Научная статья на тему 'Казахстан: потенциал религиозной конфликтности'

Казахстан: потенциал религиозной конфликтности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асанбаев Мухит

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2006 г., № 6, с. 87-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахстан: потенциал религиозной конфликтности»

лено недавно в Баку, азербайджанская сторона пока что не собирается пересматривать условия соглашения с Россией об аренде ею военного объекта на территории Азербайджанской Республики -Габалинской радиолокационной станции. Так что российско-азербайджанским кризисом пока не пахнет. Что касается критики СНГ, которую высказывает президент Азербайджана, то это может быть лишь проявлением вполне понятного желания укрепить свои позиции, пользуясь всеми выгодами от возрастающего спроса на энергоресурсы на Евразийском континенте.

«Политический журнал», М., 2007 г., № 9/10, с. 62-63.

Мухит Асанбаев

кандидат политических наук (Казахстан)

КАЗАХСТАН: ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ

Формирование новых общественно-политических и социально-культурных реалий, вызванное крахом коммунистической идеологии и распадом СССР, обусловили рост национального самосознания и смену духовных ориентиров в постсоветском обществе, что наглядно подтверждается примером массового обращения граждан стран СНГ к религиозным ценностям и традициям. Этот процесс затронул и Казахстан, где возросшее религиозное самосознание населения сегодня воспринимается уже довольно обыденно, причем для определенной части общества религия стала не только фактором этнической принадлежности, но и естественной нормативно-ценностной составляющей, регулирующей социальное поведение.

В то же время ситуацию, складывающуюся в данной сфере, можно охарактеризовать как неоднозначную, поскольку возросшее религиозное самосознание населения, активная деятельность зарубежных проповедников нетрадиционных, нетипичных для данного региона религий и либеральное законодательство по регулированию религиозной жизни общества привели как к позитивным, так и негативным последствиям. Следовательно, анализировать возможные варианты развития негативного сценария в этой области необходимо в тесной причинно-следственной связи с состоянием и тенденциями развития текущей религиозной ситуации, что позволяет раскрыть саму природу зарождения религиозной конфликтности в казахстанском обществе. Предлагаемая вашему вниманию статья

посвящена выявлению потенциала конфликтности и исследованию факторов риска в развитии религиозной ситуации в РК.

В результате многовекового сосуществования в Казахстане ислама и православия сложился определенный баланс, в рамках которого каждая из этих двух религий сформировала свою «нишу», наладив межконфессиональный диалог и определив каналы социального взаимодействия, что на многие годы обусловило стабильность и толерантность всей религиозной жизни казахстанского общества. Разумеется, появлению этого феномена способствовал ряд исторических, культурных и социально-политических факторов. Это также этноисторическая, культурно-ментальная общность тюркских и славянских народов в обширной лесостепной зоне Евразии - с тесными и довольно активными межкультурными контактами на протяжении длительного по историческим меркам времени. Это и общность догм мусульман и православных относительно определения места и роли религии в жизни государства, когда главный, конфликтный вопрос о соотношении светской модели правления с религиозной не входил, как правило, в «повестку дня», тем более не становился причиной противостояния между традиционным духовенством и существующей властью. Причем в последнем случае, если говорить более детально, ислам (в учении ха-нифитской школы права) и православие (как в плане религиозных канонов, так и с учетом существующих общественно-политических реалий) - примеры наиболее «уживчивых» религиозных восприятий. Особенность этих двух вероисповеданий - умеренная консервативность и умение находить компромисс с государством, что способствует формированию у их последователей положительного восприятия существующей модели светского правления. Поэтому они, как правило, не представляют какой-либо угрозы ни в отношениях друг с другом, ни по отношению к другим религиям, ни в отношениях общества и государства, в отличие от различных привходящих и, как правило, фундаменталистски настроенных исламских, христианских и некоторых экзотических восточных религиозных течений.

Пожалуй, этим и можно объяснить, что начавшийся после обретения республикой независимости (начало 1990-х гг.) процесс возрождения религиозного сознания и религиозной самоидентификации населения развивался без острого соперничества и конфронтации. Более того, возросший интерес к религии стал восприниматься как часть общего, более комплексного процесса этнокуль-

турной самоидентификации, выраженной в возврате к религиозным истокам этничности, возрождении этнической самобытности, культуры и традиций. Тем не менее в настоящее время в РК складываются условия, способствующие изменению устоявшейся в республике религиозной ситуации. В частности, возникают радикальные религиозные сообщества, наметилось развитие нетрадиционных верований, мощный импульс к повышению активности получили иностранные миссионерские движения и организации, представляющие различные конфессии и их деноминации. Правда, этот процесс уже миновал стадию интенсивного формирования, но в целом сохраняет свой инерционный потенциал.

