Региональное развитие
№ 1(5) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru Выпуск № 1(5), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/04/
URL статьи: http://regrazvitie.ru/2015/04/1599/
УДК 321.02
Особенности реализации молодежной политики в Ульяновской области
© 2015 Чаплыгина Мария Игоревна
студентка 2 курса факультета трансферных специальностей Ульяновский государственный университет E-mail: [email protected]
© 2015 Ускова Елена Олеговна
доцент, кандидат педагогических наук Ульяновский государственный университет E-mail: [email protected]
Ключевые слова: молодежь; молодежная политика; цели и задачи
региональной молодежной политики; целевые программы.
Аннотация. Статья посвящена проблемам наиболее активной социальной группы - молодежи. Авторами обосновывается необходимость особой политики в отношении молодежи, описываются принципы реализации государственной молодежной политики в целом и в Ульяновской области в частности.
The implementation of youth policy in the Ulyanovsk region
© 2015 Chaplygina Mariya Igorevna
a second-year student of Dual Degree Faculty Ulyanovsk State University E-mail: [email protected]
© 2015 Uskova Elena Olegovna
associate professor, candidate of pedagogics Ulyanovsk State University E-mail: [email protected]
Key words: youth; youth policy; goals and objectives of regional youth policy; goal-oriented programs.
1
1599
Г осударственное и муниципальное управление
Abstract. The article deals with the problems of the most active social group - youth. The authors justify the need for specific policy concerning youth, describe the principles of state youth policy implementation in general and in the Ulyanovsk region in particular.
Выходные сведения статьи:
Чаплыгина М.И.., Ускова Е.О. Особенности реализации молодежной политики в Ульяновской области.// Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 1(5).
URL: http://regrazvitie.ru/2015/04/1599/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества, поскольку именно данную социальную группу можно назвать наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые люди лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, мобильны и полны сил для строительства своей жизни и участия в социальных процессах. Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется именно спецификой ее положения в обществе. Молодежь — это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе [4, с. 11].
Однако недостаточно понимать сущность понятия «молодёжь» в традиционном смысле или только в качестве «будущего нашего общества». Молодёжь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социальнодемографической группой не замещаемые и не реализуемые. Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена в нее, менее интегрирована в существующие социальноэкономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы [1].
Хотя возрастные границы молодежной группы зависят и, соответственно, варьируются в зависимости от различных факторов (особенностей исторических периодов и продолжительности жизни в них, акцентов различных научных подходов и дисциплин, законодательных особенностей разных стран и т.п.), ее нижняя возрастная граница устанавливается примерно в возрасте 14-16 лет, а верхняя - 25 и даже 30 лет в последние годы по разным источникам.
В силу ограниченной самостоятельности, не до конца сложившегося характера и не окончательно сформированных взглядов и убеждений, неопределенности жизненного пути, а также импульсивности и легкости попадания под авторитетное влияние, характерных для данного возраста, категория лиц молодого возраста зачастую считается группой социального риска. Все эти факторы способствуют появлению у молодежи разного рода социальных проблем и жизненных трудностей. Именно поэтому возникает
2
1599
Региональное развитие • № 1(5) • 2015
http://regrazvitie.ru
необходимость разработки мер по поддержке молодежи. Данную задачу зачастую на себя берет государство, проводя молодежную политику.
В настоящее время государственная молодежная политика осуществляется на основе принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Стратегия разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь. В данном документе прописаны основные принципы проведения государственной молодежной политики, а именно:
- выделение приоритетных направлений в различных областях;
- учет интересов и потребностей различных молодежных групп;
- участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
- взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
- информационная открытость;
- независимость оценки результатов данной Стратегии [5].
Молодежная политика, как правило, проводится на трех уровнях: высшем
общегосударственном, региональном и муниципальном. Особый интерес в рамках данной статьи для нас представляет изучение регионального опыта реализации молодежной политики, поскольку в каждом регионе существуют свои особенности молодежной сферы, наиболее обострившиеся проблемы локального характера, национальное соотношение и т.п., что требует применения специфичных методов реализации молодежной политики.
Региональная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, а также иных юридических и физических лиц [3, с. 394].
Для каждого региона государством с помощью региональных представителей должен разрабатываться и применяться собственный уникальный подход к реализации молодежной политики, должны учитываться местные особенности и ставиться свои приоритеты.
Под приоритетами региональной молодежной политики мы, вслед за рядом авторов, подразумеваем наиболее важные, насущные проблемы, понимаемые как первоочередные задачи региональной молодежной политики, лежащие в основе направлений деятельности государства и общества в соответствии с ее целью и ориентированные на решение этих проблем в контексте территориально-временной значимости [3, с. 394].
Примером проработанной региональной молодежной политики может служить молодежная политика Ульяновской области. На сегодняшний день можно выделить следующие основные направления молодежной политики Ульяновской области. Здесь, в первую очередь, речь идет о формировании системы продвижения инициативной и талантливой молодёжи (например,
3
1599
Г осударственное и муниципальное управление
проведение различного рода мероприятий и конкурсов, предоставление стипендий и грантов и т.д.). Еще одним из приоритетных направлений государственной молодёжной политики является вовлечение молодежи в социальную практику. Под социальной практикой понимается совокупность действий и взаимодействий индивидов, организаций во времени и в пространстве, обеспечивающая устойчивое функционирование различных социальных институтов. Большое внимание также уделяется обеспечению эффективной социализации молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации, формированию у молодёжи российской идентичности и профилактике этнического и религиозно-политического экстремизма в молодёжной среде, созданию инфраструктуры в сфере молодёжной политики, решению жилищных проблем молодых семей [6].
Одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики является реализация целевых программ. В Ульяновской области разработана государственная программа "Развитие молодежной политики в Ульяновской области" на 2014-2018 годы [2]. Еще одним из наиболее удачных, на наш взгляд, проектов, направленных на участие молодежи в осуществлении молодежной политики, является, на наш взгляд, Молодежный парламент Ульяновской области. Молодёжный парламент при Законодательном Собрании Ульяновской области является коллегиальным совещательным и консультативным органом, созданным для участия молодёжи, в лице ее активных представителей, в процессе разработки и принятия государственными органами Ульяновской области решений в сфере молодёжной политики.
На региональном уровне в России действует множество молодежных проектов в сфере здорового образа жизни, спорта, культуры и досуга. Они, несомненно, также оказывают большое влияние на полноценность жизни и развитие молодежи, обеспечивают решение социальных проблем молодежи, связанных с их физическим и нравственным развитием, степенью вовлеченности в общественную жизнь, являются дополнительным средством развития и самореализации наиболее активных и инициативных представителей молодежной общественности.
Молодежная политика Ульяновской области, как самобытный комплекс разработанных мероприятий, является основой работы с молодежью в данном регионе. Тот факт, что в её рамках разработано всего лишь несколько программ и проектов, обусловлен характерной для многих регионов России неопытностью, недостаточной проработанностью мер молодежной политики, а также нехваткой выделяемых на её реализацию ресурсов. Однако, очевидна и преемственность разрабатываемых программ, изменение приоритетов на более актуальные на сегодняшний день, все большая заинтересованность органов власти и самой молодежи в широких потенциальных возможностях мероприятий в рамках молодежной политики. 4
4
1599
Региональное развитие • № 1(5) • 2015
http://regrazvitie.ru
Молодежь должна быть заинтересована в грамотной и качественной молодежной политике. Молодые люди остро ощущают насущные проблемы в молодежной среде, следовательно, именно они могут объективно сформулировать приоритетные направления молодежной политики, скорректировать ее цели и задачи. Молодежь может создавать актуальные и приемлемые для себя формы и способы реализации молодежной политики -различные программы, проекты и конкретные виды мероприятий в их рамках. Г осударству необходимо лишь предоставить возможность молодежи участвовать в разработке и реализации собственной политики, что и делается посредством поддержки молодежных объединений, проводящихся конкурсов на лучшие молодежные проекты и выделяемых грантов на их реализацию.
Механизм реализации молодежной политики представляет собой многогранный процесс, состоящий из нескольких стадий. Во-первых, специальными государственными органами в сфере молодежной политики на основе выявленных тенденций и проблем молодежной среды определяются приоритетные направления, формируются цели и задачи молодежной политики государства. По итогам разрабатываются и принимаются государственные программы и проекты. Затем принятые государством программы и проекты реализуются на территории страны, региона, города. Данный процесс предполагает осуществление предусмотренных мероприятий, оказание помощи и поддержки молодежи, вовлечение молодых людей в политическую и общественную жизнь.
Литература:
1. Государственная программа "Развитие молодежной политики в Ульяновской области" на 2014-2018 годы. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463704420 (дата обращения 26.03.2015).
2. Афоничева А.Г. Государственная молодёжная политика в РФ и отношение к ней молодёжи профессиональных училищ г. Тулы. Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/10/3183 (дата обращения 26.03.2015).
3. Котова О. И. Проблемы молодежи и механизмы реализации молодежной политики в регионе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. №28. С. 393397.
4. Луков В.А., Родионов В.А., Ручкин Б.А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. Москва. 2010 г.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. от 16.07.2009 N 997-р) // Собрание законодательства РФ. 2006. 25 декабря. N 52 (ч. III), ст. 5622; Собрание законодательства РФ. 2009. 20 июля. N 29 ст. 3730.
5
1599
Г осударственное и муниципальное управление
6. Сирачев А.Р. Реализация молодежной политики в Ульяновской области. Проблемы и пути решения // Политика, государство и право. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2013/02/656 (дата обращения 26.03.2015).
References:
1. State program "Development of youth policy in the Ulyanovsk region" on 2014-2018. Mode of access: http://docs.cntd.ru/document/463704420 (date accessed 03/26/2015).
2. Afonicheva AG State Youth Policy in the Russian Federation and the attitude of the youth vocational schools in Tula. Mode of access: http://www.rae.ru/forum2012/10/3183 (date accessed 03/26/2015).
3. Kotova OI youth and mechanisms for the implementation of youth policy in the region // Proceedings PGPU them. VG Belinsky. 2012. №28. S. 393-397.
4. Bows VA, Rodionov VA, BA Ruchkin Youth of the Russian Federation: the situation, the choice of the way. The main conclusions and recommendations of the report of the State Government of the Russian Federation. Moscow. 2010
5. Order of the Government of the Russian Federation of 18.12.2006 N 1760-r "On the Strategy of the state youth policy in the Russian Federation" (ed. By 16.07.2009 N 997-p) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2006. December 25th. N 52 (h. III), Art. 5622; Collection of Laws of the Russian Federation. 2009. July 20. N 29 Art. 3730.
6. Sirach AR The implementation of youth policy in the Ulyanovsk region. Problems and Solutions // Politics, State and Law. 2013. № 2 [electronic resource]. Mode of access: http://politika.snauka.ru/2013/02/656 (date accessed 26/03/2015). 6
6
1599