Научная статья на тему 'Стратегическая сессия как инновационная форма инициирования и планирования проектной работы в образовательной организации'

Стратегическая сессия как инновационная форма инициирования и планирования проектной работы в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ / ПАСПОРТ ПРОЕКТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ХАКАТОН / ПИТЧ-СЕССИЯ / PROJECT MANAGEMENT OF SOCIAL PROCESSES / STRATEGIC SESSION / PROJECT PASSPORT / SOCIAL HACKATHON / PITCH SESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Наталия Николаевна

Проектное управление социальными процессами актуально для образовательной организации. Инициировать проект, формировать проектную команду, разрабатывать план проекта нужно на стратегических сессиях. Проектным командам активно взаимодействовать с экспертами, потенциальными заказчиками проектов, инвесторами можно на социальном хакатоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Session As An Innovative Form Of Initiating And Planning Project Work In An Educational Organization

Project management of social processes is relevant for an educational organization. You need to initiate a project, form a project team, and develop a project plan at strategic sessions. Project teams can actively interact with experts, potential project customers, and investors on the social hackathon.

Текст научной работы на тему «Стратегическая сессия как инновационная форма инициирования и планирования проектной работы в образовательной организации»

УДК 371

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ИНИЦИИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Калинина Наталия Николаевна,

доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, заведующая сектором научных разработок Учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов, Москва

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ АКТУАЛЬНО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОЕКТ, ФОРМИРОВАТЬ ПРОЕКТНУЮ КОМАНДУ, РАЗРАБАТЫВАТЬ ПЛАН ПРОЕКТА НУЖНО НА СТРАТЕГИЧЕСКИХ СЕССИЯХ. ПРОЕКТНЫМ КОМАНДАМ АКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ЭКСПЕРТАМИ, ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ ПРОЕКТОВ, ИНВЕСТОРАМИ МОЖНО НА СОЦИАЛЬНОМ ХАКАТОНЕ.

• проектное управление социальными процессами • стратегическая сессия • паспорт проекта • социальный хакатон • питч-сессия

Проектное управление социальными процессами является актуальной технологией для повышения эффективности профессиональной деятельности работников в образовательной организации.

Как инициировать проект, разработать его план, направленный на инновационное развитие организации, на решение проблем, которые уже давно назрели, наконец, как сформировать проектную команду, которая будет продуктивно работать и сможет реализовать разработанный план проекта? А что такое социальный хакатон1? Может ли этот формат стать полезным в проектном управлении образовательной организации?

На эти вопросы мы попробуем ответить в серии статей, посвящённых проектному управлению социальными процессами в образовательной организации. Начнём с рассмотрения алгоритма подготовки и проведения стратегической сессии, каждый модуль которой представляет собой законченный блок групповой работы и рассчитан на 4-8 учебных часов.

Далее покажем роль стратегической сессии в инициировании проектной работы и по-

пытаемся всё же оценить социальный хакатон как площадку динамичных межуровне-вых и межотраслевых взаимодействий участников проектных команд, консультантов, экспертов, потенциальных заказчиков проектов и инвесторов. В конце статьи будут рассмотрены рекомендации по формированию паспорта проекта и презентации инициированных проектов в формате питч-сессий2.

В статьях будущего года представим сценарии проведения каждого модуля сессии, подробнее поработаем над составлением плана проекта, приведём примеры проектных инициатив, которые были разработаны слушателями на курсах повышения квалификации по проектному управлению.

Итак, начнём с проектной работы в образовательной организации, старт которой может быть дан во время проведения стратегической сессии

[1]. Стратегическая сессия представляет собой групповую деятельность под руководством фасилитатора

1 Хакатон — это форум разработчи программного обеспечения, в рам которого специалисты из разных об тей этой сферы решают какую поставленную задачу.

2 Питч-сессия (от англ. pitch) — бро подача.

ков ках лас-либо

сок,

(модератора), в результате которой у участников сессии формируется стратегическое видение развития организации и социальных процессов в ней.

Во время проведения сессии происходит поиск и структурирование проблемных зон образовательной организации, формируются проектные инициативы.

