Научная статья на тему 'Обучение будущих учителей информатики профессионально-ориентированному использованию технологий компьютерной визуализации'

Обучение будущих учителей информатики профессионально-ориентированному использованию технологий компьютерной визуализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / VISIBILITY / VISUALIZATION / STANDARD / COMPETENCE / PROJECT METHOD / A MODULAR APPROACH / METHODOLOGICAL SYSTEM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландина И. В.

В работе доказывается, что у будущих учителей информатики компетенция в области применения технологий компьютерной визуализации учебной информации будет сформирована, если соответствующую подготовку организовать с использованием разработанной автором методической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE PROFESSIONALLY ORIENTED USING OF TECHNOLOGIES OF COMPUTER VISUALIZATION

In our research we prove that competence of future teachers in sphere of application of technologies of computer visualization of educational information will be formed if we organize the appropriate training with the using of methodological system, developed by the author.

Текст научной работы на тему «Обучение будущих учителей информатики профессионально-ориентированному использованию технологий компьютерной визуализации»

свинцом и теллуром. По всем исследованным материалам со- циональный - как контейнер для технологических сервисов,

ставлены табличные и графические зависимости гальваномаг- объединяющий поиск, новостную рассылку, возможности со-

нитных, термомагнитных и упругих коэффициентов от магнитно- вместной работы пользователей; управленческий подход пред-

го, электрического, теплового полей и гидростатического дав- назначен для эффективного использования информационных

ления. При этом разработаны оригинальные методики создания ресурсов портала и поддержки решений.

гидростатического давления, измерения термоЭДС, измерения Апробация функционирования web-портала «Результаты

в "смешанном" постоянном и переменном магнитных полях научных исследований Алтая» реализована посредством раз-

[4; 5]. Используемые Интернет-технологии позволили обеспе- мещения данных позволила, используя экспертные оценки и

чить доступ к полученным экспериментальным результатам статистику функционирования web-портала результатов науч-

ученым, работающим в этой научной области. ных исследований производится внесение корректирующих

Web-портал также включает «Атлас образования Алтайско- изменений в разработанную модель.

го края». Материалы оформлены в виде иерархического списка Проект реализуется в рамках соглашения между Россий-

2-3 степеней вложенности. Источником информации являются ским фондом фундаментальных исследований (11-07-98032-

изданные статистические справочники с 2004 года Атлас обра- р_сибирь_а, соглашение № 11-0954/21 от 27 мая 2011 г.) и Ад-

зования Алтайского края (мониторинг уровня подготовки и ус- министрацией Алтайского края о проведении совместного (ре-

ловий обучения выпускников школ по итогам единого государ- гионального) конкурса проектов фундаментальных исследова-

ственного экзамена 2003-2011 гг.), подготовленные Региональ- ний № 157 от 11.08.2010 г., решение Совета Российского фонда

ным центром обработки единого государственного экзамена, фундаментальных исследований от 28.03.2011 г., постановле-

действующим на базе вуза [6; 7]. ние Администрации Алтайского края № 257 от 13.05.2011 г. «Об

Информационный подход позволяет рассматривать портал утверждении перечня направлений и тем научно-исследо-

как единую точку доступа к информационным ресурсам, функ- вательских работ на 2011 год».

Библиографический список

1. Гробов, И.Д. Разработка Web-портала в ASP.NET 2.0 и SharePoint 2007. - СПб., 2008.

2. Кагаловский, М.Р. Перспективные технологии информационных систем. - М., 2003.

3. Каракозов, С.Д. Введение в компьютерные сети. - Барнаул, 1996.

4. Grabov, V.M. Silicon nanocrystals as efficient photosensitizer of active oxygen for biomedical applications / V.M. Grabov, V.A. Komarov, E.V. Demidov, M.M. Klimantov // 5rd International Conference on Materials Science and Condenced Matter Physics. September 13-17. 2010. Chisinau, Moldova, 2010.

5. Грабов, В.М. Явление переноса в монокристаллических пленках висмута / В.М. Грабов, В.А. Комаров, Е.В. Демидов, М.М. Климантов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - 2010. - № 122.

