Научная статья на тему 'Информационно-образовательная система управления научной деятельностью организации на основе технологии Web-порталов'

Информационно-образовательная система управления научной деятельностью организации на основе технологии Web-порталов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / WEB-ПОРТАЛ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ГЕТЕРОГЕННЫЕ ДАННЫЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / INFORMATION AND EDUCATION SYSTEMS / WEB-PORTAL / THE INFORMATION MODEL / HETEROGENEOUS DATA / RESEARCH AND MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каракозов С. Д., Скурыдина Е. М., Овчаров А. В., Вольф А. В., Юртаев Н. И.

В работе изложены современные подходы к проектированию информационно-образовательных систем, на основе которых спроектирована и реализована информационная система управления научной деятельностью научно-образовательных организаций разного уровня на основе технологии Web-порталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каракозов С. Д., Скурыдина Е. М., Овчаров А. В., Вольф А. В., Юртаев Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATIONAL SYSTEM OF SCIENTIFIC WORK OF THE ORGANIZATION OF TECHNOLOGY-BASED WEB-PORTALS

In work deals with contemporary approaches to designing information and education systems, on which was designed and implemented a management information system research activities of scientific and educational organizations at various levels based on the technology of Web-portals.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная система управления научной деятельностью организации на основе технологии Web-порталов»

учителей информатики в педагогическом вузе и способствуют фундаментализации образования в области информатики [1]. Апробация описанных идей впервые была осуществлена нами в ходе диссертационного исследования Н.И. Рыжовой [6], проводимого в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена под руководством Академика РАО, профессора В.В. Лаптева, в рамках ряда учебных дисциплин математического факультета (1998-2000 уч. гг.), читаемых как самим автором Н.И. Рыжовой, так и преподавателями М.В. Швецким и А.Б. Михайловым, которым хочется выразить особую благодарность за критические замечания и советы. Так

же обучение элементам математических оснований информатики осуществлялось и в контексте диссертационного исследования С.Д. Каракозова [12] в рамках курса «Математические основания архитектуры и топологии компьютерных сетей» для дисциплин специализации «Системный администратор учебных компьютерных сетей» и в рамках стандартных учебных курсов математической и предметной подготовки учителя информатики - «Дискретная математика», «Математическая логика», «Теория алгоритмов» и «Теоретические основы информатики» (на уровне их разделов или отдельных тем указанных курсов).

Библиографический список

1. Лаптев, В.В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки / В.В. Лаптев, Н.И. Рыжова, Швецкий М.В. - СПб., 2003.

2. Большой энциклопедический словарь. - М. - СПб., 1998.

3. Колмогоров, А.Н. Математическая логика. Дополнительные главы. / А.Н. Колмогоров, А.Г. Драгалин. - М., 1984.

4. Энциклопедия кибернетики. - Киев, 1974. - Т. 2.

5. Френкель, А. Основания теории множеств / А.Френкель, И. Бар-Хиллел. - М., 1966.

6. Рыжова, Н.И. Развитие методической системы фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в предметной области: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000.

7. Финн, В.К. Логические проблемы информационного поиска. - М., 1976.

8. Ершов, А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Информатика и образование. - 1992. - № 5-6.

9. Ершов, А.П. Избранные труды. - Новосибирск, 1994.

10. Королев, Л.Н. Программа кандидатского экзамена по специальности 01.01.10 -«Математическое и программное обеспечение вычислительных машин и систем (физико-математические науки)» // Программирование. - 1995. - № 3.

11. Aiken, R. Modular curriculum in computer science / R. Aiken, A. Balasubrahmanian, W. Brauer. - UNESCO-IFIP, 1994.

12. Каракозов, С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.

Bibliography

1. Laptev, V.V. Metodicheskaya teoriya obucheniya informatike. Aspektih fundamentaljnoyj podgotovki / V.V. Laptev, N.I. Rihzhova, Shveckiyj M.V. -SPb., 2003.

2. Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M. - SPb., 1998.