Коллаборация3 социальных партнёров — педагогических работников образовательной организации, администрации и руководителя — на основе проектной работы повышает продуктивность их коммуникаций и обмен информацией. Коллаборация, в том числе, содействует и развитию исследований, дискуссий о перспективах развития образовательной организации [2].

Коллаборация в рамках проектной деятельности отличается от простого сотрудничества коллег наличием взаимного доверия, генерированием идей, постоянной заинтересованностью участников во взаимодействии при сохранении ими определённой независимости, а главное, коллаборация направлена на измеримый результат [3].

Оптимально разработанный сценарий стратегической сессии создаёт качественные процессы обсуждений между её участниками. Подбор актуальных методов фасилита-ции4 позволяет достичь желаемых результатов, а динамичная вовлечённость участников, комфортное пространство для диалога делают работу познавательной и продуктивной.

Профессиональная организация фасилита-тором групповой работы позволяет двигаться по разработанному плану, используя специальные групповые техники и избегая лишних разговоров и конфликтов. Поэтому участники стратегической сессии могут сфокусироваться на обсуждаемом вопросе без отклонений на другие темы.

При этом удаётся использовать опыт и идеи каждого, вовлечь всех участников в рабочую атмосферу. Групповая производительность растёт, что влияет на креативность

- и эффективность

3 Коллаборация (от англ. соПаЬогайоп) — работы по созданию сотРУдничество- плана проекта. Ис-

4 Фасилитация (от англ. facilitate) — помо- пользование техно-гать, облегчать, способствовать. логий фасилитации

развивает у будущих участников проектной команды культуру ведения диалога, формирует предпосылки создания инновационной проектной среды в образовательной организации [4].

Отметим также, что стратегическая сессия — это хороший инструмент для проведения различных педагогических и производственных мероприятий. Активное использование этого формата проведения коллективных мероприятий способствует повышению эффективности профессионального диалога между коллегами [5].

Стратегическая сессия в образовательной организации может проходить по разным сценарным планам: с использованием технологии Pinpoint, командообразующего тренинга, коллективного или группового обсуждения с защитой собственного проекта, активной групповой работы с элементами бизнес-тренинга.

Если цель традиционного тренинга — это получение новых знаний и формирование определённых навыков, приобретение аналитического опыта и закрепление его на практике, то стратегическая сессия необходима для того, чтобы появилась возможность принятия совместных решений, для генерации новых подходов в решении актуализированных педагогических и организационных задач, а также для выявления ограничений в их реализации.

Важными факторами, влияющими на успех проведения стратегической сессии, являются тщательная разработка подготовительного этапа, который занимает до 80% времени по отношению ко времени проведения самой сессии, активное использование технологий вовлечения участников проектной команды и креативный настрой.

Стратегическая сессия как мероприятие по формированию стратегического видения социальных и профессиональных трансформаций в организации и инициированию разработки социальных проектов развития может проводиться по следующему алгоритму [6].

В первом модуле стратегической сессии формулируются гипотезы оразличных компонентах программы инновационного

нонет тодш, прошы

развития образовательной организации, повышения эффективности профессионального диалога и о разработке планов действий по проверке этих гипотез на практике.

Гипотезы формулируются на основе предыдущего опыта партнёров и специальным образом структурированной теоретической базы, необходимой для проработки основных компонентов будущих проектов. В дальнейшем основой для разработки новых гипотез становятся результаты работы в межсессионный период.

Межсессионный период посвящается тестированию через практические действия выдвинутых гипотез: опросы целевых групп, проведение переговоров с коллегами, партнёрами и другими акторами инновационной среды. Результатами этой работы являются данные обратной связи от целевых групп.

В межсессионные периоды в сопровождении модератора также осуществляется и непосредственная разработка проектной командой плана будущего проекта.

Во втором модуле стратегической сессии осуществляется анализ результатов обратной связи от целевых аудиторий и формирование нового видения разрабатываемой проблемы, производятся выдвижение новых гипотез и/или уточнение и детализация параметров будущего проекта.

Третий модуль стратегической сессии направлен уже на формирование прототипа проектного офиса на базе проектной команды. Проектный офис в образовательной организации может стать элементом её организационной структуры.