6. Головишников, К.В. Информационно-математические модели тестирования и интерпретация результатов единого государственного экзамена / К.В. Головишников, С.Д. Каракозов // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. - Барнаул, 2003. - Вып. 3. - Сер. «Естественные и точные науки».

7. Каракозов, С.Д. Мониторинг качества образования и единый государственный экзамен в Алтайском крае / С.Д. Каракозов, А.Н. Слажнев // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета.- Барнаул, 2003. - Вып. 3. - Сер. «Естественные и точные науки».

Bibliography

1. Grobov, I.D. Razrabotka Web-portala v ASP.NET 2.0 i SharePoint 2007. - SPb., 2008.

2. Kagalovskiyj, M.R. Perspektivnihe tekhnologii informacionnihkh sistem. - M., 2003.

3. Karakozov, S.D. Vvedenie v kompjyuternihe seti. - Barnaul, 1996.

4. Grabov, V.M. Silicon nanocrystals as efficient photosensitizer of active oxygen for biomedical applications / V.M. Grabov, V.A. Komarov, E.V. Demidov, M.M. Klimantov // 5rd International Conference on Materials Science and Condenced Matter Physics. September 13-17. 2010. Chisinau, Moldova, 2010.

5. Grabov, V.M. Yavlenie perenosa v monokristallicheskikh plenkakh vismuta / V.M. Grabov, V.A. Komarov, E.V. Demidov, M.M. Klimantov // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I.Gercena. - 2010. - № 122.

6. Golovishnikov, K.V. Informacionno-matematicheskie modeli testirovaniya i interpretaciya rezuljtatov edinogo gosudarstvennogo ehkzamena / K.V. Golovishnikov, S.D. Karakozov // Vestnik Barnauljskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Barnaul, 2003. - Vihp. 3. - Ser. «Estestvennihe i tochnihe nauki».

7. Karakozov, S.D. Monitoring kachestva obrazovaniya i edinihyj gosudarstvennihyj ehkzamen v Altayjskom krae / S.D. Kara-kozov, A.N. Slazhnev // Vestnik Barnauljskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.- Barnaul, 2003. - Vihp. 3. - Ser. «Estestvennihe i tochnihe nauki».

Статья поступила в редакцию 01.10.11

УДК 37.016: 004

Balandina I.V. TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE PROFESSIONALLY ORIENTED USING OF TECHNOLOGIES OF COMPUTER VISUALIZATION. In our research we prove that competence of future teachers in sphere of application of technologies of computer visualization of educational information will be formed if we organize the appropriate training with the using of methodological system, developed by the author.

Key words: visibility, visualization, standard, competence, project method, a modular approach, methodological system of training.

И.В. Баландина, ассистент каф. прикладной информатики и экономики Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

В работе доказывается, что у будущих учителей информатики компетенция в области применения технологий компьютерной визуализации учебной информации будет сформирована, если соответствующую подготовку организовать с использованием разработанной автором методической системы.

Ключевые слова: наглядность, визуализация, стандарт, компетенция, метод проектов, модульный подход, методическая система подготовки.

Основным органом чувств, через который человек получа- принцип наглядности. Информатизация в сфере образования

ет наибольший объем информации, является зрение [1; 2]. подвергла принцип наглядности значительному развитию,

Поэтому одним из ведущих принципов в обучении является и позволила понимать его несколько шире, нежели возмож-

ность зрительного восприятия. Использование компьютера для предъявления учебного материала позволяет воздействовать на несколько органов чувств, что обеспечивает более полное представление образа или понятия и способствует прочному усвоению материала. Это позволяет говорить о новом инструменте реализации принципа наглядности - компьютерной визуализации учебной информации. Применительно к педагогической деятельности под компьютерной визуализацией будет пониматься комплексное представление информации, предназначенной для решения дидактических задач, осуществляемое средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в соответствии с требованиями к учебным материалам.

