УДК 37.04 ББК 74.2
ИКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ*
I Л.Л. Босова
Аннотация. В статье показано, что индивидуализация обучения выступает ключевой идеей современного школьного образования. Рассмотрены дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, наиболее значимые для индивидуализации образовательной деятельности обучаемых. Представлены примеры существующих в РФ практик индивидуализации образовательной деятельности учащихся на основе применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY AS A TOOL OF INDIVIDUALIZATION OF THE TRAINING PROCESS AT SCHOOLS
I L.L. Bosova 108 "-
Abstract. The article shows that individualization of the training process is a key idea of modern school education. The article considers the possibility of teaching information and communication technologies that is the most important for individualization of educational activity of students. Examples of existing in the Russian Federation practices of individualization of educational activity of students based on e-learning with the use of distance learning technologies are presented.
Keywords: individualization of the training process, distance learning technologies, e-learning.
* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы ФИРО №27.295.2016/НМ «Разработка научно-методических подходов к использованию информационно-коммуникационных средств обучения в системе общего образования и разработка рекомендаций по их использованию».
Стратегическая цель государственной политики России в области образования — повышение доступности и качества образования, соответствующего требованиям общества и потребностям каждого гражданина. Важная роль в достижении этой цели отводится индивидуализации обучения, которая в современных условиях может быть достигнута на базе электронного обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Основываясь на анализе сложившихся в психолого-педагогической науке подходов к индивидуализации и вариативности педагогического процесса, сформулируем обобщенное определение. Индивидуализация образовательной деятельности учащихся или индивидуализация обучения (в самом широком смысле) - организация образовательной деятельности по образовательным программам общего и дополнительного образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого из них, в том числе за счет формирования навыков самостоятельного управления своей образовательной траекторией.
В первую очередь, на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании ориентировано дополнительное образование, обеспечивающее адаптацию учащихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Индивидуализация обучения выступает ключевой идеей и современного общего образования. Федераль-
ные государственные образовательные стандарты на всех уровнях общего образования ориентированы на то, чтобы обеспечивать: условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО) [1]; индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работой при поддержке педагогических работников и тьюторов (ФГОС ООО) [2]; удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся за счет предоставления им возможности формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, выполнение индивидуального проекта (ФГОС СОО) [3].
Индивидуализация обучения в рамках общего образования может осуществляться по следующим основаниям: содержанию, когда учащийся имеет возможность выбора направленности (профиля) получаемого образования; объему учебного материала, что позволяет одаренным школьникам более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях; времени усвоения, допуская определенные изменения во временном регламенте освоения содержания в соответствии с темпераментом и способностями обучающегося.
Ключевым условием построения современного образовательного про-
109
110
цесса является наличие информационно-образовательной среды [4—9], которую определяем2 как систему инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В свою очередь, обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий есть не что иное, как электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [10].
Рассмотрим дидактические возможности ИКТ, наиболее значимые для индивидуализации образовательной деятельности обучаемых в рамках электронного обучения. К ним относятся: моделирование и визуализация информации об изучаемых объектах; интерактивное взаимодействие пользователя и средства ИКТ; хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ним; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информаци-
онно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения; информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.
Реализация перечисленных выше дидактических возможностей средств ИКТ в электронном обучении [8] обеспечивает индивидуализацию образовательной деятельности учащихся за счет: 1) вариативности форм представления образовательного контента и способов работы с ним; 2) полноты и доступности дополнительных учебных материалов; 3) разнообразия форм интерактивного взаимодействия пользователя и элементов электронного образовательного контента; 4) мобильности и опосредованной коммуникации участников образовательного процесса.
Важнейшей характеристикой современного электронного образовательного контента [8] является его мультимедийность, понимаемая как синтез различных видов информации — текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, а также возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления. Вторая важная особенность электронного образовательного контента — его интерактивность; интерактивный контент — электронный контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с его элементами. Вариативность форм представления электрон-
1 ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.
