Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / воспитание экологической культуры / экологически ответственное мировоззрение / внутренняя нравственно-экологическая позиция / химико-экологического содержание / круговорот веществ в природе / безотходные и бессточные технологии / рациональное природопользование / ecological education / education of ecological culture / ecologically responsible worldview / internal moral and ecological position / chemical and ecological content / circulation of substances in nature / waste-free and waste-free technologies / rational nature management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Галина Ивановна, Чаловская Оксана Викторовна

В данной статье рассматривается значение химических дисциплин в экологическом воспитании будущих учителей химии. Особое внимание уделяется формированию экологическая культуры. К педагогическим показателям формирования экологической культуры личности относятся экологически ответственное мировоззрение, внутренняя нравственно-экологическая позиция личности обучающихся. Показаны особенности формирования внутренней нравственно-экологической позиции и экологически ответственного мировоззрения. В осуществлении экологического воспитания большая роль отводится развитию познавательного интереса к изучению эколого-химического материала. Рассмотрены следующие направления: изучение его на аудиторных занятиях, во внеаудиторной деятельности, самостоятельной индивидуальной работе студентов, коллективной работе при разработке учебно-исследовательских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушева Галина Ивановна, Чаловская Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the importance of chemical disciplines in the environmental education of future chemistry teachers. Special attention is paid to the formation of ecological culture. The pedagogical indicators of the formation of an ecological culture of a person include an environmentally responsible worldview, an internal moral and ecological position of the personality of students. The features of the formation of an internal moral and ecological position and an environmentally responsible worldview are shown. In the implementation of environmental education, a large role is assigned to the development of cognitive interest in the study of ecological and chemical material. The following directions are considered: studying it in classroom classes, in extracurricular activities, independent individual work of students, collective work in the development of educational and research projects.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ»

 РК-Э >0,05 <0,05

7 Сила мышц левой кисти, кг КГ 21,1±0,32 21,9±0,64 >0,05

ЭГ 22,0±0,27 28,4±0,91 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

Так, у испытуемых КГ за время проведения педагогического эксперимента произошло незначительное повышение уровня развития двигательных качеств, которое лишь по показателю скоростно-силовых способностей (тест «прыжок в длину с места») оказалось статистически достоверными (на 5,4%).

У представителей ЭГ было выявлено статистически значимое улучшение большинства показателей физической подготовленности: скоростных («бег 30 м») и скоростно-силовых способностей («прыжок в длину с места») -соответственно на 7,9% и 8,9%; координационных качеств («челночный бег 3x10 м») - на 7,7%; выносливости («бег 3 ООО м») - на 13,9%. И лишь в отношении показателя гибкости («наклон вперед из положения сидя») не было обнаружено достоверных изменений.

По средним значениям прирост показателей физической подготовленности в течение эксперимента составил в КГ -6,1%, в ЭГ - 9,0%.

Выводы:

1. Реализация экспериментальной программы в условиях школьной секции по баскетболу способствовала увеличению социальной активности подростков, снижению их конфликтности с педагогами и сверстниками, повышению дисциплинированности, снижению проявлений негативных интересов и потребностей, формированию положительного отношения к учебе.

2. Занятия спортом по программе, направленной на профилактику асоциального поведения, привели к стабилизации психоэмоционального состояния представителей экспериментальной группы, что подтверждается выраженным уменьшением показателей экстраверсии, нейротизма, агрессивности, увеличением показателей нервно-психической устойчивости, снижением уровня личностной и ситуационной тревожности.

3. Положительная динамика показателей психоэмоционального состояния подростков экспериментальной группы сопровождалась достоверно более выраженным приростом показателей физической подготовленности, по сравнению с подростками контрольной группы.

Литература:

1. Блохин, В.Н. Роль спорта в формировании гармонично развитой личности / В.Н. Блохин // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VIII Международной научно-практической конференции, 28 февраля 2019 г., г. Бкатеринбург. - Бкатеринбург, 2019,- С. 102-104

2. Веселова, В.В. Резервы повышения эффективности профилактики девиантного поведения детей и подростков /

B.В. Веселова // Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи: сборник статей и методических материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 ноября 2019 г., г. Арзамас. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. - С. 103-109

3. Карпушина, Л.П. Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования / Л.П. Карпушина, Н.Ф. Пупкова, C.B. Баранова // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - № 1. -

C. 52-56

4. Комкин, A.B. Внешние факторы, провоцирующие отклоняющееся поведение подростков / A.B. Комкин // Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи: сборник статей и методических материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 ноября 2019 г., г. Арзамас. -Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. - С. 267-271

