Научная статья на тему 'Модель экологического воспитания обучающихся в современном образовательном пространстве'

Модель экологического воспитания обучающихся в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ECOLOGICAL EDUCATION / MODEL / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTALLY FRIENDLY PERSONALITY / ECOLOGICAL LAW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна

Определены методы экологического воспитания обучающихся, направленные на формирование ответственного отношения личности к природе как универсальной ценности. Представлена модель экологического воспитания, как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный. Дана содержательная характеристика каждого компонента представленной модели экологического воспитания обучающихся в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF TRAINERS IN MODERN EDUCATIONAL SPACE

The methods of ecological education of students, aimed at the formation of a responsible attitude to nature as a universal value. The model of ecological education is presented as a set of interrelated and interdependent components: target, substantial, technological and effectively-estimated. The content characteristic of each component of the presented model of ecological education of students in educational space is given.

Текст научной работы на тему «Модель экологического воспитания обучающихся в современном образовательном пространстве»

Педагогика

УДК :37.012

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского" (г. Калуга); кандидат педагогических наук Заборина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского" (г. Калуга)

МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Определены методы экологического воспитания обучающихся, направленные на формирование ответственного отношения личности к природе как универсальной ценности. Представлена модель экологического воспитания, как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный. Дана содержательная характеристика каждого компонента представленной модели экологического воспитания обучающихся в образовательном пространстве.

Ключевые слова: экологическое воспитание, модель, экологическая культура, экологически безопасная личность, экологическое право.

Annotation. The methods of ecological education of students, aimed at the formation of a responsible attitude to nature as a universal value. The model of ecological education is presented as a set of interrelated and interdependent components: target, substantial, technological and effectively-estimated. The content characteristic of each component of the presented model of ecological education of students in educational space is given.

Keywords: ecological education, model, ecological culture, environmentally friendly personality, ecological law.

Введение. Современное состояние окружающей среды ставит перед человечеством необходимость профессионального подхода к решению задач по сохранению жизни на планете Земля. В этих условиях становится актуальным построение воспитательного процесса обучающихся, направленного на формирование новой парадигмы экологического мышления, основанного на коэволюции, т.е. гармоничного взаимодействия в сфере "Природа - общество - человек". Жизнедеятельность человека неразрывно связана с природной средой, жизнь на планете полностью зависит от ее состояния, поэтому общество должно осознавать необходимость сохранения природы во имя жизни будущих поколений, т.е. обеспечивать экологическую безопасность. Личность способная обеспечить защищенность общества и окружающей природной среды от негативного воздействия антропогенного и природного характера будет являться экологически безопасной.

Показателем отношения государства к проблеме формирования экологически безопасной личности является Закон, отражающий характер устремленности общества, ценности народов, населяющих страну. Высшим законом Российской Федерации является Конституция, отдельные статьи которой позволяют судить о государственной политике в области сохранения окружающей природной среды. Так, статья 9 определяет, что " земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". Права и обязанности граждан страны в области использования природных ресурсов закреплены в статьях 42 и 58 соответственно [1].

Статья 74 Федерального закона "Об охране окружающей среды", рекомендует формировать экологическую культуру в обществе, воспитывать бережное отношение к природе, рациональное природопользование посредством экологического просвещения населения [2].

Федеральный закон «Об образовании в РФ» в статье 3 показывает, что одними из основных приоритетов государственной политики в области образования являются принципы гуманистического характера образования, воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [3].

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года обеспечивают направленность процессов воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся [4].

Изложение основного материала статьи. Ключевым понятием педагогической науки является "образование", которое традиционно выражают через обучение и воспитание. Поскольку образовательный процесс - взаимодействие педагогов и обучающихся, направленный на достижение поставленных целей, то и образовательное пространство следует рассматривать как сферу их совместной жизнедеятельности, в котором разворачивается образование личности. Если обучение следует рассматривать как деятельность по передаче социокультурного опыта, то воспитание - целенаправленный процесс формирования личности, который также реализуется в образовательном пространстве.

