Научная статья на тему 'Практики реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае'

Практики реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1451
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / STATE YOUTH POLICY / ПРАКТИКИ / РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самохвалов Николай Александрович

В данной статье автором предпринята попытка научного осмысления практик реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае. В этом контексте автором анализируются эффективно действующие на сегодняшний день механизмы практической реализации государственной молодежной политики на Кубани

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Самохвалов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of Implementation of Youth Policy in Krasnodar Kray

The author describes practices of the implementation of youth policy in Krasnodar kray, analyses effective mechanisms of youth policy implementation in Kuban.

Текст научной работы на тему «Практики реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Практики реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае

Самохвалов

Николай Александрович

Старший преподаватель кафедры гражданского права Балаковского филиала РАНХиГС, аспирант кафедры политологии Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова.

e-mail: nikolai-samohvalov@yandex.ru

Nikolay A. Samokhvalov

Senior Lecturer at the Department of Civil Law of the Balakovo branch of RANEPA administration, a Postgraduate at the Department of Political Siences of Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov

e-mail : nikolai-samohvalov@yandex.ru

Practice of Implementation of Youth Policy in Krasnodar Kray

В данной статье автором предпринята попытка научного осмысления практик реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае. В этом контексте автором анализируются эффективно действующие на сегодняшний день механизмы практической реализации государственной молодежной политики на Кубани.

Ключевые слова и словосочетания: молодежь, государственная молодежная политика, практики реализации государственной молодежной политики.

The author describes practices of the implementation of youth policy in Krasnodar kray, analyses effective mechanisms of youth policy implementation in Kuban.

Key words and word combinations:youth, state youth policy, practice of implementation of the state youth policy.

УДК 323

Приступая к анализу молодежной политики Краснодарского края, хотелось бы отметить, что молодежь в современной России играет важнейшую роль как самостоятельная, обособленная социальная группа. Именно молодое поколение, его интересы и жизненная позиция, сегодня выступают одной из важных составляющих потенциала и поступательного развития Российской Федерации в качестве мировой державы и важнейшего игрока на международной политической арене на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития

российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

В настоящее время не будет являться преувеличением сказать, что молодежной политике не уделяется должного внимания, которого она заслуживает в качестве важнейшей институциональной составляющей внутриполитического курса для российской государственности. Считаем такое положение дел совершенно неоправданным и несправедливым, поскольку молодежь представляет собой стратегический ресурс инновационного развития России в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Это объясняется тем, что молодежь представляет собой особую демографически-социальную группу в возрасте от 14 до 30 лет, обладающую огромным потенциалом, который она способна реализовать в различных общественно-государственных областях жизни[4, с. 156].

Институт государственной молодежной политики в современной России на федеральном уровне достаточно детально исследовался в трудах таких ученых в области политологии и политической социологии как Ильинскиого И.М., Кочетова А.В., Лисовского В.Т., Нечаева Д.Н., Рожнова О.А., Смакотиной А.В., Титова В.В. и многих других.

В свою очередь уровень исследования современного состояния, технологий, практик реализации и перспектив развития государственной молодежной политики Российской Федерации на региональном уровне явно недостаточен для проведения всесторонне полного ее анализа. Именно поэтому в данной статье была предпринята попытка научного осмысления практик реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае.

В контексте вышесказанного неоспоримую актуализацию в современной России приобретает проведение научного осмысления состояния, практик и технологий реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне и в частности в Краснодарском крае в свете динамичной модернизации данного субъекта Федерации, фундаментальной причиной которого стало проведение зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года.

Итак, основным органом, осуществляющим практическую реализацию государственной молодежной политики в Краснодарском крае является Департамент молодежной политики Краснодарского края. Департамент молодежной политики Краснодарского края выступает органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять межотраслевую координацию и управление в сфере государственной молодежной политики. Базовой задачей Департамента молодежной политики Краснодарского края в сфере практической реализации государственной молодежной политики в Краснодарском выступает процесс создания условий, а также разработка и реализация государственной молодежной политики в Краснодарском крае по:

- обеспечению прав молодых граждан, содействию их экономической самостоятельности, реализация установленных для них гарантий в сфере труда и занятости, поддержке их предпринимательской инициативы;

- формированию условий для гражданского становления, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи;

- социальной адаптации молодых граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

- решению вопросов трудоустройства молодых граждан на временную, сезонную и постоянную работу;

- обеспечению профессиональной кадровой политики в сфере государственной молодежной политики, подготовке и переподготовке работников молодежной сферы.

Департаменту молодежной политики Краснодарского края подведомственны также следующие государственные учреждения Краснодарского края, которые призваны содействовать формированию эффективных политических механизмов, процессов и практик в сфере молодежной политики:

- Первым важным составным звеном системы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае является Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Молодежный центр развития личности».

Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Молодежный центр развития личности» проводит антинаркотическую работу в молодежной среде, организовывает и координирует работу с подростками и молодежью по месту жительства, в том числе с молодыми семьями, оказывает методическую помощь органам и учреждениям органов по делам молодежи муниципальных образований края в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, оказывает поддержку талантливой молодежи Кубани, реализует досуговые программы для молодежи

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 3/2015

-13-

Государственное и региональное управление

и осуществляет свою деятельность в других направлениях.

- В качестве второго неотъемлемого составного звена системы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае выступает Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Центр патриотического воспитания молодежи Кубани». Оно призвано содействовать нравственно-духовному и патриотическому воспитанию молодого поколения Краснодарского края, формированию в молодых людях чувства гражданской ответственности и уважения к исторического прошлому России.

