Научная статья на тему 'Социальное партнерство в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ'

Социальное партнерство в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6136
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТЫ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СУБЪЕКТЕ РФ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харченко А. А., Заслонкина О. В., Дровникова О. Н.

В статье идет речь о необходимости использования модели социального партнерства в процессе реализации государственной молодежной политики. Описываются условия, принципы, механизмы социального партнерства в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ. Отражено видение социального партнерства, его значения, условий и перспектив успешного социального партнерства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ»

УДК 35.088.8:323-053.6

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТЕ РФ

А.А. ХАРЧЕНКО11 О.В. ЗАСЛОНКИНА21 О.Н. ДРОВНИНОВА31

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

1)е-таіІ: [email protected]

2)е-таіІ: [email protected]

В статье идет речь о необходимости использования модели социального партнерства в процессе реализации государственной молодежной политики. Описываются условия, принципы, механизмы социального партнерства в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ. Отражено видение социального партнерства, его значения, условий и перспектив успешного социального партнерства в регионе.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, социальное партнерство, партнерский подход, субъекты партнерских отношений, модель социального партнерства в субъекте РФ.

з)[email protected]

Термин «социальное партнерство» - относительно новый для современной России. Как правило, его смысл раскрывается через идею налаживания конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.

Детерминантами социального партнерства следует считать комплекс средовых и субъективных факторов (рисунок)1.

Рис. Детерминанты социального партнерства

К социальному классу детерминант относятся: общее состояние и уровень развития социума, тип общественного (государственного) устройства, уровень развития гражданского общества, экономическую и социально-политическую структуру общества, сложившаяся социальная стратификация, специфика ценностно-нормативной системы, су-

1 Ховрин А. Ю. «Социальное партнерство в сфере реализации молодежной политики» // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук по специальность 22.00.08 - социология управления, Нижегородский государственный университет им.

Н.И. Лобачевского, 2010г.

ществующие традиции и национальные особенности, степень приемлемости и фактической распространенности партнерских взаимодействий.

Наиболее значимым организационно-управленческими детерминантами являются:

- позиция государства как ведущего социального института, связанная с наличием или отсутствием ориентации на использование в социальном управлении органами власти субъект-субъектного (партнерского) подхода в их взаимодействии с гражданами, социальными группами, деловыми организациями;

- осуществление властью целенаправленной диффузии партнерских методов и инструментов управления в различные сферы, направления и на различные уровни общественной жизнедеятельности;

- наличие правовых регуляторов партнерской деятельности;

- степень разработанности теоретического и технологического обеспечения, создания и управления социальными партнерствами.

К разряду ситуационных факторов относятся вид предметной области, тип и масштаб задач, решаемых с помощью применения потенциала партнерства. В этом качестве также могут рассматриваться наличие необходимых ресурсов информационного обеспечения, степень актуальности поставленных задач и др. Особое влияние на партнерские взаимодействия оказывают субъектные факторы, прежде всего тип и статус партнеров. Также одним из значимых факторов, обусловливающих возможность и успех взаимодействия, является признание субъектами друг друга в качестве равноправных участников интеракций (проблема идентификации, признания «другого как равного»).

Успеху партнерства способствует и степень общности, взаимодополняемости интересов (особенно в случае их «разновекторности») и готовности к их реализации у партнеров. Последние два фактора могут быть одновременно интерпретированы и как субъектные, и как ситуационные.

Партнерский подход достаточно активно развивается в сфере реализации государственной молодежной политики. На его основе осуществляется развитие молодежного самоуправления, молодежного парламентаризма.

Партнерский подход эффективен при привлечении молодых людей и молодежных организаций для выполнения задач, связанных с проведением акций, мероприятий, программ, адресованных подрастающему поколению2. Использование социального партнерства целесообразно и при решении проблемы кадрового обеспечения государственной молодежной политики. При этом речь должна идти о создании партнерства между профильными органами власти, их учреждениями, высшими учебными заведениями и молодежными общественными объединениями.

Социальное партнерство в сфере реализации государственной молодежной политики в субъекте РФ можно определить как особый тип созидательных и неконфронтационных общественных взаимодействий между ее субъектами. Их предметом является решение актуальных проблем молодого поколения через его вовлечение в процессы реализации государственной молодежной политики, использование потенциала молодежи для осуществления задач, имеющих важное общественное значение.

Основными принципами социального партнерства в сфере государственной молодежной политики являются3:

- уважение и учет интересов участников соглашения;

- заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;

- соблюдение социальными партнерами норм законодательства Российской Федерации, других нормативных актов, которыми руководствуются партнеры;

- наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей при ведении переговоров и во время подписания соглашения о партнерстве;

2 Петров А. В., Сунарчина М. М. Региональные проблемы социального партнерства в условиях современных глобальных трансформаций // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 89-93.