5. Лазарева, И.В. Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта в школе / И.В. Лазарева, М.А. Волков // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 08-10 октября 2019 г., г. Ялта. - Ялта: Ариал, 2019. - С. 145-150

6. Маклакова, Т.В. Профилактика девиантного поведения современных подростков средствами физической культуры и спорта / Т.В. Маклакова // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт инновации: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции, 30 апреля 2020 г., г. Пенза. - Пенза: Наука и просвещение, 2020. -С. 51-53

7. Сафонов, A.A. Направления профилактики асоциального поведения учащихся группы риска / A.A. Сафонов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 6 (85). - С. 236-238

8. Шафикова, A.A. Асоциальные проявления личности: проблемы профилактики / A.A. Шафикова, Н.Г. Хабибова, А. Р. Гарданов // Образовательный вестник «Сознание». - 2019. - Выпуск 21.- № 8. - С. 16-20

Педагогика

УДК 37.016:54]:004

кандидат педагогических наук, доцент Якушева Галина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат технических наук, доцент Чаловская Оксана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается значение химических дисциплин в экологическом воспитании будущих учителей химии. Особое внимание уделяется формированию экологическая культуры. К педагогическим показателям формирования экологической культуры личности относятся экологически ответственное мировоззрение, внутренняя нравственно-экологическая позиция личности обучающихся. Показаны особенности формирования внутренней нравственно-экологической позиции и экологически ответственного мировоззрения. В осуществлении экологического воспитания большая роль отводится развитию познавательного интереса к изучению эколого-химического материала. Рассмотрены следующие направления: изучение его на аудиторных занятиях, во внеаудиторной деятельности,

самостоятельной индивидуальной работе студентов, коллективной работе при разработке учебно-исследовательских проектов.

Ключевые слова, экологическое воспитание, воспитание экологической культуры, ээкологически ответственное мировоззрение, ввнутренняя нравственно-экологическая позиция, химико-экологического содержание, круговорот веществ в природе, безотходные и бессточные технологии, рациональное природопользование.

Annotation. This article discusses the importance of chemical disciplines in the environmental education of future chemistry teachers. Special attention is paid to the formation of ecological culture. The pedagogical indicators of the formation of an ecological culture of a person include an environmentally responsible worldview, an internal moral and ecological position of the personality of students. The features of the formation of an internal moral and ecological position and an environmentally responsible worldview are shown. In the implementation of environmental education, a large role is assigned to the development of cognitive interest in the study of ecological and chemical material. The following directions are considered: studying it in classroom classes, in extracurricular activities, independent individual work of students, collective work in the development of educational and research projects.

Key words: ecological education, education of ecological culture, ecologically responsible worldview, internal moral and ecological position, chemical and ecological content, circulation of substances in nature, waste-free and waste-free technologies, rational nature management.

Введение. Новая стратегия образования XXI века направлена на совершенствовании экологической культуры личности, которая представляет собой комплекс знаний, умений и навыков, сформированные культурно- нравственные ценности, которые необходимы для развития экологического мышления. В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» поставлен ряд конкретных задач, связанных с обеспечением экологической направленности процессов обучения и воспитания. Следовательно, учитель должен быть экологически компетентным, выступать активным носителем высокой экологической культуры. При этом компетентность педагога в сфере экологии обусловлена не только соответствующим уровнем специальных знаний, но и уровнем экологического воспитания. Данная работа осуществлялась в рамках исследования по проекту «Разработка механизмов реализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущих учителей», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (соглашение №073-03-2023-07/3 от 19 июня 2023 г.).

Изложение основного материала статьи. Опасность экологического кризиса на земле требует поиска совместных действий всего общества. В современных условиях развития представлений о химических процессах в окружающей среде и с появлением новых этических норм взаимодействия человека с природой содержание современного экологического образования в системе общего экологического образования существенно изменяется. И следствием этого является изменение подходов к организации экологического воспитания. Научив человека умению предвидеть и прогнозировать, обществу можно рассчитывать на успешное развитие. Поэтому в настоящее время учитель должен способствовать развитию у обучающихся знаний, умений и качеств личности, которые необходимы для воплощения в жизнь идеи устойчивого развития.

Экологическое воспитание должно сформировать у будущих учителей такую ценность как экологическая культура. К педагогическим показателям формирования экологической культуры личности относятся экологически ответственное мировоззрение, внутренняя нравственно-экологическая позиция личности обучающихся.