В последнее время в динамике развития религиозной ситуации и в религиозной структуре населения обозначились признаки масштабных структурных изменений. Это обусловлено, во-первых, огромным влиянием внешнего фактора, т.е. совокупностью методов и видов зарубежного вмешательства в процессы, происходящие в этих сферах. Во-вторых, отмечаемые здесь изменения стали следствием утраты контроля над развитием религиозной ситуации и отсутствия должного внимания соответствующих государственных органов к вопросам регулирования религиозной сферы жизни общества. Эти факторы привели к тому, что, по сравнению с 1991 г., в республике в три раза увеличилось число религиозных объединений и почти вдвое возросло количество конфессий: за 10 лет существенно изменилась практически вся структура конфессионального пространства страны. По официальным данным, ныне в РК проживают приверженцы более 46 конфессий, представлен практически весь спектр религиозных течений, насчитывается 3259 религиозных объединений. Однако, несмотря на угрожающий прогресс в изменении религиозной ситуации и религиозной структуры населения, в целом положение остается относительно стабильным. Сдерживающими факторами, препятствующими реализации негативного сценария развития религиозной сферы, являются сохранение статус-кво в межконфессиональных отношениях и неизменность доминирующего положения традиционных для казахстанцев конфессий - ислама и православия, что содействует упрочению религиозной сплоченности населения и все еще способно оказывать положительное влияние на сохранение в республике религиозного баланса. Но при дальнейшем игнорировании государством существующего положения дел ситуация может ухудшиться.

В целом текущая религиозная ситуация и религиозная структура населения выглядят следующим образом. К наиболее многочисленным конфессиям республики, как указано выше, относятся ислам суннитского толка (ханифитский мазхаб) и христианство (православие). При соотношении 70% на 30% их исповедуют более 90% населения. Руководство в этих двух конфессиях осуществляется крупнейшими религиозными центрами: Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК) и тремя епархиальными управлениями Русской православной церкви (РПЦ).

В настоящее время в стране представлено 1766 мусульманских религиозных объединений, функционирует 1643 мечети. При этом ожидается, что в будущем их количество возрастет вдвое. Однако следует отметить, что ДУМК учитывает только мечети, зарегистрированные в Министерстве юстиции РК. Многие другие мечети, особенно сельские, вообще не стремятся пройти соответствующую регистрацию, и об их существовании знает лишь местное население. В основном это этноориентированные местечковые мечети, функционирующие на территории компактного проживания ряда этнических групп. Например, уйгурские и дунганские мечети в ряде районов Алма-Атинской области, узбекские — Сайрамского района Южно-Казахстанской области. По некоторым данным, число незарегистрированных мечетей в два раза превышает количество зарегистрированных. Кроме того, в стране развернули активную деятельность некоторые религиозные организации и общины, которые ДУМК рассматривает как псевдомусульманские, поскольку все они противоречат ханифитскому мазхабу, официально исповедуемому в республике. К таким структурам ДУМК причисляет общины ахмадия, бахай, учения Исматуллы, махдиа, салафия (ваххабизм), такфир, суфийское течение Курбан-али и шия.

По численности последователей РПЦ является в РК второй конфессией. Согласно официальным данным, православные структуры представлены 221 приходом и 8 монастырями. Решением Священного Синода РПЦ в 1991 г. они были организационно распределены по трем епархиальным управлениям: Алма-Атинскому и Семипалатинскому, Шимкентскому, а также Уральскому. В 1999 г. Алма-Атинская и Семипалатинская епархии были преобразованы в Астанайскую и Алма-Атинскую епархию, в которую дополнительно включены православные структуры Астаны. Желание верующих и государственных органов объединить православные церкви республики в единое Казахстанское управление длительное время

не получало поддержки Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, совершившего в 1995 г. свой визит в республику. Только в мае 2003 г. Синод РПЦ принял решение о создании на территории РК Митрополитского округа, главой которого был назначен митрополит Мефодий. Ныне РПЦ занимает достаточно весомые позиции, укрепляя и расширяя свое влияние по всей стране. Существенно укрепились и позиции Римско-католической церкви. В частности, на территории РК католики имеют свыше 70 различных церковных формирований (в том числе греко-католический приход), которыми руководят четыре Апостольские администратуры. В целом в республике действует более 90 католических общин и 160 католических групп посещения; имеется около 15 монашеских конгрегаций, в том числе запрещенный в некоторых странах фундаменталистский католический орден Опус Деи. Общее число последователей католицизма составляет 1% верующих РК.