Теоретическое осмысление образовательного пространства дается Н. М. Борытко, который в своих исследованиях делает акцент на воспитании. Рассматривая образовательное пространство как условие саморазвития человека посредством взаимодействия "человека с миром и людьми", он придает огромное значение субъектному пространству, которое, по его мнению, является результатом работы человека над собой, является источником его развития [8].

Следовательно, экологическое образование в данном аспекте, можно рассматривать, как процесс приобщения индивида к опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой, развития субъекта экологически ориентированной деятельности и, как результат, формирование субъектной экологической культуры [7].

Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов

взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране [9].

Создавая образовательное пространство для формирования субъектной экологической культуры считаем необходимым учитывать в первую очередь, то, как организовано экологическое воспитание в образовательном учреждении. Поскольку именно экологическое воспитание способствует формированию сознательного отношения к окружающей среде. Это социокультурный феномен сущность которого определяется задачами, решение которых способствуют формированию у личности потребности общения с природой, интереса к ее познанию, убеждению в необходимости сохранения природы, как универсальной ценности на основе мотивационно - деятельностной потребности и др.

Основу экологического воспитания составляют общепедагогические принципы, сформулированные ведущими педагогами В.А. Сластениным, П.И. Пидкасистым и др. Это принципы гуманистической направленности, научности; ориентированности на формирование знаний и умений, сознания и поведения; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности обучающихся; согласованности требований субъектов педагогического взаимодействия; связи теории с практикой; единства образовательных и воспитательных результатов педагогического взаимодействия и др. [5].

Методы экологического воспитания, направленные на формирование ответственного отношения личности к природе, представлены методами анализа и коррекции, сложившихся у обучающихся экологических и ценностных ориентаций; методами стимулирующими самостоятельную деятельность обучающихся на этапе формирования экологических проблем; методами теоретического обоснования проблем человека и природы, представление научных основ охраны природы с учетом глобальных, локальных и региональных уровней. Если первый и второй методы экологического воспитания окажут позитивное воздействие на формирование экологических взглядов у обучающихся, значит, и третий метод будет стимулировать познавательную активность, которая выразится в желании узнать природоохранные проблемы родного края и разобраться в них. Познавательная деятельность содействует формированию ценностных ориентаций в процессе моделирования экологических ситуаций, способствующих обобщению опыта принятия решений в ситуациях нравственного выбора.

Так, например, использование метода case-study (метод анализа ситуации) в практике образовательного процесса дает возможность обучающимся представить реальную экологическую ситуацию на аналитическом и коммуникативном уровнях, осмыслить и предложить комплекс мер по ее решению. Известно, что практически любая предлагаемая проблема не имеет однозначного решения, поэтому студентам дается возможность представить разнообразные варианты ситуативных выходов. Потребность в реализме -постоянное условие любого упражнения в ситуационном анализе, и метод кейсов не является исключением из этого правила. Упражнение должно быть таким, чтобы участники могли идентифицировать себя с предлагаемыми ролями и справиться с ними. Оно должно вырабатывать образец поведения в условиях, которые могут возникнуть в реальной ситуации [6].

Процесс формирования личности, обладающей нравственными качествами, экологической культурой, способной к практико-ориентированной экологической деятельности представлен нами в виде модели (рис.1), состоящей из четырех взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный. Каждый из перечисленных компонентов направлен на реализацию определенного комплекса форм, методов и средств экологического воспитания. Формирование ответственности личности за деятельность в сфере «Природа - общество - человек» - предполагает целевой компонент. В педагогическом целеполагании необходимо отражать цели и задачи экологического воспитания, призванного формировать активную природоохранную деятельность с помощью экологических и правовых знаний. Создавая педагогические условия, направленные на воспитание у обучающихся экологического мышления и сознания, нравственно - значимых ценностей, эколого - ориентированных знаний, умений и навыков, педагоги тем самым содействуют выходу из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.

