Научная статья на тему 'Теоретические и организационно-методические основы социального проектирования'

Теоретические и организационно-методические основы социального проектирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1108
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волосникова Е. А.

Социальное проектирование в комплексе охватывает три сферы общественной жизни экономику, право, управление. Их рациональное сочетание в деятельности специалистов обеспечивает успех. Необходимость комплексного, междисциплинарного подхода обусловливается самой практикой. Отсюда возникает необходимость и появляется возможность адаптировать теорию к запросам практики через разработку локальных проектов. Современные требования к практической деятельности обусловлены проектными подходам во всех сферах общественной жизни. Разработка и реализация социального проекта представляет собой творческий процесс, но при этом любое творчество требует определенной логики. Рассматривать процесс создания проекта целесообразно по ряду блоков. Работа над каждым из них предусматривает определенный набор действий и алгоритм реализации, необходимо определить организационное поле работы над проектом, сформировать логику разработки и реализации проекта…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и организационно-методические основы социального проектирования»

Социальная сфера

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ*

Е.А. ВОЛОСНИКОВА,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и права Сургутского государственного педагогического университета

Социальное проектирование в комплексе охватывает три сферы общественной жизни — экономику, право, управление. Их рациональное сочетание в деятельности специалистов обеспечивает успех. Необходимость комплексного, междисциплинарного подхода обусловливается самой практикой. Отсюда возникает необходимость и появляется возможность адаптировать теорию к запросам практики через разработку локальных проектов. Современные требования к практической деятельности обусловлены проектным подходом во всех сферах общественной жизни.

Отмеченные знания в отдельности имеют меньшую ценность, чем взятые в совокупности и используемые комплексно в процессе достижения конкретной цели при разработке и реализации проекта. Их интегрированное использование служит залогом успеха, гарантией от нарушений, от грубых ошибок в практической деятельности.

Для проектной деятельности важным является умение специалиста сконцентрировать в определенном виде и форме имеющиеся знания по различным аспектам развития знаний и использовать их в процессе выработки, принятия и реализации решений в рамках проекта.

Знания правового порядка охватывают: во-первых, систему, принципы, механизм нормативно-правового регулирования процесса реализации проекта; во-вторых, рациональное применение норм права на практике, аналогию права, аналогию закона в хозяйственных и государственных решениях.

* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит».

Знания управленческого порядка охватывают: во-первых, знания сущности, содержания, структуры управленческих процессов экономическими системами; во-вторых, знания выделенной управленческой системы, целей, принципов, критериев, методов, форм управления, их рационального определения, формулирования и использования в практике управления; в-третьих, знания процедурных аспектов управленческой деятельности; в-четвертых, знания информационного и иного ресурсного обеспечения управленческих процессов.

Каждая группа знаний имеет собственное, узко специализированное назначение технологического, технического, программного, методического характера. Использование таких знаний в проектной деятельности предполагает переход на более высокий уровень обобщения знаний, их адаптации к конкретным условиям и умению рационального использования.

Социальное проектирование формирует комплексный подход в решении поставленных практикой задач. Изучение в комплексе экономических, правовых, управленческих аспектов процессов разработки и реализации проектов в целом или его структурных подразделений позволяет формировать соответствующую культуру специалиста. Наша жизнь состоит из множества действий, и зачастую алгоритм решения надо выработать самому.

Каждый проект имеет определенные фазы — границы, вход и выход, длительность, операции, участников, бюджет, а каждая фаза требует целого ряда знаний, умений, навыков, что и делает проектную деятельность максимально эффективной для формирования конкурентоспособного специалиста.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

109

Научный подход к «социальному проектированию» определяется необходимостью выбора верного направления движения при принятии решения о том, чтобы начать заниматься социальным проектированием.

Определим два базовых термина, от понимания которых зависит, каким будет социальный проект. В настоящее время встречается очень много определений понятия «проект». Широко известны национальные проекты, бывают бизнес-проекты, а также экономические, политические, технологические, культурные, строительные проекты. Каждый из них имеет свои общие и отличительные характеристики.