Экологически ответственное мировоззрение заключается в понимании ценности объектов окружающей среды, как условия здоровья и безопасности человека; сформированную лингвистическую картину мира, отражающую его единство; сформированную систему взглядов, оценок, убеждений в необходимости экологически ответственного поведения и поступков в окружающей среды; умение формулировать на основе экологического императива личностно значимые нравственные императивы, осознавать личностную и социальную значимость следования им в повседневной жизни; рефлексию личного опыта решения противоречия «биологическое-социальное» в жизненных ситуациях.

Внутренняя нравственно-экологическая позиция личности включает значимость в жизни своей личной нравственно-экологической позиции как гражданина, патриота, носителя экологической культуры; умение интерпретации, понимания и осмысления культурных текстов на основе ценности экологического императива; готовность к эко-центрическому нравственно-экологическому выбору в жизненных ситуациях; проявление экологической озабоченности и готовности к активным действиям для снижения экологических рисков в окружаю- щей среде; анализ положений экологической этики и аргументацию своего отношения к ним [1].

Понятие экологического воспитания неразрывно связано с сознательной деятельностью обучающихся, направленной на выбор рационального способа взаимодействия с природой, способствующей его личностному развитию и повышению экологической культуры студентов, уровень которой определяется потребностью в усвоении законов развития среды обитания и их воздействия на человека, пониманием необходимости восстановления разрушенных объектов природы как условием сохранения современной цивилизации.

Современная высшая школа, существующие стандарты высшего образования стремятся обеспечить естественную и эффективную интеграцию студента в общество: обучающийся должен быть не только готов к профессиональной деятельности, у выпускника вуза должно быть четко сформировано естественно-научное мировоззрение, лидерские личностные качества, обеспечивающие его успешную социально-психологическую адаптацию в коллективе, приемы творческой деятельности.

Экологическое воспитание диктует непрерывность экологической подготовки обучающихся, что способствует изучению объективных закономерностей развития природы, пониманию социальной сущности природопользования, этических и эстетических проблем взаимодействия людей и природы. На современном этапе развития общества экологическое воспитание приобретает мировоззренческую значимость и становится интегративным фактором обучения, воспитания и развития личности.

Школьное образование является ведущим в развитии системы экологического образования и воспитания. Поэтому наиболее значимая роль в реализации экологического воспитания принадлежит школьному учителю естественно - научного направления: химии, биологии и географии. Наиболее значимыми задачами химии являются понимание законов и закономерностей протекания процессов в окружающей среде, возникающих сбоев в этих системах и их регулированием человеком. Одним из направлений совершенствования процесса обучения химии выступает развитие познавательного интереса к изучению эколого-химического материала. В связи с этим возникает проблема обновления содержания получаемых знаний, умений, ценностных ориентаций на межпредметной основе у студентов педагогических вузов естественно-научного направления; создание системы практической деятельности в области сохранения и улучшения

окружающей среды; воспитание экологически грамотных людей, способных принимать оперативные и ответственные решения, направленные на улучшение качества окружающей среды.

Современному специалисту в области естественнонаучного образования необходимо знать основные физико-химические процессы, определяющие состав и свойства окружающей среды, особенности трансформации химических агентов в различных природных средах, давать оценку их токсического действия в биосфере, уметь прогнозировать результаты использования новых технологий. Развитие экологической и эколого-педагогической компетентности студентов педагогических вузов особенно важно для реализации идей устойчивого развития, поскольку сохранение и совершенствование цивилизации возможно только в условиях стабильного функционирования биосферы [2].

Система понятий химико-экологического содержания включает основные воздействия человека на окружающую среду, процессы оптимизации взаимодействия общества и природы. Основными химическими понятиями являются: "загрязняющее вещество", "токсикант", "ксенобиотик" и "трансформация". Эти и многие другие понятия формируют систему химико-экологических знаний. В курсе химии и химии окружающей среды одним из узловых модулей является круговорот веществ в природной среде. Закономерности этих процессов занимают одни из ведущих положений и в экологическом образовании. Поэтому круговорот химических элементов следует рассматривать как эколого-химическое понятие: биогеохимический круговорот веществ и энергии. Основными экологическими понятиями являются: живой организм, экологическая система, биосфера, экологические факторы, окружающая среда. К природоохранным понятиям относятся: рациональное природопользование, комплексное использование сырья и отходов производства, кооперирование различных производств, экологически безопасные технологии, малоотходные, безотходные и бессточные технологии, эффективные методы очистки газообразных, жидких и твердых отходов, утилизация вторичного сырья (реутилизация), производство экологически чистых продуктов и материалов. Все эти понятия отражают проблемы рационального природопользования, сохранения природной среды, основные направления развития безотходной технологии (как отдельной модели производства). Ключевыми в данной системе являются понятия "окружающая природная среда" (ОС) и "загрязнение окружающей среды" [3,4].

