Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS / THE STRUCTURE OF ECOLOGICAL CULTURE / COMPONENTS OF ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL COMPETENCE / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL BEHAVIOR / ECOLOGICAL WORLDVIEW / THE PRINCIPLES OF EDUCATION OF ECOLOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

В статье рассматривается воспитание экологической культуры обучающихся как педагогическая проблема. В работе определена сущность, составляющие и структурные компоненты экологической культуры личности. Проанализирована специфика формирования составляющих и показателей экологической культуры личности. В статье определена сущность и цель экологического воспитания, указаны принципы и педагогические условия воспитания экологической культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with the education of ecological culture of students as a pedagogical problem. The paper defines the essence, components and structural components of the ecological culture of the individual. The article analyzes the specifics of the formation of components and indicators of the ecological culture of the individual. The article defines the essence and purpose of environmental education, specifies the principles and pedagogical conditions for the education of environmental culture of students.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ему возможность для размышлений и поиска нескольких решений, исследований и открытий, пусть на первый раз и маленьких». Например:

«В гараже стояло 38 легковых машин и 35 грузовых. Сколько машин осталось в гараже, когда выехало 30 машин?».

Стандартное решение, к которому приходят дети: (38+35) - 30. Ответ:43 машины.

При удачном создании учителем проблемной ситуации, рассуждения учащихся могут быть направлены на поиск разных способов решения данной задачи: 35+(38 - 30) и 38+(35-30)

Итак, задача имеет три способа решения.

Знание учителем этой типологии задач — важное условие создания проблемных ситуаций при изучении нового материала, повторении пройденного и при формировании умений и способов действий [3].

Особое внимание уделяли использованию проблемных ситуаций в процессе изучения нового материала. При этом процесс выявления неизвестного в проблемной ситуации совпадает с процессом усвоения учащимися новых знаний. В соответствии и с позиции использования проблемных ситуаций ученик усваивал знания не потому, что учитель сообщает ему некоторые известные взрослым истины, а потому что у него самого возникла потребность в этих знаниях. Ученик как бы открывает усваиваемое знание в процессе решения поставленных перед ним учителем проблемных задач, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Проблемные ситуации приучают учащихся разбираться в возникающих противоречиях, искать решение. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию творческого мышления.

Выводы. Анализируя результаты проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что оптимальной структурой подачи учебного материала с целью развития творческих способностей будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций. Постановка проблемной ситуации позволяет сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях, приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем, повышается мыслительная активность учащегося и развивается интеллект и творческое мышление. Процесс использования проблемных ситуаций в обучении младших школьников математике как средство развития творческого мышления представляет собой трудный процесс, так как этот процесс — акт индивидуальный. Поэтому от учителя требуется максимального использования всех тех ресурсов, которые скрыты в содержании начального курса математики, дифференцированного и индивидуального подходов и эффективных методических приемов.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.

2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: 1968. 432 с.

3. Магомеддибирова З.А. Методические приемы формирования у младших школьников логических универсальных действий в процессе обучения математике // Международный журнал: Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2019. №5 (78). С. 285-287.

4. Магомеддибирова З.А. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения математике // В сборнике: Шаг в науку. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 617-624.

5. Магомеддибирова З.А. Обучение младших школьников моделированию при решении математических задач // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (19). С. 88-92.

6. Магомеддибирова З.А. Методические приемы формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий в процессе обучения математике // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 285-287.

7. Магомеддибирова З.А. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / В сборнике: Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2019. С. 393-401.

8. Семенов Е.М., Горбунова Е.Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск.: Средне-Уральское кн. изд-во, 1966. 79 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматривается воспитание экологической культуры обучающихся как педагогическая проблема. В работе определена сущность, составляющие и структурные компоненты экологической культуры личности. Проанализирована специфика формирования составляющих и показателей экологической культуры личности. В статье определена сущность и цель экологического воспитания, указаны принципы и педагогические условия воспитания экологической культуры обучающихся.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание, воспитание экологическое культуры обучающихся, компоненты структуры экологической культуры, составляющие экологической культуры личности, экологическая компетентность, экологическое сознание,

экологическое поведение, экологическое мировоззрение, принципы воспитания экологической культуры, педагогические условия.

