Научная статья на тему 'Технологии связей с общественностью в управлении молодежной политикой Краснодарского края'

Технологии связей с общественностью в управлении молодежной политикой Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
791
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / YUTH POLICY / PR / INFORMATIONAL SPACE / INFORMATIONAL SECURITY / YOUTH POLICY EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рашковецкая Надежда Сергеевна

Статья посвящена проблемам информационно-аналитического обеспечения молодежной политики. Автором проведен анализ современного молодёжного информационного пространства в Краснодарском крае, а также выработан ряд рекомендаций по повышению эффективности управления молодежной политикой путем применения технологий связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PR TECHNOLOGY IN YOUTH POLICY MANAGEMENT OF KRASNODAR KRAI

The article analyzes informational backup of youth policy. The author present careful analysis of contemporary youth-targeted informational space of Krasnodar Krai and offers a number of suggestions to optimize efficiency of youth policy management using PR -technologies.

Текст научной работы на тему «Технологии связей с общественностью в управлении молодежной политикой Краснодарского края»

УДК 316.77:32.019.5-053(470.620)

ТЕХНОЛОГИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УПРАВЛЕНИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКОЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Рашковецкая Надежда Сергеевна,

соискатель кафедры политологии и политического управления

Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Россия nadinrash@gmail. com

Статья посвящена проблемам информационно-аналитического обеспечения молодежной политики. Автором проведен анализ современного молодёжного информационного пространства в Краснодарском крае, а также выработан ряд рекомендаций по повышению эффективности управления молодежной политикой путем применения технологий связей с общественностью.

Ключевые слова: молодежная политика; связи с общественностью; информационное пространство; информационная безопасность; эффективность молодежной политики.

PR TECHNOLOGY IN YOUTH POLICY MANAGEMENT OF KRASNODAR KRAI

Nadezhda Rashkovetskaya, post-graduate student of the department of Politology and Political Management

Kuban State University, Krasnodar, Russia nadinrash@gmail. com

The article analyzes informational backup of youth policy. The author present careful analysis of contemporary youth-targeted informational space of Krasnodar Krai and offers a number of suggestions to optimize efficiency of youth policy management using PR -technologies.

Keywords: yuth policy; PR; informational space; informational security; youth policy efficiency .

Политическая и социально-экономическая ситуации, полиэтничность социального пространства изучаемого автором региона актуализируют применение коммуникативно-синергетического подхода в управлении молодёжной политикой Краснодарского края. Большое значение для совершенствования реализации молодёжной политики, повышения качества принимаемых решений и их соответствия потребностям молодых граждан имеет правильно выработанная информационная политика.

Интегральной характеристикой эффективной информационной политики является управляемость, означающая ту степень контроля, который управляющая подсистема осуществляет по отношению к управляемой, и определенную степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей. Границы управляемости подвижны, они зависят от сложности управляемого объекта, влияния внешних и внутренних факторов на динамизм и целостность системы. Данная деятельность по

информационному обеспечению молодёжной политики требует организации информационно-аналитической работы, в том числе посредством

аналитических служб. Выработка рекомендаций по подготовке политических решений, совершенствованию информационно-аналитического обеспечения во многом способствует повышению эффективности молодёжной политики и политической социализации молодёжи [1; 163]. Поэтому существенным элементом механизма управления молодежной политикой на региональном

уровне является ее информационно-аналитическое обеспечение. Роль его определяется следующими обстоятельствами:

- во-первых, без достоверной информации региональные молодежные структуры не могут объективно оценить действие и значение тех или иных факторов, определяющих государственную молодежную политику;

- во-вторых, информация необходима для процесса подготовки и реализации управленческих решений;

- в-третьих, информация обладает функцией обратной связи, то есть позволяет судить, как реализуются конкретные управленческие решения и действия на практики, в какой степени они эффективны;

- в-четвертых, получение информации является одной из важнейших потребностей молодежи; наличие ее создает предпосылки для активного участия молодых людей в общественно-политической и социально-преобразующей деятельности, которой, по сути, и является региональная молодежная политика.

Опыт показал, что организация научно-аналитической деятельности в регионах России, сегодня связана с преодолением ряда трудностей объективного и субъективного характера. Хотя государственные структуры по реализации молодежной политики поддерживают и пытаются реализовывать идею научно-аналитической работы, представителями других административных структур она нередко рассматривается как дорогостоящее и бесполезное занятие.