ного образовательного контента и способов работы с ним позволяет индивидуализировать образовательную деятельность учащихся за счет учета их познавательных позиций, базирующихся на психологических особенностях приема и переработки информации. Для визуала типичная познавательная позиция — смотреть, представлять, наблюдать; такие учащиеся получают возможность больше читать, просматривать видеоролики, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации и т.д. Для аудиала типичная познавательная позиция — слушать, говорить, обсуждать; для таких учащихся важна возможность работы с аудио материалами (звуки природы, технических устройств, музыка, речь, дублирование текстовых описаний и пр.). Для кинестетика типичная познавательная позиция — действовать, практически работать с материалом; таким учащимся важно наличие различных форм интерактивного взаимодействия с элементами образовательного контента.
Возможность реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий в рамках электронного обучения поддерживается за счет полноты и доступности дополнительных материалов, расширяющих и углубляющих основное содержание осваиваемых предметов. В качестве дополнительных могут использоваться справочные, познавательные и научно-популярные материалы (в том числе фрагменты литературных произведений, фрагменты популярных научных статей и публикаций, исторические документы, фрагменты научно-популярных фильмов, анимации скрытых процессов и явлений и пр.); гиперссылки на сетевые ресур-
сы, в том числе на региональные и федеральные хранилища электронных образовательных ресурсов. Разнообразие, полнота и доступность дополнительных материалов обеспечивают возможность осуществления учащимися информационно-поисковой деятельности, моделирования и творческой деятельности с элементами электронного контента, создавая основу современной активно-деятель-ностной познавательной среды.
Важная задача современного школьного образования — формирование у учащихся навыков самостоятельного управления своей образовательной траекторией (построения индивидуальной образовательной траектории). В рамках электронного обучения это обеспечивается наличием обратной связи (электронный ресурс отвечает пользователю, оценивая правильность выполнения им заданий) и рефлексивного взаимодействия (электронный ресурс учитывает действия пользователя для последующей выдачи на этой основе рекомендаций по оптимальной последовательности изучения материала) в 111 процессе тренировочной учебной деятельности и контроля знаний.
Наличие интерактивного диалога создает у пользователя ощущение способности управлять ходом событий и ответственность за получаемый результат, что позволяет ученику от пассивного восприятия представленной информации перейти к активному участию в образовательном процессе.
Использование в рамках электронного обучения таких компонентов информационно-образовательной среды, как система управления обучением и управления образователь-
ВЕК
112
ным контентом, обеспечивает возможность организации индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем на основании информации о результатах продвижения учащегося по учебному материалу; возможность организации сетевого взаимодействия преподавателя и учеников для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности. Данный аспект электронного обучения тесно связан с дистанционными образовательными технологиями — образовательными технологиями, реализуемыми в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Дополнительные возможности индивидуализации образовательной деятельности учащихся обеспечиваются в рамках сетевой формы реализации образовательных программ при дистанционным взаимодействием образовательного учреждения с другими образовательными организациями и организациями социальной сферы (учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и т.д.).
Выделим основные черты индивидуализации образовательной деятельности обучаемых на основе применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий: 1) повышение доступности и качества образования. Получение образования с помощью ИКТ повышает возможность получить образование каждому ребенку независимо от места его проживания в любой школе страны, а также обеспечить доступность качественного образования
детям из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов; 2) проектирование и конструирование развивающей образовательной среды учащегося. Для сегодняшнего школьника, живущего в окружении компьютерных гаджетов, использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий является неоспоримым помощником для глубокого познания и активного учения; 3) изменение технологий работы учителя. Для организации современного образовательного пространства учащемуся требуется помимо традиционного взаимодействия с учителем интерактивное взаимодействие. Особенно это актуально для учащихся, которые получают образование, не посещая ежедневно школу, обучаясь на дому или дистанционно.
