЮНИДО не является универсальной и не может одинаково эффективно использоваться для всех типов проектов. Мы считаем, что для разработки бизнес-плана необходимо обдуманно подбирать методику, а в определенных случаях сочетать различные методики.

Для доказательства гипотезы мы проведем анализ международных методик построения бизнес-плана предпринимательских проектов (методики KPMG, Ernst & Young, Deloitte, PwC и ЮНИДО) и обоснуем преимущества определенных методик для различных типов проектов.

Далее мы приведем результаты мониторинга предпринимательских проектов, разрабатываемых участниками Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Омской области на базе Центра делового образования ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Мы рас-

смотрим вопросы, с которыми сталкивались менеджеры проектов при использовании методики ЮНИДО для бизнес-планирования различных типов проектов, и дадим рекомендации по выбору методики.

Методика КРМ^ KPMG - глобальная сеть фирм, оказывающих профессиональные услуги. Специализируется на аудиторских, налоговых и консультационных услугах. Штаб-квартира находится в Нидерландах, компания действует более чем в 150 странах.

Согласно KPMG, бизнес-план является одновременно управленческим инструментом и инструментом продаж. Это ценный управленческий инструмент для развития, расширения и текущей работы вашего бизнеса, будь то производственная компания, сервисная или торговая организация. Это инструмент продаж для завоевания и сохранения поддержки со стороны инвесторов.

Эксперты KPMG отмечают, что все биз-несы сталкиваются с вопросами планирования и измерения достигнутых результатов в основных областях деятельности, таких как производство, маркетинг, управление и финансы. Поэтому некоторые вопросы, которые необходимо исследовать в бизнес-плане, остаются одними и теми же для всех видов бизнеса, например размер и рост целевого рынка, конкуренты и т. д.

Производственные, сервисные и торговые бизнесы имеют также уникальные области для рассмотрения в бизнес-плане. Производственная компания должна показать потребности в оборудовании, патенты, лицензии, методы обеспечения качества, ожидаемые запасы сырья и незавершенное производство. Сервисная организация должна уделять больше внимания персоналу и предоставляемым услугам. Сервисные организации сталкиваются со специфическими проблемами при планировании численности персонала, поскольку потраченные впустую рабочие часы невозможно восстановить в будущем. Выбор места, график для достижения оптимального сбыта продукции, план рекламы и продвижения - особенно важны для торгового бизнеса.

Ниже приведена структура бизнес-плана, предлагаемая KPMG [4; 5]:

• Титульный лист: название фирмы, адрес и номер телефона, руководители, дата.

• Содержание: каждый раздел с перечислением подзаголовков.

• Резюме: краткое резюме плана; основные задачи; описание продукта или услуги; маркетинговая стратегия; финансовые прогнозы.

• Краткое описание текущей ситуации.

• История: данные о руководителях и происхождении бизнеса; история продукта / услуги; краткое изложение успехов бизнеса и опыта.

• Определение цели бизнеса.

• Определение рынка: целевой рынок; прогнозы проникновения на рынок; анализ конкуренции.

• Описание товаров или услуг: описание того, что должно быть разработано или продано; состояние исследований и разработок; патенты, торговые знаки, авторские права. В приложения могут быть вынесены листы каталога, фотографии или техническая информация.

• Структура управления: указание, кто будет вводить план в действие; организационная структура; политика в отношении сотрудников. В приложения могут быть вынесены дополнительные детали, например резюме ключевых руководителей.

• Цели и задачи: прогнозы доходов; маркетинговые планы; производственные планы; планы обеспечения качества; финансовые планы.

• Финансовые данные: прогнозный отчет о финансовых результатах; прогнозный анализ денежных потоков; прогнозный отчет о финансовом положении; прогнозные отчеты об изменениях в финансовом положении.

• Приложения: брошюры, описывающие продукты; рекомендательные письма или письма поддержки.

Согласно KPMG, рассмотренная структура носит общий характер и может быть изменена для конкретной ситуации. Методика бизнес-плана, предлагаемая KPMG, сфокусирована на управлении, рыночных и финансовых прогнозах. Рассмотренная структура бизнес-плана не включает такие отдельные разделы, как технологический план или план производства. Методика KPMG может быть полезна, когда бизнес-план составляется для внешних стейкхол-деров (заинтересованных лиц), т. е. когда не нужно раскрывать свою технологию и процесс производства.