В русском языке за термином «проект» кроются два различающихся понятия: проект как образ решения; проект как форма организации работ. Рассмотрим ряд понятий проекта, данные разными авторами.

Проект является однократной, не циклической деятельностью1. Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов, а также шагов по ее реализации2. Образовательный проект предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени3.

Проект — ключевая форма организации деятельности по представлению инжиниринговых услуг, предусматривающая создание специализированного временного центра компетенции под решение конкретной задачи в заданное время4. А английский термин project (проект) используется более широко как форма организации работ по созданию того или иного решения в заданное время.

Однако однозначно принятого всеми толкования термина нет, разные стандарты дают определения со своими нюансами. Стандарт РМ1 (Институт управления проектами — Project Management Institute, США): «Проект — это некоторое предприятие, имеющее целью создание уникального продукта/услуги, ограниченное во

1 Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами. - М.: Омега-Л, 2005. С. 10.

2 Социальное проектирование. — Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2004. С. 7.

3 Поташник М. М. Как подготовить проект на получение грантов. Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. С. 7.

4 Кондратьев В. В. Даешь инжиниринг. — Москва: ЭКСМО,

2005. 174 с.

времени». Стандарт DIN 69901 (Германия): «Проект

— это предприятие (намерение), которое в значительной мере характеризуется неповторимостью условий в их совокупности».

Мировой банк (Оперативное руководство № 2.20): «Проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного времени и в установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями». ГОСТ ИСО 9000-2001: «Проект - это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятой для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам».

Цель проектирования — внести определенные изменения в окружающий нас мир (табл. 1). Процесс поиска и претворения в жизнь необходимых изменений есть творческий процесс. Источником этого процесса являются идеи (табл. 2), а целью

— материальное воплощение идеи в работающую конструкцию. Идея, как и любое явление окружающего мира, проходит свой цикл жизнедеятельности (рис. 1).

В какой бы сфере мы ни рассматривали понятие проект, будь то бизнес-проектирование, социальное проектирование или сфера образования, всегда проект — локален. Таким образом, проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. Мы рассматриваем социальный проект, а, следовательно, необходимо определиться с понятием «социальный».

Социальный5 — это общественный, значит, социальный проект предполагает установку на решение проблем общественной жизни, хотя последнее не означает, что он является экономически убыточным. Имеется большое число экономически выгодных проектов.

Итак, признаками проекта, соответствующего понятию «социальный», являются: во-первых, направленность на решение проблем общества; во-вторых, после завершения проекта должно четко просчитываться число благополучателей, на которых

5 Социальная система — это система экономических и социальных отношений по обеспечению нормальной жизнедеятельности всех слоев и групп населения на основе предоставления экономических и социальных свобод потребителю и производителю, социальной поддержки государством и субъектами экономических структур социально уязвимых слоев населения с помощью экономических, социальных, правовых норм, методов, рычагов.

Таблица 1

Главные вопросы социального проекта

Кто? Что? Как? Когда? Где?

Вопрос исполнителей Социальная направленность Локальность Вопрос временных границ Целевая аудитория

Вопрос личностных ограничений Идея Уникальность Вопрос своевременности, актуальности Уровень проекта

Вопрос социальных партнеров Проблема Экономические и правовые ограничения Результативность Вопрос территориальных ограничений

Таблица 2

Матрица основных вариантов возможных идей в рамках разработки социального проекта

Комплексы, составляющие основу жиз- 1. На 2. На 3. На 4. На 5. На 6. На 7. На 8. На

недеятельности человека уровне уровне уровне уровне уровне уровне уровне медуна-

отдельного клуба органи- учреж- терри- региона страны родном

человека зации дения тории уровне

Политическая

Организационно-административная

Здравоохранительная

Социально-культурная

Физическая культура и спорт

Дошкольное воспитание

Общее образование

Профессиональное образование

Социальное страхование

Торговля и общественное питание

Строительство

Наука, научное и информационное обслуживание

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана общественного порядка

Транспорт

Сельское хозяйство

Личностные отношения

Рис. 1. Цикл

жизнедеятельности

идеи

Разработка новой социальной идеи Освоение новой социальной идеи Применение новой социальной идеи. Оценка результатов, усовершенствование Потенциал исчерпан, необходим переход к более прогрессивной социальной идее

было оказано воздействие; в-третьих, социальный проект призван стимулировать рост гражданской ответственности тех, кто попал в круг реализации проекта.