Приведем некоторые примеры существующих в нашей стране практик индивидуализации образовательной деятельности учащихся на основе применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий [8; 9]. С 2011 г. в РФ функционирует Единая среда доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения. В рамках данного проекта любая образовательная организация Российской Федерации получила возможность бесплатного создания собственного экземпляра системы дистанционного электронного обучения на базе платформы МооШе.
В последнее время большой популярностью пользуется «Универса-риум» — открытая площадка дистанционного образования от лучших преподавателей ведущих вузов страны (http://universarium.org/). Одно из
направлений, которое сейчас активно разрабатывается на «Универса-риуме», — это совместное с ведущими техническими вузами создание мо-тивационных профориентационных курсов для школьников старших классов. Например, совместно с МАИ создан курс по авиамоделированию. За 8 недель слушатели дистанционно изучают основы аэродинамики и динамики полета, учатся делать простые модели и проектировать более сложные, а затем уже в очном режиме лучшие из них получат возможность вместе с преподавателями доводить свои модели до рабочего состояния. Такие курсы делаются не только с московским авиационным институтом, но и с МАДИ, МАТИ, МАМИ, МГУПИ и другими отличными вузами. Университеты по результатам курсов получат высокомотивированных абитуриентов, а многие из школьников смогут выбрать себе будущее.
Как известно, работа с одаренными детьми требует дополнительных усилий и времени от педагога по подготовке таких учеников к участию в предметных олимпиадах. В крупных населенных пунктах для решения этих задач создаются секции, кружки, клубы, как правило, в системе дополнительного образования. Работа с отдельными одаренными школьниками, проживающими в небольших и удаленных населенных пунктах, может быть организована дистанционно. Например, дистанционная подготовка к олимпиадам по программированию организована Московским центром непрерывного математического образования (www.informatics.mccme.ru).
Преимущества дистанционной подготовки к олимпиадам: 1) каждый
ученик работает в том темпе и по тому графику, который удобен лично ему; 2) все решения проверяются автоматически специальной тестирующей системой; 3) на сайте помимо текстовых учебных материалов существует форум, а также возможность получить консультацию преподавателя.
Постепенное проникновение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в традиционный школьный образовательный процесс способствовали формированию концепции смешанного обучения (Ые^еШеагш^). Комбинирование традиционных методов обучения и инновационных педагогических технологий, основанное на принципе взаимодополнения, позволяет максимально использовать преимущества всех этих видов обучения и нивелировать их недостатки. Так, при сохранении всех достоинств очного обучения (непосредственное личное общение обучающихся с преподавателем и обучающихся между собой, четкая организация учебного процесса) происходит их усиление за счет возможностей электронного и дистанционного обучения (индивидуализация, гибкость, интерактивность, автоматизированный контроль, продуманная организация самостоятельной работы обучаемых, в том числе внеаудиторной, возможность дистанционной организации совместной проектной деятельности). Наиболее широкое распространение в рамках концепции смешанного обучения получило так называемое перевернутое обучение.
Для реализации «перевернутого» обучения многие учителя самостоятельно разрабатывают и выкладывают в сети электронные образователь-
113
ВЕК
114
ные ресурсы, чаще всего — видеоролики. Многие российские учителя создают электронные образовательные ресурсы не только для себя, но размещают их в открытом доступе, делая доступными для всех желающих. В этом смысле особенно показательным является проект "InternetUrok.ru", представляющий собой коллекцию уроков по основным предметам школьной программы, состоящим из видео, конспектов, тестов и тренажеров. netUrok.ru — полностью частная инициатива. В настоящее время на портале опубликовано более четырех тысяч уроков по разным предметам с 1-го по 11-й классы. Основная идея проекта — привлечь к разработке контента талантливых педагогов из разных регионов Российской Федерации.