Во время проведения четвёртого модуля стратегической сессии проектной команде или командам необходимо начать заниматься непосредственно проектной работой: построить «дерево проблем», инициировать тему проекта, разработать «дерево целей». Остальные виды проектирования — календарное планирование работ, учёт и минимизация рисков, разработка бюджета проекта, оформление паспорта проекта как итогового документа плана проектных работ — могут осуществляться

проектными командами в межсессионные периоды.

Итоговый план социального проекта, отражённый в паспорте проекта, представляет собой единый, последовательный и согласованный документ, включающий результаты планирования всех функций управления проектом и являющийся основой для выполнения и контроля проекта.

Пятый модуль стратегической сессии может проводиться в формате социального хакатона, если в образовательной организации над схожей проблематикой работали несколько проектных команд и подготовили несколько проектных инициатив. Социальный хакатон призван стать форумом разработчиков инновационных проектов в образовательной организации [7].

Социальный хакатон — это новый тип социальной активности, проектная сессия, в ходе которой проводится «мозговой штурм» со специалистами из различных профессиональных областей (связанных как с бизнесом, так и с социальной сферой экономики), с представителями органов исполнительной власти, а также с различными общественными организациями и объединениями.

Социальный хакатон является площадкой для динамичных межуровневых и межотраслевых взаимодействий участников проектных команд, консультантов, экспертов, потенциальных заказчиков проектов и инвесторов. Подобные инновационные форматы организации социальных взаимодействий позволяют партнёрам уже сразу после проведения этой сессии использовать её результаты в своей практической деятельности и выстраивать процесс взаимодействия по высокотехнологичному пути.

Технология проведения социального хака-тона может рассматриваться как эффективный инструмент генерации инновационных идей для будущих проектов в сфере социального партнёрства.

На площадке этого социально-образовательного мероприятия инициированные ранее новации через культуру перекрёстного «опыления» идей могут быть доведены до разработки плана их практической реализации.

Безусловно, социальный хакатон является достаточно новым форматом работы в образовательных организациях. Но такой «креативный марафон» по решению задач социального развития и кросс-секторальные взаимодействия участников проектных команд могут оказаться весьма полезными для повышения эффективности проектной работы.

Хакатон как «креативный марафон» и социальный акселератор по решению задач развития образовательной организации, общественных объединений, взаимодействия социальных партнёров может обеспечивать структурированный поиск новых направлений для инновационного развития организации, вовлечение высокопрофессиональных экспертов из числа специалистов бизнес-структур, специалистов из различных отраслей экономики, представителей органов исполнительной власти в социально значимую деятельность в качестве «интеллектуальных волонтёров».

Привлечение к участию в работе социального хакатона «интеллектуальных волонтёров» — это вторая и наиболее амбициозная цель хакатона. На экспертных площадках по обсуждению проблем повышения эффективности работы образовательной организации иной раз ощущается дефицит профессионалов из различных сфер экономики. Поэтому одним из решений данной проблемы может стать развитие профессионального волонтёрства, когда профессионалы из различных областей безвозмездно будут принимать участие в проектных «изысканиях».

Социальные хакатоны как раз могут стать площадкой для первого знакомства участников проектных команд и «интеллектуальных волонтёров». В рамках презентационной сессии участники команд дают разъяснения по уже реализуемым проектам, показывают результаты, делятся планами по их масштабированию. Если они смогут заинтересовать экспертов из числа профессиональных волонтёров в совместной работе, то в их лице они приобретут хороших партнёров для реализации будущих проектов, направленных на инновационные изменения своей организации.

В России движение профессионального волонтёрства «pro bono», к сожалению, в отличие от многих других стран не развито в должной степени [8]. Поэтому в данной ситуации необходимо учитывать следующее:

• планы проектов участников команд, которые разбираются в рамках социального хакатона, должны быть яркими и интересными, обязательно — с харизматичными лидерами;

• социальные хакатоны должны встраиваться в корпоративную социальную политику бизнес-структур и организаций общественного сектора экономики, что сделает участие в них для сотрудников этих институций статусным.

