УДК 316.77:32.019.5-053(470.620)
ТЕХНОЛОГИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УПРАВЛЕНИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Рашковецкая Надежда Сергеевна,
соискатель кафедры политологии и политического управления
Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия nadinrash@gmail. com
Статья посвящена проблемам информационно-аналитического обеспечения молодежной политики. Автором проведен анализ современного молодёжного информационного пространства в Краснодарском крае, а также выработан ряд рекомендаций по повышению эффективности управления молодежной политикой путем применения технологий связей с общественностью.
Ключевые слова: молодежная политика; связи с общественностью; информационное пространство; информационная безопасность; эффективность молодежной политики.
PR TECHNOLOGY IN YOUTH POLICY MANAGEMENT OF KRASNODAR KRAI
Nadezhda Rashkovetskaya, post-graduate student of the department of Politology and Political Management
Kuban State University, Krasnodar, Russia nadinrash@gmail. com
The article analyzes informational backup of youth policy. The author present careful analysis of contemporary youth-targeted informational space of Krasnodar Krai and offers a number of suggestions to optimize efficiency of youth policy management using PR -technologies.
Keywords: yuth policy; PR; informational space; informational security; youth policy efficiency .
Политическая и социально-экономическая ситуации, полиэтничность социального пространства изучаемого автором региона актуализируют применение коммуникативно-синергетического подхода в управлении молодёжной политикой Краснодарского края. Большое значение для совершенствования реализации молодёжной политики, повышения качества принимаемых решений и их соответствия потребностям молодых граждан имеет правильно выработанная информационная политика.
Интегральной характеристикой эффективной информационной политики является управляемость, означающая ту степень контроля, который управляющая подсистема осуществляет по отношению к управляемой, и определенную степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Границы управляемости подвижны, они зависят от сложности управляемого объекта, влияния внешних и внутренних факторов на динамизм и целостность системы. Данная деятельность по
информационному обеспечению молодёжной политики требует организации информационно-аналитической работы, в том числе посредством
аналитических служб. Выработка рекомендаций по подготовке политических решений, совершенствованию информационно-аналитического обеспечения во многом способствует повышению эффективности молодёжной политики и политической социализации молодёжи [1; 163]. Поэтому существенным элементом механизма управления молодежной политикой на региональном
уровне является ее информационно-аналитическое обеспечение. Роль его определяется следующими обстоятельствами:
- во-первых, без достоверной информации региональные молодежные структуры не могут объективно оценить действие и значение тех или иных факторов, определяющих государственную молодежную политику;
- во-вторых, информация необходима для процесса подготовки и реализации управленческих решений;
- в-третьих, информация обладает функцией обратной связи, то есть позволяет судить, как реализуются конкретные управленческие решения и действия на практики, в какой степени они эффективны;
- в-четвертых, получение информации является одной из важнейших потребностей молодежи; наличие ее создает предпосылки для активного участия молодых людей в общественно-политической и социально-преобразующей деятельности, которой, по сути, и является региональная молодежная политика.
Опыт показал, что организация научно-аналитической деятельности в регионах России, сегодня связана с преодолением ряда трудностей объективного и субъективного характера. Хотя государственные структуры по реализации молодежной политики поддерживают и пытаются реализовывать идею научно-аналитической работы, представителями других административных структур она нередко рассматривается как дорогостоящее и бесполезное занятие.
Переломить подобное отношение можно лишь при условии постоянной демонстрации возможностей информационно-аналитических структур, результативности их деятельности. Необходимо отметить, что даже при благожелательном отношении со стороны властей к научно-аналитической работе в сфере молодежной политики, при материальной её поддержке возникает ряд трудностей:
- отсутствие в регионах специальной молодежной статистики, являющейся необходимым предварительным условием для исследований;
- труднодоступность статистической информации по некоторым проблемам социально-политического развития, а особенно - по проблемам управления на региональном и муниципальном уровнях;
- недостаток финансовых средств;
- технические трудности, связанные со сбором и обработкой информации.