Активная миссионерская деятельность западных проповедников привела к появлению в республике новых протестантских церквей, соответственно и к значительному расширению и укреплению позиций протестантских религиозных объединений и общин, количество которых уже приближается к тысяче. В целом в стране функционирует более 500 протестантских церквей. Наиболее крупные (на них приходится свыше 70% верующих) расположены в больших городах: Алма-Ате, Караганде, Шимкенте и др. Там же сосредоточены их главные республиканские и региональные управления, координационные центры, межконфессиональные миссии и т.д. Так, на сегодняшний день евангельские христиане-баптисты, по данным их центра, объединены в 269 общин и 124 группы. По некоторым сведениям, сегодня в каждом городе республики имеются минимум одна баптистская и адвентистская церкви, широко представлены общины пятидесятников и Евангельских христиан в Духе Апостолов. Аналогично укрепляется лютеранское объединение Синод Миссури, оказывающее большую духовную и материальную помощь общинам и активно распространяющее соответствующую литературу на немецком, английском и русском языках. Новоапостольская церковь действует в республике с 1991 г. благодаря активной миссионерской деятельности немецких проповедников; в настоящее время функционирует около 40 общин с примерной численностью 2500 человек.

Усилилась и позиция иудаизма, ведущим течением которого является хасидизм «Хабада». До 1998 г. в республике было лишь

четыре иудейские общины - две в Алма-Ате и по одной - в Шим-кенте и Кзыл-Орде, а в настоящее время их количество достигло 24 и действуют они во всех областных центрах. Всего в стране функционирует 10 синагог. В декабре 1999 г. образован Еврейский конгресс Казахстана, который нацелен на сохранение и популяризацию национальных обычаев и традиций, культурного и религиозного наследия евреев республики. Кроме того, он разработал уже претворяемую в жизнь программу строительства в Казахстане синагог: в Астане, Павлодаре, Актюбинске, Кустанае, Петропавловске и Усть-Каменогорске.

К нетрадиционным протестантским конфессиям относятся так называемые «харизматические». В нашей стране к ним причисляются следующие объединения: «Грейс», «Живая лоза», «Агапе», «Новое небо», «Благая весть», «Новая жизнь» и др. Наиболее значительным (по числу верующих и общин) является многонациональное религиозное объединение «Новая жизнь», возникшее в РК в последние годы; данной структурой организован одноименный Библейский колледж. Сегодня в республике действует около 40 общин, охватывающих примерно 3500 верующих. При карагандинской церкви «Грейс» функционирует более 50 филиалов, в том числе в Астане, Петропавловске, Абае, Сарани и в других городах. В целом по стране число верующих приближается к 7 тыс.; самые крупные общины находятся в Алма-Ате и Караганде. В целях лучшего управления общиной и оказания на нее большего влияния церковь Грейс разделена на «ячейки», каждая из которых включает в себя 6-10 семей верующих; во главе «ячейки» стоит лидер. Члены «ячейки» регулярно собираются на квартирах верующих, где проводят богослужения, разбор библейских текстов и неформальные беседы на разные темы.

Среди этнических корейцев республики широко распространены движение пятидесятников (необходимо особо отметить церковь Сун Бок Ым) и направление «Союз Христиан Веры Евангельской», создавшее общины почти во всех областях страны. На севере республики (в Кустанайской, Карагандинской и Кокшетауской областях) активную деятельность развернула также «Церковь Божья». Пресвитерианские церкви включают свыше 20 организаций; наиболее известные из них - «Аксай», «Центр», «Алма-Атинская региональная пресвитерианская церковь», «Грейс-Благодать»,

«Гольбори», «Онсезан», «Коре», «Мир», «Надежда», «Сион», «Первая пресвитерианская церковь» и «Ассамблея пресвитериан-

ских церквей». Движение особенно распространено среди корейского меньшинства, представители которого зачастую составляют от 80 до 90% пресвитерианской паствы. Самым крупным считается объединение «Грейс-Благодать» (10 тыс. человек). Создано несколько пресвитерианских семинарий, например Духовная пресвитерианская академия в Алма-Ате и Казахстанская евангельская христианская семинария. Методистская церковь организовала приходы, объединяющие значительное число приверженцев. Новоапостольская церковь, независимая от пресвитериан и методистов, значительно укрепилась и сумела собрать около пятидесяти общин и порядка 3 тыс. последователей. Похоже, что Южный Казахстан становится и средоточием таких нетрадиционных культов, как Бо-городнический центр, Белое Братство, Саи Баба аватара, Ивановст-во, тантрический культ, Церковь Всеобщая и Торжествуюаяй, хри-стадельфиане, мормоны, Церкви Последнего Завета, сайентологии, Шри Чинмоя и др.

