Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КУЛЬТЫ В КАЗАХСТАНЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КУЛЬТЫ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
480
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЕРУЮЩИЕ / ДЕСТРУКТИВНАЯ СЕКТА / КУЛЬТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буктугутова Роза Сабыровна, Изтелеуова Лязат Имашовна, Ельжанова Е.Т.

В статье рассматривается распространение различных религиозных движений, сект и культов в современное время в Казахстане. Вместе с тем авторами была затронута серьезная проблема в духовной сфере казахстанского общества - проникновение радикально настроенных религиозных организаций, представляющих угрозу стабильному развитию государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КУЛЬТЫ В КАЗАХСТАНЕ»

УДК 433

СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КУЛЬТЫ В

КАЗАХСТАНЕ

Буктугутова Р. С., Изтелеуова Л.И., Ельжанова Е.Т. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается распространение различных религиозных движений, сект и культов в современное время в Казахстане. Вместе с тем авторами была затронута серьезная проблема в духовной сфере казахстанского общества - проникновение радикально настроенных религиозных организаций, представляющих угрозу стабильному развитию государства.

Ключевые слова: толерантность, свобода вероисповедания, религия, религиозные организации, верующие, деструктивная секта, культ.

В последние годы мы часто слышим о толерантности казахов, духовном согласии в стране, как основе стабильности. С обретением суверенитета в Казахстане была объявлена свобода вероисповедания. Наряду с открытием мечетей, православных храмов, синагог, католических церквей появилось и множество различных сект, деятельность которых порой находится не в правовом поле деятельности. Сегодня в стране действуют несколько тысяч религиозных организаций и сект. Как показывают результаты социологических исследований, большинство "верующих" в Казахстане на самом деле являются таковыми лишь номинально. То есть они выражают свои интенции, благие намерения, но, по сути, не знают ни основ, ни канонов исповедуемой религии, не соблюдают религиозные обряды, очень редко посещают религиозные службы, да и в целом не живут в соответствии с нормами веры.

В Казахстане с населением 18,9 миллиона человек (по состоянию на середину 2019 года) около 70 % населения составляют мусульмане, большинство из них придерживаются ханафитского мазхаба, есть также сунниты шафиитского мазхаба, шииты, суфисты, ями и ахмадийцы.

По официальным данным, в республике около 26 % населения составляют христиане. Большинство христиан — последователи Русской православной церкви; около 3%

составляют представители других

христианских конфессий.

К «традиционным» религиозным организациям в Казахстане обычно относят ханафитский мазхаб, Русскую православную церковь, католичество, лютеранство, иудаизм.

Неслучайно за короткий срок в Казахстане появились не являющиеся традиционными для нашего народа многочисленные протестантские церкви новой волны. Их в республике насчитывается более 500. Наиболее крупными церквями, на которые приходится более 70% верующих, расположены в крупных городах страны, таких как Алматы, Караганда, Шымкент. Там же сосредоточены их главные республиканские и региональные управления,

межконфессиональные миссии и

координационные центры.

Расширяет свою деятельность в республике, и лютеранская организация под названием «Синод Миссури». Эта религиозная организация оказывает большую духовную и материальную помощь лютеранским общинам республики, активно распространяет церковную литературу на английском, немецком и русском языках. Новоапостольская церковь действует в республике с 1991 г. Благодаря активной миссионерской

деятельности немецких проповедников, в настоящее время на территории РК

функционирует около 40 ее общин с примерной численностью 2500 человек.

Активную деятельность в Казахстане развернули общины методистов,

представленные главным образом,

проповедниками из Южной Кореи. Численное значение последователей этого направления достигает нескольких тысяч человек различных национальностей.

Значительно усилились и активно действуют в Казахстане иудейские общины. Они представлены во всех областных центрах, в то время как до 1998 г. было лишь четыре общины, две из которых находились в г. Алматы и по одной в Шымкенте и Кызылорде. В настоящий момент их количество достигло двадцати четырех. Особенно широкое распространение на территории страны получили современные оккультно-мистические секты харизматического направления, к примеру, такие как «Грейс», «Живая лоза», «Агапе», «Новое небо», «Благая весть», «Новая жизнь» и др.