Визуализация учебного материала с ИКТ позволяет комплексно демонстрировать свойства, функции, параметры, признаки и т.п. изучаемых объектов, систем или явлений, в том числе и тех, которые невозможно или затруднительно в реальности показать в процессе обучения. Использование такого учебного материала дает учителю потенциал для более широкого раскрытия содержания изучаемого предмета. Кроме того, возможность интерактивного взаимодействия с компьютерными визуальными материалами позволяет обучающемуся активно участвовать в процессе обучения, непосредственным образом влияя на него, а не пассивно созерцать предъявляемую информацию. Поэтому овладение ИКТ, в частности технологиями компьютерной визуализации учебной информации, становится для современного учителя необходимым условием его конкурентноспособности, эффективности его профессиональной деятельности. Это доказывает объективную необходимость создания эффективно действующей системы подготовки будущих учителей информатики в вопросах профессиональноориентированного применения технологий компьютерной визуализации.

Анализ федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [3; 4] показывает, что в перечне выделенных компетенций специалиста отражены только некоторые элементы в области применения технологий компьютерной визуализации. Однако формирование такой компетенции у будущего учителя информатики становится необходимым условием его успешной профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно в подготовке учителя информатики выделить в качестве самостоятельной компетенцию в области применения технологий компьютерной визуализации. Для ее формирования в рамках вариативной части вышеуказанных ФГОС может быть введена дисциплина

Педагогический процесс организуется с учетом взаимодействия его различных компонентов не изолированно, а в единстве друг с другом и внешней средой. В соответствии с системным подходом все, что подлежит изучению, рассматривается как некоторая обособленная система, и в ее пределах проводится исследование интересующих качеств и характеристик [5]. Только в том случае, когда при принятии решения учитываются все закономерные связи между компонентами системы, можно ожидать, что будет избран оптимальный вариант. Системный

«Технологии компьютерной визуализации учебной информации».

Содержание данной дисциплины должно включать разделы по технологиям компьютерной визуализации учебной информации и техническим средствам их отображения, что позволит формировать компетенцию в данной области у будущих бакалавров и магистров педагогического образования по направлению «Педагогическое образование». Кроме того, содержание дисциплины целесообразно разбить на логически завершенные блоки информации (модули) по каждой из технологий. Как показывает наш опыт, подготовку будущих учителей информатики в области применения технологий можно осуществлять в рамках следующих модулей.

Модуль «Статическая графика». В этом модуле обучаемые знакомятся с технологиями, связанными с построением растровых и векторных изображений.

Модуль «Динамическая графика». В этом модуле рассматриваются различные концепции построения анимационных роликов: покадровая анимация, мультипликация, трехмерная и интерактивная анимации.

Модуль «Мультимедиа». В этом модуле рассматривается разработка мультимедийных презентаций, включающих звук, анимацию, а также обладающих интерактивностью; построение гипермедийных приложений.

Модуль 4 «Цифровое видео». В этом модуле обучаемые с помощью цифровых технологий и современного программного обеспечения знакомятся с созданием и редактированием видеофильмов и видеоуроков.

Модуль 5 «Средства предъявления наглядных материалов». Данный модуль предполагает знакомство учащихся с современными техническими средствами предъявления информации, а также методикой их применения.

Модуль «Методика применения наглядных материалов». В этом модуле рассматривается методика применения визуальных материалов, созданных с помощью технологий компьютерной визуализации в учебной деятельности,

Модульный подход позволяет конструировать разнообразные курсы для разных направлений подготовки специалистов в рамках ГОС ВПО и ФГОС ВПО. Примером такого распределения служит схема включения модулей в дисциплины подготовки будущих учителей информатики, обучающихся по государственным образовательным стандартам второго поколения по специальности 050202 - «Информатика», квалификация «Учитель информатики» (рис. 1).

подход к обучению в педагогической научной литературе предполагает использование методической системы обучения.

