Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление в контексте социального партнёрства'

Студенческое самоуправление в контексте социального партнёрства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
650
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПАРТНЕРСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / STUDENTS' SELF-GOVERNMENT / SOCIAL PARTNERSHIP / PARTNER INTERACTIONS / EDUCATION / STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ховрин Андрей Юрьевич

В статье обоснован взгляд на студенческое самоуправление как на феномен социального партнерства студенчества, администраций образовательных учреждений, органов власти и общественных объединений, принимающих участие в реализации государственной молодежной политики. Выделены особенности и принципы партнерских взаимодействий студенческого самоуправления с субъектами воспитания и органами реализации государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' self-government in the context of social partnership

The view on the student's self-government as a phenomenon of social partnership of students, administration of educational institutions, authorities and the public associations which are taking part in realization of state youth policy is proved. Features and principles of partner interactions of students' self-management with subjects of education and realization of state youth policy are described.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление в контексте социального партнёрства»

А.Ю. ХОВРИН, доцент «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского

Студенческое самоуправление в контексте социального партнёрства

В статье обоснован взгляд на студенческое самоуправление как на феномен социального партнерства студенчества, администраций образовательных учреждений, органов власти и общественных объединений, принимающих участие в реализации государственной молодежной политики. Выделены особенности и принципы партнерских взаимодействий студенческого самоуправления с субъектами воспитания и органами реализации государственной молодежной политики.

Ключевые слова: социальное партнерство, партнерские взаимодействия, студенческое самоуправление, воспитание, государственная молодежная политика.

Значимой тенденцией развития совре- сийской Федерации соответствует действу-

менного российского общества является постепенное увеличение представленности на всехуровнях его функционирования различных форм общественных отношений, которые возникают в результате самоорганизации и равноправного сотрудничества социальных субъектов. С одной стороны, она обусловлена политикой государства, выраженной в обоснованном отказе от применения исключительно властно-распорядительных и принудительных методов управления, с другой - подкрепляется общественными экспектациями установления прочного гражданского мира, достижения общественной стабильности, обеспечения устойчивого развития страны. Как показывает история, индивиды, социальные группы, взаимодействуя друг с другом на основе учёта взаимных интересов контрагентов, отказа от конфликта и обладая нацеленностью на обретение согласия по интересующим их вопросам, способны реализовать общие цели более эффективно.

Именно такой способ социального взаимодействия, выраженный в поиске, нахождении баланса интересов и ведении совместной деятельности по их удовлетворению, можно считать социальным партнерством. Его специфику характеризуют следующие черты: рациональность, симметричность, добровольность (или нормативная заданность) [1, с. 134].

Развитие социального партнерства в Рос-

ющим международным правовым нормам и практикам, исторически сложившимся в странах Западной Европы, США и в других развитых экономиках. Необходимо, однако, отметить, что в последних социальное партнерство имеет в основном моносферную (социально-трудовую) локализацию, вызванную тем, что европейская и англосаксонская традиции развития социума базируются на либерально-индивидуалистических идеях общественного договора, ценности прав человека, подчиненности власти интересам общества, субсидиарности, фактах длительного функционирования различных гражданских организаций, института местного самоуправления.

Постсоветская Россия не обладала подобным опытом, и поэтому радикальная демократизация общественной жизни, новое (прогрессивное по своей сути) государственное устройство страны, либерализация экономических отношений предопределили необходимость более широкого внедрения социального партнерства в общественную жизнедеятельность. В отечественной версии его особенностями стали:

■ многоцелевое применение партнерских взаимодействий в различных общественных сферах;

■ разворачивание партнерства на всех уровнях социального управления;

■ нормативное регулирование(в отдельных случаях) партнерских взаимодей-

ствий положениями федерального, регионального и местного законодательства;

■ активная позиция государства, выраженная как в использовании партнерских подходов при формировании и/или модернизации его отношений с субъектами общества, так и в стимулировании внедрения партнерских методов организации социальных взаимодействий, осуществляемых без непосредственного участия государства;

■ рассмотрение социального партнерства как общественного феномена, обладающего в основном позитивной модальностью.

В настоящее время можно найти множество примеров социального партнёрства. Создана и активно действует Общественная палата Российской Федерации. Аналогичные структуры формируются на региональном уровне. При Президенте Российской Федерации, федеральных и региональных органах исполнительной власти работает ряд общественных советов, объединяющих в своем составе представителей власти, общественности, бизнес-сектора. Продолжает продуктивно развиваться социальное партнерство в сфере регулирования трудовых отношений. Партнерство сегодня стало апробированным способом взаимодействия политических партий, деловых и общественный организаций, социальных групп, властных структур.

Позитивным по своему характеру является внедрение основ социального партнёрства в сферу реализации государственной молодёжной политики (ГМП). Возникновение идеи и конституирование ГМП в нашей стране относится к периоду конца 80-х - начала 90-х гг. Во многом она была призвана сыграть роль своеобразного «ответа » на противоречия между идеологизированным устройством советского общества и пассивной ролью молодежи в процессах общественного развития, не соответствующей её социальным потребностям и ожиданиям. Молодое поколение тогда выполняло функции политического, трудово-

го, профессионального «резерва» общества.