В чем заключается предмет социального проектирования, когда речь идет о конкретной разработке системы проектирования? Ответ прост и демонстрирует различие между работой вычислительной машины и «человеческой головы». Если машина получила на вход «исходные данные» и перерабатывает их с помощью того или иного алгоритма в «решенную задачу», то мы говорим, что машина «не задумывается», так как у нее есть

готовое правило, по которому она и вырабатывает «решение».

В отличие от вычислительной машины человек, получая информацию, не кидается «сломя голову» по некоторому готовому алгоритму «вырабатывать решение», а «задумывается». Это состояние «размышления» сопровождается невидимой миру деятельностью человеческого мозга, когда человек думает: «А что же в этой конкретной ситуации мне следует делать?»

Вот этот невидимый миру творческий процесс «размышления», который кончается решением о том, что именно следует делать, и составляет ответ

на вопрос, что есть предмет социального проектирования.

По этой причине его рассмотрение мы будем осуществлять по определенному плану, в котором будут тесно переплетены два сопряженных процесса: логика мышления и логика конструирования. Мы хотим показать, что оба этих процесса есть лишь два названия одного процесса создания проекта.

При принятии решения «начать работать над проектом» необходимо понять, а как следует думать и о чем именно. Логика мысли в рамках социального проекта имеет специфические особенности. Какой бы ни был наш проект, у него всегда есть ряд неизменных, постоянных признаков (инвариантов):

1) временные границы;

2) уровень проекта (дело одного человека, группы единомышленников, учреждения или организации, города, региона, страны);

3) целевая аудитория (это те, на кого направлен проект).

У любого проекта есть свои ограничения. Экономисты говорят, что процесс хозяйственной деятельности человека всегда происходит в условиях, когда ресурсы ограничены. Так и работа над проектом имеет свои ограничения (рис. 2).

Чем обусловлены такие ограничения? Во-первых, вам, конечно, будет недостаточно тех финансовых возможностей, которыми вы располагаете. Во-вторых, совершая любые общественно значимые поступки, вы работаете в определенном правовом поле, что тоже накладывает ответственность за принятие решений в рамках проекта. В-третьих, реализация любого проекта начинается в определенных условиях, т. е. на конкретной

Рис. 2. Ограничения проекта

территории, а она в свою очередь может иметь ряд существенных признаков, которые накладывают отпечаток на весь проект. И, в-четвертых, любой проект делают люди, имеющие социальный опыт и уровень образования, имеющие багаж знаний и общественных связей, все это тоже есть составляющая успеха проекта.

В таких условиях возникает вопрос: «что делать?», который сопровождает всю нашу жизнь, а ответ на него всегда был и будет ответом, который сознательно или бессознательно формируется культурой личности думающего. Ведь разные люди думают по-разному и в одной и той же ситуации приходят к различным решениям. Вопрос состоит в том, как вырабатывается мышление, которое приводит к получению «правильных решений». Критерием истины такого мышления служит такой элемент, как практика. Рассуждение, проверенное практикой, заслуживает название «научного».

Научное мышление, которое управляет невидимым процессом размышления, есть мышление, формирующее план будущих действий.

Итак, как организовать работу над составлением плана будущих действий?

Во-первых, если принято решения начать работать над социальным проектом, необходимо определиться с ответом на вопрос «кто?». Это значит, что исходя из постоянного признака проекта надо решить, кто будет работать над созданием и реализацией проекта. В рамках какой организационной структуры будет происходить достижение целей проекта.