3. Kolmogorov, A.N. Matematicheskaya logika. Dopolniteljnihe glavih. / A.N. Kolmogorov, A.G. Dragalin. - M., 1984.

4. Ehnciklopediya kibernetiki. - Kiev, 1974. - T. 2.

5. Frenkelj, A. Osnovaniya teorii mnozhestv / A.Frenkelj, I. Bar-Khillel. - M., 1966.

6. Rihzhova, N.I. Razvitie metodicheskoyj sistemih fundamentaljnoyj podgotovki buduthikh uchiteleyj informatiki v predmetnoyj oblasti: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 2000.

7. Finn, V.K. Logicheskie problemih informacionnogo poiska. - M., 1976.

8. Ershov, A.P. Kompjyuterizaciya shkolih i matematicheskoe obrazovanie // Informatika i obrazovanie. - 1992. - № 5-6.

9. Ershov, A.P. Izbrannihe trudih. - Novosibirsk, 1994.

10. Korolev, L.N. Programma kandidatskogo ehkzamena po specialjnosti 01.01.10 -«Matematicheskoe i programmnoe obespechenie vihchisliteljnihkh mashin i sistem (fiziko-matematicheskie nauki)» // Programmirovanie. - 1995. - № 3.

11. Aiken, R. Modular curriculum in computer science / R. Aiken, A. Balasubrahmanian, W. Brauer. - UNESCO-IFIP, 1994.

12. Karakozov, S.D. Razvitie predmetnoyj podgotovki uchiteleyj informatiki v kontekste informatizacii obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M.,

2005.

Статья поступила в редакцию 01.10.11

УДК 001.89:002:004:378

Karakozov S.D., Skurydina E.M., Ovcharov A.V., Wolf A.V., Yurtaev N.I. INFORMATION AND EDUCATIONAL SYSTEM OF SCIENTIFIC WORK OF THE ORGANIZATION OF TECHNOLOGY-BASED WEB-PORTALS. In work deals with contemporary approaches to designing information and education systems, on which was designed and implemented a management information system research activities of scientific and educational organizations at various levels based on the technology of Web-portals.

Key words: information and education systems, web-portal, the information model, heterogeneous data, research and management system.

С.Д. Каракозов, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВПО АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: ksd@uni-altai.ru;

Е.М. Скурыдина, канд. техн. наук ФГБОУ ВПО АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: skudem@uni-altai.ru;

А.В. Овчаров, д-р пед. наук ФГБОУ ВПО АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: oav@uni-altai.ru;

А.В. Вольф, ФГБОУ ВПО АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: aw@uni-altai.ru;

Н.И. Юртаев, ФГБОУ ВПО АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: ni@uni-altai.ru

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ WER-ПОРТАЛОВ

В работе изложены современные подходы к проектированию информационно-образовательных систем, на основе которых спроектирована и реализована информационная система управления научной деятельностью научно-образовательных организаций разного уровня на основе технологии Web-порталов.

Ключевые слова: информационно-образовательные системы, web-портал, информационная модель, гетерогенные данные, научные исследования, системы управления.

Интерес к использованию информационно-управляющих в современном мире, поскольку практика показывает, что раз-

моделей в образовании не случаен. Он является отражением работка новых средств и методов обучения оказывает весьма

повышенного внимания к вопросам образования, проявляемого незначительное влияние на ход реального процесса обучения,

если их внедрение не обеспечивается соответствующими перестройками в области организации и управления образованием.

Проблема не может быть эффективно решена управленцами, если их работа будет основываться только на их опыте, интуиции и здравом смысле. Будучи необходимыми сами по себе, эти факторы должны дополняться точной, полной и своевременной информацией об управляемой структуре. Люди, принимающие решения, должны иметь возможность:

• пользоваться различными, в том числе и чисто математическими, методами принятия решений;

• моделирования последствий своих решений;

• доступа в режиме реального времени к информации по интересующей их тематике;

• обсуждения принимаемых решений с коллегами и экспертами.

Все это заставляет отказываться от уже существующих локальных моделей управления (не только образованием) и переходить к новым моделям управления, учитывающим возможности распределения работы, информации, динамического формирования и трансформации экспертных групп на основе сетевых технологий, прежде всего ИМТЕРЫЕТ (рис. 1).