Таким образом, при подготовке хакатонов с участием профессионалов из числа руководителей образовательных структур, представителей бизнес-сообщества нужно очень тщательно подходить к отбору проектных команд, предложения которых планируется разобрать на хакатоне.

Необходимо также провести предварительную работу и с целью формирования пула «интеллектуальных волонтёров», чтобы включение этой деятельности стало одним из социальных приоритетов организаций, сегментом области корпоративной социальной ответственности. При этом социальные хакатоны могут позиционироваться не только как вклад компании или организации в развитие образовательного сообщества, но и как корпоративные мероприятия в сфере управления персоналом, так как совместная интенсивная работа на хакато-не по генерации идей является эффективным инструментом для сплочения коллектива.

Отметим, что при проведении социального хакатона необходима внешняя экспертиза подготовленных проектных предложений. Это позволяет, с одной стороны, получить профессиональную оценку проектных инициатив; с другой стороны, оценить продуманность и реалистичность предложений. Это может быть перечень вопросов, которые нужно будет доработать, например, в ходе проведения хакато-на, чтобы новаторские идеи стали реальными проектами.

Социальные хакатоны в образовательной организации рекомендуется проводить на регулярной основе для повышения эффективности социального и профессионального диалога, расширения партнёрского поля и активизации взаимодействий социальных партнёров.

Использование формата стратегической сессии для работы над планом проекта даёт максимальное усиление и возможность «прокачки» разрабатываемых инициатив проектными командами. Технология проведения стратегической сессии должна включать визуализацию всего процесса, его логистику, «пространство» для формирования общего и индивидуального намерения участников к конкретным действиям по итогам сессии.

Актуальным инструментом повышения мотивации к участию в работе стратегической сессии, продуктивному вовлечению педагогов в инновационный процесс является гей-мификация5. Геймификация как интеграция игровых элементов и механик в программы проведения сессий хорошо помогает в решении реальных «неигровых» профессиональных задач. Её внедрение в сессионной работе — дополнительный технологический ресурс, который провоцирует активность участников и актуализирует результаты проектирования [4].

Как инструмент визуализации успехов и достижений проектных команд, которые уже приступили к работе над планом проекта, через бейджи, очки, виртуальные доски почёта геймификация позволяет постоянно получать подтверждение полезности их деятельности со стороны не только руководства и модератора, но и коллег. Широкий спектр техник, применяемый в геймифика-ции, обеспечивает активное социальное взаимодействие партнёров.

Разрабатывая план проекта, как во время проведения стратегических сессий, так и в межсессионный период, необходимо учитывать следующие формальные позиции, связанные с оформлением паспорта проекта [6].

Титульная страница плана проекта должна содержать его название, данные об авторах, год и место составления. Если объём проек-

нонет тодш, прошы

та больше 5 страниц, то у него должно быть оглавление с указанием разделов и номеров страниц, но, как правило, план социального проекта не должен превышать 10 страниц. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, а главы были бы разделены на смысловые абзацы.

Использованные в тексте цитаты должны иметь сноски на источники, а если авторы использовали литературу, — в конце должен быть приложен список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания. В конце также должны быть перечислены источники материалов из Интернета. В печатном виде проектные работы оформляются в формате А4, в электронном варианте — на диске или флеш-носитее в формате рр1х.

На этапе завершения работы над планом проекта полезно провести самооценку разработанного материала по следующим критериям: актуальность выбранной темы, глубина её раскрытия, практическая ценность проекта, его композиционная стройность и обоснованность выводов.

Умение эффектно презентовать разработанный план проекта является неотъемлемой частью проектной деятельности. Выделить значимость и важность проекта для развития образовательной организации, лаконично и ярко рассказать об основных итогах проектной разработки — это залог успешного завершения всего обучения.

Выступление спикера проектной команды на презентационной сессии должно быть продолжительностью 7-10 минут, и столько же времени планируется на возможные вопросы от экспертной группы, которая будет работать в рамках сессии. Доклад должен сопровождаться компьютерной презентацией, в разработке которой можно выделить два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков (табл. 1, 2). _

При подготовке выступления, которое должно

5 Геймификация (от англ. датШеайоП) игрофикация, т.е. процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач.