Поскольку формирование эффективной молодёжной политики
предполагает использование современных информационных технологий, существенное значение имеют системы управления базами данных, касающихся тенденций в молодёжной среде. В то же время для обеспечения эффективной региональной молодёжной политики, как уже указывалось, необходимо формирование единого молодежного информационного пространства [2], в котором будет обеспечено информационное взаимодействие организаций и молодых граждан и удовлетворение их информационных потребностей. Данный процесс включает в себя: создание концепции и программы научно-исследовательской и информационной деятельности; создание молодежных региональных СМИ и поддержка уже существующих; подготовка специалистов научно-исследовательской и информационной деятельности в сфере молодёжной политики; развитие межрегионального и международного сотрудничества.
По данным департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края уже создана комплексная система использования, мониторинга и контроля медиа пространства края. Утверждена практика популяризации в СМИ, в том числе в сети Интернет, информации о деятельности политических, национальнокультурных, общественных объединений. При поддержке данного департамента регулярно публикуются материалы в газете «Кубанские новости», выходит детский журнал «Спасайкин». В эфире краевой
телекомпании НТК транслируется цикл научно-популярных фильмов о народах, проживающих на Кубани, о взаимодействии гражданского общества с органами государственной власти.
С целью создания позитивных информационных потоков администрацией края оказывается поддержка сайта «Центра национальных культур» http://kubanetnos.ru/. На его страницах содержится информация об истории, религии народов, населяющих Краснодарский край, о деятельности национально-культурных общественных организаций, положительном взаимодействии с органами государственной власти. О росте популярности сайта говорит то, что ежемесячно его посещают более 20 тысяч человек из разных стран и регионов России.
Только за 2007-2010 годы департаментом создан Портал «Медиа Кубань», а сайты всех муниципальных газет, телестудий и телекомпаний объединены в единую систему [3;429-430].
Вместе с тем, в сфере молодёжной политики отсутствует такого рода система, способствующая формированию единого молодёжного информационного пространства. Несмотря на то, что органы власти последовательно реализуют государственную молодёжную политику, существует множество проблем в информационном обеспечении этой деятельности. Информационное обеспечение молодёжной политики осуществляется в соответствии с краевой Комплексной программой реализации государственной молодёжной политики «Молодёжь Кубани». Необходимо рассмотреть существующие в крае молодёжные СМИ. В ряде районов Краснодарского края существуют специальные молодёжные СМИ, телепередачи, молодёжные порталы. Среди них:
- телепередачи: «В тему» (при поддержке Законодательного собрания Краснодарского края), «Alma Mater» (Кубанский государственный университет), ТВ «Дебют» (Кубанский государственный университет культуры и искусств);
- электронные СМИ: Кубанский молодёжный портал
http://www.molod.info (департамент молодёжной политики Краснодарского края), официальный сайт департамента молодёжной политики Краснодарского края http://www.dmpkk.ru, официальный сайт управления по делам молодёжи муниципального образования г. Краснодар http://molodej.info, сайт молодёжи города Краснодара http://www.nextlap.ru, молодёжный портал «Склад умов» http://www.sklad-ymov.ru (г. Новороссийск);
- печатные СМИ: специальное издание для молодёжи и студентов Краснодарского края «Молодёжный журнал» (при содействии департамента образования и науки Краснодарского края и Кубанского государственного университета), молодёжный журнал «Регион 93» (издание департамента молодёжной политики Краснодарского края), газета Сочинской городской молодёжной общественной организации «Наше время», газета «Кубанский университет» и др.
Однако ряд данных СМИ функционирует при поддержке лишь организаций или учебных заведений, при которых они существуют, зачастую находясь на самоокупаемости. Поэтому требуется усиление и создание единой системы государственной поддержки в развитии краевой региональной молодёжной прессы и расширение аудитории данных СМИ.
Вместе с тем социально-политическая обстановка на Кубани актуализирует проблему обеспечения информационной безопасности в сфере молодёжной политики. Молодёжная среда в Краснодарском крае полиэтнична, поликонфессиональна, а также различается по профессиональным и социальным признакам. В Интернете в свободном доступе размещены ресурсы самого различного содержания, в том числе отрицательного, и поток негативной информации оказывает деструктивное влияние на формирование личности и социализацию молодого человека [5;187-192].
