Научная статья на тему 'Социальное проектирование в молодежной политике РФ: особенности, проблемы и направления реализации'

Социальное проектирование в молодежной политике РФ: особенности, проблемы и направления реализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4616
688
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Катаева Татьяна Михайловна, Крук Мария Геннадьевна

Статья посвящена рассмотрению ключевых черт, особенностей сущности и содержания социального проектирования в аспекте реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. В работе также подробно рассмотрены основные проблемы планирования и реализации на практике молодежных проектов социальной направленности, определены возможные способы их разрешения. Выделены наиболее актуальные и соответствующие современным тенденциям общественного развития направления государственной деятельности по созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в молодежной политике РФ: особенности, проблемы и направления реализации»

Т.М. КАТАЕВА, М.Г. КРУК

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ РФ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению ключевых черт, особенностей сущности и содержания социального проектирования в аспекте реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. В работе также подробно рассмотрены основные проблемы планирования и реализации на практике молодежных проектов

социальной направленности, определены возможные способы их разрешения. Выделены наиболее актуальные и соответствующие современным тенденциям общественного развития направления государственной деятельности по созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

Социальное проектирование, молодежная политика, особенности и проблемы реализации социального проекта.

Молодежная политика является приоритетным направлением реализации социально-экономической политики государства, которое нацелено на создание благоприятных социальных, экономических, правовых и организационных условий развития молодого поколения в интересах общества. При этом молодежь, по существу, представляет собой одни из основных стратегических ресурсов развития нашей страны. В этой связи на всех уровнях власти уделяется особое внимание проведению мероприятий, направленных на активизацию инновационной активности молодежи, ее вовлечению в общественно-политическую сферу жизни общества.

В настоящее время основу реализации молодежной политики в России составляют социальные проекты, инициированные различными структурами власти и/или имеющие финансовую и иную поддержку со стороны государства, в том числе в виде грантов.

Таким образом, актуальной целью данной работы является выявление и исследование особенностей, основных проблем и направлений реализации социального проектирования как основы государственной молодежной политики в нашей стране.

Многие разнообразные аспекты социального проектирования в различных областях и сферах человеческой деятельности освещены в большом количестве научно-практических и учебных работ отечественных и зарубежных авторов. Так, рассмотрению основ, существующих технологий и особенностей планирования и осуществления социальных проектов в контексте реализации молодежной политики посвящены работы таких российских ученых, как д-р филос. наук, проф. В.А.Луков [1], д-р социол. наук, проф. Г.А. Луке [2], канд. пед. наук Т.Л. Стенина [3], Г.А. Гриценко [4], Н.С. Рашковецкая [5] и пр. Однако анализ доступных к исследованию источников литературы по указанной тематике, а также практики применения социально-проектного подхода в формировании и реализации молодежной политики, особенно на уровне регионов, позволяют сделать вывод о том, что многие проблемы в данной области, по нашему мнению, освещены недостаточно подробно. Попытаемся выявить и рассмотреть наиболее

актуальные из них на современном этапе развития российского общества.

Итак, среди основных форм реализации государственной молодежной политики, получивших наибольшее распространение в последние несколько лет, можно выделить социальный проект, представляющий собой, по мнению B.C. Лукова, сформированное инициатором проекта общественное нововведение, которое имеет временные и ресурсные ограничения, оказывает на людей положительное по своему социальному значению воздействие и имеет своей целью создание, модернизацию или поддержание в изменившейся среде некоторой материальной или духовной ценности [1, с.36].

В этой связи Федеральное агентство по делам мо -лодежи (Росмолодежь) ежегодно проводит несколько конкурсов на получение финансовой поддержки в виде грантов наиболее перспективных и актуальных молодежных инициатив. В 2016 г. наиболее масштабным из них стал Всероссийский конкурс молодежных проектов, проходивший в три независимых этапа, последний из которых проводился в заочной форме и предполагал участие исключительно физических лиц - граждан России в возрасте от 14 до 30 лет. В рамках данного этапа конкурса было учреждено 15 номинаций, дающих возможность победителям получить грантовую поддержку в размере от 100 до 300 тыс. руб. [6].

Определим и подробно рассмотрим основные особенности социального проекта в контекстереали-зации молодежной политики, которые отличают его от других видов проектов, выделяемых по своей направленности.