Среди них наиболее значительной по числу верующих и организационной структуре является многонациональная по своему составу секта «Новая жизнь». В настоящее время на территории республики функционируют около 40 ячеек «Новой жизни», охватывающих примерно 5000 тысяч верующих.

Активно действует в Казахстане, и секта «Благодать». Так только при Карагандинской церкви «Благодать» сегодня развернули свою деятельность более 50 филиалов секты, в том числе и в Астане, Петропавловске, Абае, Сарани и других городах Центрального и Северного Казахстана. В целом по республике число сектантов приближается к 7 тысячной отметке.

Широкое распространение среди этнических корейцев республики имеет секта «Сун Бок Им», а также направление, получившее название «Христиане евангельской веры», создавшие свои общины почти во всех областях и районных центрах республики. Весьма активную деятельность в Кустанайской, Карагандинской и Кокшетауской областях развернула «Церковь Бога».

Пресвитерианские церкви включают в своем составе более двадцати организаций. Наиболее известными среди которых являются «Аксай», «Центр», «Алматинская региональная

пресвитерианская церковь», «Гольбори», «Онсезан», «Коре», «Мир», «Надежда», «Сион», «Первая пресвитерианская церковь» и «Ассамблея пресвитерианских церквей». Религиозное движение особенно

распространено среди корейского

меньшинства, которые зачастую составляют от 80% до 90% пресвитерианской паствы.

Активную образовательно-

теологическую деятельность ведут несколько пресвитерианских семинарий - Духовная пресвитерианская академия, Казахстанская евангельская христианская семинария.

В целом, харизматические протестантские движения ведут свою деятельность в Казахстане под различными названиями: «Агапе», «Новая жизнь», «Новое небо», «Илия», «Благая весть», «Харизматическая церковь Иисуса Христа». Одним из мощных движений является - церковь «Новая жизнь» [1].

Среди деструктивных сект и культов, добившихся наибольшего роста и распространения в Казахстане, следует отметить такие как «Семья» и «Свидетели Иеговы». Секта «Семья» глубоко конспирируется на арендуемых квартирах, на контакт без рекомендаций не идут. Замечены активные контакты с иностранными гражданами, которые руководят сектой. У секты «Свидетелей Иеговы» зарегистрировано более сотни общин и почти в каждом в городе Казахстана имеются прихожане. Особенно сильны позиции секты «Свидетели Иеговы» на юге Казахстана. В целом густонаселенные регионы южного Казахстана, похоже, становятся также центром столь нетрадиционных сект как: «Богороднический центр», «Белое братство», «Саи Баба», «Ивановство», тантрические культы, «Церковь всеобщая и торжествующая»,

«Христадельфиане», «Церковь мормонов», «Церковь последнего Завета», «Шри Чинмоя» и др.

Одно из ветвей ислама суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые

«мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все другие мазхабы, являющиеся суннитскими, на сегодняшний день прекратили своё существование в связи с отсутствием преемственности. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается. Никто не обязан следовать мнению одного определённого мазхаба во всех вопросах, к тому же фанатичная приверженность какому-либо из мазхабов порицается.

Есть в Казахстане, и секта «Церковь сайентологии», Сайентологии более десяти лет активно действуют в Алматы и Павлодаре. В целом на территории Казахстана «Церковь сайентологии» имеет несколько структурных филиалов в виде различных общественных объединений, таких как «Дианетика», «Нарконон», «Криминон», а также с десяток ассоциативных организаций, связанных с учением Рона Хаббарда [2].

Таким образом, в последние годы в Казахстане наблюдается заметный рост численности нетрадиционных религиозно -мистических течений, сект и культов. Если к началу 90-х годов в республике насчитывалось около 700 общин, принадлежащих к 7-8 направлениям, то к настоящему времени их количество увеличилось до 3000. Фактически в нашей стране проживают приверженцы практически всех известных традиционных и нетрадиционных религиозных, около религиозных, псевдорелигиозных и

религиозно-мистических течений, включая тоталитарные и деструктивные секты и культы

[3].