«Один в поле не воин» — гласит русская пословица. Если вы нашли единомышленников, тогда отвечаем на вопрос «чего вы хотите достичь?» как группа людей — это уровень мотивационный. На данном этапе речь не идет об определении цели проекта, речь идет об определении приоритетов вашего личностного развития, т. к. существует личностное ограничение, которое характеризуется мотивами, профессионализмом, уровнем творчества и «научного мышления» разработчиков проекта.

После ответа на этот вопрос возникает второй важный аспект — «как?» (как вы собираетесь достичь того, чего хотите при ваших личностных качествах).

Назовем этот этап настройкой на работу над проектом. В ходе процесса «настройки» происходит рождение идеи.

XXI век — век идей, время, когда успеха и процветания добиваются люди способные генерировать творческие идеи (яркий пример — Билл

Гейтс). Однако возникает вопрос, где взять такую идею? Конечно, можно рекомендовать проектанту карту, но «карта не есть территория», говорят геологи, поэтому суметь воспользоваться ею — это уже вопрос личностного развития и таланта.

Проектная деятельность — прекрасный способ для формирования личности, способной и реализующей свои способности к творчеству в современных социально-экономических условиях. Все виды творческой работы требуют выработки идей. Почти невозможно точно предсказать, когда точно она возникнет, но можно спланировать процесс ее появления. «Придумать проект» — значит из множества самых разных идей выбрать одну самую жизнеспособную. Но как это сделать? Прежде всего, надо подумать.

Итак, назовем вначале хорошо известные положения: 1) думай глобально, а действуй локально; 2) думай системно; 3) думай на перспективу; 4) думай в целом; 5) думай естественно; 6) думай с позиций общества; 7) думай общечеловеческими ценностями; 8) думай изменениями.

Исходя из этих положений, начинается процесс работы над идеей. Есть разные методы выработки идей, мы же считаем наиболее полезным «мозговой штурм», во время которого оценка и обсуждение идей откладываются на потом.

Работая над идеей социального проекта, авторы касаются такого термина, как «проблема». Любая мысль, пришедшая вам в голову в ходе мозгового штурма, касается той или иной социальной проблемы, которую нужно решить (рис. 3).

Итак, как только у вас появился запас идей, необходимо провести их жесткий отсев. Каждую идею надо проанализировать, исходя из ряда критериев.

Во-первых, воплощение новой идеи в жизнь требует изменения системы общественных связей. Какие общественные связи вами будут затронуты, в какой мере и кто может помочь вам в реализации идеи, определяет ее жизнеспособность. По данному критерию вы отвечаете на следующие вопросы:

• На какой территории существует проблема?

• Какой части общества она касается и в какой степени?

• Кто на сегодняшний день заинтересован в решении проблемы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИДЕЯ

На решение какой проблемы направлена

Рис. 3. Цикл работы над идеей

• Почему она до сих пор не решена?

• Кто непосредственно занимается ее решением?

• Кто может стать вашим социальным партнером?

Во-вторых, идея может быть прекрасной, но сможете ли вы заставить ее работать или стоит расчленить ее на более мелкие составляющие и только тогда приступать к работе? Если вы определили уровень своих сил и готовы справиться с проблемой, тогда скажите, в чем ваш вклад в решение проблемы уникален?

В-третьих, если вы определились с идеей и с проблемой, теперь стоит выяснить, является ли она лучшей среди других возможностей? Всегда существует риск неудачи или частичного успеха, но обычно их можно систематически оценивать. Вашей целью является выбор подхода, имеющего наивысшие шансы на успех и осуществимого на практике. Если идея уже выбрана, следуйте ей разумно и настойчиво.

Итак, при работе над идеей проекта получаем ответ на вопрос «что?» мы будем делать. Идея есть, проблема в ее рамках сформулирована. Проблема получила четкие характеристики, теперь можно переходить к постановке цели проекта. Цель проекта — это ответ на вопрос, чего хотим достичь после окончания проекта. Следовательно, цель должна быть: конкретной; измеримой; реалистичной; достижимой; привлекательной для вас.