Методика Ernst & Young. Ernst & Young (далее - EY) - глобальная компания, оказывающая профессиональные услуги, со штаб-квартирой в Великобритании. EY осуществляет деятельность в более чем 150 странах и предостав-

ляет аудиторские, налоговые, консалтинговые и консультационные услуги.

Руководство EY по составлению бизнес-плана (3-е издание) было переведено на русский язык и опубликовано в 2010 г.

Согласно EY, традиционные подходы к бизнес-планированию уже не являются достаточно гибкими или достаточно сложными, чтобы реагировать на динамические изменения в бизнес-среде [7]. Если бизнес-планы отключены от повседневной реальности организации, процесс бизнес-планирования не приведет к желаемым результатам. Любой план должен включать ключевые аспекты рынка, управленческой команды и финансового влияния бизнес-модели. Не существует согласованного формата для всех бизнес-планов, однако они должны следовать логической последовательности в объяснении идеи, преимуществ и результатов [6].

Бизнес-планирование должно быть связано с целью организации и интегрировано в цикл управления бизнесом. Новые проекты должны начинаться на основе существующих стратегических инициатив или на их совершенствовании, чтобы адаптироваться к изменениям ключевых экономических и бизнес-условий. Бизнес-план должен основываться на четко определенных показателях результатов, которые напрямую связаны со стратегическими задачами организации и выступают в качестве мер для оценки успеха.

Ниже приведена структура бизнес-плана согласно методике EY [6-8]:

• Титульный лист.

• Содержание.

• Резюме: должно быть сфокусировано на вопросах высокого уровня и суммировать ключевые положения заявки.

• Предпосылки: краткая история бизнеса и разработки бизнес-идеи, положение компании на сегодняшний день, предшествующее финансирование и т. д.

• Продукт и услуга: описание продукта или услуги, его применение и отличительные признаки; уникальные торговые предложения и возможности для бизнеса.

• Анализ рынка: основные характеристики рынка; продукт или услуга конкурентов; размер вашего рынка или ниши в абсолютных величинах; текущая и прогнозная доля рынка; стадия развития рынка (становление, рост, зрелость, упадок); анализ сегментации рынка; сущест-

вующие и потенциальные клиенты для каждого сегмента; барьеры входа, которые предотвращают или препятствуют новой конкуренции.

• Маркетинг и продажи: маркетинг и продвижение (делаем продукт / услугу известным; создаем интерес к продукту / услуге; различные формы продвижения); продажи (варианты методов продаж - онлайн / офлайн, данной фирмой / аутсорсинг; использование дистрибьюторов, оптовой или розничной торговли); дистрибуция (доставка товара; обработка заказов; складирование - отправка).

• Управленческая команда: ключевые члены управленческой команды; опыт и навыки руководства; текущая и проектируемая организационная структура; ключевые сторонние консультанты.

• Требования к финансированию: покажите, какое финансирование требуется для вашего бизнеса и из каких источников оно будет собрано (например, венчурный капитал, бизнес-ангелы и т. д.); потенциальный план выхода инвесторов.

• Финансовые прогнозы: прогнозный отчет о финансовых результатах (по крайне мере на первые один-три года); прогнозный баланс; прогнозный денежный поток.

• Оценка риска: продемонстрируйте понимание основных рисков.

• План действий и вехи: перечислите основные стадии, необходимые для выполнения плана; основные вехи на предстоящие 1224 месяцев.

• Стратегические альянсы: примите решение, требуются ли стратегические партнерства.

• Приложения: биографии руководителей; финансовые прогнозы; фотографии продукта / прототипа; патенты / другие объекты интеллектуальной собственности; письма заказчиков.

Согласно EY, такая структура бизнес-плана подходит для бизнесов на ранней стадии (в том числе для высокотехнологичных бизне-сов). Кроме того, эта методика включает инструменты проектного управления. Предлагаемая структура очень подробна, позволяет рассмотреть ключевые аспекты маркетинга, управления и финансирования нового предприятия и сфокусироваться на привлечении средств. Так же, как и методика KPMG, методика EY не предполагает написания технологического плана и плана производства и подходит для представления проекта внешним стейкхолдерам.