В Конституции РК закреплен светский характер государства, определяющий и гарантирующий права граждан на свободу слова, мысли и самовыражения; в Основном законе отсутствует положение о патронаже или особом отношении к какой бы то ни было религии, а также продекларировано равное и толерантное отношение ко всем конфессиям. Соответственно, основные принципы регулирования государственной политики в сфере межконфессиональных отношений носят довольно либеральный характер; четко прописаны положения о свободе вероисповедания, равенстве, веротерпимости и плюрализме. Открытие границ и либеральное религиозное законодательство способствуют активизации и расширению поля деятельности различных религиозных объединений и культов, что способствует массовому притоку в республику иностранных религиозных миссионеров, эмиссаров многочисленных религиозных и псевдорелигиозных общин и организаций. Часть их работает нелегально, в рамках тайной общины, но многие на вполне законных основаниях занимаются пропагандой своей веры, способствуя скорейшему обращению населения в нетрадиционные для него вероисповедания, далекие и чуждые исконной культуре и менталитету казахстанцев. Для достижения своих целей зарубежные миссионеры оказывают новообращенным материальную помощь, находят им работу, а также способствуют трудоустройству их родных и близких, что находит широкий отклик среди людей с низким культурно-образовательным уровнем и невысоким материальным по-

ложением. Эти миссионеры достаточно эффективно отладили механизм расширения социальной базы, о чем говорит увеличившийся контингент новообращенных жителей республики. При этом основной упор делается на подготовку местных кадров. Так, большинство пришлых религиозных общин («Благодать», «Агапе», «Новая жизнь», «Бахай», «Свидетели Иеговы» и ряд других) возглавляют не иностранные пасторы, приехавшие в РК или руководящие из-за рубежа, а представители местного населения. Таким образом, налицо факт религиозного прозелитизма, т. е. активного обращения жителей страны в иную веру, осуществляемого за счет огромных финансовых «вливаний» извне. При этом особую опасность представляет проповедование некоторыми зарубежными миссионерами нетрадиционных антисистемных учений, запрещенных во многих государствах Запада.

Первые признаки осложнения межконфессиональных отношений появились в Казахстане (как и в других странах СНГ) во второй половине 1990-х годов, когда стало очевидным наличие таких серьезных дестабилизирующих факторов, как усиление религиозного экстремизма и прозелитизма. Ситуацию усугубляет не столько религиозный экстремизм мусульманских фанатиков, деятельность которых запрещена законом и пресекается правоохранительными органами республики, сколько прозелитизм иностранных миссионеров - различных христианских и восточных проповедников, представляющих нетрадиционные религиозные институты, сектантские организации и движения. Дело в том, что их деятельность, как и деятельность первых, ведет к подрыву в стране меж-конфессионального баланса и равновесия, «осложняя» основу культурно-исторической консолидации населения и бросая серьезный вызов принципам толерантности и межконфессионального согласия между сторонниками различных вероисповеданий. Однако их преимущество в том, что они ведут свою работу в рамках законодательно-правового поля и осуществляют вполне легальную деятельность на всей территории республики, что значительно облегчает реализацию их целей и задач. Среди них есть и незначительное число подпольных организаций (без прохождения официальной регистрации в Министерстве юстиции РК). В основном это закрытые секты (наподобие сатанистов), деятельность которых подпадает под уголовную ответственность.

В целом, несмотря на обилие религиозных и псевдорелиги-озных организаций и движений, представляющих собой факторы

риска для развития межконфессиональных отношений в республике, их уместно объединить в две потенциальные группы риска.

1. Первая группа рисков - радикально настроенные против светского строя мусульманские организации и движения (наподобие партии «Хизб ут-Тахрир» или движения «Таблиги Джамаат»), использующие религиозную идеологию для оправдания своей антиконституционной деятельности по свержению законной власти для создания исламской теократической формы правления. В своей практике все они исходят из общего понимания того, что светская форма правления в РК - как и в других странах Центральной Азии - себя изжила. Их идеологи открыто проповедуют, что для спасения общества, погрязшего в аморальности и безнравственности, а также государства, увязшего в коррупции и беззаконии, необходимо любыми мирными методами и ненасильственными средствами вводить в республике теократическую форму правления -Халифат. Для этого, по их мнению, следует прежде всего посредством проповедей и дискуссий изменить идеологию и мироощущение мусульман. В этом они принципиально отличаются от военизированных мусульманских организаций, действующих в соседних с Казахстаном странах региона и склонных достигать свои цели силовыми методами (к таким структурам можно отнести, например, Исламское движение Узбекистана и его ответвление на территории Киргизстана). Разумеется, каждая такая организация имеет свои собственные видение, тактику и стратегию, однако реализация соответствующих планов отвечает их общим интересам, заключающимся в будущем переустройстве социума и государства согласно религиозным воззрениям и ценностям идеализированного исламского общества. Большинство этих формирований получает финансовую помощь извне, в основном из средств образовательных и гуманитарных фондов, а также общественных организаций, расположенных в ряде арабских стран. Тем не менее нередко в их деятельности в определенной степени замешаны государства Запада, в которых расположена сеть неправительственных исламских структур и штаб-квартиры многих мусульманских движений и организаций, оппозиционных правительствам некоторых арабских стран. Кроме того, вполне очевидно, что к деятельности фундаменталистских формирований ЦА довольно серьезно причастны зарубежные спецслужбы. В этой связи весьма показателен недавний случай, когда сотрудники национальной безопасности Казахстана задержали агента иностранной разведки, интересовавшегося сведе-

ниями о проводимых соответствующими местными органами мероприятиях по выявлению сепаратистских и иных преступных группировок, действующих на территории республики.

