Научная статья на тему 'Современные научные взгляды к формированию и регулированию продовольственного рынка'

Современные научные взгляды к формированию и регулированию продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные научные взгляды к формированию и регулированию продовольственного рынка»

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

ОВ.Вялых, заместитель главного бухгалтера ОАО «Золотая Нива»

В.В. Гурок, аспирант Курского государственного университета

Важнейшая, конечная роль аграрного сектора состоит в обеспечении продовольственной безопасности страны и ее регионов. От состояния дел в данном секторе будет зависеть и экономика отдельных составляющих «продовольственной цепочки», всех сфер АПК и предприятий других отраслей, поскольку продукцию села используют почти 80 отраслей народного хозяйства. Именно в таком количс-

Стве видят оолыпинство ученых и практиков роль сельскохозяйственного производства в социально-экономическом развитии России.

Основной стратегической целью аграрных преобразований в России следует считать обеспечение продовольственной безопасности страны, восстановление дореформенного уровня потребления продуктов питания и последующее улучшение структуры и повышения

количества производимого в стране и импортируемого продовольствия. При этом называются и основные задачи, решение которых позволит достичь намеченной цели: 1) восстановление управляемости товарными, ресурсными и финансовыми внутри- и межотраслевыми потоками на основе соединения преимуществ рыночной экономики с экономическими возможностями государства; 2) устранение угроз продовольственной безопасности России; 3) сохранение и ускорение ресурсного потенциала сельского хозяйства; 4) создание надежной системы и механизмов продвижения продовольственных товаров и сырья для их производства к потребителю; 5) оптимизация импорта и поддержание необходимого уровня продовольственной независимости; 6) повышение эффективности использования капитальных вложений путем реформирования производственно-управленческой структуры АПК,

В качестве основных принципов перспективной аграрной политики являются следующие: 1) расширение рынка сбыта продовольственных товаров на основе оживления платежеспособного спроса населения; 2) защита внутреннего рынка от ввоза недоброкачественной и низкосортной продукции; 3) ликвидация ценового диспаритета; 4) реформирование производствен но-у правленческой структуры; 5) эффективное госрегулирование.

На наш взгляд, здесь преимущественно названы задачи, а не принципы. К принципиальным же положениям, по нашему мнению, следует отнести такие, как социальная ориентация агрорыночных преобразований, гарантированность выполнения бюджетных обязательств государства по поддержке сельского хозяйства, надежность действия законодательно-правовой базы, достаточная защищенность, сельских хозяйств и внутреннего продовольственного рынка от необоснованно завышенных объемов импорта сельхозпродукции и продуктов питания, согласованность управленческих действий властных структур разных территориальных уровней, ответственность всех государственных структур и предпринимателей за свои обещания.

Основными направлениями программирования, текущего регулирования агропро-

мышленного производства и продовольственного рынка на 2010 год являются:

1) стимулирование платежеспособного спроса населения на продовольствие и поддер-

жание гарантированного государственного спроса на основные виды сельскохозяйственной продукции и сырья;

2) регулирование внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

3) реформирование сельхозпредприятий;

4) регулирование товарных рынков;

5) совершенствование земельных отношений. формирование земельного рынка;

6) воздействие на инвестиционный процесс.

Здесь, на наш взгляд, недостает весьма важной составляющей - антикризисного управления аграрным сектором экономики, предполагающим обеспечение устойчивого бескризисного его функционирования, а также нет механизма контроля факторов, определяющих результаты проводимой аграрной реформы. Такой механизм называется агромониторингом или мониторингом в сфере аграрных преобразований.

Сельхозтоваропроизводителям, особенно малым агроструктурам, фактически нет доступа к рынкам реализации продукции, рынку кредита, рынку информации. Уровень господдержки за последние годы резко упал.

Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ А.Михалев отмечает чрезвычайную важность для АПК и особенно его сельскохозяйственной сферы, совершенствование финансово-кредитной политики, создание системы кредитных институтов на основе кооперативных банков, расширение деятельности коммерческих банков в сельской местности для расширения инвестиционного процесса в сельском хозяйстве.