Для современного этапа развития информационного пространства характерно отсутствие прямого контроля власти над СМИ, при сохранении
контроля косвенного, который осуществляется посредством различных политических технологий [6; 159]. Одной из главных проблем взаимодействия власти, общества и СМИ является процесс постепенной концентрации психологического, а затем и политического влияния СМИ, чему способствуют объективные экономические и технические причины. В настоящее время отмечается борьба за усиление влияния в сфере СМИ и за доминирование в информационном пространстве. Особенность российской действительности состоит в том, что СМИ - это не только средство тиражирования информации для общественности и инструмент создания в общественном сознании политической картины мира, но и канал, по которому к власти снизу поступает информация об общественных настроениях. Сегодня структуры государственного управления все больше заинтересованы в разъяснении и популяризации своей деятельности, в том, чтобы подготовленная ими информация доводилась до сведения общественности. В информационном обществе политика должна опираться на поддержку масс, поэтому власть вынуждена манипулировать общественным сознанием, создавая мифы и искажая реальную картину мира. В современных условиях информационное пространство - уже не просто сфера отношений СМИ и общества, но и поле политических баталий. И поскольку характер передаваемой информации определяется общественным спросом, этот спрос становится объектом политических манипуляций [6; 156-157].
Вместе с тем, в регионе произошла значительная трансформация информационного пространства и появились новые акторы, что необходимо принимать во внимание в процессе реализации и управления молодёжной политикой. Молодёжь и взрослая, социально и политически активная часть населения интенсивно использует для общения и получения оперативной информации социальные сети, блоги, тематические сайты с развитой интерактивной связью и т.д. [7; 285]. Местные печатные и электронные средства массовой информации перестают быть носителями эксклюзивной
информации локального масштаба, значительно уступают сетевым СМИ в оперативности предоставления сведений. Их возможности в информировании ограничены графиком выхода в печать и эфир, газетной площадью и временными рамками радио- или телепередачи. В то же время интернет-проекты могут предоставлять аудитории значительно большее количество текстовой, фото-, аудио- и видеоинформации, размещать её в любое время суток, не нуждаются в значительных технических ресурсах (типографии и др.). Всё это обеспечивает сетевым ресурсам явные и значительные конкурентные преимущества [8; 143].
При разработке путей и механизмов информационного взаимодействия с молодёжью можно использовать федеральный опыт. Так, в апреле 2010 года состоялся открытый конкурс на право заключить государственный контракт на выполнение работ по мероприятию: "Информационное сопровождение
молодежной политики". Организатором выступило Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь). Конкурс проводился в целях роста активности молодежи в различных областях путем информационной и организационной поддержки значимых для развития молодежной политики мероприятий идей. Среди заявленных требований было: разработка и согласование с представителем заказчика медиа-плана информационного обеспечения ключевых мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи; осуществление рассылки не менее тридцати пресс-релизов по заявкам Федерального агентства по делам молодежи в редакции федеральных печатных и электронных СМИ; организация и проведение в пресс-центрах федеральных информационных агентств не менее шести пресс-конференций, направленных на анонсирование или подведение итогов мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи; поиск и привлечение информационных партнеров (не менее пяти СМИ) для информационного освещения мероприятий в сфере молодежной
политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи, организация постоянного взаимодействия с информационными партнерами (рассылка пресс-релизов, подготовка информационных материалов, их публикация, организация эксклюзивных интервью, организация размещения материалов информационных партнеров на мероприятиях и размещения логотипов информационных партнеров на социальной рекламе по согласованию с Федеральным агентством по делам молодежи и организаторами мероприятий); подготовка и размещение публикаций, согласованных с представителем заказчика, в федеральных печатных СМИ о ходе реализации мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи вне работы по привлечению информационных партнеров; подготовка и осуществление рассылки в редакции электронных СМИ, согласованных с представителем заказчика материалов о ходе реализации мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи, направленная на привлечение внимания к указанным мероприятиям и последующее их освещение в СМИ, взаимодействие с редакциями электронных СМИ по доработке разосланных материалов в соответствии с их редакционными требованиями; осуществление рассылки в редакции СМИ информации о ходе реализации мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи, направленная на привлечение внимания к указанным мероприятиям и последующее их освещение в СМИ, взаимодействие с редакциями СМИ при создании материалов (предоставление дополнительных материалов, организация съемок, интервью и т.п.) об указанных мероприятиях (сюжетов, интервью, публикаций и т.п.) [9]. Можно рекомендовать проведение аналогичных тендеров на оказание профессиональных услуг по проведению информационного сопровождения молодёжной политики Краснодарского края.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о возрастающей роли связей с общественностью в процессе реализации молодёжной политики. Анализ выявил отсутствие системной работы по созданию устойчивого позитивного имиджа в глазах молодёжи исполнительного органа власти, реализующего молодёжную политику, молодёжной политики в целом. Информирование молодёжи происходит фрагментарно и бессистемно, нет единой стратегии и тактики информационного обеспечения и сопровождения молодёжной политики края.