В отличие от других религиозных сообществ мусульманские организации и движения имеют в глазах местных жителей определенный уровень легитимности, что позволяет им открыто придерживаться радикальных взглядов и располагать довольно значимой социальной базой. По сути, их деятельность направлена на нивелирование национальной и гражданской идентичности населения, критику национальных ценностей и традиций, а также на распространение в обществе идеи противостояния и гражданского неповиновения официальной власти. В то же время необходимо отметить, что активизация таких организаций в РК во многом «скорректирована» событиями в соседних странах - Узбекистане и Киргизстане, где идеологические и политические разногласия между властью и радикальными религиозными силами перешли в стадию открытого военного конфликта. Однако сложно определить, что здесь доминирует - идеология или борьба за власть под идеологической оболочкой. Информация на эту тему в СМИ и экспертном сообществе не раскрывает полной картины реального положения дел, поскольку основное восприятие данной темы экспертным сообществом в большей степени основано на устоявшемся мнении о социально-экономической природе истоков религиозного радикализма в регионе, что значительно затрудняет объективное осмысление происходящих процессов. Причем несостоятельность данного мнения весьма показательна в случае с Казахстаном, где социально-экономическая подоплека конфликта между властью и радикальными исламскими организациями и движениями не выдерживает никакой критики. Кроме того, важно отметить, что в последнее время некоторые исследователи все чаще выдвигают альтернативное мнение: основной акцент они делают на «религиозные и политические мотивы конфликта в регионе». Другими словами, рост радикализма в ЦА обусловлен не столько ухудшающимся социально-экономическим положением населения и репрессивной политикой местных властей по отношению к гражданам, сколько наличием конфликтного потенциала во взаимоотношениях между разными силами самого общества, что выводит на первый план существование в нем определенных религиозных, идеологических и политических противоречий.

Учитывая сказанное выше, в данном разделе мы попытаемся рассмотреть истоки религиозного экстремизма - вне зависимости от феномена социальной конфликтности и бедственного социально-экономического положения населения региона, поскольку эти две темы в достаточной мере уже исследованы экспертным сообществом и широко освещены мировыми СМИ. Поэтому, анализируя имеющуюся в данной области информацию, можно выделить несколько основных версий конфликта.

Первое. Конфликт обусловлен тем, что в ЦА наметилось серьезное идеологическое противостояние между сторонниками светской государственности и приверженцами теократической формы правления. Неспособность же киргизских и узбекских властей решить эту проблему в русле переговорного процесса, в ходе которого учитывались бы интересы и государства, и фундаменталист-ски настроенного духовенства, а также его сторонников, привела к жесткой конфронтации и столкновению сторон, что повлияло и на активизацию фундаменталистских сил в соседнем Казахстане.

Второе. Конфликт обусловлен расколом элиты в ряде стран (Узбекистане, Киргизстане, Таджикистане), соответственно и борьбой за власть, развязанной региональными кланами под исламскими лозунгами. Данная версия становится наиболее предпочтительной, если учесть общее наследие советского прошлого, для которого характерен номенклатурный принцип формирования власти с ее чрезмерной монополизацией и концентрацией. Поэтому (с такой точки зрения) в центре проблемы - банальная борьба за власть между элитными группировками. Отголоски внутриэлитного противостояния в вышеуказанных республиках оказывают определенное влияние на процессы в соседнем Казахстане, где противоборствующие структуры, как правило, стремятся склонить общественное мнение на свою сторону.

Третье. Геополитическая игра «внешних участников» в наиболее экономически уязвимых и, соответственно, конфликтных в социальном плане странах региона. Эта версия является ключевой для сторонников теории о наличии в ЦА интересов иностранных держав, что в совокупности и принято классифицировать как влияние «внешнего фактора». Иными словами, эти державы апробируют разные сценарии дестабилизации ситуации в регионе для усиления своего стратегического влияния на его новые государства. При реализации подобных сценариев они и используют религиоз-

ный аспект, что также служит дестабилизирующим фактором для соседнего Казахстана.