Рис. 1. Изменение моделей управления образованием

Существенную помощь в понимании структуры процесса управления в столь сложной области, как образование, может оказать систематическое использование системного анализа, в частности теории принятия решений. Их успешное использование при создании и внедрении управляющих систем позволяет построить стройную систему проведения подобных разработок.

Информационно-образовател ьные системы

Начнем с определения некоторых ключевых понятий. Стоит отметить, что многие из базовых терминов имеют множество определений, поэтому постараемся выбрать наиболее распространенные, и находящиеся максимально близко к контексту решаемой в нашем исследовании задачи.

Бизнес-модель - это описание управляемого объекта, как сложной системы, с заданной точностью.

В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень её детализации определяются целями моделирования и принятой точкой зрения.

Информационная модель - подмножество бизнес-модели, описывающее существующие (в т.ч. не формализованные в документальном виде) информационные потоки, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех элементов информационного поля.

Большинство существующих в настоящее время определений трактует понятие информационной системы с функциональной точки зрения, а именно, как систему, предназначенную для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации потребителям и состоящую из следующих основных компонентов: программное обеспечение, информационное обеспечение, технические средства, обслуживающий персонал.

Существует много определений понятия "система", но все из них подразумевают единство законов движения (развития) составляющих элементов. Если же мы говорим о системе, построенной человеком, то законы движения должны определяться конкретными целями. Программное обеспечение при отсутствии информационной модели (в контексте рассматриваемого вопроса) лишено собственных законов развития и является не более чем необходимым инструментом для построения системы. Таким образом, при подобном определении информационной системы в стороне остается направленность этих функций, цели, для достижения которых они осуществляются.

Понимая всю ограниченность подобного определения, мы, однако, вслед за [5,6] вводим следующее определение информационной системы:

Информационная система (ИС) - комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели некоторой предметной области для удовлетворения информационных потребностей определенной группы пользователей.

Таким образом, ИС - это вся инфраструктура, задействованная в процессе управления информационно-документальными потоками, включающая в себя следующие обязательные элементы:

• Информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования ИС. Информационная модель включает в себя все формы документов, структуру справочников и данных, и т.д.

• Регламент развития информационной модели и правила внесения в неё изменений.

• Кадровые ресурсы, отвечающие за формирование и развитие информационной модели.

• Программный комплекс (ПК), конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели.

• Кадровые ресурсы, отвечающие за конфигурирование ПК, и его соответствие утвержденной информационной модели.

• Регламент внесения изменений в конфигурацию ПК и состав его функциональных модулей.

• Аппаратно-техническая база, соответствующая требованиям по эксплуатации ПК (компьютеры на рабочих местах, периферия, каналы телекоммуникаций, системное ПО и СУБД)

• Эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы.

• Правила использования ПК и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей.

Исходя из приведенных определений, мы вводим понятие информационной системы управления образованием.

Информационная система управления образованием -комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение и системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической (изменяемой во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей руководителей образования.

Иначе говоря, выбирая в качестве предметной области образования, а в качестве точки зрения - точку зрения управленца, мы получаем информационно-образовательную систему управления, а при выборе научной компоненты образовательной деятельности - информационно-образовательную систему управления научной деятельностью подобных систем.

Специализированный Web-портал управления научной деятельностью образовательных систем

Вслед за И.Д. Гробовым [1], мы будем понимать под швЬ-порталом сайт (или группу сайтов), который объединяет в себе разнообразные ресурсы и сервисы в области информации, бизнеса, общения, а также предоставляет своим пользователям возможность продвижения (публикации) собственного контента в рамках портала.

Различают вертикальные (посвященные конкретной теме и предоставляющие различные сервисы в ее рамках) и горизонтальные порталы или порталы общего характера, предлагающие набор сервисов, обслуживающих различные темы.

Вертикальные порталы обычно представляют собой сайты узкой тематической направленности. Вертикальный портал -сайт, связанный с отраслью или конкретной проблемой. Так же

выделяют корпоративные порталы - ресурсы, призванные дать представление об организации и обеспечить взаимодействие сотрудников организации между собой и с ее контрагентами.

Выбирая в качестве базовой информационной технологии информационно-образовательной системы, технологию \web-портала, мы получаем информационно-образовательный \web-портал. Последнее время образовательные учреждения активно создают и внедряют подобные образовательно-информационные системы.