3 http://cafedra-orm.ru/ffles/lekcia_efimova.ppt#267 (дата обращения 14.03.2014)

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

- равноправие и доверие сторон, вступающих в отношения социального партнерства;

- невмешательство в дела друг друга, что означает, что ни детская общественная организация, ни органы студенческого самоуправления не вправе вмешиваться во внутренние дела друг друга;

- свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

- добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

- регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

- реальность обеспечения принятых партнерами обязательств, то есть объектом соглашения о партнерстве должны стать только обеспеченные своими средствами и ресурсами мероприятия и др.

Изучение основных документов, регулирующих государственную молодежную политику, и социальная практика в Орловской области показывают, что в ее реализации постепенно включается все большее число социальных субъектов, а это создает возможности для установления партнерских отношений между ними.

Субъекты социального партнерства в молодежной сфере и формы их взаимодействия могут быть представлены на схеме 1.

Субъекты социального партнерства в молодежной сфере и формы их взаимодействии

Со стороны властных структур субъектами партнерских взаимодействий в реализации государственной молодежной политики являются органы государственного и муниципального управления, непосредственно осуществляющие молодежную политику в регионе, другие органы власти любых уровней, должностные лица, государственные и муниципальные организации и учреждения (схема 2).

Региональные и муниципальные субъекты, реализующие молодежную государственную полити ку

любой организационно-правовой формы, соответствующей современному законодательствуТ

Механизмы взаимодействия, направленные на совершенствование реализации ГМП

непосредствен

партнерства

Субъекты

Субъекты, реализующие * редпринимательскую деятельность на данной территории

Органы государственного и муниципального управления данной территории

Программы и формы дифференцированного финансирования реализации ГМП

Субъекты, влияющие на уровень развития социального партнерства в сфере реализации молодежной политики

Субъекты предпринимательской деятельности, функционирующие на территории РФ

Международные организации и инвестиционные фонд =>і

Схема 1. Субъекты социального партнерства в молодежной сфере

Схема 2. Субъекты партнерских отношений в регионе

Со стороны молодежи и общества в роли социальных партнеров в сфере реализации государственной молодежной политики в Орловской области выступают:

- молодежные и другие общественные объединения, как обладающие, так и не обладающие статусом юридических лиц;

- органы ученического, студенческого и общественного самоуправления;

- коммерческие и некоммерческие организации, созданные молодежью и взрослыми гражданами и оказывающие социальные и другие услуги молодежи.

Сегодня наиболее социально значимыми и распространенными формами партнерства в сфере реализации государственной молодежной политики являются:

- реализация государственных и муниципальных заказов на выполнение молодежными общественными объединениями работ, оказание услуг по осуществлению программ и проектов для детей и молодежи;

- поддержка и развитие деятельности студенческих педагогических отрядов и других молодежных организаций воспитательной направленности;

- содействие деятельности молодежных жилищных комплексов;

- участие молодежи в волонтерских движениях;

- деятельность структур молодежного, студенческого и ученического общественного самоуправления, в том числе развитие молодежного парламентаризма.

Основные программы социального партнерства в Орловской области решают достаточно широкий спектр задач (таблица).

Таблица

Программы социального партнерства в Орловской области

Сфера Формы

деятельности партнерства

Образование Грантовые конкурсы для студентов и преподавателей. Стипендиальные программы. Программы профессиональной ориентации. Программы развития специальных навыков, адресованные отдельным категориям жителей (инвалидам, детям-сиротам и т.д.)

Здоровый образ жизни Корпоративные спортивные программы (для сотрудников и членов семей). Городские спортивные мероприятия.

Поддержка детского и юношеского любительского спорта. Развитие новых видов спорта, востребованных среди молодежи.

Социальная среда Грантовые конкурсы для общественных и муниципальных организаций, оказывающих социальные услуги жителям. Акции с участием жителей, муниципальных работников и т.д. Программы развития добровольчества. Целевые программы, направленные на повышение социальной адаптации детей-сирот, пожилых, инвалидов и т.д.

Культура Целевые программы, направленные на повышение знания жителями города своей культуры и истории. Поддержка объектов культуры (включая акции и специальные мероприятия).

Представители молодого поколения при финансовой, организационной, методической поддержке органов государственной власти и местного самоуправления области ведут самую разноплановую деятельность в интересах молодежи.