Методика развития познавательного интереса к изучению эколого-химического материала предполагает следующие направления: изучение его на аудиторных занятиях, во внеаудиторной деятельности, самостоятельной индивидуальной работе студентов, коллективной работе при разработке учебно-исследовательских проектов. Для достижения поставленной цели эффективно используются следующие методы: химический эксперимент с экологическим содержанием, проблемный эксперимент, проблемное изложение, расчетные задачи с экологическим содержанием, исследовательские задания.

Под влиянием интегративных идей химии и экологии сегодня перестраивается парадигма образовательных систем, формируется системное экологическое образование, обеспечивающее взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности. Особая значимость эколого-химического практикума, организованного на основе интегративного подхода, заключается в том, что в экспериментальных работах прослеживается интеграция естественнонаучных дисциплин, применяются умения, навыки и оборудование из разных научных областей, в то же время он является учебной деятельностью по усвоению экспериментальных основ химической и экологической наук и получению экспериментальным путем новых знаний.

Эксперимент используется не только как иллюстрация слов преподавателя, не только развивает практические умения и навыки студентов, но и служит средством совершенствования познавательной деятельности, средством познания. Выступая как метод познания объектов и явлений, эксперимент служит доказательством объективности научных знаний о мире. Педагогическая ценность эксперимента как метода обучения состоит в том, что в ходе его наблюдения или самостоятельного выполнения студенты убеждаются, что сложными химическими и экологическими процессами можно управлять, осуществляя их целенаправленно [4].

При проведении интегрированного эколого-химического практикума у студентов продолжают развиваться экспериментальные умения, которые они приобрели в процессе изучения базовых дисциплин: химии, биологии, физики, экологии, математики, а также важнейшие универсальные компетенции:

- осуществлять поиск нужной информации, используя справочно-библиотечно-библиографический аппарат и современные информационно-поисковые компьютерные системы;

- правильно выделять те теории, на которые необходимо будет опираться при проведении эксперимента;

- раскрывать значения теорий, обобщать теории и устанавливать их взаимосвязь;

- вести наблюдения за поставленным экспериментом и делать выводы на основе таких наблюдений;

- интерпретировать полученные результаты;

- описывать эксперимент и представлять результаты в разных формах с использованием символико-графичееких средств отображения информации (обобщающие таблицы, схемы, графики, рисунки).

Эти умения можно определить, как умения осуществлять всесторонний перенос знаний и способов умственной и практической деятельности, устанавливать между ними различные виды взаимосвязей для решения проблем и задач будущей жизнедеятельности. Овладение умениями такого рода способствует формированию интегративного мышления, что крайне важно для достижения целей экологического образования.

К современным требованиям к организации экологического практикума в образовательных учреждениях относятся следующие:

• практическую направленность на природные объекты или решите задач улучшения качества окружающей среды;

• отражение роли науки в развитии общества и ее проявлений в повседневной жизни;

• адаптированность к современным технологиям и средствам обучения;

• функциональность и доступность;

• гармоничное сочетание алгоритмизации эксперимента и его нацеленности на развитие творческого потенциала студентов.

Коммуникация и взаимодействие являются неотъемлемыми компонентами экологического воспитания. Экологический практикум должен организовать интерактивные и групповые формы обучения для развития опыта коммуникации, необходимого для осознания разности интересов людей и создания условий для устойчивого развития опыта взаимодействия, позволяющего соединить малые достижения каждого в совместное знание сложного механизма природы [3].

Проведение экспериментальных работ и обработка результатов требует комплексного материально-технического обеспечения: эколого-аналитического оборудования, методической литературы, подготовленного педагогического и технического персонала. В Оренбургском государственном педагогическом университете создана учебно-исследовательская лаборатория химии окружающей среды, в задачи которой входит эффективное обеспечение учебного процесса при проведении различных химико-экологических практикумов и исследовательских работ. Лаборатория оборудована реактивами и приборами для проведения анализов различной степени сложности, стационарными

измерительными приборами, средствами пробоотбора и пробоподготовки. Наличие оборудования, доступного для учреждений среднего образования, позволяет на базе лаборатории проводить занятия по методической подготовке студентов к экологическому образованию школьников.