Главной целью создания \«еЬ-портала является, обычно, внедрение и развитие информационных, телекоммуникационных и других систем, позволяющих организации предоставлять сотрудникам доступ к корпоративным бизнес-приложениям, а также обрабатывать поступившие от сотрудников сведения.

В ходе создания \«еЬ-портала «Результаты научных исследований Алтая» были осуществлены проектирование, разработка и апробация \«еЬ-портала гетерогенных данных научных исследований. Для достижения поставленной цели были выполнены задачи общего назначения:

• формирование и ведение региональных информационных ресурсов в сфере научно-технической деятельности;

• создание информационно-аналитических систем в сфере корпоративного управления;

• проектирование и создание корпоративных информационных технологии в образовании;

• создание и ведение гетерогенных баз данных научных исследований региона и представления развития региона в сфере научно-инновационной деятельности, мониторинговые системы.

Развитие в образовательных учреждениях контента, предназначенного для управленцев, преподавателей и студентов образовательного ^еЬ-портала вуза, и число связанных с этим Интернет-проектов растет [2; 3]. Создание инфраструктуры, позволяющей использовать Интернет не только как средство коммуникации, но и как один из основных инструментов ведения научной деятельности, означает возможность предоставления своим сотрудникам актуальную информацию, а зачастую и прямой доступ к наиболее актуальным направлениям научнотехнической деятельности, а также возможности своевременно обрабатывать поступившие от них сведения.

При проектировании \«еЬ-портала управления научной деятельностью было предложено выделить следующие направления:

• создание перспективных информационных, информационно-поисковых, информационно-аналитических систем и автоматизированных систем управления с использованием технологического инструментария собственной разработки;

• создание и эффективное использование электронных информационных ресурсов в интересах обеспечения информационно-аналитических потребностей научно-исследовательского сектора инноваций и экономики региона.

В нашей публикации мы представляем Web-портал, который осуществляет формирование и поддержку регионального библиотечно-информационного фонда Алтайского края в части открытых неопубликованных источников научной и технической информации - отчётов о научно-исследовательской деятельности, а также графического варианта представления полученных данных, разработанных авторами исследований.

Информационно-образовательная система управления научной деятельностью состоит из:

• автоматизированной системы доступа к информации по науке и технике для выполнения задач по комплектованию документов о научно-исследовательской деятельности региона, его внутренней регистрации и учёту, выпуску информационных изданий и информированию в Интернете о нём, обеспечению его постоянного хранения и использования;

• информационно-аналитической системы регистрации и учёта научно-исследовательской деятельности, выполненных образовательными учреждениями региона.

Результатом создания и функционирования портала станет база, которая будет включать значительное количество документов, отражающих достижения ученых и специалистов в различных областях науки и техники региона, и представлять интерес для научной общественности, специалистов и работников различных отраслей промышленности, коммерческих структур, преподавателей и студентов высшей школы.

Кратко остановимся на механизмах формирования портальных данных. Для внесения информации в базу, включающую в себя результаты научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ и выполняемых проектов в разных научных сферах, необходимо создать личный кабинет на сайте ИНрУ/Баепсе.uni-altai.ru. В личном кабинете, пользователю предоставляется возможность зарегистрировать свой научно-исследовательский проект в виде информационной карты. Данная карта препровождает информационный документ гетерогенных данных научных исследований. Карта заполняется на русском и частично английском языке (название работы, аннотация, ключевые слова). При заполнении карты регистрации научных исследований в обязательном порядке указываются следующие позиции:

1. Наименование предоставленной работы (на русском и английском языках).

2. Аннотация работы (на русском и английском языках), которая в краткой свободной форме отражает планируемые результаты работы и основные ожидаемые характеристики и параметры объекта исследования или разработки. Аннотация должна быть составлена в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования». ТВ тексте аннотаций не допустимо использование рисунков и сокращений. Объем аннотации не должен превышать 10 строк (около 800 знаков).

3. Ключевые слова (на русском и английском языках).

4. Руководитель научно-исследовательской работы (проекта) (на русском и английском языках).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Организация, выполняющая научно-исследовательскую работу (на русском и английском языках).