В 2005 г. зерновые и зернобобовые культу ры. включая кукурузу на зерно, были размещены на площади 43,8 млн. га. В целом по стране в этом периоде валовой сбор зерна в массе после доработки составил 78.2 млн. т. что на 12.7 млн. т превышает этот показатель 2000 года

МСХ РФ придерживается следующих приоритетов: 1) увеличение отечественного производства; 2) создание условий для развития инновационной деятельности в АПК, направленной на модернизацию технологической базы основных отраслей; 3) опережающее развитие тех направлений деятельности, которые обеспечат выпуск продукции, пользующейся спросом на мировом рынке; 4) формирование специализированных зон производства продукции;

5) осуществление разумного торгового протекционизма и недопущение недобросовестной конкуренции.

МСХ РФ с участием ученых-аграрии ко в разработало основные направления агропродо-вольственной политики правительства на 2001-2010 гг. Концепция развития АПК одобрена на заседании правительства. В ее основе положены следующие принципиальные положения:

1) основное внимание должно быть уделено на развитие и усиление принципов хозяйствования в рыночных условиях экономики:

2) достижение стабилизации сельскохозяйственного производства и его дальнейшее развитие должно быть обеспечено при сравнительно ограниченных государственных материальных и финансовых ресурсах:

3) решение задач по развитию агропроизводства следует осуществлять быстрыми темпами, чтобы освободиться от экспансии продуктов питания в РФ.

Были одобрены также основные стратегические цели агропродовольственной политики:

1) в экономической отрасли - формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, увеличение экспорта сельхозпродукции и продовольствия. повышение доли АПК в экономике страны;

2) в социальной сфере - повышение уровня жизни сельского населения;

3) в области экологии - производство более экологически чистой агропродукции; создание экологически безопасных условий жизнедеятельности для населения, животного и растительного мира; сохранение природных ресурсов для аграрного производства.

В процессе реализации Программы основное внимание на федеральном уровне предполагается уделить следующим вопросам:

1) формирование и регулирование единого продовольственного рынка и рынка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и других отраслей АПК:

2) осуществление гибкой и эффективной внешнеторговой политики;

3) проведение единой общегосударственной земельной, финансово-кредитной и налоговой политики;

4) организация общегосударственных контрольных функций за качеством продовольственных товаров, ветеринарного, экологиче-

ского. технико-технологического контроля, рационального использования земель:

5) научное, консультативное, информационное и кадровое обеспечение АПК.

Для хронически убыточных предприятий необходимо установить новые организационноправовые и экономические отношения, позволяющие крестьянству проявить свои индивидуальные качества, повысить мотивацию труда и ответственности.

Новое направление в Концепции - развитие регулируемого рынка сельскохозяйственных земель и прежде всего их допустимая концентрация у собственников на основе Земельного кодекса.

Для решения стратегических задач намечено осуществить следующие меры тактического характера:

1) создание нормальных экономических условий для достижения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, финансовое оздоровление агропредприятий (в настоящее время их кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 7 раз);

2) обеспечить стабильность продовольст-

венных рынков, в том числе и за счет рынка земли; для осуществления этой задачи на продовольственном рынке будут приняты следующие меры: а) таможенно-тарифное регу-

лирование: б) проведение товарных интервенций; в) повышение роли госзаказа:

3) регулирование уровня продовольственного импорта на основе совершенствования таможенно-тарифной политики в сфере АПК (повышение ставок пошлин по мере роста уровня переработки продукции, установление низких ставок для продукции, проходящей переработку, повышение ставок импортных пошлин на продовольственные товары с низкой эластичностью спроса). Для сравнения: средние ставки импортного тарифа составляют: а) сельское хозяйство. %: США - 4.9: ЕС - 14.5; КНР - 21.2: Россия -19,1; куриное мясо, %: Канада - 238; Россия - 25; белый сахар, %: США - 216; ЕС -274; Япония - 20:

4) совершенствование механизма финансового лизинга сельскохозяйственной техники. развитие сельскохозяйственного машиностроения:

5) использование спецфонда льготного кредитования АПК (субсидирование процентных ставок по сезонным займам товаропро-

шводителей АПК в коммерческих банках, подсчитано. что если из спецфонда будет направлено на субсидирование части процентной ставки по коммерческим кредитам 1 млрд. руб., то в агрокомплексе можно привлечь за счет коммерческих банков около 5 млрд. руб.);

6) развитие системы страхования рисков сельхозтоваропроизводителей.