Методика Deloitte. Deloitte Touche Tohmatsu Ltd - сеть, предоставляющая профессиональные услуги, штаб-квартира располагается в США. Deloitte предоставляет аудиторские, налоговые, консалтинговые услуги, консультирование по рискам предприятия и финансам по всему миру.

Согласно Deloitte, бизнес-план обслуживает внешние и внутренние задачи. Любая заявка по привлечению средств почти наверняка потребует предоставления бизнес-плана. Это в равной степени относится к банкам для получения овердрафтов и кредитов, государственным учреждениям - для грантов, венчурным инвесторам - для кредитов и капитала. Также многие родительские компании требуют от дочерних компаний (филиалов) представлять бизнес-план каждый год. Бизнес-планы также являются важным документом планирования для собственного менеджмента компании.

Deloitte подчеркивает, что проект не должен быть как неподвижная цель, и бизнес-план должен показать текущее состояние, текущие потребности и будущие перспективы проекта. План должен описывать сильные стороны компании, но в то же время быть реалистичным относительно ее проблем и того, как предполагается их преодолеть или минимизировать [9].

Deloitte отмечает, что венчурные капиталисты часто являются самыми критичными читателями бизнес-плана, поскольку, по определению, они обычно инвестируют в более рискованные бизнесы. В среднем 60 % заявок отклоняется венчурными капиталистами после быстрого просмотра, 25 % отклоняется после нескольких часов изучения, 10 % отклоняется после дальнейшего исследования, 3 % заявок терпят неудачу в процессе переговоров, и только 2 % заявок являются успешными и получают инвестиции.

Ниже представлена общая структура бизнес-плана, предлагаемая Deloitte [10; 11]:

• Титульный лист.

• Содержание.

• Резюме: цель написания бизнес-плана; сколько денег требуется и для чего; краткое описание ваших продуктов и рынков, выделяя преимущества для ваших клиентов; управленческий опыт и его соответствие плану; ключевая прогнозная финансовая информация, такая как годовой доход и чистая прибыль.

• Предпосылки и история: описание компании (название, правовая форма, местополо-

жение, финансовые показатели, заинтересованные стороны); краткая история компании или проекта; представьте новый проект.

• Продукт или услуга: литература о продукции и технические параметры; конкурентные преимущества; контракты и/или заказы на поставку; патенты, лицензии и товарные знаки; соответствие нормативам и отраслевым стандартам; операционный план; план исследования и разработки.

• Управление и организация: организационная структура; ключевой менеджмент; совет директоров; консультанты; соглашения о заработной плате и другие соглашения с работниками.

• Рынки и конкуренты: рыночная статистика; данные по конкурентам; обзоры рынка и клиентов.

• Маркетинг и продажи: план маркетинга; стратегии и планы продаж.

• Процесс производства: краткое описание производственного процесса; доступные средства (имущество); производственные мощности; доступность квалифицированной рабочей силы; процедуры контроля качества; расходы на производство.

• Финансовая информация: финансовые отчеты; анализ чувствительности.

• Факторы риска: полезный способ балансировки рисков - включить их в состав SWOT-анализа.

• Временные рамки и контрольные показатели: сроки выполнения основных мероприятий и ресурсы, необходимые для их достижения.

• Приложения.

Структура бизнес-плана, предлагаемая Deloitte, весьма похожа на структуру бизнес-плана EY. Но методика Deloitte также включает в план процесс производства и анализ чувствительности. Эта структура бизнес-плана подходит для промышленных коммерческих проектов, включая проекты, направленные на производство продукта и ориентированные на новые технологии. Согласно Deloitte, структура, рассмотренная выше, не является универсальной и может быть изменена согласно потребностям бизнеса. Например, процесс производства и факторы риска могут быть включены в раздел «Продукт или услуга», как в одном из руководств Deloitte по написанию бизнес-плана.

Методика PwC. PwC является глобальной сетью профессиональных услуг со штаб-квар-

тирой в Великобритании. PwC предлагает страховые, консультационные и налоговые услуги.