6. Коды тематических рубрик: универсальную десятичную классификацию (УДК). Государственного рубрикатора научнотехнической информации (ГРНТИ)

Информационная карта, предназначена для:

• функционирования портальной информационно-поисковой системы;

• обеспечения эффективного использование электронных информационных ресурсов в интересах обеспечения информационно-аналитических потребностей научно-исследовательского сектора инноваций и экономики региона.

По окончанию работы над научно-исследовательским проектом представляются отчетные документы о завершении работы и достигнутых результатах, которые размещаются в открытом доступе на \«еЬ-портале.

Для включения отчета в базу гетерогенных данных научных исследований указываются следующие позиции:

1. Название научно-исследовательской работы (на русском и английском языках).

2. Авторы работы, включая исполнителей и соисполнителей (на русском и английском языках).

3. Реферат работы - в краткой свободной форме отражается основное содержание отчета о научно-исследовательской деятельности (результата работы). Описываются объект исследования, разработки или проектирования; цели работы; методы исследования и используемая аппаратура; полученные результаты и новизна; основные конструктивные и техникоэкономические показатели; степень внедрения; эффективность; область применения и т.п.

4. Указываются все публикации, посвященные данной работе - опубликованные научные труды (статей, монографий, препринтов и т.п.), подготовленных исполнителями работы в процессе ее выполнения и имеющих к ней непосредственное отношение.

5. Индексы: универсальную десятичную классификацию (УДК). Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ).

6. Ключевые слова (на русском и английском языках).

После регистрации отчета информация выставляется на

\«еЬ-портале.

В качестве примеров размещения информации на созданном портале можно указать отчеты по реализации проектов по физике конденсированного состояния и качеству образования в Алтайском крае.

В лаборатории «Полуметаллы и полупроводники» проведены экспериментальные исследования гальваномагнитных, термомагнитных и упругих свойств чистого висмута и его сплавов с сурьмой, а также этих материалов легированных оловом,

свинцом и теллуром. По всем исследованным материалам со- циональный - как контейнер для технологических сервисов,

ставлены табличные и графические зависимости гальваномаг- объединяющий поиск, новостную рассылку, возможности со-

нитных, термомагнитных и упругих коэффициентов от магнитно- вместной работы пользователей; управленческий подход пред-

го, электрического, теплового полей и гидростатического дав- назначен для эффективного использования информационных

ления. При этом разработаны оригинальные методики создания ресурсов портала и поддержки решений.

гидростатического давления, измерения термоЭДС, измерения Апробация функционирования web-портала «Результаты

в "смешанном" постоянном и переменном магнитных полях научных исследований Алтая» реализована посредством раз-

[4; 5]. Используемые Интернет-технологии позволили обеспе- мещения данных позволила, используя экспертные оценки и

чить доступ к полученным экспериментальным результатам статистику функционирования web-портала результатов науч-

ученым, работающим в этой научной области. ных исследований производится внесение корректирующих

Web-портал также включает «Атлас образования Алтайско- изменений в разработанную модель.

го края». Материалы оформлены в виде иерархического списка Проект реализуется в рамках соглашения между Россий-

2-3 степеней вложенности. Источником информации являются ским фондом фундаментальных исследований (11-07-98032-

изданные статистические справочники с 2004 года Атлас обра- р_сибирь_а, соглашение № 11-0954/21 от 27 мая 2011 г.) и Ад-

зования Алтайского края (мониторинг уровня подготовки и ус- министрацией Алтайского края о проведении совместного (ре-

ловий обучения выпускников школ по итогам единого государ- гионального) конкурса проектов фундаментальных исследова-

ственного экзамена 2003-2011 гг.), подготовленные Региональ- ний № 157 от 11.08.2010 г., решение Совета Российского фонда

ным центром обработки единого государственного экзамена, фундаментальных исследований от 28.03.2011 г., постановле-

действующим на базе вуза [6; 7]. ние Администрации Алтайского края № 257 от 13.05.2011 г. «Об

Информационный подход позволяет рассматривать портал утверждении перечня направлений и тем научно-исследо-

как единую точку доступа к информационным ресурсам, функ- вательских работ на 2011 год».

Библиографический список

1. Гробов, И.Д. Разработка Web-портала в ASP.NET 2.0 и SharePoint 2007. - СПб., 2008.