Таблица 1

Оформление слайдов

Стиль Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями)

Фон Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один — для фона, один — для заголовка, один — для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, только если это необходимо. • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Таблица 2

Представление информации

Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде присутствует картинка, надпись должна располагаться под ней

Шрифты Для заголовков — не менее 24 пунктов. Для информации — не менее 18 пунктов. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)

Способы выделения информации Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объём информации • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: люди могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений. • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

быть предварительно обсуждено всеми участниками проектной команды, необходимо учитывать интерес и подготовку каждого из участников презентационной сессии, их осведомлённость о теме, с которой будет выступать спикер.

Для этого должен быть тщательно продуман план выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Если заранее определить ключевые моменты, на которые нужно сделать упор, и их последовательность, то восприятие выступления слушателями, а также экспертной группой будет максимально эффективно.

6 ElevatOr pitch (англ.) лифта.

презентация для

Отметим, что презентацию иницииро-

ванных планов проектов рекомендуется проводить в формате питч-сессий, т.е. краткой структурированной презентации проекта. На выступление спикеру отводятся счита-ные минуты, поэтому оно должно быть максимально доходчивым. Как правило, цель питча — заинтересовать потенциального заказчика социального проекта и привлечь финансирование [9].

По длительности выделяют три вида питчей. Если продолжительность питча 1 минута (elevator pitch6), то спикеру необходимо успеть кратко сказать о существующей проблеме, о её решении, которое предлагается в проекте, и осветить существующие перспективы по монетаризации данного проекта и/или источников финансирования.

Ноши, тодш, ппвеиты

Это самая короткая презентация проекта, которую можно успеть сделать даже во время поездки с инвестором в лифте. Основная цель — заинтересовать инвестора, чтобы получить приглашение на вторую встречу.

Если питч имеет продолжительность 3 минуты (idea pitch7), то состоит из следующих элементов: названия проекта, проблемы, решения, объёма рынка, модели реализации, состава команды, заключения и контактов. Данный вид питчинга наиболее часто практикуется в представлении стартапов и при конкурсном отборе.

Питч продолжительностью 7-10 минут (funding pitch8) включает все блоки из предыдущего плюс описание конкурентов, стратегии выхода на рынок, актуальные позиции и необходимые инвестиции.

Качественный питч имеет жёсткую структуру и строится из чётких логических блоков, которые мы представим как советы выступающим.

1. Название проекта. В начале выступления необходимо ограничиться лишь названием проекта. Не стоит тратить время на представление себя и рассказ обо всех членах проектной команды, оставьте это на специально выделенную на это часть презентации.

2. Проблема. Лучше всего преподносить её в виде истории, во время рассказа которой у присутствующих возникнут ассоциации и визуальные образы проблемы.

3. Решение. Просто, кратко и доступно объясните решение проблемы и его отличительные особенности по сравнению с уже имеющимися аналогами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Объём рынка. Опишите целевую аудиторию на данном этапе существования проекта.

5. Модель реализации. Раскройте источники финансирования.

6. Команда. Расскажите о специалистах, которые есть в команде, об их достижениях.

7. Заключение. Осветите самые важные позиции, которые должны остаться в памяти присутствующих.

8. Напишите свои контакты.

Кроме того, при формировании питча спикеру необходимо основательно подготовиться к выступлению, например потренироваться перед зеркалом; в презентационном докладе следует избегать специфических терминов, длительных объяснений, ложных сведений, а в компьютерной презентации — большого количества текста в слайдах.

Процесс подготовки питч-презентации преследует двойную цель. Помимо создания внятного рассказа о своём проекте аудитории и побуждения присутствующих к какому-то действию, например назначению следующей встречи для более детального обсуждения проекта, второй важный аспект — это самому понять, что делать дальше.

Эти рекомендации хоть и относятся в большей степени к бизнес-сфере, но могут быть использованы и при выступлении спикера на презентации плана социального проекта в образовательной организации. □

Литература

1. Калинина Н.Н. Альянс социальных партнёров: от коллаборации в обучении к эффективному социальному диалогу // Вестник Ин ститута дружбы народов Кавказа. — 2018. — № 3. — С. 95-104.