- Третьим важным составным звеном системы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае является Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Краевая крейсерско-парусная школа». Она представляет собой специализированное государственное бюджетное учреждение Краснодарского края в виду специфического статуса Краснодарского края как субъекта Российской Федерации, а именно основного рекреационного центра нашего государства. Именно поэтому основными направлениями деятельности учреждения являются рафтинг, яхтинг, виндсерфинг, спортивный туризм, горный велосипед, судомоделирование.

Составными элементами системы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае также выступают:

- Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Молодежный кадровый центр»;

- Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Молодежный центр инноваций и технологий «Инвентум»;

- Студенческий совет при руководителе департамента молодежной политики Краснодарского края.

В целях информационного просвещения молодежи о возможностях для самореализации молодых людей в рамках осуществления молодежной политики на территории Краснодарского края создан единый информационный портал, который содержит подробную и детальную информацию об актуальных событиях и мероприятиях в рамках государственной молодежной политики в Краснодарском крае.

Важнейшее место в политическом механизме реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае занимает ряд краевых целевых программ, которые призваны создать и предоставить разнообразные возможности для личностной самореализации молодых граждан в различных областях. Среди подобных программ, в частности, следует отметить ведомственную целевую программу «Молодежь Кубани» на 2014 - 2016 годы» [4]. Предшественницей, которой была Ведомственная целевая программа «Молодежь Кубани» на 2011 - 2013 годы».

Объективно следует отметить, что в механизме реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае наряду с позитивными тенденциями имеется ряд негативных аспектов, которые требуют безусловного устранения. К подобным негативным аспектам следует относить следующее:

- Во-первых, обращает на себя внимание то обстоятельство, что более десяти лет назад Законодательным Собранием Краснодарского края был принят и вступил в законную силу Закон «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений», однако практический механизм взаимодействия и получения обратной связи не функционирует на необходимом уровне. Из этого вытекает проблема исполнения указанного закона, который детально регламентирует базовые принципы и формы взаимодействия органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений.

Органы власти, прежде всего, ориентированы на поддержку со стороны общественных организаций и в частности молодежных общественных организаций. В связи с данным обстоятельством, по сути, осуществляется продолжение построения «вертикали власти», но легитимированное деятельностью общественных организаций, что дает основания утверждать о попытках создать некий «симулякр» гражданского общества, без реального элемента контроля со стороны общественности [1].

В свою очередь молодежные общественные организации считают краеугольным аспектом своих взаимоотношений с властными структурами реальную возможность решения проблем в молодежной среде с полным отсутствием желания выходить за рамки этой узко обозначенной цели.

- Во-вторых, имеет место быть проблема в сфере реализации региональной государственной молодежной политики в Краснодарском крае, заключающаяся в некомпетентности, то есть в неумении представителей молодого поколения и молодежных общественных объединений выходить с четко обоснованными проектами к органам власти в совокупности с абстрактностью, либо с полным отсутствием представлений о механизме принятия ими решений в сфере молодежной политики. Однако, и сам механизм принятия решений по запросам молодежных общественных организаций в Краснодарском

недостаточная правовая компетенция и грамотность, как государственных и муниципальных служащих органов государственной власти и местного самоуправления, так и молодежи, недоверие в молодежной среде к органам государственной власти делают невозможным построение эффективного практического механизма принятия решений органами государственной власти Краснодарского края по запросам молодежных общественных организации и отдельных представителей молодого поколения.

- В-третьих, политическая пассивность молодежи и абсентеизм молодого поколения. Составляющими данной проблемы является с одной стороны отсутствие у молодежи мотивации, так как в молодежной среде, совершенно однозначно, сложилось мнение о том, что выборы это своего рода некая «политическая формальность» или «политическая игра», которая не имеет абсолютно никакого смысла, так как, по их мнению, все предрешено заранее. Данное положение дел выступает прямым следствием того, что молодежь не понимает в должной мере, каким образом она может повлиять на политические процессы современной России. С другой стороны современная молодежь не отдает первенство политической деятельности в качестве собственного приоритета, при этом развиваясь, самоутверждаясь и самореализуясь в иных видах деятельности. К тому же в силу своего возраста у молодых людей слабо развита самоорганизация, не определены жизненные позиции, они ощущают себя невостребованными и не знают, что сделать для того, чтобы их услышали [3].

Резюмируя политические практики реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае, объективно прослеживаются две диаметрально противоположные тенденции. Одна из них заключается в том, что на сегодняшний день в Краснодарском крае созданы необходимые условия, в том числе политические, организационные и экономические для построения максимально эффективного механизма практической реализации государственной молодежной политики, оптимизации деятельности институтов в сфере работы с молодежью. Вторая тенденция состоит в том, что современному состоянию молодежной политики в Краснодарском крае свойственная определенная инертность и нестабильность. Для повышения эффективности практической реализации государственной молодежной политики органы государственной власти Краснодарского края должны придать приоритетный статус молодежной политики, а для успешной интеграции молодёжи в политический процесс необходима особая последовательность, постоянство и стратегическое планирование в работе с молодёжью.

Библиографический список:

1. Государственная программа Краснодарского края «Молодежь Кубани»на 2014-2016 годы URL: http:/ / http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw1772014-03-23 .html (дата обращения 27.09.2015).

2. Зети П.П. Проблемы реализации государственной молодёжной политики в Краснодарском крае. URL: http:// http://utopiya.spb.ru/ (дата обращения 7.04.2015).

3. Макарова О.А. 2014. Современные тенденции политического участия молодежи. - Власть. №12. С. 41.

4. Самохвалов Н.А. Государственная молодежная политика России в условиях трансформации мирового политического, геоэкономического и геокультурного ландшафта в XXI столетии// Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2015. № 2. С. 156

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 3/2015

- 15 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.