Annotation. The article deals with the education of ecological culture of students as a pedagogical problem. The paper defines the essence, components and structural components of the ecological culture of the individual. The article analyzes the specifics of the formation of components and indicators of the ecological culture of the individual. The article defines the essence and purpose of environmental education, specifies the principles and pedagogical conditions for the education of environmental culture of students.

Keywords: ecological culture, ecological education, ecological education, ecological culture of students, the structure of ecological culture, components of ecological culture, ecological competence, ecological consciousness, ecological behavior, ecological worldview, the principles of education of ecological culture, pedagogical conditions.

Введение. Результаты многовековой жизнедеятельности человечества на нашей планете, технического прогресса и иных антропогенных факторов привели к экологическому кризису. Экологическая ситуация в мире в каждый днем становится все напряженнее.

Сегодня многие отрасли науки разрабатывают возможности приостановления пагубного влияния деятельности человека на природу и реализуют поиски путей по разрешению кризисной экологической ситуации. Преодоление экологического кризиса зависит не только от хозяйственно-экономической деятельности людей, но и от нравственного совершенствования человека, культуры его отношений с природой и другими людьми. В этой связи педагогика также не может оставаться в стороне.

Сегодня учеными-педагогами разрабатываются методы и формы экологического образования, направленные на формирование экологической компетентности населения, и экологического воспитания, результатом которого является экологическая культура общества в целом и каждого отдельного гражданина.

Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающим средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого она является. Воспитание экологической культуры подрастающего поколения - один из эффективных путей восстановления утраченного равновесия и гармонии в отношениях человека и природы [5].

Воспитание экологической культуры обучающихся сегодня является не только острой потребностью, вызванной всемирным экологическим кризисом, но и обязательной задачей организаций образования, согласно требованиям федеральных образовательных государственных стандартов. В этой связи актуализируется изучение теоретических и методических аспектов воспитания указанного личностного образования у подрастающего поколения в современных социокультурных, экономических и экологических условиях.

Изложение основного материала статьи. В основе термина «экологическая культура» заложен ключевой концепт «культура» как сложное философское понятие. Данный концепт определяется относительно общества в целом и личности в частности. Поскольку целью данной исследования является изучение экологической культуры обучающихся и различных аспектов ее воспитания, нам следует обратиться к определению сущности понятия «экологическая культура личности».

В широком смысле педагогической наукой экологическая культура личности рассматривается как сложный комплекс, включающий знания основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе; эмоционально-чувственные переживания; эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе [4].

Многие исследователи сходятся на том, что основой экологической культуры является сформированное экологическое сознание личности как совокупность экологических знаний, идей, взглядов, суждений, интересов. С такой позиции экологическую культуру обучающихся следует понимать как процесс и результат формирования экологического сознания личности, отражающий неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношение к ней (внутренняя культура) и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия (внешняя культура); основанный на гармонизации взаимосвязей в системе «человек - природа».

Экологическая культура личности является интегральной категорией, которая вбирает в себя ряд составляющих. В ее структуре исследователи выделяют следующие взаимосвязанные и взаимопроникающие компоненты:

- когнитивный;

- эмоционально-эстетический;

- ценностный;

- деятельностный.

Составляющими и одновременно направлениями ее формирования являются:

- экологическое мировоззрение;

- экологическое сознание;

- экологическая компетентность;

- экологическое поведение.

Данные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. На основе приобретенных экологических знаний и навыков природосообразной деятельности в окружающей среде формируется экологическая компетентность личности обучающегося. Сегодня в связи с доминированием компетентностного подхода в системе методологических основ реализации обучения, воспитания и развития личности экологическая компетентность становится несомненным и обязательным признаком культуры и фактором ее развития и совершенствования.

Развитость экологического мировоззрения в сочетании с компонентами экологической компетентности является залогом формирования важнейшего компонента экологической культуры личности -экологического сознания. Именно его наличие выступает показателем и условием экологического поведения личности, что и есть конченой целью процесса воспитания экологической культуры. Экологическое сознание является следствием познания, непосредственного отражения личностью экологических отношений и ее отношения к различным явлениям экологической жизни семьи, школы, общества в конкретный период.

Так, если речь идет о культуре, которая является процессом воспитания личности, то, говоря об экологической культуре личности, целесообразно, по нашему мнению, использовать не понятие

«формирование», а именно «воспитание». В данном ключе подчеркнем, что в процессе воспитания экологической культуры происходит формирование ее основных компонентов.