Наиболее полной и интересной с точки зрения получения целого ряда позитивных социальных эффектов является партнерская (государственно-общественная) модель реализации государственной молодежной политики, созданная в г. Орел. Она включает следующие компоненты стратегии социального партнерства:

- партнерское мышление;

- взаимное дополнение;

- долевое участие;

- разнообразие форм объединения субъектов партнерства;

- поэтапное использование технологий партнерства.

Партнерское мышление представляет собой привычку видеть лучшее в человеке, уважительно относиться к чужому мнению, стремиться понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения. Главное в партнерстве не получать, а планировать то, что ты способен отдать тем, кто нуждается в твоей помощи и поддержке. Быть партнером означает: разделять идеи тех, с кем вы договариваетесь о совместной деятельности, принимать самое активное участие в запланированной и оформленной соответствующим соглашением совместной деятельности, самостоятельно выбирая тип этой деятельности, выполняя принятые на себя обязательства.

Взаимное дополнение, или «принцип взаимной дополнительности» в партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результата каждый должен делать то, что он делает лучше других. Если у молодежной общественной организации отработаны связи с общественностью, если есть возможность непосредственно контактировать со средствами массовой информации, то она может предложить осуществлять именно это направление в рамках предполагаемого соглашения о социальном партнерстве. В этом случае органы самоуправления, как партнеры, подписывающие договор о партнерстве, должны предложить со своей стороны какой-либо вид деятельности, в котором они уже «преуспели», например, свой Интернет-сайт для размещения необходимой информации. Такое объединение по принципу «взаимной дополнительности» существенно повышает результативность социального партнерства.

Несмотря на кажущуюся очевидность, внедрение такого подхода на практике требует значительных усилий. И, как правило, связано с необходимостью отказа от привычных схем работы, сложившихся стереотипов, сопряжено с преодолением, а точнее «согласованием» личных амбиций лидеров молодежных общественных организаций и активистов студенческого самоуправления.

Долевое участие в обеспечении совместной партнерской деятельности предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта результата, который невозможно получить вне партнерства. Каждый вносит то, что у него есть. И, прежде всего, это человеческие ресурсы, финансы, материальные средства, информация и т.д. Если, например, детская (молодежная) общественная организация располагает эф-

фективными программами социально-психологического тренинга по подготовке лидеров и в ее рядах есть компетентные тренеры, то она может предложить именно этот ресурс.

Долевое участие принципиально важно для реализации технологии социального партнерства, так как партнерство предполагает, прежде всего, равенство сторон, при этом каждая обязуется внести в рамках подписанного соглашения свой имеющийся ресурс или несколько ресурсов.

Разнообразие форм объединения субъектов партнерства. В социальном партнерстве участвуют или могут участвовать несколько типов субъектов: органы государственного и муниципального управления, негосударственные некоммерческие организации, коммерческие предприятия, бюджетные организации, наконец, просто граждане, молодежные общественные организации и органы студенческого самоуправления. Степень их взаимодействия может быть различна, начиная от обмена информацией и заканчивая формированием совместных партнерств - физических и юридических лиц, чья специально организованная деятельность имеет своей целью социальноэкономическое развитие города, школы и т.п.

Формы объединения усилий субъектов партнерства могут быть самыми разнообразными и существенно зависят от конкретных условий и местных инициатив. Стратегически важно понимать и главное - принимать это разнообразие и изначально отказаться от попыток использования единых схем и «проверенных» решений. При этом важно понимать, что основа партнерства люди, их участие в решении социальных проблем, а цель повышение качества их жизни.

Целью реализации партнерских принципов в этой модели является обеспечение максимально полного вовлечения молодых граждан не только в процессы осуществления государственной молодежной политики, но и в другие направления жизнедеятельности городского и местных сообществ. Это достигается за счет сбалансированного, оптимального сопряжения систем государственного и муниципального управления с упорядоченной совокупностью разноуровневых (городских и районных) органов молодежного общественного самоуправления4.

Примером партнерских отношений может служить взаимодействие государственных органов власти, органов местного самоуправления и молодежного правительства.

Рассмотрим данный вопрос на примере взаимодействия Департамента образования и молодежной политики Орловской области, Управления по делам молодежи, молодежного правительства, отдела по организации работы межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела молодежных программ, отдела патриотического воспитания и молодежной политики, молодежных общественных организаций и др.

Целью формирования и развития партнерских отношений между указанными субъектами является максимальное использование возможностей сторон для повышения эффективности реализации государственной молодежной политики за счет улучшения качественных и количественных характеристик ее кадрового потенциала, создание актуального научно-методического обеспечения данной сферы на областном и районном уровнях. В этом контексте сотрудничество сторон полностью соответствует их собственным и общественным интересам. В соответствии с Законом Орловской области от 3 декабря 2010г.№ 1154-ОЗ «О государственной молодежной политике в Орловской области», в целях вовлечения молодежи в решение социально-экономических проблем региона Правительство Орловской области утвердило положение о молодежном правительстве Орловской области.