Напротив, молодежная политика нового российского государства оказалась направленной на создание комплекса условий, обеспечивающих полноценный старт молодых людей в самостоятельную жизнь, формирование конкурентоспособного, успешного в различных аспектах молодого поколения, включение молодёжи в процессы реформирования общества. Ведущей сущностной характеристикой этого направления государственной социальной политики стало закрепление в качестве ее субъектов молодых граждан, молодежных объединений и их ассоциаций.

Важнейшими принципами, определяющими бинарный статус молодежи в системе ГМП (одновременно как ее «объекта» и «субъекта»), стали следующие. Это, во-первых, принцип сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в реализации ГМП. Во-вторых, привлечение молодых граждан к непосредственному участию в процессах формирования и осуществления ГМП, а также программ, касающихся молодежи и общества в целом. Данные положения были зафиксированы в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. №5090-1 «Об основных направлениях Государственной молодежной политики в Российской Федерации» [2, с. 63]. Таким образом, именно в данном документе было зафиксировано партнерское видение государством основного назначения ГМП и «субъект-субъектного» способа управления ее реализацией.

Однако любое партнёрство - это диалог сторон, их совместная деятельность по выявлению общих или трансформации раз-новекторных интересов в совпадающие и, безусловно, достижение общих целей. Это предполагает наличие упартнёров определённой степени управленческой, социальной, коммуникативной, психологической и профессиональной компетентности. Кроме того, участие в партнёрстве требует от сто-

рон добровольного принятия на себя ответственности за ведение совместной деятельности и её результаты. Поэтому в случае, когда одним из партнёров является «молодёжь » как субъект, а предметом партнерства - работа с молодёжью, следует говорить об обязательности наличия у такого субъекта минимально необходимой степени социальной и профессиональной зрелости [3].

Практика показала, что в рассматриваемой сфере наиболее эффективным является профильное партнёрство органов по делам молодёжи, органов управления образованием, подведомственных им учреждений с молодёжными общественными объединениями. И особое место в их ряду занимают органы студенческого самоуправления.

Отдельные и иногда успешные попытки сформировать студенческое самоуправление предпринимались в советских вузах уже в конце 80-х гг. Более активно это направление работы стало развиваться в последующем десятилетии. Но переломными моментами в развитии студенческого самоуправления стали два события: утверждение Программы развития воспитания в системе образования в России на 19992001 гг. и проведение в 2001 г. по инициативе Департамента по молодежной политике Минобразования России Всероссийского студенческого форума.

В его резолюции студенчество рассматривается как особая социальная группа молодежи, обладающая хорошо развитыми навыками ведения общественной деятельности, способностью к адаптации в сложных условиях. Студенчество при создании определенных управленческих, правовых, экономических, информационных и прочих условий необходимо рассматривать в качестве действенного партнера администраций образовательных учреждений, органов по делам молодежи, органов управления образованием, других организаций, ведущих работы с молодежью. Такой подход к оценке студенчества оказался резуль-

тативным как для самой молодежи, так и для государства, местного самоуправления, системы профессионального образования, сферы реализации ГМП.

За прошедшие годы органы студенческого самоуправления (ОССУ) стали не просто массовым социальным явлением, а фактически атрибутом государственных систем высшего и среднего профессионального образования. Сегодня они существуют в форме общественных объединений, прошедших государственныую регистрацию, действуют в виде студенческих советов на основании положений, утвержденных руководителями или Учеными советами вузов, ссузов. Часть органов студенческого самоуправления представляют собой первичные организации общероссийских или региональных молодежных общественных объединений. Ряд других являются студенческими профсоюзами.

Анализ практики работы ОССУ показывает, что их деятельность в образовательных учреждениях охватывает такие направления, как организация воспитания обучающихся, создание различных систем социального и педагогического сопровождения студентов и аспирантов, оказание материальной и иной помощи нуждающимся, проведение спортивно-массовой работы с молодежью, содействие в повышении качества образования. В последние годы актуальным становится применение их потенциала в работе, связанной с формированием позитивного имиджа вуза или ссуза во внешней информационной среде. Профессиональная ориентация старшеклассников и других категорий абитуриентов, взаимодействие с администрациями школ, лицеев, родительскими комитетами всё чаще включаются в диапазон практик студенческого самоуправления.

Активность ОССУ не ограничивается этими формами. Наблюдается тенденция масштабного распространения деятельности этих структур за пределы своих образовательных учреждений. Происходит интенсификация их взаимодействия с различ-

ными социальными субъектами, ведущими работу с молодежью и заинтересованными в позитивном использовании потенциала студенчества в решении актуальных социальных проблем. В ряду этих субъектов ведущее место занимают органы по делам молодежи и подведомственные им учреждения. Ведь студенчество, обладая определенной пространственной локализованно-стью, относительно высоким уровнем культуры, некоторыми профессиональными и социальными компетенциями и будучи структурировано в рамках студенческого самоуправления, оказывается способным активно сотрудничать на партнерской основе с различными субъектами ГМП.