Согласно PwC, бизнес-планирование требует информации, относящейся к конкретной отрасли и компании, и должно быть основано на реальной рыночной информации [12]. Ниже представлена возможная структура бизнес-плана, предлагаемая PwC:

• Титульный лист.

• Содержание.

• Резюме: компания; продукт; рынок; финансы; менеджмент.

• Компания.

• Рынок: тенденции отрасли; рыночные сегменты; конкуренция; потребители.

• Маркетинг и продажи: маркетинговая стратегия; план продаж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Продукты или услуги.

• План разработки: временные рамки разработки продукта; график найма.

• План внедрения (реализации): управление запасами; требования к персоналу; оборудование.

• Менеджмент: ключевые члены команды управления; структура собственности.

• Финансы: предположения, лежащие в основе финансовых прогнозов; финансовые прогнозы.

Данная структура бизнес-плана, рассмотренная выше, удобна для запуска нового бизнеса. Структура является довольно краткой, основные разделы общеприняты. Планы разработки и внедрения также включены.

Методики ЮНИДО. ЮНИДО - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, которое способствует и ускоряет всестороннее и устойчивое промышленное развитие для сокращения нищеты, всеобщей глобализации и устойчивости окружающей среды в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Методика бизнес-планирования ЮНИДО получила наибольшее распространение в России. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований ЮНИДО было опубликовано в России в 1995 г.

Технико-экономическое обоснование представляет собой оценку способности предлагаемого проекта быть успешно реализованным и завершенным. Технико-экономическое обоснование - это анализ возможностей бизнеса, оно включает анализ технической, экономической, правовой, оперативной и календар-

ной осуществимости. Бизнес-план, как правило, подготавливают после того как проведено технико-экономическое обоснование.

Технико-экономическое обоснование используется для ответа на вопрос, будет ли это предприятие работать. Бизнес-план отвечает на вопрос, как это предприятие будет работать. Технико-экономическое обоснование анализирует размер потенциального рынка, наличие и цены поставщиков и дистрибьюторов и способности предпринимателя. Бизнес-план фокусируется на операционных планах, маркетинговых стратегиях, управленческой команде и глубоких финансовых прогнозах. Ниже представлена структура промышленного технико-экономического обоснования, предлагаемая ЮНИДО [3]:

• Резюме.

• Предпосылки проекта и его основная идея.

• Анализ рынка и концепция маркетинга: маркетинг; маркетинговое исследование; схема стратегии проекта; схема концепции маркетинга; расходы и доходы, связанные с маркетингом.

• Сырье и материалы: классификация сырья и материалов; спецификация требований; доступность и предложение; маркетинг поставок и программа поставок; расходы на сырье и материалы.

• Местонахождение, участок (площадка) и окружающая среда: анализ местоположения; природная среда; оценка воздействия на окружающую среду; социально-экономические политики; состояние инфраструктуры; окончательный выбор местоположения; выбор участка (площадки); смета затрат.

• Инжиниринг (инженерное проектирование) и технология: производственная программа и мощность завода (предприятия); выбор технологии; приобретение и передача технологии; детальная планировка завода и базовый инжиниринг; выбор машин и оборудования; строительные работы; требования к техническому обслуживанию и замене; смета общих инвестиционных затрат.

• Организация и накладные расходы: организация и управление завода; организационная структура; накладные расходы.

• Человеческие ресурсы: категории и функции; социально-экономическая и культурная среда; требования, связанные с проектом; доступность и подбор персонала; план обучения; смета расходов.

• Планирование внедрения и составление бюджета: задачи плана внедрения; этапы внедрения проекта; график внедрения; проектирование бюджета внедрения.

• Финансовый анализ и оценка инвестиций: анализ издержек; основные бухгалтерские отчеты; финансирование проекта; финансовые показатели и показатели эффективности; финансовая оценка в условиях неопределенности.

Следует отметить, что руководство ЮНИДО было написано для промышленных проектов, реализуемых в развивающихся странах. Технико-экономическое обоснование, рекомендуемое ЮНИДО, сосредоточено на инжиниринговых и производственных процессах, а также на финансовых результатах. Почти каждый раздел включает смету затрат. Эта структура удобна в первую очередь для промышленных коммерческих проектов.