2. Калинина Н.Н. Новый формат обучения социальных партнёров // Вестник Института дружбы народов Кавказа. — 2018. — № 4. — С. 75-81.

3. Василенко Н.В. Институциональные особенности коллаборации в организационных структурах инновационной экономики // Экономический портал. [Электронный ресурс]. — URL: http:// institutiones.com/innovations/2866-institucionalnye-osobennosti-kollaboracii. html (дата обращения: 20.12.2019).

4. Калинина Н.Н. Трансформация образовательной среды для повышения эффективности обучения социальных партнёров // Школьные технологии. — 2018. — № 4. — С. 40-45.

7 Idea pitch (англ.) — подача идеи.

8 Funding pitch (англ.) — шаг к финансированию.

5. Эртель К., Соломон Л.К. Стратегическая сессия. Как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем. — М: Альпина Паблишер, 2015. — 248 с.

6. Калинина Н.Н. Инновационные механизмы социального партнёрства: учёб.-метод. пособие. — М.: УИЦ Московской федерации профсоюзов, 2018. — 66 с.

7. Инкубатор социально ориентированных некоммерческих организаций: Методические рекомендации по запуску программы на базе ресурсных центров СО НКО и центров инноваций социальной сферы / С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская, О.Ю. Пешкова. — М.: Грифон, 2016. — 170 с.

8. Кабыш Н.Ф., Сидельникова К.Н. Институт «pro bono» в России: к вопросу о сущности и особенностях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 5-2. — С. 15-17.

9. Соколова А. Словарь предпринимателя: питч // Rusbase [Электронный ресурс]. — URL: https://rb.ru/howto/pitch/ (дата обращения: 20.12.2019).

Kalinina N.N. Innovatsionnyye mekhaniz-my sotsial'nogo partnorstva: uchob.-met-od. posobiye. — M.: UITS Moskovskoy federatsii profsoyuzov, 2018. — 66 s. Inkubator sotsial'no oriyentirovannykh ne-kommercheskikh organizatsiy: Metodiche-skiye rekomendatsii po zapusku pro-grammy na baze resursnykh tsentrov SO NKO i tsentrov innovatsiy sotsial'noy sfe-ry / S.V. Golubev, M.Yu. Slavgorodskaya, O.Yu. Peshkova. — M.: Grifon, 2016. — 170 s.

Kabysh N.F., Sidel'nikova K.N. Institut «pro bono» v Rossii: k voprosu o sushchnosti i osobennostyakh // Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. — 2017. — № 5-2. — S. 15-17. Sokolova A. Slovar' predprinimatelya: pitch // Rusbase [Elektronnyy resurs]. — URL: https://rb.ru/howto/pitch/ (data obra-shcheniya: 20.12.2019).

Literatura

Kalinina N.N. Al'yans sotsial'nykh partno-rov: ot kollaboratsii v obuchenii k effektivno-mu sotsial'nomu dialogu // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza. — 2018. — № 3. — S. 95-104.

Kalinina N.N. Novyy format obucheniya sotsial'nykh partnorov // Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza. — 2018. — № 4. — S. 75-81.

Vasilenko N.V. Institutsional'nyye osoben-nosti kollaboratsii v organizatsionnykh strukturakh innovatsionnoy ekonomiki // Ekonomicheskiy portal. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://institutiones.com/in-novations/2866-institucionalnye-osoben-nosti-kollaboracii.html (data obrashcheniya: 20.12.2019).

Kalinina N.N. Transformatsiya obrazova-tel'noy sredy dlya povysheniya effektivnos-ti obucheniya sotsial'nykh partnorov // Shkol'nyye tekhnologii. — 2018. — № 4. — S. 40-45.

Ertel' K., Solomon L.K. Strategicheskaya sessiya. Kak obespechit' poyavleniye pro-ryvnykh idey i nestandartnoye resheniye problem. — M: Al'pina Pablisher, 2015. — 248 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.