УДК 378.147.88
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. АлтГПА, E-mail: [email protected]; Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, ст. преп. АлтГПА, E-mail: [email protected]; Г.А. Калачев, д-р мед. наук, проф. АлтГПА, E-mail: [email protected];
В.М. Лопаткин, д-р пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТОВ1
В работе описаны современные подходы к проектированию как одному из направлений научно-исследовательской деятельности аспирантов; раскрыты структура проектирования, специфика его жизненного цикла и реализации, использование логико-структурного подхода применительно к научно-исследовательской деятельности, а также ключевые этапы реализации проекта диссертационного исследования и его алгоритм.
Ключевые слова: проектирование, проектно-исследовательская деятельность аспирантов, составляющие проекта диссертационного исследования, целенаправленный менеджмент, логико-структурный подход в проекте, алгоритм проектировочной деятельности.
Трансформация информационной, коммуникационной, профессиональной и других сфер современного общества требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, в том числе и в подготовке диссертационных исследований аспирантов.
Кандидатская диссертация является научной квалификационной работой, отвечающей одному из следующих двух пунктов, определяющих характер результатов:
1. В диссертационной работе должно содержаться решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний.
2. В ней должны быть изложены научно обоснованные педагогические и психолого-педагогические разработки, имеющие существенное значение для данной специальности.
Диссертация должна содержать новые научные и практические выводы, рекомендации, выявлять способность диссертанта к самостоятельным научным исследованиям, отражать глубокие теоретические знания в области данной дисциплины и специальные знания по проблеме диссертации. Характерной особенностью кандидатской диссертации является углубленное исследование научного вопроса и решение конкретной научной задачи, стоящей перед локальной областью научных знаний. Ориентация соискателя на один из приведенных выше пунктов, характеризующих результаты диссертационной работы, с использованием метода проектирования позволит ему существенно поднять качество работы и сократить время на подготовку её к защите.
Проектирование является одним из возможных способов предварительной работы над диссертацией и перспективной формой научно-исследовательской деятельности аспирантов. Проектирование по своей природе является специфическим способом изменения действительности, основанием которого является результат самоопределения его создателя в ценностно-смысловом педагогическом пространстве (О.Г. Прикот,
В.Н. Виноградов), что выражается в особом способе взаимодействия педагогических теорий и инновационной психологопедагогической практики; новом понимании сущности образования и соответствующих ей подходов к разработке обликов образовательных систем; особом характере педагогических проектов как результате процесса, предполагающих не только рациональное осмысление и пунктуальное следование предписаниям, но и ценностное диалогическое понимание, направляющее собственные творческие усилия [1].
Под проектно-исследовательской деятельностью аспирантов нами понимается особым образом структурированная работа по проектированию собственного диссертационного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методов и методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования и определение необходимых ресурсов.
Особыми условиями, определяющими успешность процесса проектирования диссертационного исследования являются: педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса; учет особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализа-
ции; включенность основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации проекта.
Проектная деятельность аспирантов реализуется в традиционном формате проектирования и включает анализ проблемы; постановку цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработку информации, ее анализ и синтез, а также оценку полученных результатов и выводов, но осуществляется на уровне сложности диссертационного исследования. Научноисследовательская деятельность аспирантов по проектированию диссертационного исследования реализуется через определенные проектные умения, соотносимые с элементами практической реализации проектной деятельности.
Организация проектной деятельности аспирантов требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса организационно-управленческих, учебно-
методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.
Проектный подход к научно-исследовательской деятельности эффективно осуществляется, с нашей точки зрения, на основе организационного проектирования, которое следует принципам программной модели организации проектных работ, предложенной Л.Н. Алексеевой, Р.Г. Каменским,
С.И. Красновым, Е.А. Маляновым, который заключается в следующем:
- «обнаружение недостаточности в своей деятельности, выход в рефлексивную позицию относительно сложившейся ситуации;
- обоснование значимости и всеобщности фиксируемого недостаточности определенного вида деятельности, субъекти-вация проблемной ситуации, определение границ ответственности и возможности действовать;
- развитие как средство преодоления недостаточности, выход в позицию организатора кооперации деятельностных позиций вокруг проблемы;
- техническая реализация, построение системы обеспечения деятельности по решению проблемы на основе институализации (социального оформления)» [2, с. 74].
Программная организация предполагает самостоятельное программирование своей работы каждым участником, «исполнителем» программы, но обязательно в рамках и контексте целого.
Исследовательская деятельность аспирантов связана с решением творческой научно-исследовательской задачи формирования проекта диссертации, предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проект понимается как ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией всего процесса проектирования. Он направлен на достижение конкретных целей, в нашем случае это проект диссертационного исследования по выбранному профилю специальности;
включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограничен во времени, имеет определенные начало и конец; обладает научной новизной и уникальностью. Каждая из перечисленных характеристик обладает внутренним смыслом для реализации будущего диссертационного исследования, являясь его прообразом.