Но ЮНИДО имеет рекомендации не только для технико-экономического обоснования, но и для бизнес-плана. Ниже представлена структура бизнес-плана для стартапов, предлагаемая ЮНИДО [13]:

• Бизнес-идея (концепция бизнеса): уникальность бизнес-идеи; жизнеспособность бизнес-идеи (практичность и обоснованность); актуальность бизнес-идеи (соответствие рынку, наличие спроса на рынке, достижимость); способность к управлению (соответствие предпринимательским навыкам и опыту); обращение к инвесторам.

• Продукт или услуга: определите ваш товар или услугу, демонстрируя его значимость для целевого рынка; описание продукта и/или услуги; влияние на существующий рынок; потребность рынка в вашем продукте / услуге (физическая, эмоциональная, финансовая или иная).

• Анализ конкурентов: выявите и оцените конкурентов; описание конкурентов (уровень зрелости, количество лет присутствия на целевом рынке, размер корпорации, местный бизнес в сравнении с бизнесом на основе франшизы и т. д.); конкурентные позиции: обзор цен конкурентов и предлагаемое вами ценообразование; обзор качества продукта и доставки, предлагаемых конкурентами, и вашего продукта / бизнеса; существующие стратегические возможности (оставшаяся без внимания демографическая группа или ниша, неосвоенный рынок и т. д.).

• Целевой рынок: выявите и определите ваших целевых покупателей и рыночные сег-

менты - опишите возраст, пол, уровень дохода, уровень образования, демографические характеристики (этнические и национальные сегменты), местонахождение покупателей, сезонность спроса.

• План маркетинга: продвижение - опишите суть вашей маркетинговой и рекламной деятельности (маркетинговый посыл, эмоциональная привлекательность и т. д.), актуальность - применимость ваших маркетинговых техник к целевому рынку, годовые и долгосрочные стратегии и задачи.

• Издержки на стартап и финансы: издержки на стартап (запуск нового предприятия); прогноз финансовых результатов.

Эта структура бизнес-плана может быть удобна для проектов, которые предполагают открытие нового предприятия для внедрения инновационного продукта или услуги и испытывают нехватку инвестиций.

Итак, хотя рекомендации по бизнес-планированию и структуре бизнес-плана, разработанные КРМ^ EY, Deloitte, PwC и ЮНИДО, различны, но некоторые разделы бизнес-плана стандартны. Почти все бизнес-планы включа-

Для разработки данных проектов слушателям были предложены методические рекомендации, в основе которых лежали международные стандарты управления проектами, а также методика технико-экономического обоснования ЮНИДО.

ют такие разделы, как «Резюме», «Предпосылки и история», «Продукт или услуга», «Анализ рынка», «Маркетинг и продажи», «Менеджмент и организация», «План производства», «Финансы», «Оценка риска», «Приложения». В то же время рассмотренные методики бизнес-планирования имеют свои особенности и, соответственно, могут быть предпочтительны для проектов определенного типа. Этот вопрос мы более подробно рассмотрим на основе проведенного мониторинга проектов.

Результаты мониторинга предпринимательских проектов. Исследование вопросов выбора методики бизнес-плана проводилось авторами на базе Центра делового образования ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, осуществляющего подготовку слушателей в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в Омской области. В мониторинге участвовало 90 проектов, инициированных в

2015 г. по заказу предприятий и органов власти, а также 29 проектов, инициированных в

2016 г. Табл. 1 и 2 показывают распределение проектов по виду и сектору экономики.

Коммерческие проекты (составляют около 30 % от рассмотренных проектов). Результаты мониторинга показали, что предлагаемая слушателям структура проекта в наибольшей степени подходит для коммерческих промышленных проектов, а также приемлема для ком-

Таблица 1

Проекты, инициированные в 2015 г.

Виды проектов Сектор экономики Итого

Сельское хозяйство Промышленность Услуги

Коммерческие 4 14 12 30

Внутриорганизационные - 21 10 31

Социальные - - 18 18

Социально-предпринимательские - 1 10 11

Итого 4 36 50 90

Таблица 2

Проекты, инициированные в 2016 г.