Это выражается в совместной организации деятельности студенческих строительных, сельскохозяйственных, сервисных и других трудовых отрядов, создание которых позволяет решить задачу дополнительной занятости молодежи. Крайне важной является многоцелевая работа студенческих педагогических отрядов, которые не только периодически обеспечивают кадрами летние и зимние кампании оздоровления детей и подростков, но и все чаще функционируют на постоянной круглогодичной основе, ведут социально-педагогическую работу с подрастающим поколением по месту жительства. Представители ОССУ являются активными участниками различных творческих фестивалей и акций, проводимых органами по делам молодежи.

Студенческое самоуправление вносит серьезный вклад в развитие научной деятельности молодёжи. Ведущие вузы, ссу-зы, органы управления образованием, органы по делам молодёжи совместно с ОССУ организуют различные молодёжные научные конференции, форумы, семинары и другие аналогичные мероприятия. Со студенческой наукой достаточно тесно связано молодёжное предпринимательство, основанное на использовании наукоёмких технологий.

Создаваемые в муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации,

на федеральном уровне органы молодёжного общественного самоуправления в значительной степени формируются из числа наиболее активных и социально компетентных представителей студенческой молодёжи. Ранее полученный ими опыт общественной деятельности в вузах и ссузах эти молодые люди применяют для решения масштабных социально значимых задач.

Можно утверждать, что ОССУ по всему спектру основных направлений ГМП находятся в социальном партнёрстве с её субъектами, обретая в совместной деятельности, адресованной молодёжи, субъект-ность в рамках данного вида политики государства. Таким образом, идея создания ОССУ оказалась продуктивной не только для системы образования: она привела к обогащению палитры партнёрских взаимодействий между студенческими коллективами и социальными субъектами, действующими в различных общественных сферах. Обобщая, можно сделать вывод о том, что социальное партнёрство представляет собой ведущий механизм функционирования ОССУ и осуществления их деятельности во внешней среде.

В заключение выделим основные принципы партнёрского взаимодействия ОССУ с администрациями вузов и ссузов и другими социальными субъектами:

• принцип возрастания субъектности молодёжи в процессах управления партнёрской деятельностью;

• принцип соотнесенности масштаба и сложности задач социального управления со степенью управленческой компетентности кадрового состава ОССУ;

• принцип позитивной социальной направленности партнёрской деятельности, осуществляемой с участием ОССУ, выраженный в соблюдении баланса интересов личности, общества, государства;

• принцип обоснованного закрепления за ОССУ некоторых функций, управленческих полномочий с исключением их дублирования административными структурами;

• принцип информационной прозрачности деятельности партнёров;

• принцип оптимизации контроля за осуществлением деятельности партнёров в ходе совместной деятельности;

• принцип принятия сторонами ответственности за ход и итоги совместной деятельности;

• принцип развивающей поддержки деятельности ОССУ со стороны администраций вузов, ссузов, органов по делам молодёжи и других партнёров.

В целом студенческое самоуправление, основанное на принципах социального партнерства, не только существенно повышает результативность воспитательной работы с обучающимися, эффективность реализации государственной молодежной политики, но и способствует воспитанию молодых людей, обладающих навыками управления, коммуникации, более высоким уровнем

профессионализма. Для них характерно устойчивое понимание ценности партнерства как фактора гармонизации общественных отношений и средства достижения социальной стабильности.

Литература

1. Ховрин А.Ю. Социальное партнёрство:

сущность и классификация // Социально-гуманитарные знания. 2009. №5.

2. Государственная молодежная политика в

законодательстве Российской Федерации: Сб. документов / Под общ. ред. В.А. Лукова. М: Институт молодежи, 2000.

3. Ховрин А.Ю. Социальное партнерство как

механизм трудоустройства молодых специалистов // Высшее образование в России. 2008. №6. С. 134-137; Попов В.Р. Студенческое самоуправление: опыт сравнительного историко-социологического анализа // Вопросы образования. 2009. №2. С. 211-222.

KHOVRINA. STUDENTS' SELF-GOVERNMENT IN THE CONTEXT OF SOCIAL PARTNERSHIP

The view on the student's self-government as a phenomenon of social partnership of students, administration of educational institutions, authorities and the public associations which are taking part in realization of state youth policy is proved. Features and principles of partner interactions of students' self-management with subjects of education and realization of state youth policy are described.

Keywords: social partnership, partner interactions, students' self-government, education, state youth policy.

Готовность преподавателей к инновационным преобразованиям в высшей школе

В статье рассматривается вопрос о готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в высшей школе. Приводятся результаты исследования трудовой мотивации, профессиональной подготовленности и отношения преподавателей к реформе высшего образования.

Ключевые слова: высшая школа, инновационные преобразования, преподаватель, мотивация, профессиональная подготовленность.

Повсеместное введение двухступенча- внедрение новых образовательных стан-

той системы подготовки специалистов, дартов, ориентированных на формирова-

учет освоенного содержания образования ние компетенций, расширение академичес-

в виде накопительной системы кредитов, кой мобильности студентов, разработка

Л.Ф. КРАСИНСКАЯ, доцент Самарский государственный университет путей сообщения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.