Одним из наиболее эффективных путей привития навыков творческой работы и творческой инициативы, с учетом индивидуальных возможностей и способностей личности, наряду с постоянным совершенствованием содержания, форм и методов учебных занятий, является привлечение студентов к исследовательской работе.

В системе научной исследовательской работы заложены большие возможности. В данном направлении весьма плодотворна работа студенческих научных обществ и кружков, где творческие группы могут работать под руководством как одного, так и нескольких преподавателей, объединяясь в разработке единой темы. Кружковая научная работа может включать в себя следующие направления: выпуск химических газет, решение расчетных и экспериментальных задач, углубленное изучение теоретических основ химии, а также химический исследовательский эксперимент [2].

Для успешного функционирования и результативной деятельности химических научных обществ, кружков необходимо соблюдать следующие основные организационные принципы: целесообразность, добровольность, планирование, реальность и актуальность тематики, разнообразие применяемых методов работы, учитывать интересы и возможности студентов, соблюдать преемственность и формировать традиции в работе.

На базе кафедры химии и методики преподавания химии Оренбургского государственного педагогического университета работает несколько научных кружков разных направлений (неорганическая и органическая химия, биохимия, химия окружающей среды). В настоящее время студенты проявляют большой интерес к вопросам экологии, химии окружающей среды и здоровому образу жизни. Особое место занимает проблема экологически чистого питания и мониторинг пищевых продуктов. Поэтому основными направлениями работы кружка «Окружающая среда и здоровье населения» являются:

1) химическое загрязнение и мониторинг объектов природной среды Оренбуржья;

2) вещества - токсиканты в продуктах питания, экологическая коррекция питания;

3) химия и фармакология здорового образа жизни;

4) вредные привычки и здоровье.

Работа по первому направлению сводится к определению загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, природной и питьевой воде, почве различных районов Оренбургской области. Важную роль играет химический эксперимент, объединенный тематикой «Химия пищи». Работа студенческого кружка по данному направлению включает в себя определение качества продуктов и изучение процессов, происходящих при усвоении и кулинарной обработке пищи, а также последствия использования недоброкачественных пищевых продуктов. Неотъемлемой частью жизни любого современного человека является использование разнообразной фармакологической продукции. Поэтому на занятиях кружка проводятся исследования биологически активных добавок, витаминов и других препаратов различных производителей.

В рамках работы студенческих научных обществ и кружковой работы решаются следующие задачи: расширение творческого кругозора и научной эрудиции студентов, развитие способности применять теоретические знания в практической работе, привитие навыков научно-исследовательской работы, воспитание потребности и формирование умения постоянно совершенствовать свои знания, экологическое воспитание, воспитание экологической культуры, экономическое воспитание. Кроме того, такая организация весьма позитивна, так как позволяет формировать интерес к химической науке и повышать профессиональную компетентность будущих учителей химии.

Выводы. Таким образом, процесс экологического воспитания будущего учителя химии должен быть системным, с использованием межпредметной интеграции, краеведческого материала. Данный процесс должен осуществляться с использование разнообразных форм, методов и приемов организации деятельности студентов.

Литература:

1. Заграничная, H.A. Профессиональное саморазвитие учителя химии. Воспитательный потенциал курса химии как основа формирования личностных результатов обучения. 8-10 классы. Серия «Методическая лаборатория» / H.A. Заграничная. - Волгоград: Учитель, 2015. - 114 с.

2. Золотова, О.М. Экологические аспекты изучения химических дисциплин / О.М. Золотова // Наука и образование. -2020. -№4. -С.339.

3. Котельникова А.Д. К вопросу об экологическом образовании и воспитании в курсе химии / А.Д. Котельникова // Наука и образование. - 2020. - №2. - С. 226.

4. Ляпина, O.A. Реализация экологического подхода в обучении химии / O.A. Ляпина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №4. - С. 47.

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Ярцева Елена Яковлевна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные образовательные технологии, в части разработки социальных проектов. Автором исследована тематика создания социального проекта, детально представлена характеристика основных этапов его реализации: инициирование проекта, определение целей и задач проекта, определение целевой аудитории и ее потребностей, изучение конкурентной среды, оценка ресурсов, определение состава команды, предварительная оценка идеи, планирование, исполнение плана проекта, мониторинг результатов, завершение проекта.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, социальный проект, целевая аудитория, конкурентная среда, идея, задачи, мониторинг.

Annotation. This article discusses modern educational technologies in terms of the development of social projects. The author has researched the topic of creating a social project, presented in detail the characteristics of the main stages of its implementation: initiating the project, defining the goals and objectives of the project, identifying the target audience and its needs, studying the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.