Экологическое воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов [1].

Экологическое воспитание формирует в личности мировоззрение, которое направлено на обеспечение охраны окружающей среды и является естественной платформой для экологического образования как совокупности разнообразных экологических знаний, экологического мышления, экологического мировоззрения, экологической этики, экологической культуры.

Концепция экологического воспитания, его содержания и методов основывается на методологическом положении о коэволюции системы «природа и общество», то есть о согласованном их развитии, о взаимосвязи и взаимозависимости. Взаимодействие с природой - необходимое условие и предпосылка становления, функционирования и развития общества, цивилизации, что, в конце концов, определяет ведущую роль экологического воспитания как одного из важных условий проявления этой взаимосвязи, что влияет на изменения экологического положения в мире. Именно такой подход является плодотворным как теоретическая основа, определяющая наполнение экологического воспитательного процесса [7, с. 47].

Л.С. Виситова подчеркивает, что экологическое воспитание на современном этапе направлено на формирование у обучающихся актуальных экологических стереотипов и практических навыков [3].

В рамках данного исследования воспитание экологической культуры (экологическое воспитание) понимается нами как организованный и целенаправленный процесс формирования системы научных знаний о природе и обществе, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения личности к природе, реальным показателем которого являются практические действия обучающихся по отношению к природной среде, соответствующие нормам человеческой морали.

Согласно ФГОС ООО, воспитание экологической культуры обучающихся представляет собой разносторонний, системный процесс, при котором школьники усваивают культуру экологического взаимодействия с окружающим миром природы и социума, у них формируется экологическое сознание, ценностное отношение к природе, личная ответственность за ее сохранение, стремление осознанно выполнять экологические нормы и правила [9]. Целью указанного системного процесса является «становление экологически культурной личности, основанное на комплексном развитии интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сферы» [6, с. 72].

По мнению исследователей, процесс воспитания экологической культуры обучающихся должен строиться педагогами с учетом следующих дидактических принципов:

- принципа научности;

- принципа доступности;

- принципа систематичности и непрерывности;

- принципа единства теоретической и практической части;

- принципа взаимосвязи глобального, национального и краеведческого в раскрытии экологических проблем [7].

Эффективность процесса воспитания экологической культуры у обучающихся в контексте образовательной среды школы возможна благодаря обеспечению комплекса педагогических условий как совокупности объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [2]. К педагогическим условиям, оптимизирующим процесс воспитания экологической культуры личности, О.Г. Трегубова относит следующие:

1) организацию единого образовательного пространства путем интеграции учебной, внеурочной и внеклассной деятельности экологической направленности;

2) использование в учебно-воспитательном процессе эффективных технологий обучения и воспитания, способствующих оптимизации процесса воспитания экологической культуры обучающихся;

3) обеспечение процесса «вхождения» школьников в экологическую культуру с учетом индивидуального опыта, системы ценностных ориентаций обучающихся;

4) привлечение родительской общественности и социальных партнеров к реализации процесса воспитания экологической культуры обучающихся;

5) обеспечение тьюторского сопровождения, направленного на формирование личностных действий целеполагания, выбора, принятия решения, рефлексии [8].

Выводы. Воспитание экологической культуры - актуальная проблема педагогической науки. С целью ее решения сегодня все увереннее реализуются направления экологического образования, частью которого является экологическое воспитание. Уровень экологической культуры подрастающего поколения зависит от форм, методов, технологий обучения и воспитания, которые используются в рамках экологического образования в учебных заведениях, а также от обеспечиваемых педагогических условий и характеристик образовательной среды.

Экологическое воспитание не может быть успешным, если осуществляется только на занятиях по предметам естественнонаучного цикла. Его разнообразные направления и формы должны осуществляться в контексте учебной, внеучебной и внеурочной деятельности, согласно требованиям ФГОС. Реализация всецелого систематического непрерывного экологического воспитания будет способствовать повышению культуры подрастающего поколения и отечественного социума в целом, позволит предупредить развитие экологического кризиса, даст возможность осуществлению путей минимизирования негативных антропогенных воздействий на состояние объектов живой и неживой природы, изменить экологическую ситуацию в регионе, государстве, мире.