После формулирования цели мы начинаем задумываться над теми задачами, посредством решения которых мы хотим достичь поставленной цели. На первый взгляд, кажется, что наша цель предельно понятна. В действительности это далеко не так. Наличие «ожидаемого результата» (который подразумевается) при постановке цели означает, что будет совершаться оценка результатов в полном соответствии с задачами проекта. Против каждого пункта задачи будет ставиться отметка. Если есть хоть один невыполненный пункт, то принято считать, что весь проект не выполнен.

Данный пример оценки результатов говорит о том, что подлинное уяснение конечной цели разработки социального проекта состоит не только в перечислении всех возможных задач по проекту, но и в наличии конкретного плана будущих действий,

реализация которого и завершает проект. Если мы думаем плохо или «не научно», то наш проект окажется плохим. Сам процесс

Анализ проблемы

Таблица 3

Целевое назначение функций социального проекта

Виды целевых назначений Создание Сохранение Обеспечение Предупреждение

Ресурсы общества и предоставляемые услуги Произвести блага и услуги Сохранить ресурсные возможности социума Обеспечить ресурсами для эффективного функционирования тех или иных общественных структур Защитить ресурсы от нерационального использования

Человек Создать условия для гармоничного развития личности Сохранить его воспроизводственный потенциал Обеспечить развитие личности Предупредить от социальных рисков

Информация Формировать источники достоверной, объективной информации Хранить информацию (накапливать ее) Обеспечить доступ к информации общественности Предупредить от нерационального использования

размышления завершается ответом на вопрос: «Как конкретно надо действовать, чтобы замысел был воплощен в работоспособный проект?» Точным ответом на такого рода вопрос и является конкретный план мероприятий по осуществлению данного проекта. Разработанный план будущих действий и есть наше понимание сути дела, за которое мы беремся.

Будем говорить, что мы конкретизировали цель нашего проекта лишь тогда, когда нам удалось перечислить все необходимые и достаточные условия, которые обеспечивают эффективность социального проекта.

Целевые назначения социального проекта составляют основу их классификации по видам (табл. 3).

Сохранение как вид целевого назначения является основой позитивной социального проекта, позволяющей при помощи дополнительных мер сохранить традиции, определенный тип общественных отношений.

Целевое назначение — обеспечение — предполагает компенсаторный вид социального проекта, главной задачей которого является создание условий для достойной жизнедеятельности, для реализации каких-либо возможностей.

Предупреждение присуще профилактическому виду социальных проектов. Предупреждение социальных рисков есть главная цель такого вида проектов.

Создание — это прерогатива социальных проектов регионального и общегосударственного уровня, которые призваны обеспечивать расширенное вос-

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Рис. 4. Цикл создания и развития проекта

производство человеческого потенциала, ресурсов общественного производства, информации как средства управления общественным мнением.

Так как основной характеристикой проекта являются временные границы, поэтому следующий вопрос, который мы себе задаем, когда именно следует реализовывать задуманное в соответствии с планом? Процесс же разработки и реализации проекта всегда имеет четкие временные границы (рис. 4).

Первый этап характеризуется исследованием необходимости разработки проекта (работа с идеей). На этом этапе происходит экспертиза собственных возможностей.

На втором этапе происходит формирование заявки на участие в конкурсе проектов, а также визуальная разработка проекта. На этом аспекте мы остановимся подробнее позже.

На третьем этапе происходит выполнение обязательств по проекту, мониторинг, внутренняя оценка хода выполнения работ по плану.

На четвертом этапе оценивается результат, социальная среда. Происходит оценка эволюции. Фиксируется факт изменения после выполнения, формулируется ответ на вопрос: что изменилось? На этом этапе определяются способы, через которые можно получить дополнительные сведения о проекте.

Механизм реализации проекта ясен, если искать ответы на три вопроса:

1. Что у нас есть?