Одной из ключевых отличительных черт социального проекта является его цель, направленная на разработку различных вариантов решения актуальных социальных проблем, что зачастую связано с реорганизацией существующих социальных процессов, механизмов и явлений, ранее не нуждавшихся в преобразовании и/или детальной проработке, управлении.

Стоит обратить внимание, что окончание социального проекта, как правило, не сопряжено с решением выделенных в качестве приоритетных проблем в обществе, а позволяет лишь популяризовать

некоторую идею борьбы с данными проблемами. Например, один социальный проект против наркомании среди молодежи вряд ли способен побороть этот общественный недуг. Его основными целями будут являться предотвращение дальнейшего распространения наркомании и привлечение внимания общественности к данному социальному явлению.

Таким образом, социальное проектирование позволяет получить два основных вида результатов: «продуктного», который непосредственно связан с качеством произведенного проектного продукта, и «человеческого», проявляющегося на уровне изменения человеческих качеств, отношений по мере участия в реализации проекта [7].

Практически всегда, по нашему мнению, достаточно четко определена целевая аудитория социального проекта, при этом таргетирование происходит зачастую не только по половозрастным признакам, но и учитывает сферы интересов, образ и стиль жизни ее наиболее типичных представителей. В качестве одной из основных заинтересованных в реализации подобного проекта сторон в обязательном порядке будет выступать государство, механизм участия которого может заключаться в оказании финансовой и/или информационной поддержки.

Все без исключения социальные проекты направлены на активное вовлечение молодых людей в общественно-политическую сферу жизни общества, их своевременное информирование о возможностях саморазвития с целью приобретения ряда важнейших и необходимых с позиции современных тенденций развития социума компетенций. В этой связи основные риски социальных проектов в сфере молодежной политики, по мнению авторов данной работы, сопряжены, прежде всего, с малым охватом многочисленной по количеству целевой аудитории, то есть с его непопулярностью в рядах молодежи. Например, если молодежная организация решила организовать форум или акцию для студентов 3-4-го курсов, существует риск, что их обычно инертная целевая аудитория просто не посетит это мероприятие.

Ход дальнейшего исследования предполагает необходимость выявления основных сложностей и проблем в реализации социальных проектов в молодежной политике, а также способы их разрешения на практике.

В социальном проектировании практически всегда существует определенная сложность в установлении показателей достижения прогресса в ходе реализации проекта и их качественном и количественном измерении, а также в оценке ключевых результатов достижения поставленной цели. То есть если организация проводила акцию по борьбе с наркоманией, однозначно определить, сколько человек прекратило после реализации данного мероприятия употреблять наркотики, а сколько избавилось от желания попробовать, практически не представляется возможным.

Следующая основная проблема проектов, имеющих социальную направленность, связана с их реализацией и заключается в низкой мотивации участников команды проекта. Поясним ее суть.

Руководитель проекта в процессе разработки графика проектных мероприятий сталкивается с необходимостью назначения ответственных за их исполнение и в большинстве случаев это сопряжено с определенными трудностями. Дело в том, что членство в молодежных организациях осуществляется на добровольных началах и не предполагает разовых или ежемесячных выплат материального вознаграждения его членам. Таким образом, участники данных сообществ получают исключительно нематериальные выгоды, а именно опыт участия в проектной деятельности, общественных социально значимых мероприятиях различной направленности и пр., положительные эмоции, новые, иногда полезные знакомства с единомышленниками и т.д., ценность которых каждый определяет для себя самостоятельно и не всегда однозначно. В этих условиях достаточно сложным для многих из участников проектной команды представляется оценка эффективности своего участия в данном социальном проекте, определяемая отношением величины собственных моральных, физических и временных затрат к величине приобретаемых выгод.

В результате одной из ключевых задач руководителя социального проекта на этапах его планирования и реализации является моральная поддержка команды исполнителей основных работ по проекту и их эффективная мотивация, которая в данном случае базируется на социальных взаимоотношениях и может находить свое проявление в выражении благодарности за проделанную работу, в общественном признании заслуг каждого из участников и пр. Приятным бонусом может быть грамота за проделанную работу либо сувенирная продукция.

Следует также отметить, что финансовые расходы на реализацию социальных проектов молодежные организации в своей практической деятельности всегда стараются свести к минимуму в силу значительной ограниченности бюджета. Даже в случае получения поддержки со стороны государственных структур в виде грантов молодежные сообщества стараются привлечь в качестве спонсоров к реализации большинства социальных проектов потенциально заинтересованные в нем коммерческие компании. Авторам данной работы актуальным видится реализация принципов и технологий государственно-частного партнерства, роль и назначение, а также проблемы и перспективы которого подробно изложены в работахканд. юр. наукЯ.В. Коженко [8].