Виды проектов Сектор экономики Итого

Сельское хозяйство Промышленность Услуги

Коммерческие - 3 6 9

Внутриорганизационные - 4 3 7

Социальные - - 7 7

Социально-предпринимательские 3 - 3 6

Итого 3 7 19 29

мерческих сельскохозяйственных проектов. У данной группы слушателей рекомендуемая методика, как правило, не вызывала возражений. Это связано с тем, что рекомендации ЮНИДО изначально предназначались для технико-экономического обоснования промышленных проектов развивающихся стран. Для коммерческих промышленных проектов также может быть рекомендована методика Deloitte.

У коммерческих проектов в секторе услуг наибольшее количество вопросов вызывала необходимость выделения производственно-технологического плана. В подобных проектах, как правило, достаточно рассмотреть технологию при описании услуги и не выносить ее описание в отдельный раздел. Для разработки бизнес-планов коммерческих проектов в сфере услуг мы можем рекомендовать методики EY и KPMG. С другой стороны, для коммерческого проекта в сфере услуг может быть не менее важным, чем для промышленного проекта, рассмотреть оборудование и материалы, поставщиков, персонал и контроль качества процесса производства услуги. В этом случае можно рекомендовать методику Deloitte, адаптировав ее под услуги.

Среди рассмотренных проектов отдельные инновационные проекты можно отнести к категории стартапов. Они представляли инновацию, которая требовала дальнейшей разработки. Для таких проектов мы бы рекомендовали использовать методики бизнес-планирования для стартапа, предлагаемые ЮНИДО или PwC.

Внутриорганизационные проекты. Разрабатывались для промышленности и сферы услуг, как коммерческими, так и бюджетными организациями. Внутриорганизационные проекты направлены на экономию издержек, изменение организационной структуры предприятия, обучение сотрудников, внедрение новых технологий, решение других внутренних задач организации и часто связаны с производственной необходимостью. Наибольшую сложность у данной группы слушателей вызывали расчеты экономической эффективности проекта, например в 14 из 38 внутриорганизаци-онных проектов не рассчитаны чистый приведенный доход и другие показатели. Это говорит о том, что внутриорганизационным проектам нужны адаптированные методики бизнес-планирования, поскольку рассмотренные выше методики в большей степени предназна-

чены для разработки внешних проектов (направленных на реализацию продукта / услуги на рынке).

Социальные проекты. В рамках рассматриваемой программы все социальные проекты разрабатывались бюджетными учреждениями Омской области или по заказу органов власти. Все рассмотренные социальные проекты разрабатывались для сектора услуг. В качестве социальных проектов мы рассматривали проекты, которые реализуются за счет грантов, бюджетных средств или спонсорской помощи и не предполагают других поступлений и прибыли. Главными здесь являются социальные цели: повышение качества медицинской помощи населению, снижение летальности и инвалидности, рост профилактики заболеваний, повышение качества государственных услуг и удовлетворенности населения услугами бюджетных учреждений и др. У группы слушателей, разрабатывавших социальные проекты, само бизнес-планирование вызывало наибольшее количество вопросов, в частности составление производственно-технологического плана и финансового плана. Как правило, слушатели не видели необходимости в составлении этих разделов, и финансовая часть завершалась построением сметы затрат на проект. По нашему мнению, данный тип проектов нуждается в адаптированных методиках, что позволит улучшить долгосрочное финансовое планирование социальных проектов.

Социально-предпринимательские проекты. Разрабатывались слушателями в основном для сферы услуг, а также для сельского хозяйства и промышленности. В качестве социально-предпринимательских проектов мы рассматривали проекты, которые в качестве основных ставили социальные цели, такие как реабилитация инвалидов, развитие творческих способностей детей, развитие сельского хозяйства, привлечение инвестиций в районы области, лечение животных и др. Но такие проекты также предполагали возможность получения дохода от предпринимательской деятельности, что дает возможность дальнейшего развития проектов на принципах самофинансирования, повышает устойчивость проектов. Социально-предпринимательский проект можно рассматривать как частный случай социальных проектов, который сочетает характеристики коммерческих и социальных проектов. Слушатели, разрабатывавшие социально-предпринимательские