Основываясь на компонентах (элементах) методической системы обучения (МСО), предложенной в работе А.М. Пышка-ло [6] в рамках настоящего исследования используется методическая система подготовки (МСП). МСП оказывается некоторой надстройкой, объединяющей множество методических систем обучения конкретным дисциплинам, которые в совокупности обеспечивают подготовку специалистов в вопросах профессио-

Статическая графика

Динамическа графика ПО ЭВМ

Мультимедиа КСИМТ

Цифровое ютдео и звук икто

Средства предъявления наглядных материалов

ТМОИ

Методика применения наглядных материалов

Рис. 1. Схема включения модулей в дисциплины ГОС ВПО

нального использования технологий компьютерной визуализации. В структуре методической системы подготовки могут быть выделены следующие компоненты: целевой, содержательный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный, а также специфический для области информационных компьютерных технологий программно-технологический.

Целевой - ставит цели подготовки будущего учителя информатики, а также перечень конкретных знаний, умений и компетенций, подлежащих формированию.

Содержательный - определяет содержание программы подготовки, разработанной на основе ГОС ВПО и ФГОС ВПО.

Операционно-деятельностный - включает средства и методы обучения, которые необходимы для реализации целевого и содержательного компонентов.

Контрольно-регулировочный - обеспечивает текущий контроль процесса подготовки и гибкое реагирование на отклонения в процессе подготовки специалиста.

Оценочно-результативный - включает параметры, отражающие сформированность знаний и умений специалиста, методы их измерения, а также устанавливаемые на основе параметров критерии результативности.

Программно-технологический - включает инструментальные средства и технологии, подлежащие освоению.

Для реализации предложенной методической системы подготовки автором был создан учебно-методический комплекс, содержащий учебные материалы, для всех видов учебной деятельности (как аудиторной, так и самостоятельной).

Для обеспечения теоретической составляющей подготовки были разработаны пособия, лекционные материалы, справочники, видеоуроки, ссылки на 1п1егпе1-ресурсы по каждой из изучаемых дисциплин в электронном виде. Часть необходимых теоретических сведений студент осваивает на аудиторных занятиях, однако, их доля невелика и основная часть изучается самостоятельно. Формирование умений осуществлялось в ходе прохождения практикума, включающего последовательность лабораторных работ в электронном формате представления, предназначенных для самостоятельного выполнения, как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе. Составляющей учебно-методического комплекса являются тесты, обеспечивающие проверку степени освоения теоретической части курса и знание инструментария технических средств.

Для проверки результативности предложенной методической системы подготовки на базе факультета информатики ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» был проведен педагогический эксперимент со студентами очной формы обучения. Общий охват обучаемых, участвовавших в опытно-поисковой работе, составил около 300 человек; объем выборки на заключительной фазе исследования составил 146 человек, что обеспечивает достаточную репрезентативность результатов и применимость использованных в работе методов статистической обработки.

Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа.

На констатирующем этапе опытно-поисковой работы (2004-2005 г.г.) осуществлялся теоретический анализ педагогической, психологической литературы по теме исследования, накапливался материал наблюдений, анализировался опыт преподавания технологий компьютерной визуализации на кафедре прикладной информатики и экономики ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». На этом этапе также было проведено анкетирование учителей г. Шадринска и Шадринского района, результаты которого позволили выявить противоречия, связанные с недостаточной подготовленностью будущих педагогов в вопросах применения компьютерной визуализации для создания наглядных учебных материалов. Это дало основание сформулировать проблему исследования, описать исходные положения работы. Была проведена проработка теоретических оснований исследования, произведён терминологический анализ и сформирован понятийный аппарат.

На поисковом этапе (2005 - 2009 г.г.) была построена модель содержания подготовки будущих учителей информатики к применению в области технологий компьютерной визуализации в профессиональной деятельности. На основе разработан-

ной модели была спроектирована и создана методическая система подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации в учебном процессе. На этом же этапе была обоснована необходимость введения в план подготовки курса «Технологии компьютерной визуализации учебной информации» и разработано его детальное наполнение и структура на основе выделенных модулей.

Целью формирующего этапа (2009 - 20011 г.г.) опытнопоисковой работы являлось проверка результативности применения разработанной методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации в учебном процессе.