Направленность проекта диссертационного исследования на достижение целей ориентирована на получение определенного результата, который является движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы они были достигнуты - технологическое оформление проекта, предполагающее эффективную модификацию в текст диссертации, его можно рассматривать как реализацию тщательно выбранных целей, а его продвижение связано с достижением целей все более высокого уровня - защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по выбранному профилю специальности.
Координированное выполнение взаимосвязанных действий по проектированию диссертационного исследования предполагает, что некоторые промежуточные задания не могут быть реализованы, пока не завершены другие задания; некоторые задания могут осуществляться только параллельно и так далее: при нарушении синхронизация выполнения разных заданий весь проект может быть поставлен под угрозу, т. к. является системой, то есть динамическим целым, которое складывается из взаимосвязанных частей, и, следовательно, требует особых подходов к управлению.
Ограниченность во времени: проект диссертационного исследования заканчивается, когда достигнуты его основные цели и значительную часть усилий по работе необходимо направлять именно на обеспечение того, чтобы он был завершен в намеченный срок и осталось время на написание диссертации. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания заданий, входящих в проект. С нашей точки зрения, такой проект является однократной, а не циклической деятельностью, и его необходимо завершить в первый год окончания аспирантуры.
Научная новизна и уникальность проекта является гарантом качества диссертации. Для аспирантов первого года обучения, реализующих проект как менее масштабное исследование, проще выделить его новизну и значимость и легче откорректировать их при дальнейшей работе с рукописью. Необходимым этапом в разработке проекта является знакомство с уже существующими способами достижения поставленной цели.
Управление проектом диссертационного исследования заключается в планировании, координации и контроле работ для достижения его целей в рамках заданных сроков как самим аспирантом, так и его научным руководителем. Это приложение имеющихся знаний, опыта аспиранта и научного руководителя, психолого-педагогических методов и средств выполнения проекта для удовлетворения, предъявляемых к нему требований, и ожиданий участников. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания, необходимо найти оптимальное отношение между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта. Управление проектом подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.
Под управлением диссертационным проектом подразумевается деятельность, направленная на его реализацию с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени и ресурсам, а также качеству конечных результатов проекта. Именно эти три момента: время, бюджет и качество работ - постоянно находятся в фокусе внимания управляющего проектом. В связи с тем, что проект диссертационного исследования изначально не является коммерческим, основной акцент делается на календарное планирование работ и контроль за соблюдением календарного графика и качества выполнения работ.
Жизненный цикл проекта диссертационного исследования. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности (педагогика, психология, педагогическая психология) и принятой системы организации
работ. Однако в каждом проекте можно выделить начальную стадию, стадию реализации и стадию завершения работ. Для проекта диссертационного исследования с нашей точки зрения эффективным является выделение четырех крупных этапов: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.
Формулирование проекта подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить абсолютно все потребности: приходится делать выбор: решения принимаются исходя из утвержденной темы диссертации, наличия ресурсов при важности удовлетворения одних целей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решения по отбору проектов для реализации тем важнее, чем масштабнее предполагается проект: например, проектирование модели по теме диссертационного исследования, модели и технологии, всей опытно-экспериментальной работы или только контрольного и формирующего экспериментов, выбор согласуется с научным руководителем.
Планирование проекта диссертационного исследования в том или ином виде производится в течение всего срока его реализации. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план -примерное представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта. Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное его планирование начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимозависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Гантта (возможность заранее оценить риски того или иного решения), средства назначения и гистограммы загрузки ресурсов - данные виды работ являются специфичными для педагогики, но существенно облегчают работу аспирантов при грамотной реализации. Как правило, план проекта не остается неизменным и по мере его осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.
Осуществление. После утверждения формального плана проекта аспирантом выполняется его реализация, а совместно с научным руководителем необходимо постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми показателями. К сожалению, в управлении проектами отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому задачей аспирантов является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика превышает приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач за счет выделения на них большего объема ресурсов.
Завершение проекта диссертационного исследования. Проект подходит к завершению, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику, но в условиях обучения в очной аспирантуре такие случаи бывают достаточно редко. По окончании проекта диссертационного исследования аспирант, как его управляющий, должен выполнить ряд завершающих мероприятий. Конкретный характер этих обязанностей зависит от характера самого проекта: если в проекте использовалось диагностическое оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения, возможно, необходимо составить окончательные отчеты, а промежуточные отчеты по проекту организовать в виде архива.