Совершенствование информационной деятельности, повышение эффективности работы краевых органов власти, реализующих молодёжную политику, а также формирование с помощью СМИ и образовательных технологий толерантного сознания у молодых людей будет способствовать усилению влияния интеграционных процессов в сфере молодёжной политики.
Повышению эффективности связей с общественностью в управлении молодёжной политикой будет способствовать проведение мониторинга государственной молодёжной политики в Краснодарском крае, подготовка и публикация доклада о положении молодёжи в Краснодарском крае.
Таким образом, анализ современного молодёжного информационного пространства в Краснодарском крае показывает, с одной стороны, его развитие, а с другой - фрагментарность и бессистемность в информировании молодёжи о реализации молодёжной политики. Характерным для настоящего времени можно считать недостаточность использования органами власти, реализующих молодёжную политику, разных каналов информации для информирования и просвещения молодёжи. Поэтому требуется усиление и создание единой системы государственной поддержки в развитии краевой региональной молодёжной прессы и расширение аудитории данных СМИ. В этой связи следует признать необходимым условием развития молодёжной политики в Краснодарском крае и повышения эффективности её управления, наличие такой системы связей с общественностью, которая обеспечивала бы
оперативное и действенное информирование молодёжи, а также посредничество между молодёжным социумом и властью и трансляцию социально-политических значимых ценностей и идей.
Литература
1. Проблемы устойчивого развития региона: информационная
безопасность полиэтничного социума (на материалах Юга России): монография / под ред. В.М. Юрченко. Краснодар, 2011. С. 163.
2. См.: Состояние и перспективы информационного обеспечения
молодёжи, государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей: аналитические материалы Департамента государственной
молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей. [электр. ресурс]. http://dmp.mgopu.ru/ searchT opics.php?t1=3 &t2=1
3. Касьянов В.В. Роль средств массовой коммуникации в противодействии идеологии терроризма // Политическая безопасность Юга России. Краснодар, 2010. С. 429-430.
4. Поправки к Закону Краснодарского края от 4.03.1998 г. №123-КЗ «О государственной молодёжной политике в Краснодарском крае» (проект) // Голос - молодёжи! Межвыборный проект Ассоциации «Голос» «Гражданское участие в процессе разработки и принятия политических решений». Краснодар,
2009. С. 43-44.
5. Проблемы устойчивого развития региона: информационная
безопасность полиэтничного социума (на материалах Юга России): монография / под ред. В.М. Юрченко. Краснодар, 2011. С. 187-192.
6. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис. 2004. № 3. С. 159.
7. Умнова Е.Ю. Мониторинг блогосферы СКФО как элемент противодействия региональным рискам экстремизма // Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков
экстремизма: Сборник тезисов докл. межрегион. науч.-практ. конф. Ростов н/Д.,
2010. С. 285.
8. Этнополитические процессы на Юге России: от локальных к блоковым конфликтам / Авксентьев В.А., Зинёв С.Н., Лавриненко Д.А., Лепилкина О.И., Майборода Э.Т. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. С. 143.
9. Первый сайт о социальной рекламе в России. [электр. ресурс]. http://www.1soc.ru/pages/view/186.
Рецензент:
Галкина Елена Вячеславовна, доктор политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета