УДК 321-053.81
Рашковецкая Надежда Сергеевна
соискатель кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета morkovka8@yandex. ги
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В работе рассмотрен один из подходов к формированию молодежной политики - социальное проектирование. Освещены основные принципы социального проектирования, а также произведен анализ региональных проектов в сфере молодежной политики (на примере Краснодарского края).
Ключевые слова: социальное проектирование, молодежная политика, эффективность молодежной политики, социально-проектный подход.
В последнее время в академической среде активно обсуждаются возможности использования социально-проектного подхода в сфере молодежной политики. На сегодняшний день работа по проектам находит широкое применение в мировой практике социальнополитических преобразований. «Проектное мышление становится базовым в сфере управления социальными процессами на мак-ро- и микроуровнях» [1, с. 322]. При этом, для проектного мышления характерны такие важнейшие черты, как отказ от оценки нововведений лишь по их экономической успешности и все более определенная связь всех действий в рамках проекта, включая и расчеты затрат, и возможные прибыли, с ценностными ориентирами - гуманитарными и экологическими [2, с. 3]. Социальный проект - сконструированное социальное нововведение, имеющее пространственно-временные и ресурсные границы (в большинстве своем ограниченные) и созданное с целью формирования, модернизации, поддержания в изменившейся среде материальной или духовной ценности.
Основополагающей здесь становится деятельностная концепция, предполагающая, что человек является носителем деятельности, формируется ею и реализуется в ней [3, с. 28]. Построение собственной жизни и деятельности строится на основе разработки личных проектов, связанных как с индивидуальной программой образования и карьеры, семейной жизни, программы приобретения или строительства жилья, так и проектов организации молодежных сообществ, команд и клубов, бизнес-проектов и предприятий.
Данный подход имеет ряд особенно-
Rashkovetskaya Nadezhda Sergeevna
Postgraduate Student of the Department of Political Science and Political Management of Kuban State University morkovka8@yandex. ru
SOCIAL ENGINEERING IN THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL YOUTH POLICY
In the article we consider one of the approaches to the formation of youth policy - social engineering. The author highlights the key principles of social engineering, and performs an analysis of regional projects in the field of youth policy (for example Krasnodar Territory).
Key words: social engineering, youth policy, youth policy effectiveness, socio-project approach.
стей, которые особо актуальны для современной социокультурной ситуации. Во-первых, в настоящее время приемлемы такие планируемые социальные изменения, которые: ограничены в масштабе, в ресурсах, во времени, соответствуют принятым в обществе ценностно-нормативным требованиям. Во-вторых, проектирование в таком ключе придает значение не только достижению некоего результата, но и самому процессу разработки проекта от замысла до реализации. Процессуальная сторона проектирования во многих случаях выходит на первое место.
Таким образом, проект выступает как средство для реализации задач политического и социально-экономического развития региона и одновременно как инструмент достижения личных целей. По мнению Ж.Т. Тощен-ко, «люди живут не для теорий, концепций, не ради государственных доктрин или программ политических партий - при участии в управлении они в первую очередь преследуют свои цели, в которых причудливым образом сочетаются самые различные ориентации, ценности, установки, причем таким образом, что индивидуальные и групповые интересы и потребности приобретают ведущий характер» [4, с. 160-161].
Применение социально-проектного подхода к политико-социальным процессам и явлениям предполагает осуществление социальной диагностики проекта, которая в свою очередь не будет считаться завершенной без оценки временного и пространственного протяжения проекта, т.е. без использования возможностей социального прогнозирования.
Таким образом, представляется довольно продуктивным использовать возмож-
ности социального проектирования применительно к молодежной политике. Проектирование последней - это по существу процесс прогнозирования будущих состояний общества, проблем социального развития и конкретных способов их решения. Именно в данном контексте чаще всего обсуждаются вопросы разработки эффективной модели молодежной политики посредством моделирования.
Опыт реализации таких региональных молодежных проектов как «Молодёжь Кубани» на 2003-2007 [5], 2008-2010 [6] и 20112013 гг. [7], выявляет ряд преимуществ метода социального проектирования в сфере молодежной политики.
Во-первых, молодежный проект всегда направлен на достижение определенного баланса между условиями и ресурсами молодежной политики, с одной стороны, и ее целями - с другой.
Во-вторых, социальное проектирование придает любой управленческой деятельности планомерный характер. В этом смысле проектирование дает возможность последовательно реализовывать региональную молодежную политику и выделять её специфику и основные приоритеты на уровне региона.
В-третьих, любой социальный проект предусматривает ресурсное обеспечение. В данном случае молодежные проекты не являются исключением. Их разработка предполагает определение всей совокупности социальных ресурсов и путей их актуализации для того, чтобы не только реализовать направле-
ния деятельности, но и воздействовать на социально-политическую среду в интересах молодёжи.
В-четвертых, разработка регионального молодежного социального проекта обычно принимает характер открытого процесса. В ней участвуют представители органов государственной власти и управления, средства массовой информации, институты гражданского общества.
Проектирование как форма деятельности воспитывает личную ответственность человека, а воспитание ответственности - одна из важных проблем социализации молодежи, которая может быть частично решена в процессе привлечения молодежи к участию в региональных социально-политических процессах.
Для повышения эффективности управления молодёжной политикой в крае необходимо, чтобы разрабатываемые для реализации приоритетных направлений проекты были обращены ко всей молодёжи Кубани, открывали возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, а также для видов деятельности, которые более всего соответствуют интересам молодёжи. Необходимо внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодёжью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, протекающими в молодёжной среде.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Ковалева А.И. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.
2. Луков В.А. Социальное проектирование будущего России // Молодежная политика. Информационный бюллетень Госкомитета РФ по делам молодежи и Института молодежи. М., 1998. № 174/175.
3. Луков В.А. Социальное проектирование. М., 2003.
4. ТощенкоЖ.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.
5. О краевой комплексной программе реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2003-2007 гг.: Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25.06.2003 г. № 273-П. Краснодар, 2003.
6. О краевой комплексной программе реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2008 - 2010 гг.: Закон Краснодарского края от 11.02.2008 N 1394-КЗ (ред. от 07.12.2010); (принят Законодательным Собранием Краснодарского края 30.01.2008) // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2008. № 3 (ч. 2).
7. Об утверждении ведомственной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае "Молодежь Кубани" на 2011 - 2013 гг.: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.11.2010 г. № 1040. Краснодар, 2010.