В числе основных целей молодежного правительства является участие молодежи в формировании концепции социально-экономического развития Орловской области, содействие в привлечении молодых граждан к непосредственному участию в формировании и осуществлении молодежной политики области, а также формирование правовой и политической культуры, поддержка созидательной гражданской активности.

4 Харченко А.А., Судоргин О.А., Логвинов Л.С. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. Орел, 2012. С. 10-15.

Молодежное правительство в регионе решает ряд задач. В частности, обеспечивает участие представителей молодежи региона в деятельности Правительства Орловской области и иных исполнительных органах государственной власти области; вносит предложения по реализации планов социально-экономического развития региона и совершенствованию системы государственного управления в Орловской области. Кроме того, молодежное правительство оказывает содействие в реализации основных направлений государственной молодежной политики в Орловской области, пропаганде среди молодежи ее целей и задач. Молодежное правительство Орловской области имеет право участвовать в разработке и предварительном обсуждении проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти региона; организовывать совещания, круглые столы, консультации; вносить предложения в повестку дня заседаний Правительства Орловской области, готовить к заседаниям необходимые материалы, а также ряд других прав.

Молодежное правительство Орловской области активно участвует в подготовке и проведении массовых мероприятий с молодежью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшим направлением применения молодежных партнерских практик является деятельность структур молодежного общественного самоуправления, функционирующих при органах государственного и муниципального управления различного уровня (молодежные общественные советы и палаты, студенческие правительства дублеров и т.д.), на предприятиях (советы молодых специалистов, молодых ученых и др.), в учебных заведениях общего и профессионального образования.

Таким примером может служить взаимодействие Орловского филиала РАНХиГС с молодежными общественными объединениями и организациями военнопатриотической направленности.

Следует выделить еще один аспект партнерских отношений в сфере реализации государственной молодежной политики - это научно-методическое партнерство. Оно предполагает совместное проведение органами власти и научным сообществом вуза комплексных научных исследований, нацеленных на изучение состояния молодежи, осуществление мониторинга протекающих в молодежной среде процессов, выявление тенденций и проблем развития молодого поколения всей сферы государственной молодежной политики.

Таким образом, социальное партнерство, осуществляемое в сфере реализации государственной молодежной политики, позволяет не только решать проблемы молодежи, но и способствует внедрению в молодежную среду идей, принципов, социальных практик партнерства, общественного диалога, поиска консенсуса. Это обеспечит стабильное развитие отечественного социума, придаст ему большую степень к кризисными ситуациями, сформирует умения антикризисного управления.

В результате молодые граждане, освоившие партнерские методы и технологии, смогут предотвращать, разрешать различные конфликтные ситуации, добиваться достижения актуальных личных и общественных целей исключительно мирными, социальноприемлемыми способами.

Список литературы

1. Ховрин А. Ю. Социальное партнерство в сфере реализации молодежной политики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. 22.00.08 -социология управления. - Нижний Новгород, 2010.

2. Петров А. В., Сунарчина М. М. Региональные проблемы социального партнерства в условиях современных глобальных трансформаций / / Общество. Среда. Развитие. - 2011. № 2. - С. 89-93.

3. Ховрин А.Ю. Социальное партнерство в государственной молодежной политике:

реализация потенциала студенчества // Интеграция образования №1-2, 2005. С 7 -12 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-gosudarstvennoy-molodezhnoy-

politike-realizatsiya-potentsiala-studenchestva

4. Харченко А.А., Судоргин О.А., Логвинов Л.С. Государственная молодежная политика в Российской Федерации.- Учебно-методическое пособие. - Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2012. - 490 с.

5. Заслонкина О.В. К вопросу о студенческом самоуправлении в образовательном учреждении // Экономические и гуманитарные науки: Орел: Орел ГТУ, 2010. Стр. 3-6.

SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF STATE YOUTH POLICY IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. KHARCHENKO11 O.V. ZASLONKINA21 O.N. DROVNIKOVA31

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

The article deals with the need to use the model of social partnership in the implementation of state youth policy. Describes the conditions, principles, mechanisms of social partnership in the implementation of state youth policy in the subject of the Russian Federation. Reflected a vision of social partnership, its values, conditions and prospects for successful social partnership in the region.

Keywords: youth, state youth policy, social partnership, a partnership approach, subjects partnership model of social partnership in the subject of the Russian Federation.

1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.