Таким образом, версий несколько. Очевидным во всем этом является лишь то, что оценки, касающиеся религиозной составляющей процесса активизации мусульманских радикальных религиозных сил в регионе, сильно завышены, поскольку сама тема искусственно «разжигается» и «манипулируется» всеми сторонами, заинтересованными в провоцировании конфликта между государством и религией.

2. Вторая группа рисков связана с тем, что религиозность населения возрастает не только за счет естественной потребности в свободном духовном самоопределении в условиях идеологического плюрализма, но и в связи с активной духовной экспансией многочисленных зарубежных миссионерских движений и псевдорелиги-озных организаций. Они стремятся «заполнить» неординарность вероучения новейшими прикладными исследованиями и необычной практикой, зачастую даже пытаются оторвать человека от семьи, общества, а также культурной и социальной жизни его народа. Немало и таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и обычаи наций, наносят вред физическому и психологическому здоровью наших сограждан. Этим самым они не только подтачивают корни и устои традиционных религий, но и расшатывают государственные основы общества. Сложилась даже определенная закономерность: зарубежное миссионерство большей частью представлено различными протестантскими течениями христианства, активно внедряемыми за счет источников внешнего финансирования. Ситуация усугубляется тем, что такие миссионерские движения и организации не только не признают историческую легитимность ислама и православия в Казахстане, но и не принимают компромиссов с законами. Так обстоит дело с большинством иностранных миссий протестантского толка, в частности с представляющими пресвитерианские церкви и «Свидетелей Иеговы». А их количество и потенциальные возможности значительно увеличиваются благодаря внешней финансовой поддержке. Кроме того, многочисленные общины данной деноминации рассматривают миссионерство как существенную часть собственного бытия и как важный принцип христианства. Вся их политика сводится к одному - обратить православных и мусульман республики в протестантство. В современном мире данная группа рисков носит универсальный характер и распространена повсеместно - можно ска-

зать, что в каждой стране ситуации схожи. Приезжие миссионеры проповедуют различные вероисповедания и религиозные учения; в итоге подобная деятельность приводит к дестабилизации ситуации в конфессиональной сфере и к опасным для любого государства и его коренного населения последствиям. В данном случае речь идет главным образом о проблеме христианского прозелитизма, т.е. об активном проповедовании, которое направлено на массовое обращение мусульман и православных республики в различные христианские деноминации, преимущественно протестантского направления. Необходимо отметить, что усиление в РК христианского прозелитизма уже вызвало определенные негативные последствия, касающиеся состояния духа новообращенных граждан. Мы говорим здесь о социально-правовых и психологических последствиях для здоровья нации, когда процесс формирования личности новообращенного ограничивается лишь рамками данной религиозной общины, где отсутствуют представления о гражданственности и казахстанском патриотизме, пропагандируется абсолютная аполитичность, присутствует ярко выраженная «религиозная дистанция» по отношению к родным и близким. В то же время активно прививается культ полного и беспрекословного подчинения духовному лидеру, «гуру», как правило руководителю или основателю церкви, личность которого наделяется сверхъестественными способностями. В этом деле особенно преуспели закрытые или запрещенные образования, например секта «Свидетелей Иеговы», табуированная во многих западных странах. Она опасна тем, что ее религиозные установки наносят невосполнимый ущерб психическому и физическому здоровью людей, негативно влияют на процесс формирования у населения национальной и гражданской идентичности. Члены секты отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, работу в госучреждениях, присягу, государственные праздники и даже дни рождения. Эта структура - одна из самых агрессивных и тоталитарных, абсолютно не приемлет инакомыслия. Почитание культа личности, выражающееся в полном и беспрекословном подчинении руководству, - наиболее бросающаяся в глаза поведенческая норма, принятая в этой секте.

В целом христианский прозелитизм в Казахстане ориентируется на разнообразные цели, корректируя свою стратегию с учетом существующих реалий. Эту стратегию наиболее четко сформулировал французский исследователь Себастьян Пейруз, обозначив-

ший приоритеты деятельности христианского миссионерского движения в Казахстане следующим образом.

Первой целью миссионеров является прозелитизм в «собственном окружении», направленный главным образом на тех, кто уже обращен в протестантство, но кому, по мнению миссионеров, крайне необходимо дать более глубокое религиозное образование.

Вторую цель представляют собой те, кто считает себя атеистом или заявляет о безразличии к вопросам религии.

Третьей целью являются люди, исповедующие христианство, но относящиеся к другим деноминациям (течениям). В первую очередь это касается приверженцев православия, меньше - католицизма, даже некоторых таких протестантских направлений, переживших спад, как лютеранство или меннонитство.