Не умаляя значимости этих задач тактического характера, отметим, что им, как и предыдущим, намечаемым еще в дорыночный период. так и выдвигаемым за последнее десятилетие. присущ один и тот же недостаток - не прописан механизм реализации этих задач. Кто конкретно будет их решать, в какие сроки, сколько потребуется для этого ресурсов, особенно финансовых, каков уровень риска для страны в целом и для каждого региона в отдельности, в случае преодоления различного характера отклонений от заданных условий, кто конкретно и какую несет ответственность за невыполнение той или иной задачи? На все эти вопросы ответа нет.

В качестве первоочередных задач по стабилизации дел в аграрном секторе экономики необходимо назвать следующие: 1) создание нормальных экономических условий для достижения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, особенно в оздоровлении финансового состояния сельхозпредприятий; 2) осуществление мер по регулированию зернового рынка, реализация механизма проведения закупочных товарных интервенций; 3) совершенствование таможенно-тарифной политики в сфере АПК. осуществление постоянного контроля за состоянием рынка конкретных видов продукции. быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка; 4) совершенствование механизма финансового лизинга сельскохозяйственной техники с созданием банков-агентов для эффективного размещения средств на приоритетные цены; 5) совершенствование механизма кредитования предприятий и организаций АПК за счет средств спецфонда льготного кредитования: 6) создание страховых резервов отдельных ресурсов, особенно семян, ветпрепаратов, средств защиты растений, развитие системы страхования рисков сельхозтоваропроизводителей; 7) разработка и принятие нормативно-правовых актов, формирующих целостную систему аграрного законодательства.

Для развития продовольственного рынка и создания конкурентной среды важно своевременно ввести систему arpo маркетинга с учетом его конкурентных стратегий.

Известно пять базовых стратегий конкуренции предприятий продовольственного комплекса:

1) снижение себестоимости производства продукции до нижеотраслевого уровня на основе использования известных внутрихозяйственных резервов;

2) дифференциация продукции на основе гибкой специализации и модернизации технологических процессов, позволяющих захватывать рынок нетрадиционным ассортиментом продовольственных товаров:

3) сегментация рынка и надежное закрепление на более узком сегменте с учетом географических, психографических, поведенческих и демографических особенностей потребителей;

4) развитие инновационных процессов с целью выпуска новых, пользующихся спросом, видов продукции и новых методов стимулирования потребителя на выбранном сегменте рынка;

5) гибкое реагирование на изменчивость потребностей рынка, на изменчивость платежеспособного спроса, с учетом возможностей выбора наиболее рентабельных производственно-технологических схем.

Для достижения целей необходимо определить ограничения, обусловленные внутренними и внешними факторами, оказывающими влияние на уровень производства и реализации продукции, К таким ограничениям (условиям) можно отнести:

безубыточное функционирование предприятия (минимальный размер прибыли):

- оптимальные пропорции в развитии растениеводства и животноводства, позволяющие сохранности и даже улучшению качества почв:

- допустимая техногенная нагрузка на земельные ресурсы:

- оптимальность пропорций развития социальной и производственной инфраструктуры;

применение научно обоснованных севооборотов;

выполнение обязательных поставок по договорам;

- возможности ресурсного потенциала предприятия производить необходимое коли-

чество продукции (ограничение в системе «ресурсы - выпуск»);

- транспортная доступность рынков сбыта продукции.

Одна из основных стратегических целей -формирование маркетинговой стратегии разных уровней (регион, область, район, предприятие). Для этого, прежде всего, необходимо дать общую характеристику социально-экономического уровня по заранее собранной информации репрезентативного объема.

Следует отметить, что отсутствие конкурентной среды, особенно в первой сфере АПК. значительно сужает не только возможности выбора сельхозтоваропроизводителем надежного и выгодного делового партнера по поставке техники и агросервисному обслуживанию, но и выбора конкурентной стратегии, поскольку обновление фондов в условиях диспаритета цен в АПК навряд ли возможно.

В связи с этим вышеназванные стратегии будут нереализуемыми до тех пор. пока агропредприятия не обновят основные производственные фонды, износ и моральное старение которых давно перешли через критический уровень.

Таким образом, путь к реализации базовых стратегий конкуренции лежит, прежде всего, через восстановление деградированного ресурсного потенциала сельских хозяйств, через преодоление кризисных явлений. Это реально осуществимо, по нашему мнению, только в том случае, если государство будет гарантом в реализации продукции сельских хозяйств, что может быть обеспечено через систему госзаказа цивилизованного образца. В этом случае разработка и реализация маркетинговых целей теряет смысл. Она необходима лишь для фазы перепроизводства сельхозпродукции, когда объем госзаказа будет незначительным, а основная масса аграрных продуктов реализации через другие каналы чисто рыночного характера, за которые произойдет конкурентная борьба.