Успех в разработке и внедрении индивидуализированного обучения требует равного внимания ко всем составляющим, без которых оно невозможно: развитие разнообразного электронного контента, изменение методов и форм учебной работы, профессиональное развитие и мотивация педагогов разрабатывать и реа-лизовывать с учащимися их индивидуальные учебные планы, развитая ИКТ-насыщенная образовательная среда с наличием «персональных» инструментов обучения, которые учащиеся могут использовать дома или в школе во внеучебное время в ходе самостоятельной работы, а учителя — для составления программ и индивидуальных учебных планов.
Отмечая безусловные достижения отечественного образования в использования электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий и индивидуализации учебной работы, нельзя не от-
метить и некоторые проблемы, среди которых следующие: низкая техническая подготовка учителя (высокий уровень компьютерной грамотности, умение ориентироваться в информационном потоке Интернета, владение компьютерными технологиями — не стали для большинства привычным делом); неумение формировать качественное содержание курсов электронного обучения (создание уникального, интересного учебного контента по освоению ФГОС, создание вариативного контента в условиях индивидуальной среды обучения — не являются сегодня распространенным явлением); отсутствие желания у части учителей перестроить собственное профессиональное сознание, что приводит к такому существенному противоречию, как противоречие между умением обучать и умением учить учиться.
В целом, в отечественной системе школьного образования накоплен опыт индивидуализации обучения на базе электронного обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий федерального, регионального и школьного уровней. При этом во внедрении элементов индивидуализированного обучения явно прослеживаются два разнонаправленных процесса: «сверху вниз» (реализация государственных программ) и «снизу вверх» (инициатива учителей, школьной администрации, городских отделов образования и т.п.). Наибольшей эффективности внедрение индивидуализированного обучения достигает при условии баланса этих двух процессов. С одной стороны, реализация государственных программ внедрения элементов индивидуализированного обучения невозможна без инициативы на местах, а
ЕК
с другой — полное отсутствие поддержки со стороны государственного сектора не позволяет добиться эффективного внедрения даже при условии высокой заинтересованности учителей и администрации школы и привлечения финансирования со стороны частных инвесторов. Как показывает мировой опыт, успешное внедрение возможно только при условии заинтересованной поддержки со стороны всех участников образовательного процесса, начиная с уровня Министерства образования и заканчивая учителями, учащимися и их родителями.
Самым распространенным («массовым») способом использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в целях индивидуализации образовательного процесса является смешанное обучение, реализуемое, как правило, учителями в инициативном порядке («снизу вверх»). Отсутствуют значимые проекты федерального уровня, обеспечивающие исследование в этой области. Важной составляющей индивидуализации обучения является наличие инструментария, избавляющего учителя от рутинной подготовительной работы. В развитых зарубежных странах такой инструментарий разрабатывается специально; в нашей стране соответствующих разработок нет.
Успех в разработке и внедрении индивидуализированного обучения требует равного внимания ко всем составляющим, без которых оно невозможно: развитие разнообразного электронного контента, изменение методов и форм учебной работы, профессиональное развитие и мотивация педагогов разрабатывать и реализовывать с учащимися их индивидуальные учебные планы, развитая ИКТ-насыщен-
ная образовательная среда с наличием «персональных» инструментов обучения, которые учащиеся могут использовать дома или в школе во внеучебное время в ходе самостоятельной работы, а учителя — для составления программ и индивидуальных учебных планов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ № 373 от 6 октября 2009 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. рег. №15785) [Электронный ресурс]. - URL: М1р://минобрнау-rn^/documents/922/füe/748^raC_ HOO.pdf (дата обращения: 09.10.2016).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. рег. №196440) [Электронный ресурс].
- URL: Шр://минобрнауки.рфЛ!оситеп18/938 (дата обращения: 09.10.2016).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413» зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2011 г.
рег. №24480) [Электронный ресурс]. - 115 URL: М1р://минобрнауки.рфМоситеП^/23 65 (дата обращения: 09.10.2016).
4. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] / С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования.