Четвертой целью зарубежного миссионерства являются все мусульмане республики. Казахи, уйгуры, узбеки, татары и другие мусульмане представляют собой (в долгосрочной перспективе) главные цели христианского присутствия в РК. По замыслам миссионеров, каждая кампания по обращению в веру должна способствовать увеличению числа общин, которые будут состоять исключительно из мусульманского населения республики.

Таким образом, главная цель христианского прозелитизма в Казахстане - обращение приверженцев православия и ислама в различные протестантские деноминации. А это, в свою очередь, порождает негативную реакцию преобладающего большинства населения страны, особенно мусульман, которые весьма болезненно относятся к попыткам крещения своих единоверцев. Да и в мусульманских семьях, как правило, весьма критично рассматривают переход в другую веру, в силу чего отказавшиеся от ислама люди подвергают свою жизнь большой опасности. Деятельность иностранных христианских миссионеров негативно оценивают и православные республики, чему во многом способствуют историческое соперничество и наличие конфликтного потенциала в отношениях между РПЦ и западным миром. Тем не менее христианские миссионеры не считают такие факторы серьезным препятствием и продолжают активно осуществлять свою деятельность, а само миссионерство имеет тенденцию к усилению.

Исследование текущих тенденций развития религиозной ситуации в РК позволяет дать промежуточную оценку нынешним, а также потенциальным угрозам и вызовам межконфессиональному согласию и толерантности в казахстанском обществе, выявить за-

кономерности возникновения и развития в нем религиозной конфликтности. Подводя итоги, отметим, что на современном этапе основными дестабилизирующими факторами, способствующими возникновению и росту религиозной конфликтности в казахстанском обществе, являются несколько обстоятельств. В их числе:

а) Рост религиозного радикализма среди верующих. Этот процесс наблюдается в РК с 1990-х годов, что обусловлено, с одной стороны, естественной духовно-нравственной потребностью общества, с другой - активизацией деятельности различных, часто конфликтующих между собой религиозных сообществ и отсутствием у подрастающего поколения необходимого уровня религиозного образования. Еще одним обстоятельством, способствующим радикализации сознания религиозной части населения, в определенной степени является то, что у граждан (особенно у молодежи) нет необходимого уровня теологических познаний. Все это стало следствием отсутствия в государственной политике соответствующей образовательной программы. В этом отношении отказ страны от курсов религиоведения и упразднение Комитета по делам религии (в конце 1990-х годов) - весьма показательные события, свидетельствующие об ошибках и просчетах государственной политики в сфере регулирования религиозной жизни общества.

б) Ослабление традиционной религиозной структуры населения, усиление влияния нетрадиционных вероучений и сект. Несмотря на то что преобладающее большинство верующих (свыше 90%) исповедуют ислам суннитского толка и православное христианство, в последнее время значительно расширилось влияние нетрадиционных для казахстанцев вероисповеданий, религиозных общин и организаций. Совокупная доля их приверженцев колеблется в пределах 5% верующих, однако имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению. Если данный процесс (сегодня его можно с большой долей уверенности охарактеризовать как непредсказуемый и нарастающий) будет усиливаться, то в перспективе он может привести к кардинальному изменению конфессиональной картины в республике, что значительно усиливает вероятность роста религиозной конфликтности в социуме.

в) Нарастание в обществе конфликтного потенциала на религиозной почве. В стране постепенно образуется благодатная почва для появления религиозной ксенофобии, растет уровень конфликтного потенциала в отношениях между последователями традиционных вероисповеданий и нетрадиционных миссионерских общин

и организаций (протестантство и другие христианские течения, восточные религиозные структуры). Яркое проявление данной тенденции - многочисленные факты «наступательной» деятельности членов религиозных общин, ведущих довольно открытую и активную духовную пропаганду среди населения во многих публичных местах посредством простого общения, раздачи справочноинформационной и агитационно-пропагандистской печатной продукции, а также путем радио- и телевещания, вследствие чего между «активистами» и их «объектами» возникают многочисленные конфликты. Об этой же тенденции свидетельствуют результаты ряда социологических исследований, в разное время проведенных соответствующими структурами республики.

г) Религиозный и идеологический экстремизм антисистем-ных религиозных и околорелигиозных вероучений. Из нетрадиционных вероисповеданий наибольшую угрозу представляют тоталитарные секты наподобие «Свидетелей Иеговы» и сатанистов, располагающие обширной сетью многочисленных ячеек. По ряду признаков к ним можно также отнести учения «Сунн Бок Ым», «Ага-пе», «Новая жизнь» и др. Их опасность заключается в том, что они не приемлют инакомыслие, практикуют авторитарный стиль управления в рамках общины и ориентируются главным образом на привлечение коренного и в целом мусульманского населения в свои секты, в плане потенциального экстремизма представляющие собой наибольшую угрозу для развития в РК межконфессиональ-ных отношений. В этой связи важно, с одной стороны, признать необходимость рассмотреть и принять ряд законодательных запретов на деятельность антисистемных религиозных институтов (сект и запрещенных псевдорелигиозных общин), с другой - усилить контроль над работой их зарубежных филиалов и центров. Все это наглядно свидетельствует о необходимости проведения соответствующими государственными органами регулярных пропагандистских и разъяснительных мероприятий на страницах печатных периодических изданий, а также посредством публичного обсуждения и дискуссий в СМИ, включая теле- и радиопрограммы.