При этом нельзя отрицать и противоборство сельхозпредприятий за госзаказ, поскольку в этой фазе развития он должен быть для аграриев еще более привлекателен.

До периода приближения к данной фазе развития, а также до начала широкого формирования сельскохозяйственной кооперативной системы, которая будет достойным конкурентом на продовольственном рынке, единственно возможным вариантом стабилизации в

АПК может стать государство. Без его вмешательства через экономические рычаги не решить и проблему технического обновления сельскохозяйственного производства. Однако задача эта очень сложная, поскольку её решение наталкивается на результаты прошедшей приватизации, после которой все предприятия первой сферы АПК стали акционерными обществами с контрольным пакетом акций у трудовых коллективов. В этом случае выход из тупиковой ситуации возможен лишь через создание интеграционных структур вертикального типа с подключением к ним и сельских хозяйств.

Пока же интеграция как бы раздваивается. В одном случае интеграционные формирования создаются в сфере «продовольственной цепочки», в другом - между предприятиями первой сферы АПК (тракторные заводы, предприятия сельхозмашиностроения, агросервисные организации и т.д.). Такие структуры еще более монополизируют рынок материально-технических ресурсов.

Существует мнение, что целесообразно сохранить сложившиеся каналы товародвижения от поставщиков к потребителям в системе агро-снабов. Для этого предлагается осуществить меры по предотвращению дезинтеграции системы агроснабжения в процессе её приватизации, С целью сохранения производственно-технологического единства необходима комплексная приватизация всех звеньев данной сферы в масштабе области на принципах создания холдинговых, трастовых компаний или на принципах передачи коллективам предприятий 40% акций между предприятиями агро-снаба, исходя из их доли в уставном капитале, а остальной части - по закрытой подписке между сельхозтоваропроизводителями. Тогда районные базы превращаются в филиалы акционерного общества и принимают участие в управлении, включая финансово-кредитную сферу. Данная система отношений учитывает интересы коллективов агроснабов и обслуживающих хозяйств. Для ранее приватизированных предприятий этого можно достичь за счет трансформации части обычных акций, принадлежащих трудовому коллективу, в привилегированные.

Подобная манипуляция с акциями действительно может улучшить положение аграриев при организации технического обеспечения. Однако не следует забывать, что «снабы» - это

лишь промежуточные звенья между сельхозтоваропроизводителями и заводам и-изготовите-лями технических средств для села. Они не решают проблемы удешевления техники, не влияют в целом на политику ценообразования, на конъюнктуру ее рынка. Выход здесь видится, опять же, через вертикальные интеграционные формирования, либо через соответствующие экономические рычаги государства.

Выполненный обзор литературных источников позволяет сделать следующий важный вывод: намеченные на уровне Правительства РФ стратегические цели развития аграрного сектора экономики пока не подкреплены соответствующими механизмами их реализации, а отдельные рекомендации ученых не имеют комплексного характера, особенно для преодоления кризиса в аграрной сфере.

Литература

1. Антонян А.П. Формирование и развитие системы оптовых продовольственных рынков на Среднем Урале / Диссертация на соискание

ученой степени канд. экон. наук. - Екатеринбург: УрГСХА. 1999.-172 с.

2. Беспахотный Г.В. Основные направления агропродовольственной политики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2001. - № 1 .-С. 7-9.

Я. Галисв Т.А. Развитие многоукладной аграрной экономики /Диссертация на соискание ученой степени доктора экон. наук. - Екатеринбург: УрГЭУ. 2000.-332 с.

4. Гуляева Т.Н. Экономико-статисти-чсский анализ внешней торговли сахаром // АПК: экономика, управление. - 2000,- №1. -

С. 47-50.

5. Гумеров Р. Десять лет аграрной реформы: куда пришли и что делать? - Российский экономический журнал. - 2000. - № 9. — С.35-51,

6. Жехов А. Рынок молочных продуктов // Экономика сельского хозяйства России. - 2000. -№4.-С, 36.

7. Копач К.В. Межхозяйственное интеграционное объединение выгодно для ЛПХ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - №6 - С. 38-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.