Указанные выше проблемы на практике могут приводить к тому, что многие из разработанных социальных проектов так и остаются «на бумаге», дело до их практической реализации так и не доходит. Причина заключается в том, что многие конкурсы в сфере социального проектирования, в том числе в рамках реализации молодежной политики, проводятся по результатам планирования проектов данной направленности и не предполагают материального поощрения победителей. В этом случае, презентовав план социального проекта и получив за него грамоту, молодежная организация не приступает к реализации собственной разработки в силу отсутствия на то должных стимулов, если условия конкурса не преду-

сматривают иное. Другой причиной отсутствия реализации разработанного проекта социальной направленности является проигрыш в грантовом конкурсе и нежелание в этом случае руководителей молодежного сообщества искать потенциальных спонсоров проекта. В результате подобные конкурсы «бумажных версий» проекта постепенно начинают приобретать для молодежи негативный оттенок.

Одним из наиболее действенных способов разрешения данной проблемы на практике, по мнению авторов исследования, является ужесточение требований к участникам грантовых конкурсов в части необходимости предоставления подробных отчетов о ходе, результатах реализации социального проекта, выигравшего в номинации, а также об использовании выделенного финансирования. Разумным и актуальным также представляется установление окончательной величины выигрыша в номинации по результатам проведения конкурса, а не до этого момента, что позволит участникам предоставить конкурсной комиссии обоснование целесообразности использования той или иной суммы денежных средств на реализацию проекта.

Таким образом, проектный подход в деятельности государственных структур Российской Федерации, направленной на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также максимально полного развития её потенциала в интересах страны, авторам данной работы представляется актуальным и достаточно перспективным с учетом отчетливо наметившихся современных тенденций общественного развития. Характеристика сущности и содержания, отличительных черт и особенностей практической реализации проектного подхода в управлении представлена в работе канд. экон. наук Т.М. Катаевой [9].

В заключение работы хотелось бы отметить, что развитие социального проектирования в рамках реализации молодежной политики, по существу, происходит в направлениях, которые отражают основные политические и социально-экономические процессы, происходящие в обществе на уровне государства в целом и отдельных его регионов в частности. Так, по нашему мнению, среди наиболее актуальных и соответствующих современным тенденциям развития в нашей стране можно выделить следующие направления проектов в контексте осуществления государственной молодежной политики:

> активное вовлечение молодого поколения в социальную практику и его информирование о возможностях саморазвития;

> развитие физкультурно-массовой и спортивно -оздоровительной работы с молодежью;

> социализация молодежи, нуждающейся в особой заботе государства;

> создание условий для развития инновационной деятельности и научно-технического творчества среди молодежи;

> подготовка и переподготовка специалистов в сфере государственной молодежной политики;

> создание условий развития международного, межнационального и межрегионального сотрудничества среди молодежи;

> содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи и пр. Подтверждением данного тезиса служит аналитический обзор тематики номинаций конкурсов социальных проектов и грантовых программ, проводимых на территории нашей страны, а также направлений мероприятий, проводимых Федеральным агентством по делам молодежи в сфере реализации молодежной политики в России в 2016 г. [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие. 7-е изд. М.: Флинта, 2007. 240 с.

2. ЛуксГ.А. Социальноеинновационноепроектирова-ние в региональной молодежной политике. Самара: Изд-во «Самарскийуниверситет», 2003. 278 с.

3. Стенина Т.Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики на региональном уровне. Ульяновск: УлГТУ, 2011. 129 с.

4. Гриценко ГА. Социальное проектирование в рабо-те с молодежью: методическое пособие. Екатеринбург, 2008. 162 с.

5. Рашковецкая Н.С. Социальное проектирование в формировании и реализации региональной молодежной политики // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. №5(10). С. 137-138.

6. Грантовая поддержка [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/grant/details (дата обращения: 19.10.2016).

7. Жиркова З.С., Федоров A.B., Сергеева Т.В. Особенности социального проекта // Современные наукоемкие технологии. 2012. №9. С.86.

8. Коженко Я.В. Условия и направления формирования государственной политики по развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2016. № 8 (140). С. 134-137

9. Катаева Т.М. К вопросу об управлении образовательным процессом на основе проектного подхода // Современный взгляд на будущее науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.