Для доказательства результативности применения предложенной в настоящем исследовании методической системы подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации был выбран подход, используемый иностранными и отечественными исследователями [7] в практике проверки результативности педагогических исследований. На основании данного подхода критерий успешности устанавливается в соответствии с уровнем превышения индивидуальной доли усвоения значения 0,6.

В качестве критериев результативности был принят комплекс показателей, отражающих продуктивность обучения (усвоение теории, сформированность умений и овладение технологий) студентов. По окончании изучения каждой дисциплины, для оценки уровня усвоения теоретических знаний проводилось компьютерное тестирование. Оценки результатов тестирования переводились в шкалу индивидуальных долей усвоения и сравнивались с критериальным значением 0,6. В 2009-2010 г.г. количество студентов, уровень усвоения которых превысил критериальное значение составило 93%; 2010-2011 г.г. - 97%.

Для проверки сформированности практических умений в области технологий компьютерной визуализации учебной информации студентам на завершающей стадии обучения предлагались профессионально-ориентированные проекты. Для оценки студенческих работ были привлечены три эксперта, производивших оценивание по методу поэлементного (пооперационного) анализа с расширенной шкалой баллов и присвоением весовой значимости, выделенным элементам по пятибалльной шкале [8] и сопоставлением полученных данных с показателем 0,6.

Проверка согласованности экспертных оценок осуществлялась посредством f-критерия Студента. Усредненные оценки экспертов по каждому проверяемому элементу проектов приведены в табл.1.

Как видно из приведенных данных, практически по всем элементам среднегрупповой показатель усвоения превысил критериальное значение 0,6. Следовательно, применение методической системы обеспечивает формирование у будущих учителей информатики практических умений, необходимых для применения технологий компьютерной визуализации в профессиональной деятельности.

Следующим показателем результативности применения методической системы является распределение индивидуального показателя овладения технологиями компьютерной визуализации, определяемый по результатам анкетирования методистов - руководителей педагогической и преддипломной практиками обучаемых и анкетирования самих студентов. Получены следующие результаты.

В 2009-2010 г.г. количество студентов, практические умения которых превысили критериальное значение составило 87%; 2010-2011 гг. - 94%. Устойчивость результатов применения методической системы подготовки проверялась путем сопоставления показателей измеряемых значений для двух лет проведения исследования с помощью f-критерия Студента, реализованного стандартными средствами пакета MS Excel.

Таким образом, приведенные результаты опытнопоисковой работы позволяют заключить, что применение методической системы, предложенной автором обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний, сформированность практических умений и овладение технологиями компьютерной визуализации у учителей информатики, что подтверждается результатами опытно-поисковой работы.

Таблица 1

Средние по группе доли усвоения элементов за два учебных года

№ Элемент 2009- 10 УЧ.Г. 2010- 11 V4.r.

Сформированность умении

1. Присутствие статических двумерных графических элементов 0,79 0.80

2. Наличие трехмерных объектов 0,78 0.80

3. Умение анимировать изображение 0,72 0.69

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Умение мультиплицировать 0,73 0,79

5. Умение создавать интерактивную анимацию 0,77 0.80

6. Умение использовать гиперссылки 0,76 0,77

7. Умение создавать интерактивную презентацию 0.83 0.83

8. Умение создавать простую мультимедийную презентацию 0.81 0.79

9. Умение осуществлять звуковое сопровождение 0,73 0,77

10. Умение монтировать видеосюжет 0,77 0.81

11. Умение монтировать видеоурок 0,75 0.78

12. Умение использовать технические средства предъявления наглядной визуальной информации 0.81 0.77

Соответствие эргономическим требованиям

13. Учет требований цветовосприятия 0,74 0.79

14. Учет композиционных требований к тексту и изображению 0,76 0,73

15. Учет шрифтового оформления 0,77 0.82

16. Учет технических рекомендаций к анимации 0,78 0.78

17. Учет технических рекомендаций к видео 0,73 0,77

Соответствие методическим требованиям

18. Наличие сюжетной композиции 0.83 0.74

19. Использование наглядных материалов на разных этапах урока 0,79 0.80

20. Наличие методически грамотно оформленного конспекта 0,78 0.80

Библиографический список

1. Тыщенко, О.Б. Границы возможностей компьютера в обучении / О.Б. Тыщенко // Образование. - 2002. - № 4.

2. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. - М., 2007.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 -«Педагогическое образование», квалификация (степень) - «магистр» [Э/р]. - Р/д: http://www.uni-altai.ru/fqos-3/5784-fqos-3-utverzhdvonnve-standartv.html

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 -«Педагогическое образование», квалификация (степень) - «бакалавр» [Э/р]. - Р/д: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 11/prm46-1 .pdf

5. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М., 1973.

6. Пышкало, А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе : авт. доклад по монографии «Методика обучения геометрии в

начальных классах», на соиск. уч. степ. д-ра пед. наук. - М., 1975.

7. Любушкина, Л.М. Модульная технология в обучении студентов-педагогов школьному физическому эксперименту / Л.М. Любушкина,

М.С. Павлова // Педагогические технологии. - 2006. - № 4.

8. Стариченко, Б.Е. Методы педагогической статистики в работе учителя / Б.Е. Стариченко, Н.В. Шуняева, // Управление качеством образования: сущность, направления, технологии: материалы научно-практ. конф., Екатеринбург, 6-7 июля 2000 г. - Екатеринбург, 2000.

Bibliography

1. Tihthenko, O.B. Granicih vozmozhnosteyj kompjyutera v obuchenii / O.B. Tihthenko // Obrazovanie. - 2002. - № 4.

2. Khutorskoyj, A.V. Sovremennaya didaktika: ucheb. posobie. - M., 2007.

3. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihssheqo professionaljnoqo obrazovaniya po napravleniyu podqotovki 050100 - «Pedago-qicheskoe obrazovanie», kvalifikaciya (stepenj) - «maqistr» [Eh/r]. - R/d: http://www.uni-altai.ru/fgos-3/5784-fgos-3-utverzhdyonnye-standarty.html

4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihssheqo professionaljnoqo obrazovaniya po napravleniyu podqotovki 050100 - «Pedago-qicheskoe obrazovanie», kvalifikaciya (stepenj) - «bakalavr» [Eh/r]. - R/d: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf

5. Blauberq, I. V. Stanovlenie i suthnostj sistemnoqo podkhoda / I.V. Blauberq, Eh.G. Yudin. - M., 1973.

6. Pihshkalo, A.M. Metodicheskaya sistema obucheniya qeometrii v nachaljnoyj shkole : avt. doklad po monoqrafii «Metodika obucheniya qeometrii v na-chaljnihkh klassakh», na soisk. uch. step. d-ra ped. nauk. - M., 1975.

7. Lyubushkina, L.M. Moduljnaya tekhnologiya v obuchenii studentov-pedaqoqov shkoljnomu fizicheskomu ehksperimentu / L.M. Lyubushkina, M.S. Pavlova // Pedaqoqicheskie tekhnoloqii. - 2006. - № 4.

8. Starichenko, B.E. Metodih pedagogicheskoyj statistiki v rabote uchitelya / B.E. Starichenko, N.V. Shunyaeva, // Upravlenie kachestvom obrazovaniya: suthnostj, napravleniya, tekhnoloqii: materialih nauchno-prakt. konf., Ekaterinburg, 6-7 iyulya 2000 q. - Ekaterinburg, 2000.

Статья поступила в редакцию 17.09.11

УДК 159.923

Ippolitova E.A, Shvedenko Y. V. SPECIFICS THE CRISIS OF THE MEN AND WOMEN IN SITUATION OF COLLAPSE OF A YOUNG FAMILY. The results of a study specificity of content and correlation of value, emotional, cognitive, time, behavioral and somatic components of men’s and women’s ^isis state going through a divorce at stage of marriage and family cycle from 1 to 7 years were discussed in the article.

Key words: Situation of divorce, young family, value, cognitive, emotional, time, behavioral, somatic components of crisis state

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.