д) Активный христианский прозелитизм подрывает основы традиционной религиозной структуры населения, чем способствует ухудшению религиозной ситуации в республике. В последнее время в стране значительно усилились позиции различных религиозных общин христиан, деятельность которых направлена на обращение мусульманского и православного населения в нетрадицион-

ные для него христианские верования протестантского толка. Данное обстоятельство служит серьезным дестабилизирующим фактором для казахстанского общества в условиях повышения активности зарубежных миссионерских и пропагандистских религиозноблаготворительных организаций, спонсирующих христианский прозелитизм. Все это может привести к серьезному изменению религиозной ситуации и религиозной структуры населения РК, соответственно к усилению религиозной конфликтности в обществе.

Изложенное выше стало также следствием того, что Казахстан, как и другие страны региона, не только «вышел на орбиту» политических и экономических интересов крупных государств, но и становится важным объектом религиозно-мировоззренческой экспансии западных ценностей. Широко разрекламированная активность и четко отлаженный механизм работы миссионеров с населением доказывают, что главная цель христианского прозелитизма - моделирование определенного сценария развития РК, отвечающего долгосрочным интересам западных стратегов. При этом главный акцент делается на то, чтобы изолировать республику и в целом весь регион от влияния соседних мусульманских стран. Кроме того, одна из поставленных задач - снижение воздействия религиозной составляющей на внутреннюю и внешнюю политику государств ЦА. Разумеется, долгосрочной и наиболее важной задачей Запада является изменение всей конфессиональной палитры стран региона, особенно Казахстана, где большинство населения склонно к быстрой вестернизации. Поэтому в данном отношении христианизация РК отвечает интересам многих государств Запада. Не менее важная задача христианского прозелитизма в Казахстане - стремление изолировать большинство его русскоязычного населения от влияния соседней православной России, поскольку общность религиозного самосознания русскоязычных граждан РК и русских РФ является основным препятствием для изменения настроений масс, подпадающих под эту категорию. В целом же, обобщая сказанное, необходимо отметить, что, хотя проблема теневых религиозных течений в Казахстане (впрочем, и во многих странах Запада и Востока) существует, она нивелируется скорее самой ментальностью казахстанского общества. Религиозный фактор не имеет в республике существенного влияния на общественное мнение или же государственную политику. Большинство населения воспринимает религию как нечто сугубо личное, относящееся к культурной стороне жизни, не имеющее отношения к нацио-

нальному курсу. А государство, в свою очередь, стремится отделить религию от политики, придерживаясь линии секуляризма. Вместе с тем религия сама становится действенным инструментом влияния на общество. Ныне руководство страны проводит выверенную, согласованную и прагматичную политику в религиозной сфере: ведь совершенно очевидно, что сегодня любое внешне безобидное действие или некорректное высказывание в адрес иной культуры и религии может вызвать масштабные протесты и рост насилия в мире. Именно поэтому зарубежные миссионеры от нетрадиционных культов и конфессий не имеют возможности в значительной степени повлиять на общественную ситуацию в республике. Тем не менее правительствам государств региона следует серьезно задуматься о деятельности, не всегда отвечающей не только божественным, но и общечеловеческим принципам.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2006 г., № 6, с. 87-100.

Даниил Кислов,

директор Центральноазиатского информационного центра ПЕРЕСТРОЙКА ПО-ТУРКМЕНСКИ

Смерть одного из наиболее одиозных диктаторов постсоветской Средней Азии, пожизненного президента Туркмении Сапар-мурата Ниязова, наступившая 21 декабря 2006 г., породила множество романтических ожиданий и массу самых разнообразных прогнозов в отношении будущего этой республики. Судить о том, сбываются ли последние или нет, спустя короткое время после вступления в должность нового главы государства, наверное, рано. Страна, практически полностью изолированная от внешнего мира при Ниязове, остается закрытой и сегодня, что не дает возможности журналистам и исследователям вникать в необходимые подробности происходящих событий. Однако кое-какая тенденция уже наметилась: новый президент всячески хочет убедить граждан страны и «международных наблюдателей» в том, что он приступил к медленному, поэтапному, но неотвратимому реформированию страны.

Разумеется, нынешний президент Туркменистана Курбанку-ли Бердымухаммедов не планирует быстрого развенчания культа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.