Переломить подобное отношение можно лишь при условии постоянной демонстрации возможностей информационно-аналитических структур, результативности их деятельности. Необходимо отметить, что даже при благожелательном отношении со стороны властей к научно-аналитической работе в сфере молодежной политики, при материальной её поддержке возникает ряд трудностей:

- отсутствие в регионах специальной молодежной статистики, являющейся необходимым предварительным условием для исследований;

- труднодоступность статистической информации по некоторым проблемам социально-политического развития, а особенно - по проблемам управления на региональном и муниципальном уровнях;

- недостаток финансовых средств;

- технические трудности, связанные со сбором и обработкой информации.

Поскольку формирование эффективной молодёжной политики

предполагает использование современных информационных технологий, существенное значение имеют системы управления базами данных, касающихся тенденций в молодёжной среде. В то же время для обеспечения эффективной региональной молодёжной политики, как уже указывалось, необходимо формирование единого молодежного информационного пространства [2], в котором будет обеспечено информационное взаимодействие организаций и молодых граждан и удовлетворение их информационных потребностей. Данный процесс включает в себя: создание концепции и программы научно-исследовательской и информационной деятельности; создание молодежных региональных СМИ и поддержка уже существующих; подготовка специалистов научно-исследовательской и информационной деятельности в сфере молодёжной политики; развитие межрегионального и международного сотрудничества.

По данным департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края уже создана комплексная система использования, мониторинга и контроля медиа пространства края. Утверждена практика популяризации в СМИ, в том числе в сети Интернет, информации о деятельности политических, национальнокультурных, общественных объединений. При поддержке данного департамента регулярно публикуются материалы в газете «Кубанские новости», выходит детский журнал «Спасайкин». В эфире краевой

телекомпании НТК транслируется цикл научно-популярных фильмов о народах, проживающих на Кубани, о взаимодействии гражданского общества с органами государственной власти.

С целью создания позитивных информационных потоков администрацией края оказывается поддержка сайта «Центра национальных культур» http://kubanetnos.ru/. На его страницах содержится информация об истории, религии народов, населяющих Краснодарский край, о деятельности национально-культурных общественных организаций, положительном взаимодействии с органами государственной власти. О росте популярности сайта говорит то, что ежемесячно его посещают более 20 тысяч человек из разных стран и регионов России.

Только за 2007-2010 годы департаментом создан Портал «Медиа Кубань», а сайты всех муниципальных газет, телестудий и телекомпаний объединены в единую систему [3;429-430].

Вместе с тем, в сфере молодёжной политики отсутствует такого рода система, способствующая формированию единого молодёжного информационного пространства. Несмотря на то, что органы власти последовательно реализуют государственную молодёжную политику, существует множество проблем в информационном обеспечении этой деятельности. Информационное обеспечение молодёжной политики осуществляется в соответствии с краевой Комплексной программой реализации государственной молодёжной политики «Молодёжь Кубани». Необходимо рассмотреть существующие в крае молодёжные СМИ. В ряде районов Краснодарского края существуют специальные молодёжные СМИ, телепередачи, молодёжные порталы. Среди них:

- телепередачи: «В тему» (при поддержке Законодательного собрания Краснодарского края), «Alma Mater» (Кубанский государственный университет), ТВ «Дебют» (Кубанский государственный университет культуры и искусств);

- электронные СМИ: Кубанский молодёжный портал

http://www.molod.info (департамент молодёжной политики Краснодарского края), официальный сайт департамента молодёжной политики Краснодарского края http://www.dmpkk.ru, официальный сайт управления по делам молодёжи муниципального образования г. Краснодар http://molodej.info, сайт молодёжи города Краснодара http://www.nextlap.ru, молодёжный портал «Склад умов» http://www.sklad-ymov.ru (г. Новороссийск);

- печатные СМИ: специальное издание для молодёжи и студентов Краснодарского края «Молодёжный журнал» (при содействии департамента образования и науки Краснодарского края и Кубанского государственного университета), молодёжный журнал «Регион 93» (издание департамента молодёжной политики Краснодарского края), газета Сочинской городской молодёжной общественной организации «Наше время», газета «Кубанский университет» и др.

Однако ряд данных СМИ функционирует при поддержке лишь организаций или учебных заведений, при которых они существуют, зачастую находясь на самоокупаемости. Поэтому требуется усиление и создание единой системы государственной поддержки в развитии краевой региональной молодёжной прессы и расширение аудитории данных СМИ.