2. Кагаловский, М.Р. Перспективные технологии информационных систем. - М., 2003.

3. Каракозов, С.Д. Введение в компьютерные сети. - Барнаул, 1996.

4. Grabov, V.M. Silicon nanocrystals as efficient photosensitizer of active oxygen for biomedical applications / V.M. Grabov, V.A. Komarov, E.V. Demidov, M.M. Klimantov // 5rd International Conference on Materials Science and Condenced Matter Physics. September 13-17. 2010. Chisinau, Moldova, 2010.

5. Грабов, В.М. Явление переноса в монокристаллических пленках висмута / В.М. Грабов, В.А. Комаров, Е.В. Демидов, М.М. Климантов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - 2010. - № 122.

6. Головишников, К.В. Информационно-математические модели тестирования и интерпретация результатов единого государственного экзамена / К.В. Головишников, С.Д. Каракозов // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. - Барнаул, 2003. - Вып. 3. - Сер. «Естественные и точные науки».

7. Каракозов, С.Д. Мониторинг качества образования и единый государственный экзамен в Алтайском крае / С.Д. Каракозов, А.Н. Слажнев // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета.- Барнаул, 2003. - Вып. 3. - Сер. «Естественные и точные науки».

Bibliography

1. Grobov, I.D. Razrabotka Web-portala v ASP.NET 2.0 i SharePoint 2007. - SPb., 2008.

2. Kagalovskiyj, M.R. Perspektivnihe tekhnologii informacionnihkh sistem. - M., 2003.

3. Karakozov, S.D. Vvedenie v kompjyuternihe seti. - Barnaul, 1996.

4. Grabov, V.M. Silicon nanocrystals as efficient photosensitizer of active oxygen for biomedical applications / V.M. Grabov, V.A. Komarov, E.V. Demidov, M.M. Klimantov // 5rd International Conference on Materials Science and Condenced Matter Physics. September 13-17. 2010. Chisinau, Moldova, 2010.

5. Grabov, V.M. Yavlenie perenosa v monokristallicheskikh plenkakh vismuta / V.M. Grabov, V.A. Komarov, E.V. Demidov, M.M. Klimantov // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I.Gercena. - 2010. - № 122.

6. Golovishnikov, K.V. Informacionno-matematicheskie modeli testirovaniya i interpretaciya rezuljtatov edinogo gosudarstvennogo ehkzamena / K.V. Golovishnikov, S.D. Karakozov // Vestnik Barnauljskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Barnaul, 2003. - Vihp. 3. - Ser. «Estestvennihe i tochnihe nauki».

7. Karakozov, S.D. Monitoring kachestva obrazovaniya i edinihyj gosudarstvennihyj ehkzamen v Altayjskom krae / S.D. Kara-kozov, A.N. Slazhnev // Vestnik Barnauljskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.- Barnaul, 2003. - Vihp. 3. - Ser. «Estestvennihe i tochnihe nauki».

Статья поступила в редакцию 01.10.11

УДК 37.016: 004

Balandina I.V. TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE PROFESSIONALLY ORIENTED USING OF TECHNOLOGIES OF COMPUTER VISUALIZATION. In our research we prove that competence of future teachers in sphere of application of technologies of computer visualization of educational information will be formed if we organize the appropriate training with the using of methodological system, developed by the author.

Key words: visibility, visualization, standard, competence, project method, a modular approach, methodological system of training.

И.В. Баландина, ассистент каф. прикладной информатики и экономики Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: piv_vip@mail.ru

ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

В работе доказывается, что у будущих учителей информатики компетенция в области применения технологий компьютерной визуализации учебной информации будет сформирована, если соответствующую подготовку организовать с использованием разработанной автором методической системы.

Ключевые слова: наглядность, визуализация, стандарт, компетенция, метод проектов, модульный подход, методическая система подготовки.

Основным органом чувств, через который человек получа- принцип наглядности. Информатизация в сфере образования

ет наибольший объем информации, является зрение [1; 2]. подвергла принцип наглядности значительному развитию,

Поэтому одним из ведущих принципов в обучении является и позволила понимать его несколько шире, нежели возмож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.