Целенаправленный менеджмент и логико-структурный подход в реализации проектов диссертационного исследования. Логико-структурный подход (ЛСП) был разработан Агентством международного развития в США в конце 60-х годов ХХ века для оказания помощи в планировании, управлении и оценке содействующих прогрессу мероприятий. Некоторое время спустя этот подход был принят в качестве инструмента планирования и управления большим количеством других учреждений, оказывающих помощь процессам развития. Такой способ обращения к слабым сторонам планирования и менеджмента проектов носит название управления циклом проекта. Он является одним из возможных методов разработки, планирования и управления проектами, обладающих определенными рамками применения, но, по нашему мнению, достаточно эффективным при разработке проектов диссертационных исследований.
Для понимания сути логико-структурного подхода, его слабых и сильных сторон необходимо обратиться к некоторым его исходным положениям. Смысл постановки целей проекта диссертационного исследования состоит в том, чтобы определить, что является предметом вашего стремления (желаемой ситуацией в будущем). Это необходимо для того, чтобы затем выработать план мероприятий для достижения каждой цели. Данный процесс носит название целевого планирования. Ясность целей позволяет аспиранту четко определить конечную задачу всей деятельности в рамках проекта, а также провести оценку осуществления проекта. В ходе осуществления проекта диссертационного исследования ведется его мониторинг, цель которого - установить, способствует ли выполнение проекта достижению поставленных перед ним целей, если нет, принимаются меры по возвращению проекта в нужное русло: процесс и носит название целенаправленного менеджмента.
В дополнение к той роли, которую логико-структурный подход играет на этапе подготовки программы и проекта, он также является основным инструментом управления в ходе претворения их в жизнь и оценки. Он представляет собой основу для подготовки планов мероприятий, разработки системы наблюдения за ходом выполнения, а также контекст, в котором производится оценка. Основным выходным продуктом логико-структурного подхода является логико-структурная схема. Она представляет собой матрицу из четырех рядов, в четыре колонки каждый, в которой излагается краткое содержание проекта, приводятся допущения, лежащие в основе его стратегии, а также указывается способ мониторинга проекта.
В текстовой части логико-структурной схемы излагается логика проекта (если предпринимаются действия, имеют место результаты и таким образом достигаются определенные цели и т. д.), а также указываются лежащие в основе данной логики важные допущения и факторы риска проекта диссертационного исследования. Таким образом, имеется основа для проверки выполнимости проекта и обеспечивается тщательная
оценка сомнительных допущений и неоправданных факторов научного риска.
Для управления проектом и контроля над ним логикоструктурной схемой определяются задачи, ресурсы и обязанности менеджмента, реализуемые аспирантом. Содержание второй и третьей колонок (показатели достижений и измерение) логико-структурной схемы следует рассматривать как основу мониторинга и оценки проекта диссертационного исследования.
Предусматривая обсуждение заинтересованными сторонами (аспиранты и научные руководители) проблем, целей и стратегии, логико-структурный подход побуждает аспирантов задуматься над тем, каковы их собственные ожидания и как они могли бы осуществиться при реализации проекта диссертационного исследования. Благодаря ясной постановке целей и их организации в иерархию целей, логико-структурная матрица является средством проверки внутренней логики плана проекта диссертационного исследования, обеспечивая взаимосвязь мероприятий, результатов и целей по подготовке диссертации. Этот подход позволяет указывать на важнейшие допущения и факторы риска, которые могут нанести ущерб проекту, что вызывает необходимость обсуждения выполнимости проекта диссертационного исследования.
Определяя показатели достижений и средства измерения прогресса, аспирантам необходимо обдумывать проведение мониторинга и оценки проекта диссертационного исследования непосредственно с момента его старта. Вся эта информация сведена в один документ - логико-структурную схему, представляющую собой полезное для всех заинтересованных лиц обобщенное изложение проекта диссертационного исследования.
Для успешного применения логико-структурного подхода требуется поддержка других средств технического, социального анализа и анализа среды. Участие заинтересованных сторон должно обеспечиваться как можно более полно, для чего от планирующих проект людей требуются коллективная работа и хорошее владение упрощающими работу приемами. Для того чтобы анализ проблем отражал действительные приоритеты диссертационного исследования, необходимо эффективное участие заинтересованных сторон, строящееся на уже установленных с ними связях. В ходе осуществления проекта следует регулярно проводить проверку и пересмотр логикоструктурной схемы, с тем, чтобы она отражала изменения условий выполнения проекта.
В качестве ключевых этапов реализации проекта диссертационного исследования нами выделены следующие (таблица 1): диагностический (подготовка к проектированию); собственно проектировочный (создание проекта); внедрения (реализация проектного замысла); анализа эффективности (рефлексия).