Вместе с тем социально-политическая обстановка на Кубани актуализирует проблему обеспечения информационной безопасности в сфере молодёжной политики. Молодёжная среда в Краснодарском крае полиэтнична, поликонфессиональна, а также различается по профессиональным и социальным признакам. В Интернете в свободном доступе размещены ресурсы самого различного содержания, в том числе отрицательного, и поток негативной информации оказывает деструктивное влияние на формирование личности и социализацию молодого человека [5;187-192].

Для современного этапа развития информационного пространства характерно отсутствие прямого контроля власти над СМИ, при сохранении

контроля косвенного, который осуществляется посредством различных политических технологий [6; 159]. Одной из главных проблем взаимодействия власти, общества и СМИ является процесс постепенной концентрации психологического, а затем и политического влияния СМИ, чему способствуют объективные экономические и технические причины. В настоящее время отмечается борьба за усиление влияния в сфере СМИ и за доминирование в информационном пространстве. Особенность российской действительности состоит в том, что СМИ - это не только средство тиражирования информации для общественности и инструмент создания в общественном сознании политической картины мира, но и канал, по которому к власти снизу поступает информация об общественных настроениях. Сегодня структуры государственного управления все больше заинтересованы в разъяснении и популяризации своей деятельности, в том, чтобы подготовленная ими информация доводилась до сведения общественности. В информационном обществе политика должна опираться на поддержку масс, поэтому власть вынуждена манипулировать общественным сознанием, создавая мифы и искажая реальную картину мира. В современных условиях информационное пространство - уже не просто сфера отношений СМИ и общества, но и поле политических баталий. И поскольку характер передаваемой информации определяется общественным спросом, этот спрос становится объектом политических манипуляций [6; 156-157].

Вместе с тем, в регионе произошла значительная трансформация информационного пространства и появились новые акторы, что необходимо принимать во внимание в процессе реализации и управления молодёжной политикой. Молодёжь и взрослая, социально и политически активная часть населения интенсивно использует для общения и получения оперативной информации социальные сети, блоги, тематические сайты с развитой интерактивной связью и т.д. [7; 285]. Местные печатные и электронные средства массовой информации перестают быть носителями эксклюзивной

информации локального масштаба, значительно уступают сетевым СМИ в оперативности предоставления сведений. Их возможности в информировании ограничены графиком выхода в печать и эфир, газетной площадью и временными рамками радио- или телепередачи. В то же время интернет-проекты могут предоставлять аудитории значительно большее количество текстовой, фото-, аудио- и видеоинформации, размещать её в любое время суток, не нуждаются в значительных технических ресурсах (типографии и др.). Всё это обеспечивает сетевым ресурсам явные и значительные конкурентные преимущества [8; 143].

При разработке путей и механизмов информационного взаимодействия с молодёжью можно использовать федеральный опыт. Так, в апреле 2010 года состоялся открытый конкурс на право заключить государственный контракт на выполнение работ по мероприятию: "Информационное сопровождение

молодежной политики". Организатором выступило Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь). Конкурс проводился в целях роста активности молодежи в различных областях путем информационной и организационной поддержки значимых для развития молодежной политики мероприятий идей. Среди заявленных требований было: разработка и согласование с представителем заказчика медиа-плана информационного обеспечения ключевых мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи; осуществление рассылки не менее тридцати пресс-релизов по заявкам Федерального агентства по делам молодежи в редакции федеральных печатных и электронных СМИ; организация и проведение в пресс-центрах федеральных информационных агентств не менее шести пресс-конференций, направленных на анонсирование или подведение итогов мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи; поиск и привлечение информационных партнеров (не менее пяти СМИ) для информационного освещения мероприятий в сфере молодежной

политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи, организация постоянного взаимодействия с информационными партнерами (рассылка пресс-релизов, подготовка информационных материалов, их публикация, организация эксклюзивных интервью, организация размещения материалов информационных партнеров на мероприятиях и размещения логотипов информационных партнеров на социальной рекламе по согласованию с Федеральным агентством по делам молодежи и организаторами мероприятий); подготовка и размещение публикаций, согласованных с представителем заказчика, в федеральных печатных СМИ о ходе реализации мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи вне работы по привлечению информационных партнеров; подготовка и осуществление рассылки в редакции электронных СМИ, согласованных с представителем заказчика материалов о ходе реализации мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи, направленная на привлечение внимания к указанным мероприятиям и последующее их освещение в СМИ, взаимодействие с редакциями электронных СМИ по доработке разосланных материалов в соответствии с их редакционными требованиями; осуществление рассылки в редакции СМИ информации о ходе реализации мероприятий в сфере молодежной политики, проводимых в рамках плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи, направленная на привлечение внимания к указанным мероприятиям и последующее их освещение в СМИ, взаимодействие с редакциями СМИ при создании материалов (предоставление дополнительных материалов, организация съемок, интервью и т.п.) об указанных мероприятиях (сюжетов, интервью, публикаций и т.п.) [9]. Можно рекомендовать проведение аналогичных тендеров на оказание профессиональных услуг по проведению информационного сопровождения молодёжной политики Краснодарского края.

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о возрастающей роли связей с общественностью в процессе реализации молодёжной политики. Анализ выявил отсутствие системной работы по созданию устойчивого позитивного имиджа в глазах молодёжи исполнительного органа власти, реализующего молодёжную политику, молодёжной политики в целом. Информирование молодёжи происходит фрагментарно и бессистемно, нет единой стратегии и тактики информационного обеспечения и сопровождения молодёжной политики края.

Совершенствование информационной деятельности, повышение эффективности работы краевых органов власти, реализующих молодёжную политику, а также формирование с помощью СМИ и образовательных технологий толерантного сознания у молодых людей будет способствовать усилению влияния интеграционных процессов в сфере молодёжной политики.

Повышению эффективности связей с общественностью в управлении молодёжной политикой будет способствовать проведение мониторинга государственной молодёжной политики в Краснодарском крае, подготовка и публикация доклада о положении молодёжи в Краснодарском крае.

Таким образом, анализ современного молодёжного информационного пространства в Краснодарском крае показывает, с одной стороны, его развитие, а с другой - фрагментарность и бессистемность в информировании молодёжи о реализации молодёжной политики. Характерным для настоящего времени можно считать недостаточность использования органами власти, реализующих молодёжную политику, разных каналов информации для информирования и просвещения молодёжи. Поэтому требуется усиление и создание единой системы государственной поддержки в развитии краевой региональной молодёжной прессы и расширение аудитории данных СМИ. В этой связи следует признать необходимым условием развития молодёжной политики в Краснодарском крае и повышения эффективности её управления, наличие такой системы связей с общественностью, которая обеспечивала бы

оперативное и действенное информирование молодёжи, а также посредничество между молодёжным социумом и властью и трансляцию социально-политических значимых ценностей и идей.

Литература

1. Проблемы устойчивого развития региона: информационная

безопасность полиэтничного социума (на материалах Юга России): монография / под ред. В.М. Юрченко. Краснодар, 2011. С. 163.

2. См.: Состояние и перспективы информационного обеспечения

молодёжи, государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей: аналитические материалы Департамента государственной

молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей. [электр. ресурс]. http://dmp.mgopu.ru/ searchT opics.php?t1=3 &t2=1

3. Касьянов В.В. Роль средств массовой коммуникации в противодействии идеологии терроризма // Политическая безопасность Юга России. Краснодар, 2010. С. 429-430.

4. Поправки к Закону Краснодарского края от 4.03.1998 г. №123-КЗ «О государственной молодёжной политике в Краснодарском крае» (проект) // Голос - молодёжи! Межвыборный проект Ассоциации «Голос» «Гражданское участие в процессе разработки и принятия политических решений». Краснодар,

2009. С. 43-44.

5. Проблемы устойчивого развития региона: информационная

безопасность полиэтничного социума (на материалах Юга России): монография / под ред. В.М. Юрченко. Краснодар, 2011. С. 187-192.

6. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис. 2004. № 3. С. 159.

7. Умнова Е.Ю. Мониторинг блогосферы СКФО как элемент противодействия региональным рискам экстремизма // Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков

экстремизма: Сборник тезисов докл. межрегион. науч.-практ. конф. Ростов н/Д.,

2010. С. 285.

8. Этнополитические процессы на Юге России: от локальных к блоковым конфликтам / Авксентьев В.А., Зинёв С.Н., Лавриненко Д.А., Лепилкина О.И., Майборода Э.Т. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. С. 143.

9. Первый сайт о социальной рекламе в России. [электр. ресурс]. http://www.1soc.ru/pages/view/186.

Рецензент:

Галкина Елена Вячеславовна, доктор политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.