Их появление обусловлено как изменением мировоззренческих парадигм, так и личностной духовной инициативой отдельных личностей, которые используя в качестве основы отдельные традиционные

вероисповедания или синкретизм нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию - чаще всего в форме тоталитарной секты с признаками культа основателя религии. Обычно они не слишком многочисленны, но их влияние на общественную жизнь измеряется не количеством последователей, поскольку миссионеры направляют свои усилия на привлечение в подобные организации прежде

всего представителей элит, а также молодежи -социально активной части общества. Способствует приобщение к новым религиозным течениям социально -экономическая и политическая нестабильность, жажда духовного поиска для выражения личных духовно - ценностных ориентиров.

Молодежь, зачастую еще не определившуюся в своем отношении к религии, привлекает экзотика неведомых культов. Свобода свободе - рознь, особенно, если в секты попадает молодежь, а тем более дети. Если в области экономики, политики, законодательства возможно перенять чужой опыт, то в духовной сфере это исключено. Ее формируют прежде всего сами носители той или иной культуры.

В таких странах как Япония, Китай и Южная Корея все нововведения проводятся под лозунгом "Реформы плюс Традиции", а религия, тесно связанная с историей страны, является основой культуры. Многие религиозные культы, пришедшие к нам извне, не имеют много общего с нашей духовной культурой. Некоторые из них несут учение, нарушающие законы нашего государства, в частности призывы не служить в армии, не защищать страну в случаях военных конфликтов. Если не пресечь подобные религиозные выпады на корню, это может привести к непоправимым последствиям.

Сегодня терроризм и экстремизм являются общемировой проблемой, требующей незамедлительных действий, ведь ежегодно в разных странах мира наблюдается значительный рост количества совершаемых терактов. До сих пор трагические события обходили Казахстан стороной. Однако это не повод для самоуспокоения и бездействия, скорее необходимо приложить максимальные усилия, чтобы этого не происходило и впредь.

Религиозный, и особенно исламский экстремизм становится реальной политической силой в Центрально-азиатском регионе. Юг Казахстана не является исключением, тем более, что ислам здесь имеет глубокие исторические корни, более распространен и ярко выражен. По признанию руководства Духовного Управления Мусульман Казахстана, ислам на юге представлен не только традиционными течениями - суннизмом и шиизмом, но и существует несколько десятков

исламских течений и независимых друг от друга религиозных общин, которые ДУМК не подчиняются.

В течение последних 4-х лет по заявлениям Генерального Прокурора судебными органами запрещена деятельность 13 террористических и 1 экстремистской организаций. Также эти зарубежные организации были признаны

террористическими другими государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества, а многие из них включены в перечень международных террористических организаций в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, Евросоюза либо Указами Президента США.

Начало третьего тысячелетия, связанное с террористическими актами в США и придание им религиозной окраски, заставляет по-новому осмыслить процессы, происходящие в конфессиональной сфере. Проблема религиозного экстремизма и его профилактики стоит перед всеми государствами. Казахстан не является исключением. По мнению главы Республики Казахстан Н. А. Назарбаева,

высказанному еще в 2000 году, кроме «зримых угроз - экстремизма, терроризма, наркотиков, массового исхода беженцев - есть и другая, незримая угроза. Войны действительно начинаются в головах людей. Ежедневно и ежечасно идет борьба за сознание наших людей. Не нужно обольщаться и думать, что религиозный экстремизм не касается Казахстана, что у нас иные исторические традиции, что у нас никогда не было фанатизма. Все это так, но время вносит свои коррективы».

Библиографический список

1. Смагулов К. Современная религиозная обстановка в Казахстане//Центральная Азия и Кавказ. -2011. -Вып.3. С.5-6.

2. Трофимов Я.Ф. Иванов В.А. Религия в Казахстане. Справочник. -Алматы: Аркаим, 2003.С.62-63.

3. Джашлов З.П. Ислам и общество в современном Казахстане.Алматы. - 2006. -С.76-77.

4. Джашлов А. Религиозная ситуация в Казахстане. //Панорама.16 мая 2003.

Буктугутова Роза Сабыровна, доктор исторических наук, доцент, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

e-mail: rozalia.1954@mail.ru

Изтелеуова Лязат Имашовна, кандидат социологических наук, доктор PhD социальных наук, доцент кафедры «Международных отношений, истории и социальной работы», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Ельжанова Е.Т., магистрант, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Дата поступления статьи: 30.03.2021

© Буктугутова Р.С., Изтелеуова Л.И., Ельжанова Е.Т., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.