проекты для сферы услуг, как правило, не видели необходимости в выделении производственно-технологического раздела. В подобных проектах, так же как и в коммерческих проектах в секторе услуг, технология может быть рассмотрена при описании услуги. В этом случае для социально-предпринимательских проектов мы также можем рекомендовать руководства EY и KPMG по составлению бизнес-плана, которые могут быть адаптированы к социальным целям проектов. Если же нам нужно описать процесс производства, в том числе услуги, и необходимые для этого ресурсы, то лучше использовать адаптированную методику Deloitte. Для адаптации методик бизнес-планирования под требования социально-предпринимательских проектов мы можем также предложить методику, рассмотренную в книге Терезы Шахин «Введение в социальное предпринимательство» [14].

Выводы. Данная статья является подтверждением того, что методика ЮНИДО не является универсальной и не может одинаково эффективно использоваться для всех типов проектов. Но и другие международные методики, как рассмотренные KPMG, EY, Deloitte и PwC, также не являются универсальными. Различные виды проектов (коммерческие, внутриор-ганизационные, социальные, социально-предпринимательские, стартап), реализуемые в разных секторах (сельское хозяйство, промыш-

ленность, услуги) и отраслях экономики имеют свою специфику.

Мы увидели следующие соответствия методик и проектов:

1. Для коммерческих промышленных проектов больше подходят методика технико-экономического обоснования ЮНИДО и методика бизнес-планирования Deloitte. Для сельскохозяйственных проектов эти методики нуждаются в адаптации. Для коммерческих проектов в сфере услуг можно рекомендовать методики EY и KPMG, или адаптированную методику Deloitte. Для инновационных коммерческих стартап-проектов можно рекомендовать методики ЮНИДО или PwC для стартап.

2. Внутриорганизационным и социальным проектам нужны адаптированные методики бизнес-планирования. Ни одна из рассмотренных методик без предварительной адаптации не может быть эффективно применена к внут-риорганизационным или социальным проектам. Использование адаптированных методик позволит улучшить долгосрочное финансовое планирование таких проектов.

3. Для социально-предпринимательских проектов в сфере услуг мы можем рекомендовать руководства EY и KPMG по бизнес-планированию, для промышленности и сельского хозяйства - рекомендации Deloitte. Но данные методики должны быть адаптированы с учетом специфики социально-предпринимательского проекта.

Литература

1. Abrams R. Successful Business Plan Secrets & Strategies. - 5th ed. - Palo Alto, CA : The Planning Shop, 2010. - 414 p.

2. Barringer B. R. Preparing effective business plans: an entrepreneurial approach. - 2nd ed. - Upper Saddle River, NJ : Pearson, 2015. - 288 p.

3. Behrens W., Hawranek P. M. Manual for the preparation of industrial feasibility studies. - 2nd ed. - Vienna : UNIDO, 1995. - 386 p.

4. Be Profitable in Business. Part 5. Business Planning. - KPMG, 2006. - URL : https:// www.kpmg.com/NZ/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/Be-Profitable-in-Business-planning.pdf.

5. Start-Up Success. A Guide to growing your technology business. - KPMG, 2013. - URL : http:// www.kpmg.com/IE/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/start-up-success-2013.pdf.

6. Ford B., Bornstein J., Pruitt P. Ernst & Young Business Plan Guide. - 3rd ed. - Hoboken, NJ : Wiley, 2007. - 256 p.

7. Integrated Business Planning. Unlocking business value in uncertain times. - Ernst & Young LLP, Canada, 2015. - URL : http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Integrated-Business-Plan-ning/$FILE/EY-Integrated_Business_Planning.pdf.

8. The FCA's Business Plan 2016-17. Key actions for your firm to consider. - Ernst & Young LLP, UK, 2016. - URL : http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-The-FCAs-Business-Plan-2016-17/$FILE/EY-The-FCAs-Business-Plan-2016-17.pdf.

9. Integrated Business Planning: How CFOs Can Improve Forecasting. Deloitte // The Wall Street Journal. - 2014. - July 30. - URL : http://deloitte.wsj.com/cfo/2014/07/30/integrated-business-planning-how-cfos-can-improve-forecasting/.