2. Что нужно иметь? Как обеспечить переход из данного состояния в состояние, которое нужно иметь?

Переход из того, что есть, в то, что нужно иметь, и составляет сущность механизма ^ реализации проекта. Обеспечение перехода требует учета правового, организационного,

3.

социального и экономических аспектов. Процесс перехода — это прежде всего изменение качественных, а не только количественных характеристик. Объем и детальность планирования в рамках механизма реализации зависят от замысла проекта.

Процесс планирования присущ каждому этапу разработки и реализации проекта. Обычно выделяют следующие виды планов: концептуальный план; стратегический план реализации проекта; тактические (детальные, оперативные) планы.

Концептуальное планирование, результатом которого является концептуальный план, представляет собой процесс разработки основной документации по проекту, процедурам контроля и управления. Концептуальное планирование проводится в начальный период жизненного цикла проекта.

Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки стратегических, укрепленных, долгосрочных планов.

Оперативное, тактическое планирование связано с разработкой тактических, детальных планов (графиков) для оперативного управления на уровне исполнителей проекта.

Во-первых, как верно разработать механизм реализации так, чтобы он был ясен, прозрачен для экспертной оценки, логичен и, главное, реально выполним.

Во-вторых, определяя последовательность действий по плану, надо помнить о переходе от простых мероприятий к масштабным. Это связано с тем, что сначала вы пробуете силы, оцениваете воздействие ваших идей на небольшую аудиторию, и если эффект положительный — можно переходить к более крупным акциям.

В-третьих, нужно определить порядок управления каждым из пунктов плана, т. е. кто и когда принимает управленческие решения по проекту (рис. 5).

Авторы проекта в ходе его разработки и реализации постоянно принимают управленческие решения. Это делается для определения стратегии и тактики развития проекта, выработки типовых процедур (так, после каждого мероприятия, проведенного вместе с социальными партнерами, вы просите их подготовить благодарственное письмо, или каждая ваша акция начинается с ритуала). И еще один аспект — распределение бюджета и ресурсов проекта, от вашего решения во многом зависит эффективность проекта в целом.

Выделить операции

Определим шесть типов управленческих решений.

Первый тип. Решение по ответственному за ту или иную часть проекта. Фиксация ответственности предрешает распределение информационных потоков в системе управления, т. е. кто, за что отвечает и какой информацией располагает.

Второй тип. Решение по содержательной части проекта — решение по вопросу, что именно должно быть сделано.

Третий тип. Решение по срокам завершения каждого элемента проекта.

Четвертый тип. Решение по уровню, на котором можно решить возникшие вопросы (например, подключить административный ресурс).

Пятый тип. Решение по изменению ресурсного обеспечения, т. е. сколько именно средств отпущено на решение конкретной задачи.

Шестой тип. Решение по изменению метода достижения цели, которое сохраняет ту же самую цель, но изменяет метод ее достижения.

Рассмотрим схему управления проектом, подробно разработанную в стандартах проектного управления РМ1 (рис. 6).

У любого проекта есть шесть типовых этапов:

1. Процесс инициирования_ — принятие решения о начале выполнения проекта.

2. Процесс планирования — определение цели и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения.

3. Процесс исполнения — координация ресурсов для выполнения плана.

4. Процесс анализа — определение соответствия плана и исполнения проекта стоящим целям и критериям, принятие решения о корректирующих воздействиях.

5. Процесс управления — определение корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение.

6. Процесс завершения — формализация выполнения проекта и приведение его к упорядоченному финалу.

Как детализировать описание этапов плана проекта

Учесть специфику сферы

жизнедеятельности

±

Учесть имеющуюся практику и традиции

Рис. 5. Пути конкретизации пунктов плана

Процесс инициирования

Процесс планирования осуществляется через «команду управления»

Процессы контроля и анализа Процессы исполнения

1 1

Процесс завершения и переход на новый качественный уровень

Рис. 6. Процесс управления проектом

На каждом из этапов «команда управления» проектом выполняет ряд особенных задач, и для их успешного выполнения надо разделить ответственность между участниками проекта. Реализация проекта — это всегда командная работа.