Таблица 1
Алгоритм проектировочной деятельности
Этап I
Подготовка к проектированию
Анализ объекта проектирования:
- теоретическое обоснование;
- методическое обеспечение;
- пространственно-временное обеспечение;
- материально-техническое обеспечение; правовое обеспечение
Результат:
Обоснование необходимости проектирования и создания его ресурсного обеспечения
Этап II
Проектирование (создание проекта)
Индивидуальное и коллективное самоопределение:
- создание профильной команды;
- установление границ проектирования;
- выбор системообразующего фактора;
- концептуализация проектного замысла;
- программирование;
- планирование
Результат:
Проект педагогической системы, зафиксированный в проектной документации (концепция, программа, план)
Этап III
Реализация проектного замысла
- формирование команды (при необходимости);
- создание ресурсного обеспечения проекта;
- определение путей реализации проекта;
- апробация проекта
Результат:
Осуществление перехода образовательной системы в новое качество
Этап IV
Рефлексия
- экспертиза результатов реализации проекта;
- соотнесение реального состояния объекта с исходным замыслом;
- оценка эффективности реализации проекта
Результат:
Корректировка проекта, принятие решения о его использовании и развитии
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что проект диссертационного исследования как направление научноисследовательской деятельности аспирантов может реализовываться на разных научных уровнях: концептуальном (построение модели), содержательном (проектирование содержания образования), технологическом (конструирование образовательных технологий, методик и т. д.), а также процессуальном (разработка различных дидактических методов, средств, образовательных продуктов или методических рекомендаций),
Библиографический список
т. к. проектирование является одним из максимально эффективных средств реконструкции образовательного пространства на инновационной основе.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Рособразования в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» проект №2.2.2.4./1543 «Управление научно-
исследовательской деятельностью студентов и аспирантов в системе учебно-научно-педагогического комплекса»
1. Прикот, О.Г. Проектное управление развитием образовательной организации: научно-методич. пособие для руководителей образовательных учреждений / О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2006.
2. Алексеева, Л.Н. О психологических аспектах инженерии знаний // Научные труды ... образовательной деятельностью в регионе / Л.Н. Алексеева, А.Н. Буданов, С.И. Краснов, Е.А. Малянов, Р.Г. Каменский. - Пермь: ПОИПКРО, 1995.
Статья поступила в редакцию 28.06.10
УДК 378.147
Н. Ю. Королева, канд. пед. наук, доц. МГПУ, г. Мурманск; А.А. Ляш, специалист по УМР МГПУ, г. Мурманск;
В.В. Печатнов, директор Института информатизации педагогического образования АлтГПА, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье приводится авторский подход к определению понятия готовность будущего учителя информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса, а также к отбору содержания дисциплины «Педагогические технологии информационно-педагогических систем обучения» как одного из условий формирования готовности будущего учителя информатики к деятельности по созданию и поддержке функционирования информационно-образовательной системы в учебном заведении.
Ключевые слова: профессиональная готовность будущего учителя информатики, виртуализация образовательного процесса, информационно-образовательная система обучения.
Виртуализация образовательного процесса стала современной реальностью нашей жизни. Процессам виртуализации в современных научно-методических исследованиях по теории и методологии образования уделяется достаточно большое внимание [1; 2; 3; 4; 5]. В научных работах обосновывается целесообразность и эффективность использования технологий виртуализации в условиях информатизации образования.
Внедрение современных информационно-
коммуникационных технологий в учебный процесс способствовало распространению виртуальных предметных сред обучения, которые в настоящее время получили достаточно широкое распространение.
В области информационных технологий достаточно активно рассматриваются аппаратно-программные аспекты виртуализации и возможности их использования в учебном процессе [6], а также вопросы развития ИКТ-насыщенной образовательной среды на основе методов, средств и технологий виртуализации.
Современная ИКТ-насыщенная среда позволяет реализовывать различные интерпретации методических систем обучения предмету, понимаемые нами как виртуальные среды обучения предмету [7], как в виде различных образовательных ресурсов (электронные учебно-методические комплексы,
учебники, цифровые образовательные ресурсы, образовательные порталы и сайты и т. п.), так и посредством использования различных дистанционных технологий обучения.
Согласно А.Ю. Уварову [8], в настоящее время эффективно на базе ИКТ-насыщенной среды решаются различные задачи: (а) осуществление образовательного процесса; (б) управление образовательным учреждением и (в) взаимодействие участников образовательного процесса, как в урочное, так и внеурочное время. При этом профессиональная подготовка будущего учителя предполагает развитие у него способностей и готовности решать профессиональные задачи средствами информационно-коммуникационных технологий, как в предметной области обучения, так и в области управления образовательным процессом.
Среди важнейших составляющих готовности будущего специалиста, в том числе и учителя, к профессиональной деятельности многими авторами (работы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Ю.Н. Кулюткина., Г.С. Сухобской.,
Ю.П. Круглова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.,
В.А. Сластенина, Т.В. Добудько, А.К. Марковой, И.А. Зимней и др.) выделяются такие как: психологическая направленность, знания, умения и навыки в решении профессиональных задач, которые «наполняют» три основных компонента (опе-