Литература:

1. Андреев М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 7. - С. 76-78.

2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.

3. Виситова Л.С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 15-18.

4. Груздева Н.В. Экологическое образование в современной школе // Экология в школе. - 2015. - № 1. - С. 26-30.

5. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики // Педагогика. -2012. - № 10. - С. 51-56.

6. Зубова С.С. Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы / С.С. Зубова, Л.М. Жиженина // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 4.1 (10.1). - С. 72-73.

7. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 46-50.

8. Трегубова О.Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы. Дисс. ... канд. педаг. наук. - Пермь, 2015.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями от 26.07.2017 № 47532 [Электронный ресурс]. - Адрес доступа: http://irooo.ru/obrazovatelnye-standarty

Педагогика

УДК 376.5

доцент кафедры социально-культурной деятельности, кандидат педагогических наук Малухина Галина Михайловна

Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (г. Волгоград); преподаватель кафедры социально-культурной деятельности Маркова Оксана Васильевна

Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (г. Волгоград)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОМОВ КУЛЬТУРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассмотрен социально-педагогический потенциал домов культуры по профилактике девиантного поведения подростков, который базируется на комплексной основе, объединяя усилия работников самого учреждения культуры, педагогов, психологов, медицинских работников, представителей правоохранительных органов, родителей, социальных работников и других специалистов, и представлен различными формами профилактических мероприятий информационного, культурного, досугового и спортивного характера.

Ключевые слова: социально-педагогический потенциал, дом культуры, профилактика, девиантное поведение, подросток.

Annotation. The article considers the socio-pedagogical potential of cultural centers for the prevention of deviant behavior of adolescents, which is based on a comprehensive basis, combining the efforts of employees of the cultural institution itself, teachers, psychologists, medical workers, law enforcement officials, parents, social workers and other specialists, and is represented by various forms of preventive measures of informational, cultural, leisure and sports nature.

Keywords: social and pedagogical potential, house of culture, prevention, deviant behavior, teenager.

Введение. В последние годы наше общество встревожено нашествием наркотиков, пристрастием к табакокурению, алкоголизму, игромании, интернет-зависимости, развитием преступности и другим негативным проявлениям в подростковой среде. Безусловно, это связано с резкими политическими, экономическими, социальными, нравственными и прочими изменениями в стране. Естественно, этот стресс, а подчас и шок, повлиял на социально-психическое здоровье молодого поколения.

Самый перспективный метод борьбы с негативными проявлениями - это их профилактика. Цель профилактики - воспитывать личности, способные успешно сопротивляться деструктивным воздействиям, не дать молодому человеку утратить смысл жизни, создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения.

Организация занятости подростков, развитие их творческих способностей являются наиболее эффективными способами решения обозначенных трудностей. В этой связи профилактическая работа с девиантными подростками в деятельности культурно-досуговых учреждений, в частности домов культуры, приобретает особую актуальность.

В среде подростков деятельность домов культуры с использованием как традиционных, так и современных социокультурных технологий, обеспечивающих процесс профилактики и преодоления девиантного (отклоняющегося, общественно опасного) поведения, занимает особое место.

В связи с вышеизложенным, изучение социально-педагогического потенциала домов культуры по профилактике девиантного поведения подростков является актуальным, иоткрывает возможности более углубленного понимания исследуемого процесса.

Изложение основного материала статьи. Сущностные факторы девиантного поведения подростков стали предметом рассмотрения следующих ученых: Л.С. Алексеева, С.А. Беличева, Р. Бернс, Р. Бэрон, В.Н. Иванов, Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев, В.Т. Кондрашенко, К.С. Лебединская, М.М. Райская, В.И. Меркушин, М.Ю. Михайлина, А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин, Л.А. Новикова и др.

Психологические и социальные проблемы развития личности осветили С.А. Беличева, Р. Бернс, И.Ю. Кулагина, Н.И. Шевандрин и другие.

Вопросы реабилитации детей и подростков с девиантным поведением отражены в научных публикациях Л.С. Алексеевой, С.М. Беличевой, Л.А. Гордона, М.Д. Горячева, Ф.И. Иващенко, М.Н. Мирсагатовой, М.Ю. Михайлиной, Ю.Ю. Черво и других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.