Содержательный компонент модели экологического воспитания, предусматривающий отбор информации через совокупность формируемых отношений, опыта деятельности, знаний о природе, ценностных ориентаций обучающихся, способствует активизации познавательного интереса и мотивации к пониманию системности и процессуальности социоприродной среды. Формирование знаний, умений и навыков обучающихся целесообразно осуществлять посредством внедрения экологического образования в межпредметные связи. Творчество педагогов состоит в том, чтобы в изучаемой дисциплине найти место для формирования ответственного отношения к окружающей среде, убеждения обучающихся в понимании, что наша планета - это наш дом и кроме нас никто не сможет его сохранить.

Технология экологического воспитания содержит определенный алгоритм решения задач. В модели экологического воспитания технологический компонент представлен совокупностью форм, методов и средств позволяющих решать задачи целевого компонента, с обязательным учетом критериев технологичности: концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости.

Концептуальность, с опорой на научную концепцию, дает обоснование достижения целей экологического воспитания, системность позволяет выстраивать воспитательный процесс в соответствии со всеми признаками системы, такими как, логика процесса, взаимосвязь всех его частей и целостность.

Управляемость технологического компонента модели экологического воспитания обучающихся предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами воспитания с целью корректировки результатов.

Критерий эффективности технологического компонента способствует получению результата экологического воспитания - обучающегося, обладающего экологической культурой. Воспроизводимость модели экологического воспитания позволяет применять ее в образовательных учреждениях разного уровня, что говорит о ее универсальности.

ЦЕЛЕВОИКОМПОНЕН1

Формирование нравственной ответственности в сфере «Природа - общество-человек»

С О Д^ЕРЖАТЕ ЛЬНЫИ КОМПОНЕНТ

X

Знания о природе, окружающей среде, законах регулирующих взаимоотношения человека и природы Навыки - приемы эколого-ориентировэнной деятельности Умения - моделирование проблемных ситуаций и поиск путей решения Отношения - оценка эколого-ориентировэнной деятельности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИН КОМПОНЕНТ

X

С=

Формы - ролевые игры, конференции, исследовательские работы

Методы - убежденна, упражнения, оценка и самооценка

Средства - эколого-

ориентир ое энная деятельность, беседы, викторины

И

ЭКОЛОГИЧЕ СКАЯ КУЛЬТУРА

И

РЕЗУЛЬТАТИВНО^ ОЦЕНОЧНЬШ КОМПОНЕНТ

т

Когнитивный критерий

Целостное представление о социоприродной среде, понимание обобщенной картины пира,

владение экологическими знаниями

Мотпвацпонно-цекностный критерий

Сформированность экологических убеждений и нравственных ценностей, интерес к окружающему миру, потребность в изучении и сохранении окружающей среды

Деятель н остно -пр з ктичес ки й критерий

Готовность к экологически целесообразной деятельности и поведению, применению правовых норм и законодательств, регулирующих профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды

Рисунок 1. Модель экологического воспитания обучающихся в образовательном пространстве

Технологический компонент модели экологического воспитания является самым объемным, поскольку предусматривает использование разнообразных педагогических технологий, способствующих решению поставленных задач. Среди известных в педагогике образовательных технологий особую значимость для экологического воспитания обучающихся представляют технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.Так, педагогика сотрудничества, особенностью которой является гуманно-личностный подход к обучающемуся, формирует положительную Я - концепцию, создает ситуацию успеха для каждого обучающегося. Личностно - ориентированное развивающее обучение способствует раскрытию и использованию субъектного опыта каждого обучающегося, помогает становлению личностно - значимых способов познания посредством организации целостной познавательной деятельности.

В результативно-оценочном компоненте отражаются результаты экологического воспитания обучающихся - личностные и социально-значимые. Личностные результаты отражаются в сформированных экологических знаниях, мотивации, умениях в ситуации нравственного выбора встать на позицию сохранения окружающей среды. Социально - значимый результат определяется умением применять экологические знания в профессиональной и природоохранной деятельности, в повседневной жизни, в рациональном природопользовании.

Мотивационный аспект позволяет посредством познавательного интереса к окружающему миру, формировать у обучающихся потребности не только в теоретических знаниях о природе, но и в эколого-

практических действиях. Аксиологический аспект представленный также в мотивационном и познавательных аспектах, направлен на формирование нравственно - значимых ценностей в жизни обучающихся.

Эколого - ориентированный аспект, как экологически целесообразная деятельность личности направлен на обеспечение экологической безопасности. В технологическом компоненте представлены пути эффективного достижения поставленной цели - формирование ответственности личности в сфере «Природа -общество - человек» через формы, методы и средства экологического воспитания.

Эффективность модели экологического воспитания обучающихся будет проявляться в сформированной экологической культуре, представленной в двух аспектах, таких как экологическое мышление и сознание, в сформированных эколого-ориентированных ценностях и нравственных качествах личности.

Выводы. Таким образом, экологическое воспитание реализуется через комплексное использование различных методов и способов формирования экологического сознания; через систему эколого-ориентированных ценностей личности, отраженных в экологическом сознании в виде ценностных ориентаций, формирующихся при усвоении социального опыта и обнаруживающихся в целях, идеалах, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности; в структуре деятельности, тесно связанной с ее познавательными и волевыми сторонами, в совокупности образующих содержательную сторону направленности личности и выражающих внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Педагогическая эффективность экологического воспитания проявляется в сформированном экологическое мышлении и сознании, в которых эколого-ориентированные ценности и нравственные качества личности будут направлены на грамотное использование природных ресурсов и сосуществование в гармонии «Природа и человек», в рамках концепции устойчивого развития общества. Формируя экологически безопасную личность, как личность, понимающую опасность дальнейшего разрушения живой природы, осознающую свою ответственность, способную изменить себя и свою жизнедеятельность во имя будущей жизни на Земле, общество тем самым найдет выход из экологического кризиса.

Литература:

1. Конституция РФ. [Электронный ресурс] // Гарант. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru. - [дата обращения 05.10.2018].

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 - ФЗ (ред. От 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч.1), ст. 3.

3. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 - ФЗ (ред. От 24.11.2014 с изм. От 29.12.2014) (с изм. и доп. вступ. в силу от 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ, ст. 12.

4. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012). [Электронный ресурс] // Консультант. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - [дата обращения 05.10.2018].

5. Артамонова Е.И., Искакова М.О. Экологическое воспитание будущего учителя в едином образовательном процессе педагогического вуза. Педагогическое образование и наука, 2012. - № 8. - С. 47.

6. Заборина М.А. Экологическое воспитание студентов в образовательном пространстве техникума. Монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. - С. 56 - 61.

8. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическое образование в культуре - культура в экологическом образовании [Электронный ресурс] // Москва, ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО -Режим доступа: http://mosmetod.ru/- [дата обращения 05.10.2018]

7. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: Монография. - М.: МАКС Пресс, 2014. - с. 39

9. Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 27-30. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/ (дата обращения: 10.10.2018).

Педагогика

УДК 57.048

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Хорсева Наталия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биохимической физики имени Н. М. Эмануэля РАН (г. Москва), Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт космических исследований РАН (г. Москва); обучающаяся Луценко Наталья Тимофеевна Лицей №17 (г.о. Химки Московской области);

доктор биологических наук, доцент; профессор Григорьев Павел Евгеньевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧАЩИХСЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ САМОМОНИТОРИНГА (ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Аннотация. Для 4 респондентов в возрасте 10-12 лет проведен анализ влияния учебной нагрузки на их психофизиологические показатели (устойчивость произвольного внимания и работоспособности), полученных при проведении самомониторинга за период с октября 2017 по февраль 2018 года. Установлено, что для всех респондентов - уровень учебной нагрузки превосходит рекомендованную СанПин 2.4.2.2821-10 п.10 в 1,57 - 2,04 раза. Полученные экспериментальные данные указывают на то, что анализ именно индивидуальных, а не групповых изменений психофизиологических показателей может дать основу для составления прогноза возможных изменений параметров произвольного внимания и работоспособности в течение всего учебного процесса.

Ключевые слова: обучающиеся, учебная нагрузка, психофизиологические показатели, устойчивость произвольного внимания, работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.