10. Writing an Effective Business Plan. - 4th ed. - Deloitte & Touche LLP, UK, 2003.

11. The business plan. Our guide to writing a successful business plan. - Deloitte & Touche LLP, UK, 2004.

12. Implementing Integrated Reporting. PwC's practical guide for a new business language. -PricewaterhouseCoopers LLP, 2015. - URL : https://www.pwc.com/gx/en/audit-services/publications/ assets/pwc-ir-practical-guide.pdf.

13. Business Plan Template. UNIDO's 50th Anniversary Global Start-up Business Plan Competition. - UNIDO, 2016. - URL : http://www.unido.org/businessplan-competition.html.

14. Chahine T. Introduction to Social Entrepreneurship. - Boca Raton, FL : CRC Press, 2016. - 313 p.

References

1. Abrams R. Successful Business Plan Secrets & Strategies, 5th ed., Palo Alto, CA, The Planning Shop, 2010,414 p.

2. Barringer B.R. Preparing effective business plans: an entrepreneurial approach, 2nd ed., Upper Saddle River, NJ, Pearson, 2015, 288 p.

3. Behrens W., Hawranek P.M. Manual for the preparation of industrial feasibility studies, 2nd ed., Vienna, UNIDO, 1995, 386 p.

4. Be Profitable in Business. Part 5. Business Planning, KPMG, 2006, available at: https:// www.kpmg.com/NZ/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/Be-Profitable-in-Business-planning.pdf.

5. Start-Up Success. A Guide to growing your technology business, KPMG, 2013, available at: http://www.kpmg.com/IE/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/start-up-success-2013.pdf.

6. Ford B., Bornstein J., Pruitt P. Ernst & Young Business Plan Guide, 3rd ed., Hoboken, NJ, Wiley, 2007, 256 p.

7. Integrated Business Planning. Unlocking business value in uncertain times, Ernst & Young LLP, Canada, 2015, available at: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Integrated-Business-Plan-ning/$FILE/EY-Integrated_Business_Planning.pdf.

8. The FCA's Business Plan 2016-17. Key actions for your firm to consider, Ernst & Young LLP, UK, 2016, available at: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-The-FCAs-Business-Plan-2016-17/$FILE/EY-The-FCAs-Business-Plan-2016-17.pdf.

9. Integrated Business Planning: How CFOs Can Improve Forecasting. Deloitte. The Wall Street Journal, July 30, 2014, available at: http://deloitte.wsj.com/cfo/2014/07/30/integrated-business-planning-how-cfos-can-improve-forecasting/.

10. Writing an Effective Business Plan, 4th ed., Deloitte & Touche LLP, UK, 2003.

11. The business plan. Our guide to writing a successful business plan, Deloitte & Touche LLP, UK, 2004.

12. Implementing Integrated Reporting. PwC's practical guide for a new business language, PricewaterhouseCoopers LLP, 2015, available at: https://www.pwc.com/gx/en/audit-services/publi-cations/assets/pwc-ir-practical-guide.pdf.

13. Business Plan Template, UNIDO's 50th Anniversary Global Start-up Business Plan Competition, UNIDO, 2016, available at: http://www.unido.org/businessplan-competition.html.

14. Chahine T. Introduction to Social Entrepreneurship, Boca Raton, FL, CRC Press, 2016, 313 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах

Фомина Юлия Андреевна - канд. экон. наук, доцент кафедры инновационного и проектного управления Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: fomina-u-a@yandex.ru

About the authors

Fomina Yulia Andreevna - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Innovation and Project Management Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: fomina-u-a@yandex.ru

Еременко Елена Ивановна - директор Центра делового образования

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: director@cdo.omsu.ru

Eremenko Elena Ivanovna - Head of the Centre of Business Education

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: director@cdo.omsu.ru

Для цитирования

Фомина Ю. А., Еременко Е. И. Выбор методики бизнес-планирования для предпринимательского проекта // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2017. № 1 (57). С. 141-151.

For citations

Fomina Yu.A., Eremenko E.I. Choosing methodologies of business planning for entrepreneurial project. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 1 (57), pp. 141-151. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.