Коллектив — это больше чем сумма индивидуальных дарований. В рамках проектной деятельности в коллективе происходит определение функций и распределение «ролей»: «генератор идей», «аналитик», «направляющий», «планирующий», «сдерживающий фактор», несколько «исполнителей». Постарайтесь для каждого участника определить «роль» и создать свой уровень мотивации. Проект станет удачным тогда, когда каждый лично будет заинтересован в его реализации.

Каждое действие, работа (в нашем случае, конкретные мероприятия по плану) предполагает такие изменения свойств в социуме, которые были бы невозможны, если бы мы этого не сделали. Каким образом оценить результат нашей работы. Результат всегда рассматривается в совокупности с ресурсами, таким образом, мы определяем насколько соотносятся ресурсы и результаты, а следовательно определяем экономическую эффективность проекта. Экономическая основа проектной деятельности служит фундаментом, обеспечивающим жизнеспособность проекта.

Экономической основой общества является непрерывное производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта по уровням, сферам и отраслям хозяйствования. Эта логика соответствует и работе над проектом. Все, что мы делаем в своей жизни, начинается с рождения, проходит определенные стадии развития и заканчивается смертью, когда необходим переход на новый виток развития.

Расчет затрат на реализацию проекта соответствует стадиям проекта — начало, разработка, реализация, завершение, тиражирование результатов. При этом к работе над бюджетом мы приступаем после того, как проанализировали ресурсную базу, выявили потенциал социальных партнеров.

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостью и временем выполнения работ проекта. Управление стоимостью (затратами) проекта включает в себя следующие процессы:

• оценку стоимости проекта;

• бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат на его реализацию;

• контроль стоимости проекта, постоянную оценку фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработку мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Бюджетирование — это определение стоимостных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержащего установленное распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ или по иной структуре (табл. 4).

Обычно мы планируем бюджет через составление простой сметы, но не всегда такой способ является самым эффективным, так как теоретически смета это всего лишь составляющая бюджета. Бюджет можно составлять в разных видах: календарные план-графики затрат; столбчатые диаграммы затрат; круговые диаграммы структуры расходов. Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя расчеты социальной и экономической эффективности.

Оценка эффективности — это прежде всего формирование плана, согласно которому мы регулярно сверяем нашу цель с шагами, которые делаются для того, чтобы ее достичь. Основные принципы оценки эффективности проектов таковы:

• рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (оценка эффективности должна происходить на всех этапах проектной

Управление бюджетом проекта на притяжении его существования

Таблица 4

деятельности, включая и разработку, и реализацию плана);

моделирование системы социальных взаимодействий (кто уже привлечен, кого еще следует привлечь);

сопоставимость условий сравнения различных проектов (если вы участвуете в каком-либо конкурсе, и его организаторами определены требования, надо четко оговорить в обосновании условия, при которых происходит реализация вашего проекта); принцип положительности и максимума социального эффекта; учет фактора времени;

учет возможных затрат и произведенных эффектов;

сравнение состояний «с проектом» и «без проекта»;

учет наиболее существенных последствий проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учет влияния на проект различных участников.

Для создания эффективной системы контроля необходимо:

1) тщательное планирование всех работ, выполнение которых необходимо для завершения проекта;

2) точная оценка времени, ресурсов и затрат;

3) учет фактического выполнения и затрат во временном разрезе;

4) периодическое сравнение хода выполнения и затрат с графиком, бюджетом.

Оценка результатов представляет собой установление обратной связи между тем, что было, и тем, что стало. Результат должен превышать затраты. Но как его измерить? Очевидно, что проект получает максимальный эффект, если работает на опережение, т. е. предложенная идея не просто актуальна, а предвосхищает какие-либо важные общественные процессы. В заключение отметим, что каждый акт творчества — это акт сотворения будущего, или путь, ведущий нас к устойчивому развитию общества и его структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.