- 2011. - № 4-1. - С.180-182.
5. Каракозов, С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 61-70.
6. Каракозов, С.Д. Развитие ИКТ-насыщен-ной образовательной среды педагогического вуза [Текст] / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2014. - № 8 (257). - С.12-23.
7. Королева, Н.Ю. Принципы взаимодействия образовательных сред в условиях вир-
туализации учебного процесса (на примере подготовки учителей биологии и информатики) [Текст] / Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова, Е.Г. Митина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6 (31). - С. 159-163.
8. Босова, Л.Л. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - № 4 (52). - С. 56-63.
9. Босова, Л.Л. Организационно-педагогические модели использования средств информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в школе [Текст] / Л.Л. Босова // Вестник Марийского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 40-43.
10. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Текст] / Сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.
REFERENCES
1. Bosova L.L., Bosova A.Yu., Podhody k effek-tivnomu ispolzovaniyu sredstv IKT i EOR na urokah informatiki v usloviyah vvedeniya Fed-eralnyh gosudarstvennyh obrazovatelnyh stan-dartov, Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie, 2013, No. 4 (52), pp. 56-63. (in Russian) 116 2. Bosova L.L., Organizacionno-pedagogiches-kie modeli ispolzovaniya sredstv informa-cionnyh i kommunikacionnyh tehnologii i elektronnyh obrazovatelnyh resursov v shko-le, Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 2012, No. 9, pp. 40-43. (in Russian)
3. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart nachalnogo obshchego obrazovaniya (Prikaz № 373 ot 6 oktyabrya 2009 g., zaregi-strirovan v Minyuste RF 22 dekabrya 2009 g. reg. No. 15785), available at: http://minobrnau-
ki.rf/documents/922/file/748/FGOS_NOO.pdf (accessed: 09.10.2016). (in Russian)
4. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (Prikaz No. 1897 ot 17 dekabrya 2010 g., zaregistrirovan v Minyuste RF 1 fevralya 2011 g. reg. №196440), available at: http:// minobrnauki.rf/documents/938 (accessed: 09.10.2016). (in Russian)
5. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart srednego (polnogo) obshchego obra-zovaniya (Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17 maya 2012 g. No. 413, zaregistrirovan v Minyuste RF 7 iyunya 2011 g. reg. No. 24480), available at: http://minobrnauki.rf/document s/2365 (accessed: 09.10.2016). (in Russian)
6. Karakozov S.D. Mitrofanov K.G., Setevaya organizatsiya obrazovaniya: tendentsii i per-spektivy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 4-1, pp. 180-182. (in Russian)
7. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., "Tipovye zada-chi i sostavlyayushie soderzhaniya informa-cionno-vychislitelnoi kompetentnosti sovre-mennogo specialista", in: Informacionnye teh-nologii v nauke, obrazovanii i upravlenii, Collection of scientific papers, ed. prof. E.L. Glo-riozova, 2015, pp. 311-315. (in Russian)
8. Karakozov S.D., Uvarov A.Yu., Uspeshnaya informatizaciya = transformaciya uchebnogo processa v cifrovoj obrazovatelnoj srede, Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2016, No. 2, pp. 7-19. (in Russian)
9. Koroleva N.Yu., Ryzhova N.I., Mitina E.G., Principy vzaimodeistviya obrazovatelnyh sred v usloviyah virtualizacii uchebnogo processa (na primere podgotovki uchitelei biologii i informatiki), Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No.6 (31), pp.159-163. (in Russian)
10. Tolkovyj slovar terminov ponjatijnogo appa-rata informatizacii obrazovanija, Sostaviteli I.V. Robert, T.A. Lavina, Moscow, BINOM. Laboratorija znanij, 2012, 69 p. (in Russian)
Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, Федеральный институт развития образования, г. Москва, [email protected] Bosova L.L., ScD in Education, Professor, Federal Institute of Education Development, Moscow, [email protected]